какие существуют виды нерациональных перевозок
Рационализация перевозок грузов
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• виды и причины возникновения нерациональных перевозок и значение их рационализации;
уметь
• определять нерациональные перевозки и устранять их при перевозке продукции потребителям;
владеть
• экономическими методами и методом эффективного прикрепления потребителей к поставщикам продукции.
Значение рационализации перевозок. Виды нерациональных перевозок
Уровень эффективности работы различных производств и фирм зависит от совершенствования организации и планирования процесса грузовых перевозок, которые должны способствовать снижению транспортных затрат. Важнейшие средства сокращения транспортных затрат, как показала практика, – рост производительности труда на транспорте и рационализация перевозок грузов. Последний фактор представляет собой совокупность различных мероприятий, направленных на полное и своевременное обеспечение потребителей продукции с оптимальными затратами при доставке ее потребителю. Поэтому большое значение для развития эффективной работы транспортной логистической и снижения транспортных издержек при обеспечении потребителей материальными ресурсами будет иметь рационализация перевозок грузов. Она должна выражаться в сокращении встречных, излишне дальних перевозок, оптимизации транспортно-экономических связей, прикреплении поставщиков к потребителям однородной продукции по оптимальным схемам доставки и по минимуму транспортной работы.
Как показывают расчеты, ликвидация экономически неоправданных дальних и других нерациональных перевозок, порожденных главным образом недостатками в области планирования перевозок и снабжения предприятий, дает существенный экономический эффект.
Кроме того, эффективность рационализации перевозок грузов на транспорте может выражаться в ежегодной экономии миллионов тонн топлива и электроэнергии, потребляемых транспортом, сокращении материальных ценностей, отвлекаемых из сферы производства в сферу обращения.
Рационализация перевозок также способствует разгрузке грузонапряженных железнодорожных направлений за счет передачи короткопробежных перевозок на автомобильный транспорт, грузов, перевозимых железнодорожным транспортом параллельно водным путям, – на речной транспорт, перевозке нефти и нефтепродуктов – на трубопроводный транспорт.
Большое значение рационализация перевозок грузов имеет для быстрейшего продвижения к потребителям все возрастающей массы промышленной и сельскохозяйственной продукции и ускорения оборачиваемости оборотных средств. При современных масштабах производства даже относительно небольшое ускорение доставки грузов высвобождает из сферы обращения значительные суммы. Так, увеличение количества груза, перевозимого маршрутами, на 1% сокращает оборотные средства в народном хозяйстве примерно на 2–2,5 млн руб. только за счет уменьшения грузовой массы, находящейся в процессе перевозки.
Нерациональными считаются перевозки, вызывающие излишние затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов. При существующих размещении производства и потреблении той или иной продукции по районам страны, а также развитии и размещении транспорта они могут быть заменены перевозками с меньшими затратами живого и овеществленного труда при безусловном обеспечении непрерывности процессов потребления и производства.
К нерациональным перевозкам относят излишне дальние, встречные, повторные, кружные, дробные и перевозки, которые целесообразно выполнять другими видами транспорта.
Излишне дальние – перевозки грузов за пределы зон, установленных схемами нормальных направлений грузопотоков, т.е. рациональных направлений перевозки отдельных грузов, установленных исходя из сложившегося или планируемого размещения производства и потребления и транспортной сети.
Чрезмерно дальние нерациональные перевозки вызывают наибольшие непроизводительные издержки в народном хозяйстве, поэтому их сокращение является важнейшим резервом уменьшения транспортных издержек, снижения средней дальности и рационализации перевозок грузов.
Встречными называют перевозки однородных (взаимозаменяемых) грузов во встречных направлениях. Они могут быть явными, когда однородные грузы перевозятся по одной линии, и скрытыми, когда перевозки взаимозаменяемых грузов осуществляются по параллельным линиям или разными видами транспорта. К скрытым встречным перевозкам относят и пересекающиеся грузопотоки однородных грузов.
Повторными именуют перевозки, при которых на станцию завозят ту же продукцию, что и вывозят. Такие перевозки, порождаемые большей частью складской формой снабжения, вызывают дополнительные затраты на погрузочные и разгрузочные работы, удлиняют сроки доставки и т.д.
Кружные перевозки возникают в результате отклонения от кратчайших направлений.
Дробные перевозки как один из видов нерациональных перевозок возникают в сфере распределения материальных ресурсов. Они бывают двух видов: в пространстве и во времени.
Известно, что поставка продукции потребителям в течение планируемого периода может быть организована различно: каждый потребитель может прикрепляться к нескольким источникам снабжения однородной продукцией или к одному, а поставка той или иной продукции из каждого источника снабжения в адрес каждого потребителя может быть произведена с различной степенью равномерности и сгущения по дням планируемого периода.
Установление дублированных транспортных связей по однородной продукции приводит к искусственному дроблению грузопотока в пространстве, а поставка продукции небольшими партиями из каждого источника снабжения в адрес каждого потребителя – к дроблению грузопотока во времени. В обоих случаях дробление и распыление грузопотока в пространстве и во времени приводят к нерациональному использованию транспортных средств, уменьшают возможность маршрутизации перевозок, а также укрупнения партий отправляемых грузов. Это, в свою очередь, приводит к замедлению оборота транспортных средств.
Перевозками, которые целесообразно передать на другие виды транспорта, являются, например, короткопробежные. При перевозках на короткие расстояния по железным дорогам производительность вагонов низкая, а себестоимость перевозок высокая. Например, себестоимость 1 т • км при дальности 20 км примерно в 7–8 раз выше, чем при дальности 1000 км. Поэтому в районах, где имеются необходимые условия (шоссе с твердым покрытием, достаточный автопарк и т.д.), экономически оправдана передача ряда короткопробежных грузов на автомобильный транспорт.
К этому же виду нерациональных перевозок относят и перевозки ряда грузов в навигационный период параллельно водным путям, перевозки нефти но железным дорогам параллельно трубопроводам и т.п.
Нерациональные перевозки на транспорте
Величины грузооборота и средней дальности перевозок в основном определяются размещением производительных сил в стране, а также объемом и конфигурацией потоков внешнеторговых грузов. При прочих равных условиях чем дальше отдалены друг от друга производящие (добывающие) обрабатывающие и потребляющие центры, тем выше средняя дальность перевозки и больше грузооборот.
С увеличением дальности и, следовательно, грузооборота повышаются транспортные издержки и тем самым конечная стоимость (цена) продуктов производства. До последнего времени в стоимости промышленной продукции транспортные затраты достигали в среднем 12—13%, а в себестоимости нефти, например, около 21%. Что касается сельскохозяйственной продукции, то транспортная составляющая в ее себестоимости достигает нередко 35—40%.
Для сокращения транспортных издержек в стране проводится систематическая работа по улучшению размещения производительных сил, приближению пунктов производства к пунктам потребления и совершенствованию структуры самого производства. Так, создание и развитие территориально-производственных комплексов осуществляется с учетом сокращения дальности перевозок. Проводится сооружение обогатительных и очистных предприятий и установок, в особенности для массовых грузов (угля, руд, нефти и др.) в районах их первичной добычи. С той же целью развивается первичная обработка и переработка сырья в районах добычи, и, в частности, лесопиление в районах лесозаготовок с тем, чтобы перевозить не круглый лес (требующий на 30—40% больше транспортных средств), а пиломатериалы. Ввиду этого грузооборот в стране в общем растет медленнее, чем производство.
Значительное влияние на показатели дальности и грузооборота оказывает степень развития транспортной сети, ее густота и мощность (провозная способность).
Отсутствие кратчайших связей между крупными пунктами грузо-обмена вынуждает использовать имеющиеся более длинные линии. Долгое время, например, перевозки между Баку и Красноводском осуществлялись по железной дороге с перепробегом более 1000 км. С постройкой морской переправы через Каспийское море эти дорогостоящие перевозки отпали.
Недостаточная мощность кратчайших линий также приводит к необходимости отклонять часть потока с них на кружные, но способные пропустить этот поток. В связи с этим при развитии транспортных сетей предусматриваются работы по сооружению новых, более коротких или разгружающих линий, а также по увеличению провозной способности кратчайших магистралей.
К нерациональным перевозкам относятся излишне дальние, встречные, повторные, а также излишне распыленные.
Излишне дальними считаются такие перевозки, которые не вызываются размещением производительных сил и являются результатом несовершенства систем планирования снабжения, сбыта и перевозок, или прямых ошибок при составлении и выполнении соответствующих планов.
Вместе с тем имеются условно излишне дальние перевозки, когда они вызываются размещением производительных сил и пока не могут быть заменены более короткими.
Встречные перевозки одинаковых грузов по одной и той же линии являются наиболее распространенными нерациональными перевозками и в значительной степени вызываются ведомственной разобщенностью. Бессмысленность их очевидна, и они составляют частично категорию ненужных перевозок вообще, а частично должны и могут заменяться более короткими с ликвидацией факта встречности.
Наряду с явными существуют и скрытые встречные перевозки, когда один и тот же груз перевозится во встречном направлении, но по разным (параллельным) линиям. Такие перевозки имеют место, как в рамках отдельных видов транспорта, так и в рамках единой сети путей сообщения. В последнем случае каждый вид транспорта как бы свободен от нерациональных перевозок, а с позиций государства в целом встречность несомненна. Это обстоятельство требует комплексного подхода к анализу грузопотоков и планированию перевозок. Разновидностью скрытых встречных перевозок являются так называемые перекрещивающиеся перевозки.
Повторные перевозки возникают в случаях завоза определенной продукции на базы системы материально-технического снабжения или склады министерств и ведомств для временного хранения, предварительной сортировки или в результате появления у сбытовых органов «затруднений» с определением получателей. Повторные перевозки сопровождаются излишними грузовыми операциями, простоем подвижного состава и иногда требуют сооружения или расширения емкости складов, содержания погрузо-разгрузочных механизмов, определенного штата работников и т.п.
Распыленными перевозками считаются такие, когда из каждого пункта отправления одноименный груз мелкими партиями направляется многочисленным потребителям. На железных дорогах и водном транспорте дробность потоков вызывает потери времени и средств на последующее накопление грузов для организации маршрутной перевозки в крупных составах (судах), обеспечивающих более полное использование грузоподъемности транспортных средств и более быстрое продвижение грузов в пункты назначения.
К настоящему времени на всех видах транспорта накоплены данные, отражающие фактическое исполнение планов перевозок. Анализ этого материала позволяет выявлять и устранять нерациональные перевозки. Задача заключается в том, чтобы непрерывно следить за плановыми и исполненными грузопотоками, сопоставлять их между собой и анализировать с позиций рациональности для государства в целом.
Большое значение в этом отношении имеет установление так называемых нормальных потоков, разрабатываемых в рамках соответствующих транспортных министерств по согласованию с ведомствами и предприятиями и объявляемых ими в виде обязательных руководств для работников транспорта и клиентуры. «Нормальные потоки» составляются для отдельных родов груза на основе рационального прикрепления пунктов производства к пунктам потребления, которое в последние годы оптимизируется при помощи методов линейного программирования с использованием ЭВМ.
В последующем при разработке проектов долгосрочных и оперативных планов перевозок транспорт имеет право не принять от клиента заявленную перевозку, если она не совпадает с «нормальными потоками».
В настоящее время работа по рационализации перевозок ведется не только в рамках отдельных транспортных министерств, но и на высшей ступени плановой иерархии.
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 297 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Характеристика основных видов нерациональных перевозок
Рационализация перевозок грузов представляет собой совокупность мероприятий, направленных на совершенствование перевозочного процесса и транспортно-экономических связей. Она обеспечивается путем улучшения планирования и организации перевозок, а также целесообразного размещения производства и развития научно-технического прогресса Рационализация перевозок—важный резерв сокращения транспортных затрат и повышения эффективности общественного производства.
Особенностью рационализации перевозок грузов является то, что она осуществляется не только в рамках деятельности транспорта, но и в области материального производства. Рационализацию перевозок можно считать необходимой и существенной только в том случае, если она ведет к снижению затрат в народном хозяйстве в целом.
Социалистическое плановое хозяйство располагает большими возможностями снижения затрат, в частности, за счет устранения нерациональных перевозок. Нерациональной считается перевозка, вызывающая излишние для народного хозяйства затраты на транспорт. К таким перевозкам относятся: встречные, перекрещивающиеся, излишне дальние, излишне повторные, дробные, кружные и перевозки, которые целесообразнее осуществлять другими видами транспорта. Нерациональной является также транспортировка продукции, плохо подготовленной к перевозке.
Встречными называются перевозки грузов в направлении, встречном основному потоку однородных (взаимозаменяемых) грузов. Различают встречные перевозки явные, когда однородный груз транспортируется во встречном направлении по одному и тому же участку железной дороги, и скрытые, когда такие перевозки осуществляются по параллельным участкам железной дороги или другим видам транспорта (например, перевозка леса по железной дороге навстречу потоку этого груза по воде). Встречные перевозки однородных грузов—это один из наиболее распространенных видов нерациональных перевозок.
Излишний грузооборот, вызываемый нерациональными встречными перевозками, равен произведению удвоенного количества груза, перевозимого во встречном направлении, 2Рвстр на расстояние участка встречности.
Из двух встречных потоков нерациональным является меньший поток. Рациональный поток должен направляться из избыточного по данному грузу района в дефицитный.
Перекрещивающиеся перевозки относятся к нерациональным в случаях, когда допускается скрещение потоков одинакового груза, вызывающее излишний его пробег. Однако не все перекрещивающиеся перевозки нерациональны. При определении нерациональности таких перевозок учитывают конфигурацию железнодорожной сети, сопоставляя конкретные расстояния перевозок по скрещивающимся направлениям.
Излишне дальними являются перевозки, осуществляемые за пределы зон распространения продукции и вызывающие излишний грузооборот. Эти зоны устанавливаются схемами нормальных направлений грузопотоков. Как правило, излишне дальние перевозки могут быть заменены перевозками на более короткие расстояния. Разные грузы имеют неодинаковые предельные расстояния перевозки. По большинству грузов перевозки с дальностью свыше 2—3 тыс. км считаются излишне дальними.
Повторные перевозки возникают в случаях, когда со станции отправляются грузы, которые до этого на нее были завезены. Так, какой-либо груз может с предприятия следовать сначала на базу, а затем с базы к потребителям. Если установлено, что такал перевозка с народнохозяйственных позиций нецелесообразна, то се следует отнести к излишне повторным. Не являются излишне повторными перевозки продукции, предназначенной для длительного хранения в пунктах размещения элеваторов, холодильников, откуда она через некоторое время транспортируется к потребителям или в пункты переработки.
Дробными называются перевозки, которые не обеспечивают условий для осуществления их маршрутами. Они возникают обычно в случаях, когда один потребитель получает груз от нескольких отправителей при возможности и рациональности прикрепления его только к одному из них.
Кружными считаются перевозки по более протяженным направлениям вместо кратчайших. Но не все кружные перевозки относятся к нерациональным. Так, в ряде случаев кружный ход является более дешевым. Кроме того, некоторые кружные перевозки вызываются недостаточной пропускной способность линий.
Рациональность железнодорожных перевозок, которые целесообразнее осуществлять другими видами транспорта (автомобильным, водным, трубопроводным), определяется технико-экономическими расчетами или заранее установленными сферами рационального использования разных видов транспорта. Наиболее характерными нерациональными перевозками такого отсюда являются короткопробежные. Для многих грузов короткопробежными считаются перевозки их в вагонах на расстояния до 30-—50 км и более. Эти перевозки эффективнее осуществлять автомобильным транспортом. Нерациональными являются также перевозки по железным дорогам в навигационный период параллельно водным путям. На ряде направлений экономически выгоднее применять смешанные железнодорожно-водные перевозки. Весьма эффективна перекачка нефтяных грузов по трубопроводам в сравнении с перевозкой их в железнодорожных цистернах.
К нерациональным перевозкам относится также транспортировка продукции, плохо подготовленной к переводе (необогащенных руд и каменного угля, необработанных сырых лесоматериалов, неспрессованного металлолома и хлопка-сырца, машин при неуплотненной их погрузке и т. п.). Уменьшение массы перевозимых грузов за счет снижения содержания в них влаги и пустой породы, применение уплотненной погрузки и т. п. приводят к повышению использования грузоподъемности и вместимости вагонов. [7]
Заключение
В решении задач по неуклонному подъему материального и культурного уровня жизни страны, ускорению научно-технического прогресса, интенсификации и повышению эффективности общественного производства важную роль играет транспорт.
Транспорт продолжает процесс производства продукции в сфере обращения, доставляя ее к месту потребления. В этом заключается основная его роль в системе общественного воспроизводства, этим же определяется и взаимосвязь между транспортом, промышленностью и сельским хозяйством.
Транспорт играет пионерную роль в освоении природных богатств. Без опережающего развития транспорта в большинстве случаев невозможна разработка новых месторождений полезных ископаемых.
Велика роль транспорта в обеспечении оптимального размещения производительных сил и рациональных экономических связей. Доля транспортных издержек в себестоимости продукции значительна, и это оказывает большое влияние на выбор вариантов размещения пунктов производства и потребления промышленной продукции. Наличие же путей сообщения в свою очередь способствует росту объемов производства.
Важной задачей транспорта является обеспечение обороноспособности страны. Первое место здесь принадлежит железнодорожному транспорту.
Список литературы
1. Беленький М.Н. Экономика железнодорожного транспорта. – М., 2005.
2. Беленький М.Н., Силаев Н.И. Экономика и планирование эксплуатационной работы на железнодорожном транспорте. – М., 1999.
3. Экономика железнодорожного транспорта. Под ред. В.А. Дмитриева. – М., 2008.
4. Экономика железнодорожного транспорта. Под ред. И.В. Белова. – М., 1999.
5. Экономика и планирование железнодорожного транспорта. / Под ред. И.В. Белова. – М., 1999.
[1] Экономика и планирование железнодорожного транспорта. / Под ред. И.В. Белова. – М., 1989. С. 126.
[2] Беленький М.Н. Экономика железнодорожного транспорта. – М., 1985. с. 69.
[3] Экономика и планирование железнодорожного транспорта. / Под ред. И.В. Белова. – М., 1989. С. 90.
[4] Беленький М.Н., Силаев Н.И. Экономика и планирование эксплуатационной работы на железнодорожном транспорте. – М., 1989. с. 67.
[5] Экономика железнодорожного транспорта. Под ред. И.В. Белова. – М., 1989. с. 128.
[6] Экономика железнодорожного транспорта. Под ред. В.А. Дмитриева. – М., 2008. с. 79.
[7] Экономика железнодорожного транспорта. Под ред. В.А. Дмитриева. – М., 2008. с. 84.
Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 33 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Виды нерациональных перевозок
О видах НРП можно говорить только по их перечню, приводившемуся в Уставе ж/д, действовавшему до 1993 года, и наиболее часто встречавшимся НРП в практике работы железных дорог и неназванных в Уставе.
*перевозки, кот целесообразно выполнять другими видами транспорта.
НРП, не названные в Уставе ж.д.: скрещивающиеся; перевозка грузов, не приведенных в транспортабельное состояние; кружные; прочие (раздробленные; в неоптимальном подвижном составе и т.д.)
Характеристика отдельных видов НРП.
Встречные–перевозки одноименных или взаимозаменяемых грузов во встречных направлениях.
Основная проблема: установить факт взаимозаменяемости.
Виды встречных перевозок, которые нельзя отнести к нерациональным:
*перевозка гр на пром ст сборным поездом или диспетчерским лок-м с ближайшей техн станции навстречу основному потоку данного груза;
*перевозка гр авто тр-том с опорной грузовой станции на станции, закрытые для грузовых работ;
*вывоз груза со станции погр на станцию форм-ния отправ-ских маршрутов или участковых поездов;
*перевозка гр с небольшим сод-ем полезного вещества в пределах сферы распространения взаимозаменяемого груза, с большим его сод-ем
Излишне дальние перевозки – пер-ки на большие расстояния за пределы участков, устан-ных схемами норм напр-ния грузопотоков. В рыночных условиях такие перевозки нельзя относить к нерациональным.
Повторные перевозки – перевозки одноименных или взаимозаменяемых гр, кот прибывают и отправляются со станции в одно и то же или в разное время в течении рассматриваемого периода. не вызывают дополнительной т-км работы и связанных с ней затрат, ведут к доп начальным и конечным операциям и, к затратам на их выполнение и развитие станций.
Не НРП перевозки на склады длит хранения и пункты комплектации.
Пер-ки, кот целесооб вып-ть др видами тр-та. Осн массы этого типа составляют короткопробежные перевозки (целес осущ авто).Отнесение короткопробежных перевозок в разряд нерац м.б.сделано только после спец расчёта, учит-щего все факторы, влияющие на тек и единовр затраты.
В числе НРП, которых не было в Уставе ж.д. 1993 года, назывались:
*скрещивающиеся –это разнонаправленные перевозки одноим или взаимозам-го груза, кот осущ-ся по пересекающимся маршрутам, и при ликвидации кот за счёт опт-го прикрепления отправителей и получателей груза может быть достигнуто сокращение средней дальности перевозок.
*Перевозка грузов, не привед в транспортабельное состояние- перевозка грузов, не позволяющих в достаточной степени исп-ть грузоподъёмность вагонов: мет лом без предварительного разреза и прессования, машины без частичного демонтажа, мебель в собранном виде и т.д
*кружные перевозки – перевозки грузов по не кратчайшему маршруту. Кружность ж/д перевозок может вызываться экон причинами (не относятся к НРП), и временными тех. Отнесение кружных перевозок в разряд нерациональных требует эконом обоснования.
Дата добавления: 2015-06-30 ; просмотров: 408 ; Нарушение авторских прав
2. Нерациональные перевозки: их сущность и виды.
К нерациональным перевозкамотносятся излишне дальние, встречные, повторные, а также излишне распыленные.
Излишне дальними считаются такие перевозки, которые не вызываются размещением производительных сил и являются результатом несовершенства систем планирования снабжения, сбыта и перевозок, или прямых ошибок при составлении и выполнении соответствующих планов. Вместе с тем имеются условно излишне дальние перевозки, когда они вызываются размещением производительных сил и пока не могут быть заменены более короткими.
Встречные перевозки одинаковых грузов по одной и той же линии являются наиболее распространенными нерациональными перевозками и в значительной степени вызываются ведомственной разобщенностью. Бессмысленность их очевидна, и они составляют частично категорию ненужных перевозок вообще, а частично должны и могут заменяться более короткими с ликвидацией факта встречности.
Наряду с явными существуют и скрытые встречные перевозки, когда один и тот же груз перевозится во встречном направлении, но по разным (параллельным) линиям. Такие перевозки имеют место, как в рамках отдельных видов транспорта, так и в рамках единой сети путей сообщения. В последнем случае каждый вид транспорта как бы свободен от нерациональных перевозок, а с позиций государства в целом встречность несомненна. Это обстоятельство требует комплексного подхода к анализу грузопотоков и планированию перевозок. Разновидностью скрытых встречных перевозок являются так называемые перекрещивающиеся перевозки.
Распыленными перевозками считаются такие, когда из каждого пункта отправления одноименный груз мелкими партиями направляется многочисленным потребителям. На железных дорогах и водном транспорте дробность потоков вызывает потери времени и средств на последующее накопление грузов для организации маршрутной перевозки в крупных составах (судах), обеспечивающих более полное использование грузоподъемности транспортных средств и более быстрое продвижение грузов в пункты назначения.
К настоящему времени на всех видах транспорта накоплены данные, отражающие фактическое исполнение планов перевозок. Анализ этого материала позволяет выявлять и устранять нерациональные перевозки. Задача заключается в том, чтобы непрерывно следить за плановыми и исполненными грузопотоками, сопоставлять их между собой и анализировать с позиций рациональности для государства в целом.
Большое значение в этом отношении имеет установление так называемых нормальных потоков, разрабатываемых в рамках соответствующих транспортных министерств по согласованию с ведомствами и предприятиями и объявляемых ими в виде обязательных руководств для работников транспорта и клиентуры. «Нормальные потоки» составляются для отдельных родов груза на основе рационального прикрепления пунктов производства к пунктам потребления, которое в последние годы оптимизируется при помощи методов линейного программирования с использованием ЭВМ.