какие существуют угрозы экономической безопасности россии
Какие существуют угрозы экономической безопасности россии
II. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации
Выявление возможных угроз экономической безопасности и выработка мер по их предотвращению имеют первостепенное значение в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:
1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:
расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;
рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам;
задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.
2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:
усиление топливно-сырьевой направленности экономики;
отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;
низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;
свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;
снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;
завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;
приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;
рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.
3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.
Важнейшими факторами этой угрозы являются:
нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;
увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.
4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:
рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;
сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;
ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.
Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, сохранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.
Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.
Современные угрозы для экономической безопасности Российской Федерации
Дата публикации: 20.04.2016 2016-04-20
Статья просмотрена: 28681 раз
Библиографическое описание:
Скрипко, В. И. Современные угрозы для экономической безопасности Российской Федерации / В. И. Скрипко, А. И. Сергеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.8 (112.8). — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28838/ (дата обращения: 02.11.2021).
На современном этапе развития человечества у многих государств обострилась потребность в экономической безопасности, так как в условиях глобализации возникает масса негативных явлений угрожающих финансовой устойчивости не только для отдельных предприятий, но и в целом для всего государства. Потребность в экономической безопасности — это устранение потенциальных и реальных современных экономических угроз, угрожающих социально-экономической устойчивости государства и отдельных сфер деятельности.
В 21 веке Россия столкнулась с новыми внешними угрозами и опасностями, способных подорвать экономический и производственный потенциал страны за счет рыночных механизмов и конкуренции. Можно сказать, что на данный момент экономика Россия находится в состоянии стагнации, усугублении кризисных процессов, которые напрямую оказывают негативное воздействие и на социальную сферу, уровень и качество жизни наших соотечественников [1]. На наш взгляд, проблемы национальной безопаcности нашей страны, помимо глубокой экономической депрессии, усугубляются ростом таких угроз, как: нарастание ядерного противостояния, технологические, радиационные и экологические катастрофы, ослабление военной мощи и обороноспособности РФ, а так же критическая зависимость от зарубежных товаров и услуг.
Государству целесообразно вовремя выявлять возможную экономическую опасность, в этом случае может потребоваться лишь комплекс профилактических действий от непосредственных угроз для экономической безопасности страны. Чтобы не усугубить последствия внешних и внутренних экономических угроз, необходимо реагировать максимально быстро и заблаговременно ликвидировать угрозу, пока она не привела к сильным социально-экономическим потрясениям в обществе. В этом смысле экономическая безопасность является подсистемой системы национальной безопасности.
Угроза национальной безопасности государства — это возможность причинения вреда территориальной целостности и суверенитета страны, ее внешней и внутренней безопасности, конституционным правам и свободам граждан. Национальный уровень экономической безопасности связан с обеспечением защищенности жизненно важных интересов государства, общества и граждан, обеспечением стабильного развития страны, увеличением продуктивности функционирования всех отраслей народного хозяйства, а так же транспортных инфраструктур, обеспечением экономического либерализма социальной справедливости, повышение уровня жизни населения, предотвращением катастроф различного уровня: экологических, техногенных и производственных.
Угроза экономической безопасности государства — это возможность причинения вреда народному хозяйству, как в целом, так и всем отраслям, большой риск разрушения социально-экономической стабильности в обществе [2].
Современные угрозы для экономической безопасности государства имеют как внутренний, так и внешний характер.
В первую очередь внутренние угрозы проистекают от определенных факторов, которые существенно воздействуют на гражданское общество: финансовые и экономические кризисы, ухудшение уровня и качества жизни населения, межнациональные конфликты, а так же уровень преступности внутри страны [5].
Как правило, к внутренним угрозам относят:
— усиление имущественного расслоения общества;
— криминализация общества и экономики;
— разрушение научно-технического потенциала государства;
— деградация населения и учреждений социальной сферы;
— существенное ограничение доступа у малообеспеченных слоев населения к получению среднего и высшего образования, системе охраны здоровья, что ведет к ухудшению здоровья населения как физического, так и духовного;
— сокращение численности населения, что влечет за собой сокращение трудового потенциала страны и рост демографической нагрузки на сокращающееся по численности трудоспособное население;
— высокий уровень коррупции российской экономики вследствие ослабления системы государственного контроля;
— низкий уровень доходов населения, что создает наличие достаточно высокой численности малоимущего населения, что в свою очередь создает социальную базу для криминальных проявлений;
— нестабильное состояние кредитно-банковской системы и финансово-денежного обращения, которое обусловлено факторами такими как: высоким уровнем «долларизации» российской экономики и недоверия национальной валюте, нарушением межотраслевого баланса народного хозяйства;
— возрастание рисков возникновения катастроф и аварий техногенного характера с существенными негативными экологическими последствиями;
— достаточно высокий уровень инфляции;
— российский рынок акций находится в серьезной зависимости от конъюнктуры на мировом рынке газа и нефти.
К внешним угрозам, как правило, относят:
— бегство капитала за рубеж (незаконный вывоз капитала за границу);
— утечка умов за рубеж (в настоящий момент Россия является самым большим поставщиком высококвалифицированных специалистов за границу);
— стремительное увеличение импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам (на сегодняшний день около 80 % российского рынка лекарств и более 40 % продовольственного рынка России приходится на импорт;
— развитие негативных процессов в экономической сфере ряда регионов (Калининградская область, Дальневосточный регион), наложенных и усиленных расширением НАТО и ЕЭС и приближением их к российским границам, территориальными претензиями Японии и перманентным ростом численности китайского населения в Дальневосточном регионе и способствующих распространению политического и экономического влияния на соответствующие российские территории со стороны иностранных государств;
— приобретение западными предприятиями российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции, как с внешнего, так и с внутреннего рынка и, как следствие, завоевание ими внутреннего рынка России по многим видам товаров широкого потребления. Рост зависимости России от импорта по многим видам продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров, а также комплектующих изделий для машиностроения;
— дискриминационные меры зарубежных стран или их сообществ во внешнеэкономических отношениях с Россией, особенно в связи с вступлением России в ВТО.
В настоящее время в качестве реальных угроз экономической безопасности России следует выделить такие как: понижение производственного потенциала ввиду высокого износа основных фондов; утрату рынков сбыта продукции; достаточно низкую конкурентоспособность товаров и услуг; вывоз капитала за границу; опасность обострения финансового кризиса; низкий уровень жизни населения [3, 4].
Для того чтобы обеспечить экономическую безопасность государства необходимо разработать и реализовать механизмы и меры экономической политики на федеральном и региональных уровнях. Эти механизмы должны быть направлены на предотвращение как внутренних, так и внешних экономических угроз Российской Федерации, к ним можно отнести следующие мероприятия:
1. Мониторинг факторов, обеспечивающих угрозы экономической безопасности РФ. Прогнозирование и мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности страны являются важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности РФ.
2. Разработка параметров и критериев экономической безопасности РФ. На наш взгляд, необходимо максимально тщательно разработать качественные и количественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности государства.
3. Для обеспечения экономической безопасности осуществлять такие виды деятельности, как: экспертиза решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности РФ; организация работы с целью активизации комплекса механизмов по недопущению и преодолению возникновения угроз экономической безопасности РФ; разработка комплексных государственных механизмов для выхода из зоны опасности.
На наш взгляд, в качестве первоочередных мер поддержания экономической безопасности нашей страны, считаем важным реализовать такие меры, как: восстановление инвестиционной активности; активизация продуктивной структурной и промышленной политики; переход к структурно-технологической перестройке производства РФ.
Какие существуют угрозы экономической безопасности россии
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 “О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года”
В соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.
2. Правительству Российской Федерации:
а) разработать в 3-месячный срок меры организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимые для реализации Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, и обеспечить их выполнение;
б) обеспечить мониторинг и оценку состояния экономической безопасности Российской Федерации;
в) осуществлять контроль за реализацией Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года;
г) представлять Президенту Российской Федерации ежегодно доклад о состоянии экономической безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению.
3. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 18, ст. 2117).
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации | В. Путин |
УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 13 мая 2017 г. № 208
Стратегия
экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года
I. Общие положения
1. Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования, разработанным в целях реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, определенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683.
3. Настоящая Стратегия направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения.
4. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», другие федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
5. Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях.
7. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:
II. Вызовы и угрозы экономической безопасности
8. На современном этапе мирового развития отчетливо проявляются объективные признаки разрушения однополярного мира. При этом процесс перехода к многополярности сопровождается нарастанием геополитической нестабильности и неустойчивости развития мировой экономики, резким обострением глобальной конкуренции. Отмечается стремление к перераспределению влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения. Происходят существенные изменения в области международного права, военно-политической и экономической областях.
9. На международные экономические отношения все большее влияние оказывают факторы, представляющие угрозу для экономической безопасности. Усилилась тенденция распространения на сферу экономики вызовов и угроз военно-политического характера, а также использования экономических методов для достижения политических целей.
10. На состояние экономической безопасности существенное влияние начинают оказывать факторы, связанные с глобальным изменением климата, способные вызвать дефицит продовольствия и пресной воды, обострить конкуренцию за доступ к возобновляемым ресурсам, в том числе к ресурсам Арктической и Антарктической зон, акваторий Северного Ледовитого океана.
11. В условиях усиления существующих и появления новых вызовов и угроз экономической безопасности Российская Федерация сохраняет достаточно высокий уровень экономического суверенитета и социально-экономической стабильности.
12. К основным вызовам и угрозам экономической безопасности относятся:
1) стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции;
2) усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг;
3) использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики Российской Федерации, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям;
4) повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ;
5) усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков;
6) изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий и снижение материалоемкости, развитие «зеленых технологий»;
7) деятельность создаваемых без участия Российской Федерации межгосударственных экономических объединений в сфере регулирования торгово-экономических и финансово-инвестиционных отношений, которая может нанести ущерб национальным интересам Российской Федерации;
8) подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы;
9) исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития, резкое снижение роли традиционных факторов обеспечения экономического роста, связанное с научно-технологическими изменениями;
10) отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики;
11) недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой права собственности;
12) слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий (в том числе технологий цифровой экономики), недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов;
13) истощение ресурсной базы топливно-сырьевых отраслей по мере исчерпания действующих месторождений;
14) ограниченность масштабов российского несырьевого экспорта, связанная с его низкой конкурентоспособностью, недостаточно развитой рыночной инфраструктурой и слабой вовлеченностью в мировые «цепочки» создания добавленной стоимости;
15) низкие темпы экономического роста, обусловленные внутренними причинами, в том числе ограниченностью доступа к долгосрочным финансовым ресурсам, недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры;
16) несбалансированность национальной бюджетной системы;
17) недостаточно эффективное государственное управление;
18) высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере;
19) сохранение значительной доли теневой экономики;
20) усиление дифференциации населения по уровню доходов;
21) снижение качества и доступности образования, медицинской помощи и, как следствие, снижение качества человеческого потенциала;
22) усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации;
23) недостаточность трудовых ресурсов;
24) неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития;
25) установление избыточных требований в области экологической безопасности, рост затрат на обеспечение экологических стандартов производства и потребления.
13. Вызовы и угрозы экономической безопасности в обязательном порядке учитываются при разработке документов стратегического планирования в сфере социально-экономического развития Российской Федерации.
III. Цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности
14. Целями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются:
1) укрепление экономического суверенитета Российской Федерации;
2) повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз;
3) обеспечение экономического роста;
4) поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности;
5) поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны;
6) повышение уровня и улучшение качества жизни населения.
15. Основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются:
1) развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики;
2) обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики;
3) создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере;
4) устойчивое развитие национальной финансовой системы;
5) сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства;
6) повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики;
7) обеспечение безопасности экономической деятельности;
8) развитие человеческого потенциала.
16. Основными задачами по реализации направления, касающегося развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики, являются:
1) совершенствование системы стратегического планирования, последовательное проведение государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности;
2) улучшение инвестиционного климата, повышение привлекательности российской юрисдикции для осуществления предпринимательской деятельности;
3) принятие комплекса дополнительных мер, направленных на деофшоризацию национальной экономики;
4) совершенствование государственного контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
5) совершенствование механизма принятия ответных мер в случае применения иностранными государствами и международными организациями санкций и других дискриминационных ограничений в отношении российских юридических и (или) физических лиц и отраслей экономики Российской Федерации;
6) оптимизация регулятивной и налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития экономики страны и модернизации ее производственно-технологической базы;
7) совершенствование механизмов бюджетного планирования, осуществления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, предотвращение картельных сговоров;
8) повышение эффективности бюджетных расходов;
9) повышение эффективности государственного управления государственными корпорациями, государственными компаниями и акционерными обществами с государственным участием;
10) использование механизмов проектной деятельности, в том числе при решении задач обеспечения экономической безопасности;
11) совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов, в том числе на основе широкого внедрения риск-ориентированного подхода и развития практики страхования ответственности субъектов экономической деятельности;
12) оптимизация потоков трудовой миграции исходя из потребностей национальной экономики;
13) юридическое закрепление границ исключительной экономической зоны Российской Федерации (включая арктический континентальный шельф и морские акватории), защита прав и интересов российских хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в этой зоне;
14) совершенствование норм и нормативов применения инновационных технологий (в том числе технологий цифровой экономики) и материалов в производственной и хозяйственной деятельности;
15) борьба с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой.
17. Основными задачами по реализации направления, касающегося обеспечения устойчивого роста реального сектора экономики, являются:
1) комплексная модернизация производственно-технологической базы отраслей реального сектора экономики с учетом требований промышленной и экологической безопасности;
2) обеспечение достаточного (безопасного) уровня технологической независимости национальной экономики, в первую очередь стратегически важных производств;
3) создание и устойчивое развитие перспективных высокотехнологичных секторов экономики;
4) обеспечение устойчивого развития стратегически значимых организаций оборонно-промышленного комплекса;
5) поддержка высокотехнологичного малого и среднего бизнеса;
6) повышение производительности труда, ресурсо- и энергоэффективности производственных процессов;
7) формирование производственных кластеров, развитие территорий, на которых установлен льготный режим осуществления промышленно-производственной и технико-внедренческой деятельности;
8) комплексное развитие транспортной инфраструктуры, создание современных транспортно-логистических комплексов, разработка и внедрение современных транспортных средств;
9) комплексное развитие энергетической инфраструктуры, внедрение перспективных энергоэффективных технологий, повышение эффективности переработки энергоресурсов и диверсификация направлений их экспорта с учетом мировых тенденций перехода на низкоуглеродную экономику;
10) создание стратегических запасов государственных материальных резервов и мощностей, достаточных для гарантированного обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;
11) расширение использования производственно-технологического и инновационного потенциалов организаций оборонно-промышленного комплекса для развития производства продукции гражданского назначения.
18. Основными задачами по реализации направления, касающегося создания экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствования нормативно-правовой базы в этой сфере, являются:
1) преодоление критической зависимости от импортных поставок научного, экспериментального, испытательного и производственного оборудования, приборов и микроэлектронных компонентов, программных и аппаратных средств вычислительной техники, селекционных и генетических материалов;
2) интеграция образования, науки и производственной деятельности в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики;
3) расширение государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, а также формирование благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в эту сферу, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
4) обеспечение доступа к иностранным технологическим решениям в интересах национальной экономики;
5) развитие технологий (в том числе технологий цифровой экономики), обеспечивающих укрепление конкурентных позиций Российской Федерации на глобальных рынках продукции с высокой добавленной стоимостью, включая фотонику, биотехнологии, аддитивные технологии и новые материалы;
6) регулирование трансграничного трансфера отечественных технологий и результатов научно-технической деятельности с учетом национальных интересов Российской Федерации;
7) развитие инструментов финансирования инновационных проектов, включая венчурное финансирование;
8) стимулирование введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности;
9) совершенствование правовых и административных механизмов защиты интеллектуальной собственности и прав российских правообладателей на объекты промышленной собственности;
10) совершенствование правового регулирования и развитие рынков новой высокотехнологичной продукции, создаваемой в рамках реализации проектов Национальной технологической инициативы.
19. Основными задачами по реализации направления, касающегося устойчивого развития национальной финансовой системы, являются:
1) снижение критической зависимости национальной денежно-кредитной системы от колебаний конъюнктуры на международных финансовых и товарных рынках;
2) снижение использования иностранной валюты при осуществлении хозяйственной деятельности в российской юрисдикции;
3) развитие внутренних (национальных) источников долгосрочных финансовых ресурсов, обеспечение нормы накопления, достаточной для устойчивого развития национальной экономики;
4) развитие механизмов и инструментов инвестиционно ориентированной государственной финансовой политики, предусматривающей в том числе увеличение нормы накопления, а также привлечение накоплений для реализации инвестиционных проектов;
5) совершенствование специализированных инструментов поддержки кредитования стратегических отраслей экономики, наукоемких и высокотехнологичных производств;
6) развитие инфраструктуры национального финансового рынка, национальной платежной системы, национальной системы платежных карт и системы передачи финансовых сообщений;
7) совершенствование регулирования деятельности финансовых организаций, развитие системы пруденциального надзора и методик стресс-тестирования;
8) противодействие переводу безналичных денежных средств в теневой оборот наличных денежных средств и легализации доходов, полученных преступным путем от предикатных экономических преступлений;
9) обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации, в том числе государственных внебюджетных фондов;
10) совершенствование управления государственными финансовыми активами и долговыми обязательствами.
20. Основными задачами по реализации направления, касающегося сбалансированного пространственного и регионального развития Российской Федерации, укрепления единства ее экономического пространства, являются:
1) совершенствование системы территориального планирования с учетом вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации;
2) совершенствование национальной системы расселения, создание условий для развития городских агломераций;
3) сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации;
4) расширение и укрепление хозяйственных связей между субъектами Российской Федерации, создание межрегиональных производственных и инфраструктурных кластеров;
5) приоритетное развитие экономического потенциала Восточной Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крыма и Калининградской области;
6) развитие Северного морского пути, модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.
21. Основными задачами по реализации направления, касающегося повышения эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализации конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики, являются:
1) выстраивание отвечающей национальным интересам Российской Федерации международно-правовой системы экономических взаимоотношений, недопущение ее фрагментации, ослабления или избирательного применения;
2) расширение партнерского взаимодействия и интеграционных связей в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), Шанхайской организации сотрудничества и других межгосударственных организаций;
3) создание региональных и трансрегиональных интеграционных объединений с соблюдением национальных интересов Российской Федерации;
4) содействие российским организациям в трансфере и внедрении передовых технологий;
5) расширение номенклатуры и объема экспорта несырьевой продукции, географии внешнеэкономических и инвестиционных связей, отвечающих национальным интересам Российской Федерации;
6) обеспечение правовой консультативной поддержки законных интересов российских экспортеров за рубежом;
7) оказание российским организациям содействия, в том числе путем заключения межправительственных соглашений, в расширении их участия в международной экономической кооперации;
8) содействие развитию российских предприятий несырьевого сектора экономики, достижению ими уровня глобальных лидеров мировой экономики;
9) развитие рыночной инфраструктуры, позволяющей осуществлять оказание профессиональных услуг по продвижению российской продукции на зарубежные рынки.
22. Основными задачами по реализации направления, касающегося обеспечения безопасности экономической деятельности, являются:
1) снижение рисков ведения предпринимательской деятельности, связанных с возможностью использования формальных поводов для ее остановки, а также недопущение избирательного правоприменения в отношении субъектов предпринимательской деятельности;
2) профилактика, предупреждение и предотвращение рейдерских захватов, иных преступных и противоправных действий в хозяйственно-финансовой сфере, осуществляемых в том числе с вовлечением представителей правоохранительных, регулирующих и контрольно-надзорных органов, государственных корпораций и компаний с преобладающим участием Российской Федерации;
3) создание условий, исключающих возможность сращивания интересов должностных лиц бизнес-структур и представителей государственных органов, профилактика и предупреждение формирования коррупционных схем их взаимодействия, в том числе с участием в этих схемах представителей бизнеса иностранных государств;
4) предотвращение преднамеренного банкротства и иных противоправных действий в отношении субъектов экономической деятельности;
5) повышение уровня безопасности и антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов;
6) противодействие деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, направленной на нанесение ущерба стратегически важным отраслям национальной экономики Российской Федерации, в первую очередь оборонно-промышленному, топливно-энергетическому и транспортному комплексам.
23. Основными задачами по реализации направления, касающегося развития человеческого потенциала, являются:
1) совершенствование системы общего и профессионального образования на основе современных научных и технологических достижений;
2) развитие системы непрерывного образования, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
3) развитие национальной системы квалификаций, совершенствование квалификационных требований к работникам, информирование граждан о востребованных и новых профессиях;
4) профессиональная ориентация граждан;
5) снижение уровня бедности и имущественного неравенства населения;
6) содействие эффективной занятости населения и мобильности трудовых ресурсов;
7) совершенствование механизмов обеспечения экологической безопасности и сохранения благоприятной окружающей среды.
IV. Оценка состояния экономической безопасности
24. В целях своевременного выявления вызовов и угроз экономической безопасности, оперативного реагирования на них, выработки управленческих решений и рекомендаций формируется система управления рисками.
25. Основными задачами системы управления рисками являются:
1) выявление и оценка существующих и потенциальных вызовов и угроз экономической безопасности;
2) оценка ресурсов, необходимых и достаточных для предотвращения вызовов и угроз экономической безопасности;
3) планирование мер по реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, определение задач федеральных органов исполнительной власти, субъектов естественных монополий, государственных корпораций, компаний с преобладающим участием Российской Федерации и иных заинтересованных организаций по осуществлению этих мер;
4) выработка, контроль за реализацией и оценка эффективности мер по противодействию экономическим санкциям, введенным в отношении российских юридических и (или) физических лиц, отраслей экономики Российской Федерации, а также ответных мер в отношении государств, которые вводят указанные санкции.
26. Структура, порядок формирования и функционирования системы управления рисками, а также регламент ее взаимодействия с системой распределенных ситуационных центров, работающих с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.
27. Показателями состояния экономической безопасности являются:
1) индекс физического объема валового внутреннего продукта;
2) валовой внутренний продукт на душу населения (по паритету покупательной способности);
3) доля российского валового внутреннего продукта в мировом валовом внутреннем продукте;
4) доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте;
5) степень износа основных фондов;
6) индекс промышленного производства;
7) индекс производительности труда;
8) индекс денежной массы (денежные агрегаты М2);
9) уровень инфляции;
10) внутренний государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальный долг;
11) внешний долг Российской Федерации, в том числе государственный внешний долг;
12) чистый ввоз (вывоз) капитала;
13) уровень экономической интеграции субъектов Российской Федерации;
14) коэффициент напряженности на рынке труда;
15) энергоемкость валового внутреннего продукта;
16) доля инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства в общем объеме инвестиций в основной капитал;
17) доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг;
18) доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в валовом внутреннем продукте;
19) доля организаций, осуществляющих технологические инновации;
20) дефицит федерального бюджета, в том числе ненефтегазовый дефицит федерального бюджета;
21) отношение золотовалютных резервов Российской Федерации к объему импорта товаров и услуг;
22) индекс физического объема экспорта;
23) индекс физического объема импорта;
24) сальдо торгового баланса;
25) доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого экспорта;
26) доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения;
27) доля граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума;
28) индекс производства по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых»;
29) доля прироста запасов полезных ископаемых (по стратегическим видам полезных ископаемых) в общем объеме погашенных в недрах запасов;
30) баланс производства и потребления энергоресурсов (на душу населения);
31) индекс предпринимательской уверенности предприятий обрабатывающих производств;
32) дефицит консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации;
33) доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме импорта;
34) доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг предприятий промышленного производства;
35) доля импорта в объеме товарных ресурсов продовольственных товаров;
36) оборот розничной торговли;
37) распределение численности занятых в экономике по уровню образования;
38) децильный коэффициент (соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного населения);
39) доля работников с заработной платой ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения;
40) уровень преступности в сфере экономики.
28. Перечень показателей состояния экономической безопасности может уточняться по результатам ее мониторинга.
29. Мониторинг и оценка состояния экономической безопасности осуществляются на основе данных официального статистического наблюдения, а также иной информации, предоставляемой органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации и другими организациями в соответствии со своей компетенцией, с учетом экспертной оценки вызовов и угроз экономической безопасности.
30. Функции и полномочия по осуществлению мониторинга и оценки состояния экономической безопасности возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития.
31. Информационно-аналитическая поддержка реализации настоящей Стратегии осуществляется с использованием ресурсов федеральной информационной системы стратегического планирования, информационно-аналитической системы мониторинга показателей состояния национальной безопасности Российской Федерации, информационных ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
V. Этапы и основные механизмы реализации настоящей Стратегии
32. Реализация настоящей Стратегии осуществляется в два этапа:
33. Настоящая Стратегия реализуется в процессе осуществления комплекса политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, дипломатических, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации.
34. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, государственные корпорации, компании с преобладающим участием Российской Федерации и иные организации обеспечивают реализацию настоящей Стратегии в соответствии со своей компетенцией. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти при реализации настоящей Стратегии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
35. Корректировка настоящей Стратегии осуществляется по решению Президента Российской Федерации каждые шесть лет на основании предложений, подготовленных Правительством Российской Федерации при участии Совета Безопасности Российской Федерации с учетом результатов мониторинга ее реализации и изменений, оказывающих существенное влияние на состояние экономической безопасности.
36. Правительство Российской Федерации организует и обеспечивает выполнение мер организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимых для реализации настоящей Стратегии.
37. Ежегодный доклад Президенту Российской Федерации о состоянии экономической безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению представляется Правительством Российской Федерации.
38. Итогом реализации настоящей Стратегии должны стать обеспечение экономического суверенитета Российской Федерации и устойчивости национальной экономики к внешним и внутренним вызовам и угрозам, укрепление общественно-политической стабильности, динамичное социально-экономическое развитие, повышение уровня и улучшение качества жизни населения.
Обзор документа
Утверждена новая Стратегия экономической безопасности России на период до 2030 г.
В ней определены основные вызовы и угрозы экономической безопасности. Это, в частности, стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий в качестве инструмента глобальной конкуренции; усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг; использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики России и т. д.
Установлены цели государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности. В их числе укрепление экономического суверенитета России; повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз; обеспечение экономического роста; поддержание научно-технического потенциала развития экономики и повышение ее конкурентоспособности; поддержание потенциала отечественного ОПК на необходимом уровне и т. д.
Приведена оценка состояния экономической безопасности. Определены этапы и основные механизмы реализации Стратегии.
Стратегия призвана консолидировать усилия органов госвласти, органов местного самоуправления, ЦБ РФ и институтов гражданского общества по обеспечению экономической безопасности в целях защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов России.
Прежняя Государственная стратегия экономической безопасности России признана утратившей силу.