какие технические новшества появились к концу 19 века в красноярске
Красноярск в XIX веке
Временем перемен стал XIX век. В 1822 году по царскому указу создаётся Енисейская губерния,и Красноярск становится её центром. В городе к этому моменту уже действует организованная пожарная бригада, работают пять врачей и военные фельдшеры. Быстро растёт количество церквей и храмов: кроме православных, строятся католическая и лютеранская часовни и синагога. Большое влияние на развитие общественной жизни Красноярска оказали ссыльные декабристы.
Н ачиная с 1826-го года, в городе жили М. И. Пущин, М. А. Фонвизин, В. Л. Давыдов и многие другие. Будучи высокообразованными людьми, они заставили коренных сибиряков задуматься над многими социальными и политическими вопросами и повлияли на формирование будущей интеллигенции. В 30-х годах 19 века создаётся общество любителей словесности “Красноярская литературная беседа”. Позднее оно закрылось, а его секретарь В. И. Соколовский был а рестован. В это же время в Красноярске открывается губернская почтовая контора. Следом появляются парикмахерская и детский приют.
В середине столетия вышел первый номер газеты “Енисейские губернские ведомости”. Издание печаталось раз в неделю и стоило 5 рублей серебром. Газета выпускалась вплоть до 1917-го года.
Массовое строительство учебных заведений приходится на 60-80-е годы 19 века. Ученики посещают Красноярскую губернскую мужскую гимназию, женское училище, учительскую семинарию и духовное училище.
В 1877-ом году в Красноярск переезжает известный меценат и библиофил Геннадий Юдин, владелец уникальной книжной коллекции. А в 1881-ом году в Красноярске вспыхивает второй крупный за его историю пожар, уничтоживший большую часть деревянных строений. После этого улицы и дворы города запретили освещать лучинами.
Образованные красноярцы потянулись к искусству и истории. В 1889 году в один день, 12 февраля, открываются Краеведческий музей и общественная библиотека, созданная на пожертвования горожан. А с 1886 по 1888 годы Красноярск и Санкт-Петербург с помощью телеграфа дистанционно играют в шахматы. По итогу двух партий сибиряки выигрывают у жителей северной столицы. Инициатором игры стал известный учёный и педагог Иван Савенков. Он же начал археологические исследования Афонтовой горы, которые продолжаются по сей день. В самом конце XIX века красноярцы встречают на вокзале первый поезд. В эксплуатацию сдают легендарный железнодорожный мост, который позднее получил Гран-При и золотую медаль на выставке в Париже наравне с Эйфелевой башней.
Такой была карта Красноярска 19 века: это еще далеко не тот город, который мы привыкли видеть каждый день, но несколько неотъемлемых архитектурных сооружений уже заняли свое место на карте нашего города.
Вперед в прошлое: путеводитель по Красноярску 1899 года. Часть 1
Как добраться
Наилучшим способом путешествия в Красноярск с 1895 года справедливо считается Транссибирская магистраль. Всего за шесть дней поезд доставит вас из Москвы до Сибири. Правда, билет не дешев: за комфортное путешествие придется выложить 60 рублей — это стоимость 12 коров. Так что, если доходы ваши не столь велики, придется отправляться на лошадях.
По свидетельствам путешественника по Сибири, модного в Москве литератора Антона Чехова, поездка на экипаже от Урала до Красноярска займет около месяца. Для путешествия лучше выбрать начало лета, так как в апреле-мае из-за весеннего разлива рек и ужасных дорог путешествие может затянуться. Особенно опасен, по свидетельствам всё того же Чехова, участок дороги, известный, как Козулька:
«Козулькой называется расстояние в 22 версты между станциями Чернореченской и Козульской (это между городами Ачинском и Красноярском). За две, за три станции до страшного места начинают уж показываться предвестники. Один встречный говорит, что он четыре раза опрокинулся, другой жалуется, что у него ось сломалась, третий угрюмо молчит и на вопрос, хороша ли дорога, отвечает: «Очень хороша, чёрт бы ее взял!» На меня все смотрят с сожалением, как на покойника, потому что у меня собственный экипаж».
Где остановиться
По прибытию в Красноярск путешественник, конечно, может поселиться и на постоялом дворе, но всеми без исключения путешественниками дворы эти характеризуются как рассадник антисанитарии, вшей и прочей малоприятной живности. Потому приличному человеку лучше остановиться в одной из трех городских гостиниц.
Наилучшей из них считается гостиница «Россия»: деревянное здание на улице Благовещенская [Ленина, 58], построенное только в прошлом году, оборудовано по последней европейской моде и освещается электричеством. Номера имеют душ, ванну и предоставляются от 1,25 копеек за ночь. Кроме того, «Россия» обладает собственным штатом извозчиков. Две другие гостиницы — «Европа» и «Эрмитаж» — увы, грязноваты, слишком дороги и для постоя нежелательны.
Еще один вариант — снять комнату с пансионом, коих в городе предлагается предостаточно. Так, по сведениям другого литератора — Владимира Ульянова — прекрасная комната в самом центре города обойдется по 60 копеек в сутки.
Рестораны
Если вам повезло и вы поселились в «России», то мы горячо рекомендуем вам столоваться в расположенной здесь же ресторации «Фантазия», предлагающей прекрасный стол по разумным ценам. Если же вы выбрали другое место обитания, то можем отрекомендовать один из лучших за Уралом ресторанов — «Сибирь», предлагающий своим посетителям меню из 14 блюд, в том числе омары по 3 рубля за штуку и устрицы по 2,5 рубля за десяток. Имеются в Красноярске и другие ресторации, но про них мы почти ничего не знаем, а до появления «Флампа» еще более 100 лет. Зато любителям приложиться к бутылке в Красноярске раздолье — на каждые 200 жителей здесь приходится по одному питейному заведению. Всего в городе 4 трактира, 27 портерных, 14 ренсковых погребов и пять буфетов.
А вот продукты в городе дороги, так что если в средствах вы ограниченны, то прислушайтесь к советам местных и обратитесь с железнодорожным служащим, которые закупаются съестным на станции Обь и продают его в Красноярске по сниженным ценам. Кстати, продукты на той станции столь дешевы, что лежащее там селение Ново-Николаевск растет весьма споро, так что вскоре может получить и статус города. Кстати, некоторые либерально настроенные граждане предлагают назвать новый город Новосибирском, лишь бы имя царя-батюшки не упоминать.
Транспорт
С 1886 года в Красноярске работает линия извоза на дилижансах, следующая по маршруту от Ж/Д вокзала до Дубенского переулка [улица Парижской коммуны]. Выглядят дилижансы, по выражению одного из пассажиров, «в высшей степени неизящно», да и запряжены в них откровенные клячи. Но это единственный транспорт в городе помимо извозчиков. Последние же, по отзывам, грубы, грязны и часто пьяны.
«Хуже красноярских извозчиков трудно себе представить, бестолковее установленной здесь таксы для них невозможно придумать. Экипажи допотопные и представляют собой, видимо, наследие «времен Очакова и покоренья Крыма», — говорит о них «Дорожник по Сибири и азиатской России».
Стоит такое удовольствие 60 копеек час, что равно дневному пансиону на частной квартире.
Впрочем, город невелик — его центральную часть можно без труда пройти пешком, а в слободах вам по сути и делать нечего. Тем более что, как сообщает газета «Сибирский вестник», «улицы здесь [в центре] чисты, почти везде устроены тротуары. Заметно отсутствие навоза, собак и гуляющих коров».
Хотя встречаются и другие сведения. Вот, например, заметка из газеты «Сибирь»: «Городская набережная — место весеннего гуляния в Красноярске — потонула в кучах мусора, улицы и дома полны грязью. Зато около так называемых городских капиталистов мы «чисто ходим». Ведь жизнь купеческая не то, что жизнь какого-нибудь чиновника». А еще в городе всегда очень пыльно, за что местные даже прозвали свое селение Ветропыльском.
История промышленного развития города Красноярска во второй половине XIX века
Оглавление Введение Глава 1. Промышленное развитие города во второй половине XIX века 1.1 Хозяйственная жизнь Красноярска 1.2 Домашняя промышленность 1.3 Ремесленный труд 1.4 Золотопромышленность 1.5 Развитие капитализма – толчок в развитии промышленности 1.6 Фабричная промышленность Глава 2. Значение транспорта в развитии промышленности 2.1. Московский тракт 2.2. Открытие пароходного движения по Енисею 2.3. Транссибирская железнодорожная магистраль Заключение Список литературы Приложение 1 Введение Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта – первейшая задача истории. «История- наставница жизни»,- говорили древние. Люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте. По-разному складывались судьбы российских и сибирских городов в первой половине 19 столетия в условиях острого кризиса феодализма и бурного развития капиталистических отношений. Красноярск оказался среди быстрорастущих городов, став самым крупным из пяти городов Приенисейского края. За 60 лет (к 1861 г.) его население и число дворов увеличилось в 4 раза ( с 1093 до 4560 мужского пола и с 386 до 1375 дворов). С начала XIX века в Сибирь хлынули российские казенные крестьяне, которым правительство впервые, хотя сравнительно и ненадолго, разрешило свободно переселяться за Урал. Мощный импульс для своего развития город на Енисее получил с конца 1822 года, став центром Енисейской губернии. Одной из наиболее острых и актуальных проблем современного общества является развитие российской промышленности. Успешное функционирование любой отрасли невозможно представить без использования исторического опыта. История промышленного развития провинциальной аграрной губернии представляет особый интерес с точки зрения оценки ее вклада в российскую промышленность в период бурного экономического развития России во второй половине Х1Х века, начало которому положила отмена крепостного права в 1861 г., устранившая препятствия для проявления предпринимательской активности населения во всех сферах экономической деятельности. Актуальность исследования определяется также необходимостью изучения опыта прошлого, без которого нельзя говорить об успехах современных экономических реформ в России. Без него невозможно объяснить тенденции и перспективы развития нынешних экономических процессов. Для Енисейской губернии и поныне сохраняют свое значение вопросы создания и успешного функционирования промышленных предприятий, рассчитанных на переработку продуктов сельского хозяйства, так как и тогда, и теперь Красноярский край в значительной мере является аграрным. Большой интерес представляет исследование социальной структуры дореволюционного промышленного предпринимательства и ее сравнительная характеристика. Анализ развития промышленности российской провинции позволит более полно рассмотреть вопросы социальной дифференциации различных категорий предпринимателей, определить их отношение к экономическим преобразованиям и определить уровень отношения отдельных социальных групп к ним.
А выяснение характера участия различных слоев населения в процессах реформирования страны в прошлом позволит лучше представить и оценить последствия сегодняшних эпохальных преобразований, спрогнозировать их влияние на социальную ситуацию в государственном и региональном масштабе. Орденоносный Красноярск – крупнейший индустриальный и культурный центр Восточной Сибири – несомненно, заслуживает научного изучения. Он прошел славный и поучительный путь: в XVII веке это крупный деревянный острог-крепость, видный опорный пункт русского освоения южной Сибири, через столетие это скромный центр сельскохозяйственной округи, ремесла и торговли, на исходе первой четверти XIX века он становится административным центром огромной Енисейской губернии. В конце 30-40-х годов XIX века Красноярск оказывается в центре крупнейшего в мире золотопромышленного района. Это окончательно превращает его в важный узел общесибирских водных и сухопутных коммуникаций, а также в заметный товарно-распределительный пункт. К концу века Красноярск уже сравнительно крупный для Сибири центр промышленного производства, а значит и место формирования большого отряда рабочего класса. Таким образом, целью данной работы является изучение промышленного развития города Красноярска во второй половине XIX века. Указанная цель обусловила решение следующих задач: Описать разные виды промышленности того времени Ознакомиться с различными нововведениями, которые послужили толчком в развитии промышленности города Глава 1. Промышленное развитие города во второй половине XIX века 1.1 Хозяйственная жизнь Красноярска Сравнительная неразвитость капиталистических отношений в сибирских городах первой половины XIX века отчетливо проявилась в содержании хозяйственной жизни Красноярска. Жители оставались тесно связанными с сельским хозяйством. В 1828 году, например, красноярцы имели 2145 десятин пашни, 484 десятины сенокосов и 40 десятин садов. В среднем на каждого жителя мужского пола тогда приходилось до двух десятин сельскохозяйственных угодий и около одной головы крупного рогатого скота. Практически у каждого дворовладельца был огород, с которого в 1828 году в среднем получали по два рубля продукции. К 1861 году эти средние показатели уменьшились примерно вдвое, но не за счет сокращения площади сельскохозяйственных угодий и поголовья скота, а за счет увеличения численности населения. 1835 год — в Красноярске начали выращивать картофель. Каждая семья была обязана заниматься выращиванием картофеля. За невыполнение этого распоряжения виновных ссылали в Белоруссию, на строительство Бобруйской крепости. Ежегодно всю информацию о выращивании картофеля губернатор отсылал в Петербург. 1.2 Домашняя промышленность Крестьянские промыслы стали питательной средой для зарождения промышленности в губернии. Земледельческий характер экономики, ее удаленность от крупных торгово-промышленных центров обусловили широкое распространение домашней промышленности. Зачастую все – от орудия труда до домашней утвари – изготовлялось самими крестьянами. Домашняя промышленность – самая ранняя форма промышленного производства, для которой была характерна переработка продукции крестьянского хозяйства для внутреннего потребления.
Повышался и их социальный статус: освобождение купцов первой и второй гильдий от телесных наказаний и рекрутской повинности (тоже при Екатерине II), приравнивая их в определенном отношении к дворянству, завершало длительный процесс, в ходе которого происходило становление и развитие российского купеческого сословия. Однако никакой субъектной самостоятельности и независимости от власти купечество при этом не приобретало, реально влиять на развитие страны не могло, да и потребности такой не испытывало. Собственного представления об общегосударственных интересах в его среде не складывалось, культуры, альтернативной патриархально-самодержавной, не формировалось, а европейские либеральные веяния вместе с европейской образованностью стали проникать в нее лишь во второй половине XIX века. Но ничего похожего на дворянскую и разночинско-интеллигентскую оппозицию в торгово-промышленных кругах не возникало вплоть до революционных событий 1905 года, когда самодержавие вынуждено было само себя ограничить. В нашу задачу не входит даже беглый обзор истории отечественного предпринимательства за триста лет правления Романовых
Крупное промышленное производство в Енисейской губернии во второй половине XIX в.
В конце гг. доля крупных предприятий выросла в семь раз, и их продукция уже составляла 89,9% в валовом промышленном производстве Енисейской губернии.
Общий вид стекольного завода И. Г. Гусева со стороны реки Лугавки. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г. Общий вид стекольного завода И. Г. Гусева со стороны реки Лугавки. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г.
Развитие мелкой промышленности создавало предпосылки для перехода к крупному капиталистическому производству. К моменту отмены крепостного права в Енисейской губернии действовали 126 предприятий, из которых всего лишь 2 можно отнести к предприятиям мануфактурного типа: Троицкий солеваренный завод в Канском округе и стекольный завод в Красноярском округе. Первый еще с XVIII в. являлся одним из самых крупных предприятий по производству соли в Восточной Сибири. Здесь же было налажено производство сортового железа, из которого изготовлялись сошники, ножи и прочие необходимые в крестьянском быту металлические орудия.
Остальную продукцию изготавливали на мелких предприятиях с числом рабочих 2—3 человека.
Металлургия
Важное место в производстве валового промышленного продукта занимала металлургия. Первые металлургические заводы в губернии возникли еще в XVIII в., но к середине XIX в. они практически прекратили свое существование. Вместе с тем начавшийся в гг. подъем золотопромышленности в губернии стимулировал спрос на полосное железо, необходимое для оснащения приисков. В связи с этим губернские власти, озабоченные созданием металлургической базы в крае, обратились в 1865 г. в Министерство финансов с ходатайством о постройке железоделательного завода в Минусинском округе, а в 1866 г. московским купцом Кольчугиным на реке Абакан было начато строительство завода.
Новый завод имел четыре цеха: доменный, литейный, кузнечный и механический. Завод был оснащен по последнему слову техники: в доменном цехе работа печей велась с помощью паровой машины. В литейном цехе из чугуна изготавливали различные сорта стали, для чего использовали две пудлинговые и четыре сварочные печи. В кузнечном цехе работало 36 горнов, 3 паровых молота, 3 прокатных стана, 1 листопрокатный стан и ножницы. При пудлинговании использовались 9 паровых двигателей. Механический цех был оснащен металлообрабатывающими станками. Проектная мощность завода была рассчитана на 100 тыс. пудов чугуна. Железная руда добывалась открытым способом, что обеспечивало ее низкую себестоимость в 3,5—4 коп. за пуд.
В первые годы деятельности завода его продукция пользовалась спросом на губернском рынке и за его пределами — в Томской и Иркутской губерниях, давая неплохие прибыли. Но к концу гг. обозначились признаки надвигающегося кризиса. Первый владелец завода еще в 1870 г. продал его коллежскому асессору Пермикину, при котором завод был окончательно обанкрочен. Местные власти вынуждены были назначить над предприятием опеку из его кредиторов, а с 1888 г. управление заводом перешло в руки рабочей артели, которое продолжалось 12 лет. На некоторое время удалось улучшить положение дел, выпуск продукции в гг. стал расти, но так и не достиг уровня гг.
Литейное и медеплавильное производство
Возрастание спроса на металлургическую продукцию на губернском рынке в начале гг. стимулировало строительство чугунолитейного завода в Красноярске. Он принадлежал купцу первой гильдии и работал на металле, поступавшем с Абаканского завода. Слесарные, токарные и гранильные работы производились с помощью паровой машины мощностью 10 л. с. На заводе было занято 19 рабочих, стоимость производимой продукции (сельскохозяйственные орудия) составляла 13 540 руб. в год.
В 1874 г. в Ачинском округе был открыт первый в губернии медеплавильный завод, за год его работы было выплавлено 1635 пудов меди, в 1876 г. — 30 798 пудов, однако со следующего года производство стало неуклонно снижаться, в гг. завод работал с длительными перебоями. В целом предприятия металлургической отрасли давали 10—15% от стоимости всей производившейся в губернии промышленной продукции, основную же ее часть давали предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья. Предприятия такого рода (мыловаренные, салотопенные, кожевенные, свечные и пр.), как правило, были невелики. На них было занято от преобладала примитивная технология. А сами предприятия располагались в ветхих зданиях, где работники и работали, и жили, здесь же хранилось сырье и готовая продукция. Их состояние вызывало постоянные нарекания чиновников фабричной инспекции и врачей санитарных комиссий.
В конце гг. доля крупных предприятий выросла в семь раз, и их продукция уже составляла 89,9% в валовом промышленном производстве. Однако столь высокие темпы роста крупной промышленности в губернии были связаны не с позитивными качественными изменениями в ее экономике, а носили чисто конъюнктурный характер. Дело в том, что большую часть крупных предприятий с числом рабочих от 50 и более человек составляли винокуренные заводы, на долю которых в гг. приходилось свыше 60% промышленной продукции. Бурный рост винокурения объяснялся отменой старой откупной системы и переходом к акцизным сборам в производстве и торговле вином. При новой системе право на занятие винокурением предоставлялось без всяких ограничений.
Слабая концентрация капиталов в промышленности замедляла переход к современным машинным технологиям, хотя машинная техника появилась на предприятиях губернии еще в гг. По данным статистического обследования, на конец гг. в Енисейской губернии насчитывалось на которых действовали 23 паровых котла, 18 паровых машин, 2 паровых молота и 1 локомобиль общей мощностью 305 л. с.
Механизация производства
В гг. благодаря удешевлению транспортировки по железной дороге техника стала более доступна, и дело механизации местной промышленности пошло ускоренными темпами. К 1908 г. в обрабатывающей промышленности губернии насчитывался 51 паровой двигатель общей мощностью 822 л. с., к 1916 г. их количество выросло в а мощность — в 3,2 раза, составив в среднем на одного рабочего
Наряду с паровыми двигателями на заводах и фабриках в губернии на рубеже веков появились электрические двигатели. К началу Первой мировой войны они были зарегистрированы на заводах Красноярска, Канска, Минусинска, Енисейска.
Несмотря на известные подвижки в экономическом развитии края, обозначившиеся на рубеже веков, его колоссальный промышленный потенциал был использован очень слабо. Развивались, главным образом, отрасли, связанные с использованием сырьевых ресурсов. Однако и в этом направлении делались только первые шаги. Еще в гг. были открыты запасы каменного угля в Канском, Минусинском, Ачинском и Красноярском округах, но их разработка в те годы не имела промышленного значения, к ней удалось приступить лишь в 1908 г. на Черногорских копях.
Практически не освоенными оставались богатства севера края, где еще в гг. были обнаружены залежи цветных металлов и графита. Лишь в начале ХХ в. приступили к промышленному освоению месторождений меди в Минусинском округе. В 1904 г. здесь было создано акционерное общество «Енисейская медь», предприятия которого были оборудованы по последнему слову техники с использованием электричества.
История промышленного развития города Красноярска во второй половине XIX века
Промышленное развитие Красноярска и Енисейской губернии: ремесленничество, фабричная и золотопромышленность. Значение транспорта в развитии промышленности края: Московский тракт, пароходное движение по Енисею, Транссибирская железнодорожная магистраль.
По-разному складывались судьбы российских и сибирских городов в первой половине 19 столетия в условиях острого кризиса феодализма и бурного развития капиталистических отношений. Красноярск оказался среди быстрорастущих городов, став самым крупным из пяти городов Приенисейского края. За 60 лет (к 1861 г.) его население и число дворов увеличилось в 4 раза ( с 1093 до 4560 мужского пола и с 386 до 1375 дворов).
С начала XIX века в Сибирь хлынули российские казенные крестьяне, которым правительство впервые, хотя сравнительно и ненадолго, разрешило свободно переселяться за Урал.
Мощный импульс для своего развития город на Енисее получил с конца 1822 года, став центром Енисейской губернии.
Одной из наиболее острых и актуальных проблем современного общества является развитие российской промышленности. Успешное функционирование любой отрасли невозможно представить без использования исторического опыта.
История промышленного развития провинциальной аграрной губернии представляет особый интерес с точки зрения оценки ее вклада в российскую промышленность в период бурного экономического развития России во второй половине Х1Х века, начало которому положила отмена крепостного права в 1861 г., устранившая препятствия для проявления предпринимательской активности населения во всех сферах экономической деятельности.
Актуальность исследования определяется также необходимостью изучения опыта прошлого, без которого нельзя говорить об успехах современных экономических реформ в России. Без него невозможно объяснить тенденции и перспективы развития нынешних экономических процессов.
Для Енисейской губернии и поныне сохраняют свое значение вопросы создания и успешного функционирования промышленных предприятий, рассчитанных на переработку продуктов сельского хозяйства, так как и тогда, и теперь Красноярский край в значительной мере является аграрным.
Большой интерес представляет исследование социальной структуры дореволюционного промышленного предпринимательства и ее сравнительная характеристика.
Анализ развития промышленности российской провинции позволит более полно рассмотреть вопросы социальной дифференциации различных категорий предпринимателей, определить их отношение к экономическим преобразованиям и определить уровень отношения отдельных социальных групп к ним. А выяснение характера участия различных слоев населения в процессах реформирования страны в прошлом позволит лучше представить и оценить последствия сегодняшних эпохальных преобразований, спрогнозировать их влияние на социальную ситуацию в государственном и региональном масштабе.
Он прошел славный и поучительный путь: в XVII веке это крупный деревянный острог-крепость, видный опорный пункт русского освоения южной Сибири, через столетие это скромный центр сельскохозяйственной округи, ремесла и торговли, на исходе первой четверти XIX века он становится административным центром огромной Енисейской губернии. В конце 30-40-х годов XIX века Красноярск оказывается в центре крупнейшего в мире золотопромышленного района. Это окончательно превращает его в важный узел общесибирских водных и сухопутных коммуникаций, а также в заметный товарно-распределительный пункт.
К концу века Красноярск уже сравнительно крупный для Сибири центр промышленного производства, а значит и место формирования большого отряда рабочего класса.
Таким образом, целью данной работы является изучение промышленного развития города Красноярска во второй половине XIX века. Указанная цель обусловила решение следующих задач:
1. Описать разные виды промышленности того времени
2. Ознакомиться с различными нововведениями, которые послужили толчком в развитии промышленности города
Глава 1. Промышленное развитие города во второй половине XIX
1.1 Хозяйственная жизнь Красноярс к а
1.2 Домашняя промышленность
1.3 Ремесленный труд
Развитие золотопромышленности оказало огромное влияние на экономику губернии. По количеству вложенных капиталов привлеченных рабочих она занимала первое место. Самый крупный прииск на р. Осиновой принадлежал красноярскому купцу Некрасову.
Отмена крепостного права в 1861 году дала могучий толчок развитию капиталистических отношений в стране. Распространение капитализма вширь захватывало новые районы, в том числе и Сибирь, вовлекая их в общероссийские исторические процессы. Но развитие капитализма и формирование новой социально-классовой структуры на окраинах шло замедленными темпами. Положение Сибири как колонии в экономическом смысле, многоукладность ее экономики, консервация патриархально-родовых и феодальных общественных отношений у народов Сибири сочетались с такими особенностями региона, как отсутствие помещичьего землевладения, многоземелье, определяющий крестьянский тип сельскохозяйственного производства, казенно-кабинетное землевладение. Несмотря на черты колониальной эксплуатации, экономика Сибири развивалась в поступательном направлении. Оживление торгово-промышленной жизни края вызвало заметный подъем сибирских городов.
Развитие Красноярска последней трети XIX века ознаменовалась рядом новых качественных изменений. Город все более приобретает значение не только административно-культурного центра губернии, но и торгово-промышленного, к которому тяготеет прилегающий округ.
Экономическому подъему города способствовал рост населения. Массовое переселение в Сибирь, начавшееся после реформы, затронуло и Енисейскую губернию.
Торгово-промышленное развитие Красноярска в пореформенное десятилетия отставало от общероссийских темпов. Сибирь привлекала русский капитал как громадный рынок сырья и сбыта для промышленности центральных областей страны. Российские капиталисты, опасаясь конкуренции сибирских купцов и промышленников, стремились через систему различных мер, в том числе через кредит товарами, ограничить их предпринимательскую деятельность, превратив в посредников по сбыту своих товаров в Сибири.
В «Обзоре Енисейской губернии за 1884 год» говорилось, что Красноярск и другие города губернии не отличаются оживленностью торговой и фабрично-заводской деятельности: «Жители Красноярска занимаются молочной торговлей, в небольших размерах земледелием, преобладающими ремеслами считаются плотничное, кузнечное и сапожное». Доля Красноярска в производстве промышленной продукции в губернии была незначительной. За тридцать лет пореформенного развития она выросла с 8 до 11 %. (Динамику промышленного развития Красноярска в пореформенное время смотрите в приложении 1).
По своей экономической организации городская промышленность имела сложную структуру. В ней были представлены все стадии промышленного производства: домашняя промышленность, ремесло на заказ, мелкотоварное производство, мануфактура и предприятия фабрично-заводского типа.
Со временем заметно расширяется номенклатура ремесел, углубляется их специализация, появляются новые ремесленные профессии: мясники, колбасники, рыбники, меховщики, шубники, овчинники, обойщики, конопатчики, кровельщики. Рост ремесленников в городе выражается в следующих цифрах: в 1863 году-593 человека, в 1890-1424 человек.
Наиболее распространенным в городе было кожевенное ремесло. Оно возникло в 50-х годах, а в 70-х годах объем кожевенного производства возрос до 20 тысяч рублей. В 80-х годах оно давало 20 % всей промышленности продукции города. Преобладали в основном кустарные мастерские, в которых кожи выделывались вручную самими ремесленниками, членами их семей, иногда привлекались наемные работники.
1.6 Фабричная промышленность
В подавляющей массе городские промышленные предприятия основывались на ручном труде. Лишь в 80-х годах появляются заводы, на которых применялись паровые двигатели. Они возникали как своеобразные объединения нескольких предприятий. Такой комплекс представлял чугунно-литейно-механический и лесопильный заводы, принадлежавшие купцу 1 гильдии А.П. Кузнецову. На чугунно-литейном заводе изготовлялась продукция из сырья Абаканского железоделательного завода. В кирпичном здании завода находились литейная и кузница. Работы в них производились ручным способом. Слесарные, токарные и гранильные мастерские располагались в корпусе лесопильного завода, где помещалась паровая машина мощностью 10 лошадиных сил. Гранильные и токарные работы выполнялись с использованием приводного колеса, присоединенного ремнями к паровому двигателю. Этот же двигатель применялся для приведения в действие и лесопильного инструмента, при протяжке леса использовались две лошади. Корпуса завода находились на берегу Енисея, недалеко от городского парка.
В 1881 году в городе началось строительство кирпичного завода и паровой мельницы купцом К. Плотниковым. Паровой двигатель мощностью 10 л.с. использовался одновременно для механической выделки кирпича и помола муки. В июле 1823 года основан Знаменский стеклоделательный завод.
Появление машин означало переход к фабричной стадии капиталистического производства.
Однако этот процесс в Сибири шел медленно, мешала дороговизна машин, отсутствие кредита, недостаток инженерно-технических кадров.
Существенное место по размерам вложения капитала занимало винокурение. В Красноярском округе в 1882 году было два винокуренных завода, в самом городе три водочных завода. Производство вина приносило прибыли винозаводчикам. Доля этой отрасли в общем объеме промышленного производства составляло 70 %.
Глава 2. Значение транспорта в развитии промышленности
2.1 Московский тракт
2.2 Открытие пароходного движения по Енисею
Главной транспортной артерией был Великий сибирский тракт. Натуральные и денежные повинности по обслуживанию тракта являлись тяжелым бременем для городских обывателей. Но, несмотря на возрастающие поборы, состояние тракта и дорог в пределах города оставалось неудовлетворительным. Современники иронически сравнивали сибирские дороги с «восьмым чудом света». «Море жидкой грязи в распутицу, в сухую погоду пересохшие канавы и кочки, поднимавшиеся на аршин»,- так описывала местная газета дорогу близ Красноярска. Скорость движения по таким дорогам не могла удовлетворять нужд хозяйственного и общественного развития края. Та же газета с возмущением писала о случае, когда обоз с товаром шел из Томска до Красноярска 39 дней.
2.3 Транссибирская железнодорожная магистраль
Основной рабочей силой, занятой на строительстве участка дороги около Красноярска, были арестанты, ссыльнопоселенцы. Положение этой категории рабочих резко отличалось от положения вольнонаемных. Задания для них были более интенсивны, а оплата труда намного ниже, чем у других рабочих. Работы проводились, главным образом, на берегу Енисея по устройству мостовой дамбы.
В конце 1895 года строительство рельсового пути на среднесибирском участке железной дороги, в основном, завершено, а 6 декабря в Красноярск прибыл первый поезд. В следующем году были построены здания железнодорожного вокзала, депо, кузнецы и железнодорожные мастерские. Общая площадь построек превысила 1,5 квадратных версты.
30 августа 1896 года в Красноярске состоялось торжественная закладка железнодорожного моста через Енисей, руководил ею инженер-механик Е.К. Кнорре. Мост протяженностью около километра был открыт 28 марта 1899 года. Автор проекта моста профессор Московского инженерного училища Л.Д. Проскуряков получил за него золотую медаль на всемирной выставке в Париже.
Постройка рейсового пути имела исключительное значение для более широкого вовлечения края в экономическую жизнь страны, ставших ударным отрядом сибирского пролетариата в классовых боях в годы первой русской революции.
В 1822 г. была учреждена Енисейская губерния, административным центром которой стал г. Красноярск, обладающий удобным транспортно-географическим положением. К середине XIX в. Енисейская губерния стала крупнейшим золотодобывающим районом России. В период апогея «золотой лихорадки», который приходится на 1847 г., в заангарской тайге было намыто 1212 из 1270 пудов всего добытого в России золота. Город Красноярск все более стал приобретать значение торгово-промышленного центра губернии.
Экономическому подъему города способствовал рост населения. Массовое переселение в Сибирь, начавшееся после реформы, затронуло и Енисейскую губернию. За 30 лет с 1863-го по 1893 год население Красноярска выросло с 9997 до 17035 человек. Доля губернского центра в общей сложности городского населения губернии составляла 38-40 процентов. Но Красноярск по численности населения все же уступал таким крупным городам Сибири, как Иркутск, Томск, Омск.
Развитие капитализма изменило социальную структуру населения города. Заметно возрастает доля крестьян-мещан, до 60 процентов. Число мещан с 1863-го по 1888 год увеличилось с 2297 до 5385 человек.
Проведением на территории губернии в 1895-1897гг. Транссибирской железной дороги и внедрением капиталистических отношений развивается фабрично-заводская промышленность, основная доля которой приходилась на предприятия железной дороги, добычу золота, винокурение, лесную и железоделательную промышленности.
В последующем в Красноярске как центральном пункте Средне-Сибирской железной дороги были построены депо и главные железнодорожные мастерские в составе вагонного, сборочного, кузнечного, электромеханического и токарного цехов. Мастерские и депо в Красноярске стали самым крупным капиталистическим промышленным предприятием не только в Енисейской губернии, но и во всей Сибири. В 1898 году в них было занято 2000 железнодорожных рабочих.
Оживление торгово-экономической жизни повлекло за собой развитие пароходства. За счет этого еще больше активизировалась торговля.
Московский тракт, железная дорога, пароходство дали новый толчок развитию фабрично-заводской промышленности в сибирских городах.
4. Хроленок С.Ф. Золотопромышленность Восточной Сибири. Иркутск, 1990
Динамика промышленного развития Красноярска в пореформенное время