какие средства для протекания информационных процессов должна обеспечивать информационная система
Какие средства для протекания информационных процессов должна обеспечивать информационная система?
Управление проектом осуществляется путем реализации нескольких видов управленческой деятельности, получивших название функций управления: планирование, организация, координация и регулирование, активизация и стимулирование, контроль.
Планирование — вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов проекта в целом, подразделений, функциональных подсистем, отделов, служб и персонала; органическая часть процесса управления, задает направление и параметры будущей реализации проекта.
Планирование включает: установление целей и задач; разработку стратегий, программ и планов для достижения целей; определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам; доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.
Планы — основа организационной деятельности; без них невозможно обеспечить согласованность в работе всех составных частей проекта, взаимосвязи с рыночной инфраструктурой; контролировать процессы; определять потребность в ресурсах; стимулировать трудовую активность персонала. В современных условиях планирование представляет собой непрерывный процесс разработки и использования новых путей и способов совершенствования работы за счет выявленных возможностей окружающей среды и сильных сторон проекта, новых условий и факторов.
Организация — вид управленческой деятельности по формированию и обеспечению деятельности команды проекта в соответствии с целями и планами проекта.
Реализация планов требует организации, которая представляет собой следующий этап менеджмента. Организация должна предусматривать:
1. Разработку обезличенной организационной схемы предприятия, обеспечивающей возможность решения его задач.
2. Установление организационных отношений, между работниками исходя из анализа процессов разделения и кооперации труда.
3. Формирование системы управления.
4. Составление штатного расписания.
5. Определение функциональных обязанностей работников (разработку должностных инструкций).
6. Отработку организационной схемы в динамике.
Функцию организации можно рассматривать в двух аспектах: как деятельность, направленную на создание проекта, и как деятельность, направленную на его совершенствование, упорядочение.
Организация работ — это функция, которую должны выполнять все руководители независимо от их ранга. Однако, хотя смысл этой концепции состоит в делегировании прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали и вертикали, решение о выборе организационной структуры проекта в целом почти всегда принимается руководителем проекта. При этом основная задача состоит в том, чтобы выбрать такую организационную структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, позволяет ей эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно распределяя и направляя усилия команды проекта. Причем структура проекта-организации не может оставаться неизменной, потому что постоянно меняется и внешнее, и внутреннее его окружение.
Координация и регулирование — виды управленческой деятельности, тесно связанные с функцией планирования.
Регулирование — деятельность по поддержанию параметров, кото-рая определяется задачей сохранения состояния упорядоченности как процесса производства, так и процесса управления проектом, связывающая систему управления проектом с внешней средой.
Функция регулирования детерминируется нормативностью: в ее поле зрения находится всякое отклонение от нормы. Регулирование состоит в достижении такой деятельности системы, при которой ликвидируются все отклонения состояния от заданного значения.
Постоянный динамизм проекта связан с непрерывными изменениями ситуации, порождаемыми как внутренними процессами, так и возмущающими воздействиями среды. Изменения в самом проекте могут учитываться благодаря диспетчированию, что является специфической формой оперативного регулирования. Возмущающие воздействия внешней среды имеют место, прежде всего, в отношениях между проектом — по горизонтали потребитель-поставщик. К возмущениям такого рода относят, например, нарушения контрагентами их обязательств по поставкам, что сильно осложняет регулирование. Однако при всех условиях команда управления проектом с помощью функции регулирования должна различными приемами (выравнивание отклонений, компенсация возмущений, устранение воздействия помех) обеспечить сохранение заданных параметров.
Координация обеспечивает согласованность действий во времени и пространстве команды управления проектом, а также между проектом в целом и внешней средой. Именно благодаря этой функции обеспечивается динамизм реализации проекта, создается гармония взаимосвязей подразделений, осуществляется маневрирование ресурсами внутри проекта в связи с корректировкой технико-экономических задач.
Объектом функции координирования является как управляемая, так и управляющая подсистемы. Координация деятельности команды управления проекта призвана обеспечить единство действий всех управленческих подразделений, менеджеров и специалистов для наиболее эффективного воздействия на процесс производства.
Таким образом, координация деятельности означает синхронизацию прилагаемых усилий, их интеграцию в единое целое, то есть, это процесс распределения деятельности во времени, приведение еe отдельных элементов в такое сочетание, которое позволило бы наиболее эффективно и оперативно достигать поставленных целей.
Координация — это центральная функция процесса управления, обеспечивающая, во-первых, его бесперебойность и непрерывность, и, во-вторых, взаимосвязь всех функций.
Главная задача координации — достижение согласованности в работе всех составных частей проекта путем установления рациональных связей (коммуникаций) и обмена информацией между ними.
Активизация и стимулирование — виды управленческой деятельности, предусматривающие изучение мотивов для эффективного труда и направленное использование менеджером стимулов к труду каждого члена команды проекта и его коллектива в целом.
Одним из важнейших условий достижения целей проекта является обеспечение заинтересованности всех членов команды управления проектом и эффективности их действий, это является содержанием функции активизации и стимулирования. Для успешного достижения цели проекта необходимо осуществить:
1. Стимулирование, сущность которого заключается в побуждение членов команды проекта к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование).
2. Мотивацию, то есть создание у членов команды проекта внутренних побуждений к труду. Главным здесь являются заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности, переживание чувства удовлетворенности от работы.
Мотивация — это вид управленческой деятельности по активизации работы членов команды проекта и побуждению их к эффективному труду для достижения целей проекта.
Мотивация связана с необходимостью удовлетворения человеческих потребностей, которые не равноценны и имеют сложную неравнозначную структуру. Все потребности делятся на две группы: базисные и производные. Базисные потребности носят постоянный характер и имеют свою иерархию; производные — изменяются и не имеют иерархии.
Базисные потребности имеют пять основных уровней. Первые два уровня базисных потребностей называются первичными и являются врожденными. Следующие три уровня называются вторичны-ми и имеют приобретенный характер. Потребности вышележащего уровня становятся насущно актуальными лишь после удовлетворения потребностей предыдущего уровня.
Производные потребности — это потребности в благополучии, справедливости, порядке, одинаковых законах и нормах морали для всех людей, эти потребности имеют одинаковую ценность и поэтому в иерархии не нуждаются. Изучение потребностей членов команды проекта дает инструмент для понимания их мотивации с целью обоснованного стимулирования и активизации персонала.
Контроль — вид управленческой деятельности по обеспечению эффективного достижения целей проекта.
Функция контроля аккумулирует в себе учет и анализ информации о фактических результатах реализации проекта, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ их причин; разработку мероприятий для достижения поставленных целей.
Появление отклонений реализации проекта от плана может потребовать срочных решений, что осуществляется через функцию координации и регулирования. Таким образом, место и значение контроля определяются тем, что он является формой организации обратных связей, благодаря которым органы управления получают информацию о ходе выполнения его решения.
Контроль позволяет видеть всю действительную картину разработки и реализации проекта. И потому от его эффективности, в конечном счете, зависит качество принимаемых решений и своевременное их выполнение.
Процесс и связанная с ним процедура контроля складываются из трех взаимосвязанных этапов: выработки критериев и стандартов; сравнения с этими показателями полученных результатов; выполнения требуемых регулирующих и корректирующих действий.
При наличии определенной логической последовательности (очередности) в реализации функций проекта практически они взаимопроникают. Так, например, учет и анализ, завершающие управленческий цикл, на самом деле дают импульсы планированию (коррекции), регулированию, активизации и так далее в сочетаниях, различных по опережению времени, мощности действия (см. рис. 8).
Глава 4. Функциональная область управления проектами |
Какие средства для протекания информационных процессов должна обеспечивать информационная система?
4. Из приведенных ниже записей выделите средства для протекания информационных процессов, которые должна обеспечивать информационная система:
5. В категориальный аппарат науки информация вводится…
6. Близкими информации категориями являются…
7. К категориям, близким информации, следует отнести…
8. Представление фактов и идей в формализованном виде, пригодном для передачи и обработки в некотором информационном процессе, носит название…
9. Данные – это…
10. Совокупность понятий, теоретических построений и представлений, адекватно отражающих объективные закономерности реального мира, носит название…
11. Проверенный практикой результат познания действительности, адекватное её отражение в сознании человека, носит название…
Информация и информационная культура
В настоящее время под информационными технологиями, чаще всего, понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для сбора, преобразования, обработки, хранения, защиты, передачи информации заинтересованному пользователю.
2.1. Информация и развитие экономики
В XX веке слово » информация » стало термином во множестве научных областей, получив особые для них определения и толкования.
Приведем несколько важных характеристик информации, делающих ее объектом использования в бизнесе:
На фундаментальность понятия «информация» указывал еще основоположник кибернетики Норберт Винер. Феномен информации оказался настолько неоднозначным, что по праву считается одной из сложнейших проблем современности. Уже сами попытки подобраться к понятию информации, различные его трактовки в трудах ученых и практиков заставляют задуматься о необычной роли информации в жизни развивающихся систем.
У. Эшби предостерегал против попыток рассматривать информацию как «материальную или индивидуальную вещь«: «Всякая попытка трактовать информацию как вещь, которая может содержаться в другой вещи, обычно ведет к трудным проблемам, которые никогда не должны были бы возникать» [10].
В 1949 году К. Шеннон и Л. Уивер представили формулу вычисления количества информации, в которой информация возрастала с уменьшением вероятности отдельного сообщения. В их представлении информация определяется как мера свободы чьего-либо (или какой-либо системы) выбора в выделении сообщения [11].
Н. Винер определяет информацию как обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе приспособления к нему наших чувств. Вводя понятие о семантически значимой информации, Винер отмечает количественное и качественное отличие ЭВМ от человека: машины могут правильно работать в том случае, если получают от человека необходимую им информацию и в самой точной форме. Следовательно, характер информации, вводимой в машину, должен быть точно определён и заранее известен человеку. А живые организмы получают необходимую им информацию, благодаря постоянному взаимодействию с природой. Возникновение способности перерабатывать информацию в живых организмах есть исторически развивающийся процесс.
В 1968 году А. Д. Урсул указал на то, что информация неоднородна, она обладает качественными характеристиками, и два разных типа информации не могут сравниваться. Каждый уровень природы обладает собственной информацией. Для Урсула «человеческая» или «социальная» информация была одним типом, и в рамках ее он выделял еще два аспекта: семантический (содержание) и прагматический (ценность) [13].
Ценность информации является величиной, имеющей различные значения для различных людей, в соответствии с их способностью понять информацию и использовать ее в дальнейшем в различных областях своей деятельности.
Информация ценна, поскольку она способствует достижению поставленной цели. Информация может действительно иметь различную ценность, если критерием полезности избрать ее использование для различных конкретных целей.
Относительность информации проявляется в том, что системы с различным уровнем организации извлекают из одного и того же источника различную, но всегда соответствующую своему уровню информацию. Положение об извлечении и использовании информации для построения определенных программ поведения и действия принципиально. Именно оно является основой функциональной концепции информации, связывая последнюю с процессами управления. В связи с этим, Н. И. Жуков отмечает, что » информация является не субстанциональным свойством всей материи, а функциональным свойством систем управления, связью управляющих систем с управляемыми» [15].
При анализе сущности информации важно избежать двух крайних точек зрения, заключающихся в том, что:
Важным шагом к пониманию сути информации является изучение информационных технологий. Информационные технологии появились вместе с появлением человеческого общества, но до ХХ века они не являлись предметом специального изучения, поскольку настолько естественно выполняли свою роль в жизни людей, что просто не возникало необходимости в выделении их в специальную сферу рассмотрения.
Мир изменился так, как он не изменялся за последние 500 лет, причем скорость этих изменений нарастала в экспоненциальном масштабе. С появлением компьютеров и их использованием для сбора, обработки и хранения данных скорость накопления информации во много раз стала превышать динамику развития знания и практической экономики ( рис. 2.1, верхняя пунктирная граница).
Внимание к этой проблеме стало особенно велико именно в современный период, когда наиболее отчетливо проявился разрыв между объемом информации в обществе и возможностями отдельного человека в ее освоении и использовании.
Информация и информационная культура
В настоящее время под информационными технологиями, чаще всего, понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для сбора, преобразования, обработки, хранения, защиты, передачи информации заинтересованному пользователю.
2.1. Информация и развитие экономики
В XX веке слово » информация » стало термином во множестве научных областей, получив особые для них определения и толкования.
Приведем несколько важных характеристик информации, делающих ее объектом использования в бизнесе:
На фундаментальность понятия «информация» указывал еще основоположник кибернетики Норберт Винер. Феномен информации оказался настолько неоднозначным, что по праву считается одной из сложнейших проблем современности. Уже сами попытки подобраться к понятию информации, различные его трактовки в трудах ученых и практиков заставляют задуматься о необычной роли информации в жизни развивающихся систем.
У. Эшби предостерегал против попыток рассматривать информацию как «материальную или индивидуальную вещь«: «Всякая попытка трактовать информацию как вещь, которая может содержаться в другой вещи, обычно ведет к трудным проблемам, которые никогда не должны были бы возникать» [10].
В 1949 году К. Шеннон и Л. Уивер представили формулу вычисления количества информации, в которой информация возрастала с уменьшением вероятности отдельного сообщения. В их представлении информация определяется как мера свободы чьего-либо (или какой-либо системы) выбора в выделении сообщения [11].
Н. Винер определяет информацию как обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе приспособления к нему наших чувств. Вводя понятие о семантически значимой информации, Винер отмечает количественное и качественное отличие ЭВМ от человека: машины могут правильно работать в том случае, если получают от человека необходимую им информацию и в самой точной форме. Следовательно, характер информации, вводимой в машину, должен быть точно определён и заранее известен человеку. А живые организмы получают необходимую им информацию, благодаря постоянному взаимодействию с природой. Возникновение способности перерабатывать информацию в живых организмах есть исторически развивающийся процесс.
В 1968 году А. Д. Урсул указал на то, что информация неоднородна, она обладает качественными характеристиками, и два разных типа информации не могут сравниваться. Каждый уровень природы обладает собственной информацией. Для Урсула «человеческая» или «социальная» информация была одним типом, и в рамках ее он выделял еще два аспекта: семантический (содержание) и прагматический (ценность) [13].
Ценность информации является величиной, имеющей различные значения для различных людей, в соответствии с их способностью понять информацию и использовать ее в дальнейшем в различных областях своей деятельности.
Информация ценна, поскольку она способствует достижению поставленной цели. Информация может действительно иметь различную ценность, если критерием полезности избрать ее использование для различных конкретных целей.
Относительность информации проявляется в том, что системы с различным уровнем организации извлекают из одного и того же источника различную, но всегда соответствующую своему уровню информацию. Положение об извлечении и использовании информации для построения определенных программ поведения и действия принципиально. Именно оно является основой функциональной концепции информации, связывая последнюю с процессами управления. В связи с этим, Н. И. Жуков отмечает, что » информация является не субстанциональным свойством всей материи, а функциональным свойством систем управления, связью управляющих систем с управляемыми» [15].
При анализе сущности информации важно избежать двух крайних точек зрения, заключающихся в том, что:
Важным шагом к пониманию сути информации является изучение информационных технологий. Информационные технологии появились вместе с появлением человеческого общества, но до ХХ века они не являлись предметом специального изучения, поскольку настолько естественно выполняли свою роль в жизни людей, что просто не возникало необходимости в выделении их в специальную сферу рассмотрения.
Мир изменился так, как он не изменялся за последние 500 лет, причем скорость этих изменений нарастала в экспоненциальном масштабе. С появлением компьютеров и их использованием для сбора, обработки и хранения данных скорость накопления информации во много раз стала превышать динамику развития знания и практической экономики ( рис. 2.1, верхняя пунктирная граница).
Внимание к этой проблеме стало особенно велико именно в современный период, когда наиболее отчетливо проявился разрыв между объемом информации в обществе и возможностями отдельного человека в ее освоении и использовании.
Информация и информационная культура
В настоящее время под информационными технологиями, чаще всего, понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для сбора, преобразования, обработки, хранения, защиты, передачи информации заинтересованному пользователю.
2.1. Информация и развитие экономики
В XX веке слово » информация » стало термином во множестве научных областей, получив особые для них определения и толкования.
Приведем несколько важных характеристик информации, делающих ее объектом использования в бизнесе:
На фундаментальность понятия «информация» указывал еще основоположник кибернетики Норберт Винер. Феномен информации оказался настолько неоднозначным, что по праву считается одной из сложнейших проблем современности. Уже сами попытки подобраться к понятию информации, различные его трактовки в трудах ученых и практиков заставляют задуматься о необычной роли информации в жизни развивающихся систем.
У. Эшби предостерегал против попыток рассматривать информацию как «материальную или индивидуальную вещь«: «Всякая попытка трактовать информацию как вещь, которая может содержаться в другой вещи, обычно ведет к трудным проблемам, которые никогда не должны были бы возникать» [10].
В 1949 году К. Шеннон и Л. Уивер представили формулу вычисления количества информации, в которой информация возрастала с уменьшением вероятности отдельного сообщения. В их представлении информация определяется как мера свободы чьего-либо (или какой-либо системы) выбора в выделении сообщения [11].
Н. Винер определяет информацию как обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе приспособления к нему наших чувств. Вводя понятие о семантически значимой информации, Винер отмечает количественное и качественное отличие ЭВМ от человека: машины могут правильно работать в том случае, если получают от человека необходимую им информацию и в самой точной форме. Следовательно, характер информации, вводимой в машину, должен быть точно определён и заранее известен человеку. А живые организмы получают необходимую им информацию, благодаря постоянному взаимодействию с природой. Возникновение способности перерабатывать информацию в живых организмах есть исторически развивающийся процесс.
В 1968 году А. Д. Урсул указал на то, что информация неоднородна, она обладает качественными характеристиками, и два разных типа информации не могут сравниваться. Каждый уровень природы обладает собственной информацией. Для Урсула «человеческая» или «социальная» информация была одним типом, и в рамках ее он выделял еще два аспекта: семантический (содержание) и прагматический (ценность) [13].
Ценность информации является величиной, имеющей различные значения для различных людей, в соответствии с их способностью понять информацию и использовать ее в дальнейшем в различных областях своей деятельности.
Информация ценна, поскольку она способствует достижению поставленной цели. Информация может действительно иметь различную ценность, если критерием полезности избрать ее использование для различных конкретных целей.
Относительность информации проявляется в том, что системы с различным уровнем организации извлекают из одного и того же источника различную, но всегда соответствующую своему уровню информацию. Положение об извлечении и использовании информации для построения определенных программ поведения и действия принципиально. Именно оно является основой функциональной концепции информации, связывая последнюю с процессами управления. В связи с этим, Н. И. Жуков отмечает, что » информация является не субстанциональным свойством всей материи, а функциональным свойством систем управления, связью управляющих систем с управляемыми» [15].
При анализе сущности информации важно избежать двух крайних точек зрения, заключающихся в том, что:
Важным шагом к пониманию сути информации является изучение информационных технологий. Информационные технологии появились вместе с появлением человеческого общества, но до ХХ века они не являлись предметом специального изучения, поскольку настолько естественно выполняли свою роль в жизни людей, что просто не возникало необходимости в выделении их в специальную сферу рассмотрения.
Мир изменился так, как он не изменялся за последние 500 лет, причем скорость этих изменений нарастала в экспоненциальном масштабе. С появлением компьютеров и их использованием для сбора, обработки и хранения данных скорость накопления информации во много раз стала превышать динамику развития знания и практической экономики ( рис. 2.1, верхняя пунктирная граница).
Внимание к этой проблеме стало особенно велико именно в современный период, когда наиболее отчетливо проявился разрыв между объемом информации в обществе и возможностями отдельного человека в ее освоении и использовании.