какие способности заключаются в эмоционально волевом влиянии на обучаемых
В чем проявляются суггестивные способности педагога?
1. В умении определять линию воспитательной деятельности
2. В умении проникать в духовный мир воспитанников
3. В изучении учащихся и определении уровня их развития
4. В умении вовлечь воспитанников в намеченную деятельность
В эмоционально-волевом влиянии на воспитанников
Какие способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых?
1. Коммуникативные способности
2. Перцептивные способности
Суггестивные способности
4. Дидактические способности
5. Организаторские способности
138. Какие способности проявляются в умении учителя сплотить коллектив, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги и т.д.?
5. Организаторские
Какие способности заключаются в умении подобрать и подготовить материал, наглядность, оборудование, доступно и ясно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей и т.д.?
Дидактические
Какие способности заключаются в умении проникать в духовный мир воспитанников, объективно оценить их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики?
Перцептивные
Какие способности заключаются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебных заведений?
Коммуникативные
Какие способности заключаются в умении учителя познать и объективно оценить педагогические ситуации и процесс?
Исследовательские
143. Умения, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли знаний:
Научно-познавательные
К какой группе педагогических способностей относится способность учителя доступно, ясно, понятно преподнести учебный материал, умение организовать урок, мобилизовать внимание учащихся?
Дидактические
К какой группе педагогических способностей относится способность проникать во внутренний мир воспитанников, психологическая наблюдательность?
Какие способности заключаются в эмоционально волевом влиянии на обучаемых
Шпаргалка по педагогике (для педагогов)
1. Понятие педагогики и этапы ее развития
Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».
В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
Источники развития педагогики:
– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;
– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;
– текущая мировая и отечественная практика воспитания;
– данные специально организованных педагогических исследований;
Истоком европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейшие ее представители: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» Марка Квинтилиана, древнеримского философа и педагога.
Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.
Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли.
Английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания («Мысль о воспитании»).
Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике.
Деятельность французских просветителей во многом определила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся.
Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.
В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.
Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий.
Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания.
Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы.
Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.
2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики
Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.
Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.
Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:
– цели обучения (для чего учить);
– содержание обучения (чему учить);
– формы и методы обучения (как учить).
Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.
К таким задачам можно отнести:
– выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;
– изучение и распространение педагогического опыта;
– прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;
– разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;
– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;
– участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;
– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Но педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого. В ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между различными дисциплинами:
Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:
– описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);
– диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);
– прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:
– проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);
– преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);
– рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).
К каким умениям относятся способности эмоционально-волевого влияния на обучаемых?
Педагогическая деятельность – это
А. особый вид социальной, общественно значимой деятельности взрослых (родителей, учителей, социальных работников), направленной на развитие и саморазвитие личности и проводимой в образовательных учреждениях;
В. ряд педагогических действий педагога по отношению к ученику, направленных на передачу знаний;
С. педагогический процесс передачи знаний;
Д. вид социальной деятельности, нацеленный на воспитание культурного человека;
Е. деятельность учителя в школе.
Выдели неверное утверждение. Педагогическая технология —
А. одно из специальных направлений педагогической науки (прикладная педагогика), призванное обеспечить достижение определенных задач, повышать эффективность учебно-воспитательного процесса, гарантировать его высокий уровень;
В. сумма научно обоснованных приемов воспитательного воздействия на человека или группу людей;
С. педагогическая теория;
Д. составная часть педагогического мастерства;
Е. элемент педагогической деятельности.
Педагогическое мастерство — это
А. высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека;
В. компонент структуры педагогической деятельности;
С. вид педагогических способностей;
Д. профессиональное качество, доступное единицам;
Е. элемент профессиограммы учителя.
К каким умениям относятся способности эмоционально-волевого влияния на обучаемых?
В. суггестивные;
5. Способности к усвоению научных знаний в избранной отрасли это-
А. перцептивные умения;
В. научно-познавательные умения;
С. исследовательские умения;
Д. организаторские умения;
Е. дидактические умения.
6. Определите способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.
А. исследовательские;
В. научно-познавательные;
С. суггестивные;
Д. перцептивные;
Е. организаторские.
7. К каким умениям относятся умения педагога проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики?
А. исследовательские;
В. организаторские;
С. перцептивные;
Д. коммуникативные;
Е. суггестивные.
8. Определите умения учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги.
А. организаторские;
В. исследовательские;
С. научно-познавательные;
Д. суггестивные;
Е. перцептивные.
11. Укажите умения педагога, проявляющиеся в подборе и подготовке учебного материала, наглядности и оборудования.
А. научно-познавательные;
В. дидактические;
С. исследовательские;
Д. суггестивные;
Е. организаторские.
12 Структура процесса профессионально-педагогического общения включает:
А. моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап);
В. организацию непосредственного общения в момент начального воздействия (коммуникативная атака);
С. управление общением в ходе педагогического процесса;
Д. анализ осуществлённой системы общения и моделирование её на предстоящую деятельность;
Е. педагогическая техника.
14. Укажите стили педагогической деятельности.
А. авторитарный, демократический, попустительский;
В. разящие стрелы, возвращающийся бумеранг, плывучий плот;
С. авторитарный, доброжелательный, схоластический;
Д. прямой, косвенный, безразличный;
Е. доброжелательный, безразличный, авторитарный.
Е. способность спрогнозировать ожидаемый результат.
В. профессионально-педагогическая способность, которая связана с направленностью личности учителя, опирающегося на положительное в становлении личности каждого человека;
С. способность к анализу своих поступков;
Д. способность владеть собой;
Е. внутренняя энергия гибкости и инициатива в разнообразии действий.
17. К перцептивным способностям относятся
А. способность к волевому воздействию и логическому убеждению;
В. способность педагога идентифицировать себя с учеником;
С. расположенность к людям, доброжелательность;
Д. профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция;
Е. способность педагога отбирать учебный материал в соответствии с задачами урока.
18. Что вы понимаете под словом креативность?
А. способность к творчеству;
В. способность владеть собой;
С. способность педагога идентифицировать себя с учеником;
Д. расположенность к людям, доброжелательность;
Е. современность в образе учителя.
19. Эмпатия – это
А. способность к творчеству;
В. способность владеть собой;
С. способность педагога идентифицировать себя с учеником;
Д. расположенность к людям, доброжелательность;
Е. профессиональная зоркость.
20. К способностям личности к педагогической деятельности относятся
А. гуманистическая направленность, профессиональное знание предмета, педагогические способности, педагогическая техника;
В. коммуникативность, перцептивные способности, динамизм личности, эмоциональная устойчивость, оптимистическое прогнозирование, креативность;
С. профессиональная зоркость, логическое убеждение, способность к творчеству;
Д. организационные способности, управления, контролирования, планирования, целеполагания;
Шпаргалка по педагогике (для педагогов).
Главные группы способностей.
Организаторские. Проявляются в умении учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т. д.
Дидактические. Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т. п.
Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в душный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.
Коммуникативные способности проявляются в умении устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.
Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.
Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.
Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.
Важными профессиональными качествами педагога являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.
Обязательное для учителя качество – гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Учащиеся видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.
Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание.
Неотъемлемое профессиональное качество учителя – справедливость.
Воспитатель обязан быть требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования учитель прежде предъявляет к себе. Педагогическая требовательность должна быть разумной.
Педагогический такт – это соблюдение чувства меры в общении с учащимися. Такт – это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Ядром педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника.
Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных, приобретаемых в процессе профессиональной подготовки, связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Коллектив авторов
Книга «Шпаргалка по педагогике (для педагогов)»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.
Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.
Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.
Важными профессиональными качествами педагога являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.
Обязательное для учителя качество – гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Учащиеся видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.
Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание.
Неотъемлемое профессиональное качество учителя – справедливость.
Воспитатель обязан быть требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования учитель прежде предъявляет к себе. Педагогическая требовательность должна быть разумной.
Педагогический такт – это соблюдение чувства меры в общении с учащимися. Такт – это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Ядром педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника.
Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных, приобретаемых в процессе профессиональной подготовки, связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.
23. Профессиональный потенциал педагога
Значение имеют не изолированные качества педагога, а их целостная система. Системный характер учительского мастерства отражается в понятии «профессиональный потенциал педагога», объединяющем в себе многие разноплановые и разноуровневые аспекты подготовки и деятельности учителя.
Профессиональный потенциал – это:
– главная характеристика педагога, включающая в себя совокупность объединенных в систему естественных и приобретенных качеств, определяющих способность педагога выполнять свои обязанности на заданном уровне;
– скорректированная на цель способность педагога ее реализовать: при этом речь идет о соотношении намерений и достижений;
– база профессиональных знаний, умений в единстве с развитой способностью педагога активно творить, действовать, воплощать свои намерения в жизнь, достигать запроектированных результатов.
Профессиональный потенциал определяется как система естественных и приобретенных в процессе профессиональной подготовки качеств:
ППП = Пнеп + Пчип + Пдсп + Пдпд, где ППП – профессиональный потенциал педагога; Пнеп – неизменяемая часть потенциала, обусловленная общими врожденными способностями личности;
Пчип – частично изменяемая (прогрессивная) часть потенциала, обусловленная естественными специальными способностями личности, развитием последних в процессе профессиональной подготовки и практической деятельности;
Пдсп – компонент потенциала, добавляемый специальной подготовкой в вузе (специальный);
Пдпд – часть потенциала, приобретаемая в процессе практической деятельности педагога.
Система ППП содержит структурные части, под которыми понимаются крупные направления (аспекты) подготовки учителей и их профессиональной деятельности.
Общая структура понятия «профессиональный потенциал» многоплановая.
С одной стороны, ППП содержит в себе соотношение ориентации как наклонности к педагогической деятельности и действительной ситуации деятельности. При таком подходе подчеркивается значение приобретенной и естественной способности к занятиям педагогической деятельностью.
С другой стороны, ППП отражает отношение педагога к профессиональной деятельности. Это значит, что одних лишь способностей, даже когда они есть, мало для качественного выполнения профессиональных обязанностей.
С третьей стороны, ППП трактуется как возможность выполнять свой труд на уровне требований педагогической профессии, в сочетании с индивидуальным пониманием сущности педагогического процесса – стилем учебно-воспитательной деятельности.
С четвертой стороны, ППП – это концентрирование приобретенных качеств, т. е. система приобретенных в процессе подготовки знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности.
Общими структурными компонентами педагогического профессионального потенциала является интеллектуальный, мотивационный, коммуникативный, операционный, творческий.
Культурный, гуманистический, деятельностный компоненты рассматриваются как общие условия, в которых протекает профессиональная деятельность.
Близким по отношению к ППП общим понятием является педагогический профессионализм, который означает способность рассчитывать течение педагогических процессов, предвидеть их последствия, при этом опираясь на знание общих обстоятельств, условий и конкретных причин.
24. Структура педагогической деятельности и педагогического мастерства
В структуре педагогической деятельности выделяются следующие компоненты: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Гностический компонент – это система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность. Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный уровни и уровень специальных знаний.
К общекультурным знаниям относятся знания в области искусства и литературы, осведомленность и умение ориентироваться в вопросах религии, права, политики, экономики и социальной жизни, экологических проблемах; наличие содержательных увлечений и хобби.
Специальные знания включают владение предметом, а также знание по педагогике, психологии и методике преподавания.
Знания и умения, составляющие основу собственно познавательной деятельности, т. е. деятельности по приобретению новых знаний являются важной составляющей гностического компонента.
Конструктивные или проектировочные способности являются определяющими в достижении высокого уровня педагогического мастерства. От них зависит эффективность использования всех других знаний. Психологическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное моделирование воспитательно-образовательного процесса.
Проектировочные способности обеспечивают стратегическую направленность педагогической деятельности и проявляются в умении ориентироваться на конечную цель.
Конструктивные способности обеспечивают реализацию тактических целей: структурирование курса, подбор конкретного содержания для отдельных разделов, выбор форм проведения занятий и т. п.
Организаторские способности служат не только организации собственно процесса обучения, но и самоорганизации деятельности преподавателя.
От уровня развития коммуникативной способности и компетентности в общении зависит легкость установления контактов преподавателя с учащимися и другими преподавателями, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач. Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности и т. п.