какие тексты нельзя встретить в учебнике по изучаемому предмету русский родной язык
Новости
Основы содержания курса «Русский родной язык»
Любой существующий язык, являясь основным средством общения, выполняет ещё одну очень важную функцию — функцию родного языка для определённой нации. Русский язык является родным для русского народа.
Согласно приказу Федерального Министерства образования и науки от 31 декабря 2015 г. в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) внесены изменения, предусматривающие выделение предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» как самостоятельных и обязательных для изучения. На этом основании Госдумой РФ принят законопроект об изучении родных языков, предполагающий изучение русского языка как родного. Данный документ одобрен решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 31 января 2018 г.
В Примерной программе, разработанной на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родной (русский) язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», раскрываются цели изучения русского родного языка, дана общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Родной (русский) язык» в учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии. Курс русского родного языка преследует следующие цели: воспитание гражданина и патриота; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи; расширение знаний о явлениях и категориях современного русского литературного языка; формирование и развитие умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; развитие проектного и исследовательского мышления.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому родному языку на личностном, метапредметном и предметном уровнях, определяет примерное содержание учебного предмета «Родной (русский) язык», основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родной (русский) язык».
«Самой большой ценностью» назвал родной язык академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Родной язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Изучение родного языка и владение им — это приобщение к культурно-историческому наследию своего народа, воспитание патриотизма и гражданственности, сознательного отношения к языку как явлению культуры, интереса и любви к нему.
Содержание обучения русскому родному языку соответствует содержанию основного курса, сопровождает и поддерживает его, однако носит больше практико-ориентированный характер. В соответствии с этим в программе выделяются следующие содержательные блоки: «Язык и культура», «Культура речи», «Речь. Речевая деятельность. Текст».
«Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого», — отмечал Ф. И. Буслаев.
«В языке могучей пружиной сжат тысячелетний опыт наших предков: их мысли, достижения, чувство прекрасного. С этим связано изучение русского языка в культуроведческом аспекте, основная направленность которого — «осознание учащимися феномена русского языка, его богатства, самобытности, национального своеобразия» (т. 2, с. 153). Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка. «Язык, рассматриваемый как достояние всех говорящих на нём, в силу кумулятивной функции является подлинным зеркалом национальной культуры» (т. 4, с. 15). Кумулятивная функция — функция накопления общественного опыта и знаний — проявляется в возможности воспроизводить и сохранять знания. Благодаря языку становятся общим достоянием научные, религиозные, философские идеи, сохраняется преемственность поколений. Язык обеспечивает общение, взаимопонимание людей, он обслуживает все сферы человеческой деятельности, выступая одним из основных условий существования человеческого общества. Он создаётся и развивается обществом. Как явление социальное, язык — это достояние всех людей, принадлежащих к обществу.
Основой раздела «Культура речи» является овладение нормами современного русского литературного языка, основами речевого этикета.
Как известно, основой нормативности литературного языка является соблюдение определённых правил при отборе лексики, образовании грамматических форм, произношении и правописании. Норма, то есть общенародный образец, традиция употребления языка — явление историческое, обусловленное общим состоянием культурного развития народа и внутренними законами, по которым развивается язык. Языковые нормы считаются обязательными для всех говорящих на русском языке, они зафиксированы в словарях и справочниках. Владеть нормами русского литературного языка — значит уметь использовать единицы языка, уместные для той или иной сферы употребления.
В разделе «Речь. Речевая деятельность. Текст» представлено содержание, ориентирующее на совершенствование видов речевой деятельности и формирование текстовой компетенции, под которой понимается совокупность знаний, умений, навыков, способов текстовой деятельности.
Текстовая деятельность направлена на:
— формирование знаний обучающихся о действительности, умений отражать её в слове при текстообразовании и понимать на основе интерпретационной деятельности;
— проявление творческой индивидуальности в выборе жизненного материала и его отражении в слове;
— осознание индивидуального авторского стиля.
В качестве дидактического материала учащимся предлагаются образцы художественной речи (фрагменты из произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, авторов ХХ в. и др.), а также высказывания известных учёных, лингвистов, литературоведов (Д. С. Лихачёва, Ю. М. Лотмана, В. И. Даля и др.) о роли русского языка в формировании самосознания личности, любви к родине. Перечисление имён деятелей культуры, науки, искусства дают представление об объекте культуроведческой информации, предлагаемой учащимся. Кроме того, работа с культурно ориентированными текстами позволяет сопоставить описываемые явления русской духовной культуры с явлениями культур других народов.
В учебнике учтены концептуальные положения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Авторский коллектив учебных пособий для 1–4 классов:
кандидат педагогических наук Л.В. Кибирева,
заслуженный учитель РФ Г.И. Мелихова,
В.Л. Склярова.
Авторский коллектив учебных пособий для 5–9 классов:
доктор педагогических наук Т.М. Воителева,
кандидат педагогических наук О.Н. Марченко,
доктор филологических наук Л.Г. Смирнова,
кандидат филологических наук И.В. Текучёва,
кандидат филологических наук, доцент И. В. Шамшин.
Содержание учебника нацелено на реализацию компетентностного подхода в обучении, то есть формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций, личностно ориентированный подход, ориентацию на планируемые результаты обучения.
— предмет изучается как основа духовно-нравственного воспитания, как инструмент речевой деятельности и как системное явление;
— теория осваивается в деятельности;
— для ученика учебник является навигатором в информационном пространстве.
Учебник имеет следующие рубрики:
«Русь Великая» (великие имена, русские города).
«Говорим правильно».
«Диалог культур».
«Проверяем грамотность».
«Знаете ли вы, что…».
«Минутка для шутки».
«Русские пословицы».
(1. На чужой роток не накинешь платок. 2. Что написано пером, того
не вырубишь топором. 3. Слезами горю не поможешь. 4. Без труда не
вытащишь и рыбку из пруда.)
«Пословицы других народов».
(1. Без труда не получишь и медяка (финская). 2. Слезами горя не смоешь (тамильская). 3. Написанное на бумаге и боги не сотрут (греческая). 4. Язык на замок и кузнец запереть не может (финская)).
В основе содержания учебников лежит работа по усвоению видов речевой деятельности, связанной с восприятием речи (чтение, аудирование, наблюдение и анализ, предтекстовые и послетекстовые задания) и порождением речи (информационная переработка текста, создание собственного текста в устной и письменной форме).
В учебниках используется текстоориентированный подход.
Проблематика текстов упражнений:
— патриотизм;
— гражданственность;
— ценностная картина мира;
— выбор собственной образовательной траектории;
— социальная ответственность;
— осознание себя в мире людей;
— здоровье, безопасная жизнедеятельность;
— осознанный выбор профессии;
— героизм и геройство.
Формулировки заданий нацеливают учащихся на разнообразные формы деятельности:
«Прочитайте, запишите, расскажите…»;
«Докажите, сравните, сопоставьте…»;
«Что общего, в чём различия…»;
«Найдите, сгруппируйте…»;
«Выберите, сделайте вывод…»;
«Зачем нужно знать…»;
«Продолжите, пофантазируйте…»;
«Как вы думаете, …»;
«Почему, по вашему мнению, …»;
«Какой вывод можно сделать?».
В учебнике реализуются межпредметные связи. С этой целью предлагаются тексты с информацией из учебников географии, истории, биологии и др.
Большое место в учебнике занимают творческие упражнения (создание собственных текстов, сочинения) и проектные задания, которые предлагают учителю организовать работу как индивидуально, так и по парам, и в группах. Например, проекты «Интересные названия городов России», «Ты и твоё имя» и др.
Учебник красочно иллюстрирован, что способствует мотивации учащихся.
В заключение следует отметить, что обучение русскому родному языку является основой формирования познавательного интереса, любви и уважительного отношения к родному слову, к родной культуре, и в конечном счёте к воспитанию духовно-нравственной личности.
Рабочая программа по Русскому (родному) языку
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Матвеевская начальная общеобразовательная школа
на заседании МО Директор МБОУ
Протокол № ______ Харьковец Т В от “_31_” августа 2021 г. от “31_” августа 2021 г
по предмету «родной язык (русский)»
по программе «Школа России».
Автор: А.О.Александрова, С.И.Богданов,
Составитель: Краснова Ксения Алексеевна
Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» составлена на основе нормативных документов:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
• Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
• Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
• положения об оформлении Рабочей программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей»
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю) 34 учебные недели в 3 классе.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования авторского коллектива: О.М. Ал ександрова, Л.А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В. Ю. Романова, Рябинина Л. А., О. В. Соколова
УМК авторского коллектива: О.М. Ал ександрова, Л.А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В. Ю. Романова, Рябинина Л. А., О. В. Соколова
Учебник: Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И. Русский родной язык. 3 класс. Учебное пособие.- М.: Просвещение. 2019.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса……………………..4
2. Содержание учебного предмета, курса……………………………………………….6
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы…………………………………………………………………………….7
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Русский язык: прошлое и настоящее
— распознавать слова, называющие природны е явления и растения ( образные названия ветра, дождя, снега; названия растений) ;
— распознавать слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, наз ывающие занятия людей ( ямщик, извозчик, коробейник, лавочник );
— распознавать слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие му зыкальные инструменты ( балалайка, гусли, гармонь) ;
— понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
— различать эпитеты, сравнения;
— использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
— понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами
Ученик получит возможность научиться:
— употреблять фразеологические обороты, отражающие русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта в современных ситуациях речевого общения ;
— употреблять в современных ситуациях речевого общения пословицы, поговорки, крылатые выражения
— произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного)
— осознавать смыслоразличительную роль ударения;
— различать по суффиксам различные оттенки значения слов;
-владеть нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных ( родительный падеж множественного числа слов) ;
— владеть нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) ;
— различать с уществительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа
Ученик получит возможность научиться:
— выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже ;
— редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок
Секреты речи и текста
— строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
— использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
— соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
— создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;
-создавать тексты-повествования (заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
Ученик получит возможность научиться:
— оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
-давать оценку невежливому речевому поведению.
-использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
-знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);
-пользоваться основными способами правки текста.
— редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
-анализировать типичную структуру рассказа
Раздел 1. Русск ий язык: прошлое и настоящее (13 часов)
Слова, называющие природн ые явления и растения ( образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей ( ямщик, извозчик, коробейник, лавочник ).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие му зыкальные инструменты ( балалайка, гусли, гармонь ).
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии (10 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как спе цифика русского языка ( книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических кат егорий русского языка ( категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных ( родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раз дел 3. Секреты речи и текста (11 часов)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.).
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы