какие способы помощи родителей детям преодоление учебных трудностей взаимно исключают друг друга

Ребенок и трудности: учим детей навыку преодоления

Спе­ци­а­ли­сты, рабо­та­ю­щие с детьми, все чаще отме­чают, что очень мно­гие дети сего­дня не умеют и не хотят пре­одо­ле­вать труд­но­сти. Тре­во­жатся на этот счет и роди­тели. Стоит заве­сти об этом раз­го­вор – и мно­гие из них спра­ши­вают, как быть.

В своей ста­тье о про­блеме детей, пасу­ю­щих перед жиз­нен­ными вызо­вами, о воле, пре­одо­ле­нии и ситу­а­циях успеха в школе и дома раз­мыш­ляет извест­ный рос­сий­ский пра­во­слав­ный пси­хо­лог, педа­гог Татьяна Шишова.

какие способы помощи родителей детям преодоление учебных трудностей взаимно исключают друг друга. Смотреть фото какие способы помощи родителей детям преодоление учебных трудностей взаимно исключают друг друга. Смотреть картинку какие способы помощи родителей детям преодоление учебных трудностей взаимно исключают друг друга. Картинка про какие способы помощи родителей детям преодоление учебных трудностей взаимно исключают друг друга. Фото какие способы помощи родителей детям преодоление учебных трудностей взаимно исключают друг друга

Дошколь­ник, если у него не полу­ча­ется нари­со­вать рису­нок или сма­сте­рить поделку, впа­дает в гнев, рвет бумагу, «исте­рит» (это слово, не встре­ча­ю­ще­еся в нор­ма­тив­ном «Сло­варе рус­ского языка» Оже­гова, сей­час почему-то стало попу­ляр­ным) и наот­рез отка­зы­ва­ется от вто­рой попытки. А мно­гие пасуют, даже не пыта­ясь попро­бо­вать сде­лать то, что им кажется трудным.

С воз­рас­том обычно острота реак­ции сни­жа­ется: дети посте­пенно учатся себя кон­тро­ли­ро­вать. Но отлы­ни­вать от труд­ного про­дол­жают по-прежнему.

И даже те мамы и папы, кото­рые дол­гое время счи­тали, что если ребе­нок чего-то не хочет, то на него не надо давить, утра­чи­вают благодушие.

Слиш­ком уж мно­гое попа­дает в зону «не хочу»: учеба, кружки и сек­ции, выпол­не­ние домаш­них обя­зан­но­стей – короче, все, что тре­бует воле­вых уси­лий и доста­точно дли­тель­ного напряжения.

Прежде чем решать, что делать, все­гда имеет смысл задать себе вопрос: «почему?». Почему сло­жи­лась та или иная ситу­а­ция? Не из празд­ного любо­пыт­ства, а чтобы, по воз­мож­но­сти, устра­нить фак­торы, спо­соб­ство­вав­шие ее возникновению.

Конечно, бывает нере­ши­тель­ный, бояз­ли­вый харак­тер, нев­ро­ти­че­ский склад лич­но­сти. Такому чело­веку про­сто в силу его при­род­ных осо­бен­но­стей мно­гое кажется непре­одо­лимо труд­ным, и у него раз­ви­ва­ется свое­об­раз­ная защит­ная реак­ция – «псев­до­лень».

Но неужели детей такого склада стало рож­даться больше? Или при­чина в дру­гом? Попро­буем разобраться.

К вопросу о целеполагании

Помните попу­ляр­ную когда-то фразу: «Не бояться труд­но­стей – наш девиз»? Конечно, не все могли похва­статься тем, что вопло­щают это в жизнь: вос­пи­та­ние воли – не самая лег­кая в мире задача. Но ска­зать, что девиз этот был наду­ман­ным или фаль­ши­вым, как мно­гие тогдаш­ние лозунги, тоже нельзя.

«Куль­тур­ный воз­дух», кото­рым с рож­де­ния дышал ребе­нок, был насы­щен при­зна­нием важ­но­сти тяже­лого физи­че­ского и напря­жен­ного умствен­ного труда, при­ме­рами само­от­вер­жен­но­сти и геро­изма. При­чем в этом отно­ше­нии совет­ская эпоха прин­ци­пи­ально не отли­ча­лась от дореволюционной.

Кон­кре­тика, конечно, изме­ни­лась, но жажда лег­кой наживы, тяга к слад­кой, без­за­бот­ной жизни, лень и гедо­низм осуж­да­лись все­гда. В этом отно­ше­нии в рус­ской куль­туре веками суще­ство­вал консенсус.

В пере­стройку он был резко нару­шен. В стране начали созда­вать обще­ство потреб­ле­ния. А это озна­чает не только, как сперва дума­лось, оби­лие това­ров и услуг, но и прин­ци­пи­ально новые цен­ност­ные ори­ен­тиры. Если важ­нее всего потреб­лять и насла­ждаться, то надо поско­рее попасть в этот «потре­би­тель­ский рай».

А как попасть, если за чест­ный, напря­жен­ный труд пла­тят копейки? Рецепт оче­ви­ден, для его выписки не нужно быть семи пядей во лбу: нужно откуда-то быстро взять много денег. Откуда – не так уж и важно, ведь деньги не пах­нут. Глав­ное – побольше и побыстрее.

Вспом­ните рекламу «лихих 90‑х», все эти финан­со­вые пира­миды. Рыбо­ловы с удоч­кой на фоне раз­не­жи­ва­ю­щего лет­него пей­зажа: «Мы сидим, а денежки идут». Вспом­ните бес­ко­неч­ные теле­кон­курсы, розыг­рыши всего и вся, при­зывы пой­мать за хвост удачу, выиг­рать мил­лион, ото­рваться и при­ко­лоться, не дать себе засохнуть…

В таком кон­тек­сте девиз «не бояться труд­но­стей» стал вос­при­ни­маться ско­рее иро­ни­че­ски. Дескать, так могут рас­суж­дать только дураки. Это дура­ков работа любит. А умные пред­по­чтут халяву.

(«Халява», разу­ха­би­стое жар­гон­ное сло­вечко, точно пере­да­вав­шее дух эпохи, вошло тогда в лек­си­кон самых раз­ных людей, вплоть до пуб­лич­ных поли­ти­ков.) Резуль­таты «смены вех» не замед­лили ска­заться ростом пре­ступ­но­сти, алко­го­лизма, нар­ко­ма­нии, туне­яд­ства, про­сти­ту­ции, соци­аль­ного сирот­ства и про­чих явле­ний, сопут­ству­ю­щих поиску лег­кой жизни.

Конечно, боль­шин­ство людей и в «лихие» рабо­тали в поте лица. Но в инфор­ма­ци­он­ном обще­стве важна не реаль­ность, а кар­тинка, образ. Осо­бенно для юного поко­ле­ния, кото­рое реаль­но­сти еще не знает, опыта не имеет и легко под­да­ется манипуляциям.

Сей­час вроде бы время дру­гое. Стало ясно, что без труда все-таки не выудишь рыбку из пруда. Снова воз­рос пре­стиж обра­зо­ва­ния, заго­во­рили о том, что надо под­ни­мать про­из­вод­ство и сель­ское хозяйство.

Но сильно ли изме­ни­лась «кар­тинка»? «Дольче вита» рекла­ми­ру­ется по-преж­нему, хотя уже и не столь агрес­сивно. Но даже сего­дня на рекламе, укра­ша­ю­щей вагон метро, можно про­честь, что про­цент по бан­ков­скому вкладу «лучше, чем зарплата».

Поин­те­ре­суй­тесь у школь­ни­ков началь­ных клас­сов, много ли они знают посло­виц о важ­но­сти тру­до­лю­бия, упор­ства, пре­одо­ле­ния пре­пят­ствий. Ско­рее всего, уро­жай будет скуд­ным. А ведь посло­вицы не про­сто некая абстракт­ная «народ­ная мудрость».

Это наши предки, с кото­рыми у нас, верим мы в это или не верим, все равно суще­ствует духов­ная связь, обра­ща­ются к нам из глу­бины веков и настав­ляют на путь истин­ный. Дают, так ска­зать, установки.

Уста­новки же совре­мен­ной мас­скуль­туры зача­стую диа­мет­рально про­ти­во­по­ложны. В том числе и по вопросу пре­одо­ле­ния трудностей.

Не зная ни посло­виц, ни мно­гих рус­ских народ­ных ска­зок, песен и былин, в кото­рых явственно зву­чит тема упор­ного труда, нынеш­ние дети пре­красно ори­ен­ти­ру­ются в мире ком­пью­тер­ных игр.

Игры про­грам­ми­руют их на потре­би­тель­ский образ жизни, на те же раз­вле­че­ния, в кото­рых, как пишут иссле­до­ва­тели пси­хо­ло­гии ком­пью­тер­ных игро­ков, они «знают толк на самом глу­бо­ком, под­со­зна­тель­ном уровне.

В конце кон­цов, это поко­ле­ние выросло в мире, где раз­вле­че­ния – самое ценное».

Детей настра­и­вают на то, что в игре каж­дый из них «звезда… в отли­чие, напри­мер, от спор­тив­ных сек­ций, где боль­шин­ство детей нико­гда не ста­но­вятся звез­дами». Настра­и­вают на полу­че­ние быст­рых резуль­та­тов при мини­муме уси­лий. В резуль­тате гей­меры «счи­тают себя экс­пер­тами» и не рвутся работать.

А если все-таки немного напря­гутся, то «тре­буют за это серьез­ного воз­на­граж­де­ния» (см. кн. Дж. Бек и Мит­чел Уэйд «Доиг­ра­лись! Как поко­ле­ние гей­ме­ров навсе­гда меняет биз­нес-среду», Pretext, M, 2006, Harvard Business School Press, Boston, Massachusetts).

Да и зачем напря­гаться? Чело­век так устроен, что его дей­ствия должны быть осмыс­ленны, иначе теря­ется стимул.

– Как для чего? – спро­сите вы. – Для того чтобы выучиться и полу­чить про­фес­сию, устро­иться на хоро­шую работу. Верно.

А теперь давайте посмот­рим на этот вопрос гла­зами ребят. Что они слы­шат о труде, об этой сто­роне жизни взрос­лых? Какие про­фес­сии при­вле­ка­тельны? Уче­ные ассо­ци­и­ру­ются с нищен­ской зар­пла­той, на кото­рую невоз­можно содер­жать семью.

Заня­тие нау­кой, само по себе захва­ты­ва­ю­щее и инте­рес­ное (инте­рес – один из силь­ней­ших сти­му­лов пре­одо­ле­ния труд­но­стей), прак­ти­че­ски не про­па­ган­ди­ру­ется. Где кружки юных физи­ков, хими­ков, био­ло­гов? А там, где они все-таки есть, высока ли посещаемость?

А что знают дети о выда­ю­щихся уче­ных? При­меры ведь, как известно, тоже слу­жат силь­ным сти­му­лом для под­ра­жа­ния. На днях слы­шала раз­го­вор двух пар­ней лет 18–19.

– Как же его звали, блин. Ну, этот… он, короче, изоб­рел что-то гени­аль­ное… самое важ­ное в XX веке…

Сто­яв­ший рядом пожи­лой тех­нарь при­нялся под­ска­зы­вать, назы­вая фами­лии изоб­ре­та­те­лей. Парень явно был удив­лен, что их так много. Но все ока­зы­ва­лось «не то». Нако­нец ему уда­лось вспом­нить опре­де­ля­ю­щую характеристику.

– Он еще на фото­гра­фии такой лох­ма­тый, с высу­ну­тым языком.

Больше ничего об Эйн­штейне недав­ний школь­ник ска­зать не мог.

Про­фес­сии, свя­зан­ные в дет­ском пред­став­ле­нии с обра­зом силь­ной, воле­вой лич­но­сти (лет­чик, кос­мо­навт, спа­са­тель, пожар­ный, моряк, гео­лог и т.п.), в основ­ном оста­ются за кад­ром. Дру­гие (мили­ци­о­нер, судья, поли­тик) доста­точно прочно свя­заны в обще­ствен­ном созна­нии с поня­тием коррупции.

Пер­спек­тива же работы бух­гал­те­ром, мене­дже­ром, пиар­щи­ком или сек­ре­та­рем, вполне при­вле­ка­тель­ная для мно­гих взрос­лых, неспо­собна вооду­ше­вить ребенка настолько, чтобы ему захо­те­лось свер­нуть ради нее горы.

В этом воз­расте дети во сне летают, им хочется при­клю­че­ний и роман­тики. А тут еще и назва­ние обид­ное – «офис­ный планктон»…

Так что вопрос моти­ва­ции для ребят, не име­ю­щих выра­жен­ных позна­ва­тель­ных и твор­че­ских инте­ре­сов (а именно такие сей­час, в допол­не­ние к клас­си­че­ским нев­ро­ти­кам, мас­сово попол­няют ряды «укло­ни­стов от труд­но­стей»), это вопрос архи­важ­ный и довольно трудно реша­е­мый в совре­мен­ных условиях.

Эпоха расслабленных

Кстати, ком­пью­тер и теле­ви­зор вли­яют не только на фор­ми­ро­ва­ние пси­хо­ло­ги­че­ских уста­но­вок. Во время про­смотра теле­ви­зора у чело­века про­ис­хо­дит изме­не­ние актив­но­сти токов голов­ного мозга и насту­пает так назы­ва­е­мое «альфа-состо­я­ние», близ­кое к трансу. Еще в 1979 году об этом напи­сали австра­лий­ские иссле­до­ва­тели Фред и Мэр­ри­лин Эмери.

Подолгу про­си­жи­вая перед экра­ном, ребе­нок при­вы­кает к тран­со­вым состо­я­ниям, они ста­но­вятся ему необ­хо­димы. А транс и напря­же­ние, необ­хо­ди­мое для пре­одо­ле­ния труд­но­стей, – две вещи несовместные.

Стра­дает и интел­лект. «Наши иссле­до­ва­ния четко пока­зали, что дети, часто смот­ря­щие теле­ви­зор, хуже умеют читать, хуже отли­чают реаль­ное от вымысла; у них хуже раз­вито вооб­ра­же­ние… им свой­ственна повы­шен­ная тре­вож­ность, – пишут иссле­до­ва­тели из Йель­ского уни­вер­си­тета Дороти и Дже­ром Сингер.

– Все это при­во­дит к тому, что когда ребе­нок идет в школу, он меньше при­спо­соб­лен к жизни». Чрез­мер­ное увле­че­ние экра­ном мешает чело­веку кон­цен­три­ро­ваться, сни­жает само­кон­троль и повы­шает раздражительность.

Несколько лет назад группа спе­ци­а­ли­стов, рабо­тав­ших в рам­ках про­граммы «Врачи мира – детям» обсле­до­вала боль­шое число юных жите­лей Санкт-Петер­бурга. Выводы неуте­ши­тельны: прак­ти­че­ски у всех, кто смот­рит теле­ви­зор по несколько часов в день, интел­лек­ту­аль­ное раз­ви­тие на несколько лет отстает от физического.

Такие дети и под­ростки тяжело пере­но­сят повы­шен­ные нагрузки. У них насту­пает частич­ное отклю­че­ние созна­ния. Подоб­ная реак­ция наблю­да­ется и при слу­ша­нии гром­кой рит­мич­ной музыки.

Дети, при­вык­шие к быст­рому мель­ка­нию кад­ров, плохо пони­мают обра­щен­ную к ним речь. Им трудно слу­шать учителя.

У мно­гих наблю­да­ется отста­ва­ние рече­вого раз­ви­тия. Англий­ское обще­ство помощи детям с дефек­тами речи еще в 1996 г. сооб­щило, что уже каж­дый тре­тий ребе­нок в Англии «заметно отстает в рече­вом раз­ви­тии». В шко­лах даже стали вво­дить спе­ци­аль­ные про­граммы, обу­чая семи­лет­них детей здо­ро­ваться и спра­ши­вать дорогу. У нас до этого пока не дошло, но задержка речи диа­гно­сти­ру­ется все чаще.

Очень легко на ком­пью­тер и теле­ви­зор под­са­жи­ва­ются дети воз­бу­ди­мые, гипе­р­ак­тив­ные, свое­воль­ные, с завы­шен­ными при­тя­за­ни­ями, не соот­вет­ству­ю­щими уровню их возможностей.

Короче, как раз такие, каким в силу их осо­бен­но­стей трудно пре­одо­ле­вать пре­пят­ствия. Идя у них на поводу, роди­тели фак­ти­че­ски заго­няют детей в замкну­тый круг, из кото­рого сами дети вырваться не в состоянии.

Травмы раннего обучения

И еще одна серьез­ней­шая, на мой (и не только мой!) взгляд, при­чина попол­не­ния рядов «укло­ни­стов» заклю­ча­ется в том, что сей­час детей слиш­ком рано начи­нают учить.

Очень про­па­ган­ди­ру­ется ран­нее интел­лек­ту­аль­ное раз­ви­тие, инно­ва­ци­он­ные мето­дики обу­че­ния чте­нию и про­чим премудростям.

«Когда в ходе вос­пи­та­тель­ных экс­пе­ри­мен­тов взрос­лые отсту­пают от прин­ципа при­ро­до­со­об­раз­но­сти и начи­нают под­сте­ги­вать раз­ви­тие ребенка, это исто­щает запас его сил, – предо­сте­ре­гает извест­ный дет­ский пси­хи­атр проф. Г.В. Коз­лов­ская. – Хотя послед­ствия выяв­ля­ются не сразу.

Да, без­условно, ребенка можно с помо­щью опре­де­лен­ной искус­ствен­ной сти­му­ля­ции сде­лать аксе­ле­ра­том. Можно обу­чить его в три года мате­ма­тике или при­е­мам айкидо. Осо­бенно легко под­да­ется он обу­че­нию интел­лек­ту­аль­ным играм (напри­мер, на компьютере).

Мозг ребенка в этот период жизни рабо­тает с боль­шой отда­чей и мощ­но­стью. Конечно, его можно загру­зить допол­ни­тельно, и ребе­нок будет опе­ре­жать дети­шек, кото­рые играют с обыч­ными игруш­ками, в то время как он уже гово­рит на двух язы­ках. Но все при­хо­дит к сво­ему концу.

какие способы помощи родителей детям преодоление учебных трудностей взаимно исключают друг друга. Смотреть фото какие способы помощи родителей детям преодоление учебных трудностей взаимно исключают друг друга. Смотреть картинку какие способы помощи родителей детям преодоление учебных трудностей взаимно исключают друг друга. Картинка про какие способы помощи родителей детям преодоление учебных трудностей взаимно исключают друг друга. Фото какие способы помощи родителей детям преодоление учебных трудностей взаимно исключают друг друга

Ребе­нок, кото­рый в дет­стве много играл, идет в школу и с удо­воль­ствием учится, а этот, физи­че­ски и интел­лек­ту­ально пере­гру­жен­ный в ран­нем дет­стве, испы­ты­вает к школе отвра­ще­ние. Ему ничего не инте­ресно, у него воз­ни­кают апа­тия, депрес­сия, нев­ро­ти­че­ские состояния.

Он начи­нает отста­вать от сверст­ни­ков. Так про­яв­ля­ется защит­ная реак­ция орга­низма на агрес­сию окру­жа­ю­щей среды с ее излиш­ней интел­лек­ту­а­ли­за­цией, однако реак­ция эта пато­ло­ги­че­ская, и послед­ствия ее весьма плачевны.

Вся судьба его может пойти вкривь и вкось из-за экс­пе­ри­мен­тов с ран­ним раз­ви­тием, кото­рые сей­час, увы, чрез­вы­чайно популярны».

«Меха­низмы для фор­ми­ро­ва­ния навы­ков чте­ния и письма созре­вают у ребенка не раньше, чем к 5–6 годам, об этом надо пом­нить и учи­те­лям, и роди­те­лям», – гово­рит дирек­тор Инсти­тута воз­раст­ной физио­ло­гии, док­тор био­ло­ги­че­ских наук, ака­де­мик РАО Марьяна Безруких.

Впро­чем, не только фор­си­ро­ва­ние интел­лек­ту­аль­ного раз­ви­тия может вызвать у ребенка устой­чи­вый страх перед труд­но­стями. Слыша от роди­те­лей жалобы на дет­скую лень, упрям­ство и нега­ти­визм, я в послед­ние годы обя­за­тельно прошу их вспом­нить, когда и чему они начали ребенка учить, как он на это реа­ги­ро­вал и как вос­при­ни­мали его реак­ции они.

Очень часто роди­тели вспо­ми­нают, что в двух-трех­лет­нем воз­расте они пыта­лись водить сына или дочку в какую-нибудь сту­дию. Их сей­час много, на раз­ный вкус. И ничего там вроде бы слож­ного не было, два при­хлопа три при­топа, дру­гие детки нор­мально справ­ля­лись. А у них почему-то дело не пошло.

Роди­тели забрали ребенка и давно забыли об этой исто­рии. Но для него она была ран­ней трав­мой. Он чего-то испу­гался, с чем-то не спра­вился, а поде­литься сво­ими пере­жи­ва­ни­ями не мог, не умел.

А поскольку травма была ран­ней, то страх не спра­виться застрял в глу­би­нах под­со­зна­ния. И сей­час ребе­нок и сам не пони­мает, почему он боится труд­но­стей. Боится, даже не про­буя их преодолеть.

Поэтому не торо­пи­тесь вести сво­его малыша на заня­тия. Осо­бенно если он пуг­лив и чрез­мерно к вам при­вя­зан или воз­бу­дим, впе­чат­ли­те­лен, непо­слу­шен. Дожди­тесь, пока ему испол­нится хотя бы четыре года, чтобы он стал пси­хи­че­ски выносливей.

Для рани­мого малыша чужая обста­новка, чужие люди, кото­рые чего-то от него все время хотят, чужие дети, у кото­рых, вполне воз­можно, что-то полу­ча­ется лучше, чем у него, это стрес­со­вые фак­торы. А стрессы в ран­нем воз­расте крайне опасны.

Как развивать волю?

Но что же делать, если ошибки уже совер­шены? Неужели все пропало?

Нет, конечно. Про­сто имеет смысл сде­лать соот­вет­ству­ю­щие выводы и впредь не насту­пать на грабли. Ну, а конкретно:

Столк­нув­шись с отка­зом ребенка от какой-то дея­тель­но­сти, сле­дует запо­до­зрить страх неудачи.

Как бы он ни уве­рял, что ему про­сто не хочется или не инте­ресно. В норме детям дошколь­ного и млад­шего школь­ного воз­раста инте­ресно все, ведь они еще только начи­нают осва­и­вать мир и при­об­ре­тать раз­лич­ные умения.

Поэтому их отказы (напри­мер, соби­рать игрушки) свя­заны либо с попыт­ками мани­пу­ля­ции взрос­лыми (но это отдель­ная тема), либо со стра­хом неудачи.

Во вто­ром слу­чае не нужно наста­и­вать, чтобы ребе­нок сде­лал все сам, моти­ви­руя тем, что это очень легко и у него обя­за­тельно все получится.

Роди­те­лям кажется, что они таким обра­зом ребенка моби­ли­зуют, а он, наобо­рот, делает вывод, что раз все так легко, а он не справ­ля­ется, зна­чит, он вообще ни на что не годен. Мно­гие даже открыто назы­вают себя дура­ками, неудач­ни­ками и совсем пере­стают верить в свои силы.

Наобо­рот, сле­дует ска­зать, что зада­ние, конечно, труд­ное, но вы вме­сте спра­ви­тесь, и побу­дить ребенка сде­лать вме­сте с вами хоть немножко.

Потом обя­за­тельно похва­лить, пока­зать резуль­тат уси­лий кому-то тре­тьему. Иными сло­вами, закре­пить ощу­ще­ние успеха. Награж­дать не бой­тесь, потому что пока у ребенка нет непо­сред­ствен­ной моти­ва­ции к заня­тию той или иной дея­тель­но­стью, надо создать хотя бы какую-то.

Когда он втя­нется и ему ста­нет легче, то появится инте­рес к самому делу, и необ­хо­ди­мость в допол­ни­тель­ной моти­ва­ции отпадет.

Помо­гать тоже не бой­тесь («как он жить-то будет?»). На самом деле ребята все­гда пере­жи­вают из-за своих неудач (хотя не все­гда это пока­зы­вают), а став уве­рен­ней, сами отка­зы­ва­ются от помощи и с удо­воль­ствием демон­стри­руют свои умения.

Устра­няться надо посте­пенно, не торо­пить собы­тия, но все-таки про­дви­гать ребенка по пути преодоления.

Избе­гайте гипе­ро­пеки. Воз­рос­ший страх неуспеш­но­сти у детей отча­сти свя­зан и с гипе­ро­пе­кой. Дети рас­тут неса­мо­сто­я­тель­ными. Пози­ция мамы «лучше я сде­лаю сама, а то потом при­дется пере­де­лы­вать» вну­шает ребенку неуве­рен­ность в своих силах.

Есть дети, с кото­рыми без нажима резуль­тата не добиться. Это, конечно, не радостно, но рас­стра­и­ваться и внут­ренне опол­чаться на ребенка («что ж он у нас такой?») не сле­дует. Он в этом не вино­ват, таковы его осо­бен­но­сти. Зна­чит, вам надо про­сто про­яв­лять больше после­до­ва­тель­но­сти, упор­ства и тер­пе­ния, а не пус­кать все на самотек.

Обя­за­тельно нужно понять, в чем именно заклю­ча­ются дет­ские трудности.

Если они чисто пси­хо­ло­ги­че­ские, то больше хва­лите, обод­ряйте ребят. Созда­вайте непри­нуж­ден­ную, лег­кую атмо­сферу, больше улы­бай­тесь, шутите (но не под­шу­чи­вайте над ребен­ком, потому что такие дети часто обидчивы).

Когда ребе­нок рас­тет в обста­новке при­ня­тия, но не изба­ло­ван, когда ему дают доста­точно само­сто­я­тель­но­сти и при этом в слу­чае затруд­не­ния доб­ро­же­ла­тельно, не выра­жая досады, при­хо­дят на помощь, у него не разо­вьется страх неуспешности.

Однако доста­точно часто труд­но­сти ребенка имеют не только пси­хо­ло­ги­че­скую подо­плеку. Это могут быть труд­но­сти кон­цен­тра­ции вни­ма­ния, нелов­кая мото­рика, про­блемы про­стран­ствен­ного ори­ен­ти­ро­ва­ния, вос­при­я­тия уст­ной инструк­ции и т.п.

В слу­чае неких объ­ек­тив­ных затруд­не­ний надо вовремя пока­зать ребенка ней­ро­пси­хо­логу или лого­педу и пройти курс кор­рек­ци­он­ных заня­тий. А может быть, и поле­чить его у психоневролога.

Если ребе­нок ответ­ствен­ный и при этом боится совер­шить ошибку, не надо его излишне кон­тро­ли­ро­вать (у него и без вас высо­кий для его воз­раста само­кон­троль), лучше хва­лить и ободрять.

Заме­тив, что ребе­нок скло­нен пасо­вать перед труд­но­стями, сле­дует ста­раться ограж­дать его от раз­вле­че­ний, кото­рые спо­соб­ствуют впа­де­нию в транс и воз­ник­но­ве­нию зависимостей.

Необ­хо­димо упорно при­об­щать его к твор­че­ским заня­тиям, к роле­вой игре, к играм по пра­ви­лам (воз­бу­ди­мым детям соблю­дать пра­вила трудно, и такие игры слу­жат для них хоро­шим тре­нин­гом), а также к тру­до­вой дея­тель­но­сти и спорту.

Вну­шайте, что пре­одо­ле­вать труд­но­сти очень инте­ресно, что это помо­гает выра­ба­ты­вать харак­тер. Наце­ли­вайте на про­цесс пре­одо­ле­ния, а не на быст­рый резуль­тат. Хотя резуль­тат (хотя бы про­ме­жу­точ­ный) тоже дол­жен быть, ребенку важна наглядность.

Чем труд­нее заня­тие, тем чаще должно исполь­зо­ваться поло­жи­тель­ное подкрепление.

Можно заве­сти «Днев­ник само­сто­я­тель­но­сти и пре­одо­ле­ния труд­но­стей». Каж­дый день вме­сте с ребен­ком обсуж­дайте, что туда запи­сать, пока­зы­вайте днев­ник папе, дру­гим родственникам.

С малого воз­раста при­учайте ребенка поне­множку тер­петь, но не пере­усерд­ствуйте. Задачи должны быть посильными.

С воз­рас­том нагрузки должны воз­рас­тать, а под­ход ста­но­виться тверже. С малы­шом опасно «пере­жать», а с под­рост­ком – «недо­жать».

Не спе­шите выпол­нять и даже пред­вос­хи­щать все жела­ния ребенка. Как ни пара­док­сально, для мно­гих роди­те­лей сей­час ста­но­вится откры­тием вполне есте­ствен­ный, тра­ди­ци­он­ный под­ход, заклю­ча­ю­щийся в том, что не все и не все­гда надо давать ребенку про­сто так, «за кра­си­вые глаза», что поощ­ре­ние, награду надо заслу­жить. В том числе и идя по пути пре­одо­ле­ния трудностей.

Сами роди­тели должны пода­вать ребенку при­мер. Сей­час во мно­гих семьях дети усва­и­вают, что проще что-то купить, чем сго­то­вить, испечь, сма­сте­рить. Поэтому из вос­пи­та­тель­ных сооб­ра­же­ний сле­дует по воз­мож­но­сти больше делать что-либо сво­ими руками, при­вле­кая к этому детей.

Уста­новка на мак­си­маль­ный ком­форт с мини­му­мом затрат не спо­соб­ствует раз­ви­тию воли, усер­дия и трудолюбия.

Рас­ска­зы­вайте детям о воле­вых людях, пре­одо­ле­вав­ших раз­лич­ные труд­но­сти. Только сле­дите за тем, чтобы в ваших рас­ска­зах не скво­зило осуж­де­ние ребенка («вот они какие, а ты…»).

Чаще исполь­зуйте в своей речи посло­вицы и пого­ворки типа «Делу время – потехе час», «Тер­пе­ние и труд все пере­трут». Осо­бенно важно, чтобы они зву­чали, когда вы ребенка хва­лите: ваши слова будут лучше вос­при­ни­маться на поло­жи­тель­ном эмо­ци­о­наль­ном фоне.

При­уче­ние к дис­ци­плине, разум­ное зака­ли­ва­ние, посте­пен­ное, с уче­том осо­бен­но­стей ребенка, раз­ви­тие физи­че­ской вынос­ли­во­сти в огром­ной сте­пени спо­соб­ствуют фор­ми­ро­ва­нию воли.

То же самое отно­сится и к духов­ной дис­ци­плине, соблю­де­нию постов, куль­туре пове­де­ния в храме.

«Когда моему внуку испол­ни­лось три года, – поде­лился своим опы­том на Рож­де­ствен­ских чте­ниях извест­ный мис­си­о­нер прот. Евге­ний Соко­лов, – я ска­зал его роди­те­лям: “Пора при­учать ребенка бла­го­го­вейно вести себя в храме.

Делайте, что хотите, но уж если он сюда при­шел, пусть стоит возле вас, а не шалит во дворе с маль­чиш­ками, кото­рые при­бе­гают только к при­ча­стию, а потом снова несутся играть”. И он поти­хоньку начал при­учаться. Сна­чала, конечно, больше сидел, при­сло­нив­шись к ногам папы и мамы.

Но со вре­ме­нем стал спо­койно выста­и­вать всю службу. И когда пошел в школу, учи­тель­ница гово­рила, что он един­ствен­ный маль­чик из класса, кто спо­койно сидит на уро­ках, вни­ма­тельно слу­шает и нор­мально выпол­няет все задания.

Нынеш­ним детям это неимо­верно трудно, а ему нет. А ведь он самый обыч­ный ребе­нок, только при­учен­ный к дис­ци­плине и выносливости».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *