какие существуют уровни управления образовательной системой
Органы управления образования
Вы будете перенаправлены на Автор24
Задачи органов управления образования
В настоящее время управление образованием является одним из наиболее актуальных вопросов государственного управления. Особенно это становится важным в сложных социально-экономических условиях, которые складываются сейчас.
Современная политика РФ определяет следующие задачи, возложенные на органы управления образованием:
Уровни управления образованием
Органы управления образованием в РФ подразделяются на несколько видов, в зависимости от уровня.
Федеральный уровень управления образованием состоит из двух видов органов управления:
Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию и выработке государственной политики, различных видов инновационной деятельности, а также осуществляет развитие научных центров, наукоградов, молодежной политики, социальной защиты и поддержки учащихся различных образовательных учреждений.
Региональный уровень – представлен государственными органами управления образованием в субъектах РФ. На этом уровне создаются такие органы управления как Департаменты образования, Управления образованием и наукой в субъектах и регионах РФ, Министерства общего и профессионального образования в субъектах и регионах РФ.
Готовые работы на аналогичную тему
Основными задачами деятельности органов управления образованием в субъектах РФ являются:
Местный (муниципальный) уровень – представлен различными районными и городскими органами управления образованием, такими как Управления образованием при местных администрациях.
К компетенции данных органов, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» относятся функции по обеспечению необходимых условий для реализации гражданами конституционного права на получение общего образования, а также создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений, осуществление государственной политики в сфере образования и т.д.
Основные направления развития управления образованием
Направления развития органов управления образованиям зависят от уровня, к которому они относятся.
В настоящее время осуществлено разграничение компетенций местных органов управления и администраций образовательных организаций, которые занимаются управлениям в учебных заведениях.
Данное разграничение имеет ряд положительных моментов:
Кроме того, одним из основных направлений совершенствования системы управления образования является создание внутри образовательных учреждений объединений, которые осуществляют функции управления. К таким объединениям относятся: совет школы, приемная комиссия, совет учащихся, школьный парламент и т.д.
Большинство современных образовательных учреждений в процессе реализации собственного инновационного развития осуществляют перестройку структур управления, посредством поиска «золотой середины» между децентрализацией и централизацией управления.
Какие существуют уровни управления образовательной системой
Управление системой образования РФ представляет собой:
деятельность различных субъектов, направленную на организацию,
максимально эффективное использование и
контроль системы образования с целью реализации права граждан на образование.
Согласно ч. 1 статьи 89 «Управление системой образования» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ принципами управления системой образования являются:
законность – обеспечение строгого, точного и неукоснительного соблюдения законодательства, регламентирующего систему образования;
демократия и учет общественного мнения – наличие коллективных и коллегиальных механизмов управления, обеспечение подчинения меньшинства большинству с защитой прав меньшинства, эффективное соотношение публичных, общественных и частных интересов в системе образования (примером реализации принципа служит учет мнения граждан при принятии решений о реорганизации или ликвидации муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, в соответствии с ч. 12 статьи 22 «Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ);
автономия образовательных организаций – отсутствие прямого вмешательства органов публичной власти в деятельность образовательных организаций, включая государственные и муниципальные организации, самостоятельность образовательных организации в разработке и реализации образовательных программ в соответствии с требованиями законодательства об образовании (примером реализации принципа служит прямой запрет органам государственной власти и органам местного самоуправления изменять учебный план и календарный учебных график образовательных организаций, ч. 10 статьи 13 «Общие требования к реализации образовательных программ» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ);
информационная открытость системы образования – свободный доступ граждан (прежде всего, посредством сети Интернет) к информации об управлении в системе образования на всех уровнях власти, а также на уровне образовательной организации, обеспечивающий возможность как влияния на принимаемые управленческие решения, так и на реализацию принимаемых решений (примером реализации данного принципа является публикация в сети Интернет ежегодного доклада Правительства РФ о реализации государственной политики в сфере образования, который предоставляется Федеральному Собранию РФ, ч. 2 статьи 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ).
Управление системой образования РФ включает в себя:
формирование системы взаимодействующих органов власти, осуществляющих управление в сфере образования, информационное и методическое обеспечение их деятельности;
осуществление стратегического планирования развития системы образования, принятие и реализацию государственных программ РФ, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;
проведение мониторинга в системе образования;
государственную регламентацию образовательной деятельности;
независимую оценку качества образования, общественную и общественно профессиональную аккредитацию;
подготовку и повышение квалификации работников органов, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.
Управление системой образования РФ осуществляется системой органов власти трех уровней:
регионального уровня (уровня субъектов РФ) и
муниципального уровня (уровня местного самоуправления).
Каждый из уровней власти имеет закрепленный законодательством набор полномочий по управлению системой образования, которые отличаются в зависимости от вида и уровня образования, наличия тех или иных особенностей осуществления образовательной деятельности.
Управление системой образования РФ осуществляется:
посредством стратегического планирования развития системы образования,
принятия и реализации государственных программ РФ, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования.
Базовым документом, определяющим стратегическое развитие всей социально-экономической системы РФ, является Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. Концепция содержит подраздел «Развитие образования» в разделе III «Развитие человеческого потенциала».
Управление системой образования РФ строится:
Основным инструментом программно-целевого управления системой образования РФ служат:
Общими целями данной государственной программы развития образования являются:
обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики,
повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного, социально ориентированного развития страны.
Одним из инструментов эффективной реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы служит:
на уровне субъектов РФ разрабатываются и реализуются региональные программы развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов РФ.
п. 1 ч. 1 статьи 8 «Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ
Как уже отмечалось, важнейшим принципом управления системой образования является открытость и доступность информации о системе образования, которая включает в себя:
данные официального статистического учета, касающиеся системы образования,
данные мониторинга системы образования и
иные данные, получаемые при осуществлении своих функций органами власти, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования.
ч. 1 – 2 статьи 97 «Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ
В связи с этим, осуществление управления системой образования невозможно:
без проведения специального мониторинга, представляющего собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов,
условиями осуществления образовательной деятельности,
учебными и внеучебными достижениями обучающихся,
профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
ч. 3 статьи 97 «Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ
Мониторинг системы образования осуществляется:
всеми уровнями органов власти в соответствии со своими полномочиями;
правила осуществления мониторинга системы образования и перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, утверждены постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
Государственная регламентация образовательной деятельности
Важнейшим элементом управления системой образования выступает государственная регламентация образовательной деятельности:
направленная на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и
процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований.
Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя:
лицензирование образовательной деятельности;
государственную аккредитацию образовательной деятельности;
государственный контроль (надзор) в сфере образования.
И наконец, управление системой образования носит государственно-общественный характер:
при котором субъекты, осуществляющие политику в области образования, и образовательные организации осуществляют постоянное взаимодействие с субъектами, представляющими интересы общества и населения, при их ответственном участии в этой деятельности;
государственно-общественный характер управления наиболее ярко проявляется в наличии процедур независимой оценки качества образования, общественной и общественно-профессиональной аккредитации образовательной деятельности.
Как осуществляется управление образовательными системами
Основа управления образованием, состав органов управления учреждениями образования
Управление образовательными системами педагогика рассматривает в качестве воздействия внешней направленности на управляемую систему с целью обеспечить с ее стороны необходимое поведение. Управление образовательными системами регулирует Законом «Об образовании» в Российской Федерации, под руководством которого происходит создание определенных органов. Органы управления образованием, функционирующие на государственном уровне, можно увидеть на рисунке 1.
Рисунок 1. Органы управления сферой образования
Государственные органы менеджмента (управления) образованием формируются с помощью определенного решения органов исполнительной власти. Его согласуют с представительным законодательным органом власти. Создание местных (муниципальных) органов управления образованием регулирует решение местных органов самоуправления.
Деятельность органов управления сконцентрирована на обеспечении Федеральных программ развития, образовательного стандарта и работы системы образования на уровне государства. В компетенцию органов управления обязательно входят несколько мероприятий:
Рисунок 2. Принципы политики государства в сфере образования
Закон определяет подконтрольность органам образования подведомственных им образовательных учреждений. При нарушении образовательным учреждением законодательства нашей страны в сфере образования, включая свой устав, государственными органами управления может быть осуществлена остановка с помощью предписания определенной деятельности до момента принятия решения судом.
Регулирование деятельности образовательного учреждения
Органами управления образованием осуществляются процессы выдачи лицензий, аккредитация и аттестация образовательных учреждений (рис. 3).
Рисунок 3. Процессы в работе образовательных учреждений
Право на осуществление образовательной деятельности и льготы в соответствии с законодательством РФ, могут возникнуть у учреждений образования с момента его лицензирования (выдача разрешения или лицензии). Лицензия на осуществление образовательной деятельности может быть выдана органом управления образованием государства или органом местного самоуправления, который наделен этими полномочиями. Это происходит на основе заключения экспертных комиссий. Лицензия на право вести образовательную деятельность религиозных организаций (объединений) выдается по представлению руководства определенной конфессии.
Содержание и предмет экспертизы состоит в определении соответствия между условиями ведения процесса образования и местными требованиями в области строительных правил и норм, нормами санитарии и гигиены, охраны здоровья, степенью оснащенности учебного процесса, образовательным цензом педагогов и укомплектованностью штата.
Предметом экспертизы не считается содержание, организация и методика процесса образования, а лицензия, выдаваемая образовательному учреждению, фиксирует контрольные нормативы, предельную численность контингента обучающихся лиц, сроки действия лицензии. Контроль соблюдения условий работы образовательного учреждения, вне зависимости от его организационно-правовой формы, должен обеспечиваться государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, который выдает лицензии. При нарушении данных условий лицензия изымается.
С помощью свидетельства о государственной аккредитации подтверждается государственный статус образовательных учреждений, включая реализуемые образовательные программы, соответствующие содержание и качество подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов государства, а также право выдавать выпускникам документов государственного образца о полученном образовании и право организации на включение в систему централизованного финансирования государства.
Государственную аккредитацию проводят ведомственные и федеральные государственные органы управления образованием, основываясь на заявление образовательного учреждения и заключение его аттестации. Осуществление государственной аккредитации высших учебных заведений происходит с помощью аттестации и в порядке, который установлен Правительством России.
Проведение аттестации учреждений образования осуществляется на основе их заявлений в адрес государственной аттестационной службы, по ее поручению или в соответствии с доверенностью органами государственной власти. Для этой цели могут быть привлечены ведущие образовательные организации и общественность. Аттестацию проводят раз в 5 лет, если другое не предусматривает законодательство, при этом все издержки по ее осуществлению ложатся на образовательное учреждение.
Цель и содержание аттестации состоит в установке соответствия между содержанием, уровнем и качеством подготовки учащихся и требованиями государственных образовательных стандартов. Важнейшее условие аттестации представляет собой положительный результат завершающего этапа аттестации не менее чем половиной выпускников в течение 3 лет последовательно. Лишение образовательного учреждения государственной аккредитации может осуществляться в соответствии с результатами аттестации. Учреждение имеет право запросить повторную аттестацию не раньше, чем через год с момента отказа.
Управление образовательной системой
Отличительная особенность системы образования современности состоит в переходе от государственного к смешанному (государственному и общественному) управлению образованием. Сущность подобного управления состоит в объединенных усилиях государства и общества в ходе решения вопросов и проблем образования. Вместе с государственными могут быть созданы общественные органы по менеджменту системой образования. Примерами таких органов являются попечительские советы, школьные парламенты, советы учредителей, научно-методические советы, которые включают представителей учительского и ученического коллектив, родителей и общественности.
Важный признак общественного характера управления помимо формирования коллегиальных систем управления состоит в разгосударствлении (формировании негосударственных учебных заведений) и диверсификации (одновременном развитии соответствующих типов учебных заведений).
Современное состояние управления системой образования характеризуется процессом децентрализации, который заключается в разработке федеральными органами стратегического направления развития, в решении региональными и местными органами конкретных проблем, включая организацию, финансы, работу с персоналом, материальные проблемы. Структура системы государственно-общественного управления образованием в нашей стране состоит из нескольких уровней:
На уровнях регулируются полномочия управляющих органов, распределяется компетенция центральных, региональных и местных органов.
Региональная образовательная система (РОС) представляет собой совокупность образовательных учреждений (ОУ) регионов, то есть субъектов РФ. С их помощью происходит совместная реализация преемственных образовательных программы. Здесь же разрабатываются государственные образовательные стандарты разного уровня и направления.
Образовательные учреждения (ОУ) включают в свой состав учреждения нескольких типов:
Конкретное ОУ рассматривается в качестве управляемой системы. Здесь управляющая система состоит из органов управления самого учреждения и всех вышестоящих органов управления (региональных и федеральных органов управления образованием).
Инвариантная структура управляющей системы формируется с помощью следующих уровней: директор (уровень стратегического управления); заместители и другие члены администрации (уровень тактического управления); учителя, классные руководители, воспитатели (уровень оперативного управления); учащиеся (уровень соуправления).
Осуществление общего руководства государственными или муниципальными высшими учебными заведениями происходит за счет выборного представительного органа — ученого совета. В его состав включены ректор в качестве председателя ученого совета, и проректоры. Иные участники ученого совета могут быть избраны посредством общего собрания (конференции) с использованием тайного голосования. Управление высшим учебным заведением должно осуществляться исключительно в соответствии с законами нашей страны, типовыми положениями об образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высшее учебное заведение) и уставами высших учебных заведений. Здесь важно придерживаться принципов коллегиальности и единоначалия.
Устав может быть принят на общем собрании (конференции) педагогических работников, научных работников. Непосредственно управляет высшим учебным заведением ректор, избрание которого происходит в порядке, установленном уставами высшего учебных заведений. Ректора выбирают с помощью тайного голосования на общем собрании (конференции) на пятилетний срок, а утверждение в должности происходит через орган управления образованием, который управляет высшим учебным заведением.
Общественные организации обучающихся предназначены для защиты интересов учащихся высших учебных заведений. При этом конкретные взаимоотношения между администрацией Вуза и общественными организациями обучающихся определяет устав и договор администрации и общественной организации. Система высшего и послевузовского профессионального образования предусматривает создание государственных общественных объединений без образования юридического лица по типу учебно-методических объединений Вуза, научно-методического, научно-технического и прочего совета и комиссии.
Государственно-общественные объединения на добровольных началах включают в свой состав научно-педагогических и других работников вузов, сотрудников организаций, предприятий, учреждений, которые действуют в системе высшего и послевузовского профессионального образования. Государственными органами управления высшим профессиональным образованием, учеными советами вузов происходит рассмотрение и учет в деятельности рекомендаций общественных организаций, государственных общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования.
Каждым элементом региональной системы образовательных учреждений осуществляются 2 связанные между собой функции: внешняя (основная функция в виде оказания образовательных услуг) и внутренняя (обеспечивает собственное существование и развитие). Реализация первой из функций состоит в удовлетворении спроса на услуги образования, на выпускников. Выполнение социально-воспитательной функции не должно вступать в противоречие с внешними институциональными ограничениями, которые представлены совокупностью правовых норм (на федеральном, региональном и местном уровне), документами, принятыми самим ОУ (например, Устав).
С целью реализации внутренней функции важно обеспечение ресурсами, в том числе материально-техническими, финансовыми, организационными, кадровыми, научно-методическими, нормативно-правовыми и информационными.
Что касается внутренней модели образовательного учреждения, то она состоит из анализа реализуемых образовательных программ и уровня наличия или нехватки ресурсов (материальные, методические, кадровые и пр.), предназначенных для реализации образовательных программ и ввода перспективных (новых) образовательных программ.
Региональной системой управления образованием решаются несколько задач:
Среди критериев можно выделить:
Среди важнейших задач оптимизации можно выделить поиск допустимого управляющего воздействия, которое обладает максимальной эффективностью, приводя систему в максимальное состояние эффективности.
Принципы управления включают в себя.
Управляющие органы образования должны обладать информацией о состоянии управляемой системы, включая условия ее функционирования (обратная связь), достаточные возможности для изменения состояний (адекватность). Все это должно учитывать временные характеристики функционирования управляемой системы (оперативность, адаптивность и опережающее отражение).
Помимо этого, показатель эффективности требует минимизировать изменения системы и применяемых для этих изменений ресурсов («наименьшее действие»). Для этого необходима соответствующая структура системы управления (рациональная централизация). Далее с позиции универсальности системы управления совокупность образовательных учреждений одного уровня должна находиться в равных условиях и обладать одинаковыми возможностями (принцип демократического управления). Управляемые субъекты, представленные образовательными учреждениями, ведут себя целенаправленно, поэтому при осуществлении управления важен учет их собственных целей и интересов (использование принципа согласования).
Управление региональной образовательной системой можно считать эффективным при следовании нескольким общим принципам:
Самым известным принципом управления можно считать принцип обратной связи, в соответствии с которым для эффективного управления важно наличие сведений о состоянии управляемой системы (образовательных учреждений) и условиях ее функционирования. При этом реализация любого управляющего воздействия, включая его последствия, должны подлежать контролю со стороны управляющего органа.