какие существуют виды информационных систем

Виды информационных систем. Основные понятия информационных систем. История Microsoft SQL Server 2008

Виды информационных систем

Информационные системы бывают электронными и не электронными. К неэлектронным информационным системам относятся:

К электронным информационным системам относятся:

Существует три вида информационных систем:

Все электронные информационные системы делятся на два класса по способу хранения информации:

Преимущества и недостатки технологии Файл-Сервер :Преимущества и недостатки технологии Клиент-Сервер :
+простота разработки;+простая синхронизация данных;
+независимость компьютера от сети;+низкая стоимость аппаратного обеспечения (мощным должен быть только сервер);
+высокая защита от несанкционированного доступа;+оперативное изменение структуры данных;
не оперативное обновление данных на нескольких компьютерах;низкая защита от несанкционированного доступа;
высокая стоимость компьютеров для работы в такой системе;зависимость от компьютерной сети;
сложность изменения структуры данных.высокая стоимость.

Основные понятия информационных систем

Любая информационная система или база данных (с точки зрения их создания) в языках программирования состоят из трёх компонентов:

Разработка ИС по технологии клиент-сервер состоит из нескольких этапов:

Замечание: При создании и заполнении таблиц информационной системы необходимо следовать 3 правилам:

Информационная система, которая удовлетворяет этим условиям, называется нормализованной информационной системой или базой данных.

История Microsoft SQL Server 2008, его версии и системные требования

В середине 90-х г. (в частности в 1995г) Microsoft создала операционную систему Windows NT и вместе с компанией Sybase выпускает первую версию SQL Server для Windows версии 4.1.

Источник

Разновидности информационных систем

На сегодняшний день информационные системы занимают важное место в каждом виде человеческой деятельности. Сейчас, чтобы создать качественную информационную систему с продуманным алгоритмом обработки информации, необходимо придерживаться двух важных условий, определяющих тип системы. В первом случае основой для формирования системы будет уже готовая база данных, которая имеется у создателя структуры – это могут быть различные источники, авторские принадлежности или другие информационные ресурсы. В другом случае базой будет информация, которая нацелена на постоянно изменяющиеся интересы и потребности пользователей, поэтому необходимо предоставить доступ к изменению данных в зависимости от потребностей клиентов.

Характеристика основных групп информационных систем

Говоря о первой категории информационных систем, ее основную часть составляют различные фонды с базами данных. Созданы эти базы для стабильной работы государственных органов; также такими системами пользуются ведомства, регулирующие определенные функции управления государством. К таким сетям можно отнести статистические, финансовые, банковские и налоговые автоматизированные службы. Подобные базы данных постоянно пополняются новой информацией, ведь несколько сетей чаще всего связаны между собой, чтобы было легче обмениваться необходимой информацией между субъектами; в некоторых ситуациях такое взаимодействие организовано с помощью тематических информационных систем. Группируются системы в зависимости от расположения центральных серверов, локации и территориального распределения. Единая сеть, образованная таким образом, имеет зачастую ведомственный или региональный характер, при этом все базы данных, входящих в нее, могут взаимодействовать между собой на вертикальном и горизонтальном уровнях. Раздел источников производится на источники информации и ее потребителей.

Локальные сети – тип информационной системы, в которой информационная база построена на понятиях и источниках, соединенных между собой в замкнутый круг (при этом все они принадлежат одному владельцу).

Данный продукт был довольно распространен в 1960-1970-х годах, им пользовались предприятия и отрасли управлений для автоматизации системного управления компанией. Причиной этому был низкий уровень развития коммуникации, так что на то время это было хорошей альтернативой.

Систематизация современных информационных систем

Сейчас Интегрированные системы автоматизации (дальше иса) разделяют на несколько категорий, основываясь на таких критериях, как статус создателя и целевое назначение сетки:

Современные информационные системы часто объединяются в целые комплексы, которыми пользуются федеральные органы; их особенностью является интегрированное территориальное распределение с помощью автоматизированного алгоритма в несколько этапов. Отдельные организации чаще пользуются локальными сетями, ведь в случае индивидуального пользователя намного проще использовать персональные компьютеры для обработки данных, при этом информация не будет вытекать в другие системы.

Наибольшей популярностью сейчас пользуются IT системы – государственные интегрированные системы, работающие с различными банками данных. Также удалось соединить интернет с медиаресурсами, в результате чего появились системы IP-TV.

Влияние интересов пользователей на современные информационные системы

В целях удовлетворения потребностей пользователей, было создано множество справочно-поисковых иса, которые должны содержать в себе всю правовую информацию согласно законодательству РФ. В данных случаях используется форма «одного окна» – это позволяет гражданам одновременно получить ту информацию, которая их интересует, и параллельно разобраться с конкретной проблемой (например, проблемы с жильем, бытом или другими социальными факторами). С помощью автоматической базы данных можно быстро найти и получить нужный документ, который подтверждает право человека касаемо рассматриваемой ситуации. Органы государственной власти и местные самоуправления поставили задачу создания таких иса как прерогативу своей деятельности.

Важно отметить, как правительство подчеркивает важность создания правильного иса для удовлетворения потребностей гражданских – именно поэтому форма «одно окно» является наиболее удобным решением.

Председатель Правительства РФ С.Иванов отмечает, что при использовании таких систем человек не должен разбираться в структуре и принципе работы иса, он хочет всего-лишь получить ответ на свой вопрос, поэтому именно получение быстрого ответа является главной задачей таких АСУ. Конечно, для этого необходимо постоянно совершенствовать централизованные информационные системы, созданные в интересах гражданских, а это займет еще довольно много времени. Сейчас такие базы данных функционируют только на местном или региональном уровне, чтобы минимизировать уровень ошибок и среднее время ожидания. Услугами таких систем пользуются также отдельно сориентированные федеральные органы, занимающиеся исполнительными процессами. На данный момент быстро развиваются системы, в которых находится информация для граждан относительно всех действий и процессов, которыми занимаются органы власти и местное самоуправление (чаще всего такие иса создаются в форме сайтов или интернет-порталов).

Концепции создания специальных сетей

С целью создания автоматизированной иса для российского нотариата, была создана Единая Информационная Система (ЕИС), которая настроена исключительно на данную область. Она была создана в 2010 году, а в 2013 был введен ряд положений, утвержденных в январе того же года. Создание этой системы определяется несколькими важными целями:

Проект введения данной системы был вынесен на обсуждение еще в 2010 году, однако до сих пор не было дано согласия на его запуск в виду недочетов и слабых сторон системы. Концепция этой иса базируется на нескольких главных принципах, которые должны упростить и ускорить работу:

Законодательное оформление этой концепции еще не удалось реализовать, поэтому сейчас все регулируется единой справочной системой нотариата (ЕНОТ). С ее помощью производится поддержание связи между нотариальными конторами и настройка новых контактов с другими справочными законодательными системами, которые не входят в иса.

С целью повышения уровня информационной безопасности в Российской Федерации, Президент выдал отдельный указ 51 от 17.03.2008 о методах экономического регулирования и использования автоматизированных интеграционных систем с целью ведения международного обмена информационными данными. C помощью таких АСУ обеспечивается трансграничная передача документов между субъектами путем создания определенных каналов связи между странами-участниками. Целью Указа было повысить защиту общедоступной информации, которая размещается в таких телекоммуникационных сетях при передаче информации за границу.

Некоторые иса могут быть подключены к информационным международным сетям для того, чтобы хранить или передавать нужную информацию, которая может является служебной тайной, поэтому защите технологических вычислений и каналов международного информационного обмена уделено большое внимание в 51 указе.

Какие информационные системы пользуются наибольшим спросом

Больше всего современных иса создано для субъектов РФ и органов местного самоуправления, ведь практически каждая из них регулирует запросы только определенного региона. Примером такой системы является сеть всех иса, которые функционируют на территории Москвы согласно закону об информатизации города, в котором Москва рассматривается как субъект РФ и описывается то, как можно организовать более гибкую и надежную информационную сеть. Чтобы иметь возможность пользоваться такими системами, необходимо иметь подписанный договор с лицами, которые будут предоставлять нужную информацию для внесения ее в банки данных и распространения с помощью внутренних системных каналов. Также должны присутствовать компании, которые занимаются программно-аппаратным обеспечением сети для поддержания ее работоспособности и уровня защищенности.

Межведомственные и межрегиональные иса играют довольно важную роль в современном информационном мире, так как социальная сфера отношений постоянно развивается, а вместе с этим появляется все больше проектов, которыми занимается государство. Все эти государственные и муниципальные услуги для населения и организаций должны быть публичными, поэтому необходимо настроить связь между регионами для общего доступа.

Заказ на создание информационной системы

Совместимостью всех действующих информационных систем в цикле занимается уже сами операторы, при этом они должны соблюдать все требования касаемо стандартизации и метода работы алгоритма. Операторы связи вместе с администраторами должны осуществлять совместимость согласно всем желаниям владельца ресурса. Примером такой сети является Электронный социальный регистр населения Тюменской области, который используется в Президентской библиотеке Б. Ельцина.

Сегодня большое внимание уделяется развитию проекта по созданию универсальных систем, с помощью которых может быть обеспечена прямая электронная связь между регионами (проект находится на стадии технологической проработки).

Проекты по улучшению современных инфосистем

Больших оборотов набирает развитие классификации систем, направленных на улучшенное взаимодействие власти РФ и населения – этого можно достигнуть сегодня благодаря развитию информационного уровня общества и повышению общего уровня осведомленности людей о возможностях информационных технологий.

Чтобы обеспечить столь высокий уровень совместимости, необходимо объединить несколько работающих систем по всей стране, имеющих всю необходимую информацию. Всеми вопросами, связанными с обеспечением и реализацией такой стратегии информационного прогресса общества занимается Совет при Президенте РФ. Совет разрабатывает стратегии в нескольких главных направлениях, при этом все результаты являются публичными – они размещены на официальном портале Совета. Главными направлениями работы структуры являются следующие:

Лучше всего сегодня работают информационные системы в формате сайтов и государственных порталов; также создаются сайты местного самоуправления.

Все направления Совета регулирует правительство – с этой целью было подтверждено постановление 947, где говорится о разработке, апробации, доработке и правилах реализации ПО для решения проблем с региональной информатизацией. Пунктом скольжения в данном случае является административная реформа, которую нужно восстановить для продолжения программы (этот вопрос все чаще поднимается во время государственных заседаний).

Для регистрации всех иса существует специальный единый реестра отдельного региона – примером является реестр информационных ресурсов Москвы. Все системы, которые находятся в нем, составляют базу Московской общегородской информационной системы (МОИС).

Необходимость правового обеспечения информационного пространства также очень важна в современном функционировании таких систем, – утверждает председатель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Югры. Благодаря 175 постановлениям и распоряжениям губернатора было налажено стабильное создание, использование и защита всех информационных ресурсов округа, при этом уровень информационной открытости исполнительных органов в этом районе занимает первое место в рейтингах страны. После принятия Стратегии о развитии информационного общества, в данном округе было подготовлено множество документов, направленных на создание единой инфраструктуры в сфере технологии и коммуникации, которая могла бы обеспечить взаимодействие между ведомствами, властью, органами местного самоуправления и народом.

Особенности деятельности региональных и территориальных информационных систем

Территориальное управление имеет несколько направлений, в которых оно старается продвигать информационные системы и их виды. Рассматривая пример Ханты-Мансийского автономного округа, стоит выделить несколько главных целей, которых пытаются достигнуть в регионе:

Именно такие принципы использования иса лежат в основе формирования видов информационных систем территориального управления (ИСТУ). С помощью такого регулирования можно подготовиться к реализации системы персонального учета населения. Передовые регионы страны строят свои проекты по информатизации, базируясь на результатах и направлениях деятельности Ханты-Мансийского округа. Согласно последним данным, системное развитие информационного общества обеспечивалось за счет улучшения общего информационного развития законодательства.

Если говорить о наиболее важных проблемах правовой организации таких структур, то сложнее всего сейчас обеспечить взаимодействие между регионами и федеральными инфосетями в вертикальном направлении. Также проблемы возникают и с горизонтальными каналами связи между отдельными региональными структурами в стране. Чтобы решить вопрос открытости сетей и широкого доступа ПО уже запущенных систем, необходимо использовать возможности интернета, ведь именно из-за его развития значительно возросло количество открытого программного обеспечения иса. Из-за этого сейчас слишком много внимания привязано к регистрационным и информационным системам России, о чем регулярно упоминается в вестнике федеральной государственной регистрационной палаты при минюсте РФ.

Начало кризиса и его преодоление еще больше заостряет внимание на развитии национальных информационных сетей, при этом в центре оказался именно социальный фактор развития всей этой системы. Успех всей работы в информационной среде сегодня стал измеряться на основе предоставляемых электронных муниципальных услуг. Благодаря такому направлению в развитии иса удалось добиться значительного успеха – создать более интегрированные отношения между участниками и владельцами информационных технологий. Информационное право на сегодняшний день старается легализовать все достижения, достигнутые с помощью иса в продвижении и развитии современных инновационных систем (при этом сейчас сети работают во всех научных, производственных и социальных сферах). Тот же самый Skype сейчас дает возможность внедрить дистанционное взаимодействие между людьми, что может стать прорывом в медицине, технологиях и других научных исследованиях. С помощью таких исследований можно напрямую повлиять на преобразование взглядов человечества на межконтинентальном уровне – обмен и преобразование многих задач, а также нахождения их решений может быть выведено на совершенно другой уровень. С помощью функции системного использования новых знаний можно регулировать жизнеспособность и развитие современного общества.

Источник

Виды информационных систем

Информационные технологии в управлении

Тема 1. Современное состояние информационных систем и технологий и их роль в управлении предприятием

Информационные технологии и системы, основные понятия

Информационная технология – комплекс принципиально новых технологических средств и методов обработки данных, обеспечивающих формирование, передачу, хранение и отражение информационного продукта с наименьшими затратами.

комплекс взаимосвязанных элементов, действующих как единое целое для достижения поставленных целей;

объект, обладающий достаточно сложной, определенным образом упорядоченной внутренней структурой (например, производственный процесс).

Информационная система – коммуникационная система по сбору, передаче, переработке информации об объекте, снабжающая работников различного ранга информацией для реализации функций управления.

Структура системы – множество элементов и взаимосвязей между ними. Пример: организационная и производственная структура фирмы.

Функции каждого элемента системы. Пример – управленческая функция – принятие решения каждым структурным подразделением фирмы.

Вход и выход каждого элемента и системы в целом. Пример: материальные или информационные потоки «в» систему или «из» неё.

Цели и ограничения системы и её отдельных элементов. Пример: достижение максимальной прибыли, финансы.

2)целостность – согласованность функционирования всей системы с целями функционирования её подсистем и элементов.

Эффективность ИС: дать каждому уровню управления только ту информацию, которая ему необходима для эффективной реализации функций управления. ИС создается для конкретного объекта. Внедрение ИС производится с целью повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности за счет не только обработки и хранения рутинной информации, автоматизации конторской работы, но и за счет принципиально новых методов управления, основанных на моделировании действий специалистов фирмы при принятии решений (методы искусственного интеллекта, экспертные системы и т.п.), использовании современных средств телекоммуникаций (электронная почта, телеконференции), глобальных и локальных вычислительных систем и т.п.

Виды информационных систем

В зависимости от степени (уровня) автоматизации выделяют:

Ручные ИС – все операции по переработке информации выполняются человеком.

Автоматизированные ИС – часть функций (подсистем) управления осуществляется автоматически, а часть – человеком.

Автоматические ИС – все функции управления и переработки данных осуществляются техническими средствами без участия человека (например, автоматическое управление технологическими процессами).

По сфере применения:

управление технологическими процессами.

Научные исследования – автоматизация деятельности научных работников, анализ статистической информации, управление экспериментом.

ИС автоматизированного проектирования применяют для автоматизации труда инженеров-проектировщиков и разработчиков новой техники (технологии). Такие ИС осуществляют:

разработку новых изделий и технологий в производственной сфере;

инженерные расчеты (определение технических параметров изделий, расходных норм: трудовых, материальных и др.);

разработку графической документации (чертежей, схем, планировок);

моделирование проектируемых объектов;

создание управляющих программ для станков.

ИС организационного управления предназначены для автоматизации функций административного (управленческого) персонала. Существуют ИС управления как промышленными предприятиями, так и непромышленными объектами (банки, биржи, страховые компании, гостиницы и т.д.).

ИС управления технологическими процессами предназначены для автоматизации различных технологических процессов (гибкие производственные процессы, металлургия, энергетика и т.п.).

Источник

Глава 1. Информационные системы (ИС)

2. Архипова З.В., Пархомов В.А. Информационные технологии в экономике. Учебное пособие. – Иркутск, Издательство БГУЭП, 2003.

§1. Понятие информационной системы

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям.

Система – это сложный объект, состоящий из взаимосвязанных частей (элементов) и существующий как единое целое.

Подсистема – это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

Пример. Приведем в качестве примера несколько систем, состоящих из разных элементов и направленных на реализацию разных целей.

Главная цель системы

Люди, оборудование, материалы, здания и др.

Электронные и электромеханические элементы, линии связи и др.

Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и др.

Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение

Производство профессиональной информации

Добавление к понятию «система» слова «информационная» отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.

Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера (сервера, периферийного оборудования и т.д.).

Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

Говоря об информационной системе, следует рассмотреть следующие вопросы: структура ИС, классификации ИС.

Структура ИС обычно рассматривается как совокупность различных подсистем. Все подсистемы можно рассматривать как по отдельности, так и во взаимосвязи друг с другом.

Классифицировать информационные системы можно по различным признакам. В отечественной литературе по информационным системам управления ИС классифицируют обычно по следующим признакам:

— по типу объекта управления (ИС управления технологическим процессом, ИС организационного управления);

— по степени интеграции (локальные, интегрированные);

— по уровню автоматизации управления (информационно-справочные системы, системы обработки данных, информационно-советующие системы, системы принятия решений, экспертные системы);

— по уровню управления (информационные системы управления предприятием, корпорацией, отраслью);

— по характеру протекания технологических процессов на объекте управления (автоматизированная система управления дискретным производством, автоматизированная система управления непрерывным производством)

— по признаку структурированности задачи

§2. Структура информационной системы

§2.1. Типы обеспечивающих подсистем

Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

Итак, подсистема – это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем (смотри рисунок).

какие существуют виды информационных систем. Смотреть фото какие существуют виды информационных систем. Смотреть картинку какие существуют виды информационных систем. Картинка про какие существуют виды информационных систем. Фото какие существуют виды информационных систем

Рис 1. Структура информационной системы как совокупность обеспечивающих подсистем

Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.

§2.2. Информационное обеспечение

Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в современном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель – это обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства. Разработаны стандарты, где устанавливаются требования:

· к унифицированным системам документации;

· к унифицированным формам документов различных уровней управления;

· к составу и структуре реквизитов и показателей;

· к порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм документов.

Например, для учителей тоже есть требования к оформлению документов. Например, план урока оформляется с указанием темы урока, цели и задач урока, плана урока и так далее.

Однако, несмотря на существование унифицированной системы документации, при обследовании большинства организаций постоянно выявляется целый комплекс типичных недостатков:

· чрезвычайно большой объем документов для ручной обработки;

· одни и те же показатели часто дублируются в разных документах;

· работа с большим количеством документов отвлекает специалистов от решения непосредственных задач;

· имеются показатели, которые создаются, но не используются, и др.

Поэтому устранение указанных недостатков является одной из задач, стоящих при создании информационного обеспечения.

Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления.

Например. В качестве примера простейшей схемы потоков данных можно привести схему, где отражены все этапы прохождения служебной записки или записи в базе данных о приеме на работу сотрудника – от момента ее создания до выхода приказа о его зачислении на работу.

Построение схем информационных потоков, позволяющих выявить объемы информации и провести ее детальный анализ, обеспечивает:

· исключение дублирующей и неиспользуемой информации;

· классификацию и рациональное представление информации.

Методология построения баз данных базируется на теоретических основах их проектирования.

Для создания информационного обеспечения необходимо:

· понимание целей, задач, функций всей системы;

· выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования, представленной для анализа в виде схем информационных потоков,

· наличие и использование системы классификации и кодирования;

· владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;

· создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.

§2.3. Техническое обеспечение

Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Комплекс технических средств составляют:

· компьютеры любых моделей;

· устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;

· устройства передачи данных и линии связи;

· оргтехника и устройства автоматического съема информации;

· эксплуатационные материалы и др.

Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение. Документацию можно условно разделить на три группы:

1. общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;

2. специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;

3. нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.

К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств): централизованная и частично или полностью децентрализованная.

· Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших ЭВМ и вычислительных центров.

· Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.

Перспективным подходом следует считать, по-видимому, частично децентрализованный подход – организацию технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из персональных компьютеров и большой ЭВМ для хранения баз данных, общих для любых функциональных подсистем.

§2.4. Математическое и программное обеспечение

Математическое и программное обеспечение – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

К средствам математического обеспечения относятся:

· средства моделирования процессов;

· методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.

В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация.

· К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.

· Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.

· Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.

§2.5. Организационное обеспечение

Организационное обеспечение – совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Организационное обеспечение реализует следующие функции:

· анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;

· подготовка задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;

· разработка управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.

Организационное обеспечение создается по результатам предпроектного обследования на 1-м этапе построения баз данных.

§2.6. Правовое обеспечение

Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.

В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.

В правовом обеспечении можно выделить:

· общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы,

· локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.

Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.

Правовое обеспечение этапов функционирования информационной системы включает:

· статус информационной системы;

· права, обязанности и ответственность персонала;

· правовые положения отдельных видов процесса управления;

· порядок создания и использования информации и др.

§3. Классификации информационных систем

§3. 1. Классификация ИС по признаку структурированности задач

Понятие структурированности задач

Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задачи.

Различают три типа задач , для которых создаются информационные системы: структурированные (формализуемые), неструктурированные (неформализуемые) и частично структурированные.

1. Структурированная (формализуемая) задача – задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.

В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т.е. сведение роли человека к нулю.

Например: В информационной системе необходимо реализовать задачу расчета заработной платы. Это структурированная задача, где полностью известен алгоритм решения. Рутинный характер этой задачи определяется тем, что расчеты всех начислений и отчислений весьма просты, но объем их очень велик, так как они должны многократно повторяться ежемесячно для всех категорий работающих.

2. Неструктурированная (неформализуемая) задача – задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи.

Решение неструктурированных задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями. Возможности использования здесь информационной системы невелики. Решение в таких случаях принимается человеком из эвристических соображений на основе своего опыта и, возможно, косвенной информации из разных источников.

Например: Формализовать взаимоотношения в студенческой группе. Данную задачу сложно решить при помощи информационной системы. Это связано с тем, что для данной задачи существен психологический и социальный факторы, которые очень сложно описать алгоритмически.

3. Частично структурированная задача.

Типы информационных систем, используемые для решения частично структурированных задач

Информационные системы, создающие отчеты, обеспечивают информационную поддержку пользователя, т.е. предоставляют доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку. Процедуры манипулирования данными в информационной системе должны обеспечивать следующие возможности:

Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными и экспертными.

1) Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования.

Основными функциями модельной информационной системы являются:

· возможность работы в среде типовых математических моделей, включая решение основных задач моделирования типа «как сделать, чтобы?», «что будет, если?», анализ чувствительности и др.;

· достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования;

· оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели;

· возможность графического отображения динамики модели;

· возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.

§3. 2. Классификация ИС по степени автоматизации

В зависимости от степени автоматизации информационных процессов ИС определяются как: ручные, автоматические, автоматизированные.

Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком.

Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека.

Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин «информационная система» вкладывается обязательно понятие автоматизируемой системы.

§3. 3. Классификация ИС по характеру использования информации

Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, информационно-поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиакассах продажи билетов.

Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерны тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Примером может служить система бухгалтерского учета.

Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.

Например. Существуют медицинские информационные системы для постановки диагноза больного и определения предполагаемой процедуры лечения. Врач при работе с подобной системой может принять к сведению полученную информацию, но предложить иное по сравнению с рекомендуемым решение.

§3. 4. Классификация ИС по сфере применения

ИС управления технологическими процессами (ТП) служат для автоматизации функций производственного персонала.

ИС автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.

Интегрированные (корпоративные) ИС используются для автоматизации всех функций организации и охватывают весь цикл работ.

Глава 2. Базы данных (БД)

1. З.В. Архипова, В.А. Пархомов Информационные технологии в экономике. Учебное пособие. Иркутск, Издательство БГУЭП, 2003

§1. Введение

Существует множество различных областей человеческой деятельности, связанных с использованием определенным образом организованных хранилищ информации.

· Книжный фонд и каталог библиотеки.

· Картотека сотрудников учреждения, хранящаяся в отделе кадров.

· Хранилище медицинских карт пациентов в регистратуре поликлиники.

Раньше хранилища были только на бумажных носителях, обработка велась «вручную». Современным средством хранения и обработки подобной информации являются компьютеры, с помощью которых создаются базы данных.

По сути одним из способов структурирования, организации информации является база данных.

Все информационные системы имеют следующие особенности:

База данных (БД) – это поименованный набор организованных данных, отражающий состояние объектов и их отношений в рассматриваемой предметной области.

База данных (БД) – определенным образом организованная совокупность данных, относящаяся к определенной предметной области, предназначенная для хранения во внешней памяти компьютера и постоянного применения.

v БД книжного фонда библиотеки,

v БД кадрового состава учреждения,

v БД законодательных актов в области уголовного права.

v БД современной эстрадной музыки и так далее.

Предметная область – часть реального мира, подлежащая изучению с целью организации управления и, в конечном счете, автоматизации.

Предметная область представляется множеством фрагментов, например, предприятие – цехами, дирекцией, бухгалтерией и т.д. Каждый фрагмент предметной области характеризуется множеством объектов и процессов, использующих объекты, а также множеством пользователей, характеризуемых различными взглядами на предметную область.

Словосочетание «динамически обновляемая» означает, что соответствие базы данных текущему состоянию предметной области обеспечивается не периодически, а в режиме реального времени. При этом одни и те же данные могут быть по-разному представлены в соответствии с потребностями различных групп пользователей.

Отличительной чертой баз данных следует считать то, что данные хранятся совместно с их описанием, а в прикладных программах описание данных не содержится. Независимые от программ пользователя данные обычно называются метаданными. В ряде современных систем метаданные, содержащие также информацию о пользователях, форматы отображения, статистику обращения к данным и другие сведения, хранятся в словаре базы данных.

Система управления базой данных (СУБД) – важнейший компонент информационной системы. Для создания и управления информационной системой СУБД необходима в той же степени, как для разработки программы на алгоритмическом языке необходим транслятор.

Система управления базами данных (СУБД) – это комплекс программных и языковых средств, необходимых для создания баз данных, поддержания их в актуальном состоянии и организации поиска в них необходимой информации.

Основные функции СУБД:

Модель данных – это совокупность взаимосвязанных структур данных и операций над этими структурами. Вид модели и используемые в ней типы структур данных отражают концепцию организации и обработки данных, используемую в СУБД, поддерживающей модель, или в языке системы программирования, на котором создается прикладная программа обработки данных.

§2. Классификации баз данных

Классификация по размещению базы данных

Для хранения БД может использоваться как один компьютер, так и множество взаимосвязанных компьютеров.

Классификация по способу организации базы данных

По способу организации БД разделяют на:

§3. Модели данных

На ранней стадии использования информационных систем применялась файловая модель данных. В них реализуется модель типа плоский файл.

Плоский файл – это файл, состоящий из записей одного типа и не содержащий указателей на другие записи, двумерный массив элементов данных. Файлы, которые создаются в прикладных программах пользователя, написанных на алгоритмическом языке, также относятся к этому виду организации данных. Описание логической структуры файлов и параметры размещения на машинных носителях содержатся в каждой прикладной программе обработки файлов. В этих же программах предусмотрено их создание и корректировка. При файловой организации массивов трудно обеспечить актуальное состояние данных, их достоверность и непротиворечивость.

Сетевые и иерархические модели.

Более сложными моделями данных по сравнению с файловой являются сетевые и иерархические модели, которые поддерживаются в системе управления базами данных соответствующего типа. Тип модели данных, поддерживаемой СУБД на машинном носителе, является одним из важнейших признаков классификации СУБД.

Сетевая или иерархическая модель данных представляет соответствующий метод логической организации базы данных в СУБД.

Иерархическая модель представляет собой древовидную структуру с корневыми сегментами, имеющими физический указатель на другие сегменты. Одно из неудобств этой модели заключается в том, что реальный мир не может быть представлен в виде древовидной структуры с единственным корневым сегментом. Иерархические БД обеспечивали указатели между различными деревьями баз данных, но обработка данных с использованием таких связей была не всегда удобной.

В иерархических моделях непосредственный доступ, как правило, возможен только к объекту самого высокого уровня, который не подчинен другим объектам. К другим объектам доступ осуществляется по связям от объекта на вершине модели.

какие существуют виды информационных систем. Смотреть фото какие существуют виды информационных систем. Смотреть картинку какие существуют виды информационных систем. Картинка про какие существуют виды информационных систем. Фото какие существуют виды информационных систем

В сетевых моделях непосредственный доступ может обеспечиваться к любому объекту независимо от уровня, на котором он находится в модели. Возможен также доступ по связям от любой точки доступа.

В отличие от иерархической БД в сетевой БД нет необходимости в корневой записи. Однако, как и в иерархических БД, связи поддерживаются с помощью физических указателей.

Сетевые модели данных по сравнению с иерархическими являются более универсальным средством отображения структуры информации для разных предметных областей. Взаимосвязи данных большинства предметных областей имеют сетевой характер, что ограничивает использование СУБД с иерархической моделью данных. Сетевые модели позволяют отображать также иерархические взаимосвязи данных. Достоинством сетевых моделей является отсутствие дублирования данных в различных элементах модели. Кроме того, технология работы с сетевыми моделями является удобной для пользователя, так как доступ к данным практически не имеет ограничений и возможен непосредственно к объекту любого уровня. Допустимы всевозможные запросы.

какие существуют виды информационных систем. Смотреть фото какие существуют виды информационных систем. Смотреть картинку какие существуют виды информационных систем. Картинка про какие существуют виды информационных систем. Фото какие существуют виды информационных систем

Концепция реляционной модели баз данных была предложена Э.Ф. Коддом в 1970 г. Как отмечал доктор Кодд, реляционная модель данных обеспечивает ряд возможностей, которые делают управление и использование базы данных относительно легким, предсказуемым и устойчивым по отношению к ошибкам. Наиболее важные характеристики реляционной модели заключены в следующем:

· Модель описывает данные с их естественной структурой, не добавляя каких–либо дополнительных структур, необходимых для машинного представления или для целей реализации.

· Модель обеспечивает математическую основу для интерпретации выводимости, избыточности и непротиворечивости отношений.

· Модель обеспечивает независимость данных от их физического представления, от связей между данными и от соображений реализации, связанных с эффективностью и подобными проблемами.

Реляционные модели данных отличаются от рассмотренных выше сетевых и иерархических простотой структур данных, удобным для пользователя табличным представлением и доступом к данным. Реляционная модель данных является совокупностью простейших двумерных таблицотношений (объектов модели). Связи между двумя логически связанными таблицами в реляционной модели устанавливаются по равенству значений одинаковых атрибутов таблиц–отношений.

Таблица–отношение является универсальным объектом реляционных моделей. Это обеспечивает возможность унификации обработки данных в различных СУБД, поддерживающих реляционную модель. Операции обработки реляционных моделей основаны на использовании универсального аппарата алгебры отношений и реляционного исчисления.

Структуры данных реляционной модели.

Таблица является основным типом структуры данных (объектом) реляционной модели. Структура таблицы определяется совокупностью столбцов. Данные в пределах одного столбца однородны. В таблице не может быть двух одинаковых строк. Общее число строк не ограничено.

Столбец соответствует некоторому элементу данных – атрибуту , который является простейшей структурой данных. В таблице не могут быть определены множественные элементы, группа или повторяющаяся группа, как в рассмотрен­ных выше сетевых и иерархических моделях. Каждый столбец таблицы должен иметь имя соответствующего элемента данных (атрибута). Один или несколько атрибутов, значения которых однозначно идентифицируют строку таблицы, являются ключом таблицы.

В реляционном подходе к построению баз данных используется терминология теории отношений. Простейшая двумерная таблица определяется как отношение. Столбец таблицы со значениями соответствующего атрибута называется доменом, а строки со значениями разных атрибутов – кортежем (записью).

Совокупность нормализованных отношений (реляционных таблиц), логически взаимосвязанных и отражающих некоторую предметную область, образует реляционною базу данных (РБД). В ходе разработки БД должен быть определен состав логически взаимосвязанных реляционных таблиц и определен состав атрибутов каждого отношения. Состав атрибутов должен отвечать требованиям нормализации.

Реляционная модель данных зарекомендовала себя как модель, на основе которой могут разрабатываться реальные жизнеспособные приложения. В настоящее время эта модель данных является наиболее популярной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *