какие структуры почки выполняют функции биологического фильтра
Мочевыделительная система
Выделение
К органам, выполняющим функции выделения, относятся: почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, а также легкие, желудочно-кишечный тракт, кожа.
Небольшая часть мочевины и мочевой кислоты, а также лекарства выводятся вместе с секретом желез желудочно-кишечного тракта. Потовые железы кожи выделяют мочевую кислоту, соли, воду, мочевину. В процессе дыхания из легких улетучивается углекислый газ, вода, алкоголь, эфиры.
Почки
Функции почек
Из организма удаляется мочевина, мочевая кислота, соли аммиака. Напомню, что мочевина образуется не в почках, а в печени, поэтому почки в данном случае играют роль фильтра.
Регулируют число эритроцитов, вырабатывая гормон эритропоэтин, который стимулирует образование эритроцитов в красном костном мозге.
Выделительная и кровеносная системы очень тесно взаимосвязаны, в чем мы убедимся по ходу изучения выделительной системы.
Нефрон
Запомните, что в основе мочеобразования лежат три процесса: фильтрация, реабсорбция (вторичное всасывание) и секреция. Изучая их, мы поймем, как функционирует нефрон, и разберем его строение.
Не могу ни акцентировать ваше внимание на том факте, что в первичной моче оказывается очень много нужного и полезного нашему организму. Вдумайтесь: через фильтр профильтровывается не только мочевина, но и глюкоза, вода, витамины, минеральные соли. Потерять такие ценные вещества для организма было бы большой оплошностью, и следующий этап исправляет допущенную организмом «ошибку» при фильтрации.
Мы добрались до третьего финального этапа мочеобразования. На этапе секреции происходит транспорт веществ из крови (капилляров, оплетающих канальцы нефрона) в просвет канальцев нефрона.
В результате реабсорбции и секреции из первичной мочи образуется вторичная, объем которой составляет 1-1,5 литра в сутки.
Вторичная моча через дистальные канальцы поступает в собирательные трубочки, куда таким же путем открываются дистальные канальцы многих других нефронов. Собирательные трубочки открываются на верхушках почечных пирамид, из низ выделяется моча и поступает в малые, затем в большие почечные чашечки, лоханку и далее в мочеточник.
Регуляция эритроцитопоэза и артериального давления
При многих болезнях почек эритропоэтин в виде лекарственного препарата применяют, чтобы добиться увеличения числа эритроцитов и устранить анемию (малокровие).
Регуляция работы почек
Заболевания
Хорошо зная три основных процесса: фильтрацию, реабсорбцию и секрецию, вы легко сможете предположить, на каком из этих этапов возникло нарушение работы почек. Эффективность работы почек и их состояние можно легко оценить по анализу мочи. Сейчас вам следует ненадолго представить себя врачом нефрологом 😉
Приходит заключение из лаборатории. В моче пациента найдены белок, кровь (эритроциты), гной (лейкоциты). Вам известно, что форменные элементы крови и крупные белки в норме не проходят через «сито» на этапе фильтрации и не должны обнаруживаться в моче. Таким образом, патология локализуется в почечном тельце.
Следующее заключение, которое вам предстоит изучить, выглядит по-другому. Гноя, крови и белков в моче не обнаружено, однако присутствует глюкоза (сахар). Такая находка может быть признаком сахарного диабета.
На схеме ниже вы можете наглядно увидеть симптомы, которые сопровождают сахарный диабет. Этиологию (причины) и патогенез (механизм развития) сахарного диабета мы изучим, когда будем говорить об эндокринной системе.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Какие структуры почки выполняют функции биологического фильтра
ГДЗ по биологии 8 класс Сонин — это верные ответы на все задания учебника, разработанные для качественной работы учеников дома.
Биология — глубокая и всеобъемлющая наука об окружающем нас мире. Она изучает как самые мельчайшие организмы, так и целые экосистемы. По сути, биология это начало такой жизненно важной для нас всех вещи как медицина. Чем больше мы узнаем о себе и окружающем нас мире, тем больше находится лекарств от болезней, которые ранее считались неизлечимыми.
Изучение предмета начинается с одноклеточных организмов. Постепенно темы усложняются и расширяются, и школьники переходят к изучению царств растений и зверей. В круг проблем, поднимаемых на занятиях по биологии, входят проблемы экологической обстановки, которые с каждым годом встают всё острее, поэтому так важно как можно раньше донести их сущность подрастающему поколению. Программа этого года будет посвящена изучению человека. Ребята разберут на уроках такие вопросы, как:
Таким образом, в восьмом классе школьники изучают анатомию человека, принципы функционирования различных систем органов и важность их для жизнедеятельности.
ГДЗ по биологии 8 класс Сонин и их польза для восьмиклассников
Ребята, которые выберут для сдачи экзаменов биологию, скорее всего, захотят поступить в медицинские вузы и колледжи. Ответственность и знания в дальнейшей работе будут главными необходимыми качествами, и работать над ними следует начинать ещё со школы, готовясь к экзаменам. В этом поможет качественный решебник. ГДЗ по биологии 8 класс Сонин Н.И., Сапин М.Р. поможет при выполнении заданий в школе и дома. С ним можно надёжно и быстро проверить себя и иметь возможность поработать над ошибками, обнаружить пробелы и заполнить их. Использование сборника нацелено на поддержку восьмиклассников и формирование необходимого минимума знаний.
Тест по теме Мочевыделительная система
1) мочеточники
2) почки
3) мочеиспускательный канал
4) мочевой пузырь
1) сокращение стенок мочевого пузыря
2) фильтрация крови
3) реабсорбция (обратное всасывание) в извитом канальце
4) попадание мочи в почечную лоханку
5) попадание мочи в мочеточник
Верный ответ: 23451
1) Концентрация мочевой кислоты одинакова в первичной и во вторичной моче
2) В составе первичной мочи полностью отсутствуют белки и жиры
3) Глюкоза отсутствует как в первичной, так и во вторичной моче.
4) Концентрация мочевой кислоты во вторичной моче по сравнению с ее концентрацией в первичной моче возрастает в 12,5 раза
5) Концентрация белков в первичной моче выше, чем в плазме крови
А) участвует в образовании первичной мочи
Б) находится в корковом слое почки
В) осуществляет обратное всасывание
Г) осуществляет фильтрацию
Д) осуществляет секрецию
Е) участвует в образовании вторичной мочи
1) капсула нефрона
2) извитой каналец
Верный ответ: 112122
Для капсулы нефрона (1) характерно: участвует в образовании первичной мочи (А), находится в корковом слое почки (Б), осуществляет фильтрацию (Г).
Для извитого канальца (2) характерно: осуществляет обратное всасывание (В), осуществляет секрецию (Д), участвует в образовании вторичной мочи (Е).
А) находится в мозговом слое почки
Б) осуществляет обратное всасывание
В) находится в корковом слое почки
Г) осуществляет фильтрацию
Д) участвует в образовании первичной мочи
Е) участвует в образовании вторичной мочи
1) извитой каналец
2) капсула нефрона
Урок «Органы выделения. Строение и функция почек» (8 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»,
город Абакан, Республика Хакасия
Соврасова Надежда Александровна, учитель биологии
Тема урока: « Органы выделения. Строение и функция почек».
— умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы на основании анализа полученных результатов;
— умение воспринимать информацию на слух;
— восприятие и осознание учебного материала
— навыки самостоятельной работы, само и взаимоконтроля;
— навыки логического мышления и умение делать выводы.
— поддержание познавательного интереса к изучаемому материалу;
— продолжить формировать активную позицию по вопросу ведения здорового образа жизни, заботы о своем здоровье;
Предметные: характеризовать роль органов выделения, обеспечивающих выведение из организма продуктов обмена веществ и поддерживающих постоянство внутренней среды организма; сформировать знания о строения почек на макроскопическом и микроскопическом уровне; распознавать органы мочевыделительной системы на таблицах, муляжах.
Метапредметные: познавательные – выделять главное, обобщать, сопоставлять изучаемый материал; самостоятельный поиск, анализ, отбор и структурирование информации; навыки смыслового чтения, навыки свертывания и развертывания информации;
регулятивные – определение темы, выполнение заданий в соответствии с поставленной целью; самоконтроль, взаимоконтроль, работа с текстом;
коммуникативные – умение работать в парах, группах, устно и письменно выражать свои мысли; осуществление совместной деятельности с учителем и учащимися.
Личностные: готовность и способность к самооценке, самоконтролю; стремление к здоровому образу жизни, осознание ценности человеческой жизни.
Формы обучения : фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации), тестирование.
Оборудование : таблицы: «Органы выделения человека», фильм «Строение и работа почек», модели почки, микроскопы и микропрепараты, презентация, раздаточны й материал (инструктивная карточки для работы с заданиями).
I. Организационный момент. Приветствие учащихся.
1. Определение темы урока
II. Актуализация опорных знаний.
III. Изучение нового материала
IV. Подведение итогов. Самооценка результатов работы учащимися. Рефлексия.
I. Организационный момент.
1. Определение темы и постановка цели.
Задание1: Разгадайте ребус и расшифруйте слово, имеющее отношение к нашей теме урока.
Тема урока: «Органы выделения. Строение и функция мочевыделительной системы «.
II. Актуализация изучаемого материала.
Вопрос 1: В чём значение процесса выделения для организма?
Выделение (экскреция) является важнейшей частью обмена веществ. Выделение — процесс, в ходе которого организм избавляется от продуктов обмена веществ. Обмен веществ внутри организма человека приводит к образованию продуктов распада и токсинов, которые, находясь в кровеносной системе в повышенной концентрации, могут привести к отравлению и снижению жизненно важных функций. Чтобы этого не произошло, природа предусмотрела органы выделения, выводящие продукты обмена из организма.
Вопрос 2: Вспомните, какие конечные продукты обмена веществ образуются в результате полного расщепления (диссимиляции) белков, жиров, углеводов в тканях организма?
таблица1 . Обмен веществ в организме человека
Ответ: А-мочевина, соли фосфорной и серной кислот, вода и углекислый газ.
Б- обмен жиров В- вода, углекислый газ
В этих процесса участвуют органы выделения.
Вопрос 3: Какие органы выделения участвуют в процессах удаления ненужных веществ из организма?
Задание 2. Используя 2й абзац текста учебника (стр.199), заполните таблицу «Органы выделения». Запишите название органов обозначенных буквами А,Б,В,Г, осуществляющих выделение продуктов обмена веществ и какие вещества удаляются из организма этими выделительными органами.
таблица 2. Органы выделения
А
Ответ: А-кишечник, удаляются соли ядовитых тяжёлых металлов
Б- легкие, углекислый газ, пары воды, некоторые летучие вещества
В- кожа, вода, соли, молочная кислота, мочевина, мочевая кислота, токсины
Г-почки, избыток воды, неорганические и органические вещества, конечные продукты обмена, токсины
Вопрос 4: Какие органы играют основную роль в процессах выделения ненужных продуктов?
Основными органами выделения являются почки, которые входят в состав мочевыделительной системы.
Вопрос 5: Какие особенности строения мочевыделительной системы обеспечивают избирательное выведение из организма продуктов обмена веществ?
III. Изучение новой темы.
Строение и функции мочевыделительной системы
Мочевыделительную систему человека образуют мочеобразующие органы и мочевыводящие пути.
рис. 1рис 2.
1. Почки – парные органы, они расположены………….. (брюшной полости, по обе стороны от позвоночника). 2. По форме почка напоминает……(бобы) 3.В почке различают два слоя. 4. Более тёмный – наружный, корковый (скопление сосудов, которые сгруппированы в нефроны).
5. Внутренний слой светлее и шире – это мозговое вещество (это канальцы, образующие пирамиды).
Дополнительная информация : Верхний конец почек доходит до уровня 11 грудного позвонка, а нижний до верхнего края третьего поясничного позвонка. Узнать, где находятся почки, очень легко.
Задание 5. Поставьте руки на пояс и отведите большие пальцы вверх. Почки располагаются на линии между кончиками пальцев.
Вопрос 6: Правая почка обычно меньше и располагается ниже в организме, чем левая почка. Объясните почему?
Задание 6. Работа в парах. Рассмотрите рисунок 4 «Строение почки человека» и сравните строение почки с рисунком в учебнике. Какие элементы её строения не обозначены на рисунке в учебнике? Какими структурами ее строения можно дополнить рисунок в учебнике. Назовите цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 6,7 (большая и малая почечные чашечки)
Задание 7. Заполните вторую колонку таблицы. Сформулируйте функцию почек, используя данные характеристики (устно).
Вопрос 7: Почему почки часто называют «биологическим фильтром»? Какие структуры почки выполняют функции биологического фильтра?
Микроскопическое строение почки.
Структурной и функциональной единицей почки является НЕФРОН.
Задание 8. Внимательно прослушайте объяснение учителя о строении нефрона. Если необходимо, прочитайте предложенный текст, уточните информацию о структурных частях нефрона.
Кровеносная сеть капилляров
Почечной тельце состоит из двухслойной почечной капсулы, в которую заходит приносящая артериальную кровь артерия, образуя в ней капиллярный клубочек, который лежит, словно в бокале, внутри капсулы, в корковом слое. Причем приносящий кровь сосуд почти в 2 раза шире выносящего.
Капсула представляет собой полый внутри мешочек, имеющий две стенки, внутреннюю и внешнюю (состоящую из клеток эпителия), между стенками есть пространство, ведущее в каналец. Через почечные клубочки фильтруется до 1500 л крови (плазмы) в сутки.
Почечный (мальпигиев) клубочек
2 – капиллярный клубочек;
4 – капсула Боумена-Шумлянского;
5 – полость капсулы;
IV. Подведение итогов. Самооценка результатов работы учащимися. Рефлексия.
Инструктивная карточка по теме: « Органы выделения. Строение и функция почек».
Задание1: Разгадайте ребус и расшифруйте слово, имеющее отношение к нашей теме урока.
Вопрос 1: В чём значение процесса выделения для организма?
Вопрос 2: Вспомните, какие конечные продукты обмена веществ образуются в результате полного расщепления (диссимиляции) белков, жиров, углеводов в тканях организма?
таблица1 . Обмен веществ в организме человека
В этих процесса участвуют органы выделения.
Вопрос 3: Какие органы выделения участвуют в процессах удаления ненужных веществ из организма?
Задание 2. Используя 2й абзац текста учебника (стр.199), заполните таблицу «Органы выделения». Запишите название органов обозначенных буквами А,Б,В,Г, осуществляющих выделение продуктов обмена веществ и какие вещества удаляются из организма этими выделительными органами.
таблица 2. Органы выделения
А
Вопрос 4: Какие органы играют основную роль в процессах выделения ненужных продуктов?
Вопрос 5: Какие особенности строения мочевыделительной системы обеспечивают избирательное выведение из организма продуктов обмена веществ?
Строение и функции мочевыделительной системы
Мочевыделительную систему человека образуют мочеобразующие органы и мочевыводящие пути.
рис. 1рис 2.
Дополнительная информация : Верхний конец почек доходит до уровня 11 грудного позвонка, а нижний до верхнего края третьего поясничного позвонка. Узнать, где находятся почки, очень легко.
Задание 5. Поставьте руки на пояс и отведите большие пальцы вверх. Почки располагаются на линии между кончиками пальцев.
Вопрос 6: Правая почка обычно меньше и располагается ниже в организме, чем левая почка. Объясните почему?
Задание 6. Работа в парах. Рассмотрите рисунок 4 «Строение почки человека» и сравните строение почки с рисунком в учебнике. Какие элементы её строения не обозначены на рисунке в учебнике? Какими структурами ее строения можно дополнить рисунок в учебнике. Назовите цифры, под которыми они указаны.
Задание 7. Заполните вторую колонку таблицы. Сформулируйте функцию почек, используя данные характеристики.
Микроскопическое строение почки.
Структурной и функциональной единицей почки является НЕФРОН.
Задание 8. Внимательно прослушайте объяснение учителя о строении нефрона. Если необходимо, прочитайте предложенный текст, уточните информацию о структурных частях нефрона.
Кровеносная сеть капилляров
Почечной тельце состоит из двухслойной почечной капсулы, в которую заходит приносящая артериальную кровь артерия, образуя в ней капиллярный клубочек, который лежит, словно в бокале, внутри капсулы, в корковом слое. Причем приносящий кровь сосуд почти в 2 раза шире выносящего.
Капсула представляет собой полый внутри мешочек, имеющий две стенки, внутреннюю и внешнюю (состоящую из клеток эпителия), между стенками есть пространство, ведущее в каналец. Через почечные клубочки фильтруется до 1500 л крови (плазмы) в сутки.
Почечный (мальпигиев) клубочек
2 – капиллярный клубочек;
4 – капсула Боумена-Шумлянского;
5 – полость капсулы;
Задание 8. Назовите структуры нефрона, обозначенные на рисунке под цифрами 1-9?
IV . Подведение итогов.
Самооценка результатов работы : подсчитайте баллы и поставьте оценку в лист самоконтроля.
Изучить текст и рисунки на стр. 199-204, записи тетради. Ответить на вопрос:
Какая система переносит конечные продукты обмена к органам выделительной системы?
В чем особенности строения нефрона?
Лист самоконтроля ученика (цы)____________________
14-16 баллов –«5», 11-12 баллов –«4», 8 баллов «3»
Какие структуры почки выполняют функции биологического фильтра?
Какие структуры почки выполняют функции биологического фильтра?
Нефрон, а в нефроне капсула.
Какие структуры почки выполняют функции биологического фильтра?
Какие структуры почки выполняют функции биологического фильтра.
1. Почему продукты обмена веществ должны постоянно выводиться из организма?
1. Почему продукты обмена веществ должны постоянно выводиться из организма?
Какие органы относятся к органам выделения?
Через какие органы выделения выводятся газообразные продукты обмена веществ?
Каково строение мочевыделительной системы?
Какие структуры почки выполняют функции биологического фильтра?
Что происходит с первичной мочой в процессе обратного всасывания?
Чем она отличается от вторичной?
Какую функцию выполняют почки?
Как структура углеводов связана с их биологическими функциями?
Как структура углеводов связана с их биологическими функциями.
Какую функцию она выполняет?
Сложным биологическим фильтром в организме является?
Сложным биологическим фильтром в организме является?
Что такое кодон и антикодон?
Что такое кодон и антикодон?
Где находятся эти структуры, и какие функции они выполняют?
Какие функции выполняет генеративная почка?
Какие функции выполняет генеративная почка?
В каких клеточных структурах липиды выполняют строительную функцию?
В каких клеточных структурах липиды выполняют строительную функцию?
Почки у рыб?
К какой системе органов принадлежат, какую функцию выполняют.
Бактерии очень опасные заразители очень важно мыть руки после туалета, или даже школы всегда нужно мыть руки перед едой да и вообще даже когда пришёл домой на руках очень много скапливается микробов не в коем случае нельзя тереть глаза грязными рукам..
1) 24 2)2 3)1 4)246 5)4 6)16 ( может быть ещё и 2) 7)146.