какие световые приборы должны быть включены в туннеле с искусственным освещением
Правила использования световых приборов автомобиля
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье будут рассмотрены правила дорожного движения, относящиеся к использованию фар и фонарей автомобиля в различных дорожных ситуациях.
Световые приборы предназначены как для освещения дороги впереди автомобиля (чтобы избежать столкновения с препятствием), так и для обозначения самого автомобиля (чтобы избежать наезда других транспортных средств).
К сожалению, многие водители не знают правил использования фар и фонарей, поэтому не используют все предоставленные им возможности.
Внешние световые приборы автомобиля
В начале этой статьи несколько слов о том, какие внешние световые приборы могут быть у автомобиля. Данная информация в первую очередь предназначена для тех, кто обучается в автошколе и пока не понимает, для чего предназначены те или иные фары или фонари.
Примечание. Тема «световые приборы» является одной из самых сложных в автошколе, т.к. кандидату в водители, который еще ни разу не сидел за рулем, сложно запомнить похожие названия световых приборов и правила их применения.
Габаритные огни
Как правило, автомобиль сконструирован таким образом, что при включении ближнего или дальнего света фар габариты включаются автоматически. То есть ближний свет без габаритных огней не работает.
Дневные ходовые огни
Дневные ходовые огни не следует использовать ночью, т.к. в темное время суток они могут ослепить встречных водителей за счет большой яркости. При этом дорогу они не освещают.
В 2021 году большинство автомобилей оборудуются дневными ходовыми огнями, однако на машинах, выпущенных до 2010 года, встретить такие огни можно довольно редко.
Ближний и дальний свет фар
Противотуманные фары
В 2021 году противотуманные фары не являются обязательными, поэтому они устанавливаются не во всех комплектациях автомобилей. То есть в автомобиле может и не быть ПТФ.
Противотуманный фонарь
Этот фонарь обязательно устанавливается на всех автомобилях.
Движение в светлое время суток
При хорошей видимости
При движении в светлое время суток на автомобиле должен быть включен один из следующих световых приборов:
Если на автомобиле есть все перечисленные приборы, то имеет смысл воспользоваться ДХО. Эти огни ярче и потребляют меньше электричества.
При движении также могут быть включены:
При недостаточной видимости
Должен использоваться один из следующих световых приборов:
При этом дальний свет не может использоваться:
Дополнительно на автомобиле могут быть включены:
Примечание. Задний противотуманный фонарь как раз предназначен для использования в условиях недостаточной видимости, однако на практике его используют не более 10 процентов водителей. Остальные, судя по всему, не знают соответствующих правил.
Движение в темное время суток
Должен использоваться один из следующих световых приборов:
При этом дальний свет не может использоваться:
Дополнительно можно использовать:
Движение в тоннеле
При движении в тоннеле независимо от наличия освещения должен быть включен один из следующих световых приборов:
Дополнительно могут быть включены:
Остановка и стоянка автомобиля
В темное время суток на неосвещенной дороге
Должны быть включены:
Прочие световые приборы можно использовать.
При недостаточной видимости (в темное или светлое время суток)
Должны быть включены:
Прочие световые приборы, в том числе задний противотуманный фонарь, могут быть использованы.
Правила использования световых приборов
Выше подробно рассмотрены правила использования фар и фонарей в различных ситуациях, однако запомнить их не так-то и просто. Поэтому рассмотрим их в более компактном виде.
Все остальные варианты и комбинации световых приборов нарушением не являются.
В заключение напомню, что штрафы за неправильное использование световых приборов рассмотрены в рамках отдельной статьи:
В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:
Какие внешние световые приборы Вы можете использовать при движении в темное время суток на неосвещенных участках дорог?
1. | ? | Только фары ближнего света. |
2. | ? | Только фары дальнего света. |
3. | ? | Фары ближнего или дальнего света. |
При движении в темное время суток на неосвещенных участках дорог Вы должны использовать, в зависимости от дорожных условий, скорости движения и наличия впереди встречных и попутных ТС, фары ближнего или дальнего света.
Какие внешние световые приборы Вы должны использовать при движении в темное время суток на освещенных участках дорог населенного пункта?
1. | ? | Только габаритные огни. |
2. | ? | Только фары ближнего света. |
3. | ? | Фары ближнего света или габаритные огни. |
В населенных пунктах Правила предписывают Вам использовать при движении в темное время суток на освещенных участках дорог только фары ближнего света. Движение с включенными габаритными огнями запрещено, так как они недостаточно хорошо обозначают Ваше ТС для других участников движения. Фары дальнего света, учитывая его ослепляющее воздействие на других водителей, использовать также запрещено.
Какие внешние световые приборы должны быть включены в тоннеле с искусственным освещением?
1. | ? | Фары ближнего света или габаритные огни. |
2. | ? | Фары ближнего света или дневные ходовые огни. |
3. | ? | Фары ближнего или дальнего света. |
В тоннеле с искусственным освещением должны быть включены, в зависимости от наличия встречных или попутных ТС, фары ближнего или дальнего света. Движение только с габаритными или дневными ходовыми огнями запрещено, так как они не обеспечивают безопасности движения при внезапном отключении освещения.
Какие внешние световые приборы должны быть включены в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на буксируемых механических транспортных средствах?
1. | ? | Дневные ходовые огни. |
2. | ? | Габаритные огни. |
3. | ? | Задние противотуманные фонари. |
На буксируемых механических ТС и на прицепах в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены габаритные огни.
Достаточно ли в светлое время суток включения дневных ходовых огней для обозначения транспортного средства при движении в тумане, когда видимость дороги менее 300 м?
Яркость светодиодов, используемых в дневных ходовых огнях, считается достаточной для обозначения ТС вместо ближнего света фар при движении в светлое время суток. Однако при движении в тумане и других условиях недостаточной видимости на ТС должны быть включены фары дальнего или ближнего света.
Разрешается ли использовать в светлое время суток противотуманные фары вместо ближнего света фар?
1. | ? | Не разрешается. |
2. | ? | Разрешается, кроме случаев движения в тоннелях и в условиях недостаточной видимости. |
3. | ? | Разрешается. |
В дневное время для обозначения ТС водитель может использовать противотуманные фары вместо ближнего света фар, кроме случаев движения в тоннелях и в условиях недостаточной видимости.
При движении в темное время суток вне населенных пунктов необходимо использовать:
1. | ? | Только фары ближнего света. |
2. | ? | Только фары дальнего света. |
3. | ? | Фары ближнего или дальнего света. |
При движении в темное время суток на неосвещенных участках дорог вы должны использовать, в зависимости от дорожных условий, скорости движения и наличия впереди встречных и попутных ТС, ближний или дальний свет фар.
Тема 19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
Современный автомобиль увешен внешними световыми приборами, как новогодняя ёлка игрушками. И всем этим надо умело пользоваться. Ошибаются те, кто думает, что включать те или иные световые приборы или не включать, это всё на усмотрение водителя. Девятнадцатый раздел Правил строго регламентирует, когда и что нужно включать. Чтобы со всем этим разобраться, давайте смоделируем реальную поездку.
Итак, мы начинаем движение днём при ясной погоде.
Правила. Раздел 19. Пункт 19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
Правила делят сутки на следующие части:
– Светлое время суток.
– Темное время суток.
Движение в светлое время суток при прозрачной атмосфере самое комфортное и безопасное. Тем не менее, даже в светлое время суток водители в силу различных причин могут не увидеть друг друга, и ДТП происходит, что называется, «средь бела дня».
С целью обеспечение большей безопасности Правила обязывают всех водителей во время движения обозначать своё транспортное средство (не только ночью, но и днём!). При этом днём, то есть в светлое время суток, для обозначения своего транспортного средства водители обязаны включать либо фары ближнего света, либо дневные ходовые огни (если они есть).
Дневные ходовые огни – это новинка, приобретающая в последнее время всё большую популярность, ибо они обладают заметными преимуществами:
– Автоматически включаются вместе с запуском двигателя и выключаются, когда двигатель глушится.
– Отличаются экономичностью, высокой надёжностью и долговечностью.
– Продлевают срок службы обычной системы освещения.
Правила выделили дневные ходовые огни в отдельный термин и дали им такое определение:
Правила. Раздел 1. “Дневные ходовые огни” – внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.
Обратите внимание – дневные ходовые огни обозначают транспортное средство только спереди!
И в светлое время суток это абсолютно правильно.
Днём идущее впереди транспортное средство вам и так хорошо видно (без всякого дополнительного освещения). И в то же время Вы легко, особо не напрягаясь, непрерывно контролируете события сзади, благодаря тому, что у едущего сзади автомобиля включены дневные ходовые огни.
Либо благодаря тому, что у едущего сзади включены фары ближнего света.
Либо благодаря тому, что у едущего сзади включены противотуманные фары.
Ученики. Позвольте, причём здесь противотуманные фары? В пункте 19.5 нет никаких противотуманных фар! В пункте 19.5 говорится только о фарах ближнего света и о дневных ходовых огнях.
Учитель. Да, вы совершенно правы. В пункте 19.5 о противотуманных фарах действительно ничего не говорится. Но о них говорится в пункте 19.4.
Правила. Раздел 19. Пункт 19.4. Противотуманные фары могут использоваться вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил.
В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться:
– либо фары ближнего света;
– либо дневные ходовые огни;
– либо противотуманные фары.
Как включаются дневные ходовые огни?
1. Для этого на панели приборов предусмотрена специальная клавиша.
2. Они включаются автоматически одновременно с запуском двигателя.
Дневные ходовые огни расположены…
1. Только в передней части автомобиля.
2. Только в задней части автомобиля.
Правила обязывают водителей во время движения обозначать своё транспортное средство с помощью внешних световых приборов. Но что именно должно быть включено на автомобиле или мотоцикле во время движения по любой дороге в светлое время суток?
1. Только дневные ходовые огни.
2. Только фары ближнего света.
3. Только противотуманные фары.
4. Разрешается любой из этих вариантов.
Вы ещё не забыли? Мы двигаемся днём при ясной погоде. Но вот впереди тоннель!
Правила. Раздел 19. Пункт 19.1. В тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены фары ближнего или дальнего света.
Совершенно неважно, короткий тоннель или длинный, есть там искусственное освещение или его нет.
Во всех случаях, двигаясь в тоннеле, водители обязаны включать именно фары ближнего или дальнего света.
И это правильно – в любом тоннеле освещения всегда недостаточно. Да и потом искусственное освещение это не солнце и в любой миг может погаснуть. И тогда дневные ходовые огни или противотуманные фары мало, чем вам помогут. Тут потребуются именно фары (ближнего или дальнего света).
В Билетах есть такая задачка, и здесь вы частенько ошибаетесь:
В тоннеле с искусственным освещением должны быть включены:
1. Фары ближнего света или габаритные огни.
2. Фары ближнего света или дневные ходовые огни.
3. Фары ближнего или дальнего света.
Комментарий к задаче
Некоторые из вас начинают сомневаться – разве можно включать дальний свет в тоннеле? Я же буду всех слепить!
Конечно, если движение плотное (хоть в тоннеле, хоть не в тоннеле), водители обязаны переходить на ближний свет.
Но если слепить некого (хоть в тоннеле, хоть не в тоннеле), кто ж вам запретит включить фары дальнего света. Правила именно это имели в виду.
Выехали из тоннеля, можно продолжить движение на ближнем свете фар,
можно перейти на противотуманки, можно перейти на дневные ходовые огни.
Но вдруг небо затянуло чёрными тучами, всё вокруг потемнело, и пошёл дождь.
Или, скажем так – нет никаких туч, просто наступил вечер, сумерки, ещё не ночь, но видимость стала недостаточной.
Правила. Раздел 19. Пункт 19.1. В условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги на движущемся транспортном средстве должны быть включены фары ближнего или дальнего света .
То есть Правила не делают никакой разницы между движением в тоннеле и движением в условиях недостаточной видимости. И, в общем-то, правильно – в обоих случаях освещённость недостаточная, и требование «должны быть включены фары ближнего или дальнего света» вполне оправдано.
Но, с другой стороны, условия недостаточной видимости это ведь не только снижение освещённости, как, например, в сумерки. Условия недостаточной видимости это ещё и временное ухудшение прозрачности атмосферы, как, например, в тумане – светло, но ничего не видно! Так, может быть, уже пора включить противотуманные фары и задние противотуманные фонари? Посмотрим, что по этому поводу сказано в Правилах:
Правила. Раздел 19. Пункт 19.4. Противотуманные фары могут использоваться в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар .
Правила. Раздел 19. Пункт 19.7. Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости.
То есть в условиях недостаточной видимости в первую очередь необходимо включить фары ближнего или дальнего света! При желании к ним можно добавить противотуманные фары, а при необходимости можно ещё и включить задние противотуманные фонари.
Здесь нам придётся сделать небольшое отступление. Опыт работы в автошколе подсказывает мне, что далеко не все ученики имеют чёткое представление о том, какие световые приборы расположены впереди, какие – сзади, как они работают и, вообще, чем отличается фара от фонаря.
Основное назначение фар – освещать дорогу. И они, конечно же, расположены впереди и они белого цвета. Правда, противотуманные фары могут светить и жёлтым светом (считается, что жёлтый свет лучше пробивает туман).
Основное назначение фонарей – обозначать само транспортное средство. И они расположены сзади и все красного цвета. Исключение составляют только фонари заднего хода и освещение номерного знака – они белого цвета.
Кроме этого у автомобиля (мотоцикла) есть ещё габаритные огни. Передние габаритные огни – белого цвета, задние габаритные огни – красного цвета.
Водителю крайне важно знать, как именно согласована работа фар и фонарей. В частности необходимо понимать, что можно включить габаритные огни, не включая фары. Но невозможно включить фары, не включив габаритные огни!
То есть когда мы говорим, что водитель включил габаритные огни, это значит, что впереди горят два белых огня, а сзади – два красных (но фары не горят).
Если мы говорим, что водитель включил фары (неважно какие), это значит, что впереди горят фары, а сзади – два красных габаритных огня.
Но вернёмся к «нашим баранам». Итак, в условиях недостаточной видимости водитель обязан включить фары ближнего или дальнего света (а раз включены фары, значит, сзади обязательно будут гореть красные габаритные огни).
Но при сильном тумане (снегопаде, дожде) дальний свет фар не достигает полотна дороги!
Пользование внешними световыми приборами.
🚘😎 Почти для всех начинающих водителей большой проблемой является запоминание правил пользования внешними световыми приборами.
Итак, мы начинаем движение днём при ясной погоде.
Правила. Раздел 19. Пункт 19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света, противотуманные фары или дневные ходовые огни.
Правила делят сутки на следующие части:
– Светлое время суток.
– Темное время суток.
Движение в светлое время суток при прозрачной атмосфере самое комфортное и безопасное. Тем не менее, даже в светлое время суток водители в силу различных причин могут не увидеть друг друга, и ДТП происходит, что называется, «средь бела дня».
С целью обеспечение большей безопасности Правила обязывают всех водителей во время движения обозначать своё транспортное средство (не только ночью, но и днём!). При этом днём, то есть в светлое время суток, для обозначения своего транспортного средства водители обязаны включать либо фары ближнего света, либо противотуманные фары, либо дневные ходовые огни (если они есть).
Дневные ходовые огни – это новинка, приобретающая в последнее время всё большую популярность, ибо они обладают заметными преимуществами:
– Автоматически включаются вместе с запуском двигателя и выключаются, когда двигатель глушится.
– Отличаются экономичностью, высокой надёжностью и долговечностью.
– Продлевают срок службы обычной системы освещения.
Правила выделили дневные ходовые огни в отдельный термин и дали им такое определение:
“Дневные ходовые огни” – внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.
Днём идущее впереди транспортное средство вам и так хорошо видно (без всякого дополнительного освещения). И в то же время Вы легко, особо не напрягаясь, непрерывно контролируете события сзади, благодаря тому, что у едущего сзади автомобиля включены дневные ходовые огни.
Либо благодаря тому, что у едущего сзади включены фары ближнего света.
Либо благодаря тому, что у едущего сзади включены противотуманные фары.
Резюмируем:
В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться:
– либо фары ближнего света;
– либо дневные ходовые огни;
– либо противотуманные фары.
Вы ещё не забыли? Мы двигаемся днём при ясной погоде. Но вот впереди тоннель!
Правила. Раздел 19. Пункт 19.1. В тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены фары ближнего или дальнего света.
Совершенно неважно, короткий тоннель или длинный, есть там искусственное освещение или его нет.
Во всех случаях, двигаясь в тоннеле, водители обязаны включать именно фары ближнего или дальнего света.
И это правильно – в любом тоннеле освещения всегда недостаточно. Да и потом искусственное освещение это не солнце и в любой миг может погаснуть. И тогда дневные ходовые огни или противотуманные фары мало, чем вам помогут. Тут потребуются именно фары (ближнего или дальнего света).
В Билетах есть такая задачка, и здесь вы частенько ошибаетесь:
В тоннеле с искусственным освещением должны быть включены:
1. Фары ближнего света или габаритные огни.
2. Фары ближнего света или дневные ходовые огни.
3. Фары ближнего или дальнего света.
Комментарий к задаче
Некоторые из вас начинают сомневаться – разве можно включать дальний свет в тоннеле? Я же буду всех слепить!
Конечно, если движение плотное (хоть в тоннеле, хоть не в тоннеле), водители обязаны переходить на ближний свет.
Но если слепить некого (хоть в тоннеле, хоть не в тоннеле), кто ж вам запретит включить фары дальнего света. Правила именно это имели в виду.
Выехали из тоннеля, можно продолжить движение на ближнем свете фар, можно перейти на противотуманки, можно перейти на дневные ходовые огни.
Но вдруг небо затянуло чёрными тучами, всё вокруг потемнело, и пошёл дождь. Или, скажем так – нет никаких туч, просто наступил вечер, сумерки, ещё не ночь, но видимость стала недостаточной.
Правила. Раздел 19. Пункт 19.1. В условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги на движущемся транспортном средстве должны быть включены фары ближнего или дальнего света.
То есть Правила не делают никакой разницы между движением в тоннеле и движением в условиях недостаточной видимости. И, в общем-то, правильно – в обоих случаях освещённость недостаточная, и требование «должны быть включены фары ближнего или дальнего света» вполне оправдано.
Но, с другой стороны, условия недостаточной видимости это ведь не только снижение освещённости, как, например, в сумерки. Условия недостаточной видимости это ещё и временное ухудшение прозрачности атмосферы, как, например, в тумане – светло, но ничего не видно! Так, может быть, уже пора включить противотуманные фары и задние противотуманные фонари? Посмотрим, что по этому поводу сказано в Правилах:
Правила. Раздел 19. Пункт 19.4. Противотуманные фары могут использоваться в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар.
Правила. Раздел 19. Пункт 19.7. Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости.
То есть в условиях недостаточной видимости в первую очередь необходимо включить фары ближнего или дальнего света! При желании к ним можно добавить противотуманные фары, а при необходимости можно ещё и включить задние противотуманные фонари.
Здесь нам придётся сделать небольшое отступление. Опыт работы в автошколе подсказывает мне, что далеко не все ученики имеют чёткое представление о том, какие световые приборы расположены впереди, какие – сзади, как они работают и, вообще, чем отличается фара от фонаря.
Основное назначение фар – освещать дорогу. И они, конечно же, расположены впереди и они белого цвета. Правда, противотуманные фары могут светить и жёлтым светом (считается, что жёлтый свет лучше пробивает туман).
Основное назначение фонарей – обозначать само транспортное средство. И они расположены сзади и все красного цвета. Исключение составляют только фонари заднего хода и освещение номерного знака – они белого цвета.
Кроме этого у автомобиля (мотоцикла) есть ещё габаритные огни. Передние габаритные огни – белого цвета, задние габаритные огни – красного цвета.
Водителю крайне важно знать, как именно согласована работа фар и фонарей. В частности необходимо понимать, что можно включить габаритные огни, не включая фары. Но невозможно включить фары, не включив габаритные огни!
То есть когда мы говорим, что водитель включил габаритные огни, это значит, что впереди горят два белых огня, а сзади – два красных (но фары не горят).
Если мы говорим, что водитель включил фары (неважно какие), это значит, что впереди горят фары, а сзади – два красных габаритных огня.
Но вернёмся к «нашим баранам». Итак, в условиях недостаточной видимости водитель обязан включить фары ближнего или дальнего света (а раз включены фары, значит, сзади обязательно будут гореть красные габаритные огни).
Но при сильном тумане (снегопаде, дожде) дальний свет фар не достигает полотна дороги!
Вот тут-то самое время перейти на ближний и подключить противотуманки. Плоский и широкий пучок света противотуманных фар бьет под пелену тумана, высвечивая не только проезжую часть, но и обочину.
Посмотрите, как хорошо стало видно слово «автошкола».
Только не вздумайте двигаться на одних противотуманках. Противотуманные фары высвечивают дорогу в 5-10 метрах от автомобиля. Движение в условиях недостаточной видимости на одних противотуманках опасно и потому Правилами запрещено.
Правила разрешают использовать противотуманные фары в условиях недостаточной видимости. Но как именно разрешается их использовать?
2. В условиях недостаточной видимости противотуманные фары разрешается использовать только вместе с фарами ближнего или дальнего света.
Комментарий к задаче
Правила. Раздел 19. Пункт 19.4. Противотуманные фары могут использоваться в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар.
Как видим Правила категоричны – в условиях недостаточной видимости использовать противотуманные фары разрешено только совместно фарами ближнего или дальнего света.
Но есть ещё одна проблема.
В условиях недостаточной видимости задние габаритные огни уже на расстоянии 10 метров превращаются в малозаметные точки, а то и вообще становятся невидны.
В этом случае водителя выручат задние противотуманные фонари. Они горят несравненно ярче, чем габаритные огни.
Именно поэтому Правила разрешают применять задние противотуманные фонари только в условиях недостаточной видимости!
Если включить их при прозрачной атмосфере, вы будете слепить едущих сзади водителей.
В Билетах есть одна задачка про задние противотуманные фонари. Она откровенно провокационная, и вы частенько делаете здесь ошибку:
Противотуманные фары и задние противотуманные фонари могут быть включены одновременно:
2. В условиях недостаточной видимости.
3. В условиях ограниченной видимости.
Комментарий к задаче
Первый ответ неполный, а потому верный только отчасти. Туман – один из случаев недостаточной видимости. Полностью правильный ответ – второй: «В условиях недостаточной видимости» (в том числе и в тумане).
Сумерки плавно перетекли в ночь. Наступило темное время суток.
Но туман рассеялся. Атмосфера абсолютно прозрачна.
Правила. Раздел 19. Пункт 19.1. В тёмное время суток на движущемся транспортном средстве должны быть включены фары ближнего или дальнего света.
Подчёркиваю! – если Правила говорят: «В тёмное время суток», и ничего не добавляют, значит, на дворе тёмная непроглядная ночь, но и только. Никакого тебе тумана, дождя, снегопада и проч.
Поскольку мы уже с наступлением сумерек двигались с включенными фарами ближнего света, то с наступлением тёмного времени суток нам и делать-то ничего не надо. Правда, остались неясными два момента. Во-первых, разрешается ли пользоваться ночью противотуманными фарами? И, во-вторых, в каких случаях можно использовать фары дальнего света?
Правила. Раздел 19. Пункт 19.4. Противотуманные фары могут использоваться в тёмное время суток на неосвещённых участках дорог совместно с ближним или дальним светом.
Как видим ночью ездить на одних противотуманках Правила категорически запрещают (так же, как и в условиях недостаточной видимости). Но можно добавить противотуманки к фарам ближнего или дальнего света, если дорога неосвещена.
Теперь о том, когда можно использовать дальний свет и когда нельзя.
Мы уже знаем, что и ближний, и дальний свет можно использовать, во-первых, при движении в тоннеле, во-вторых, при движении днём в условиях недостаточной видимости и, в-третьих, при движении ночью, независимо от того, какая тут видимость (достаточная или недостаточная). Осталось только понять, когда можно использовать ближний свет, а когда дальний.
Правила. Раздел 19. Пункт 19.2. Дальний свет фар должен быть переключён на ближний:
– в населённых пунктах, если дорога освещена;
– при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 метров до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;
– в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.
Разберёмся с каждым из этих требований по отдельности.
1. Дальний свет фар должен быть переключён на ближний – в населённых пунктах, если дорога освещена.
Оставим это требование Правил без комментария. Тут вроде бы и так всё понятно – по городским улицам ночью ездим с ближним светом (если, конечно, они освещены).
Но если заберёмся в такое место, где не видно ни зги, то даже в городе разрешается включить дальний.
2. Дальний свет фар должен быть переключён на ближний – при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 метров до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого.
Дальний свет (если он правильно отрегулирован) достигает полотна дороги на расстоянии 90 – 100 метров от автомобиля. Правила с запасом установили минимальное расстояние между сближающимися транспортными средствами – 150 метров. К этому моменту водители обоих транспортных средств обязаны переключить дальний свет фар на ближний, дабы не ослепить друг друга.
Но может случиться так, что у одного из автомобилей фары не отрегулированы, и дальний свет бьёт, что называется, «в небо». В этом случае встречные водители ещё издалека будут просить (мигая своими фарами) перейти на ближний свет. И Правила обязывают водителя это сделать, даже если расстояние между сближающимися транспортными средствами более 150 метров.
3. Дальний свет фар должен быть переключён на ближний – в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей, как встречных, так и попутных транспортных средств.
Дальний свет может создавать проблемы не только для тех, кто едет навстречу, но и для тех, кто двигается впереди в попутном направлении. Для этой ситуации Правила не установили никакого минимального расстояния, но грамотный водитель всегда переключит фары на ближний свет, приближаясь к транспортному средству, едущему впереди.
А кстати! Как должен вести себя водитель при ослеплении светом фар?
Дорога вне населённого пункта без искусственного освещения. Навстречу едет автомобиль с включённым дальним светом фар. Только представьте – вы не видите полотна дороги, вы не видите разметку, вы не видите обочину. Это же смертельно опасно!
Самое правильное сейчас – это изобразить вынужденную остановку. То есть знак аварийной остановки выставлять не нужно, только лишь включите аварийную световую сигнализацию и плавно остановитесь, не меняя полосы. Уверяю вас, это самое правильное и безопасное решение. Тем более что и Правила требуют того же:
Правила. Раздел 19. Пункт 19.2. Последний абзац. При ослеплении водитель должен включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.
Ну и, наконец, самые сложные условия движения!
Мало того, что ночь на дворе, так ещё и недостаточная видимость!
На этот случай Правила не придумали ничего нового, ибо все возможности современного транспортного средства уже исчерпаны.
Поэтому в условиях недостаточной видимости порядок пользования внешними световыми приборами один и тот же в любое время суток. Можно включить дальний свет, можно включить ближний, можно добавить противотуманные фары, можно зажечь задние противотуманные фонари.
Другое дело, что опытные водители при движении в сильном тумане, дожде или снегопаде никогда не используют дальний свет. Они прекрасно знают, что в таких условиях дальний свет неэффективен – он попросту не долетает до поверхности дороги, и водитель ничего не видит, кроме тумана, снега или дождя.
В таких условиях самое правильное – это ближний свет плюс противотуманные фары. И, конечно, скорость должна быть такой, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости.
Особый случай – буксировка!
При буксировке два транспортных средства двигаются как одно целое на близком расстоянии друг от друга. В таком случае и обозначать себя они должны как одно целое.
Буксирующий – впереди, и у него включены фары, буксируемый – сзади, и у него включены габаритные огни.
Правила. Раздел 19. Пункт 19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:
– на всех механических транспортных средствах и мопедах – фары дальнего или ближнего света, на велосипедах – фары или фонари, на гужевых повозках – фонари (при их наличии);
– на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах – габаритные огни.
Правила запретили буксируемому включать фары даже в темное время суток и даже в условиях недостаточной видимости (только габаритные огни!). И в этом есть своя логика. Ведь у буксируемого ещё и будет включена аварийка:
Правила. Раздел 7. Пункт 7.1. Аварийная световая сигнализация должна быть включена при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве).
Чтобы обозначить своё транспортное средство этого вполне достаточно, а освещать ему ничего не нужно – впереди максимум в 6-ти метрах едет буксирующий.
В Билетах есть одна такая задачка, и здесь вы частенько ошибаетесь:
Какие внешние световые приборы должны быть включены в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на буксируемых транспортных средствах?
1. Дневные ходовые огни.
2. Габаритные огни.
3. Задние противотуманные фонари.
Комментарий к задаче
Ещё раз хочу вам напомнить! Чтобы не сделать глупую ошибку, всегда до конца читайте текст вопроса. В этой задачке спрашивают про буксируемые транспортные средства!
А у буксируемых транспортных средств никаких фар! Даже в тоннеле, даже в условия недостаточной видимости и даже ночью – только габаритные огни! Ну, и конечно, одновременно должна быть включена аварийка.Так требуют наши Правила.
Мы разобрались с тем, как надлежит пользоваться внешними световыми приборами во время движения.
А как нужно ими пользоваться при остановке или стоянке?
Если водитель совершает преднамеренную остановку или стоянку в светлое время суток при ясной погоде, ничего включать не требуется. Наоборот, не забудьте выключить все, что было включено! Иначе, если долго будете стоять, можете потом и не завестись – аккумулятор разрядится.
Если на дворе ночь, но участок дороги хорошо освещён, тоже можно ничего не включать.
А если дорога не освещается? Или освещается, но, допустим, туман или дождь, или снегопад? Или даже на дворе день, но видимость недостаточная?
Правила. Раздел 19. Пункт 19.3. При остановке и стоянке в тёмное время суток на неосвещённых участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни.
В условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.
Если дорога не освещается, тогда в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости даже при остановке-стоянке без световых приборов никак не обойтись.
Фары, конечно, не нужны, но габаритные огни должны быть включены обязательно.
Ну, кажется, о световых приборах всё. Вроде бы, несложная тема, но коротко её никак не расскажешь.