какие сувениры пользуются спросом
Обзор лучших бизнес-сувениров и подарков
Издание AllAdvertising публикует обзор наиболее распространенных и удачных бизнес-сувениров: от ручек и футболок, флэш-карт и календарей, до интересных эксклюзивных подарков.
Выбор редакции AllAdvertising |
Подробное описание
Не смотря на достаточную насыщенность рекламного рынка предложениями по сувенирам, сегодня не каждая компания регулярно использует эту возможность напомнить о себе своим партнерам и клиентам. Согласно статистике, лишь чуть более 16% компаний обеспечивают себя сувенирной продукцией, а большая часть из них ограничивается стандартным набором сувениров. Значительная же часть компаний лишь направляет поздравления через собственный сайт или по электронной почте, а то и вовсе воздерживается от поздравлений.
Компании, которые имеют достаточно объемный список клиентов и партнеров, но ограничены в средствах, стараются найти выход из ситуации и придумать нестандартные малобюджетные ходы. Таким образом, делая даже незначительный по стоимости «комплимент», они подчеркивают, что занимают активную позицию в развитии деловых отношений и предпочитают поддерживать их любым доступным им способом.
Чем больше тираж — тем ниже стоимость каждого произведенного сувенира. Это главное правило, которое помогает компаниям не только сэкономить, но и обеспечить отдел по работе с клиентами и промоутеров качественными сувенирами на долгое время. Сувениры, произведенные с запасом и заранее, позволяют избежать головной боли в пиковые предпраздничные сезоны, а также своевременно отправить комплимент ключевым клиентам и уважаемым партнерам к празднику, ко дню рождения или юбилею компании.
Лидеры рынка сувенирной продукции
На рынке присутствует несметное множество агентств, которые предлагают к продаже различные рекламные сувениры и бизнес-подарки, но реальных разработчиков и поставщиков продукции в России не так уж много.
Авторучки
Самый распространенный сувенир «на вынос» — от самых простых и дешевых моделей до эксклюзивных и дорогих моделей с индивидуальной гравировкой.
На простые ручки компании наносят свои логотипы и распространяют в местах продаж, на выставках и конференциях, а также используют как простое и недорогое напоминание о себе каждому потенциальному клиенту или сотруднику компаний-партнеров.
Более дорогие и качественные модели авторучек (таких марок, как: Parker, Balmain, Erich Krause, IMAGE, Senator) используются для распространения среди более важных персон: ключевых менеджеров партнерских организаций, а также среди наиболее лояльных клиентов.
Руководителям зачастую дарятся ручки высокого качества, с использованием драгоценных металлов, таких как серебро и золото.
Кружки и бокалы
Один из наиболее популярных и востребованных видов сувенира. Обычные кружки, пивные бокалы или коктейльные рюмки и даже целые чайные наборы до сих пор являются беспроигрышным вариантом промо-продукции, которая может быть использована как в собственном офисе компании, так и в качестве недорогого и памятного подарка для клиентов и партнеров. Кроме стандартных кружек различных цветов, производители сувенирной продукции сегодня предлагают изделия из прозрачного или полупрозрачного стекла, а также кружки необычной формы и оформления.
Сегодня компании имеют возможность подобрать кружку или бокал любой формы и своего фирменного цвета, а затем в кратчайшие сроки разработать и нанести на них свою символику.
Фирменные кружки и бокалы часто используются как бонус/подарок в различных рекламных акциях и программах лояльности. Так, например, покупая упаковку кофе, покупатель может бесплатно получить красивую кружку и надолго сохранить напоминание об избранном бренде.
Футболки и бейсболки
Простые и легкие в производстве, футболки и бейсболки стали привычным представителем промо-продукции для множества компаний. Одежду с нанесением фирменной символики используют как для распространения среди сотрудников компании, так и в качестве комплимента/подарка для клиентов и партнеров. Чем выше качество материалов, из которых изготовлена футболка, тем выше вероятность того, что она будет бережно и долго использоваться человеком по прямому назначению.
Различают дешевые неноские футболки (более 90 г/м 2 ) и более дорогие варианты из плотного качественного материала (более 160 г/м 2 ), которые отличаются хорошим покроем и долговечностью. Ко второму типу можно отнести такие марки, как: Monarch, Continental, Hasky, Madison, Imperial и другие.
USB флеш-накопители или просто «флэшки»
Флеш-карты памяти несколько последних лет являются настоящим бестселлером в мире бизнес-сувениров и до сих пор не потеряли своей актуальности. Благодаря достаточно простому устройству самой карты памяти, флэшки выпускаются в различных корпусах — от обычных прямоугольных пластиковых форм до эксклюзивных — в виде фруктов, человечков и других игрушечных форм. На стандартные флешки наносят цветные логотипы или гравировку, а эксклюзивные флешки могут повторять фирменный стиль или логотип компании.
Креативные подарки и VIP-сувениры
Тренды в сувенирной продукции 2020 [ФОТО]
По уже складывающейся традиции мы публикуем наш обзор самых популярных и востребованных бизнес сувениров на заказ из Китая в 2020 году. Веяния времени, мода, спрос и предложение, новые разработки в области науки, техники и сувенирной продукции – всё это влияет на то, кто окажется в списке лидеров сувенирки текущего года.
Полезные гаджеты
Первое место среди промо сувениров занимают полезные гаджеты вроде «умного» блокнота или беспроводного зарядного устройства. А также знакомые всем пауэрбанки и беспроводные наушники. Всевозможные гаджеты с модной приставкой «смарт» сами по себе уже являются трендом и уверенно завоевывают любовь пользователей, так как соответствуют современным требованиям удобства, эргономичны и обеспечивают комфорт в эксплуатации.
Ежедневник в кожаной обложке с логотипом всегда востребован в качестве бизнес подарка. Солидный и практичный сувенир, от которого казалось бы не стоит ждать сюрпризов, тоже не отстает от времени. «Умный» ежедневник – это уже абсолютно современный помощник делового человека. Здесь можно сохранять и стирать записи, сканировать изображения, объединять его в работе со смартфоном.
Благодаря фантазии дизайнеров и возможностям современных производств беспроводные гаджеты получают различные новые характеристики и модификации. Например, беспроводное зарядное устройство можно выбрать либо противоударное, либо со стеклянной поверхностью, на которой будет потрясающе смотреться ваш логотип с подсветкой, либо аксессуар два в одном – зарядное устройство плюс очаровательный миниатюрный ночник. А можно и вовсе всю поверхность украсить фирменным полноцветным принтом с логотипом компании.
Внешние аккумуляторы с логотипом, уже давно и прочно занявшие свое место в нашем обиходе, продолжают удерживать пальму первенства, приобретая всё новые формы. Внешние аккумуляторы с Bluetooth колонкой, с зеркалом, с лампой, с увлажнителем, с фонариком или набор из 4 мини пауэрбанков – всё, что даже сложно себе представить, можно заказать у нас с нанесением логотипа компании.
Кружки с символикой компании уже давно стали классикой и являются признанным беспроигрышным вариантом. Поэтому их тоже, безусловно, мы относим к лидерам. Сегодня большее предпочтение отдают термокружкам необычного дизайна. Это и не удивительно – сложно придумать более универсальный подарок, который не привязан ни к определенному событию, ни к возрасту одаряемого, и к тому же не сильно бьет по бюджету. Наш каталог термокружек с логотипом значительно пополнился: термокружки с заварником для чая, с удобной выдвижной ручкой, в ситечком и др.
Пополнился также и каталог кружек с логотипом. В первую очередь стоит отметить тенденцию к выбору эко-продукции. Здесь сказалась общая тенденция последних лет бережного отношения к окружающей среде, более эко-осознанного выбора. Все чаще мы получаем запросы на эко-кружки из бамбукового или пшеничного волокна.
Еще одна категория, стабильно пользующаяся спросом – это канцелярские товары и офисные принадлежности с логотипом компании. Ежедневники, блокноты и другая бумажная сувенирная продукция, подставки, а также наборы можно выполнить в любом цвете и комплектации по вашему желанию. Но предпочтение сегодня также отдается необычным вариантам. Например, закладкам с держателем для ручки, или ежедневнику с фигурной застежкой, метеостанции в форме капли и многим другим.
Сувениры из тайвека
Те, кто предпочитает что-то необычное, всегда следят за новинками. Производство не стоит на месте, появляются новые материалы, соответствующие требованиям времени. Обладая улучшенными характеристиками, они завоевывают доверие потребителей и выходят в топ. Тайвек – один из таких материалов. Сувениры из тайвека стабильно показывают растущий интерес за последние пару лет. Тайвек сочетает в себе характеристики бумаги, плёнки и ткани, он прочный, влагонепроницаемый, легкий, устойчивый к механическим и химическим воздействиям. Принты на тайвеке получаются очень насыщенными и стойкими. А поэтому сумки, зонты и даже часы из тайвека очень востребованы в этом году.
Товары для здоровья
Тема здорового образа жизни держится на пике популярности уже в течение нескольких лет. Так и товары, связанные с этой темой, остаются актуальными и в этом сезоне. Увлажнители воздуха, полюбившиеся нашим заказчикам, не только позаботятся о вашем здоровье, но и станут изюминкой интерьера. Если ваша компания или ваши партнеры близки к этой теме, увлажнители с логотипом на заказ из Китая могут стать отличным промо сувениром.
Мы следим за всеми новинками сувенирной продукции, чтобы вы как можно быстрее смогли заказать их производство в Китае. Надеемся, благодаря нашим подсказкам, вы сможете определить для себя лучшую идею бизнес сувенира. А если все-таки остались сомнения, смотрите наш каталог сувениров, подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку, и тогда ваши покупатели и ваши партнеры точно не останутся без подарка!
Ассортимент сувенирных товаров
Каждый предприниматель, занимающийся сувенирной продукцией, перед началом деятельности задавался вопросом: «Какой ассортимент сувениров выложить на полки магазина?». Понять какой товар будет пользоваться популярностью, а от какого лучше отказаться, можно путем проб и ошибок, потратив много времени и денежных средств, а можно использовать опыт успешных предпринимателей.
Первоначально следует учитывать вид и направление работы будущего магазина, его целевую аудиторию и её платежеспособность. На эти ключевые факторы и необходимо опираться при выборе продукции для своего бизнеса.
Классификация и описание сувениров
Ассортимент сувениров должен быть максимально разнообразен – это залог привлечения широкой аудитории. Разнообразие сувениров должно проявляться в делении по группам, тематике и цене.
Деление по группам распределяет сувениры на массовые и специализированные.
К товарам массовой группы относят:
В специализированной группе сувениров выделяют:
Рассмотрим конкретнее каждый из пунктов на примерах.
Канцелярия и принадлежности для офиса. Эта категория товаров наиболее распространена и популярна. К ней относятся: пишущие принадлежности, терки, линейки, пеналы, коврики для мыши, салфетницы, органайзеры, подставки под кружки, папки для бумаг. То, что делает эту категорию сувенирной – эмблемы и логотипы.
Полиграфические материалы: плакаты, постеры, календари, тетради, дневники, ежедневники, блокноты, скетчбуки и наклейки. Изображение и/или надпись на полиграфической продукции должна пробуждать человеческие воспоминания, связанные с местами и событиями.
Одежда. Одна из самых дорогих категорий массовой группы сувениров. Ассортимент чрезвычайно разнообразен и зависит как от самого типа одежда, так и от способа нанесения на неё надписей и изображений.
Типы одежды: национальные и тематические костюмы, майки, футболки, платья, костюмы, пижамы, свитшоты, толстовки, шапки, перчатки и др.
Способы нанесения логотипа: тампопечать, шелкография, прямая печать по ткани, термоперенос, вышивка.
Игрушки. В реалиях современного мира является самой дорогостоящей категорией в группе. Сувенирные игрушки могут быть любого размера и выполнять разные функции. Например, к разряду небольших сувениров относятся игрушки на присосках – частый подарок автомобилистам. В то же время крупные игрушки из плюша то же могут считаться сувенирами, если олицетворяют какой-то символ страны/города или даже местной байки.
Мелкие товары: магниты, брелоки, зажигалки, значки, статуэтки. Дешевая категория товаров. Это всё приятные мелочи, покупаемые в огромных количествах. Главное в таких товарах – крупная надпись или картинка, вызывающая ностальгию. В качестве изображения должна выступать символика или достопримечательность.
Предметы интерьера. Это сувениры с «характером». Они не просто напоминают атмосферу место, из которого были привезены, они воссоздают её. Именно про такие сувениры говорят: «Привез домой кусочек страны». К таким товарам принято относить: картины, вазы, скульптуры, ковры, гобелены, тюли и шторы.
Посуда. Данная категория включает в себя в большинстве случаев лишь чашки, тарелки и полные наборы посуды, реже можно встретить чайные наборы. Одиночные изделия пользуются большей популярностью, поскольку стоят недорого, а ярким и трогательным сувениром всё же являются. Наборы – это сувениры, приобретаемые редко и только для тех, кто такой подарок поистине оценит.
Украшения. Спорная категория среди представленных. Пользуется огромной популярностью у женщин и почти лишена внимания мужчин. К данной категории относятся: цепочки, серьги, кольца, кулоны, колье, бусы и браслеты. Материал – любой: драгоценные, полудрагоценные и недрагоценные камни и минералы, благородные и неблагородные металлы, пластмасс и др. Способ производства тоже может быть любым – машинным или ручным.
Специальные товары. Это те самые «оригинальные» сувениры, которые символизируют место отдыха. Эйфелева башня – символ Парижа, шапка-ушанка и балалайка – любимые российские сувениры для иностранцев, а сфинкс – обязательный сувенир из Египта.
Хенд-мейд. Самые необычные и зачастую дорогие из всевозможные сувениров. Могут представлять собой любую другую категорию сувенирной продукции: одежду, украшении и т.д. В то же время – это истинные произведения искусства, созданные кропотливым ручным трудом. Сейчас самодельные товары стали широко распространены и находят на пике популярности, поэтому привезти такой сувенир приятно и почетно.
Яркие примеры хенд-мейд сувениров – кружево с острова Бурано, африканские куклы-вуду, японские поделки-оригами.
Производители и поставщики сувениров
Производством и поставкой сувениров на сегодняшний день занимается множество компаний по всей РФ. Большая часть из них нацелена на сотрудничества с корпорациями и крупными компаниями, для которых можно производить фирменные сувениры в больших объемах.
Для оптовых закупок отлично подойдут следующие производители:
Один из ключевых поставщиков сувениров в РФ. Помимо поставок занимается персонализацией сувенирной продукции (нанесение лого, текстов и др.). Варианты персонализации, предлагаемые компанией:
«Интерпрезент» содержит складские помещения во многих городах РФ (более 15 складов)
Возглавляет рынок российской промоиндустрии. Специализация – разработка, производство и организация сбыта промо-продукции и бизнес-подарков. Что производит:
Способы персонализации от «Проекта 111» совпадают с теми, что предлагает «Интерпрезент» и добавляет новые:
Осуществляет доставку по России и странам-соседкам, поскольку имеет распространенную сеть дилеров (более 1700 дилеров).
Компания дислоцируется в Нижнем Новгороде, занимает производством и продажей сувенирной продукции. Производимые товары:
«ПрезенТайм» имеет представительства в Нижнем Новгороде и Краснодаре.
Поставщик сувениров из Азии. Более 15 лет занимается поставками уникальных, в том числе коллекционных, сувениров из Китая и Кореи. Также является производителем канцелярских товаров по персональным заказам.
Среди продукции «Dragon Gifts»:
Компания предлагает различные способы доставки товаров, при этом покупателю предоставляется все необходимые сертификаты на продукты и полностью берут на себя организацию таможенного оформления и контроля.
Это лишь малый список компаний. Более мелких поставщиков лучше искать, исходя из своего региона. Например, «Группа 7» в Красноярске, «Иллан» в Питере, «Авантрейд» в Краснодаре.
В то же время следует учитывать, что крупным компаниям гораздо проще организовывать крупные оптовые заказы и они чаще предоставляют скидки или целые программы лояльности.
Рынок сувенирной продукции
Рынок сувениров в экономической среде рассматривается как доля российского рекламного рынка. На 2005 г. это доля составляла 6%. Средние темпы роста рынка сувениров была на отметке 25% в год, поэтому неудивительно, что в 2010 г. активно утверждали о скором перенасыщении рынка и общих тенденциях быстрого снижения спроса на сувенирную продукцию, как в России, так и во всем мире. Однако этого так и не произошло. По истечении почти 8 лет можно с уверенностью сказать, что упадок рынка так и не произойдет. Да, будут пики повышения и снижения востребованности, связаны они будут, как и раньше, с событиями национального и мирового масштаба. И все же общие тенденции прогнозируют стабильный рост рынка.
Если рассматривать рынок по востребованности определенных категорий сувениров, то отталкиваться в анализе нужно от региональных особенностей.
Первоначально, стоит отметить, что вся продукция массовой группы – универсальна. Ассортимент товаров для любого региона и магазина будет почти идентичен. Футболки с надписью «Я люблю Россию» будут иметь спрос на территории всей России. Также уже в зависимости от конкретного города могут появляться принты «Я люблю Сочи» или «Я люблю Кавказ». Это лишь самый примитивный пример, который все же имеет место быть, поскольку подобная продукция действительно пользуется спросом (как у туристов, так и у местных жителей).
Товары из специализированной группы – узконаправленные. Их цена значительно выше, но и смысловая нагрузка куда больше, чем, например, у магнита. Это памятные вещи, которую будут хранить и с толикой грусти вспоминать путешествие и эмоции, которое оно принесло. Продукция этой группы должна быть качественной и способной прослужить долгие годы. Ведь турист может уже и не вернуться, а купленный на память сувенир должен всю жизнь напоминать, что это путешествие действительно было.
Рынок специализированных сувениров – регионален. Нельзя не согласиться с тем, что громадные и дорогие корабли из ракушек будут с удовольствием везти из Крыма или Сочи, но никто не купит такой сувенир в городе далеком от моря, например, в Воронеже или Туле. Зато из Тулы будут 90% туристов привезут для друзей и родственников знаменитые тульские пряники.
В подборе ассортимента специализированных сувениров сложно положиться на мнение экспертов (если, конечно, эксперт не житель определенного региона, знающий его культурные, этнические другие особенности). Лучшие спец. сувениры – те, что передают дух места, соответственно и выбирать их нужно в зависимости от места.
Напоследок, стоит обратить внимание, что именно специализированные сувениры должны составлять основу ассортимента. Массовая группа товаров – лишь яркая обертка для туриста, способ продать чуть больше, чем покупатель хотел приобрести. Сформировать ассортимент только из товаров массовой группы – значит рассеять внимание покупателя, лишиться ключевого акцента и слиться с безликими конкурентами.
Основные законы выкладки сувениров
Ассортимент и выкладка сувениров по типам магазинов
Общие правила работают для всех магазинов, но в каждом есть свои небольшие особенности, которые нужно отметить.
Курортный магазин
Для этого типа магазина характерно самое широкое разнообразие сувениров из обеих групп товаров, поэтому распределить их в помещении и разложить по полочкам может оказаться трудно, но к общим правилам можно отнести следующие:
Городской магазин
Для городских магазинов сложнее подобрать специализированные сувениры, поэтому объем ассортимента основывается на товарах массовой группы, они же приносят большую часть прибыли.
Этнический магазин
В таком магазине никогда не будет канцелярии, а одежда и посуда настолько пропитаны атмосферой этноса, что с легкостью могут считаться специальными сувенирами.
Магазин одного материала
По своей сути, хоть и является сувенирным, но подчиняется законам выкладки товара в любом, наиболее подходящем по тематике магазине. Например, магазин украшений или предметов интерьера. Подобное отношение к выкладке связано с тем, что магазины одного материала предлагают непредсказуемый ассортимент товаров. Каждый магазин определят выкладку и ассортимент индивидуально.
Тематический магазин
Может работать сразу по двум вариантам выкладки: раскладывать товар по категориям или по темам. Второе характерно для небольших магазинов с ограниченным количеством тематик (не больше 5).
Подарки на миллиард: как заработать на корпоративных сувенирах
«2015 год был, пожалуй, для меня самым сложным после 1998 года. Я даже думала закрыть бизнес, которым занимаюсь 20 лет», — признается Наталья. Но спас компанию тот самый склад — он позволил сэкономить на аренде и сделал бизнес более эффективным. Выручка компании в 2016 году должна вырасти почти в полтора раза и достигнуть 1 млрд руб.
Миллиарды на подарках
Объем рынка промоиндустрии в России по итогам 2015 года составляет 20,5 млрд руб., подсчитали в Ассоциации коммуникационных агентств России. «По результатам 2016 года мы прогнозируем рост не менее 15%», — говорит председатель комитета промоиндустрии АКАР Алексей Вязовцев.
Больших компаний, предлагающих полный ассортимент продукции для b2b-подарков, в России не более десятка, среди лидеров — «Проект 111», Happy Gifts и Oasis. Агентств, которые закупают продукцию у крупных игроков, наносят на нее логотипы и работают напрямую с заказчиками, более 300 по всей стране.
«Рынок восстановился после девальвации 2014 года, когда подорожание привело к снижению спроса, и в 2016-м вырос примерно на 5–10%. Наша компания в этом году нацеливается на оборот в 2,2–2,3 млрд руб.», — говорит Андрей Дегтяренко, председатель совета директоров компании «Проект 111». По его словам, самое сложное на этом рынке — спрогнозировать спрос. Вчерашний хит продаж может резко потерять популярность, и наоборот, новинка может выстрелить и потребовать пополнения склада, а поставки идут в основном из Юго-Восточной Азии и занимают три-четыре месяца. «Зато рентабельность в отрасли, безусловно, выше канцелярского рынка или рынка компьютерной техники», — говорит Дегтяренко.
Китай вместо Европы
Серьезная проблема, с которой сталкивается индустрия корпоративных подарков, — это таможня. Однажды, еще на старте сувенирного бизнеса, Наталья Аншина начала ввозить сувенирные папки с рюмками и графином для водки внутри. В бумагах товар именовался как «мини-бары». «Таможенники были в истерике, на двое суток задержали наши машины — все пытались найти там мебель — офисные мини-бары», — смеется Наталья. С тех пор она внимательно относится к наименованиям в документах. «Поставщики плачут, работая с нами, мы порой несколько раз заставляем их переделывать накладные, — говорит предпринимательница. — В России пошлины на некоторые товары взимаются не со штуки, а с веса. Например, если задекларировать футболку весом 200 г, а фактически ввозить 210-граммовые, то можно попасть на крупные таможенные штрафы».
В начале 1990-х Аншина не предполагала, что свяжет свою жизнь с международной торговлей. Тогда она писала о рынке рекламы в газете «Коммерсантъ», но, забеременев, поняла, что больше не сможет работать в режиме ежедневной газеты. Она решила открыть свое рекламное агентство «Круг» (в 2014 году агентство было переименовано в Oasis). Компанию она регистрировала чуть ли не из роддома — день рождения первого ребенка Аншиной почти совпадает с днем рождения ее компании — в марте 1994 года. «Пока мамы обсуждали бутылочки-сосочки, я дежурила у стационарного телефона, мобильного тогда и не было, — звонила в налоговую, решала оперативные вопросы», — вспоминает Наталья, которой тогда было 24 года.
Вскоре стало понятно, что на размещении рекламы в СМИ небольшое агентство много не заработает — рынок уже поделили крупные игроки. Компания Аншиной стала заниматься наружной рекламой, POS-материалами (от ценников и промостоек до календариков) и организацией мероприятий. Иногда приходили заказы на корпоративные сувениры, но они приносили незначительную долю выручки.
Изначально ее агентство работало только с Европой. Всю полиграфию заказывали в Германии (в России тогда было мало приличных типографий), корпоративные сувениры закупали в Нидерландах. Предпринимательница понимала, что голландцы закупают товар в Китае и перепродают его с небольшой маржой, но поначалу это не казалось критичным. «Китая мы боялись как огня, а работать с европейцами было проще и понятнее», — говорит Наталья.
В начале 2000-х стало понятно, что нужно строить мосты напрямую с Китаем. «Пришлось ехать в Гуанчжоу, где никто не говорил ни на английском, ни тем более на русском, — приходилось объясняться на пальцах», — вспоминает Аншина. С выставки Gifts & Premium в Гонконге, например, Наталья с мужем привезли более дорогой, чем обычно, товар: визитницы, брелоки, закладки для книг. Наценка на него в России достигала 100%, но товары пользовались спросом. Российская экономика быстро восстанавливалась, компании обильно одаривали партнеров, клиентов и журналистов. Самой затратной статьей в новом бизнесе Аншиной оказалась печать глянцевых каталогов. Офисом и складом служили каморки одного НИИ — сувениры, уверяет она, хранились по соседству с советскими секретными лазерами.
Oasis одним из первых на рынке корпоративных сувениров стал работать с КНР напрямую, потому и выделился. В 2000 году выручка компании составила 35 млн руб. и с тех пор удваивалась почти каждый год.
Миллионы на ручках
С конечными потребителями — компаниями, заказывающими сувениры для своих сотрудников и партнеров, — Oasis не работает. Он выполняет функции оптового поставщика, клиенты которого — агентства, предлагающие сувенирку потребителям.
«Когда приходишь за кредитом, банкиры обычно удивляются, как мне удается продавать ручки на миллионы долларов, — приходится находить в их же кабинетах предметы из наших каталогов: часы, настольные аксессуары, ручки, чтобы объяснить, чем я занимаюсь», — рассказывает Наталья Аншина. Она обижается, когда собеседники считают ее сувенирный бизнес незамысловатым.
«Выбрать товар, на который серьезные компании готовы наносить свой бренд, — это целая наука. Они априори не могут быть низкокачественными, слишком банальными или морально устаревшими», — объясняет Аншина. По ее словам, индустрия подарков очень подвержена моде — в среднем популярный товар живет около трех лет, надо успеть поймать восходящий тренд и вовремя понять, что подарок морально устарел.
В свое время, например, популярными были водонепроницаемые радио для душа, наборы аксессуаров для вина с шахматами и нардами, сувенирные алкотестеры, шашки с рюмками вместо фишек, бейсболки со светящимся козырьком и спрессованные в виде бутылок и машинок полотенца. Сейчас такие подарки уже мало кто покупает — в моде необычные гаджеты, наушники, внешние аккумуляторы для смартфонов. «Все, что связано с digital, растет на 150% в год», — говорит Аншина.
Первое время Аншина закупала подарки, опираясь исключительно на собственное чутье, сейчас над ассортиментной линейкой Oasis работает штат сотрудников — они выбирают самые актуальные товары, которые будут востребованы у клиентов. Каталог компании насчитывает 11 тыс. наименований: от футболок и промокружек до эксклюзивных дизайнерских вещиц и золотых статуэток. На последние наценка может достигать 100%, в среднем же она составляет 30%. Еще 30% обычно добавляют агентства, которые приобретают товар у крупных игроков вроде Oasis, создают на их базе креативные решения и продают уже брендированную сувенирную продукцию конечным заказчикам. Таких партнеров у Аншиной более 200 по всей стране.
«В Россию тренды приходят с опозданием в среднем на полтора-два года. Первыми новинки часто привозит Oasis, — говорит Игорь Чижов, основатель екатеринбургской компании «Прагматика». — У них работают люди, заточенные на отслеживание последних тенденций. Но россияне, как правило, не сразу готовы покупать непривычные вещи. Например, тренд на экопродукцию в Европе актуален уже десять лет, а у нас спрос на ручки и блокноты из вторсырья стал актуален только недавно». «Прагматика» продает брелоки в форме самолетов от Oasis авиакомпании UTair, а также поставляет сувенирную продукцию для уральского Сбербанка и администраций Екатеринбурга и Челябинска.
«Основная проблема бизнеса — ярко выраженная сезонность. В канун Нового года мы делаем до 40% годовой выручки, и в это время, даже работая по ночам, мы не всегда можем в срок обслужить все заказы», — говорит Аншина.
Однако попытка автоматизировать и ускорить бизнес-процессы чуть не стоила Аншиной бизнеса.
Золотой склад
На логистику и таможню приходится до 50% расходов компании, утверждает Аншина. Она бы и рада работать с российскими поставщиками, но производителей подходящих товаров в стране очень мало.
Сегодня Oasis закупает товар приблизительно у 200 фабрик в Юго-Восточной Азии и работает с глобальным поставщиком промотоваров Polyconcept, офисы которого находятся в Европе, Северной и Латинской Америке, Азии и Австралии. У Oasis есть собственный офис в Китае, где работают пять сотрудников, в обязанности которых, помимо прочего, входит ездить на фабрики к поставщикам и отслеживать качество.
Если решить проблему с таможней раз и навсегда нереально, то организовать более эффективную логистику компания в состоянии. Всю свою историю Oasis работала на арендованных складах. «Это всегда игра на грани. В любой момент владелец недвижимости может расторгнуть договор, и нам придется искать 300 фур, чтобы перевезти товар», — говорит Аншина.
После введения нового склада в эксплуатацию в 2014-м, вдохновившись новыми возможностями, предпринимательница заключила контракты на выкуп товара в большем, чем обычно, объеме. Но внезапный обвал рубля осенью 2014-го спутал все карты. 30% суммы за товар она успела выплатить по старому курсу, на выплату оставшихся 70% уже по новому курсу у нее ушло всего восемь месяцев. «К тому, что произошло, мы точно не были готовы», — говорит Наталья.
Из-за задержек по выплатам поставщики не отправляли 80 контейнеров с товаром. Ситуация обострилась еще из-за того, что компании стали экономить на подарках, — продажи тех товаров, что все-таки попали в Россию, упали на 40%. Клиенты стали покупать или очень дешевые вещи, стараясь сохранить докризисные цены в рублях, или очень качественные. Средний чек вырос на 15%. Ассортимент пришлось срочно перекраивать, снижая долю среднего ценового сегмента.
Переговоры с поставщиками о реструктуризации долга были затяжными, но в итоге удалось договориться об увеличении сроков выплаты. «Вместо того чтобы расти, мы весь 2015 год выживали. Я даже думала закрывать компанию — настолько была истощена эмоционально», — признается Наталья. Последний транш за товар компания перевела в ноябре 2015 года, хотя планировалось, что это случится в мае. По итогам 2015 года выручка компании снизилась на 20%, до 700 млн руб., убытки составили 80 млн руб.
Но новый склад позволил сократить сроки отгрузки с нескольких дней до считаных часов. Компания стала экономить на аренде — затраты на склад снизились на 60%, количество комплектовщиков уменьшилось в четыре раза. Кроме того, компания перешла на двухсменную работу, чтобы снизить сроки доставки. Перед праздниками время в этом бизнесе — деньги.
В 2016 году стало понятно, что компания вышла из кризиса. В Oasis начал работать 22-летний сын Аншиной Юрий Слуцкий, возглавивший коммерческий департамент компании. С ним Oasis занялся развитием digital-направления: обновили сайт, завели паблики в соцсетях, начали рекламную кампанию в интернете. «В этом году мы, наконец, стали заниматься тем, чем должны: обновлением ассортиментной линейки, поиском новинок, общением с ключевыми партнерами», — говорит Аншина. Она рассчитывает, что сын продолжит ее дело.