какие страны наиболее преуспели в развитии приливных электростанций
Конспект урока
— Приветствие. Проверка отсутствующих.
Подготавливаются к уроку.
II. Изучение нового материала.
— На сегодняшнем уроке мы с вами продолжим знакомиться с разнообразными природными ресурсами мира.
1. Классификация ресурсов Мирового океана.
— Великий неизвестный – именно так до сих пор называют Мировой океан ученые-океанологи. Ведь, несмотря на то, что человечество вот уже полвека осваивает космос, океанские глубины остаются, во многом, не изучены. Что же скрывают эти глубины? Попробуем хотя бы приоткрыть эту тайну сегодня на уроке.
— Как вы уже поняли, тема урока – «Ресурсы Мирового океана». (Слайд 1) Запишите её себе в тетради.
— На первом уроке по разделу «Мировые природные ресурсы» мы с вами вспомнили, что все природные ресурсы делятся на две группы. Какие?
— Верно. (Слайд 2) Объясните же, к какой группе – исчерпаемым или неисчерпаемым – относятся ресурсы Мирового океана?
— Таким образом, можно сделать вывод, что ресурсы Мирового океана приобрели определённую самостоятельность, и рассматривать их необходимо с точки зрения и исчерпаемости, и неисчерпаемости. Поэтому дополним схему, которую мы начали на прошлом уроке.
-Классификацию ресурсов Мирового океана можно представить в виде схемы. (Слайд 4)
— Виды ресурсов Мирового океана: биологические, минеральные (морская вода и минеральные ресурсы дна океана), энергетические и рекреационные.
— Запишите в свои тетради данную схему, и по ходу моего рассказа вам необходимо будет её дополнить в течение урока.
2. Главный ресурс Мирового океана – морская вода.
— «Помимо выделения химических элементов морская вода может быть использована для получения необходимой человеку пресной воды. Сейчас имеется в наличии много промышленных методов опреснения: применяются химические реакции, при которых примеси удаляются из воды; солёную воду пропускают через специальные фильтры; наконец, производится обычное кипячение.» [1]
— Крупнейшие производители пресной воды — Кувейт, США, Япония.
3. Минеральные ресурсы дна океана.
(Слайд 6) Кроме собственно морской воды минеральные ресурсы Мирового океана представлены и полезными ископаемыми его дна.
— Посмотрите на карту «Ресурсы Мирового океана» в атласе, в какой его части расположены месторождения фосфоритов?
— «Фосфориты можно использовать в качестве удобрений, причём запасов хватит на ближайшие несколько сот лет.
— Зато полным ходом идёт разведка и добыча нефти и газа на прибрежном шельфе, доля морской добычи приближается к 1/3 мировой добычи этих энергоносителей.» [1]
— (Слайд 7) В особо крупных размерах идёт разработка месторождений в Персидском, Венесуэльском, Мексиканском заливе, в Северном море; нефтяные платформы протянулись у берегов Калифорнии, Индонезии, в Средиземном и Каспийском морях.
— Откройте контурные карты и отметьте на ней основные месторождения нефти, расположенные на шельфе Океана.
4. Энергетические ресурсы Мирового океана.
— (Слайд 8) Проблема обеспечения электрической энергией многих отраслей мирового хозяйства, постоянно растущих потребностей более чем шестимиллиардного населения Земли становится сейчас все более насущной.
— Океан – гигантский аккумулятор и трансформатор солнечной энергии, преобразуемой в энергию течений, тепла и ветров. Энергия приливов – результат действия приливообразующих сил Луны и Солнца.
— Приливные электростанции имеются во Франции в устье реки Ранс, в России — Кислогубская ПЭС на Кольском полуострове, в заливе Фанди (Канада), на побережье Кимберли в Австралии и т. д.
— Разрабатываются и частично реализуются проекты использования энергии ветров, волн, течений, тепла, образующегося в недрах океанического дна.
-Воды Мирового океана обладают огромными запасами дейтерия — топлива для будущих термоядерных электростанций.
5. Биологические ресурсы Мирового океана.
— Биологические ресурсы Мирового океана многообразны. По масштабам использования и значению, ведущее место среди них занимает нектон, то есть активно плавающие в толще воды животные (рыбы, моллюски, китообразные и др.). Главным образом, ведется добыча рыбы, на которую приходится 85% используемой человеком морской биомассы.
— Бентос, то есть донные растения и животные, используется пока недостаточно: в основном двустворчатые моллюски (гребешки, устрицы, мидии и др.), иглокожие (морские ежи), ракообразные (крабы, омары, лангусты). Все большее применение находят водоросли. Миллионы людей употребляют их в пищу. Из водорослей получают лекарства, крахмал, клей, изготавливают бумагу, ткани. Водоросли— отличный корм для домашнего скота и хорошее удобрение.
— Ежегодно вылавливается 85-90 млн. т рыбы, моллюсков, водорослей и других продуктов. Это обеспечивает около 20% потребности человечества в белке животного происхождения.
— (Слайд 10) Всё более широкое распространение получает марикультура – искусственное разведение и выращивание на морских плантациях морских организмов (моллюсков, ракообразных, водорослей) – и аквакультура – разведение водных организмов в пресной воде.
— (Слайд 11) В Мировом океане есть более или менее продуктивные акватории. К числу наиболее продуктивных принадлежат Норвежское, Северное, Баренцево, Охотское и Японское моря. При этом 63% мирового улова приходится на Тихий океан, Атлантический и Северный Ледовитый океаны обеспечивают около 28% мирового улова, Индийский океан обеспечивает лишь около 9%.
— Отметьте на контурной карте наиболее продуктивные акватории Мирового океана.
6. Рекреационные ресурсы Мирового океана.
— (Слайд 12) Мировой океан обладает огромными рекреационными ресурсами. Еще древние греки и римляне высоко ценили морские купания и плавание. Само пребывание у моря и на море благотворно влияет на здоровье и настроение человека.
— Наиболее посещаемыми являются Средиземное, Карибское и Красное моря.
— Отметьте их на контурной карте.
— Океан, будучи кладовой разнообразнейших богатств, также является бесплатной и удобной дорогой, которая связывает удаленные друг от друга континенты и острова. Морской транспорт обеспечивает почти 80% перевозок между странами, служа развивающемуся мировому производству и обмену.
7. Проблемы Мирового океана.
— Мировой океан может служить переработчиком отходов. Благодаря химическому и физическому воздействию своих вод и биологическому влиянию живых организмов, он рассеивает и очищает основную часть поступающих в него отходов, сохраняя относительное равновесие экосистем Земли. Однако человек не сумел сохранить девственность Мирового океана.
— (Слайд 13) При интенсивном использовании ресурсов Океана происходит его загрязнение в результате сброса в реки и моря промышленных, сельскохозяйственных, бытовых и других отходов, судоходства, добычи полезных ископаемых.
— Особую угрозу представляет нефтяное загрязнение и захоронение в глубоководных частях океана токсичных веществ и радиоактивных отходов.
— Если посмотреть на карту «Экологические проблемы мира», можно увидеть, насколько сильно загрязнён Океан.
— Приведите примеры наиболее загрязненных районов Мирового океана.
— (Слайд 14) Проблемы Мирового океана требуют согласованных международных мер по координации использования его ресурсов и предотвращению дальнейшего загрязнения, ведь близок день, когда неумолимо растущее население мира, истратившее свои последние ресурсы на суше, обратит свои полные надежды взоры к морю. Море обеспечит и продуктами питания, и даст нашей промышленности минеральное сырьё, и снабдит нас неисчерпаемыми источниками энергии, и станет местом нашего отдыха. Только нужно сберечь его до этого дня!
Воспринимают рассказ учителя.
Записывают тему в тетради.
Ответ: Природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые в свою очередь делятся на возобновимые и невозобновимые.
Дополняют схему «Природные ресурсы» в тетрадях.
Записывают схему «Ресурсы Мирового океана».
Воспринимают рассказ учителя.
Анализируют информацию из слайда.
Конспектируют новый материал.
Воспринимают рассказ учителя.
Анализируют карту в атласе «Ресурсы Мирового океана». Ответ: Месторождения фосфоритов расположены на шельфе и частично материковом склоне.
Воспринимают рассказ учителя.
Анализируют информацию из слайда.
Конспектируют новый материал.
Работают с контурной картой.
Воспринимают рассказ учителя.
Анализируют информацию из слайда.
Конспектируют новый материал.
Воспринимают рассказ учителя.
Анализируют информацию из слайда.
Конспектируют новый материал.
Анализируют информацию из слайда.
Конспектируют новый материал.
Работают с контурной картой.
Воспринимают рассказ учителя.
Работают с контурной картой.
Анализируют информацию из слайда.
Анализируют карту «Экологические проблемы мира».
Воспринимают рассказ учителя.
III. Закрепле-ние материала.
Тест по теме «Ресурсы Мирового океана».
1. Наиболее крупные морские месторождения нефти разведаны в:
а) Красном море, Каспийском море, Бискайском заливе;
б) Северном море, Персидском заливе, Мексиканском заливе;
в) Мексиканском заливе, Гвинейском заливе, Бискайском заливе.
2. Какие страны наиболее преуспели в развитии приливных электростанций:
а) Россия, Канада, Франция, Австралия;
б) Германия, Великобритания, США;
в) Россия, Нидерланды, Индонезия.
3. Какое из указанных морей не относится к числу наиболее продуктивных акваторий Мирового океана:
а) Охотское; б) Японское; в) Баренцево;
г) Карибское; д) Северное.
4. Выберите верное утверждение:
а) Атлантический океан обеспечивает 63% мирового улова рыбы.
б) На шельфе Мирового океана располагаются железомарганцевые конкреции.
в) В морской воде содержится около 50 химических элементов периодической системы Менделеева.
г) Особую угрозу для Мирового океана представляет нефтяное загрязнение и захоронение токсичных веществ и радиоактивных отходов.
5. Искусственное разведение и выращивание на морских плантациях морских организмов – это _____________.
Презентация «Ресурсы Мирового океана» (10 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Ресурсы Мирового океана Page *
Ресурсы Мирового океана Биологические Минеральные Энергетические Морская вода Минеральные ресурсы дна океана Рекреационные Page *
План 1. Состав данного вида ресурса 2. Страны, использующие этот ресурс. Районы добычи 3. Проблемы использования Page *
Минеральные ресурсы дна океана Основные районы добычи нефти – это Венесуэльский залив, шельфы Мексиканского залива и штата Калифорния, Персидский залив, некоторые районы Гвинейского залива, Северное и Каспийское моря. Page *
Биологические ресурсы Мировой океан – самый обширный биотоп планеты, насчитывающий около 180 тыс. видов животных и около 20 тыс. видов растений. Общая биомасса организмов Мирового океана достигает 40 млрд. т. Нектон Бентос рыбы китообразные двустворчатые иглокожие моллюски моллюски ракообразные водоросли Page *
Биологические ресурсы Наиболее продуктивные акватории Мирового океана – Норвежское, Северное, Баренцево, Охотское и Японское моря. Распределение мировых уловов рыбы и добычи морепродуктов по океанам, % Page *
Биологические ресурсы Марикультура – искусственное разведение и выращивание на морских плантациях морских организмов (моллюсков, ракообразных, водорослей). Аквакультура – искусственное выращивание водных организмов в пресной воде. Page *
Рекреационные ресурсы Наиболее посещаемые моря – Средиземное, Карибское, Красное. Page *
Экологические проблемы Мирового океана Загрязнение Мирового океана происходит в результате сброса в реки и моря промышленных, сельскохозяйственных, бытовых и других отходов, судоходства, добычи полезных ископаемых. Особую угрозу представляют нефтяное загрязнение и захоронение токсичных веществ и радиоактивных отходов. Page *
Пути решения экологических проблем Мирового океана Система экологических, технических и социальных мер одновременно. Международные соглашения по Мировому океану. БЕРЕГИТЕ МОРЕ! Page *
Человечество обязано сохранить уникальную экосистему океана — источника жизни и благополучия современной цивилизации на нашей планете. И никогда не забывать слова знаменитого океанолога Жак-Ив Кусто: «Очень скоро с океаном, возможно, будет связана проблема самого существования человечества» Page *
Тест по теме «Ресурсы Мирового океана» 1.Наиболее крупные морские месторождения нефти разведаны в: а) Красном море, Каспийском море, Бискайском заливе; б) Северном море, Персидском заливе, Мексиканском заливе; в) Мексиканском заливе, Гвинейском заливе, Бискайском заливе. 2. Какие страны наиболее преуспели в развитии приливных электростанций: а) Россия, Канада, Франция, Австралия; б) Германия, Великобритания, США; в) Россия, Нидерланды, Индонезия. Page *
3. Какое из указанных морей не относится к числу наиболее продуктивных акваторий Мирового океана: а) Охотское; б) Японское; в) Баренцево; г) Карибское; д) Северное. 4. Выберите верное утверждение: а) Атлантический океан обеспечивает 63% мирового улова рыбы. б) На шельфе Мирового океана располагаются железомарганцевые конкреции. в) В морской воде содержится около 50 химических элементов периодической системы Менделеева. г) Особую угрозу для Мирового океана представляет нефтяное загрязнение и захоронение токсичных веществ и радиоактивных отходов. 5. Искусственное разведение и выращивание на морских плантациях морских организмов – это _____________. Page *
Домашнее задание Параграф 8 На контурной карте отметить районы использования ресурсов Мирового океана По желанию: Посмотреть ролик «Путешествие пластикового пакета» Page *
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДВ-134504
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней
Время чтения: 1 минута
Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры
Время чтения: 2 минуты
Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Приливные электростанции
Пост опубликован: 26 февраля, 2017
В существующем мире человек все чаще задумывается о необходимости применения возобновляемых источников энергии при получении электроэнергии, одним из таких, является энергия морских приливов, а для ее преобразования служат приливные электростанции.
Как известно, природные приливы и отливы, взаимосвязаны с движением Луны и Солнца вокруг биосферы планеты Земля, а также от ее движения вокруг своей оси вращения. В зависимости от положения космических тел по отношению к Земле, приливы и отливы могут различаться по свое силе, но так как это явление происходит регулярно, то человек решил, что их можно применить для своего использования.
Принцип работы приливной электростанции
Приливная электростанция – это комплекс инженерных систем, при помощи которых энергия от движения воды, или кинетическая энергия воды, преобразуется в электрическую.
Характер работы – цикличный, это обусловлено периодичностью приливов и отливов. В период покоя, а это происходит когда отлив заканчивается, или только начинается прилив, кинетическая энергия воды мала, и ее недостаточно. Этот период длится 1-2 часа. В активный период, ее продолжительность 4-5 часов, энергия водных масс, преобразуется в электрическую энергию. Циклы, в течение суток повторяются 4 раза.
Основным элементом любой электростанции служит генератор, который вырабатывает электрический ток, разница лишь в механизме, приводящем его во вращательное движение. В варианте приливной электростанции, этим механизмом становится гидротурбина.
Для того чтобы повысить КПД такого сложного комплекса, как приливная электростанция, выбирается местоположение, где регистрируются максимальные приливы. Затем монтируется плотина, которая отделяет акваторию самого моря от прибрежной зоны.
В тело построенной плотины монтируются гидротурбины, которые преобразуют кинетическую поступательную энергию воды, в кинетическую вращательную энергию. Также, чтобы повысить коэффициент использования, изготавливаются резервные водохранилища, которые во время прилива наполняются морской водой.
Во время отлива, набранная водная масса увеличивает количество вырабатываемой электрической энергии, за счет увеличения объема, который проходит через турбину. В качестве механизма, обеспечивающего набор воды во время прилива, выступают также гидротурбины.
Показателем работы электростанции любого типа является ее мощность, которая зависит от технических показателей и вида преобразуемой энергии.
У приливных электростанций мощность установки зависит от:
Количество турбин и их мощность напрямую зависят от характеров приливов и объема резервных хранилищ.
В связи с тем, что сооружение плотин сильно увеличивает стоимость строительства станции, то и развитие гидроэнергетики этого типа шло довольно медленно. Последние десятилетия появились новые материалы и новые технологии, которые не обошли своим вниманием и энергетику, в свете этого, появились новые типы приливных электростанций.
Принцип действия приливных электростанций нового поколения остался прежним, это преобразование движения водных масс, отличие же в том, что на специальной конструкции, которая закрепляется на дне, монтируются лопасти большого диаметра. Они вращаются при движении водных масс и через редукторы передают вращательное движение на генераторы. По конструкции электростанции такого типа напоминают ветряные генераторы, с той лишь разницей, что источником энергии у ветряных установок служит ветер, а у приливных станций – вода.
Плюсы и минусы использования
У любого агрегата всегда есть положительные и отрицательные аспекты его использования, и именно соотношение этих параметров определяет целесообразность его применения. Приливные электростанции не являются исключением, рассмотрим все плюсы и минусы использования этого источника энергии.
К плюсам использования можно отнести:
К минусам данного типа электростанций относятся:
Приливные электростанции в России
Использование источников энергии, способных к возобновлению, которые позволяют получать электроэнергию с низкой себестоимостью, дает ученым и инженерам всех стран, новые идеи и способы воплощения их в жизнь.
На территории нашей страны уже построен ряд приливных электростанций, и работы в этом направлении продолжаются.
Успешными проектами являются следующие.
Кислогубская ПЭС
Расположена в губе Кислая Баренцова моря, в Мурманской области. Работала с 1968 по 1992 год, когда
была поставлена на консервацию. Начиная с 2004 года производилась реконструкция станции, и с 2007 года работа станции была возобновлена. В настоящее время станция работает в штатном режиме.
Малая Мезенская ПЭС
Расположена в Мезенском заливе Белого моря, в Архангельской области. Начало работы – 2007 год, работает по настоящее время.
Ведутся работы по увеличения мощности и модернизации станции в более крупную Мезенскую ПЭС.
В настоящее время, кроме перечисленных выше, уже успешно реализованных, в стадии разработки и реализации находится еще несколько проектов.
Северная ПЭС
Расположена в губе Долгая-Восточная Баренцова моря, в Мурманской области. Проектная мощность 12,0 МВт, годовая выработка электрической энергии составит 23,8 млн. кВт/часов.
Пенжинская ПЭС 
Расположена в Пенжинской губе залива Шелихоа в Охотском море.
Проектная мощность 21,4 ГВт, годовая выработка электрической энергии составит 50,0 млрд. кВт/часов.
Тугурская ПЭС
Расположена в Тугурском заливе Охотского моря, в Хабаровском крае.
Проектная мощность 8,0 ГВт, годовая выработка электрической энергии составит 20,0 млрд. кВт/часов.
Использование приливных электростанций за рубежом
Использование природной энергии широко распространено во многих странах мира, так приливные электростанции успешно работают в США, Франции, Канаде, Норвегии, Южной Корее, Великобритании, Китае и Индии. Важными условиями наличия подобных энергетических объектов являются: наличие технических возможностей и присутствие собственных морских побережий.
Рассмотрим несколько зарубежных проектов
Великобритания
В 1913 году около города Ливерпуль в бухте Ди в Великобритании впервые в мире запустили приливнуюэлектростанцию, мощность которой была 0,635 МВт.
В настоящее время там же в Великобритании на реке Северн идёт подготовка по реализации проекта в строительстве уже самой большой и мощной приливной электростанции. Проектная мощность составляет 8,6 ГВт.
Первая подобную станцию, в этой стране, начали строить в 1935 году. В настоящее время успешно реализованы несколько проектов, и есть проекты в стадии разработки.
Южная Корея
ПЭС «Shihwa», которая построена в 2003 году, имеет мощностью 254 МВт, и затем до 2011 года прошла модернизацию. Объем вырабатываемой электроэнергии составляет 550 млн. кВт/часов ежегодно.
В планах строительство еще нескольких электростанций подобного типа.
ПЭС «Аннаполис» была построена в 1985 году в заливе Фанди и имеет мощность 20 МВт.
Норвегия
ПЭС «Хаммерфест.», мощностью 300 кВт, была построена в 2003 году
Франция
ПЭС «Ля Ранс», выдающая мощность 240 МВт, расположена в провинции Северная Бретань.
Хотя использованием возобновляемых источников энергии интересуется большое количество специалистов из разных стран нашей планеты, тем не менее широкое распространение способ использования энергии природных приливов и отливов пока не получил. Это обусловлено рядом объективных причин.
Причины малой распространенности приливных станций
Мировой океан обладает огромным потенциалом, энергией которого можно обеспечить почти 20% от необходимого количества энергопотребления.
Причинами, которыми можно объяснить малое распространение приливных электростанций, можно назвать следующие:
Приведенные выше причины постепенно утрачивают свою актуальность, т. к. при использовании новых типов станций с лопастно-редукторными агрегатами, позволяет отказаться от строительства плотин и резервных бассейнов, что значительно снижает стоимость строительства и снижает сроки окупаемости проекта. А разработка новых, более мощных генераторов, позволяет получать большее количество электрической энергии, при тех же исходных параметрах первичной энергии, которой является энергия приливов и отливов.