какие технологии были привезены в россию объединенной киносетью первыми среди конкурентов
Объединенная киносеть «Okko» откроет первый в России зал с технологией ScreenX
kinoteatr.ru
Объединенная сеть кинотеатров «Кино Okko» («Синема парк» и «Формула кино») совместно с южнокорейской компанией CJ 4DPLEX откроет первый в России кинотеатр с технологией ScreenX. Новый кинозал ScreenX появится в рамках реконструкции кинотеатра «Формула Кино Европа» в ТРЦ «Европейский». Об этом «Афише» рассказали в пресс-службе «Okko».
ScreenX — специальная технология мультипроекции для кинотеатров, которая обеспечивает панорамный обзор в 270 градусов. Для более широкого обзора в качестве продолжения основного экрана будут использоваться два дополнительных экрана на боковых стенах кинозала.
«Мы считаем необходимым внедрение современных технологий в кинотеатры нашей объединенной сети для того, чтобы наши гости могли получить уникальный пользовательский опыт, который уже доступен зрителям в некоторых странах Европы», — рассказал Алексей Васянин, исполнительный директор по кинотеатральному направлению Rambler Group.
пресс-служба Объединенной киносети «Кино Okko»
По данным «Коммерсанта», билеты в кинозал нового формата будут стоить примерно на 20% дороже обычных. Переоборудование одного зала под технологию ScreenX обошлось примерно в 100 млн рублей. Дата открытия нового кинозала пока не называется.
Первый кинотеатр под брендом «Okko» открылся в московском ТРЦ «Афимолл» весной. Билеты на сеансы в этот кинотеатр можно приобрести здесь.
Алексей Васясин: «Одна из ошибок индустрии заключается в том, что она строит планы, исходя исключительно из киноконтента»
Исполнительный директор Rambler Group по кинотеатральному направлению − о рынке, конкуренции и фильмах
В конце октября 2018 года Rambler Group объявил о ребрендинге сети «Формула Кино» и «Синема Парк», а также о ее объединении с онлайн-кинотеатром Okko. В середине марта 2019-го в Москве открылся первый кинотеатр под новым брендом – «Кино Okko Афимолл Сити». Следующей площадкой, которую ждет масштабное обновление, станет кинотеатр в столичном торговом центре «Европейский». О скепсисе рынка в отношении ребрендинга сети, изменениях в контентной политике и растущей конкуренции БК расспросил исполнительного директора Rambler Group по кинотеатральному направлению Алексея Васясина.
Хотелось бы начать с итогов 2018 года для сети: как вы их оцениваете? Как изменились показатели бокс-офиса и концешн по сравнению с предыдущим годом?
В целом результаты прошлого года мы расцениваем как удовлетворительные. В течение года мы корректировали планы, но это было связано с тем, что вся индустрия развивалась совсем не так, как ожидалось. Причин для этого было много – и прогнозируемых, и частично прогнозируемых, и вообще не прогнозируемых. К последним можно отнести трагедию в Кемерово. К частично прогнозируемым – масштабы роста пиратства, которые оказались выше предполагаемых, и то, насколько чемпионат мира по футболу отвлек внимание от других видов развлечений. К прогнозируемым можно отнести тот факт, что и Москва, и Санкт-Петербург, и регионы активно развивают зоны развлечения, которые также конкурируют с кинотеатрами. Безусловно, все ожидали, что ситуация в отрасли будет лучше, но рынок просел – и мы вместе с ним. Но сейчас у нас есть поводы для оптимизма. Результаты первых месяцев показывают, что рынок восстаналивается, а мы как его лидеры растем существенно быстрее, чем индустрия. Так, по темпам роста выручки в январе-феврале 2019 года мы в два раза опережали среднеотраслевые показатели. Не последнюю роль в том, что наблюдается восстановление позиций по сравнению с 2018 годом, наверное, играет репертуар.
Как вы оцениваете график релизов на этот год?
Я вообще позитивно смотрю в будущее и хорошо оцениваю репертуарный план на 2019 год. Но плох тот бизнесмен, который не делает выводы из своих ошибок. Одна из ошибок индустрии заключается в том, что она строит свои планы, исходя исключительно из киноконтента. В результате проседание проектов по качеству автоматически приводит к падению рынка. Поэтому мы будем снижать эту зависимость, находить оригинальные решения, которые меньше зависят от кинотеатрального контента. Это может быть фестивальное кино, спортивные и киберспортивные мероприятия или, к примеру, трансляции концертов. Недавний показ концерта корейской группы BTS, на который у нас были проданы все билеты, – очень вдохновляющий пример.
Не так давно стало известно о приходе в объединенную сеть Елены Захаровой. Как вы оцениваете данное кадровое решение? Какие нововведения ожидаются в сети? Какова в таком случае судьба Светланы Ястребовой?
Я очень рад, что Елена присоединилась к нашей команде, потому что это один из лучших специалистов на нашем рынке. Она успешно работала в крупных киносетях и обладает действительно уникальным опытом, который, я уверен, будет полезен для нашего дальнейшего развития. Для нас также особенно важно, что она умеет одинаково хорошо работать как с традиционным контентом, так и с альтернативным. С учетом того, что я говорил о планах по усилению роли альтернативного контента, мы хотели, чтобы оба этих направления развивал один человек – это продуктивно с точки зрения синергий между ними. Светлана приняла решение покинуть нашу команду. Она прекрасный специалист по традиционному контенту, я благодарен ей за сотрудничество и желаю удачи – профессионал такого уровня всегда будет востребован на рынке.
Могли бы вы тогда озвучить планы по развитию альтернативного контента на этот год? Какими вам видятся перспективы этого направления с учетом нового закона о фестивалях?
Планов очень много, с приходом Елены мы их дорабатываем. Но готовы рассматривать все самые смелые и неординарные идеи. Продюсеры и прокатчики могут приходить к нам – если контент интересный, если мы видим в нем потенциал, то обязательно его поддержим. Принятие нового закона усложняет организацию фестивалей, но не закрывает их. Уверен, что в конечном итоге мы построим качественный процесс взаимодействия, история с ГУРВИНЕКОМ и КОРОЛЕВСКИМ КОРГИ – тому подтверждение. Да, мы не всегда соглашаемся с минкультом, у нас есть собственная позиция. Но я благодарен Павлу Степанову за то, что между регулятором и рынком начинает выстраиваться диалог.
В прошлом году был анонсирован ребрендинг сети, в результате чего она должна быть переименована в Okko. На какой стадии сейчас находится этот процесс?
Ребрендинг идет в соответствии с планом. Мы изначально говорили, что это будет довольно долгий процесс, который продлится больше года. Ребрендинг – это не просто смена вывески и логотипа на рекламных материалах, это и пересмотр customer journey, и поиск интересных технологических решений, и многое другое. В марте мы открыли первый кинотеатр под брендом «Кино Okko Афимолл Сити». Если проводить аналогию с профессиональным спортом, то это своего рода зарядка, потому что большинство изменений затронули как раз визуальные элементы. Первой полноценной «тренировкой» будет наш кинотеатр в ТЦ «Европейский». В нем мы сейчас активно прорабатываем customer journey map, делаем интересные с технологической точки зрения вещи – все, что позволит людям увидеть, чем «Кино Okko» отличается от традиционного кинотеатра. В условиях, когда бόльшая часть контента не эксклюзивна, в том числе основные блокбастеры, создавать такие отличия, выделяющие тебя на рынке – важная задача.
Как вы отнеслись к скепсису по поводу идеи ребрендинга сети со стороны рынка?
С воодушевлением, особенно с учетом того, что зрителям и партнерам, которые были на открытии «Кино Okko Афимолл Сити» и после него, обновленный кинотеатр понравился. Вообще, один из главных принципов того, что мы делаем, – вызывать эмоции. Это может быть одобрение или скепсис, но не безразличие. Если нашим клиентам не будет нравиться концепция, мы, конечно, будем готовы ее корректировать. Но мы точно не будем слушать неаргументированные мысли участников рынка. Мы очень тщательно выбирали бренд для объединенной киносети и считаем, что Okko – лучший вариант для тех задач по объединению онлайн- и офлайн-кинотеатров, которые мы перед собой ставим. Бренд Okko, на наш взгляд, расширяет границы традиционного офлайна и вообще отличается от всего, что есть на кинотеатральном рынке. Если сегодня спросить зрителя, какой кинотеатр он предпочитает, он ответит, что ходит, например, в «Океанию» или «Ривьеру», но не сможет назвать кинотеатральную сеть. Наша задача – сделать так, чтобы человек понимал, почему из всех кинотеатров он должен выбрать именно Okko.
Объединенная сеть остается лидером по числу киноплощадок в России, тем временем другие игроки продолжают укрупнение, открывая новые кинотеатры. Как вы оцениваете имеющуюся конкуренцию на рынке? Как относитесь к появлению в России южнокорейской сети CJ CGV, которая хочет занять больше 40 процентов рынка? Каковы ваши планы по увеличению числа экранов на ближайшие несколько лет?
Действительно, мы в два раза опережаем ближайших конкурентов по количеству кинотеатров и экранов. Еще мы безусловные лидеры в части IMAX – у нас больше 55 процентов экранов этого формата. Мы продолжим открывать новые кинотеатры, но в прошлом году приняли совершенно сознательное решение сфокусироваться на настройке существующей мегамашины, которая получилась в результате объединения двух крупнейших киносетей, «Синема Парк» и «Формула Кино», а не на расширении сети, так как считали, что это даст больший эффект в перспективе. Благодаря профессионализму и слаженным действиям команды мы решили все основные задачи и сейчас снова возвращаемся к расширению сети. В этом и в последующие годы планируем открытие новых площадок и ведем активные предметные переговоры по этому поводу. Но при этом мы хотим не просто оставаться лидером по количеству залов или технологий. Наша задача гораздо более сложная и интересная – изменить пользовательский опыт похода в кино. Что касается CJ CGV, то рано оценивать их перспективы. Пока не открылся даже первый кинотеатр, хотя о планах занять 40 процентов рынка они заявили довольно давно. Мы не можем повлиять на чьи-то планы, но можем более эффективно делать собственную работу. Именно этим мы и занимаемся.
В январе стало известно, что объединенная сеть начала тестировать систему абонементов в кино. На каком этапе сейчас находится эта программа? Как вы планируете развивать этот сервис? При этом сеть участвует в программе абонементов «Киноголик». Будете ли вы оставаться в этом приложении или перейдете на свою систему?
Мы ведем техническую доработку абонемента и получаем согласие от всех правообладателей, поскольку у дистрибьюторов есть свои требования по контролю за продажами. Мы прорабатываем связку ЕАИС – «Киноплан», чтобы те данные, которые хочет видеть дистрибьютор, отражались в ЕАИС. Также мы совершенствуем наполнение продукта, чтобы он был максимально полезным и привлекательным для любителей кино. Так, например, в нем могут появиться дополнительные преференции по покупкам в кинобаре или в онлайн-кинотеатре. Что касается «Киноголика», то общее у нас – только слово «абонемент». По сути же у нас будет совершенно другой продукт, который объединит опыт просмотра кино в онлайне и офлайне. Пока планов выхода из программы «Киноголик» у нас нет.
Что вы можете сказать о стоимости билетов – планируете ли менять ценовую политику, подстраиваясь под сегодняшние реалии? На ваш взгляд, поменялись ли предпочтения зрителей в условиях кризиса?
Мы не планируем менять стоимость билетов, но при этом будем внимательно следить за ситуацией на рынке и на нее реагировать. Что касается ценовых предпочтений зрителя, то все зависит от качества продукта. За качественный ожидаемый контент люди голосуют деньгами, выбирая форматы подороже. И наоборот. На мой взгляд, правильнее говорить, что зритель стал более требовательным. Пример – отличный проект «Ночь пожирателей рекламы», который очень качественно «упакован». Если вы спросите людей, нравится ли им смотреть рекламу и готовы ли они платить за это деньги, они ответят «нет». А нравится ли смотреть лучшую в мире рекламу с комментариями профессионального ведущего – скажут «да». У нас как раз стоит задача находить такие нишевые продукты и пытаться их масштабировать.
Какие изменения происходят по линии кинобаров? Меняются ли здесь предпочтения посетителей кинотеатров? В одном из интервью вы говорили, что Rambler Group обновляет кинобары, причем рассматривает разные варианты – и классического кинобара, и самообслуживания, и новые нестандартные. Какие в данном случае могут быть нестандартные решения?
Предпочтения людей в этом плане довольно стабильны: в кинобаре они по-прежнему больше всего любят поп-корн, на втором месте – начос. Но мы постоянно работаем над расширением ассортимента. Например, на запуске «Кино Okko Афимолл Сити» мы презентовали фиолетовый попкорн с черничным вкусом. Он многим запомнился, теперь его можно будет купить в кинобаре. Но также мы вводим и совершенно новые продукты, включая нишевые, наример, для любителей здорового образа жизни. В результате даже на падавшем рынке в 2018 году средний чек в кинобаре рос. Что касается новых форматов, то мы действительно планируем попробовать в одном из наших кинотеатров сделать open bar. Также рассматриваем вариант создать принципиально новые решения из комбинации стандартных и нестандартных. Мы много общаемся с поставщиками, в том числе с Heineken и Coca-Cola, чтобы понять, как можно применить уже существующие на других рынках best practices или найти совершенно новые идеи, которые будут интересны гостям. Мне бы хотелось, чтобы, приходя в наши кинотеатры, они видели, чем мы отличаемся от других.
Возвращясь к теме премиум-форматов: если с популярностью формата IMAX все понятно, то оправдывают ли себя другие, например, LUXE, D-Box, 4DX? Насколько рентабельно применение таких технологий?
Говорить, что они могут встать в один ряд с IMAX, наверное, нельзя. Но такие форматы оправдывают себя с финансовой точки зрения и, что не менее важно, формируют свою лояльную аудиторию. У 4DX, например, есть свои фанаты. Поэтому мы намерены продвигать премиальные форматы, в том числе новые, которые будут интересны зрителям.
А насколько перспективно привлечение новых технологий для развития индустрии кинопоказа? Планируете ли вы более тесно работать с направлением VR?
Мы сотрудничаем с компаниями, которые поставляют VR-решения, и будем продолжать эту работу. Но основную перспективу применения этой технологии в кинотеатре я вижу в более глубокой интеграции контента и VR. В этом мне бы точно хотелось участвовать, так как мне кажется, что за этим будущее. Это то, что обеспечит более глубокое погружение зрителя в кино и станет новым пользовательским опытом.
В прошлом году на базе сети был открыт первый киберспортивный клуб. Планируется ли развитие этого направления? Какую выгоду дает развитие киберспорта кинотеатрам?
Первые результаты проекта c Winstrike подтверждают наше предположение, что киберспортивные корнеры могут быть полезны с точки зрения привлечения потенциальных зрителей в кинотеатры. Когда я как-то раз зашел в будний день в 12 часов в наш кинотеатр в торговом центре «Хорошо!», столы в этом клубе были заполнены на 70 процентов. Эти молодые люди – либо уже существующая, либо будущая наша аудитория. У нас есть много идей и планов по развитию этого направления.
Вы говорили, что в перспективе кинотеатры сети должны превратиться в высокотехнологичные развлекательные хабы. Что они будут включать в себя, помимо киберспортивных площадок?
Мы как раз работаем над наполнением понятия «высокотехнологичный хаб». Наша задача не в том, чтобы максимально насытить технологиями каждый квартатный метр всех своих площадок. Мы хотим, чтобы технологии были интересны аудитории конкретного кинотеатра и стимулировали людей приходить в него как можно чаще, чтобы совместить технологичные развлечения и просмотр кино. Это абсолютно новый пользовательский опыт, поэтому сейчас мы на этапе тестирования различных идей и их сочетаемости. Мы ищем партнеров, чтобы делать с ними пилоты. Если будет успешно – масштабировать, если нет – ничего страшного. Например, хотим начать делать трансляции различных событий. Поэтому просим всех с самыми сумасшедшими идеями приходить к нам, мы готовы выступать своего рода фильтром. Если мы видим в этом потенциал, то будем поддерживать, если нет – честно скажем.
Мы превращаем кинотеатры в хабы развлечений
Алексей Васясин, генеральный директор крупнейшей в России объединенной сети «Синема парк» и «Формула кино», рассказал MarketMedia, что нужно делать, чтобы люди шли в кинотеатры, а не оставались дома у телевизора, и как в этом поможет франчайзинг, который развивает компания.
Объединенная сеть кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино» с конца 2018 года находится в процессе переименования в сеть «КИНО ОККО», а недавно начала развивать франшизу. Разговор о бизнес-стратегии сети состоялся на форуме «Кино Экспо».
Справка
Объединенная сеть кинотеатров «КИНО ОККО» («Синема парк» и «Формула кино») — крупнейший в России оператор кинотеатров. В состав объединенной киносети входит 76 кинотеатров в 30 городах России. На данный момент в активе кинооператора 643 зала. Помимо классических 2D- и 3D-форматов, в активе сети 28 залов в формате IMAX (в том числе залы IMAX Sapphire и IMAX Laser), 11 залов формата Dolby Atmos, девять залов формата 4DX, шесть детских залов «Мувик».
В июне 2019 года объединенная киносеть объявила о планах по внедрению технологии панорамной трансляции контента ScreenX на российский рынок, а в сентябре, совместно с компанией Dolby Laboratories, подписала соглашение об открытии в России первого сертифицированного кинозала Dolby Cinema.
О спикере
Алексей Васясин возглавил объединенную киносеть «Синема парк» и «Формула кино» в июле 2018 года. До этого назначения занимал пост генерального директора сервиса «Рамблер/Касса», входящего в Rambler Group. Еще ранее был операционным директором сети кинотеатров «Каро».
Алексей, насколько планируется расширение сети с помощью франчайзинга?
— Какого-то конкретного числа кинотеатров, которое мы хотим получить с помощью франчайзинга через год, или два, — нет. Я понимаю, что кому-то из бизнес-партнеров мы сможем предложить весь спектр своих услуг, а кому-то — только 10%. Мы видим свою задачу в том, чтобы помочь коллегам конкурировать, привлекая людей в кино и зарабатывать на этом деньги.
И все-таки наверняка вы ставили планы по продаже франшиз.
— Планы есть. Но насколько эти планы реалистичны или их надо адаптировать — должен ответить кинорынок. О том, что потребность в таком сотрудничестве есть, нам говорят многочисленные обращения в нашу компанию по этому вопросу. Но что конкретно нужно, в каком объеме, должен ответить кинорынок, где мы сейчас с вами и разговариваем.
Безусловно, мы как сеть не намерены останавливаться на 76 кинотеатрах, которые у нас есть сегодня. И франчайзинг может быть первым этапом к расширению сети. Например, сейчас чей-то кинотеатр будет развиваться по франшизе, а завтра его владелец захочет выйти из бизнеса. В таком случае мы купим такой кинотеатр.
Мне бы хотелось иметь до 50 новых кинотеатров, которые бы встали под знамена франчайзинговой сети в течение года в той или иной мере: кому-то репертуарное управление, кому-то — что-то другое. Но будет ли это 50 кинотеатров или 10 — покажет практика.
В какие города планируете зайти с помощью франчайзинга?
— Это история скорее не про города, а про мелкие или средние сети и одиночно стоящие кинотеатры. Сегодня ужесточаются требования дистрибьюторов, меняется рынок, растет конкуренция. И если с этими вызовами крупные сети могут справиться, потому что имеют для этого ресурсы, то мелким нужна помощь. На наш взгляд, мы можем найти некую синергию для того, чтобы иметь win-win-решения. Если где-то в Москве будет строиться торговый центр и девелопер придет к нам с просьбой спроектировать кинотеатр — мы готовы помочь. И да, соглашусь, что спрос на такую помощь больше наблюдается в регионах. Они растут более агрессивно, чем Москва и Петербург, ввиду более низкой базы и более высокой конкуренции на старте.
В конце 2018 года объединенная сеть кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино» начала ребрендинг, в который, по некоторым оценкам, будет вложено 400 млн рублей. На каком этапе этот процесс?
— Действительно, на переделку антуража кинотеатров, замену вывесок выделены большие инвестиции, но не это самое главное. Самое главное — найти ту изюминку, которая позволила бы сделать кинотеатры объединенной сети «КИНО ОККО» отличными от других. Если вы просто поменяете в кинотеатре вывески, то для конечного потребителя ничего не поменяется. Наша задача — сделать принципиально новое насыщение кинотеатра для того, чтобы он привлекал и чтобы поход в кинотеатр ассоциировался с походом в «КИНО ОККО», а не в какой-нибудь торговый центр. Ведь если вы сейчас спросите потребителя, куда он ходит в кино, почти наверняка он назовет торговый центр, а не сеть кинотеатров.
И что может стать такой изюминкой?
— Мы хотим поменять user flow. Понятно, что мы не заставим людей смотреть фильмы как-то по-другому. Так что это по-прежнему будет традиционный просмотр в кинозалах. К тому же показывать кино — наш бизнес. Но должен быть еще и другой контент. Сейчас, например, в рамках ребрендинга кинотеатров мы интегрируем VR-зоны, которые будут принципиально отличаться от тех, которые сегодня встречаются в некоторых торговых центрах. Еще мы предложим лицензированную сувенирную продукцию, которая связана с определенными релизами и которая покупается в подарок, спонтанно. Появятся демозоны, которые будут знакомить нашего зрителя с онлайн-кинотеатром Okko. Будет много диджитала и других интерактивных зон, которые должны запомниться посетителям. Возможно, появятся арт-объекты, с которыми можно было бы взаимодействовать или сделать красивые фото на их фоне, чтобы поход в кино остался в памяти как некая эмоциональная составляющая нашей жизни.
Такой подход связан в том числе с изменением потребительского поведения?
— Это связано с ужесточением конкуренции. Если раньше поход в торговый центр и 2-3 часа свободного времени после покупок ассоциировался только с тем, что можно пойти в кино, то сейчас выбор, куда пойти, намного шире. Теперь потребитель выбирает между кино, детским развлекательным центром, контактным зоопарком, VR-парком и т.д. Мы все боремся за время и деньги клиента. Наша задача — выиграть борьбу за время, чтобы человек шел к нам с пониманием, что он получит максимальное удовольствие от этих 2 часов, проведенных в кинотеатре.
Сколько времени может занять процесс внедрения таких изменений?
— Сложно сказать, потому что процесс — это всегда бесконечно. Это как ремонт, который нельзя завершить, а можно только прекратить. Соответственно, мы будем постоянно придумывать что-то новое. Если говорить о процессе ребрендинга, то на это уйдет 2-3 года. Если говорить о процессе того, как мы будем менять кинотеатры, чтобы превратить их в развлекательные хабы, которые как раз и должны выиграть борьбу за время и деньги, то это будет бесконечный процесс, потому что это связано в том числе и с развитием технологий, которые не стоят на месте. Вот сейчас мы впервые привозим в Россию новые форматы залов ScreenX, Dolby Cinema. Это сложный процесс, потому, что, как и всем первопроходцам, нам приходится все делать с нуля, проходить этапы сертификации, проверки пожарной безопасности и пр.
Для нас это пилотные проекты. Мы будем смотреть, как эти технологии зайдут на рынок с точки зрения привлекательности для аудитории. Когда-то то же самое происходило с IMAX, который «зашел» для российского потребителя. Он нравится, он популярен. Заполняемость на крупных релизах выше, чем в других залах. Поэтому новые технологии должны привлекать людей идти в кинотеатры, а не оставаться дома у телевизоров.
Есть какой-то период, в течение которого вы будете тестировать технологии?
— Я думаю, что с учетом сезонности будет достаточно года. Также мы намерены развивать мобильное приложение. Сейчас все продают продукцию бара до сеанса. Но в данном направлении есть безграничные возможности для расширения. Потому что можно продать не только до, но и во время сеанса. Ничто не мешает зрителю заказать еду на место, оплатив заказ через мобильное приложение, не доставляя при этом дискомфорта другим зрителям в зале. Сейчас же даже в VIP-зале для того, чтобы заказать, нужно вызвать официанта, включить индивидуальный свет, посмотреть напечатанное меню, сделать заказ, получить его, расплатиться, и только после этого вы наслаждаетесь просмотром. Мобильные технологии упрощают весь этот процесс. Опять же сейчас после окончания сеанса зритель в большинстве своем посещает только туалет. Ничто не мешает заинтересовать его остаться в баре. Технологические возможности позволяют делать зрителю определенные офферы в этом плане. Это только несколько примеров, так что мы никогда не остановимся, как и киноиндустрия не остановится в развитии технологий и контента.
В конце прошлого года в СМИ звучала информация о том, что отмена с 2019 года нулевой ставки на ввоз проекционного оборудования может негативно повлиять на рынок. Прошел почти год, ощутили ли вы это влияние?
— Я думаю, это такой миноритарный фактор, который кардинально на ситуацию на рынке не влияет. Для того чтобы что-то поменялось, должна измениться экономическая ситуация в стране.
Больше на рынок влияет контент. Я считаю, что важно уйти от 100%-ной зависимости от контента, особенно от иностранного. Скажем, 2017 год и в экономическом плане был получше, и с точки контента поразнообразнее. В 2018 году и контент не очень, и наложились разные мероприятия, в том числе ЧМ по футболу, и трагедии, которые отвлекли внимание. Поэтому контент должен расширяться, он не должен ограничиваться только кино, традиционными блокбастерами. Это должен быть и артхаус, и спортивные трансляции, и киберспортивные турниры — одно из самых быстрорастущих направлений. Чем разнообразнее будет контент, тем больше людей из самых разных социальных групп с разнообразными предпочтениями будут идти в кинотеатры.
С прошлого года в совет Фонда кино вошли представитель кинопрокатчиков — Александр Мамут (объединенная киносеть «КИНО ОККО» («Синема парк» и «Формула кино») и кинодистрибьюторов — Вадим Смирнов («Двадцатый Век Фокс СНГ»). Впервые появилась возможность влиять на распределение государственных денег в плане поддержки того или иного контента. Насколько это действительно было нужно кинотеатрам?
— Да, такая возможность влиять на распределение денег на поддержку того или иного контента появилась, но важнее, что с приходом в Минкульт Павла Степанова (замминистра. — Ред.) и Ольги Любимовой (глава Департамента кино. — Ред.) начался диалог между властью и бизнесом. Я не могу сказать, что он всегда конструктивный. Каждая из сторон отстаивает свои интересы. Минкульт — интересы российского кинопроизводства, а кинотеатрам все равно, на чем зарабатывать, главное, иметь такую возможность. То, что власть и бизнес общаются, — это хороший знак. Диалог всегда лучше, чем его отсутствие. Помогает ли это бизнесу — посмотрим, пока говорить рано. Если к голосу бизнеса будут прислушиваться, это будет хорошо. Другое дело, если это делается для галочки. Но мне сложно комментировать вопрос со стороны Фонда кино, потому что он ответственен в первую очередь за продакшн. Я же уже, как прокатчик, работаю с готовым контентом, отбираю его и решаю, сколько, где, как и когда его покажу.
Много говорят об изменении потребительского поведения. Вы его ощущаете?
— Не все однозначно. Кто-то скажет, что благодаря развитию технологий стало больше свободного времени, кто-то — что меньше. Но, безусловно, потребительское поведение меняется. Если раньше человек предпочитал покупать билеты в кино за 30 минут до сеанса, то сейчас многие планируют поход заблаговременно. И делают это в онлайн. Если раньше все это происходило с использованием наличных, то сейчас практически 90% продаж происходит с использованием банковских карт. Когда в далеком 2006 году я пришел в компанию «Каро» на позицию операционного директора и заявил о необходимости внедрения расчета по банковским картам, то не нашел должного понимания: «А зачем? И так ходят в кино». Сейчас уже мы понимаем, что если ты не внедришь поддержку банковских карт — ты проиграешь. Развитие внутренней конкуренции в рамках торгового центра тоже меняется. Я говорил, что если раньше у потребителя не было выбора, кроме как идти только в кинотеатр, то сейчас у него масса вариантов, на что потратить время и деньги.
Многие ваши кинотеатры представлены в торговых центрах.
— У нас практически все они в торговых центрах. Из 76 только четыре находятся в отдельно стоящих зданиях.
Так вот, за последние годы торговых центров вводилось очень мало. Насколько это для вашего бизнеса оказалось критичным?
— Наверное, мы хотели бы и имеем возможность развиваться более агрессивно. Другой вопрос, что нет достаточного количества площадок для того, чтобы строить хорошие кинотеатры. А те, которые строятся, за них, безусловно, идет борьба среди арендаторов, если это стоящая площадка. За место могут конкурировать несколько федеральных сетей. И не только кинотеатры, но и фитнес-клубы, детские развлекательные центры. Если раньше было четкое понимание, что в торговом центре должен быть кинотеатр для того, чтобы генерировать трафик, то сейчас это могут делать и другие арендаторы, например те же детские развлекательные центры. Понятно, что если ТЦ большой, то лучше иметь как можно больше таких арендаторов. Но если молл не самый большой, то приходится выбирать. Раньше такой дилеммы для торгового центра не было.
Сколько сегодня стоит построить кинотеатр?
— Думаю, вход на рынок начинается в среднем с 30 млн рублей за кинотеатральный зал. Это не самый легкий бизнес. Здесь, по сути, нет некой уникальности продукта. И потому выигрывает тот, кто предоставляет лучший сервис при прочих равных. Потому что «Пиратов Карибского моря» или очередной релиз Marvel показывают все. Это не кроссовки Adidas, которые можно купить только в фирменном магазине.
После трагедии в Кемерово появилась идея переноса развлекательных центров и кинотеатров с верхних этажей торговых центров вниз. Как оцениваете эту идею?
— Это утопия. Строительство кинотеатра или развлекательного центра требует соблюдения определенных параметров к высоте потолков, например. Все ломать и переносить на первые этажи — экономически нецелесообразно. Это во-первых. А во-вторых, для торговых центров это тоже нецелесообразно, потому что, когда вы на первом этаже строите помещение, которое имеет высоту 7 метров, а на верхних — 3 метра, то это значительно удорожает конструктив здания. Это популистские вещи, которые разыгрываются на трагедиях. Если честно, я даже не понимаю, кому это может быть нужно. В данном случае не выигрывает никто, ни ТЦ, ни арендатор, потому что большинство кинотеатров уже построены и перенести это невозможно. И даже если бы это было возможно, есть определенные затраты, чтобы это все сломать и все перенести. Так что я бы ответил так — утопия и популизм.