какие типы синтаксиса операций существуют

Операции в языке Си

Над объектами в языке Си могут выполняться различные операции:

Результатом выполнения операции является число.

Операции могут быть бинарными или унарными.
Бинарные операции выполняются над двумя объектами, унарные — над одним.

Операция присваивания

Операция присваивания обозначается символом = и выполняется в 2 этапа:

объект = выражение;

В случае если объекты в левой и правой части операции присваивания имеют разные типы используется операция явного приведения типа.
объект = (тип)выражение;

Операции отношения

Основные операции отношения:

Арифметические операции

Основные бинарные операции, расположенные в порядке уменьшения приоритета:

Основные унарные операции:

Результат вычисления выражения, содержащего операции инкрементирования или декрементирования, зависит от того, где расположен знак операции (до объекта или после него). Если операция расположена до объекта, то сначала происходит изменение значения переменной на 1, а потом это значение используется для выполнения следующих операций. Если операция ++ или расположена после переменной, то сначала выполняется операция, а потом значение переменной изменяется на 1.

Бинарные арифметические операции могут быть объединены с операцией присваивания:

Логические операции

Логические операции делятся на две группы:

Условные логические операции чаще всего используются в операциях проверки условия if и могут выполняться над любыми объектами. Результат условной логической операции:

Вообще, все значения, отличные от нуля, интерпретируются условными логическими операциями как истинные.

Основные условные логические операции:

Побитовые логические операции оперируют с битами, каждый из которых может принимать только два значения: 0 или 1.

Основные побитовые логические операции в языке Си:

Для каждого бита результат выполнения операции будет получен в соответствии с таблицей.

aa ^ b000010010111100101111100

a; // e = 241 = 1111 0001
f = a ^ b; // f = 7 = 0000 0111

БитМаска
00x01
10x02
20x04
30x08
40x10
50x20
60x40
70x80

Для установки определенного бита необходимо соответствующий бит маски установить в 1 и произвести операцию побитового логического ИЛИ с константой, представляющей собой маску:

Для сброса определенного бита необходимо соответствующий бит маски сбросить в 0 и произвести операцию побитового логического И с константой, представляющей собой инверсную маску:

0x02); // a = 1, бит 1 сброшен

Бинарные побитовые логические операции могут быть объединены с операцией присваивания:

Сдвиговые операции

Операции арифметического сдвига применяются в целочисленной арифметике и обозначаются как:

Общий синтаксис осуществления операции сдвига:
объект = выражение сдвиг КоличествоРазрядов;

Арифметический сдвиг целого числа вправо >> на 1 разряд соответствует делению числа на 2.
Арифметический сдвиг целого числа влево на 1 разряд соответствует умножению числа на 2.

Источник

Какие типы синтаксиса операций существуют

Следующий слой выразительных средств языка – средства обработки данных. Это – набор элементарных действий (операций) и их сочетаний (выражений), который позволяет изменять значения переменных. К ним относятся:

· традиционные операции над переменными (например, арифметические, логические, поразрядные);

· вызов процедур и функций.

Для начала – немного терминологии:

· операция – элементарное действие по обработке данных (по работе с переменными);

· выражение – элемент синтаксиса с описанием последовательности выполнения операций и их операндов, в котором результат одной операции является операндом другой.

Если посмотреть полный перечень операций в Си, то первое, что бросается в глаза, это их многочисленность. Второе (уже упомянутое), что к операциям относятся такие действия, которые в других языках программирования считаются операторами (например, присваивание). И третье, что все они имеют очень «компактный» синтаксис, т.е. при пропуске или добавлении лишнего символа одна операция превращается в другую. Все это требует внимательного и осознанного отношения к операциям в Си. Перечислим их особенности:

· операции разбиты на 16 групп по приоритетам их выполнения;

· большинство операций совместимо по результатам. Это значит, что результат любой операции может быть операндом любой другой операции, то есть их можно комбинировать между собой как угодно, даже в самых «диких» сочетаниях;

· в Си отсутствует понятие логического (булевого) типа «истина-ложь». Для его представления используются значения целой переменной: 0 –«ложь», 1 (или любое отличное от нуля значение) – «истина»;

· в некоторых операциях возможно изменение значений участвующих в ней операндов;

Действие и результат

«Борьбу с пьянством прекратить,

a = b; // Действие над операндом: переменная a получает значение переменной b

// Результат: значение переменной a после присваивания

Наличие в операции результата позволяет использовать ее в контексте (окружении) других операций, например:

c = (a = b) + 5; // Эквивалентно a = b; c = a + 5;

Более интересный случай представляют собой операции инкремента и декремента, в которых действие не совпадает с результатом, например:

a++; // Действие над операндом: переменная a увеличивается нa 1

// Результат: значение переменной до ее увеличения

c = A[i++]; // Эквивалентно c = A[i]; i = i + 1;

Преобразование типов операндов

В выражениях в качестве операндов могут присутствовать переменные и константы разных типов (здесь и далее мы ограничимся пока только известными нам базовыми типами данных). Результат каждой операции также имеет свой определенный тип, который зависит от типов операндов. Если в бинарных операциях типы данных обоих операндов совпадают, то результат будет иметь тот же самый тип. Если нет, то транслятор должен включить в код программы неявные операции, которые преобразуют тип операндов, то есть выполнить приведение типов. Но прежде, чем изучать подробности таких преобразований, ответим на вопрос: «Где они могут происходить»?:

· при выполнении операции присваивания, когда значение переменной или выражения из правой части запоминается в переменной в левой части;

· при прямом указании на необходимость изменения типа данных переменной или выражения, для чего используется операция явного преобразования типа;

Преобразование типов может неявно включать в себя следующие действия:

· преобразование целой переменной в переменную вещественную (с плавающей точкой) и наоборот;

· увеличение или уменьшение разрядности машинного слова, то есть «усечение» или «растягивание» целой переменной;

· преобразование знаковой формы представления целого в беззнаковую и наоборот.

Возможные ошибки, возникающие при таких преобразованиях, никоим образом не фиксируются ни аппаратными средствами, ни исполнительной системой языка, т.е. остаются незамеченными. Поэтому здесь нужно быть особенно внимательным и при необходимости учитывать особенности представления данных во внутренней форме (см. 1.3).

Уменьшение разрядности машинного слова всегда происходит путем отсечения старших разрядов числа. Заметим, что это может привести к ошибкам потери значащих цифр и разрядов:

int n=1045; // Во внутреннем представлении n=0x00000415 (1024+16+5)

char c; c = n; // Потеря значащих цифр (0x15)

Увеличение разрядности приводит к появлению дополнительных старших разрядов числа. При этом способ их заполнения зависит от формы представления целого:

· для беззнаковых целых заполнение производится нулями;

· для целых со знаком они заполняются значением знакового (старшего) разряда.

Таким образом, при увеличении размерности целого его значение сохраняется (с учетом формы представления):

char c=0x84; n = c; // Значение n=0xFFFFFF84

unsigned char uc=0x84; u = uc; // Значение u=0x00000084

При преобразовании вещественного к целому происходит потеря дробной части, при этом возможны случаи возникновения ошибок переполнения и потери значащих цифр, когда полученное целое имеет слишком большое значение:

double d1=855.666, d2=0.5E16;

int n; n = d1; // Отбрасывание дробной части

n = d2; // Потеря значимости

Преобразование знаковой формы к беззнаковой не сопровождается изменением значения целого числа и вообще не приводит к выполнению каких-либо действий в программе. В таких случаях транслятор «запоминает», что форма представления целого изменилась:

i nt n=-1; unsigned d;

d = n ; // Значение d =0 xFFFFFFFF (-1)

При выполнении бинарных операций принят следующий порядок:

· если один из операндов – длинное целое ( long ), то второй также приводится к этому типу;

· если один из операндов – беззнаковый ( unsigned), то второй также приводится к этому типу;

· в конце концов остаются целые операнды, сохраняющие свой тип.

Следует обратить внимание на одну тонкость: если в процессе преобразования требуется увеличение разрядности переменной, то на способ ее «удлинения» влияет только наличие или отсутствие знака у самой переменной. Второй операнд, к типу которого осуществляется приведение, на этот процесс не влияет (принятые в примерах размерности short – 16 разрядов, int – 32 разряда):

unsigned short d = 0xFF000;

Источник

Классификация операций и их приоритеты. Назначение, синтаксис описания, примеры.

Условная операция:

Работа всех условных конструкций построена на проверке некоторых условий на истинность или ложность. В зависимости от результатов этой проверки выполняется тот или иной блок кода.

Операция: данная операция позволяет подставить в выражение результат вычисления одного из двух других выражений. В зависимости от ложности выражения или истинности, выражение выставляется в качестве условия. Данная операция может быть использована только в составе некоторых выражений.

Результатом логического выражения может быть истина (true) ложь (folse). Если выражение истинно выполниться выражение1, иначе – выражение2.

static void Main(string[] args)

Циклическая операция:

Циклические операции являются бесконечными циклами и поэтому не могут завершиться. Например, объект A может попытаться наследоваться от объекта B, который в свою очередь наследуется от объекта A.

Синтаксис: for (инициализация; условное выражение; модификация) оператор;

Цикл выполняется до тех пор, пока верно условное выражение.

static void Main(string[] args)

· цикл предусловия while;

· цикл с постусловием do while;

· цикл с параметром for;

· цикл с перебором foreach.

Блок, который выполняется несколько раз в цикле, называется телом цикла, остальные операторы служат для управления процесса повторения. Один проход цикла называется итерацией. Начальные установки служат для того чтобы задать начальные значения переменных, которые используются в циклах. Проверка условия продолжения цикла выполняется на каждой итерации цикла.

Оператор while

Проверка условия выполняется перед началом итерации. Этот цикл выполняется до тех пор, пока условие верно. (Внимание! Параметры условия должны изменяться в операторе, иначе такой цикл будет бесконечен или в операторе должно быть совершено прерывание выполнения цикла.)

Синтаксис: while (условие) оператор;

Условное выражение: цикл выполняется до тех пор, пока результат выражения равен true. Соответственно выражение проверяется в начале каждой итерации.

Модификация: выражение, которое определяет, как изменится значение управляющей переменной цикла после каждой итерации. Соответственно обычно используется для изменения параметров условия.

Console.WriteLine(«<0>\t<1>\n», x, y);

Оператор foreach

Служит для циклического обращения к элементам коллекции, представляющей собой группу объектов. Оператор цикла foreach действует следующим образом. Когда цикл начинается, первый элемент массива выбирается и присваивается переменной цикла. На каждом последующем шаге итерации выбирается следующий элемент массива, который сохраняется в переменной цикла. Цикл завершается, когда все элементы массива окажутся выбранными.

Цикл foreach позволяет проходить по каждому элементу коллекции (объект, представляющий список других объектов).

Синтаксис: foreach (тип имя_переменной_цикла in коллекция) оператор;

Источник

Таблица операторов

Примечание: В Access 2010 и более поздних версий построитель выражений включает функцию IntelliSense, которая указывает требуемые аргументы.

В этой статье

Арифметические операторы

Арифметические операторы используется для вычисления значения на основе нескольких чисел или изменения знака числа из положительного в отрицательный и наоборот.

Сложение двух чисел.

Вычисление разницы между двумя числами или вывод отрицательного значения числа.

Перемножение двух чисел.

Деление первого числа на второе.

Округление обоих чисел до целых, деление первого числа на второе и усечение результата до целого.

Возврат остатка от деления первого числа на второе.

[Зарегистрировано] Mod [Комнаты]

Возведение числа в указанную степень.

Операторы сравнения

Операторы сравнения позволяют сравнивать значения. Они возвращают результат «Истина», «Ложь» или Null.

Возвращает значение «Истина», если первое значение больше второго.

Возвращает значение «Истина», если первое значение не меньше второго.

Возвращает значение «Истина», если первое значение равно второму.

Возвращает значение «Истина», если первое значение не равно второму.

Примечание: Если первое или второе значение в любом из случаев равно Null, результатом также является Null. Так как Null представляет собой неизвестное значение, результат сравнения со значением Null также неизвестен.

Логические операторы

Используйте логические операторы для объединения двух логических значений и возврата результата «Истина», «Ложь» или Null. Логические операторы также называются булевыми.

Возвращает значение «Истина», если выражения 1 и 2 имеют значение «Истина».

Возвращает значение «Истина», если хотя бы одно из выражений 1 и 2 имеет значение «Истина».

Возвращает значение «Истина», если оба выражения 1 и 2 имеют значение «Истина» или оба выражения 1 и 2 равны «Ложь».

Возвращает «Истина», если выражение не имеет значения «Истина».

Возвращает значение «Истина», если одно и только одно из выражений 1 и 2 имеет значение «Истина».

Операторы объединения

Операторы объединения позволяют объединить два текстовых значения в одно.

Объединение двух строк в одну.

Объединение двух строк в одну и распространение значений Null (если одно из значений равно Null, все выражение дает Null).

Специальные операторы

Специальные операторы возвращают результат «Истина» или «Ложь», как описано в таблице ниже.

Is Null или Is Not Null

Определение того, равно ли значение Null или Not Null.

Поле1 Like «инструк*»

Between значение1 And значение2

Определение того, находится ли число или дата в пределах диапазона.

Определение того, входит ли значение в множество.

Источник

Описание синтаксиса языков программирования

Материал из ПИЭ.Wiki

При описании известных языков программирования используются следующие нотации:

Содержание

Форма Бэкуса-Наура (БНФ)

Форма Бэкуса-Наура (БНФ) была впервые применена при описании Алгола-60. БНФ совпадает по сути с нотацией КС-грамматик, отличаясь лишь обозначениями. Предусмотрены следующие метасимволы:

Терминальные символы записываются как есть, никаких специальных способов их выделения не предусмотрено. Вот пример определений на БНФ, взятый из спецификации Алгола-60 — «Модифицированного сообщения»:

Как видим, для выражения повторений используется рекурсия, причем повсеместно — левая. БНФ использована Н. Виртом при описании языка Паскаль. Хотя в нотацию были добавлены метаскобки <и>, обозначающие повторение, применены они лишь в отдельных случаях, в то время как, например, грамматика выражений леворекурсивна.

Синтаксические диаграммы

Построив по синтаксической диаграмме соответствующий распознающий конечный автомат, можно затем реализовать этот автомат либо аппаратно, либо программно.

Таким образом, синтаксические диаграммы могут служить не только для порождения, но и для распознавания автоматных языков. Диаграммы стали популярны после выхода книги К. Йенсен и Н. Вирта «Паскаль». Они использованы в первой ее части — «Руководстве» — компактном учебнике языка. На рис. 3.1 показана одна из имеющихся там диаграмм. какие типы синтаксиса операций существуют. Смотреть фото какие типы синтаксиса операций существуют. Смотреть картинку какие типы синтаксиса операций существуют. Картинка про какие типы синтаксиса операций существуют. Фото какие типы синтаксиса операций существуют

Расширенная форма Бэкуса-Наура

Как уже говорилось, отсутствие в нотации формальных грамматик (и БНФ) средств явного задания повторений создает ряд трудностей. Во-первых, определения оказываются сложными для понимания, недостаточно наглядными из-за обилия рекурсий. Во-вторых, возникают проблемы с тем, что грамматики, дающие подходя- щие семантические деревья, оказываются леворекурсивными. При описании Модулы-2 и Оберона Н. Вирт использовал расширенную Бэкуса-Наура форму (РБНФ). Главные модификации касаются введения скобок < и>для повторений, а [ и ] — для обозначения необязательного вхождения цепочек терминалов и нетерминалов в правые части правил. Соглашения относительно обозначений терминалов и нетерминалов также изменены, что не столь принципиально. В дальнейшем мы будем пользоваться именно РБНФ. Вот как она определяется в спецификации Оберона-2: Варианты разделяются знаком |. Квадратные скобки [ и ] означают необязательность записанного внутри них выражения, а фигурные скобки < и >означают его повторение (возможно, 0 раз). Нетерминальные символы начинаются с заглавной буквы (например, Оператор). Терминальные символы или начинаются малой буквой (например, идент), или записываются целиком заглавными буквами (например, begin), или заключаются в кавычки (например, «:=»). К этому следует добавить, что в роли знака «есть по определению» в РБНФ используется «=», а каждое правило заканчивается точкой. Вот так может быть определен синтаксис идентификатора (имени) с помощью РБНФ:

Являясь метаязыком, РБНФ должна быть пригодна для описания языков, имеющих практический интерес. В том числе с помощью РБНФ может быть определен и синтаксис самой РБНФ:

В этих определениях не сделано различий между именами, обозначающими терминалы и нетерминалы, хотя сформулировать это на РБНФ было бы несложно. Различение имен вынесено за рамки синтаксиса и может быть специфицировано (и специфицируется) отдельно. Подобным же образом часто поступают при определении языков программирования.

Описания синтаксиса языков семейства Си

Си (англ. C) — стандартизированный процедурный язык программирования, разработанный в начале 1970-х годов сотрудниками Bell Labs Кеном Томпсоном и Денисом Ритчи как развитие языка Би. Си был создан для использования в операционной системе UNIX. С тех пор он был портирован на многие другие операционные системы и стал одним из самых используемых языков программирования. Си ценят за его эффективность; он является самым популярным языком для создания системного программного обеспечения. Его также часто используют для создания прикладных программ. Несмотря на то, что Си не разрабатывался для новичков, он активно используется для обучения программированию. В дальнейшем синтаксис языка Си стал основой для многих других языков. Для языка Си характерны лаконичность, современный набор конструкций управления потоком выполнения, структур данных и обширный набор операций.

В знаменитой книге Б. Кернигана и Д. Ритчи описание синтаксиса языка Си дано в нотации, которая эквивалентна БНФ, но использует другие соглашения об обозначениях терминалов и нетерминалов, альтернативных правых частей правил, необязательных конструкций. Нетерминалы записываются курсивом, терминалы — прямым шрифтом. Альтернативные части правил выписываются в столбик по одному в строке или помечаются словами «one of» (один из). Необязательные части сопровождаются подстрочным индексом «opt (от optional) — необязательный; «необ» — в некоторых русских пере- водах). Левая часть правила записывается отдельной строкой с отступом влево. Вот пример определений конструкций языка Си:

Как видим, из-за отсутствия явного способа выражения повторений, определе- ния изобилуют рекурсией. Аналогичная нотация с минимальными изменениями использована для описа- ния синтаксиса языков-потомков Си: Си++, Ява, Си#. Вот выдержка из стандарта ЕСМА-334 на язык Си#:

Специального названия эта нотация, судя по всему, не имеет. И представляется, как минимум, странной. Она неудобна не только для чтения, но и для обработки на компьютере. Ее использование при описании новых языков трудно объяснить чем-либо, кроме дурно понятой необходимости следовать традициям.

Особенности языка Си

Пример программы «Hello world » на Си

Описания синтаксиса языка Ада

Ада(Ada) — язык программирования, созданный в 1979—1980 годах в результате проекта, предпринятого Министерством обороны США с целью разработать единый язык программирования для встраиваемых систем (то есть систем управления автоматизированными комплексами, работающими в реальном времени). Имелись в виду, прежде всего, бортовые системы управления военными объектами (кораблями, самолётами, танками, ракетами, снарядами и т. п.). Перед разработчиками не стояло задачи создать универсальный язык, поэтому решения, принятые авторами Ады, нужно воспринимать в контексте особенностей выбранной предметной области. Язык назван в честь Ады Лавлэйс.Исследования, выполненные в начале и середине 1970-х годов, показали, что если Пентагон будет использовать единый язык программирования для решения всех своих задач вместо примерно 450 языков и их диалектов, то появится возможность получить огромную экономию средств (около 24 млрд долл. за период с 1983-го по 1999 год).Язык Ада основан на идеях структурного программирования и обеспечивает поддержку разработки сложных многомодульных программ, высокую степень машино-независимости и переносимости.При проектировании языка в первую очередь внимание акцентировалось на надежности и эффективности — язык создавался специально для разработки больших программных комплексов реального времени для встроенных систем, к которым предъявляются высокие требования надежности.

Особенности

Ада — это структурный, модульный, объектно-ориентированный язык программирования, содержащий высокоуровневые средства программирования параллельных процессов. Синтаксис Ады унаследован от языков типа Algol или Паскаль, но расширен, а также сделан более строгим и логичным. Ада — язык со строгой типизацией, в нём исключена работа с объектами, не имеющими типов, а автоматические преобразования типов сведены к абсолютному минимуму.

Осбенности синтаксиса

Контекстно-свободные грамматики языков Aда-83 и Ада-95 определены с помощью варианта БНФ, в который добавлены обозначения повторений и необязательных частей. Названия нетерминалов записываются обычным шрифтом с использованием знака подчеркивания, если название составное, а зарезервированные слова — жирным шрифтом. Поскольку ни квадратные, ни фигурные скобки в Аде не используются, как не используется и знак «|» (все это метасимволы), никакого специального обозначения для терминалов не предусмотрено. Определение синтаксиса оператора if, взятое из стандарта Ада-95, выглядит так:

Интересная и полезная особенность: синтаксические правила структурных конструкций представлены в виде, соответствующем их рекомендованному форматированию в программах (разделение на строки, отступы).

Для удовлетворения требованиям надёжности язык построен таким образом, чтобы как можно большее количество ошибок обнаруживалось на этапе компиляции. Кроме того, одним из требований при разработке языка была максимально лёгкая читаемость текстов программ, даже в ущерб лёгкости написания. Результатом такого подхода стал несколько «тяжеловесный» синтаксис и множество ограничений, отсутствующих в наиболее распространённых промышленных языках (С и C++) и часто воспринимаемых профессиональными программистами как избыточные, например, та же строгая типизация. Это привело к формированию представления об Аде как о сложном, малопонятном и неудобном в использовании языке.

Пример программы «Hellow world» на Аде

Определение синтаксиса Кобола и ПЛ/1

Кобол (COBOL, COmmon Business Oriented Language), язык программирования третьего поколения (первая версия в 1959), предназначенный, в первую очередь, для разработки бизнес-приложений.Разработчиком первого единого стандарта Кобола являлась Грейс Хоппер (бабушка Кобола). К 1997 году активно использовалось около 240 миллиардов строк кода на Коболе. Около 90 % финансовых транзакций в мире обрабатывается кодом на Коболе, и 75 % коммерческой обработки данных написано на Коболе. Общая стоимость используемого в настоящее время коболовского кода оценивается в 2 триллиона долларов США. До сих пор ежегодно пишутся миллиарды новых строк кода на Коболе.

Своеобразная система обозначений, являющаяся примером ранних нотаций, была применена при описании языков Кобол и ПЛ/1. Вот пример — определение формата глагола MOVE в Коболе:

Служебные слова подчеркнуты, квадратные скобки обозначают необязательные части конструкции, а фигурные — выбор из нескольких альтернатив, которые записываются в столбик. Повторение, как можно видеть, обозначено многоточием. Такого же типа формулы использовались при определении языков управления базами данных.

Особенности языка Кобол

Пример программы «Hello world » на Коболе

ПЛ/1-(PL/I, Programming Language I — «Язык программирования номер один») — разработанный в 1964 году язык программирования, созданный для научных, инженерных и бизнес-ориентированных вычислений. Он содержит такой широкий набор синтаксических конструкций и встроенных функций, что, вероятно, не существует ни одного компилятора, поддерживающего все возможности языка ПЛ/1. ПЛ/1 поддерживает рекурсию и структурное программирование, и его основная область применения — обработка данных

Основные свойства ПЛ/1

Пример программы «Hello world» на ПЛ/1

Алфавит языка

Первоначальный алфавит ПЛ/1 включал 60 символов:

Была предусмотрена возможность работы и с более ограниченным 48-символьным алфавитом, в который не входили:

Вместо отсутствующих символов использовались дополнительные ключевые слова. В современных версиях языка разрешено использовать также строчные латинские буквы (ключевые слова можно писать и заглавными, и строчными буквами). Вместо символа ¬ (отрицание), отсутствующего в переносимом наборе символов, используют

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *