какие типы самолетов бывают
Типы пассажирских самолетов
Наиболее распространенные типы пассажирских самолетов:
Туполев Ту-134
Пассажирский самолет для авиалиний малой протяженности.
Туполев Ту-154
Пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности.
Пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности.
Основные характеристики самолета Сухой Суперджет-100
SSJ-95 | SSJ-95LR | |
Размеры | ||
Длина (м) | 29.8 | 29.8 |
Размах крыльев (м) | 27.8 | 27.8 |
Высота (м) | 10.3 | 10.3 |
Вес | ||
Макс. взлетный вес (кг) | 42 500 | 45 900 |
Макс. посадочный вес (кг) | 39 400 | 39 400 |
Макс. коммерческая загрузка (кг) | 12 250 | 12 250 |
Пассажирский салон | ||
Кол-во кресел (эконом) | 95-98 | 95-98 |
Шаг кресел эконом класса (см) | 81.3 | 81.3 |
Ширина салона (м) | 3.2 | 3.2 |
Ильюшин ИЛ-62
Пассажирский самолет для авиалиний большой протяженности.
Ильюшин ИЛ-86
Пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности.
Ильюшин ИЛ-96
Пассажирский самолет для авиалиний большой протяженности.
Аэробус Airbus A310
Пассажирский самолет для авиалиний средней (A310-200) и большой (A310-300) протяженности.
Аэробус Airbus A320
Пассажирский самолет для авиалиний малой и средней протяженности.
Аэробус Airbus A330
Пассажирский самолет для авиалиний большой протяженности.
Боинг-747 (Boeing-747)
Пассажирский самолет для авиалиний большой протяженности.
Боинг-767 (Boeing-767)
Пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности.
Боинг-777 (Boeing-777)
Пассажирский самолет для авиалиний большой протяженности.
Какие самолеты бывают: виды и названия
Существует два основных вида: военные и гражданские. Конструкции первого типа используется для выполнения различных стратегических задач, преимущественно для обороны или, наоборот, уничтожения военных объектов. В пределах данного семейства сформирована сложная сетка, состоящая из сложной системы подгрупп. Гражданские лайнеры бывают пассажирскими и грузовыми, подробнее основные виды самолетов рассмотрены ниже.
Стоит отметить, что существует множество групп по различным признакам и невозможно выделить единой наиболее общей. Так, существуют следующие классификации самолетов: по аэродинамической схеме, по хвостовому оперению, по количеству и типу крыльев и так далее.
В рамках одной статьи все классификации рассмотреть невозможно. Более того, подробному описанию классификаций и видам самолетов посвящено огромное количество литературы. Поэтому здесь мы рассмотрим наиболее распространенное деление.
Военные самолеты
Пожалуй, начать стоит именно с техники, используемой в стратегических целях, так как в данной категории насчитывается больше видов. В основном такие самолеты можно увидеть на парадах, посвященным Дню Великой Победы, в фильмах или в музеях.
Бомбардировщики
Основная задача, которую должны выполнять бомбардировщики, заключается в поражении наземных объектов с воздуха. Для этого используются бомбы и ракеты. В списке наиболее известных бомбардировщиков находятся Су-24, Су-34, ХВ-70 Valkyrie, Boeing B-17.
Первым самолетом данного типа можно назвать «Илью Муромца», созданного в 1913 году конструктором Игорем Сикорским. Непосредственно под бомбардировщик он был переоборудован в ходе Первой мировой войны.
Истребители
Истребители-бомбардировщики
Универсальная техника, совмещающая в себе качества двух самолетов, описанных выше. Их главным преимуществам стало то, что они могут наносить огонь по наземным целям без прикрытия. Они сочетают три важнейших особенности: легкость, маневренность и достаточное для ведения перестрелки вооружение. В числе наиболее распространенных примеров находятся МиГ-27, Су-17, F-15E Strike Eagle, SEPECAT Jaguar.
Перехватчики
Это подвид истребителей, достойный отдельного класса. Первоочередная задача таких самолетов — уничтожение вражеских бомбардировщиков. От истребителей они отличаются наличием радиолокационного оборудования вдобавок к скорострельным пушкам. К широко известным советским моделям относятся Су-9, Су-15, Як-28, Миг-25 и другие.
Штурмовики
Самолеты из данной категории были разработаны для воздушной поддержки сухопутных войск во время ведения боя. Второстепенная задача — поражение морской и наземных объектов. Пожалуй, самое известное название самолетов, предназначенных для штурмовки и спроектированных в Советском Союзе — Ил-2. Интересно, что именно эта модель является самой массово производимой в истории: было выпущено в общей сложности 36 183 единиц данной техники.
Самолеты гражданской авиации
Сегодня воздушный транспорт является одним из наиболее востребованных средств перемещения. В современном мире насчитывается столько единиц пассажирской техники, что каждые 3 секунды где-нибудь на земном шаре совершает посадку один пассажирский лайнер. Ниже приведена наиболее общая классификация самолетов.
Широкофюзеляжные
Такие самолеты отличаются крупными габаритами, они разрабатываются для перелетов на средние и большие дистанции (некоторые модели преодолевают маршруты протяженностью до 11 000 км). Длина корпуса может достигать 70 метров, а ширина салона позволяет вмещать по 7-10 кресел в ряд. Такие самолеты, как, например, Boeing 747 и А380 имеют две палубы. Ввиду дороговизны лайнеры из данной группы находятся в распоряжении относительно небольшого количества авиакомпаний.
Узкофюзеляжные
Это самая большая группа, лайнеры из которой используются, как правило, для маршрутов малой или средней протяженности. Диаметр фюзеляжа чаще всего не превышает 4-х метров. Самый известных самолет из данной категории — Boening 737, точнее, 10 типов воздушных судов, относящихся к семейству «Боинг 737».
Региональные и местные
К первым относятся небольшие воздушные суда, которые перевозят до 100 пассажиров на расстояния, не превышающие 2-3 тыс. км. Примечательно, что могут использоваться как турбовинтовые, так и реактивные двигатели. В качестве примера самолетов из данной группы можно упомянуть ERJ, ATR, Dash-8 и SAAB.
Местные воздушные суда преодолевают за раз маршруты протяженностью не более 1000 км, в салоне предусмотрено максимум 20 мест. Наиболее известными производителями данной техники являются компании Cessna и Beechcraft.
Какие бывают самолеты
Авиационная индустрия развивается с каждым годом. Сегодня гражданские и военные пилоты используют модели лайнеров всяческих конфигураций и разновидностей. Летательные аппараты поражают разнообразием и вариациями назначения. Кратко изучим виды самолетов и их названия, чтобы классифицировать для себя этот вид техники.
Сведения о типологии авиалайнеров
В мире известно несколько отдельных критериев, по которым специалисты авиационного дела классифицируют различные борта. Одним из важных аспектов систематизации техники становится функция, которую несет летательный аппарат. Сегодня используют военные и гражданские суда. Причем каждая категория подразделяется на специальные группы.
Современная авиация насчитывает несколько видов лайнеров, которые классифицируются по различным признакам
Кроме того, известно и разделение по скоростным характеристикам лайнера. Здесь авиаторы перечисляют группы дозвуковых, трансзвуковых, сверхзвуковых и гиперзвуковых моделей. Этот раздел классификации основан на определении ускорения лайнера относительно скорости звука. Воздушная техника, которая преодолевают этот барьер, сегодня используется в научных и военных целях, хотя ранее подобные модели работали и для пассажирских перевозок.
Если говорить о способе управления, тут удастся выделить два основных типа – пилотируемые борта и беспилотники. Вторая группа получила применение у военных и ученых. Такие машины широко используют для исследования космоса.
Рассматривая типы и назначение воздушных машин, авиаторы назовут и классификацию по конструктивным особенностям аппарата. Здесь перечислим различия по аэродинамической модели, числу и виду крыла, форме оперения хвостовой части, устройству фюзеляжа. К последней подгруппе относят и разновидности, которые касаются типов и крепления шасси.
По назначению самолеты разделяют на гражданские, военные и экспериментальные борта
Наконец, рассматривают и различия по виду, количеству и способу установки двигателей. Тут выделяют мускульные, паровые, воздушно-реактивные, ракетные, ядерные, электрические моторы. Кроме того, суда оснащают и двигателями внутреннего сгорания (поршневые модификации силовых установок) или же комбинируют несколько вариаций. Конечно, в одном обзоре сложно подробно рассмотреть полную классификацию летательных аппаратов, поэтому остановимся на краткой характеристике основных категорий.
Функциональность техники
Как указано выше, авиалайнеры делятся на две главных группы: борта для гражданской и военной авиации. Кроме того, отдельной разновидностью тут выделяют экспериментальные аппараты. Каждая категория тут предполагает деление на вариации по типу назначения и функциональности лайнера. Начнем с изучения воздушных судов, которые используют в «мирных» целях.
Гражданские борта
Подробнее определим, какие самолеты бывают, названия и подвиды летательных модификаций. Здесь авиаторы говорят о четырех вариантах моделей. Перечислим категории таким перечнем:
Отметим, что модификации для пассажирских перевозок отдельно разделяют на группы, которые определяют дальность перелетов. Тут называют магистральные суда и авиалайнеры местных перевозок.
Кроме того, в этих категория выделяют еще две подгруппы. Различие выявляется по числу пассажиров на борту и конкретному расстоянию, которое судно преодолевает без дозаправки. Тут магистральные модели бывают следующих типов:
К тому же максимальный показатель вместимости определяет такие критерии для авиалайнеров местных линий:
Среди примеров самолетов местных линий перечислим модификации SAAB, ERJ, Dash-8, ATR. Интересно, что на отдельных типах лайнеров местной категории оборудуют силовые установки разного класса. Тут встречаются модели с реактивными двигателями и самолеты с турбовинтовыми типами мотора.
Аэробус А380 — гигант в мире пассажирских лайнеров
Рассматривая магистральные самолеты, назовем знакомые пассажирам суда Boeing и Airbus. Самолеты Боинг конструирует американская корпорация, а суда Аэробус – европейский холдинг. Обе компании конкурируют между собой, постоянно развивая и модернизируя лайнеры. Так, сегодня наиболее тяжелым самолетом считают Airbus A380, хотя вплоть до выпуска такой модификации лидировали американские разработки Boeing 747 400 и 747 800.
Модели 747 – первые летательные аппараты широкофюзеляжного класса, которые функционируют и сегодня. Кроме того, такую летательную технику используют лучшие перевозчики России и мира.
Самолеты Boeing — основной конкурент в сфере пассажирских перевозок европейского холдинга, который выпускает Аэробусы
Однако европейцы не отстают от главного конкурента. Популярность и признание пилотов завоевали модификации Airbus Industrie А320 Jet, Аэробус А300 и А350 XWB. Модель А300 – первый в мире широкофюзеляжный борт, который оборудован двумя двигателями. Как видите, вероятные вариации классификации лайнеров не поддается описанию в одном обзоре. Но зная, какие бывают самолеты и кто их создал, читатель определится с личными предпочтениями и выяснит азы авиационного дела.
Военная авиация
Теперь кратко изучим типологию судов, используемых силовыми структурами. Среди этих самолетов встречаются пилотируемые лайнеры и беспилотники, модификации с различным типом мотора, в том числе и ракетные подвиды двигателя. Однако мы рассмотрим деление этих видов по профильным критериям.
Военный транспортный борт Ил-76
Здесь, как и в гражданской классификации, есть транспортные лайнеры, осуществляющие перевозки личного состава. Это Ил-76, Ан-12, 26 и 124. В США эти функции несут модели Boeing C-17, 97 и Douglas YC-15. Кроме того, военные тоже используют вспомогательную технику – санитарные летательные аппараты, лайнеры для связи, корректировщики. Однако военные разработки бортов используют и несколько категорий машин, которые встречаются только здесь. Их список выглядит следующим образом:
Легендарный отечественный бомбардировщик «Илья Муромец», созданный И. Сикорским
Как видите, категория военных бортов достаточно обширна и заслуживает серьезного изучения. Мы лишь кратко описали главные критерии систематизации подобной группы. Однако авиационные эксперты предпочитают классифицировать борта, используя комплексное исследование, которое включает полное описание конструкции бортов. Остановимся и на этом вопросе.
Самолеты Мира и России. Пассажирские самолёты.
Популярные современные пассажирские самолеты мира
Популярные самолеты мира
(по производителям)
Ahrens Aircraft, Inc. – Калифорния, США.
Данный список не полный и постоянно обновляется.
Самолеты Украины
Исторически сложилось так, что на рынке самолётостроения доминируют российские, европейские и американские самолёты.
Пассажирские самолёты мира делятся на:
Широкофюзеляжные | Узкофюзеляжные |
Региональные | Местные |
Самолет предназначен для перемещения в воздухе. Другое название самолета – аэроплан. Летит самолет с помощью специальной силовой установки, а так же крыльев. Силовая установка, с помощью которой летит самолет, создает тягу, без которой полет будет невозможен. А два крыла создают специальную подъемную силу, которая удерживает самолет на высоте.
Современные самолеты мира появились относительно недавно, но о летательных аппаратах, с помощью которых можно было перемещаться по воздуху, упоминается еще в литературе древнего мира. Многие ученые утверждают, что в древнем мире люди владели серьезными технологиями, с помощью которых строили летательные аппараты и перемещались с помощью их по воздуху, но это всего лишь теории, а фактами это не подтверждено. Первый самолет, который был построен на территории России, появился в 1864 году. Изобретателем самолета был россиянин Николай Телешев.
Основными элементами самолета, являются: крыло, фюзеляж, оперение, шасси, силовая установка самолета и системы бортового оборудования. Благодаря крылу возникает специальная подъемная сила, которая необходима для взлета самолета. Фюзеляж нужен для того, чтобы было, куда разместить пассажиров, пилотов, необходимый груз и прочее. Так же, к фюзеляжу крепятся крыла, двигатели, шасси и прочие, важные для полета, вещи. Оперение используют для того, чтобы обеспечить самолету устойчивость, балансировку и управляемость. Другое название оперений – аэродинамические поверхности. Система опор, которая необходима для того, чтобы при взлете самолет имел разбег, а так же для того, чтобы самолет имел возможность передвигаться на земле. Силовая установка состоит из двух элементов – двигателя и движителя. Она создана для создания специальной силовой тяги, которая дает самолету совершать поступательные движения. А системы бортового оборудования – это самые разнообразные оборудования, с помощью которых самолет может совершать полет при любых условиях.
Самолёты мира делятся на огромное количество видов. Они отличаются по назначению, по конструкции, по типу двигателя и так далее. Бывают самолеты-истребители, пассажирские самолеты, пожарные самолеты, которые используются для тушения пожаров, спортивные самолеты, учебно-тренировочные и многие другие. Эти самолеты отличаются во многом, но цель у них одна – передвижение по воздуху.
Что такое самолеты?
Все знают, что самолет представляет собой летательную машину с мотором и крыльями, которая способна перемещаться в воздухе быстрее птицы и перевозить тысячи килограммов груза. Но немногие понимают, как он устроен.
Почему эта тяжелая машина может с такой огромной скоростью нестись по воздуху? Если птицы или мухи не имели бы крыльев, они никогда не смогли бы летать и камнем падали бы на землю. Все потому, что их вес тяжелее воздуха благодаря мускулам, которые приводят в движение их крылья. Самолет тяжелее воздуха, и он во многом напоминает птицу. Вот только крыльями он не машет, они остаются неподвижными. В то же время у самолета крепкие мускулы, в качестве которых выступает мотор, приводящий в действие пропеллер.
Так, что такое самолет и почему его не сделали подобно птице, чтобы такая машина тоже умела махать крыльями?
В далеком прошлом изобретатели пытались построить что-то подобное, но их замыслы были обречены на провал. Да и разве в них есть смысл? Ведь самолет с неподвижными крыльями вот уже на протяжении многих лет летает гораздо быстрее птиц. Осталось только усовершенствовать этот воздушный агрегат и сделать его доступным для каждого. На нашем портале вы сможете более подробно узнать о том, что такое самолеты, почему они летают, как именно они устроены, как производится сам полет, и много другой полезной информации.
Неподвижное крыло отличает самолет от вертолета и орнитоптера (махолета), а наличие в нем двигателя – от планера. Аэродинамический метод создания подъемной силы отличает его от дирижабля. По отношению к перспективным и современным разработкам в авиатехнике (изменяемый вектор тяги, гиперзвуковые и интегральные аэродинамические компоновки и т.д.) понятие «самолет» нуждается в уточнении.
Самолет – воздушный агрегат для полетов в атмосфере, использующий аэродинамическую подъемную силу для удержания себя в воздухе и тягу силовой установки для маневров и компенсации потерь механической энергии на лобовое сопротивление.
В наше время существует множество типов самолетов, которые отличаются не только размерами, формой и весом, но и многими другими характеристиками. Самолеты, в зависимости от назначения, разделяют на гражданские и военные.
Истребители предназначены для воздушного боя, поэтому они обладают маневренностью и большой скоростью.
Штурмовики – самолеты, которые нападают с воздуха на артиллерию, войска и танки противника. Они бронированы и сильно вооружены.
Бомбардировщики – самолеты, которые сбрасывают бомбовый груз на укрепления, войска, аэродромы, железнодорожные узлы, военно-промышленные предприятия в тылу врага. В зависимости от назначения они бывают двух-, четырех- или даже шестимоторными. Штурмовики и истребители создают одно- и двухмоторными. Что касается самолетов гражданской авиации, то они предназначены для перевозки почты, пассажиров и грузов. Они эффективны в борьбе с вредителями сельскохозяйственных культур, их используют для аэрофотосъемки, тушения лесных пожаров и других целей. К гражданской авиации относится и спортивная.
Стоит отметить, что, помимо деления авиации на военную и гражданскую, она бывает морской и сухопутной. Гидросамолеты оборудованы корпусами в виде лодки или поплавками, что позволяет им садиться на воду.
Самолет с двумя крыльями, находящимися одно над другим, имеет название биплан; с одним крылом – моноплан.