какие страны подписали женевскую конвенцию
Вся правда про водительские удостоверения за границей
Отправляясь на отдых, многие продвинутые туристы и путешественники уже давно используют для перемещения по иностранному государству арендованный транспорт. Это действительно удобно, не очень дорого (иногда даже дешевле экскурсий) и позволяет быть полностью самостоятельными. В этом случае, всегда возникает вопрос: можно ли управлять в той или иной стране автомобилем или мотоциклом по российским правам, или нужно обязательно иметь международное водительское удостоверение? Этот вопрос давно уже оброс клубком мифов и заблуждений. Для того, чтобы его распутать мы постарались сами разобраться с этой проблемой и предлагаем вам следующую информацию.
Найти автомобиль в аренду по всему миру
Какие бывают виды прав?
Существует только два вида прав: национальные права и международные.
Национальные права – это документ, выдаваемый государственными органами и дающий право управлять транспортными средствами на территории России. При этом, все виды национальных прав, выполнены ли они в виде бумаги, пластика, только на русском или с дублированием на английском языках, с международной точки зрения по сути одно и то же.
Международное водительское удостоверение бывает только одного вида – в виде книжки формата А6. Вот как определяет международное водительское удостоверение «Венская конвенция о дорожном движении» от 1968 года (с изм. от 2006 года).
2. Лицевая и внутренняя стороны первого листа обложки идентичны, соответственно, прилагаемым образцам страниц N 1 и 2; они печатаются на национальном языке или, по крайней мере, на одном из национальных языков государства, в котором выдано удостоверение. В конце внутренних страниц две соседние страницы соответствуют прилагаемому образцу N 3 и печатаются на французском языке. На предшествующих им внутренних страницах повторяется на нескольких языках, их которых обязательными являются английский, испанский и русский языки, первая из этих двух страниц.
При этом существует ошибочное мнение, что новые пластиковые права, выдаваемые сейчас в РФ – это международные права. Это не верно. Даже самые «новомодные» пластиковые права, и даже выданные после 2012 года, НЕ ЯВЛЯЮТСЯ МЕЖДУНАРОДНЫМИ. Это большое заблуждение и миф, что новые пластиковые права являются международными. По сути, это просто национальные (т.е. российские) права, которые, с точки зрения международного права, ничем не отличаются даже от старых заламинированных бумажных прав, разве что только тем, что они отвечают требованиям нового международного законодательства, а именно «Венской конвенции о дорожном движении» (в новой редакции от 2004 года).
Настоящие международные права (МВУ, международное водительское удостоверение) выдается дополнительно в национальным правам органами ГИБДД России. Для этого необходимо предоставить:
При оформлении заявки на получение МВУ через портал госуслуги.ру оплатить нужно будет не 1600 рублей, а только 1120 рублей.
Повторно сдавать экзамены не нужно, вам выдадут МВУ на основании национального. Действовать оно будет 3 года или до окончания действия вашего национального удостоверения. И, кстати, действует МВУ только совместно с национальными правами, их необходимо предъявлять вместе. Получить его можно, обратившись в ГИБДД или МФЦ, или оформить его на сайте госуслуги.рф, что, кстати, обойдется дешевле: всего 1120 рублей вместо 1600 при личном обращении.
Однако наличие у вас международного водительского удостоверения вовсе не означает, что вы можете водить машину по всему миру. Запутались? Читайте дальше внимательно, и тогда все станет понятно.
Внимание! Некоторые организации предлагают за энную сумму заверенный перевод на иностранный язык ваших национальных прав. Но это никоим образом не являет заменой международного водительского удостоверения и может действовать лишь в некоторых странах.
Но те торопитесь бежать в ГИБДД получать международные права, ведь вопрос состоит в том, а нужно ли вам на самом деле международное водительское удостоверение.
По каким правам и где можно ездить за границей?
Все страны в данном контексте можно разделить на три группы:
Так вот, с какими правами можно управлять транспортным средством в определенной стране, зависит от того, какую конвенцию подписало государство.
Страны, которые не подписали ни одну из конвенций
Эти страны вообще не признают никакие из двух видов прав, кроме своих. Т.е. ваши международные и национальные права для них просто открытка, и никакой не документ. Есть лишь некоторые исключения – когда государство своими внутренними нормативными документами признает действительными права того или иного государства, или международные права. Об этом можно узнать, заранее до поездки, изучая информацию о конкретной стране.
В большинстве же случаев, управлять автомобилем или мотоциклом в таких странах можно только при условии сдачи соответствующих экзаменов и получении местных прав; или после получения специального разрешения в уполномоченном органе, представив национальные водительские права; или возможно использование национальных прав совместно с заверенным переводом. Есть и другие варианты, но все это необходимо выяснять для каждой конкретной страны.
В общем, «соваться» в таких странах на дороги со своими международными или национальными правами не стоит, пока все не выясните.
Страны, подписавшие Венскую конвенцию о дорожном движении 1968 года
Это самая приятная категория стран. Таких стран достаточно много (см. список).
Так вот, эти страны, подписав Конвенцию, признают на своей территории любые национальные водительские удостоверения, соответствующие определенным требованиям.
Из статьи 41 «Водительские удостоверения» Венской конвенции о дорожном движении 1968 года:
2. а) Договаривающиеся Стороны будут признавать:
i) любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 6 к настоящей Конвенции;
ii) любое международное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 7 к настоящей Конвенции, при условии, что оно предъявляется вместе с соответствующим национальным водительским удостоверением, действительным на своей территории для управления транспортным средством, соответствующим категории или категориям транспортных средств, на управление которыми выданы удостоверения, при условии, что указанные удостоверения являются действительными и что они выданы другой Договаривающейся Стороной или одним из ее территориальных подразделений либо объединением, уполномоченным на то этой Договаривающейся Стороной;
Получается, что национальные водительские удостоверения (т.е обычные российские права), выдаваемые на территории РФ, соответствуют этим требованиям.
Венская Конвенция устанавливает различные категории для транспортных средств. Это «А», «B», «C» и т.д. Категория «А» у вас в правах дает право управления мотоциклами. Категория «B» дает право управления ТС (за исключением «А»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. Так вот, следует отметить, что наличие у вас в правах открытой только категории «B» или выше при отсутствии «А» вовсе не дает вам право управлять в другой стране мотоциклом. Это следует четко понимать. К счастью, в большинстве стран для того, чтобы арендовать мотоцикл, не нужно вообще предъявлять никаких водительских удостоверений. Права у вас могут потребовать только на дороге сотрудники полиции или других соответствующих дорожных служб. И опять же к счастью, во многих странах полицейские не слишком придирчивы к этому вопросу и готовы закрывать на это глаза или закрывать на это глаза в обмен на небольшой «штраф». Просто вам следует не забывать, что формально вы не правы и нарушаете закон, поэтому не доводите ситуацию до серьезного конфликта и «не качайте права». И еще, в случае ДТП вы будете однозначно признаны виновником, поскольку юридически нарушаете закон, и конечно же никакая страховка не поможет.
Если же у вас все в порядке с документами, то страховка покрывает вред, причиненный вашему здоровью и третьим лицам, имуществу и т.д. Правда, для этого необходимо оформлять туристическую страховку с соответствующими опциями. Подобрать и сравнить стоимость таких страховок можете через следующие сервисы поиска и сравнения страховых полисов:
Страны, подписавшие только Женевскую конвенцию о дорожном движении 1949 года.
Эти страны договорились о том, что они признают на своей территории международные водительские удостоверения. Так что, смело отправляйтесь в эти страны, но не забывайте с собой брать и национальные права, поскольку без них международное удостоверение не действительно.
Ложка дегтя
Все выше написанное очень приятно и удобно для российских путешественников обладателей национальных прав. Но на практике бывают расхождения с данной теорией. Некоторые страны, несмотря на то, что подписали Венскую конвенцию, не ратифицировали ее, и продолжают упорно требовать международные водительские удостоверения, или даже признают только выданные на своей территории права. Данные требования по международному законодательству неправомерны и в судебном разбирательстве обречены на провал, однако, такие ситуации все же случаются, особенно в странах Европы. Иногда можно решить проблему еще на дороге или в полицейском участке, доказав свою правоту ссылками на международное законодательство. Но есть еще одна проблема. «Прокатные» конторы могут спокойно отказать вам в аренде автомобиля при отсутствии у вас международных прав, поскольку это их дело, кому давать машину в прокат, а кому нет, и никакие международные законы им совсем не указ.
Поэтому перед поездкой в страну, даже если она и подписала Венскую конвенцию, на всякий случай, почитайте в Интернет об опыте путешественников по этой стране и если есть необходимость, не пожалейте денег и получите международные права. Ведь не стоит портить себе настроение на отдыхе разборками с полицией на дороге, пусть даже вы и на все 100% правы.
Список стран, подписавших Венскую конвенцию о дорожном движении
Можно управлять по национальным ВУ своей страны
Список стран, подписавших Женевскую конвенцию о дорожном движении
Можно управлять только по международным ВУ
СОДЕРЖАНИЕ
Стороны конвенций и протоколов I – III 1949 г.
Ниже приводится список государств-участников Женевских конвенций.
Китай объявил Макао охваченным ратификацией Конвенций I – IV и Протоколов I – II с 20 декабря 1999 г., в тот же день, когда Португалия отказалась от своих обязательств в отношении территории после передачи суверенитета над Макао Китаю. Гонконг был объявлен Китаем охваченным ратификацией Конвенций I – IV и Протоколов I – II с 1 июля 1997 г., в тот же день, когда Великобритания отказалась от своих обязательств в отношении территории после передачи суверенитета над Гонконгом Китаю.
Протоколы I – II не ратифицированы
Бывшие государства-участники
Следующие государства были участниками Женевских конвенций I – IV, но их ратификация не была признана применимой к какому-либо последующему государству в соответствии с международным правом:
Органы, делающие одностороннее заявление
Статья 96.3 Протокола I позволяет «органу, представляющему людей, выступающих против Высокой Договаривающейся Стороны в вооруженном конфликте», делать одностороннее заявление о применении четырех Конвенций и Протокола I в отношении этого конфликта. По состоянию на 2015 год это положение использовалось Фронтом ПОЛИСАРИО в 2015 году.
Власть | Год декларации | Конфликт |
---|---|---|
2015 г. | Конфликт Западной Сахары с Марокко |
Стороны Женевской конвенции 1864 г.
Первые десять статей Первой Женевской конвенции были заключены в 1864 году. Это была первоначальная Женевская конвенция. Следующие государства были участниками Женевской конвенции 1864 года.
Женевские конвенции: основа международного гуманитарного права
Конвенции и Протоколы призывают принимать меры к тому, чтобы предотвратить любые нарушения права или положить им конец. В них содержатся строгие нормы относительно так называемых «серьезных нарушений». Лиц, ответственных за серьезные нарушения, следует разыскивать, судить или выдавать другой стране вне зависимости от их гражданства.
Женевские конвенции 1949 г.
Первая Женевская конвенция защищает раненых и больных солдат во время войны на суше
Эта Конвенция является четвертым переработанным вариантом Женевской конвенции о раненых и больных; предыдущие были приняты в 1864, 1906 и 1929 гг. В Конвенции 64 статьи, которые предусматривают защиту раненых и больных, а также медицинского и духовного персонала, медицинских формирований и санитарно-транспортных средств. Конвенция также признает отличительные эмблемы. В двух приложениях к Конвенции содержатся проект соглашения о санитарных зонах и форма удостоверения личности для медицинского и духовного персонала.
Вторая Женевская конвенция защищает раненых, больных и потерпевших кораблекрушение военнослужащих во время войны на море
Эта Конвенция заменила Гаагскую конвенцию 1907 г. о применении принципов Женевской конвенции к морской войне. По своей структуре и содержанию она во многом повторяет положения Первой Женевской конвенции. В ней 63 статьи, специально предназначенные для применения к войне на море. К примеру, она защищает госпитальные суда. В единственном приложении содержится форма удостоверения личности для медицинского и духовного персонала.
Третья Женевская конвенция применяется к военнопленным
Эта конвенция заменила Конвенцию о военнопленных 1929 г. В ней 143 статьи, тогда как в Конвенции 1929 г. было всего лишь 97. Был расширен перечень категорий лиц, имеющих право на статус военнопленных, в соответствии с Конвенциями I и II. Получили более четкое определение условия и места содержания в плену, в частности, в том, что касается труда военнопленных, их финансовых средств, получаемой ими гуманитарной помощи и возбуждаемого против них судебного преследования. Конвенция устанавливает тот принцип, что военнопленные должны быть без промедления освобождены и репатриированы после окончания активных военных действий. К Конвенции имеется пять приложений, содержащих различные типовые соглашения, правила, удостоверение личности и образцы карточек.
Четвертая Женевская конвенция предоставляет защиту гражданским лицам, в том числе на оккупированной территории
Женевские конвенции, принятые до 1949 г., касались только комбатантов, но не гражданских лиц. События Второй мировой войны показали, сколь катастрофичны последствия того, что не существует конвенции для защиты гражданских лиц во время войны. В Конвенции, принятой в 1949 г., учтен опыт Второй мировой войны.
Основная часть положений Конвенции касается статуса лиц, пользующихся защитой, и обращения с ними, различия между положением иностранцев на территории одной из сторон в конфликте и положением гражданских лиц на оккупированной территории. Она проясняет обязательства оккупирующей державы по отношению к гражданскому населению и содержит подробные положения о гуманитарной помощи, оказываемой населению оккупированной территории. В ней также предусмотрены конкретные нормы об обращении с интернированными гражданскими лицами.
Три приложения к Конвенции содержат проект соглашения о санитарных зонах, проект правил, касающихся гуманитарной помощи, и формы карточек.
Общая статья 3
Статья 3, общая для всех четырех Женевских конвенций, стала настоящим прорывом, поскольку она впервые предусматривала нормы, относящиеся к ситуациям немеждународных вооруженных конфликтов.
Существует много типов подобных конфликтов. Среди них традиционные гражданские войны, внутренние вооруженные конфликты, которые захватывают территорию других государств, или внутренние конфликты, в которые, помимо правительства, вмешиваются третьи государства или многонациональные силы.
Общая статья 3 устанавливает основополагающие нормы, отступление от которых недопустимо. Она напоминает мини-конвенцию в рамках Конвенций, поскольку содержит главные нормы Женевских конвенций в сжатом виде и делает их применимыми к конфликтам немеждународного характера:
Учитывая, что сегодня большинство вооруженных конфликтов носят немеждународный характер, применение общей статьи 3 имеет огромное значение. Необходимо полное ее соблюдение.
Когда применяются Женевские конвенции?
Женевские конвенции вступили в силу 21 октября 1950 г.
С каждым новым десятилетием все больше государств ратифицировали Конвенции: в течение 1950-х гг. их ратифицировали 74 государства, в 1960-х – 48 государств, в 1970-х гг. – 20 государств, и еще 20 государств – в 1980-х гг. В начале 1990-х гг., в основном, после распада Советского Союза, Чехословакии и бывшей Югославии, Конвенции ратифицировали 26 стран.
После 2000 г. Конвенции были ратифицированы еще семью странами, таким образом, общее число их участников составило 194, и Женевские конвенции теперь применяются всеми государствами мира.
Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям
11 вопросов о правилах ведения войны
В 2019 году исполнилось 70 лет с момента подписания Женевских конвенций — международных соглашений, регулирующих методы ведения войны. Когда люди поняли, что правила нужны даже на поле боя? Их соблюдает? А кто следит за нарушениями и судит военных преступников? Arzamas попросил рассказать об этом регионального советника Международного Комитета Красного Креста по правовым вопросам профессора Андрея Козика
1. Кто придумал Женевские конвенции?
«25 июня солнце осветило самое ужасное зрелище, какое только может представить себе человеческое воображение. Все поле битвы усеяно трупами людей и лошадей; дороги, канавы, овраги, кустарник, луга — все буквально завалено мертвыми телами, а в окрестностях Сольферино земля сплошь покрыта ими.
Там несчастные, не только раненные пулями и осколками снарядов, но еще и с раздробленными руками или ногами от проехавших по ним артиллерийских орудий. От ударов цилиндрических пуль кости разлетаются во все стороны, так что эти раны всегда очень опасны. Осколки гранат и конические пули дробят кости, тоже вызывают сильную боль и нередко наносят ужасные внутренние повреждения. Всевозможные осколки, обломки костей, клочки одежды, остатки снаряжения, земля, куски свинца раздражают раны и усиливают мучения раненых».
«Воспоминания о битве при Сольферино», опубликованные через три года после сражения, стали чрезвычайно популярны в Европе, книгу перевели на несколько языков. В ней Дюнан предложил создать национальные общества помощи раненым и разработать специальную конвенцию, которая наделила бы лиц, оказывающих медицинскую помощь, во время войны нейтральным статусом. В 1863 году вместе с единомышленниками он основал Международный Комитет Красного Креста, а еще через год 62 делегата из 16 стран приняли первую Женевскую конвенцию, защищающую раненых и больных солдат. В 1901 году Анри Дюнан стал первым лауреатом Нобелевской премии мира.
2. Женевских конвенций много?
На сегодняшний день принято четыре Женевские конвенции. Каждая посвящена своей теме:
В соответствии с первой и второй конвенцией государства обязаны гуманно обращаться с ранеными и больными в армиях и на флоте. Конвенции закрепили статус отличительных эмблем, в том числе красного креста на белом фоне.
Третья конвенция определила особый порядок обращения с военнопленными. В частности, положение, согласно которому ответственность за военнопленных возлагается на удерживающее их государство, а не на отдельные воинские части или командиров. Статус военнопленного не только гарантирует жизнь и физическую неприкосновенность, но и дает другие важные права. Например, каждый военнопленный при допросе обязан сообщить только свои фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер. С пленным должны обращаться в соответствии с чином (к примеру, офицеров нельзя принуждать к работе), они имеют право на медицинскую помощь и связь с родными. Военнопленного даже могут освободить под честное слово, что тот больше не будет принимать участия в вооруженном конфликте. В третьей конвенции государства также обязались как можно скорее возвращать военнопленных на родину.
Все четыре конвенции были подписаны на конференции под эгидой Международного Комитета Красного Креста вскоре после окончания Второй мировой войны — в августе 1949 года.
3. До Женевских конвенций были правила ведения войны?
В 1899 и 1907 году в ходе Гаагских конференций мира приняли так называемую оговорку Мартенса Федор Федорович Мартенс — российский юрист и дипломат. Работы Мартенса во многом заложили основу современного международного гуманитарного права. : правило, согласно которому воюющие стороны должны руководствоваться принципами гуманности, человечности и здравого смысла, даже если они не брали на себя соответствующих договорных обязательств.
4. Разве на реальной войне соблюдает правила?
В своей речи в защиту Тита Анния Милона Цицерон сказал: «Silent enim leges inter arma» — «Молчат законы среди лязга оружия». Очень многие считают, что с помощью права в принципе невозможно регулировать военные действия, потому что цель войны — победа любой ценой. На самом деле все совсем не так. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить количество жертв, жестокость методов и средств ведения войны в Первую или Вторую мировую и современные конфликты.
Это не означает, что система работает идеально: эксцессы случаются. Но это и не означает, что система не работает вовсе. Можно провести аналогию с правилами дорожного движения: их нарушают, но ни у кого не возникает мысли, что они нам не нужны.
Скептическое отношение к международному гуманитарному праву связано еще и с тем, что обычно журналисты пишут о фактах нарушения права, а не о случаях его соблюдения. В науке это называется генерализацией частных случаев: люди узнают о негативных эпизодах и на этом основании судят о явлении в целом. Этот эффект только усиливается тем, что речь идет о военных конфликтах и информация о нарушениях часто искажается сознательно.
5. Откуда обычные солдаты узнают о правилах? Или в ответе только генералы?
Здесь лучше начать с ответа на второй вопрос — про ответственность. За нарушения Женевских конвенций отвечают и те, кто отдавал преступный приказ, и те, кто его сознательно исполнял.
Безусловно, военные, которым отдают преступный приказ, находятся перед тяжелым выбором: нарушить присягу или закон. Чем выше в государстве уважение к праву в целом, тем лучше соблюдается и международное гуманитарное право.
Широко известен пример австралийских летчиков, десятки раз отказавшихся исполнять приказы командования в 2004 году в Ираке: если пилоты сомневались, что атакуют законную цель, они не выпускали ракеты или даже уничтожали уже выпущенные. К слову, это еще одна иллюстрация, что гуманитарное право работает.
Международное гуманитарное право изучают в академиях и на службе. Соответствующие правила внесены в воинские уставы. Во многих странах с этими правилами знакомят не только военных, но и медицинский персонал, военных корреспондентов, а в идеальном случае — каждого школьника.
6. Должно ли государство соблюдать Женевские конвенции, если противник ими пренебрегает?
Да, должно. Особенность международного гуманитарного права в том, что оно не основано на взаимности и запрещает репрессалии — совершение незаконного акта по причине взаимности. Как правило, такие решения принимаются на эмоциях, не приносят никакой военной пользы и серьезно нарушают Женевские конвенции.
7. Как быть, если государство не объявляло войны или отрицает свое участие в ней?
Устав ООН запрещает любую агрессивную войну, так что с точки зрения права не особенно важно, была ли она объявлена. Международное гуманитарное право начинает применяться с первым столкновением вооруженных сил или с момента оккупации, независимо от того, объявляли войну или нет.
Само собой, позиция государства — признавать или не признавать вооруженный конфликт — никак не влияет на индивидуальную уголовную ответственность тех, кто совершает военные преступления.
8. Если страна не присоединилась к Женевским конвенциям, это снимает с нее ответственность?
На сегодня в мире не осталось признанных государств, которые не присоединились к Женевским конвенциям. Но и сами Женевские конвенции давно получили статус международных обычаев — норм, обязательных для любых, даже вновь созданных государств.
Но не все договоры по международному гуманитарному праву стали обычаями и признаны всеми странами, и поэтому они действуют только между теми государствами, которые их подписали. Например, Оттавская конвенция, запретившая противопехотные мины, действует сегодня в отношении 164 государств, но некоторые крупные державы, включая Россию, США и Китай, не участвуют в этом договоре.
Соответствующий договор разработан (Договор о запрещении ядерного оружия), его торжественно подписали 26 сентября 2019 года в Нью-Йорке. Но государства с ядерным арсеналом договор не поддержали.
10. Как судят за нарушения правил ведения войны?
Кроме государств в целом ответственность несут и конкретные люди. Каждое государство обязалось расследовать случаи нарушения и предавать суду военных преступников.
Также существует так называемый принцип универсальной юрисдикции. В соответствии с ним любое государство может и даже обязано судить индивидов (конкретных людей) вне зависимости от того, какое у них гражданство и в какой точке планеты они совершали военные преступления. Точкой отсчета в вопросе индивидуальной ответственности можно считать Нюрнбергский процесс. Он не только осудил нацистских преступников, но и инициировал суды против политиков и военных во многих странах. И, что крайне важно, вызвал саму дискуссию об ответственности высокопоставленных лиц. До Нюрнберга их никогда не судили за военные преступления.
С начала 19 Совет Безопасности ООН создал несколько международных трибуналов для суда над военными преступниками. Два ярких примера — Международный уголовный трибунал по Руанде и Международный уголовный трибунал по Югославии. 17 июля 1998 года был принят Римский статут, учредивший Международный уголовный суд. Статут вступил в силу в 2002 году. В отличие от трибуналов Международный уголовный суд — постоянно действующий орган. Если государство отказывается предать лицо суду или не может это сделать, дело может быть принято Международным уголовным судом. Отказ осудить преступника не единственное условие принятия дела судом, но ключевое.
Некоторые государства пытаются изъять своих граждан из-под иностранной и международной юрисдикции. Но сделать это становится все сложнее. И если посмотреть на процесс индивидуальной ответственности в ретроспективе, за 30 лет человечество сделало большой шаг. Избежать наказания за военное преступление существенно сложнее, чем прежде. Под международным давлением государства все активнее самостоятельно выявляют и осуждают военных преступников.
Политические спекуляции и общее несовершенство системы международного права всегда будут сопровождать любые дискуссии об ответственности государств или индивидов. Но факт остается фактом — впервые за всю историю человечества риск привлечения к уголовной ответственности за совершение военных преступлений становится фактором, реально влияющим на поведение воюющих.
11. Люди выдумывают все новые вооружения — для боевых роботов уже есть свои правила?
Главные вопросы об автономном системном вооружении (такое обозначение точнее, чем «боевые роботы») — в том, как оно должно действовать в случаях, если принимает решение о нападении без участия человека. Кто должен нести ответственность за действия машины? Какие правила необходимы для использования таких машин и необходимы ли? Об этом сейчас много дискутируют, и Россия тоже активно участвует в обсуждениях. Международный Комитет Красного Креста и многие другие организации настаивают, что самое важное — сохранить определенный контроль человека над автономными системами вооружения.
Узнать больше о том, как люди разных эпох проявляли милосердие на войне, вы можете из аудиоматериалов, которые мы подготовили совместно с Международным Комитетом Красного Креста.