какие существуют системы воспитания

Типы воспитательных систем

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 37

Имени Новикова Гаврила Гавриловича»

Типы воспитательных систем

(методические рекомендации для классных руководителей

Составила: учитель начальных классов,

Гулевич Галина Ивановна

Воспитательная система образовательного учреждения имеет особенные черты, которые отражают конкретные условия воспитания: контингент учащихся, возраст учащихся, специфика учебного заведения, уровень воспитанности, индивидуальные особенности обучающихся, традиции, особенности среды, возможности педагогического коллектива, творческий интерес руководителя.

Петербургские ученые И.А. Колесникова и Е.Н. Барышников, анализируя ценностные ориентиры воспитательных систем 95 образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга, пришли к выводу, что в соответствии с преобладающей направленностью на определенные ценности всю совокупность воспитательных систем следует разделить на четыре группы.

В третью группу можно включить воспитательные системы социальной ориентации с наличием приоритета социально значимых ценностей, таких как Равенство, Справедливость, Гражданственность, Отечество, Общество, Демократия и т.п.

Четвертую группу составляют воспитательные системы индивидуально-личностной ориентации, в которых преобладают индивидуально значимые ценности: Свобода, Достоинство, Индивидуальность, Уникальность и т.п.

Целью воспитательной системы любой школы является создание целостной социокультурной среды, в центре которой находится личность учащегося, вовлеченная в активный процесс развития и саморазвития средствами учебной и внеучебной деятельности.

В своем развитии воспитательная система школы проходит ряд этапов, при этом движущей силой развития выступает противоречие между традициями и новациями. Целью и результатом функционирования любой системы, показателем ее совершенства является развивающая личность. Прогнозируемый результат, который планируется достичь за определенный промежуток времени, выражается в желаемом образе выпускника.

4 типа воспитательных систем

Тип воспитательной системы

Возможные виды деятельности уч-ся

Основные педагогические технологии

1. Воспитательная система рационально-образовательной ориентации

Знания. Разум. Наука. Истина. Техника. Цивилизация.

Цель воспитания – человек, владеющий определенным запасом знаний и способов их получения;

— человек, обладающий развитым интеллектом, рационально мыслящий;

— человек, желающий и умеющий получать знания и использовать их на практике.

НОУ (научное общество учащихся),

Система научно-познавательных конкурсов, фестивалей, праздников,

Школьные олимпиады, оздоровительно-восстановительная деятельность, самодиагностика интеллектуального развития.

Развивающее обучение, ТРИЗ (теория решения изобретательных задач), эвристическое и проблемное обучение, дифференциация и индивидуализация обучения

2.Воспитательная система культурно-нравственной ориентации

Добро. Красота. Искусство. Творчество.

Цель воспитания – человек, имеющий осознанную нравственную позицию,

— человек, обладающий гуманитарным типом мышления,

— творчески осваивающий и преобразующий мир человеческой культуры и действительности.

— школьная газета, театр, музей, объединяющие весь коллектив школы;

— экскурсии, посещение культурных учреждений;

— особый образ жизни образовательного учреждения;

— фестивали, выставки, концерты;

— создание гуманитарных классов.

Построение культурного пространства,

освоение различных видов искусств, развитие гуманитарного мышления, освоение иностранных языков, формирование нравственной позиции

3. Воспитательная система социальной ориентации.

Гражданственность. Патриотизм. Отечество. Демократия. Равенство. Справедливость.

Цель – человек, социально-активный и законопослушный,

— знающий и утверждающий права и свободы человека, умеющий защищать эти права;

— человек, строящий свои отношения с людьми на принципах равноправия и не насилия;

— человек, способный участвовать в творческом преобразовании социальной действительности.

— организация школьной жизни по тематическим периодам,

— выездные лагерные сборы,

— деятельность органов ученического и родительского самоуправления.

Технология социального проектирования, коллективных способов обучения и воспитания, ненасильственной коммуникации, развитие навыков социальной самозащиты

4. Система индивидуально-личностной ориентации.

Уникальность. Индивидуальность. Достоинство. Свобода. Выбор.

Цель – человек, ориентирующийся на гуманистические ценности,

— постигающий собственный внутренний мир,

— человек, подвергающий рефлексии свою жизнедеятельность,

— человек, способный к самоопределению и самореализации воспитательной деятельности.

— учебные факультативы, программы о человеке и его проблемах,

— учебные программы и факультативы по выбору,

— система дел, направленных на формирование успеха (турниры, конкурсы),

— тренинги саморазвития и мотивации достижений,

— деятельность органов ученического самоуправления.

Достижение успеха, самопознание и саморазвитие, рефлексивные технологии, саморегуляция (Вл. Леви), технология межсубъектного общения.

Степанов Е. Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: Теория, технология, практика. Псков, 1998

Степанов Е. Н. Создание системы воспитания: формы, методы и приемы //Директор школы. 2000. № 2.

Степанов Е. Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. Москва, 2008

Источник

Воспитательная система образовательного учреждения (зарубежные и отечественные воспитательные системы)

какие существуют системы воспитания. Смотреть фото какие существуют системы воспитания. Смотреть картинку какие существуют системы воспитания. Картинка про какие существуют системы воспитания. Фото какие существуют системы воспитания Татьяна Мамонова
Воспитательная система образовательного учреждения (зарубежные и отечественные воспитательные системы)

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие вопросам теории и практики воспитательных систем посвящено много статей, сборников, монографий и диссертационных исследований. При тщательном анализе заметно, что ключевым понятием в них является гуманистическая воспитательная система, то есть система, ориентированная на личность, на личностный подход в воспитании. Это понятие вошло в педагогику не сразу, а в итоге освоения теоретиками и практиками идей системного подхода в воспитании.

Понятие же «воспитательная система» как наиболее общее появилось после попыток А. Левина, И. Радзевича и других педагогов разработать концепцию воспитательной системы школы, а также охарактеризовать государственную воспитательную систему на опыте Болгарии. Эти попытки, хотя и не были интегрированы в единую педагогическую концепцию, дали толчок к дальнейшим исследованиям, связанным с разработкой общей теории воспитательных систем. Воспитательная система выступает здесь как результат анализа реального опыта системообразования в виде общей ее концепции, ее функциях и закономерностях развития.

Сегодня к теории воспитательных систем обращаются все, кто стремится воплотить ее в опыте. Вольно или невольно они пытаются «примерить на себя» ранее сложившийся опыт, а, следовательно, включаются в процесс моделирования. Этот стихийно возникающий процесс требует осмысления.

В процессе изучения различных воспитательных систем установлено, что далеко не всегда в качестве системообразующей выступает деятельность познавательная. В ряде случаев ею оказывается труд, нередко клубная деятельность, а порой и игра. И хотя в педагогике каждый вид такой деятельности достаточно полно охарактеризован, возникает задача выявить те условия, при которых эта деятельность превращается в системообразующую и когда именно она целесообразна.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Особенности отечественных воспитательных систем.

1. Воспитательная система общей заботы. Идея общей заботы была выдвинута ленинградским ученым И. П. Ивановым в конце 50-х гг. XX в. В основе создания воспитательной системы, согласно это идее, лежат следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество. При этом учитываются такие идеи коллективного творческого воспитания, как коллективная организация деятельности, коллективное творчество, коллективное целеполагание, создание ситуаций-образцов, эмоциональное насыщение жизни коллектива, общественная направленность деятельности коллектива. Идея общей заботы перекликается с идеями Л. Кольберга.

В данной воспитательной системе используются разнообразные формы, методы, приемы обучения и воспитания: общественный смотр званий, уроки творчества, деловые и ролевые игры, конференции и брифинги, дидактические сказки, «Робинзонада», КВН и т. д.

3. Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы. Основатель этой системы В. А. Караковский. Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Кроме администрации школы и педагогического совета (в котором иногда участвуют и старшеклассники) существует еще и большой совет, включающий в себя кроме педагогов представителей от всех классов, начиная с шестых.

В этой школе дети и взрослые объединены общей атмосферой гуманных отношений, здесь реализуется соотнесение педагогических целей (развитие личности) и целей самих детей (удовлетворение актуальных потребностей личности). Учебный процесс не регламентируется жесткостью и обязательностью программ и режимов. Происходит совпадение интересов: деятельность, значимая для ученика (музыка, живопись, спорт, техника, оказывается значимой и для школы.

Особенности воспитательных систем в зарубежной школе.

В школе нет директора. К решению важных вопросов привлекаются родители, которые, как правило, являются инициаторами открытия любой конкретной школы. В вальдорфских школах нет общих методик, точных учебных планов, учебников. Учителям предоставляется полная самостоятельность в выборе содержания, форм, методов образовательного процесса.

В вальдорфской педагогике стержнем развития личности является культура. При этом под культурой понимают все, что окружает людей. Поэтому религия, фольклор, различные ремесла, занятия музыкой, изобразительными видами искусства, театр, интегрированные знания о мире составляют основу содержания разнообразной деятельности учителей и школьников. Для учеников обязательна работа на земле. Хоть раз он должен пройти весь путь от посадки зерна до выпечки хлеба. В этом отражен главный принцип трудового воспитания- видеть результаты своего труда.

2. Воспитательная система школ глобального образования. Наиболее разработанными моделями глобального образования являются модели Р. Хенви и М. Боткина, которые не противоречат, а дополняют друг друга.

• формирование непредвзятого взгляда на мир,

• осознание состояния планеты,

• осознание динамики мировых процессов,

• осознание возможностей выбора.

Суть новой теории обучения, предлагаемой в модели М Боткина, состоит в переходе от бессознательного приспособления к миру, характерного для традиционного обучения, к сознательному предвосхищению, которое обеспечивается инновационным подходом.

3. Воспитательная система «справедливое сообщество». Эта воспитательная система появилась в школах США в 1960-е гг. В ее основе лежат идеи Л. Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей к более высоким ступеням морального развития. Концепция Л. Кольберга основана на следующей идее: нравственное развитие личности зависит от умственного, а нравственное становление идет по последовательно восходящим ступеням. Для этого необходимы прежде всего демократические взаимоотношения педагогов и воспитанников, систематическое включение детей в нравственный анализ своих и чужих поступков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени и социально- политического строя, характера общественных отношений. В целях и задачах, которые она выдвигает, просматриваются идеалы человека данной эпохи. В связи с этим следует ориентироваться на понимание истоков, дошедших до нас традиций. По отношению к воспитательной традиции не существует оценочного критерия типа «плохая» или «хорошая». Примеры конкретных систем воспитания показывают, что все они развивались согласно логике эволюции конкретно-исторических, культурных, нравственных, идеологических и жизненных ценностей. На протяжении всей истории развития человечества средоточием воспитания человека были и остаются семья, церковь, общество и государство.

Главным для каждой из воспитательных систем является ориентация на воспитание человека, готового и способного жить в современном для него обществе.

Зарубежные воспитательные системы со своими особенностями в содержании и методике ориентированы также на воспитание, которое призвано сформировать целостную личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, способную на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Задача педагога предоставить учащимся такие психологические средства, которые позволяют им личностно саморазвиваться, осознавать себя и свое место в мире, понимать людей, а также закономерности мира, в которых они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих. Воспитание в таких системах происходит на основе практической деятельности учащихся, где учащиеся сами определяют тот вид деятельности, которым они хотели бы заниматься. Им предоставляется возможность свободного выбора того вида деятельности, который им ближе по духу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Б82 Педагогика: Учебное пособие. [Текст] — СПб. : Питер, 2006. — 304 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

4. Зарубежные воспитательные системы. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lektsii.org/3-70105.html (дата обращения 26.03.2021 г.)

5. Отечественные воспитательные системы. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lektsii.org/3-70106.html (дата обращения 26.03.2021 г.)

Анкета для родителей по оценке качества деятельности учреждения Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в анкетировании по оценке качества деятельности нашего Учреждения. 1. Как долго Ваш ребенок.

какие существуют системы воспитания. Смотреть фото какие существуют системы воспитания. Смотреть картинку какие существуют системы воспитания. Картинка про какие существуют системы воспитания. Фото какие существуют системы воспитанияФотоотчет о новогоднем оформлении дошкольного учреждения Наступил Новый 2018 год. Сколько волнения, приятных хлопот по подготовке к его встрече позади. На страницах Международного образовательного.

какие существуют системы воспитания. Смотреть фото какие существуют системы воспитания. Смотреть картинку какие существуют системы воспитания. Картинка про какие существуют системы воспитания. Фото какие существуют системы воспитанияИспользование нейроскакалок в практике дошкольного учреждения Здравствуйте! В нашем дошкольном учреждении с лета этого года стали использовать нейроскакалки в работе с детьми. В основном осваивают.

Консультация для педагогов ДОУ «Зарубежные системы воспитания детей в детских садах» Детские сады в Великобритании В Великобритании садики делятся на два типа — государственные и частные. Государственные садики в Великобритании.

какие существуют системы воспитания. Смотреть фото какие существуют системы воспитания. Смотреть картинку какие существуют системы воспитания. Картинка про какие существуют системы воспитания. Фото какие существуют системы воспитанияОформление и благоустройство территории детского учреждения Мы живем на планете Земля. Природа Земли это интересный, сложный и удивительный мир. 2017 год объявлен годом экологии и наш детский сад.

какие существуют системы воспитания. Смотреть фото какие существуют системы воспитания. Смотреть картинку какие существуют системы воспитания. Картинка про какие существуют системы воспитания. Фото какие существуют системы воспитанияОткрытие нового дошкольного учреждения (фотоотчёт) Ведущая: Здравствуйте уважаемые. Сегодня мы рады видеть вас на церемонии открытия нового дошкольного учреждения. МКДОУ №34. Ведущая:.

Источник

Виды воспитательных систем, их характеристика.

Термин «воспитательная система» предложен А.Т. Куракиным и Л.И. Новиковой.

Воспитательная система конкретного образовательного учреждения занимает определенное положение в иерархии воспитательных систем: государственная, региональная, локальная и, наконец, воспитательная система данного учреждения. Она имеет особенные черты, которые отражают конкретные условия воспитания, контингент учащихся, традиции, особенности среды, возможности педагогического коллектива, творческий интерес руководителя.

Важным признаком воспитательной системы является ее открытость, т.е. связь с окружающей средой. Воспитательная система сама способна влиять на нее, обладая признаком обратной связи. Преобразуя окружаем среду по законам педагогики, педагогизируя ее, воспитательная система делает ее своей составной частью.

Воспитательная система может рождаться, совершенствоваться, обновляться, стареть, умирать, т.е. она способна к саморегуляции.

Возможны следующие воспитательные системы.

А.В. Мудрик заметил, что коммунарское движение было сосредоточено в русскоговорящих регионах. Очевидно, для этого существуют важные культурные предпосылки. У данной системы есть и недостатки: очень силен эффект новизны, через несколько лет он проходит, наступает неудовлетворенность; с ростом общей культуры перестает удовлетворять уровень творчества по сравнению с первоначальным, на начальном этапе возможно временное снижение успеваемости и дисциплины.

В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся временем существования, видом, моделью, путями внедрения.

Система А. С. Макаренко в 20—30-е гг. прошлого века в советской Ук­раине (официальное учреждение для несовершеннолетних правонарушите­лей — трудовая колония, затем коммуна). Великим открытием А. С. Макаренко стало воспитание в коллективе, методика создания и раз­вития коллектива воспитанников. Ее главными особенностями были раз­новозрастные группы детей, система сменных командиров, поручений, от­ношения взаимной ответственности, совет командиров, общее собрание и многое другое, что стало классикой отечественной педагогики.

В вальдорфской педагогике стержнем развития личности является культура.

Воспитательная система школ глобального образования. Наиболее разработанными моделями глобального образования являются модели Р.Хенви и М.Боткина, которые не противоречат, а дополняют друг друга. Они сочетают общечеловеческий и локальный аспекты, философское осмысление и конкретную реализацию.

Суть новой теории обучения, предлагаемой в модели М. Боткина, состоит в переходе от бессознательного приспособления к миру, характерного для традиционного обучения, к сознательному предвосхищению, которое обеспечивается инновационным подходом.

К приоритетам средней школы У. Книп в первую очередь относит формирование мировоззрения, отличающегося широтой восприятия мира, специализацию и совершенствование базисных навыков и умений на более высоком уровне. Каждый учебный предмет в отдельности способствует созданию у обучающихся целостного представления о мире в конкретной перспективе: можно формировать языковую, физическую, историческую и т.д. картины мира. Накладываясь друг на друга, они создают многомерное видение мира в пространстве и времени.

Воспитательная система «справедливое сообщество«. Эта воспитательная система появилась в школах США в 1960-е гг. В ее основе лежат идеи Л. Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей к более высоким ступеням морального развития. Концепция Л. Кольберга основана на следующей идее: нравственное развитие личности зависит от умственного, а нравственное становление идет по последовательно восходящим ступеням.

Воспитательная система общей заботы. Идея общей заботы была выдвинута ленинградским ученым И. П. Ивановым в конце 50-х гг. XX в. В основе создания воспитательной системы, согласно этой идее, лежат следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество. При этом учитываются такие идеи коллективного творческого воспитания, как коллективная организация деятельности, коллективное творчество, коллективное целеполагание, создание ситуаций-образцов, эмоциональное насыщение жизни коллектива, общественная направленность деятельности коллектива.

Воспитательная система школы диалога культур. Идея диалога на уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов целостного педагогического процесса является стержневой и оригинальной в воспитательной системе школы диалога культур, основателем которой является С. Курганов.

Основные положения нового типа образования в школе диалога культур были сформулированы В. С. Библером:

• переход от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры».

• строится не столько как усвоение дедуктивных цепочек развертывания мысли из исходных аксиом, сколько как процесс целенаправленного спирального возвращения мысли в исходное начало.

Таким образом, создание воспитательной системы школы-комплекса позволяет каждому школьнику выстроить пространство для самореализации, определить возможности общения, самораскрытия и самосовершенствования.

какие существуют системы воспитания. Смотреть фото какие существуют системы воспитания. Смотреть картинку какие существуют системы воспитания. Картинка про какие существуют системы воспитания. Фото какие существуют системы воспитания

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

какие существуют системы воспитания. Смотреть фото какие существуют системы воспитания. Смотреть картинку какие существуют системы воспитания. Картинка про какие существуют системы воспитания. Фото какие существуют системы воспитания

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

какие существуют системы воспитания. Смотреть фото какие существуют системы воспитания. Смотреть картинку какие существуют системы воспитания. Картинка про какие существуют системы воспитания. Фото какие существуют системы воспитания

какие существуют системы воспитания. Смотреть фото какие существуют системы воспитания. Смотреть картинку какие существуют системы воспитания. Картинка про какие существуют системы воспитания. Фото какие существуют системы воспитания

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

4mama

какие существуют системы воспитания. Смотреть фото какие существуют системы воспитания. Смотреть картинку какие существуют системы воспитания. Картинка про какие существуют системы воспитания. Фото какие существуют системы воспитания

Системы воспитания детей: какую выбрать и не ошибиться

Стоит ли следовать всемирно известным системам или воспитывать ребенка так, как подсказывает интуиция – разбирается 4mama.

какие существуют системы воспитания. Смотреть фото какие существуют системы воспитания. Смотреть картинку какие существуют системы воспитания. Картинка про какие существуют системы воспитания. Фото какие существуют системы воспитания

Что такое система воспитания?

Это совокупность принципов, методик, положенных за основу всего воспитательного процесса, которыми руководствуются родители и которые определяют организационные моменты. Каждая из систем воспитания выделяет за основу один аспект – например, эстетическое, физическое или умственное развитие. Современным родителям очень сложно сделать правильный выбор. Потому что изначально не знаешь, к чему больше будет тяготеть ребенок. Но попробуем выяснить почему это может быть полезно.

В раннем возрасте у ребенка формируется характер, модель поведения и привычки, которые в дальнейшем будут совершенствоваться под влиянием окружающих факторов и общества.

Ошибки, допущенные родителями в воспитании, могут в дальнейшем негативно сказаться на отношениях малыша с окружающими, сверстниками, на трудолюбии и работоспособности и взрослой жизни в целом. Именно поэтому важно ничего не упустить и подойти к воспитательному процессу с определенными знаниями и терпением.

какие существуют системы воспитания. Смотреть фото какие существуют системы воспитания. Смотреть картинку какие существуют системы воспитания. Картинка про какие существуют системы воспитания. Фото какие существуют системы воспитания

Какие существуют популярные системы воспитания

Немецкая. Данная система является одной из самых строгих. Ее суть заключается в четкой организации времени ребенка – режим дня, питание, обучение и развитие, свободное время и увлечения – для каждого аспекта жизни должно быть выделено четкое количество времени. Оличительной чертой данной системы воспитания является территория. Так, немецкая система воспитания предполагает пространство для ребенка, в котором он волен делать все, что пожелает. Однако на остальной территории дома малыш должен соблюдать установленные правила и порядок. Немецкие женщины никогда не сидят дома – они ведут активный образ жизни, строят карьеру. Именно к этому с детства приучен ребенок: мама – это личность и женщина в первую очередь, которая не обязана сидеть дома. Она также имеет право на личную жизнь и пространство для развития.

Французская. Такая методика имеет некие отличия от немецкой. Она отличается немного большей лояльностью к детям. Однако с детства ребенку объясняют, что родители отдают предпочтение карьере, а не семье. Поэтому французские детские сады принимают на обучение детей, достигших едва ли полугода. Еще одной отличительной чертой такой системы воспитания является сплоченность семьи, соблюдение традиций и уважение семейных ценностей. Если хотите узнать больше об этой методике, есть прекрасная книга «Французские дети не плюются едой». Кстати, ранее одна украинская мама, проживающая в Париже рассказала нам об этой системе все в подробностях.

какие существуют системы воспитания. Смотреть фото какие существуют системы воспитания. Смотреть картинку какие существуют системы воспитания. Картинка про какие существуют системы воспитания. Фото какие существуют системы воспитания

Японская. Данная система воспитания предполагает свободное поведение ребенка и вседозволенность до 5 лет, строгость в воспитании и полный контроль времени ребенка и расписания с 5 до 15 лет, после чего с ребенком обращаются, как с равным.

Марии Монтессори. Эта система воспитания заключается в абсолютном и полном содействии ребенка в познании окружающего мира. По системе Марии Монтессори воспитывают детей в королевских семьях, в частности принято решение следовать этой системе в Королевской семье Великобритании.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *