какие стимулирующие выплаты бывают
Какие бывают виды премий и вознаграждений работникам?
Выплаты стимулирующего характера (премирование) как форма оплаты за труд
Действующее законодательство о труде (ст. 129 ТК РФ) позволяет работодателю устанавливать у себя систему оплаты за труд, состоящую из нескольких частей:
Принимая такую систему оплаты труда, работодатель получает возможность:
Виды премий и вознаграждений, используемых в качестве доплат стимулирующего назначения, находят свое отражение во внутреннем нормативном акте, разрабатываемом у работодателя (ст. 135 ТК РФ). Этот акт устанавливает:
Однако стимулирующие доплаты при включении их в систему оплаты за труд становятся обязательными для работодателя, если соблюдены все условия для применения поощрения.
О том, как может быть оформлен внутренний нормативный акт о премировании, читайте в статье «Положение об оплате труда работников — образец 2020-2021».
Есть ли отличия в понятиях «денежное вознаграждение» и «оплата труда»
Термин «денежное вознаграждение» можно применить к любой выплате, осуществленной деньгами, независимо от ее назначения. То есть это может быть как вознаграждение за труд, так и любая иная выплата. Доплаты стимулирующего назначения, осуществляемые за трудовые достижения работника, представляют собой часть зарплаты и при их выдаче деньгами расцениваются как денежное вознаграждение, выданное в счет оплаты за труд.
Но помимо выплат, имеющих связь с трудовыми достижениями, работодатель может использовать и иные доплаты, не обусловленные трудовыми функциями работника. Обычно они имеют разовый характер и не регулярны по срокам начисления. Примером таких доплат служат премии, выплачиваемые к юбилейным или праздничным датам. Они вполне соответствуют термину «денежное вознаграждение, не связанное с оплатой труда».
Какие бывают премии и как еще может выражаться поощрение работника
Поощрения, служащие цели стимулирования работников, делятся на 2 основных вида:
Среди материальных поощрений ведущая роль отводится премиям. Но могут иметь место и иные виды денежных выплат, выраженные, например:
Среди премий по отношению к регулярности их выплаты выделяются 2 основные группы:
По источникам, за счет которых начисляют премии, их можно разделить:
О том, какие премии попадают в расчет среднего заработка, читайте в материале «Учитывается ли премия при расчете отпускных?».
В чем заключаются отличия бонуса от премии, регулярной премии от гарантированной
В отношении слов «премия» и «бонус» словари финансовых терминов приводят весьма сходные толкования, подразумевающие под собой одно и то же понятие — «вознаграждение». Поэтому их можно считать тождественными. Хотя некоторые нюансы пояснений, дающихся в словарях, позволяют считать бонус выплатой неожиданной (подарком), что делает его по смыслу более близким к нерегулярным (разовым) премиям.
К числу регулярных видов премий работникам относятся премии, включенные в систему оплаты труда (т. е. ставшие обязательными для работодателя), начисляемые и выплачиваемые с установленной периодичностью. В определенных обстоятельствах они могут не начисляться (например, при неудовлетворительных финансово-экономических показателях работы организации за период или в отношении работника, лишенного премии в соответствии с правилами премирования), но это оказывается, скорее, исключением, чем правилом.
Гарантированными следует считать те регулярные премии, которые установлены в фиксированной сумме и не зависят ни от результатов труда работника, ни от фактически отработанного им времени.
Как осуществляется налогообложение премии к профессиональному празднику или к юбилею в 2021 году
Премии, выплаченные за трудовые достижения, расцениваются как оплата за труд и так же, как обычная зарплата, подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами.
Но стимулирующие выплаты, не связанные с трудовыми достижениями, такие как премия к юбилею сотрудника или премия по случаю праздника, тоже являются доходом работника. И их так же, как и зарплату, нужно обложить НДФЛ и страховыми взносами (ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Причем взносы, в отличие от самой суммы такой премии, можно учесть в расходах при определении базы по налогу на прибыль (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России от 09.06.2014 № 03-03-06/1/27634).
Как отразить премии в форме 6-НДФЛ, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Как оформить приказ, если сотрудникам фирмы выписали премию (образец)
Для оформления приказа о премировании существуют унифицированные формы, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1:
Однако эти формы не обязательны к применению и ничто не препятствует оформлению работодателем подобных приказов по разработанной самостоятельно форме.
Основанием для оформления приказа послужат:
Образец заполнения приказа на премирование, составленный на бланке формы Т-11, можно увидеть на нашем сайте.
Итоги
Одну из составных частей системы оплаты за труд могут образовывать выплаты стимулирующего характера. Основная роль среди этих выплат отводится премиям. Премии могут быть регулярными и разовыми, относимыми на затраты и выплачиваемыми за счет чистой прибыли. Но налогообложение их осуществляется по одним и тем же правилам с начислением НДФЛ и страховых взносов. Выплату премии необходимо оформить приказом.
Компенсационные и стимулирующие выплаты
Зарплата работника, помимо оплаты за труд, может включать в себя компенсационные и стимулирующие выплаты. Рассмотрим, что они из себя представляют и чем различаются.
Виды компенсационных и стимулирующих выплат
Отдельным видом денежного поощрения являются надбавки и доплаты. Эти выплаты, в отличие от разовых премий, включаются в систему оплаты труда (ч. 2 ст. 135 ТК РФ). Надбавки и доплаты бывают двух видов:
Схожи по своему назначению с премиями и устанавливаются для стимулирования работника к повышению профессионального уровня и получению новых знаний. К надбавкам и доплатам стимулирующего характера можно отнести выплаты за классный чин, звание, ученую степень, высокий разряд и т. д.
Выплачиваются в целях компенсации сотруднику издержек и затрат, связанных с выполнением им трудовых обязанностей. К доплатам и надбавкам компенсационного характера можно отнести выплаты за совмещение разных профессий, работу в ночное время или сверх установленного графика работы.
Надбавки и доплаты бывают обязательным и устанавливаемыми на усмотрение работодателя.
Обязательные доплаты и надбавки
Виды обязательных доплат и надбавок
Основание
При установлении доплат и надбавок можно воспользоваться Перечнем доплат и надбавок к тарифным ставкам и должным окладам работников, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 18.11.1986 № 491/26-175.
Стимулирующие выплаты
Надбавки и доплаты стимулирующего характера выплачиваются на усмотрение работодателя. Условия их применения и размер устанавливаются:
Унифицированной формы положения о премировании нет. Работодатель разрабатывает этот документ самостоятельно. Обычно положение содержит следующие сведения:
В положении о премировании может быть предусмотрен специальный оценочный лист работника. Обычно он выносится в приложение к документу и содержит информацию, позволяющую принять решение о премировании работника. В оценочном листе отражается также мнение самого сотрудника о проделанной им работе в оцениваемом периоде.
О стимулирующих выплатах работникам
Этот материал – отрывок литературно обработанной стенограммы семинара«Оплата труда: право, учет, налоги» (лектор – Е.В.Воробьева),который был проведен издательством «Главная книга».
В Древнем Риме стимулом называлась палка, которой погоняли скот, а иногда били рабов, заставляя их трудиться. В наши дни работников уже никто не бьет, а применяют «метод пряника», исходя из того, что человек будет работать больше и лучше, если установить для него стимулирующие выплаты.
К сожалению, некоторые работодатели и бухгалтеры до сих пор полагают, что стимулирующими можно считать какие угодно премии, лишь бы они были закреплены в трудовом или коллективном договоре или локальном нормативном акте. Бывают премии ко дню рождения, ко Дню города, к юбилею организации. Встречаются премии за активную общественную работу и за добросовестный труд. И работодатель искренне считает, что все эти премии работником заработаны и их можно и даже нужно включать в налоговые расходы.
Поэтому я всегда говорю своим слушателям: читая нормы законодательства, нельзя пропускать слова, даже если они показались вам непринципиальными. Иначе можно совершить ошибку.
Итак, премии делятся на стимулирующие и поощрительные. В чем между ними различие? До внесения в Трудовой кодекс поправок, вступивших в силу с 6 октября 2006 года, ответить на этот вопрос было проще. Потому что согласно статье 129 ТК РФ к заработной плате относились выплаты только стимулирующего характера. А поощрительные премии упоминались лишь в 191-й статье Трудового кодекса, в главе 30 ТК РФ «Дисциплина труда».
И тогда было понятно, что такими премиями работодатель поощряет самых дисциплинированных работников за соблюдение требований внутреннего трудового распорядка. То есть такими премиями непосредственно труд работника не оплачивался.
Значит, чтобы признать стимулирующую выплату в расходах для целей налогообложения прибыли, надо, чтобы она:
— была указана в трудовом договоре с работником;
— производилась за труд.
А как же тогда выплачиваемые во многих организациях премии к 8 Марта, профессиональному празднику или по случаю дня рождения работника? Эти премии работнику выплачивают к праздничной дате независимо от качества его работы, то есть это премии не за трудовые свершения. Значит, такие премии не могут быть стимулирующими. Это выплаты социального характера, которые не признаются налоговыми расходами. И об этом неоднократно писали и Минфин, и налоговики.
Таким образом, единственным основанием для дополнительной премиальной выплаты будет являться то, что работник выполнил дополнительную, сверх производимой обычно, работу. Но если срочная работа была выполнена вне должностных обязанностей, значит, она не была предусмотрена в трудовом договоре. Поэтому она и вне системы оплаты труда. И в налоговых расходах учитываться не может. Ведь любые вознаграждения работнику, помимо указанных в трудовом договоре, не признаются в расходах.
Например, бухгалтера просят оформить регистрацию прав на недвижимость. Согласитесь, в обязанности бухгалтера это не входит.
Кстати, Трудовой кодекс запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, кроме оговоренных в законодательстве случаев. Таких, например, как ситуации, которые связаны с обеспечением обороноспособности страны, ликвидацией аварий, стихийных бедствий, катастроф и тому подобным.
Очевидно, что в дополнительном соглашении к трудовому договору можно установить не только вид поручаемой работнику работы и порядок вознаграждения за ее выполнение, но и срок действия этого соглашения и любые другие условия.
Это же совсем разные основания для выплаты премии.
Поэтому, решив выплатить премию за производственные показатели, нужно указать такое основание для премирования, чтобы премия однозначно трактовалась как выплата за труд. Иначе могут возникнуть проблемы с признанием этой выплаты в расходах. Ведь указав, что премия выплачивается ко дню рождения, работодатель сам позволяет налоговикам исключить выплату из налоговых расходов.
Вопрос. В нашем положении о премировании предусмотрено, что работнику, отработавшему в организации 5 лет, выдается подарочный сертификат на 3000 рублей. Это будет стимулирующая премия или поощрение в виде подарка?
В таком случае подарочный сертификат можно признать в налоговом учете в составе расходов на оплату труда как стимулирующую премию.
А если условие о выдаче сертификата не прописывать в положении о премировании, а просто сделать подарок работнику, отработавшему в вашей организации 5 лет, тогда это уже будет социальная выплата. И такая выплата не уменьшает базу по налогу на прибыль.
Так что, по моему мнению, для выплаты стимулирующей премии вполне достаточно оформить приказ о премировании в произвольной форме, где будет указано, кого, за что и в каком размере премируют.
Кстати, есть еще один вопрос, который очень волнует крупные организации: обязательно ли просить каждого работника расписываться на приказе о премировании? А что делать, если работников несколько тысяч и премии ежемесячные?
Кроме того, хотелось бы напомнить, что ни Минфин России, ни Росстат в настоящее время не имеют полномочий разрабатывать и утверждать формы первичных учетных документов и не имеют полномочий давать разъяснения по их применению.
Да и изначально Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, по заключению Минюста России, в государственной регистрации не нуждалось (Письмо Минюста России от 15.03.2004 N 07/2732-ЮД).
Это означает, что в нем в принципе не содержится нормативных требований, обязательных для применения всеми организациями.
Конечно, многие работодатели могут возразить, что налоговые и другие контролирующие органы в процессе проводимых проверок требуют представить те или иные унифицированные формы. Но ведь это требование ничем не обусловлено и может быть оспорено, в частности, в судебном порядке. Закон «О бухгалтерском учете», на статью 9 которого обычно ссылаются в оправдание требований о наличии унифицированных форм первичных документов, регулирует исключительно вопросы бухучета, но никак не кадровый учет и даже не налоговый.
Исключение составляют лишь те документы, которые необходимы для отражения той или иной операции в бухгалтерском учете. О некоторых из них мы поговорим позже, когда затронем вопрос признания в целях налогообложения командировочных расходов.
Впервые опубликовано в издании «Главная книга.Конференц-зал» 2010, № 08
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Раздел IV. Стимулирующие выплаты и иные выплаты
Раздел IV. Стимулирующие выплаты и иные выплаты
4.1. К стимулирующим выплатам относятся выплаты, направленные на повышение мотивации и эффективности труда работников в соответствии с установленными в настоящем Положении показателями и критериями оценки труда работников, в целях поощрения за выполненную работу.
4.2. Стимулирующие выплаты устанавливаются и выплачиваются на основании правового акта работодателя по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации или иным представительным органом работников учреждения (при наличии такого органа) и закрепляются коллективным договором или иным локальным нормативным актом учреждения.
4.3. Работникам учреждений устанавливаются следующие виды стимулирующих выплат:
— ежемесячная персональная надбавка (для руководителя);
— надбавка за комплексность и сложность управления (для руководителя);
— надбавка к должностному окладу за выслугу лет;
— премирование по итогам работы;
— премирование за выполнение особо важных и сложных заданий.
4.4. Работникам учреждений устанавливаются следующие виды иных выплат:
— персональный повышающий коэффициент к должностному окладу (для заместителя руководителя, главного бухгалтера, за исключением указанных должностей в учреждении средств массовой информации);
— единовременная выплата при выходе на пенсию (для руководителя);
— премирование к юбилейным датам, праздничным дням, а также в связи с профессиональными праздниками;
— материальная помощь к отпуску на профилактику заболеваний (далее также именуемая материальная помощь к отпуску);
— ежемесячная доплата за награды, почётные звания, наличие учёной степени.
4.5. На стимулирующие выплаты не может быть использована экономия фонда оплаты труда, сложившаяся в результате невыполнения планируемых производственных заданий или объема предоставляемых услуг, а также не укомплектования штатного состава учреждения.
4.6. Стимулирующие выплаты учитываются в составе средней заработной платы для отпускных, пособий по временной нетрудоспособности, а также для предоставления информации по исчислению размера пенсии.
4.7.1. Премирование по итогам работы за год производится по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств.
4.7.2. Премирование по итогам работы за год выплачивается не позднее первого квартала следующего за отчетным годом. Конкретный размер премии определяется правовым актом работодателя, при этом размер премии должен составлять не более 3-х фондов оплаты труда.
4.7.3. Работнику учреждения, с которым трудовой договор (контракт) расторгнут или прекращен в течение календарного года, выплата премии производится за фактически отработанное время.
4.7.4. Премирование по итогам работы за год не выплачивается:
— работнику учреждения, с которым трудовой договор (контракт) расторгнут по инициативе работодателя за совершение виновных действий;
— работнику учреждения, расторгнувшему трудовой договор (контракт) в течение календарного года по собственному желанию.
4.7.6. Снижение размера премии производится в тот расчетный период, в котором работодателю стало известно о допущении нарушения.
4.7.7. Премирование по итогам работы за год для руководителя учреждения исчисляется как сумма средств месячного фонда оплаты труда из расчета за календарный год, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, к юбилейным датам и праздничным дням, а также в связи с профессиональными праздниками, деленных на 12 и умноженных на количество фондов оплаты труда, определенных муниципальным правовым актом Администрации города Ханты-Мансийска о выплате премии по результатам работы за год.
4.8. Перечень видов премирования по итогам работы, порядок, условия их осуществления, а также критерии оценки эффективности профессиональной деятельности в отношении заместителя руководителя учреждения и главного бухгалтера устанавливается локальным нормативным актом учреждения.
4.9. Работник учреждения может быть премирован за выполнение особо важных и сложных заданий.
4.9.1. Премия за выполнение особо важных и сложных заданий выплачивается работнику учреждения, состоявшему в списочном составе учреждения на дату издания правового акта работодателя, за исключением работника учреждения, находящегося в отпуске без сохранения заработной платы, в том числе в отпуске по уходу за ребенком (кроме кратковременного отпуска до 7 календарных дней).
4.9.2. Премия за выполнение особо важных и сложных заданий не выплачивается работнику учреждения, работающему в должности менее одного месяца.
4.9.3. Конкретный размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий определяется правовым актом работодателя, но не более одного месячного фонда оплаты труда.
4.9.4. Решение о выплате премии за выполнение особо важных и сложных заданий руководителю учреждения принимается работодателем по представлению сведений о размере выплачиваемой премии руководителями органов Администрации города Ханты-Мансийска, осуществляющих полномочия по реализации вопросов местного значения в направлениях работы подведомственных бюджетных учреждений.
4.9.5. Порядок и условия выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий, в том числе конкретные критерии, ориентированные на достижение показателей, позволяющие оценить результативность и качество труда заместителя руководителя учреждения и главного бухгалтера, устанавливаются локальным нормативным актом учреждения с учетом настоящего Положения.
4.9.6. Премия за выполнение особо важных и сложных заданий носит разовый характер.
4.9.7. Премирование за выполнение особо важных и сложных заданий и премирование по итогам работы выплачивается единовременно с целью поощрения за оперативность и качественный результат труда, при наличии обоснованной экономии бюджетных средств по фонду оплаты труда, а также средств от приносящей доход деятельности. Конкретный размер премии определяется как в процентах к окладу работника, так и в абсолютном размере.
4.10. Заместителю руководителя учреждения, главному бухгалтеру (за исключением заместителя руководителя учреждения и главного бухгалтера учреждения средств массовой информации) устанавливается персональный повышающий коэффициент от должностного оклада с учетом уровня их профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач.
4.10.1. Решение об установлении персонального повышающего коэффициента от должностного оклада и его размерах принимает руководитель учреждения по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации либо иным представительным органом учреждения (при его наличии) в отношении конкретного работника.
4.10.2. Персональный повышающий коэффициент устанавливается сроком не более одного года, по истечении которого может быть сохранен либо изменен. Размер персонального повышающего коэффициента не может быть более 3,0. Условия и порядок сохранения или изменения персонального повышающего коэффициента определяются локальным нормативным актом учреждения.
4.11. Работнику учреждения премии к юбилейным датам, праздничным дням, а также в связи с профессиональными праздниками выплачиваются на основании правового акта работодателя, при наличии обоснованной экономии бюджетных средств по фонду оплаты труда, а также средств от приносящей доход деятельности по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств.
4.11.1. Решение о выплате премии к юбилейным датам, праздничным дням, а также в связи с профессиональными праздниками руководителю учреждения принимается работодателем по представлению сведений о размере выплачиваемой премии руководителями органов Администрации города Ханты-Мансийска, осуществляющих полномочия по реализации вопросов местного значения в направлениях работы подведомственных бюджетных учреждений.
4.11.2. Порядок, условия выплаты премии к юбилейным датам, праздничным дням, а также в связи с профессиональными праздниками для заместителя руководителя учреждения и главного бухгалтера устанавливаются локальным нормативным актом учреждения.
4.12. Работнику учреждения при уходе в ежегодный оплачиваемый отпуск один раз в календарном году выплачивается материальная помощь к отпуску на профилактику заболеваний. При наличии обоснованной экономии средств по фонду оплаты труда, а также средств от приносящей доход деятельности, направляемых учреждением на оплату труда работников учреждения в порядке и на условиях, установленных локальным нормативным актом учреждения, материальная помощь к отпуску выплачивается в размере до двух месячных фондов оплаты труда.
4.12.1. Размер материальной помощи к отпуску для руководителя учреждения исчисляется как размер месячного фонда оплаты труда, премии по результатам работы за год, материальной помощи к отпуску в прошедшем календарном году, премий к юбилейным датам, праздничным дням, а также в связи с профессиональными праздниками, фактически начисленных за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск, деленных на 12 и умноженных на количество фондов оплаты труда.
4.12.2. В случае разделения в установленном порядке ежегодного оплачиваемого отпуска на части в течение календарного года, материальная помощь к отпуску выплачивается при предоставлении любой из указанных частей отпуска продолжительностью не менее 14 дней календарных дней.
4.12.3. Выплата материальной помощи к отпуску осуществляется согласно правовому акту работодателя, изданному на основании письменного заявления работника учреждения о предоставлении отпуска и выплате материальной помощи к отпуску.
4.12.4. Материальная помощь к отпуску выплачивается по основному месту работы и основной занимаемой должности.
4.12.5. Выплата материальной помощи к отпуску и ее размер не зависит от итогов оценки труда работника учреждения.
4.12.6. На материальную помощь к отпуску планируется 10 процентов от годового фонда оплаты труда учреждения.
4.12.7. Материальная помощь к отпуску не выплачивается:
— работнику, принятому на работу по совместительству;
— работнику, принятому на основании срочного трудового договора сроком до двух месяцев.
— работнику, принятому из другого муниципального учреждения города Ханты-Мансийска, который получил в текущем календарном году материальную помощь к отпуску на предыдущем месте работы, с подтверждением факта выплаты соответствующей справкой.
4.12.8. Порядок и условия выплаты, конкретный размер материальной помощи к отпуску заместителю руководителя учреждения и главному бухгалтеру определяются локальным нормативным актом учреждения, устанавливающим единый подход к определению размера материальной помощи к отпуску для всех работников учреждения.
4.13. Работнику учреждения выплачивается материальная помощь по его письменному заявлению с приложением подтверждающих документов, на основании правового акта работодателя в следующих случаях:
вступления в брак впервые в размере не более одного месячного фонда оплаты труда (распространяется на руководителя учреждения);
рождения ребенка в размере не более одного месячного фонда оплаты труда (распространяется на руководителя учреждения);
утраты личного имущества работника учреждения, находящегося на территории муниципального образования город Ханты-Мансийск, в результате пожара, стихийного бедствия в размере до 25 000 рублей для заместителя руководителя учреждения и главного бухгалтера; в размере не более одного месячного фонда оплаты труда для руководителя учреждения;
смерти работника учреждения или его близких родственников (родители, муж (жена), дети) в размере 10 000 рублей для заместителя руководителя учреждения и главного бухгалтера; в размере не более одного месячного фонда оплаты труда для руководителя учреждения; в случае смерти работника учреждения выплаты производятся одному из его близких родственников.
4.13.1. Указанные выплаты не учитываются при исчислении средней заработной платы.
4.13.2. Порядок и условия выплаты, конкретный размер материальной помощи определяются локальным нормативным актом учреждения.
4.13.3. Руководителю учреждения при выходе на пенсию выплачивается единовременное пособие (выплата) в зависимости от стажа работы в должности руководителя учреждения в следующих размерах:
- какие стилусы подходят для всех планшетов
- какие стимулирующие выплаты могут быть