какие существуют признаки привязанности у ребенка
Некоторые признаки сформированности привязанности у ребенка
Обычно, прожив с ребенком какое-то время, взрослые перестают замечать, происходят ли какие-то изменения с ребенком, у некоторых даже опускаются руки от того, что им кажется, что усилия затрачены впустую. Поэтому мы хотим перечислить некоторые признаки, которые помогут судить о сформированности привязанности у ребенка:
— ребенок отвечает улыбкой на улыбку,
— не боится смотреть в глаза и отвечает взглядом,
— стремится быть ближе ко взрослому, особенно когда страшно или больно, использует родителей как «надежную пристань»,
— принимает утешения родителей,
— испытывает соответствующую возрасту тревогу при расставании с родителями,
— играет, взаимодействуя с родителями,
— испытывает соответствующую возрасту боязнь незнакомых людей,
— принимает советы и указания родителей.
В процессе адаптации ребенка в семье он проходит и разные стадии привязанности к родителям. И если на первой стадии ребенок, оказавшись в семье, боится потерять родителей, потерять то чувство стабильности, которое у него возникает, и демонстрирует (а скорее всего и испытывает) привязанность к родителям, то как только это первое время, этот так называемый «медовый месяц» заканчивается, ребенок начинает вести себя более естественно, и тут начинают проявляться все те проблемы, в том числе и в формировании привязанности, которые у него есть. Еще раз повторим, что ребенок из семьи, ребенок, имевший опыт построения более-менее нормальных отношений со своими родителями, быстрее и легче сможет привязаться к новым родителям. И наоборот, ребенок, не имевший такого опыта, ребенок, проживший длительное время в детском учреждении, где не было человека, который проявлял бы к нему постоянное внимание, будет испытывать значительно большие сложности при построении отношений со своими новыми родителями.
В формировании привязанности, восстановлении базового доверия, утраченного детьми из детских учреждений, важна последовательность подходов родителей. Если к ребенку, когда он ночью заплачет один раз подошли, а на следующий раз, решив, что он уже большой, не стали подходить – это породит только еще большее недоверие к миру. Не так уж важно в конечном итоге, чьими рекомендациями руководствуются родители (если они, конечно, не противоречат здравому смыслу) – Б. Спока, Серз, популярных журналов, опыта бабушек – важна последовательность и уверенность в том, что вы ведете себя правильно. Не менее важна и согласованность в действиях и подходах к воспитанию родителей. Если что-то нельзя, то это нельзя независимо от того, кто в данный момент рядом с ребенком.
Детям очень важно иметь возможность структурировать свои отношения с окружающим миром и достаточно четкие и понятные правила, устанавливаемые родителями, им в этом помогают. И еще раз, возвращаясь к теме семейных правил, необходимо сформулировать некое метаправило – «как принимаются в семье решения, связанные с воспитанием и развитием ребенка». Это не обязательно должно быть универсальное правило на все случаи жизни – во многих семьях, например, «разделены сферы влияния» – вопросы лечения, воспитания и повседневных проблем решаются мамой, а выбор учебного заведения и другие вопросы, связанные с образованием, решаются папой. Или «все решения принимаются совместно, но не оспариваются при ребенке». Такое метаправило может быть сформулировано по-разному, но для появления у ребенка ощущения стабильности нежелательно, чтобы ребенок усваивал схему «мама не разрешила – пойду к папе, папа не разрешает – пойду к маме».
Еще один вопрос, который возникает в связи с обсуждением темы формирования привязанности, если взят в семью ребенок от года и до 6-7 лет. Отдавать ли ребенка в детский сад? На этот вопрос нет универсального ответа. Ответ зависит от множества факторов:
— Опыт самих родителей, их воспоминания о детском саде.
— Есть ли возможность у мамы самой сидеть с ребенком (как материальная, так и психологическая)?
— Насколько для самого ребенка необходимо общество сверстников?
— Может ли мама обеспечить занятия необходимые для развития ребенка?
В завершении хочется отметить, что большинство проблем, связанных с формированием привязанности у ребенка, взятого в семью – преодолимы, и преодоление их зависит в первую очередь от родителей.
Шесть уровней привязанности. Как укрепить связь ребёнок-родитель
Способы, которые помогут укрепить привязанность и выстроить благоприятный эмоциональный контакт с детьми любого возраста.
Привязанность – это особый тип поведения и тесная эмоциональная связь между родителем и ребенком. Эта связь поможет выстроить гармоничные душевные детско-родительские отношения, которые в дальнейшем лягут в основу психологически здоровой личности, способной самостоятельно справляться со всеми трудностями взросления.
Несмотря на то, что привязанность является инстинктивным поведением, ее необходимо развивать, проходя шесть основных уровней. В соответствии с уровнями и возрастными особенностями нами составлены способы, которые помогут укрепить привязанность и выстроить благоприятный эмоциональный контакт с детьми любого возраста.
Младенческий возраст (от рождения до 1 года)
Придя в этот мир, малыш учится воспринимать его благодаря органам чувств, поэтому укрепление первого уровня привязанности будет сводиться к выстраиванию эмоционального контакта через зрение, слух, вкус, обоняния и осязание.
Ребенку важно быть в контакте с заботящимся о нем взрослым, он должен его видеть, слышать, обонять. Поэтому, чтобы стать проводником в открытии мира, можно применять такие способы, как:
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
Ребенок уже вышел в этот мир, поэтому старается быть похожим на взрослых. Он прекрасно понимает, что быть близким можно не только находясь возле «маминой юбки», но и будучи похожим на нее, поэтому старается воспроизводить поведение и предпочтения родителей. Хотите укрепить привязанность в этом возрасте, делегируйте малышу часть своих полномочий.
Эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их и называют «кризисами развития»
Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет)
Данный период начинается с кризиса – это возраст ревности, желания обладать тем, что принадлежит тебе и кого ты любишь. Ребенок начинает идентифицировать «МОЯ мама», проецируя биологическую связь со своим взрослым и начинают искать подтверждение этому.
Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)
Середина дошкольного детства знаменуется желанием собственной важности и значимости в жизни любимого человека. Ребенок ощущает, что он дорожит родителями, боится их потерять, появляются первые осознанные страхи и ребенок старается сделать все, чтобы не расстраивать, угодить и быть хорошим. Для установления и поддержки привязанности в этот непростой период, приходиться «заземлиться» и, отчасти, вернуться на более ранние этапы:
Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)
К концу дошкольного возраста дети начинают любить – отдавая себя, все свое сердце не имитируя, а действительно испытывая непередаваемые чувство к своим родителям.
20 вещей, которые навсегда запомнит ваш ребенок
Самые незабываемые детские воспоминания от, казалось бы, простых вещей.
Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет)
Этот возраста приравнивается к последнему уровню привязанности – «когда тебя знают». Ребенок хочет быть познанным родителями, начинает делиться секретами из своей жизни. Ему хочется, чтобы вы знали его изнутри, поэтому будьте чутки и дополняйте все вышеперечисленное такими способами укрепления, как:
20 правил хорошего воспитания глазами ребенка
Что сказали бы дети, если бы составили правила для родителей.
Подростки, яркая юность – а что дальше?
Шесть основных уровней привязанностей пройдено, но спешу вас обрадовать – никогда не поздно начинать укреплять привязанность, поэтому и в 16 лет мы можем пробегаться от уровня к уровню, наполняя вашу «незримую связь» новыми эмоциональными откликами.
Какие существуют признаки привязанности у ребенка
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Когда связь «мать — ребенок» правильная, у ребенка возникает так называемая успокаивающая, или безопасная, привязанность.
Статья:
Понятием «привязанность» определяется поведение маленького ребенка, который постоянно ищет близости с матерью и сильно переживает, когда приходится с ней расставаться.
Основоположником теории привязанности был психоаналитик Джон Боулби*: им описаны модели поведения, которые младенец интериоризирует к концу первого года жизни, когда осознает, что мать — существо от него отдельное, и остро реагирует на разлуку с ней.
Первые узы привязанности «мать — ребенок» строятся на самом раннем взаимодействии между матерью и новорожденным в те благоприятные моменты, когда мать всегда находится в полном распоряжении малыша.
Успокаивающая или безопасная привязанность
Когда связь «мать — ребенок» правильная, у ребенка возникает так называемая успокаивающая, или безопасная, привязанность. Даже если младенец расстраивался, плакал в момент расставания, он хранит в себе образ матери все время, пока ее нет рядом, это его успокаивает и позволяет дожидаться возвращения мамы, не слишком горюя.
Конструкция успокаивающей привязанности предполагает, что мать, имея адекватное представление о потребности своего ребенка в защите и безопасности, знает, чем и как предварить разлуку, чтобы ребенку было легче ее перенести.
Нелишне заметить, что успокаивающая привязанность позволяет годовалому ребенку легче социализироваться в ясельной группе.
В два или три года ребенок с развитой успокаивающей привязанностью, отправляясь исследовать мир, относится к нему более доверчиво, и ему куда проще завязать знакомство.
Даже в том случае, когда самым успокаивающим образом на маленького ребенка действует именно привязанность к матери, развиваются и его связи с другими взрослыми. Главным образом — с теми, кто регулярно им занимается и с кем он чувствует себя защищенным: конечно же, с отцом (роль которого в воспитании малыша в этот период постоянно возрастает, но отличается от роли матери), а кроме отца — и с бабушкой, и с дедушкой, кормилицей, няней…
Тревожно-оборонительная привязанность
Встречаются дети, для которых характерна тревожная, лишающая чувства уверенности привязанность.
В таких случаях речь идет о «тревожно-оборонительной» привязанности, главный ее признак — то, что ребенок очень сильно тоскует во время разлуки. Если защищенный успокаивающей привязанностью малыш в отсутствие матери быстро начинает интересоваться другими людьми и другими занятиями, тревожный, оставаясь беспокойным и плаксивым, цепляется за находящегося рядом взрослого, пока мама не вернется.
Тревожно-избегающая привязанность
Другие отличаются «тревожно-избегающей» привязанностью: кажется, будто они не очень-то и страдают в разлуке, но в коллективе держатся в стороне от группы, а когда мама за ними приходит, не выражают никаких эмоций, словно знают, что все равно им нечего рассчитывать на поддержку взрослого. Тревожный ребенок порой ждет и боится, что его оттолкнут. Он держится подальше от взрослых и часто проявляет враждебность по отношению к другим детям.
Ребенок с правильной моделью привязанности может воспроизводить ее в яслях или детском саду по отношению к нянечкам, помощникам воспитателей по уходу и самим воспитателям.
Как обеспечить формирование у ребенка успокаивающей привязанности
Узы привязанности образуются в повседневном общении. Они не врожденные, а формируются в течение всего первого года жизни малыша.
Успокаивающая, или безопасная, привязанность предполагает надежность, доверие, доступность и некоторую способность предвидения того, что произойдет в ближайшее время. Стабильность отношений и прогнозируемость их начинаются с ежедневных успокаивающих ритуалов, которые сопровождают всю повседневную жизнь, но особенно нужны в тревожные моменты — например, когда вы укладываете ребенка спать.
Ваш ребенок на вас рассчитывает, но это вовсе не означает, что вы должны постоянно отодвигать себя самое на задний план — совсем наоборот.
– Очень важно, чтобы вы занимались собой, своими делами, иначе вам не избежать слишком сильной усталости и стрессов, вы никогда не выйдете из состояния, которое называют «ни минуты покоя».
– Вспомните советы инструкторов по безопасности полета: в случае разгерметизации взрослый обязан надеть кислородную маску первым — чтобы быть в состоянии надеть маску на ребенка и следовать указаниям экипажа.
Когда наступает время первой долгой разлуки — например, когда мать возвращается к работе, — вахту принимают другие: бабушки, кормилица, няня, персонал яслей…
– Ребенок, у которого есть успокаивающие, безопасные отношения с родителями, особенно с матерью, приспособится к этому легче, тем не менее и его нужно подготовить к тому, что обстановка изменится.
– Несколько раз покажите малышу людей, которые будут им заниматься в ваше отсутствие. Постепенно вы почувствуете, что можно оставить ребенка с ними одного — сначала ненадолго, потом время можно увеличить.
– Не уходите из дому, не попрощавшись с ребенком! Не уходите потихоньку, тайком, боясь, что он будет плакать.
– Возвращайтесь вечером в срок — конечно, ребенок еще не умеет пользоваться часами, но важно, чтобы он не утерял к вам доверия.
– Не жалейте времени на то, чтобы поговорить с кормилицей, няней, помощниками воспитателя в яслях, и помните, что ребенку нужно время на то, чтобы привыкнуть к переходу из одного состояния в другое.
Два способа поведения, которых следует избегать
– Не стоит рассчитывать на способность ребенка справиться со всем самостоятельно из боязни, что иначе он вырастет бесхарактерным и избалованным. На самом деле автономность легче формируется именно при наличии успокаивающей привязанности, и именно те дети, которые не обделены материнской заботой, оказываются в дальнейшем самыми независимыми.
– Не надо слишком опекать ребенка, требовать, чтобы он постоянно находился в поле зрения. Подобное ваше поведение говорит о том, что не малышу трудно без вас, а вам трудно даже на минуту с ним расстаться. Между тем успокаивающая привязанность — отнюдь не рабство, не оковы, наоборот — это привязанность, которая позволяет отрываться друг от друга.
Несмотря на то, что в теории привязанности отводится чрезвычайно важная роль связи с матерью в самый ранний период, такие связи устанавливаются в течение всей жизни. Ребенок, на долю которого выпали разлуки и утраты, может найти новые объекты для привязанности и на этой основе обрести психическую сопротивляемость, необходимую взрослому человеку. У приемного ребенка, к примеру, сердечные и успокаивающие связи с новыми родителями могут образоваться даже в том случае, если с биологическими матерью и отцом таких не было.
* Джон Боулби (1907-1990) — известный английский психиатр и психоаналитик, специалист в области психологии развития, психологии семьи, психоанализа и психотерапии, автор изданных в России книг «Привязанность» (М.: Гардарики, 2003) и «Создание и разрушение эмоциональных связей» (М.: Академический проект, 2004).
ПРИВЯЗАННОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ
Английский ученый Джон Боулби, родоначальник теории привязанности, а также его последователи проводили многочисленные исследования для того, чтобы понять, как формируются эмоциональные связи ребенка с близкими людьми, в первую очередь, с его мамой или заменяющим ее лицом, по каким законам они развиваются, и как они влияют на умственное, эмоциональное и физическое развитие в целом.
Привязанность — это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующейся потребности ребенка в безопасности и любви.
Привязанностью также называют прочную эмоциональную связь, устанавливаемую между матерью и младенцем в процессе ее заботы о нем. Такая эмоциональная связь дает чувство безопасности. Малыш стремится к объекту своей привязанности, чтобы чувствовать себя любимым и защищенным.
Почему привязанность так важна?
Исследователи обнаружили, что стили привязанности, сформированные у детей в самом начале жизни, могут привести к ряду последствий. Например, дети, у которых в младенческом возрасте сформировалась надежная привязанность, обладают более развитым чувством собственного достоинства и способны лучше обеспечивать себя по мере того, как они становятся старше. Эти дети также стремятся к большей независимости, лучше учатся в школе, успешнее выстраивают социальные отношения, меньше подвержены депрессии и тревогам.
Если ребенок получает достаточно тепла и заботы родителей, то:
Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Детям это жизненно необходимо в буквальном смысле слова.
Привязанность — это то,что невозможно создать в условиях сиротского учреждения.
Основные характеристики привязанности (по Д. Боулби):
Потребность в привязанности – врожденная, однако способность ее устанавливать и поддерживать может нарушиться из-за враждебности или холодности взрослых.
Стадии формирования привязанности:
Виды привязанности и их описание:
1. Надежная привязанность (норма)
2. Нарушенная привязанность:
Если вышеприведенные особенности наблюдаются у детей, разлученных со своими семьями, надо учесть, что для первых четырех групп детей требуется помощь приемных семей и специалистов, для 5 — прежде всего внешний контроль и ограничение разрушительной активности, а затем уже реабилитация.
Процесс восстановления нарушенных связей достаточно длительный и требует от взрослых терпения и устойчивости. Если у ребенка не будет возможности сформировать привязанность, то у него не появится возможности расти и развиваться по нормальному сценарию.
(Составлено по материалам М.Капилиной, Л. Петрановской, М. Чупровой, Каширский Д.В., Сабельникова Н.В., А. Убоженко)
ПРИВЯЗАННОСТЬ: КАК ОНА ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Привязанность – главная потребность в жизни человека. Однако ребенок-сирота, в отсутствии значимого взрослого, имеет нарушенную привязанность. Если не исправить ситуацию, это повлияет на его будущую взрослую жизнь. Ребенок, не имея чувства надежной привязанности, имеет слабую самооценку, не умеет взаимодействовать с социумом и строить отношения с другими людьми.
Привязанность — тесная эмоциональная связь, которая возникает у ребенка с мамой сразу после его рождения. Это «программа», которая заложена еще до рождения человека и активируется сразу после появления его на свет при контакте «глаза в глаза», «кожа к коже» со своим взрослым. Ребенку важно быть рядом с ним, да и у взрослого тоже должно быть желание оставаться со своим малышом, заботиться о нем, защищать его, понимать и удовлетворять его потребности. Особенно сильная привязанность формируется к маме и развивается первые полтора года жизни.
Как развивается ребенок с надежной привязанностью
Известно, что дети, у которых в младенческом возрасте сформировалась надежная привязанность, обладают более развитым чувством собственного достоинства и способны лучше обеспечивать себя по мере того, как они становятся старше. Эти дети также стремятся к большей независимости, лучше учатся в школе, успешнее выстраивают социальные отношения, меньше подвержены депрессии и тревогам.
«Привязанность оказывает серьезное влияние на последующие отношения. Например, те, у кого в детстве сформировалась надежная привязанность, как правило, имеют хорошую самооценку, крепкие романтические отношения и способность раскрыться перед другим человеком. Став взрослыми, они обычно создают здоровые, счастливые и длительные отношения», — подчеркивает Наталия Мишанина, психолог, специалист в сфере детско-родительских отношений и социального сиротства, эксперт фонда «Достойный гражданин».
Что происходит, если привязанность нарушается
При надежной привязанности ребенок переживает, когда уходит его близкий взрослый, и радуется, когда тот возвращается. Такой ребенок чувствует себя уверенно и безопасно рядом со своим взрослым. И будет искать утешения у взрослых. Эти дети знают, что их родители или опекуны способны обеспечить им комфорт и уверенность в случае необходимости.
«Когда малыш оказывается в страшной, новой, незнакомой ситуации, он останавливается и следит за эмоциями и реакциями своего взрослого. Если мама спокойна, ребенок, ориентируясь на сигналы мамы, спокойно продолжает исследовать мир, — объясняет Наталия Мишанина. — У детей из детского дома такой ориентировки нет. Даже взрослые люди в непонятных ситуациях начинают смотреть на других. Дети-сироты не оборачиваются на взрослых, потому что у них никогда не было значимого взрослого».
«Исследования показывают, что неспособность сформировать надежную привязанность в детстве может иметь негативное влияние на поведение человека на протяжении всей его последующей жизни. Дети с диагнозами «оппозиционное вызывающее расстройство» (ОВР), «расстройство поведения» (РП) или «посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР) часто выявляют проблемы с привязанностью — возможно, из-за раннего жестокого обращения, пренебрежения или травм. Клинические психологи полагают, что дети, усыновленные в возрасте после шести месяцев, подвержены более высокому риску возникновения проблем с привязанностью», — подчеркивает Наталия Мишанина.
Отрыв ребенка от семьи — всегда травма для него, помещение его в другую семью — тоже. «Мы разрушаем привязанность, такая ситуация нарушает нормальный процесс развития к определенному взрослому, — поясняет психолог. — Когда ребенка помещают в новую семью, у него ухудшается кратковременная память и появляются проблемы с обработкой информации, что значительно усложняет процесс обучения. Процесс переживания горя тормозит интеллектуальную деятельность. Также возникает проблема идентичности. Дети-социальные сироты не всегда помнят свою историю, многие факты биографии у них весьма запутаны. Проявляется «трудное поведение», которое часто является индикатором того, что эти дети пережили и переживают. Необходимо обращаться с ними как с людьми, пережившими горе».
Типы нарушенной привязанности
Для первых трех групп детей требуется помощь приемных семей и специалистов, для последней — прежде всего внешний контроль и ограничение разрушительной активности.
Как восстановить утраченную привязанность?
В приемной семье у ребенка постепенно пробуждается и формируется правильная привязанность. Это может происходить разными путями.
Цикл «возбуждение — релаксация». Работает по схеме «потребность — выражение протеста — удовлетворение потребности — успокоение — новая потребность». Здесь инициативу проявляет ребенок, заявляя о своих потребностях.
Цикл позитивного взаимодействия. Родитель инициирует стимулирующее взаимодействие с ребенком — ребенок откликается положительно. В этом случае инициативу проявляет и ребенок, и взрослый.
Цикл активного поиска помощи извне. Родитель обращается в различные организации, где он может получить помощь в лечении, обучении, в совместной игре, досуге и т.п. В этом случае взрослый и ребенок объединяются и взаимодействуют с внешними специалистами.
«В любом случае от замещающего родителя требуется постоянно проявляемая и безусловная настойчивость в попытках установить эмоциональный контакт с ребенком, — говорит Наталия Мишанина. — Важно также поддерживать ребенка, проявлять эмпатию к его чувствам, физически успокаивать. Готовность замещающего родителя давать эмоциональное тепло и принимать ребенка таким, какой он есть, является определяющими для достижения успеха в формировании привязанности ребенка к новой семье. Включение ребенка в новую семью означает вовлечение его в ее ритуалы и обычаи, которые могут отличаться от его собственных привычек».
Качество отношений с другими членами семьи, их готовность принять ребенка также являются необходимым фактором формирования привязанности. Но самым важным фактором является интеграция привязанностей — прежних и вновь возникающих, простройка отношений ребенка к своему прошлому и родителям. Часто в этом вопросе требуется помощь специалистов психологической службы.
Что нужно делать и как себя вести, чтобы помочь ребенку развить привязанность? Вот что рекомендует наш психолог Наталия Мишанина:
Примерно через год жизни в приемной семье, при правильном развитии надежной привязанности, ребенок будет вести себя уже иначе. Приемные родители станут для него значимыми взрослыми. Ребенок будет стремиться быть ближе к родителю, особенно когда страшно или больно, станет использовать его как «надежную пристань» для исследования в моменты вне дома. Не будет бояться смотреть в глаза и отвечать взглядом, отвечать улыбкой на улыбку, принимать утешения родителей. Он сможет сам справляться с негативными чувствами. Ребенок будет нормально играть и взаимодействовать с родителями и другими детьми семьи. У ребенка появится чувство границ: он начнет стесняться незнакомых людей, но перестанет бояться их.