какие технологии активного обучения использовали на уроке

Применение активных методов обучения в начальной школе

Автор: Гарипова Резеда Ильдусовна

Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах.

Гарипова Резеда Ильдусовна, учитель начальных классов,

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Актуальность: интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьников. Активные методы обучения в процессе педагогического общения привносят в классы нетрадиционные для массовой школы паритетные отношения преподавателя и учащихся, новую философию и ценности образования. Образование сможет выполнить свою роль только тогда, когда получит доступ к сокровенным интересам личности, глубинным сторонам общественного бытия, именно для этого необходимо паритетное (равноправное) общение.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательных интересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.

Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:

1. Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.

2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

3. Организации релаксации и подведения итогов.

5. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.

6. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».

7. Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).

8. Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.

9. Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.

10. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).

Остановлюсь на некоторых из них подробнее.

Динамично помогают начать урок такие методы, как «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Ковер идей» позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».

еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.

Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.

Источник

Использование современных образовательных технологий, реализующих принцип активного обучения.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

учителей начальных классов:

(2 слайд) Уважаемые коллеги! Прежде, чем мы начнем говорить о современных технологиях, хочу предложить вам вспомнить наши школьные годы. Помните, как нам нравилось играть с друзьями на переменках, и как огорчала необходимость читать скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Открою маленький секрет – сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им нами взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.

Возникает вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали у нас самих скуку и раздражение? Я хочу привести один классический пример из литературы,( Марк Твен «Приключения Тома Сойера») помните как Том Сойер, искусно превратил скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась активность и качество работы?! Значит, нужно, применить новые технологии для реализации поставленных целей.

Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от нас абсолютно нового подхода к организации обучения. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим

В течении последних четырех лет мы работаем над выбором и применением технологий, позволяющих активизировать процесс обучения, повысить заинтересованность учащихся в получению новых знаний.

( 4 слайд) Вот несколько определений значения слова технология, взятых из

толкового словаря и высказываний ученых.

( 5 слайд) Суммируя эти высказывания, можно определить, что

педагогическая (образовательная) технология

это система действия всех компонентов педагогического процесса,

построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в

пространстве и приводящая к намеченным результатам.

( 6 слайд) Сегодня, на наш взгляд, наиболее актуальны следующие педагогические технологии:

технология личностно-ориентированного обучения;

технология компетентностно-ориентированного обучения;

технология активного обучения;

технология использования ЭОР;

технология игрового обучения;

технология учебного взаимодействия;

технология продуктивного чтения ;

т ехнология проектно-исследовательской деятельности ; и др.

Использование этих технологий в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Выбор технологии обучения и воспитания зависит от многих факторов (возраста учащихся, их возможностей, подготовленности и готовности учителя, наличия различных условий и т.д.), но предпочтение следует отдавать продуктивным, творческим, активным технологиям.

Сегодня предлагаем рассмотреть некоторые современные технологии, которые позволяют активизировать учебный процесс.

(7 слайд) *технология активного обучения;

* технология проектной деятельности;

* технология продуктивного чтения.

(8слайд) Технология «Активные методы обучения»

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: в наш век информационного бума, знания необходимо постоянно обновлять путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

Это очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

Активные методы обучения целесообразны на всех этапах урока: организационный момент, при объяснении нового материала, закреплении и систематизации изученного, организации самостоятельной работы и т.д.

Давайте рассмотрим подробнее эти методы.

( 9слайд) Для динамичного начала урока подходят такие методы, как «Улыбнемся друг другу», «Поздороваемся глазами», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными заданиями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

( 10 слайд) Для выяснения образовательных целей учащихся, их ожиданий и опасений можно использовать метод «Фруктовый сад». Этот метод чаще используется на внеклассных занятиях, когда мы хотим повысить мотивацию к учению, выяснить ожидания и опасения уч-ся, учим детей говорить о своих желаниях и проблемах.

( 11слайд) Заранее готовятся два больших плаката или слайд с нарисованными на нем деревьями. Одно дерево «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Детям раздаются вырезанные из бумаги яблоки и лимоны.

Учитель предлагает детям попробовать определить, что они ожидают (хотели бы получить) от урока и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников, уверенность и неуверенность в своих знаниях и т. д. Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Прикрепляют фрукты к ветвям.

(Если этот метод применяется на уроке, то дети пишут, что им известно по данной теме и что не известно).

Учителю этот метод позволяет лучше понять класс и каждого ученика. Полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков для обеспечения личностно-ориентированного подхода.

Ученикам данный метод позволит более чётко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения с тем, чтобы учитель мог их знать и помочь в их преодолении, учитывать в образовательном процессе.

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса. Следующий метод «Составление кластера». Он может быть использован для организации индивидуальной и групповой работы в классе и дома. Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной теме и дополнить их новыми, может быть самостоятельно полученными.

Работы над составлением кластера проходит поэтапно.

(12слайд) В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, по данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

(13- 14 слайд) Например мы составляли «Кластер» по теме «Имя существительное» «Природные зоны. Зона степей».

(15слайд) На этапе обобщения знаний используем метод «Составления синквейна».

Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Тема синквейна должна быть близкой и понятной детям. Этот метод используется на уроках русского языка при изучении словарных слов:

Ведёт, бежит, поворачивает

По извилистой дорожке бегут ребята.

Удобно использовать синквейн на уроках литературного чтения для составления характеристики героя.

Ехал, сражался, победил

Всем людям радость дарил.

( 18 слайд) Синквейн о самом методе.

С помощью данного метода обогащается словарный запас, развиваются навыки стихосложения, творческие способности учащихся.

Завершить урок можно, применив такие методы, «Ромашка», « Мудрый совет». Дети отрывают лепестки ромашки, и отвечают на основные вопросы, относящиеся к теме урока. Или на чистом лепестке ромашки пишут свой вопрос или совет.

Эти методы помогают эффективно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке.

Разумное и целесообразное использование АМО значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций.

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

( 20 слайд) Использование ИКТ на уроке позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

1. Принцип равенства позиций

2. Принцип доверительности

3. Принцип обратной связи

4. Принцип занятия исследовательской позиции.

Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.

( 21слайд) Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)

обеспечивает наглядность ( подвижную);

привлекает большое количество дидактического материала;

повышает объём выполняемой работы на уроке;

обеспечивает высокую степень дифференциации обучения

( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

расширяет возможность самостоятельной деятельности;

формирует навык исследовательской деятельности;

обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

способствует повышению качества образования

Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока, на внеурочных и внеклассных занятиях. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание охране здоровья обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

( 22 слайд) Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет решить одну из важных задач обучения, повышение уровня знаний.

Т ехнология проектно-исследовательской деятельности;

Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике. Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика, переносит нас в первую треть двадцатого века, связывая сегодняшние исследования и эксперименты с той порой. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952). Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных задач.

В 30-е. годы метод проектов был отменен как чуждый советской школе.

Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновлённом виде.

( 24 слайд) Технология проектного обучения — альтернативная технология, которая противопоставляется классно-урочной системе, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс.

Проект — буквально это «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с проектом, развивать творческое мышление.

Эффективность применения проектной деятельности заключается в том, что:

1) происходит развитие творческого мышления

2) качественно меняется роль учителя: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.

3) вводятся элементы исследовательской деятельности;

4) формируются личностные качества учащихся, которые развиваются лишь в деятельности (развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела);

5) происходит включение учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).

( 25 слайд) Главное для учителя, использующего метод проектов в своей работе – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Занятия проектной деятельностью предполагает наличие у школьников определённого набора качеств: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность, исследовательские, оценочные, информационные умения. Готовы ли дети младшего возраста к такой деятельности? Конечно же нет! Их этому нужно учить.

В этом учебном году мы ввели новый курс во внеурочной деятельности «Учусь создавать проект». О содержании этого курса и формах работы расскажет учитель начальных классов Сапунова Г.А.

Практика показала высокую эффективность внедрения активных методов обучения в учебно-воспитательный процесс, т.к эти методы стимулируют внутреннюю познавательную мотивацию, способствуют повышению активности и самостоятельности учащихся, формированию

информационной и общей культуры.

Об использовании на своих уроках технологии продуктивного чтения расскажет учитель начальных классов Полянская Е.В.

Подводя итоги, можно утверждать, что использование данных образовательных технологий позволяет перейти к обучению в рамках новой образовательной парадигмы, повысить мотивацию школьников к обучению, сделать более продуктивным процесс усвоения учебного материала, содействовать успешному формированию ключевых компетенций у обучающихся.

( 26 слайд) И завершить сегодняшний семинар хотелось бы словами:

Источник

Технология активного обучения на уроке и во внеурочной деятельности

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технологии активного обучения на уроке и во внеурочной деятельности.

Глава I . Теоретические основы технологии активного обучения.

1.2. Сущность и признаки активных методов обучения ……. 10

1.3. Классификация активных методов обучения …………. 16

1.4. Характеристика основных активных методов обучения…. 19

Глава I I . О пыт реализации технологии активного обучения

на практике в учебно-воспитательном процессе.

2.1.Применение технологии активных методов обучения на уроках

и во внеурочной деятельности (из опыта работы) ……………. 26

Формирование личности ребенка является главной задачей современного образования, поддерживание физического и психического здоровья, раскрытие его творческих возможностей.

Довольно много положительных направлений появилось в современном образовании: складывается разнообразие педагогических методов к образованию школьников; у учителя появилась свобода для креативного поиска, образовываются авторские школы; предоставлено право родителям предпочитать педагогическую систему. На учителя возлагаются все более ответственные задачи. С каждым годом увеличивается количество информации, которую приходится изучать учащимся. Потенциал самих учащихся при этом небезграничен.

Современные требования в связи с этим предъявляются уже не столь к количественной, как к качественной стороне обучения.

Использование современных образовательных технологий ставится во главу угла. На наших глазах традиционная система преподавания понемногу уходит в историю. Активные методы обучения выходят на первое место, которые предоставляют возможность энергично участвовать в учебном процессе самим обучающимся.

Актуальность: острой необходимостью повысить современную дидактическую систему привлечь внимание к активным методам обучения и сделать это с минимальным риском, т.е. за счет профессионализма педагога, а не перегруженности школьников. В результате педагогического общения АМО дают в классы нетрадиционные для массовой школы паритетные отношения учителя и учащихся, новую философию и ценности образования. Осуществить свою роль образование сможет только тогда, когда получит допуск к внутренним интересам человека, скрытым сторонам общественной жизни, именно для этого необходимо паритетное (равноправное) общение.

Проблема активности человека в обучении – одна из важных как в образовательной деятельности, так и в психологической, педагогической науке.

Предметом исследования – Технологии активного обучения.

Цель работы: изучить особенности, задачи и применение активных методов обучения.

1. Изучить опыт использования активных методов обучения;

2. Рассмотреть классификации и характеристику активных методов обучения.

3.Разработать практические рекомендации по применению отдельных технологий активного обучения.

Отличительная черта активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено желание к практической и мыслительной активности, без которой нет прогресса в овладении знаниями.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, желание учащегося к учению, к исполнению индивидуальных и общих заданий, внимание к деятельности учителя и других учащихся.

Желание и способность самостоятельно мыслить принято, рассматривать под познавательной самостоятельностью, умение ориентироваться в новой ситуации, к решению задачи находить свой путь, готовность познавать не только усваиваемую учебную информацию, но и способы получения знаний; серьезный подход к суждениям других, самостоятельность собственных суждений.

— принимать во внимание возрастные и личностные качества детей;

— эффективность повторения будет характеризоваться желание обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;

— самостоятельная активность обучаемого предполагает устремление его к теоретическому осмыслению знаний, творческому поиску решения проблем;

— учитель будет понимать смысл использования активных методов обучения в целях формирования и воспитания школьников, использовать технологии введения активных методов обучения в образовательный процесс и обеспечивать управление ими.

Глава I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

1.1. РАЗВИТИЕ ИДЕИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ИСТОРИИ

На протяжении всего периода формирования и развития педагогики давно до оформления её в отдельную научную дисциплину мысль активизации обучения высказывались учёными.

1.2. СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Активное обучение — это организация и ведение учебного процесса, который нацелен на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся при помощи комплексного, применения педагогических и организационно-управленческих средств (В. Н. Кругликов, 1998).

Результат образовательного процесса в основном зависит от используемых методов обучения.

Методы обучения – это приемы совместной деятельности учителя и учеников, которые направлены на достижение ими педагогических целей (Коджаспирова,2004,с.97).

Методы обучения подразделяются на три группы:

1) Пассивный метод – это форма совместной работы учеников и педагога, где педагог является основным действующим лицом, который управляетходом урока, а учащиеся пассивные слушатели, подчиненные указаниям учителя.

Взаимосвязь учителя с обучающимися в таких уроках осуществляется при помощи опросов, самостоятельных, контрольных работ,тестов и т. д.

С точки зрения современных педагогических технологий по эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считают самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и определенные преимущества.

Со стороны учителя – быстрая подготовка к уроку, и возможность дать гораздо больше учебного материала в ограниченное время урока. Самый распространенный вид пассивного урока – лекция, широко распространенный в ВУЗах,имеющие четкие цели глубоко изучать предмет, часто используется и в школе.

2) Интерактивный метод.

В пассивном уроке основным действующим лицом является преподаватель, в активном преподаватель и ученики находятся на равных правах. Пассивные методы предполагают авторитарный стиль взаимодействия, активные демократический стиль.

Многие дидакты между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, но, несмотря на общие признаки, они имеют значительные различия. Интерактивные методы рассматриваются как наиболее современная форма активных методов (Сластенин,2002,с.204–206).

К активным методам обучения относят:

а) дидактические игры;

б) анализ конкретных ситуаций;

в) решение проблемных задач;

г) обучение по алгоритму;

д) мозговую атаку, вне контекстные операции с понятиями и др.

Термин «Активные методы обучения» или «Методы активного обучения» (АМО или МАО) был предложен Ю.Н. Емельяновым в начале 60-х годов ХХ века.

Он использовал его для характеристики отдельной группы методов,применяемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других). При этом активными являются не методы, активным является только обучение. Оно перестает носить воспроизводимый характер и превращается в произвольнуювнутренне обусловленную деятельность учеников по накоплению и преобразованию личного опыта и компетентности.

Возникновение методов активного обучения связано с желанием учителей активизировать познавательную деятельность учащихся или содействовать ее повышению.

При использовании активных методов обучения ученик становится активным участником педагогического процесса. Преподаватель же обеспечивает правильный процесс прохождения обучения, выступая как консультант. Эти новые роли и свойственные им характеристики позволяют на деле развивать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешногочеловека (Кукушин, 2005,с.165 – 168).

Таким образом, активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, таки посредством совершенствования организации и управления учебным процессом в целом.

Учебный процесс, использующий АМО, базируется наряде принципов :

1. Принцип индивидуализации предполагает учет личностных особенностей учеников и позволяет миновать уравниловки, обеспечивает каждому шанс максимального раскрытия талантливости для получения соответствующего этим способностям образования.

Осуществление индивидуализации обучения возможно по:

— содержанию, когда учащийся имеет возможность корректировки направленности получаемого образования;

-по объему, что дает возможность способным и заинтересованным слушателям углубленное изучение предмета в познавательных, научных или прикладныхцелях;

— по времени, допуская изменение в определённых рамках регламента изучения определённого объёма учебного материала в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ученика и формой их подготовки.

2. Принцип гибкости совмещает вариативную подготовку, учитывающую запросы заказчиков и пожелания учащихся, с вероятностью быстрого осуществления прямо в процессе обучения, изменения её направленности. Выбор подготовки должны появляться и меняться всоответствии с изменениями на рынке труда. Принцип осуществляется при работе вузов по подготовке кадров по прямым связям с заказчиками образовательных услуг, получившей название целевой подготовки по прямым договорам.

3. Принцип элективности предоставляет слушателям максимальновероятную свободу выбора образовательных маршрутов элективных (кратких, обзорных или узко специализированных) курсов, получением на этой основе специфического набора знаний отвечающих личностным способностям ученика, его познавательным интересам.

4. Принцип контекстности подчиняет содержание обучения содержанию и условиям применения будущей профессиональной деятельности,

в итоге обучение обретает контекстный характер, способствуяускорению профессиональной адаптации.

5. Принцип сотрудничества подразумевает развитие отношений сотрудничества, взаимовыручки участников процесса, атакже развитие уважения, доверия к ученику, с предоставлением ему условия для проявления инициативы и личной ответственности за результат.

Адекватности учебно-познавательной деятельности характеру будущихпрактических (профессиональных или ролевых) задач и функций обучаемого. В основном это касается вопросов личностного общения, служебных идолжностных взаимоотношений. При его реализации возникает возможность формирования эмоционально-личностного восприятия обучающимися профессиональной деятельности.

Исследования изучаемых проблем и явлений. Осуществляются признаки,позволяющие обеспечить развитие начальных умений, нужных для успешного самообучения, основанного на способности анализа, обобщения, творческого подхода к использованию знаний иопыта.

Свободное, индивидуальное взаимодействия учениковс познавательным материалом. При классическом обучении учитель пропускает через себя весь учебный материал. При активизации обучения учитель выступает в роли направляющего, участвует в процессе взаимодействия с учебным материалом. Учитель становится руководителем самостоятельной работы обучающихся, выполняя принципы педагогики сотрудничества.

Мотивации. Активность как личная, так и групповая самостоятельно организованная учебно-познавательная деятельность учеников, формируется и поддерживается системой мотивации. В тоже времяк числу применяемых учителем мотивов к ученикам выступают:

-творческий характер учебно-познавательной деятельности;

-игровой характер проведения занятий;

-эмоциональная вовлеченность (Орлов,2004,с.158 –165).

1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Групповые методы обучения применяются сразу к нескольким участникам учебного процесса (группе), а индивидуальные используются непосредственно к какому-то определенному человеку, который самостоятельно занимается осуществлением своей подготовки, но без общения с другими участниками учебного процесса (Сластенин,2002,с.212).

Разные педагоги подразделяют активные методы обучения (АМО)по разным критериям, деля их на различное количество групп АМО.

Так, например, известный ученый Ю.Н. Емельянов объединяет активные групповые методы в три основных блока:

а) дискуссионные методы (дискуссия в группе, анализированные различных ситуаций из практики, разбор ситуаций морального выбора и др.);

б) игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые игры, ролевые игры; контригра;

в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).

По характеру учебно-познавательной деятельности среди АМО выделяют: имитационные методы, которые базируются на имитации профессиональной деятельности, и не имитационные. ( Приложение 1)

Имитационные методы в свою очередь разделяются на игровые и неигровые. К игровым методам относятся такие методы, при осуществлении которых обучающиеся выполняют определенные роли. А при неигровых методах анализируются конкретные ситуации, выполняются действия по инструкции.

Не имитационные методы предполагают отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности.

В зависимости от типа деятельности обучающихся во время поиска решения задач выделяют методы, построенные на:

распределении по различным признакам предметов или действий;

совершенствование процессов и структур;

создании и планировании объектов;

выборе способов действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях;

демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие.

По количеству участников выделяют : индивидуальные, групповые, коллективные методы. Например, Воронова А.А. распределяет методы активного обучения на три основных типа:

Ситуации ставятся ведущим перед всей группой обучающихся, они бывают разными по дидактической направленности и применяются согласно с какой-то задачей, например:

2) Социально-психологический тренинг.

Учитель в данном случае не выполняет лидирующую функцию, а просто доброжелательно наблюдает за ситуацией, обеспечивает организацию и осуществление совместной деятельности обучающихся.

3) Игровое моделирование или имитационные игры.

Игры (имитационные) подразделяются на деловые и организационные.

В деловых играх заранее задана имитационная модель, а в организационных обучающиеся сами выбирают систему решений (Коджаспирова,2004,с.241–249).

В педагогике также классифицируют активные методы обучения, выделяя четыре группы, которые подразумевают объединение групповых и индивидуальных форм занятий, причем главными являются первые.

Дискуссионные методы (проведение свободных и направленных дискуссий, на которых, обсуждаются жизненные и профессиональные ситуации), построены на живом и реальном общении обучающихся, припассивной роли ведущего, который выполняет организационную функцию, помогает обмениваться мнениями, и если необходимо управляет процессом создания и принятия совместного решения.

Игровые методы (деловые, организационно – деятельностные, имитационные, ролевые игры, психодрама, социадрама и др.), могут использовать все или несколько важных элементов игры (игровой ситуации, роли, активном проигрывании, реконструкции реальных событий и т.п.) и направлены на приобретение новых знаний, которые были недоступны участникам.

Рейтинговые методы (рейтинги эффективности, рейтинги популярности), активизируют работу обучающихся за счет соревновательной деятельности.

Тренинговые методы стимулируют, корректируют, развивают воздействия на обучающихся и их поведение. (Сластёнин,2002,с.214)

Можно сделать вывод, что все группы активных методов обучения предполагают особенную организацию взаимодействия участников, которые пребывают в позиции учащихся, и обладают своими специфическими особенностями.

Поэтому, в настоящий момент нет единого взгляда на проблему классификации АМО, и любая из рассмотренных классификаций имеет как свои достоинства, так и недочеты. (Беспалько,1995,с.108).

1.4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Главной задачей педагога является приобщение аудитории к объективным противоречиям развития научного знания и путям их разрешения. В совместной деятельности с учителем обучающиеся приобретают новые знания, обнаруживают теоретическое своеобразие определённой науки.

Логика проблемного обучения отличается от закономерности информационного обучения. В отличие от информационного обучения, при котором сведения вносятся как знакомый материал для заучивания, при проблемном новое знание подаётся как неизвестное для учащихся. Деятельность учащихся заключается в том, чтобы не просто изучить материал, а активно включиться в поиск нового для себя знания. Главный педагогический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении – создание проблемной ситуации в форме когнитивной задачи, устанавливающей какое-либо противоречие в ее условиях и заканчивающейся вопросом, который это противоречие обобщает.

С помощью определенных методических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение идей, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.) педагог подталкивает обучающихся к коллективному рассуждению, поиску нового знания. Главнейшая роль в проблемном обучении отводится взаимосвязи через диалог. Чем выше степень диалогичности обучения, тем ближе она к проблемной, а монологическая подача материала приближает обучение к информационной форме.

– присутствие задачи и проблемы и разделение функций между участниками их решения.

– взаимодействие членов игрового урока, как правило через осуществление дискуссии. Любой из респондентов может в процессе обсуждения одобрять или не одобрять мнение других участников;

– ввод учителем в течение урока регулирующих условий. Так, педагог может остановить обсуждение и дополнить новые сведения, которые необходимо учесть при решении предложенной проблемы, перевести обсуждение в другое направление, и т.д.;

– анализ итогов дискуссии и подведение результатов преподавателем.

– присутствие исследовательской, методической проблемы или задачи, предлагаемой обучаемым преподавателем;

– распределение респондентов на небольшие конкурирующие группы (группу может представлять один учащийся) и создание ими путей решения поставленной задачи.

– проведение итогового собрания научно-технического совета(или другой похожей с ним организации, на котором с применением метода разыгрывания ролей группы общедоступно отстаивают созданные версии ответов).

В последующем это даст возможность ему более продуктивно решать трудные методические вопросы.

Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) возникает как ход диалогического общения сторон, в процессе которого осуществляется приобретение практического навыки совместного участия в рассмотрении и разрешении теоретических и практических задач.

На семинаре-дискуссии обучающиеся овладевают умениями конкретно излагать свои идеи в докладах и выступлениях, инициативно защищать свое мнение, доказательно возражать, оспаривать ошибочную точку зрения оппонента. В такой работе ученик приобретает ресурс возможности организации собственной деятельности, что и создает высокий уровень его умственной и индивидуальной активности, причастности к процессу учебного познания.

Обязательным правилом организации результативной дискуссии становятся личные знания, которые добываются учащимися на прошлых уроках, в ходе самостоятельной работы.

— распределяет обязанности и модели участия обучаемых в совместной работе;

-управляет ходом семинара;

-подводит итоги осуществившейся дискуссии.

В течении семинара-дискуссии руководитель предлагает вопросы, делает отдельные замечания, уточняет основные мысли выступления обучающегося, подчеркивает противоречия в рассуждениях.

На таких занятиях требуется доверительный тон общения с обучающимися, интерес в излагаемых суждениях, доступность, бескомпромиссность в требованиях. Не допускается подавление своим авторитетом активность учащихся, следует обеспечить условия интеллектуальной свободы, задействовать средства преодоления препятствия общения, осуществлять педагогику сотрудничества.

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) нацелен на организацию групповой коллективной работы по нахождению нестандартных путей решения задач.

Использование данного метода в учебном процессе способствует решению следующих задач:

– творческое усвоение учениками учебного материала;

– связь теории с практикой;

– развитие умения акцентировать внимание и мыслительные усилия на решении важной задачи;

– формирование опыта совместной интеллектуальной работы (Коджаспирова,2004,с.352).

С появлением технологии активного обучения давно известные учителям драматизация и театрализация стали одной из версии деловой игры ишироко применяются в технологии диалога культур.

Драматизация – инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на занятиях. Ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и явления из разных областей знаний.

Театрализация – театральные представления разных жанров по учебному материалу вовнеурочное время с массой участников, длительные по времени, с декорациями и другими реквизитами. В них вовлекаются все ученики класса или всех классов параллели, старшие школьники и учащиеся младшего возраста. Это могут быть постановки по программным литературным произведениям, историческим сюжетам и т.п.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *