какие существуют виды оркестров
Виды оркестров, исполняющих инструментальную и симфоническую музыку
Музыка – это, прежде всего, звуки. Они могут быть громкими и тихими, быстрыми и медленными, ритмичными и не очень…
Но каждый из них, каждая звучащая нота каким-то определенным образом влияет на сознание человека, слушающего музыку, на его душевное состояние. А если это оркестровая музыка, то оставить равнодушными кого-либо она уж точно не сможет!
Оркестр. Виды оркестров
Оркестром называют объединенных в коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах произведения, которые предназначены специально для этих инструментов.
И от того, каков этот состав, оркестр имеет различные музыкальные возможности: по тембру, динамике, выразительности.
Еще бывает военный оркестр (исполняющий военные песни), школьный (в составе которого школьники) и так далее.
Симфонический оркестр
Эта разновидность оркестра в своем составе содержит струнные, духовые и ударные инструменты.
Есть малый симфонический оркестр и большой.
Малый – это тот, который играет музыку композиторов конца XVIII – начала XIX столетий. В его репертуаре могут быть и современные вариации. Большой симфонический оркестр отличается от малого добавлением в его состав большего количества инструментов.
В составе малого обязательно присутствуют:
В большой включены следующие инструменты:
Кстати, в его составе может быть аж до 5 инструментов каждого семейства. А также в большом оркестре присутствуют:
И, конечно же, ударные инструменты:
Особенностью малого оркестра есть то, что струнных инструментов в нем около 20, в то время как в большом – около 60.
Руководит симфоническим оркестром дирижер. Он художественно трактует произведение, исполняющееся оркестром при помощи партитуры – полной нотной записи всех партий каждого инструмента оркестра.
Инструментальный оркестр
Этот вид оркестра отличается по своей форме тем, что в нем нет четкого количества музыкальных инструментов определенных групп. А также он может исполнять любую музыку (в отличие от симфонического оркестра, который исполняет исключительно классическую).
Конкретных видов инструментальных оркестров нет, но условно к ним можно отнести эстрадный оркестр, а также оркестр, исполняющий классику в современной обработке.
Согласно исторической справке, инструментальная музыка начала активно развиваться в России только при Петре Первом. Она, конечно, имела на себе западное влияние, но зато она уже не была под таким запретом, как в более ранние времена. А раньше доходило до такого, что запрещали не то что играть, а сжигали музыкальные инструменты. Церковь считала, что в них нет ни души, ни сердца, а потому они не могут прославлять Бога. И потому инструментальная музыка развивалась преимущественно среди простого народа.
Играют в инструментальном оркестре на флейте, лире, кифаре, свирели, трубе, гобое, бубне, тромбоне, дудке, сопелке и других музыкальных инструментах.
Наиболее популярный инструментальный оркестр XX века – это оркестр Поля Мориа.
Он был его дирижером, руководителем, аранжировщиком. Его оркестр сыграл очень много популярных музыкальных произведений XX века, а также собственного сочинения.
Народный оркестр
В таком оркестре основными инструментами являются народные.
Например, для русского народного оркестра наиболее типичными являются: домры, балалайки, гусли, баяны, гармоники, жалейки, свирели, рожки владимирские, бубны. Также дополнительными музыкальными инструментами для такого оркестра есть флейта и гобой.
Впервые появился народный оркестр в конце XIX века, организатором которого стал В.В. Андреев. Этот оркестр очень много гастролировал и получил широкую популярность в России и за ее пределами. А вначале XX века народные оркестры начали появляться повсеместно: в клубах, при дворцах культуры и так далее.
Духовой оркестр
Данный вид оркестра предполагает, что в его состав входят различные духовые и ударные инструменты. Он бывает: малый, средний и большой.
Джазовый оркестр
Еще оркестр такого вида назывался джаз-бэнд.
В его состав входят такие музыкальные инструменты: саксофон, фортепиано, банджо, гитара, ударные, трубы, тромбоны, контрабас, кларнеты.
Вообще, джаз – это направление в музыке, которое сложилось под влиянием африканских ритмов и фольклора, а также европейской гармонии.
Впервые джаз появился на юге США в начале XX столетия. И вскоре распространился во всех странах мира. На родине это музыкальное направление развивалось и дополнялось новыми характерными особенностями, которые появлялись в том или другом регионе.
Одно время в Америке термины «джаз» и «популярная музыка» имели одинаковое смысловое значение.
Джазовые оркестры стали активно формироваться уже в 1920-х годах. И таковыми они оставались аж до 40-х.
В эти музыкальные группы участники поступали, как правило, еще в подростковом возрасте, исполняя свою конкретную партию – заученную или по нотам.
Вершиной славы джазовых оркестров считаются 1930-е годы. Руководителями известнейших на то время джазовых оркестров были: Арти Шоу, Гленн Миллер, и другие. Их музыкальные произведения звучали на то время повсюду: на радио, в танцевальных клубах и так далее.
В настоящее время также очень популярны джазовые оркестры и мелодии, написанные в стиле «джаз».
И хотя видов музыкальных оркестров существует большее количество, в статье рассмотрены основные из них.
Оркестр
Орке́стр (от греч. ορχήστρα ) — большой коллектив музыкантов-инструменталистов. В отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон.
Содержание
Исторический очерк
Сама идея одновременного музицирования группы исполнителей-инструменталистов уходит в глубокую древность: ещё в Древнем Египте небольшие группы музыкантов вместе играли на различных праздниках и похоронах.
Слово «оркестр» («орхестра») происходит от названия круглой площадки перед сценой в древнегреческом театре, где размещался древнегреческий хор, участник любой трагедии или комедии. В эпоху Возрождения и далее в XVII веке орхестра трансформировалась в оркестровую яму и, соответственно, дала название помещающемуся в ней коллективу музыкантов.
Симфонический оркестр
Симфоническим называется оркестр, составленный из нескольких разнородных групп инструментов — семейства струнных, духовых и ударных. Принцип такого объединения сложился в Европе в XVIII веке. Первоначально в симфонический оркестр входили группы смычковых инструментов, деревянных и медных духовых инструментов, к которым примыкали немногочисленные Ударные музыкальные инструменты. Впоследствии состав каждой из этих групп расширялся и разнообразился. В настоящее время среди ряда разновидностей симфонических оркестров принято различать малый и большой симфонический оркестр. Малый симфонический оркестр — это оркестр преимущественно классического состава (играющий музыку конца 18 — начала XIX века, или современные стилизации). В его составе 2 флейты (редко малая флейта), 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 (редко 4) валторны, иногда 2 трубы и литавры, струнная группа не более 20 инструментов (5 первых и 4 вторых скрипок, 4 альта, 3 виолончели, 2 контрабаса). Большой симфонический оркестр (БСО) включает в медную группу обязательные тромбоны и может иметь любой состав. Часто деревянные инструменты (флейты, гобои, кларнеты и фаготы) доходят до 5 инструментов каждого семейства (кларнетов иногда и больше) и включают разновидности (малая и альтовая флейты, амур-гобой и английский гобой, малый, альтовый и басовый кларнеты, контрафагот). Медная группа может включать до 8 валторн (в том числе и особые тубы Вагнера), 5 труб (включая малую, альтовую, басовую), 3-5 тромбонов (теноровых и тенорбасовых) и тубу. Очень часто используются саксофоны (все 4 вида, см. джазовый оркестр). Струнная группа доходит до 60 и более инструментов. Многочислены ударные инструменты (хотя литавры, колокольчики, малый и большой барабаны, треугольник, тарелки и индийский тамтам составляют их костяк), часто используются арфа, рояль, клавесин.
Духовой оркестр
Струнный оркестр
Струнный оркестр по сути представляет собой группу смычковых струнных инструментов оркестра симфонического. В струнный оркестр входят две группы скрипок (первые скрипки и вторые скрипки), а также альты, виолончели и контрабасы. Такой тип оркестра известен с XVI—XVII века.
Оркестр народных инструментов
В различных странах получили распространение оркестры, составленные из народных инструментов, исполняющие как переложения произведений, написанных для других составов, так и оригинальные сочинения. В качестве примера можно назвать оркестр русских народных инструментов, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки, трещотки, свистульки и другие инструменты. Идея создать такой оркестр была предложена в конце XIX века балалаечником Василием Андреевым. В ряде случаев в такой оркестр дополнительно вводят инструменты, фактически не относящиеся к народным: флейты, гобои, различные колокола и многие ударные инструменты.
Эстрадный оркестр
Эстрадный оркестр — коллектив музыкантов, исполняющих эстрадную и джазовую музыку. Эстрадный оркестр состоит из струнных, духовых (в том числе саксофонов, обычно не представленных в духовых группах симфонических оркестров), клавишных, ударных и электромузыкальных инструментов. [1]
Эстрадно-симфонический оркестр — большой инструментальный состав, способный объединить исполнительские принципы различных видов музыкального искусства. Эстрадная часть представлена в таких составах ритм-группой (ударная установка, перкуссия, фортепиано, синтезатор, гитара, бас-гитара) и полным биг-бэндом (группы труб, тромбонов и саксофонов); симфоническая — большой группой струнных смычковых инструментов, группой деревянных духовых, литаврами, арфой и прочих.
Предшественником эстрадно-симфонического оркестра был симфоджаз, возникший в США в 20-х гг. и создавший концертный стиль популярно-развлекательной и танцевально-джазовой музыки. В русле симфоджаза выступали отечественные оркестры Л. Теплицкого («Концертный джаз-банд», 1927), Государственный джаз-оркестр под руководством В. Кнушевицкого (1937). Термин «Эстрадно-симфонический оркестр» появился в 1954. Так стал называться Эстрадный оркестр всесоюзного радио и телевидения под руководством Ю. Силантьева, созданный в 1945. В 1983, после смерти Силантьева, им руководил А. Петухов, затем М. Кажлаев. К эстрадно-симфоническим оркестрам относились также оркестры Московского театра «Эрмитаж», Московского и Ленинградского театров эстрады, оркестр «Голубой экран» (руководитель Б.Карамышев), Ленинградский концертный оркестр (руководитель А. Бадхен), Государственный эстрадный оркестр Латвийской ССР под управлением Раймонда Паулса, Государственный эстрадно-симфонический оркестр Украины, Президентский оркестр Украины и др.
Чаще всего эстрадно-симфонические оркестры используются во время песенных гала-представлений, телевизионных конкурсов, реже для исполнения инструментальной музыки. Студийная работа (запись музыки в фонд радио и кино, на звуковые носители, создание фонограмм) превалирует над концертной. Эстрадно-симфонические оркестры стали своеобразной лабораторией отечественной, лёгкой и джазовой музыки.
Джазовый оркестр
Джазовый оркестр — один из самых интересных и своеобразных явлений современной музыки. Возникший позже всех других оркестров, он стал воздействовать на другие формы музыки — камерную, симфоническую, музыку духовых оркестров. Джаз использует многие из инструментов симфонического оркестра, но имеет качество радикально его отличающее от всех других форм оркестровой музыки.
Главное качество, отличающее джаз от европейской музыки — это бо́льшая роль ритма (намного бо́льшая, чем в военном марше или вальсе). В связи с этим в либом джазовом оркестре есть особая группа инструментов — ритм-секция. Джазовый оркестр имеет ещё одну особенность — превалирующая роль джазовой импровизации приводит к заметной вариабельности его состава. Однако есть несколько видов джазовых оркестров (примерно 7-8): камерное комбо (хотя это область ансамбля, но его необходимо указать, так как в нём суть действия ритм-секции), камерный ансамбль диксиленд, малый джазовый оркестр — биг-бэнд малого состава, большой джазовый оркестр без струнных — биг-бэнд, большой джазовый оркестр со струнными (не симфонического типа) — расширенный биг-бэнд, симфоджазовый оркестр.
В ритм-секцию всех видов джазового оркестра обычно входят ударные, струнные щипковые и клавишные инструменты. Это джазовая ударная установка (1 исполнитель), состоящая из нескольких тарелок ритма, нескольких акцентных тарелок, нескольких том-томов (либо китайских, либо африканских), педальных тарелок, малого барабана и особого вида большого барабана африканского происхождения — «эфиопской (кенийской) бочки» (ее звук намного мягче турецкого большого барабана). Во многих стилях южного джаза и латиноамериканской музыке (румба, сальса, танго, самба, ча-ча-ча и др.) используются дополнительные ударные: набор барабанов конго-бонго, маракасы (чокало, кабаса), бубенцы, деревянные коробочки, сенегальские колокольцы (агого), клаве и др. Другие инструменты ритм-секции, уже держащие мелодико-гармонический пульс: рояль, гитара или банджо (особый вид северо-африканской гитары), акустическая бас-гитара или контрабас (на котором играют только щипком). В больших оркестрах иногда бывает несколько гитар, гитара вместе с банджо, оба вида басов. Редко используемая туба — духовой басовый инструмент ритм секции. В больших оркестрах (биг-бэндах всех 3 видов и симфоджазе) часто используют вибрафон, маримбу, флексатон, гавайскую гитару, блюзовую гитару (обе последние слегка электрифицированы, вместе с басом), но эти инструменты уже не входят в ритм-секцию.
Другие группы джазового оркестра зависят от его вида. В комбо обычно 1-2 солиста (саксофон, труба или смычковый солист: скрипка или альт). Примеры: ModernJazzQuartet, JazzMessenjers.
В диксиленде 1-2 трубы, 1 тромбон, кларнет или сопрано-саксофон, иногда альт- или тенор-саксофон, 1-2 скрипки. В ритм-секции диксиленда банджо используется чаще гитары. Примеры: ансамбль Армстронга (США), ансамбль Цфасмана (СССР).
В малом биг-бэнде могут быть 3 трубы, 1-2 тромбона, 3-4 саксофона (сопрано=тенору, альт, баритон, все играют ещё и на кларнетах), 3-4 скрипок, иногда виолончель. Примеры: Первый оркестр Эллингтона 29-35 годов (США), Bratislava Hot Serenaders (Словакия).
В большом биг-бэнде обычно 4 трубы (1-2 играют высокие сопрановые партии на уровне малых со специальными мундштуками), 3-4 тромбона (4 тромбон тенор-контрабас или тенор-бас, иногда и 3), 5 саксофонов (2 альта, 2 тенора=сопрано, баритон).
В расширенном биг-бэнде могут быть до 5 труб (с видовыми трубами), до 5 тромбонов, дополнительные саксофоны и кларнеты (5-7 общих саксофонов и кларнетов), струнные смычковые (не более 4 — 6 скрипок, 2 альта, 3 виолончели), иногда валторна, флейта, малая флейта (только в СССР). Подобные эксперименты в джазе проводили в США Дюк Эллингтон, Арти Шоу, Гленн Миллер, Стенли Кентон, Каунт Бейси, на Кубе — Пакито д`Ривера, Артуро Сандоваль, в СССР — Эдди Рознер, Леонид Утёсов.
Симфоджазовый оркестр включает большую струнную группу (40-60 исполнителей), причем возможны смычковые контрабасы (в биг-бэнде могут быть только смычковые виолончели, контрабас участник ритм-секции). Но главное это использование редких для джаза флейт (во всех видах от малой до басовой), гобоев (все 3-4 вида), валторн и совсем не типичных для джаза фаготов (и контрафагота). Кларнеты дополняются басом, альтом, малым кларнетом. Такой оркестр может исполнять специально написанные для него симфонии, концерты, участвовать в операх (Гершвин). Его особенность — выраженный ритмический пульс, которого нет в обычном симфоническом оркестре. От симфоджазового оркестра следует отличать его полную эстетическую противоположность — эстрадный оркестр, основанный не на джазе, а на бит-музыке.
Особые виды джазовых оркестров — духовой джазовый оркестр (духовой оркестр с ритм-секцией джаза, включая гитарную группу и с уменьшением роли флюгельгорнов), церковный джазовый оркестр (существует ныне только в странах Латинской Америки, включает орган, хор, церковные колокола, всю ритм-секцию, ударные без бубенцов и агого, саксофоны, кларнеты, трубы, тромбоны, струнные смычковые), ансамбль стиля джаз-рок (коллектив Майлза Дэвиса, из советских — «Арсенал» и др.).
Военный оркестр
Военный оркестр, духовой оркестр, являющийся штатным подразделением воинской части.
Школьный оркестр
Состоящий из учеников школы коллектив музыкантов, возглавляемый, как правило, педагогом начального музыкального образования. Для музыкантов нередко является отправной точкой их дальнейшей музыкальной карьеры.
Какие существуют виды оркестров
Австрийский композитор, одна из важнейших фигур в европейской музыке. Кроме того, Малер — один из самых выдающихся и влиятельных дирижеров XX века. Автор девяти симфоний и целого ряда вокальных сочинений, он заставил мир увидеть роль дирижера в исполнительском процессе.
Оркестр Малера
Симфонический оркестр, для которого писал Густав Малер, — вершина многовекового развития оркестра и по количеству участников, и по разнообразию и сложности исполнения как для каждого отдельного музыканта, так и для всего коллектива, не исключая самого дирижера.
С историческим развитием, особенно в течение XIX века, состав оркестра постоянно увеличивался. Этот процесс был связан с желанием композиторов усилить выразительность, колорит, выровнять звуковой баланс между разными группами инструментов. «…С обогащением содержания неизбежно вырастают и выразительные средства», — писал Малер.
Ко времени Малера в оркестре сложились группы сходных по тембру инструментов: струнных смычковых, деревянных духовых, медных духовых, ударных и клавишных инструментов. Последние две часто объединяются в группу украшающих, или дополнительных, инструментов.
В зависимости от авторского замысла в процессе исполнения той или иной группе поручается определенная функция — вести мелодию или басовую партию, длить одну ноту или всю гармонию, быть подголоском или создавать ритмическую основу.
Однако специфическое малеровское слышание звукового мира как непрерывного движения повлияло и на своеобразие его оркестрового мышления. Структура его оркестра лишь внешне сохраняет деление на тембровые группы. По сути, это многоголосие, комплекс разнородных по тембрам голосов и их соединений. Функция тембров-голосов становится универсальной, и каждый голос по мере надобности выполняет все функции.
Вторая особенность — отказ от единого тембрового колорита всех частей музыкальной формы: в оркестровом изложении Малера окраска музыкальных фраз постоянно меняется, как если бы один текст произносили разные люди и разными интонациями.
Нередко состав расширяется за счет введения различных малоупотребительных инструментов, например альтового тромбона, басовой трубы или молота, как в Шестой симфонии.
Малер мастерски пользуется огромными составами, однако для него характерно и стремление к предельной камерности, ансамблевости звучания. Если до него композиторы в основном увеличивали численность инструментов ради усиления масштаба звучания, то малеровский обширный состав — для большей свободы использования различных тембровых сочетаний, колористических и динамических комбинаций. Его оркестр может быть то мощным, то прозрачным, то густым и массивным, то легким и нежным, но никогда не бывает перегруженным.
«Инструментовка создана не для того, чтобы добиваться звуковых эффектов, а для того, чтобы ясно выразить все, что мы хотим сказать», — писал Малер. Он стремился говорить о природе и человеке, о жизни и смерти.
Шестая симфония
Симфония № 6 ля минор была завершена в 1904 году и впервые исполнена в Эссене в 1906 году. На премьере Малер дирижировал сам. Мрачный характер симфонии закрепил за Шестой название «Трагическая». Друг композитора Виллем Менгельберг, один из лучших интерпретаторов его музыки, писал Малеру: «В ней передана потрясающая драма в звуках, титаническая борьба героя, гибнущего в страшной катастрофе». Но сам автор намеренно не хотел давать отправную точку для понимания симфонии: «…ничего не стоит такая музыка, о которой слушателю нужно сперва сообщить, какие чувства в ней заключены и, соответственно, что он сам обязан почувствовать!»
Для решения своих художественных задач Малер использует здесь несколько новых для его времени приемов. Так, чтобы сделать голос более рельефным, Малер часто прибегает к изменению звучности у медных и деревянных духовых. Например, это игра закрытым звуком у валторн, когда музыкант заслоняет раструб рукой и тем самым немного понижает звук. Или игра на медных инструментах раструбом вверх, что усиливает громкость и яркость звука: в XIX веке такой прием использовался только в кульминации, у Малера же он стал рядовым. Новшеством было применение коровьих колокольчиков. Малер писал об этом приеме: «Большинство слушателей понимают это новшество неправильно. Речь здесь не идет о достижении поразительного эффекта звучания, а о том, чтобы найти звуковой символ для выражения чувства удаленности от земли, полнейшего одиночества». как знак судьбы Малер использует молот — глухие удары невероятной силы.
Струнные у Малера, например в финале Шестой симфонии, используются как сильнейшее средство для достижения трагической экспрессии. Арфа не мыслится как декоративный, украшающий инструмент, окутывающий оркестровое звучание пышной многозвучностью, — она здесь имитирует литавры, отдаленно звучащий колокол, pizzicato (звук извлекается щипком струны) струнных и фортепиано. Она мыслится как акцентирующе-ритмический и ритмо-тембровый инструмент, для чего часто объединяется с группой ударных инструментов. Малер положил начало новому взгляду на арфу, который был развит в XX веке. В финале Шестой симфонии арфа звучит в низком и среднем регистре — вместе с низким регистром челесты, — таким образом Малер достигает фантастического, ирреального настроения.
В 2004 году в Новосибирске дирижер Теодор Курентзис отобрал в первый состав оркестра — тогда еще камерный — молодых сибирских музыкантов. Одновременно с оркестром был создан хор. Постепенно оркестр расширялся, и уже в Перми, где Курентзис возглавил Пермский театр оперы и балета, он превратился в симфонический; приехали первые иностранные музыканты.
С сентября 2019 года musicAeterna работает в Санкт-Петербурге как независимый коллектив и продолжает пополняться музыкантами из разных стран мира. Поскольку оркестр играет музыку разных эпох — от барокко до современной академической музыки, — количество музыкантов в нем будет отличаться от классического состава симфонического оркестра в 90 человек за счет музыкантов, специализирующихся отдельно на современных или на исторических инструментах.
Одна из особенностей коллектива — то, что оркестр играет стоя (за исключением тех инструментов, на которых это сделать технически невозможно), так, как играют солисты. Это дает больше энергии и свободы во время исполнения и позволяет установить более тесный контакт между музыкантами.
Инструменты
Это самая обширная по разнообразию и количеству группа инструментов. Все ударные принято делить на две группы: с определенной высотой звука (литавры, колокольчики, ксилофон, вибрафон, маримба, колокола) и без определенной высоты (треугольник, бубен, барабаны, тамтам, тарелки, кастаньеты, трещотки и многие другие).
Количество ударных в оркестре не регламентировано, обычно решение об их составе принимает композитор. Чаще всего используются литавры, большой и малый барабаны, тамтам, колокольчики, треугольник, тарелки.
Роль в оркестре
Поскольку ударные отвечают за ритм, а ритм непосредственно связан с выражением эмоций, ударные напрямую задействованы в создании психологической атмосферы произведения. Кроме того, ударные украшают оркестр благодаря колоссальному разнообразию тембровых и звукоподражательных возможностей, хотя их роль и не столь разнообразна, как у струнных или духовых.
Отличие от других групп
Иерархия внутри группы
Все ударники умеют играть на всех инструментах, но, если в составе оркестра больше одного ударника, на литаврах играет отдельный исполнитель. Обычно музыканты разделяются следующим образом: один играет на мелких инструментах (малом барабане, бубне, треугольнике), другой — на крупных (тарелках, большом барабане, тамтаме). Если задействованы колокольчики и ксилофон, добавляется еще один исполнитель, который по необходимости в промежутках помогает играть на инструментах, находящихся в ведении других музыкантов. По мере увеличения количества ударных инструментов растет и число играющих на них музыкантов.
Количество исполнителей
Не соответствует количеству инструментов. Литавр обычно может быть от двух до 16, исполнителей — от двух до 10. Обычно на каждого литавриста приходится по четыре литавры.
Разновидности
В современном симфоническом оркестре обычно используются литавры четырех размеров.
Роль в оркестре
Литавры — очень подвижный и отзывчивый инструмент. Им подвластны самые затейливые ритмы с разными динамическими оттенками и разной скоростью. Именно литавры создают основу ритмического рисунка звучащего произведения. Звучание литавр прекрасно соединяется с любыми другими инструментами оркестра. Например, с pizzicato (звук извлекается щипком струны) виолончелей и контрабасов они сливаются почти в единую звучность. Значение литавр не ограничивается динамической и ритмической ролями — они часто дублируют басовый голос и даже могут участвовать в мелодии.
Особенности
Литавры никогда не используются поодиночке — минимум парой, и всегда упоминаются во множественном числе.
На протяжении звучания произведения, во время игры всего оркестра, музыкант может менять настройку литавр на определенную высоту — это требует от него большого мастерства и тонкого слуха.
Литаврист играет палочками с головками из разных материалов — это дает большое разнообразие характера и громкости звучания. Чаще всего головка сделана из пробки или твердого дерева, которая обтянута фильцем (валяной шерстяной тканью). Звук зависит как от количества слоев фильца, так и от силы его натяжения на головку.
Один литаврист может извлечь за один раз максимум два звука на двух литаврах.
Количество исполнителей
Роль в оркестре
Большой барабан применяется для получения определенных эффектов в динамике, ритмике и колористике. Нот в его партии совсем немного: чем реже он звучит, тем сильнее его действенность. По силе звука большой барабан превосходит любой другой оркестровый инструмент. Основной прием игры на нем — простой крупный ритм и одиночные удары в огромном динамическом диапазоне, от глухого отдаленного до подобного пушечным выстрелам звучания.
Особенности
Относится к инструментам без определенной высоты звука. Часто играет вместе с тарелками.
Количество исполнителей
Роль в оркестре
У ксилофона очень характерный резкий, щелкающий звук, поэтому он используется только в тех моментах, где этого требует музыкальная задача (сказочные, гротескные или механистичные звуки).
Ксилофон — очень виртуозный инструмент. На нем блестяще получаются гаммы и другие звуковые последовательности, основанные на чередовании ударов двух палочек.
Особенности
Относится к инструментам с определенной высотой звука. На ксилофоне играют двумя легкими деревянными палочками с жесткими головками.
Инструменты
Валторна, труба, тромбон, туба.
Роль в оркестре
Медные духовые звучат в нижнем и среднем участках оркестрового диапазона и играют роль основы, своеобразного фона для инструментов, исполняющих мелодию, — особенно в tutti, когда весь оркестр звучит вместе. Впрочем, меди может быть поручено и соло — мощные характерные или яркие рельефные возгласы.
Валторны мягкостью тембра примыкают к деревянным духовым и прекрасно сочетаются со струнными, поэтому чаще других заняты в различных комбинациях инструментов. Трубы, тромбоны и тубу чаще приберегают для кульминаций. Исключение составляет использование труб и тромбонов с сурдиной — специальным приспособлением, приглушающим или ослабляющим звук, — когда композитору краска важна больше, чем сила.
Отличие от других групп
Медь уступает смычковым и деревянным духовым в виртуозности, но в эмоциональной выразительности она превосходит все прочие инструменты силой звука. У медных духовых — блестящая звучность, яркий тембр и, в отличие от деревянных духовых, однородный звук. Унисон нескольких инструментов одного вида звучит еще более рельефно и значимо.
Иерархия внутри группы
Внутри группы медных духовых нередко образуются два четырехголосных ансамбля, состоящие из квартета валторн и квартета тяжелой меди (туба и три тромбона).
Количество исполнителей
Обычно от двух до 24.
Роль в оркестре
Валторна — самый поэтический инструмент среди медных духовых. Хотя валторны относятся к медным духовым инструментам, по тембру и силе звука они занимают промежуточное положение между деревянными духовыми и остальными медными.
Из-за полного, благородного бархатного звучания валторне поручают певучие выразительные соло, а объединяясь с виолончелями, этот инструмент отвечает за гармоническую основу оркестрового звучания. Валторнам хорошо удается не только играть складывающиеся в аккорд долгие звуки, для которых нужно длинное дыхание, но и быстро менять повторяющиеся ноты.
Особенности
При игре валторна обычно расположена раструбом назад, и публика слышит звук инструмента отраженным от различных поверхностей.
Иерархия внутри группы
Первый и третий валторнисты специализируются на верхнем регистре, второй и четвертый — на низком. При большем количестве музыкантов этот принцип сохраняется. По высоте и характеру звучания вся группа подстраивается под первого валторниста; также он играет все соло (однако иногда соло по традиции поручают и третьему валторнисту). В некоторых случаях в состав группы вводят дополнительного музыканта — либо для усиления звучности одного из голосов, либо чтобы он играл партию первой валторны в tutti, когда весь оркестр играет вместе, а у первого валторниста была возможность отдохнуть.
Количество исполнителей
Обычно от двух до шести.
Разновидности
Роль в оркестре
Самый характерный и самый высокий представитель группы медных духовых. Сила, блеск, яркость тембра, большие технические возможности позволяют широко и многообразно использовать инструмент. Лирические высказывания на трубе — редкое исключение. Ее стихия — героика, музыка фанфарного, призывного, торжественного характера.
Особенности
У трубы настолько мощный звук, что она способна прорезать полный оркестр, а звучание трубы с сурдиной (грушевидной вставкой в раструб инструмента) может быть и пронзительным, и таинственным и часто используется для создания эффекта эха.
Количество исполнителей
Разновидности
Теноровый и басовый тромбоны.
Роль в оркестре
Тромбон занимает в оркестре особое положение — сила и мужественность его звучания незаменимы, особенно в кульминационных моментах. Трио тромбонов звучит как три мужских зычных голоса, им часто поручают особо значимые музыкальные фразы, которые должно быть слышно сквозь звучание всего оркестра. Вместе с тубой три тромбона образуют квартет тяжелой меди, которому свойственно хоральное звучание. Также тромбон занят в аккомпанементе или длении одной ноты.
Особенности
Во время игры на инструменте происходит огромный расход воздуха, технически он не очень подвижен. Мелодии на тромбоне требуют от исполнителя серьезного напряжения.
Количество исполнителей
Обычно от одного до трех.
Разновидности
Теноровая, басовая, контрабасовая.
Роль в оркестре
Туба — басовый инструмент, самый низкий в группе медных духовых. Соответственно, ее роль — устойчивая и ясная основа любой гармонии. И в квартете тяжелой меди, и в оркестре в целом. Иногда выступает с короткими соло в характерных ролях, а также в кульминационных драматических моментах.
Особенности
Инструмент требует огромного расхода воздуха, музыканту часто приходится менять дыхание на каждой ноте. С появлением в симфоническом оркестре тубы завершилось формирование его классического состава.
Инструменты
Флейта, гобой, кларнет, фагот, флейта-пикколо, английский рожок, кларнет-пикколо и другие — всего до 15 разновидностей инструментов, различных по звучанию.
Роль в оркестре
Деревянным духовым поручают мелодию или линию, требующую особо выпуклого характерного звучания. Их соло часто носят характер лирического высказывания, негромкого голоса, к которому хочется прислушаться.
Отличие от других групп
Иерархия внутри группы
Хотя все исполнители на духовых инструментах считаются солистами и у них, как у струнных, нет лидера-концертмейстера, внутри группы существует своя иерархия: более сложные партии поручаются первым инструментам каждого вида — первому кларнету, первому гобою, флейте или фаготу. Аккомпанирующую функцию или педальную (когда инструменты играют одну ноту) выполняют все свободные от соло инструменты в зависимости от того, какая окраска звука нужна в данный момент.
Количество исполнителей
Обычно от двух до пяти.
Разновидности
Флейта, флейта-пикколо, альтовая флейта.
Роль в оркестре
Флейта — самый подвижный инструмент среди духовых. С особым блеском и легкостью ей удаются виртуозные пассажи. Флейтовые соло отличаются холодной поэтичностью, легкостью, воздушностью и подвижностью. Композиторы часто используют как выразительный прием звучание ансамбля трех флейт.
Регистры флейты отличаются по звучанию: нижний — таинственный, стеклянный; средний — светлый и поэтичный; верхний отличается яркостью и блеском, а самые верхние ноты — пронзительны. В tutti (когда весь оркестр играет вместе) флейтам обычно поручается верхний голос на октаву выше других инструментов, что придает звучанию оркестра яркость и свежесть.
Особенности
Игра на флейте требует большого расхода воздуха, поэтому на ней трудно исполнять длинные ноты и широкие мелодии.
Тембр флейты беден обертонами (это высокие призвуки, обогащающие тембр звука), что делает его матовым и холодным.
Флейта-пикколо звучит еще выше обычной флейты; ее свистящий резкий звук отличается огромной силой и блеском. Этот миниатюрный инструмент способен прорезать звучание всего оркестра. Ее сфера применения — острохарактерные пронзительные или гротескные эпизоды и в качестве самого верхнего голоса в tutti.
Количество исполнителей
Обычно от двух до пяти.
Разновидности
Гобой, английский рожок (альтовый гобой).
Роль в оркестре
Благодаря конструктивным особенностям гобой никогда не меняет строй, поэтому именно по нему настраивает звучание первая скрипка, а за ней — весь оркестр. Гобой обладает очень своеобразным тембром и выделяется среди других деревянных духовых экспрессивностью и остротой звучания; это самый заметный инструмент среди них. Роль его в основном играть сольные проникновенные, эмоциональные мелодии.
Регистры гобоя отличаются по звучанию: нижний — грубоватый, верхний — крикливый, а средний — свежий, нежный, трогательный. Именно для среднего композиторы пишут соло, а верхний используется в комических и характерных эпизодах.
Особенности
Преимущество гобоя перед другими духовыми — экономный расход воздуха, что дает возможность поручать им длинные музыкальные фразы или ноты без смены дыхания.
Альтовый гобой, или английский рожок, больше гобоя, богаче нижними нотами. Тембр — сочный, пряный, меланхоличный, томный. Его сфера применения — пасторальные, идиллические соло и восточный колорит.
Количество исполнителей
Обычно от двух до пяти.
Разновидности
Кларнеты в строях B (си-бемоль), A (ля), C (до), кларнет-пикколо, бас-кларнет.
Роль в оркестре
Кларнету доступно всё — и пение, и виртуозные пассажи. Соло он использует в наиболее проникновенной поэтической лирике, а также в трагических или мрачно-фантастических эпизодах. Кларнет-пикколо c его ярким, сильным визгливым звуком применяется для усиления оркестровой звучности и как характерный инструмент. Например, Малер регулярно использует его в иронических эпизодах (с пометкой «дерзко»). Бас-кларнету поручаются драматические соло в низком регистре.
Особенности
У кларнета существует больше всего разновидностей. Они отличаются размером, строем и, соответственно, оттенком звучания (чем выше — тем ярче; чем ниже — тем мягче).
Из-за особого строения мундштука кларнет требует очень малого расхода воздуха, поэтому ему доступны длинные мелодии на одном дыхании. Также это единственный из деревянных духовых инструментов, способный на гибкое изменение силы звука. На всем диапазоне ему удается и очень громкая, и очень тихая звучность и, главное, постепенное усиление и ослабление звука.
Количество исполнителей
Обычно от двух до пяти.
Разновидности
Роль в оркестре
Тембр фагота своеобразный, меняется на протяжении диапазона звучания: внизу — очень мощный, грозный; вверху — меланхоличный и патетический. Соответственно, диапазон поручаемых ему соло очень широкий — от траурных и жалобных до саркастических и гротескных. Сфера пародии, юмора, фарса — его конек. Фагот хорошо сливается с другими тембрами, способен маскироваться, усиливая их звучность. Фаготы часто объединяются вместе с валторнами и виолончелями, играя нижний басовый голос.
Особенности
Фагот требует большого расхода дыхания, поэтому в низком регистре долго и громко играть на нем крайне утомительно. Техника игры на фаготе допускает большую виртуозность — лучше, чем другим духовым, ему удаются мелодические скачки и отрывистое звучание.
В зависимости от творческого замысла композитора в состав симфонического оркестра могут включаться самые разные инструменты — от органа и мандолины до электрофона (волн Мартено). Кроме того, есть инструменты-индивидуалисты, такие как арфа, которые не принадлежат ни к какой группе, но последние 200 лет являются почти постоянными участниками большого состава оркестра.
Клавишные инструменты обычно также не составляют отдельной группы в оркестре, хотя в некоторых произведениях встречается сразу по два их представителя (например, рояль и челеста). Также не стоит забывать о том, что композитор может включить в партитуру хор или отдельные голоса, и они с полным правом будут названы музыкальными инструментами.
Количество исполнителей
Разновидности
Роль в оркестре
Роль челесты напрямую связана с ее уникальным тембром — нежным, хрустальным, необыкновенной красоты. Композитор использует ее звучание для создания атмосферы волшебства.
Челеста играет либо соло, либо в ансамбле с другими инструментами и придает общей звучности чудесный небесный колорит.
Особенности
На челесте невозможно играть громко, ее динамический диапазон — от pianissimo до piano, то есть от «очень тихо» до «тихо».
Количество исполнителей
Обычно от одного до семи.
Роль в оркестре
Роль арфы колористическая — она отвечает за красочность оркестрового звучания. Ей чаще всего поручают эффектные соло. В других случаях она аккомпанирует инструментам оркестра. В tutti (когда играет весь оркестр) блестящая звучность нескольких арф придает нарядность общему звучанию.
Особенности
Исполнение мелодии на арфе в составе оркестра скорее исключение из правил. Обычно ее сфера — аккорды или скольжение по струнам, украшающее общее звучание. Удвоение состава арф влияет не столько на громкость и силу звука, сколько на объем, красоту и нарядность.
Иерархия внутри группы
Инструменты
Скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
Роль в оркестре
Струнные — ведущая группа, и по количеству, и по значению в оркестре. У каждого из струнных инструментов свой собственный тембр, но, если этого требует музыка, все вместе они могут превращаться в огромный инструмент с одинаковым звучанием — и в высоких регистрах, и в низких. Группа задействует почти весь звуковой диапазон оркестра в семь октав. Именно наличие нескольких групп однородных инструментов, играющих в унисон (первые скрипки, вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы), отличает симфонический оркестр от ансамбля.
Отличие от других групп
Иерархия внутри группы
Концертмейстер и помощник концертмейстера каждой подгруппы струнных всегда сидят за первым пультом. Их выбирают особенно тщательно, поскольку они несут творческую ответственность за звучание группы. Остальные музыканты могут делиться (на тех, кто сидит справа и слева за пультом), если в партитуре указано divisi, то есть «раздельно». Кто какой играет голос, определяет композитор или, если композитор не определил, дирижер.
В целом задача группы — играть максимально синхронно во всех нюансах (штрихах), которые определяют дирижер и концертмейстер.
Количество исполнителей
Обычно от семи до 24 пультов (пар).
Роль в оркестре
Благодаря своим богатым техническим и выразительным возможностям скрипки используются очень разнообразно. Разделенные в оркестре на две самостоятельные группы — партии первых и вторых скрипок, — они используются в ведущих и второстепенных планах, в массе и соло.
У первых скрипок обычно роль главного (верхнего) мелодического голоса, а вторым скрипкам поручается вторая мелодическая линия, нижний голос. Нередко вторые скрипки вместе с другими струнными аккомпанируют первым скрипкам. В отдельных случаях композиторы делят первые и вторые скрипки на две, три и более партий, чтобы звучание было еще прозрачнее и насыщеннее.
Особенности
У скрипок выдающиеся технические возможности, а в подвижности, гибкости, легкости и способности передавать множество оттенков экспрессии им нет равных.
Количество исполнителей
Обычно от двух до 10 пультов (пар).
Роль в оркестре
Звук альта более глухой, чем у скрипки и виолончели. Ему часто поручают исполнять мелодию соло или в дуэте с виолончелями или скрипками; также у альта могут быть другие роли — педальная (когда одна нота тянется долго) и аккомпанирующая. Как инструмент, играющий в составе оркестра мелодию, альт незаменим в музыке элегического, романтического характера.
Особенности
В виртуозном отношении альт совершенен почти так же, как и скрипка, но требует большей растяжки пальцев и физической силы музыканта.
Количество исполнителей
Обычно от двух до восьми пультов (пар).
Роль в оркестре
В оркестре виолончель относится к инструментам нижнего регистра — ей часто поручают басовый голос, аккомпанирующие соединения с другими низкими инструментами (контрабас, фагот, валторны, тромбоны). Однако прежде всего виолончель — мелодический инструмент, ее тембр ближе всего к звучанию человеческого голоса. Звук виолончели отличается сочным, густым тембром.
Группу виолончелей часто делят на несколько голосов, достигая напряженного звучания. Но существует и огромное количество виолончельных соло с оркестром (в этом отношении виолончель уступает разве что скрипке); иногда используется также ансамбль солирующих виолончелей.
Особенности
По техническим возможностям виолончель немного уступает скрипке. Она принадлежит к числу ножных инструментов: исполнитель ставит ее между коленями, упирая металлический шпиль в пол. Это единственный из струнных инструментов, на котором невозможно играть стоя.
Количество исполнителей
Обычно от одного до шести пультов (пар).
Роль в оркестре
Самый глубокий и низкий голос оркестрового диапазона. Создает фундамент звучания струнных, а вместе с фаготом, басовым тромбоном или тубой — и всего оркестра. Часто в мелодических линиях используется дуэт контрабаса с виолончелями.
Особенности
Единственный из струнных, у кого одни и те же ноты, взятые на разных струнах, звучат одинаково. Из-за своих размеров требует очень хорошей растяжки пальцев.
Инструмент
Роль в оркестре
В основных европейских языках слово «дирижировать» (лат. dīrigere) значит «направлять». Первая обязанность дирижера — чтобы музыканты не «разошлись», вместе начали и окончили произведение, играли все в одном темпе и ритме, вовремя вступали после пауз и т. п. (долгое время задачи дирижера этим и ограничивались). Для этого существует целая система дирижерских знаков — взмахов палочки и/или руки. Но ошибочно сводить задачу дирижера только к этой внешне направляющей роли.
Дирижеру нужно самому понять и почувствовать замысел музыкального произведения, а потом передать его оркестру, добиться от музыкантов выполнения своих намерений. Дирижер должен вдохнуть жизнь в нотные знаки, заключенные в партитуре. При этом он обязан следовать указаниям композитора и стремиться верно передать его намерения.
На репетициях, которые не менее важны, чем выступление, дирижер разучивает произведение с оркестром, следит, чтобы его намерения выполнялись, объясняет или показывает, как он понимает музыку. Но оркестр разучивает произведение и до появления дирижера за пультом: каждый музыкант учит трудные места своей партии; концертмейстеры, руководители оркестровых групп, проводят групповые репетиции.
Необязательно, но часто дирижер является и художественным руководителем оркестра. Он определяет стратегию творческого развития оркестра, репертуар, то, с какими другими дирижерами оркестру предстоит играть и какие музыканты войдут в его состав.
Особенности
Дирижеру необходимо широкое музыкальное образование, умение свободно читать оркестровую партитуру, большой кругозор в истории музыки и искусства, выдающиеся природные способности, особенно музыкальный слух и память: стоя за пультом, дирижер должен услышать каждую ноту музыкального произведения. Помимо чисто музыкальных качеств, дирижер должен обладать темпераментом и способностью передать свое понимание музыки другим людям — музыкантам оркестра и слушателям в зале.
Дело дирижера — внушить всем артистам оркестра единое ощущение музыки, объединить их своей волей и из ста индивидуальностей создать коллектив, единый организм. Главное средство, при помощи которого он передает свои намерения оркестру, — дирижерский жест. Это своеобразный язык, международная система знаков, которую понимают все музыканты.
Как в любом случае, когда нужно управлять большим количеством людей, дирижеру приходится завоевывать доверие коллектива и преодолевать его сопротивление, чтобы сто с лишним человек захотели последовать за ним. Во время репетиций и на концерте дирижер одновременно следит за 20–30 линиями голосов. Он должен понять, что идет не так, на ходу анализировать и находить решение, как это исправить и как донести до музыкантов задачу так, чтобы они не просто выполнили инструкцию, а захотели это сделать.