какие товары подходят под отказное письмо на вайлдберриз
Какие товары подходят под отказное письмо на вайлдберриз
Пока одни партнеры WildBerries зарабатывают миллионы на маркетплейсе, другие «тонут» в постоянно возникающих на площадке проблемах и сложностях. И все потому, что совершили досадные ошибки.
Давайте разберем самые популярные ошибки, которые могут сильно «потрепать» вам нервы и даже испортить весь бизнес на WildBerries еще на старте.
Не собрали требуемый пакет документов
Wildberries не всегда требует у нового партнера сертификаты или декларации соответствия товаров, и вы не обязаны загружать их на старте своей работы с площадкой. Однако маркетплейс оставляет за собой право запросить бумаги в любой момент. Если вы своевременно не предоставите документы, то можете получить штраф и даже перманентный «бан» от Wildberries.
Не ленитесь оформлять документы параллельно с выходом на маркетплейс. Если Wildberries их все-таки запросит, вам не придется собирать бумаги «впопыхах». У вас все будет на руках или в процессе выдачи. Так вы сохраните свое время, деньги и репутацию на площадке.
Сбор документов для выхода на Wildberries – задача не из простых, но она под силу каждому бизнесмену. Подробнее о нюансах сбора бумаг и их предоставления маркетплейсу рассказывается в тренинге «Реальный WildBerries».
Попробуйте тренинг «Реальный WildBerries»
Не зарегистрировали торговую марку (бренд)
Для работы на Wildberries не требуется обязательная регистрация торговой марки. Однако наличие правовой охраны интеллектуальной собственности очень важно для оригинальных производителей.
Зачастую партнеры маркетплейса не уделяют должного внимания регистрации своих товарных марок, чем провоцируют атаки «патентных троллей». «Патентные тролли» – это лица, которые работают на опережение оригинальных производителей в патентовании их торговых марок на свое имя.
Формально «патентные тролли» действуют в рамках закона, поэтому привлечь их к ответственности довольно сложно. Пострадавшему партнеру предстоит устранять последствия нападения своими силами, что чревато дополнительными финансовыми расходами.
Чтобы избежать неприятностей, вместе с выводом товара собственного производства на Wildberries однозначно нужно запускать и регистрацию торговой марки. Этот процесс может длиться до года, но факт подачи заявления на регистрацию обезопасит вас от «патентных троллей».
Поэтому на вопрос «Нужно ли регистрировать торговую марку и бренд для работы на WildBerries?» есть только один ответ: «НУЖНО»!
Если же вы продаете товар, производителем которого не являетесь, то у вас на руках обязательно должно быть разрешение от правообладателей на использование торговых марок. Этот документ Wildberries также вправе запросить.
Отгрузили на WildBerries «неликвид»
Ни в коем случае на отгружайте на склады WildBerries неликвидную продукцию! Если ваш товар не будет приносить маркетплейсу доход, то площадка введет платное хранение на него и вынудит установить цену, которая может быть даже ниже себестоимости продукта.
Кроме того, неликвидные товары мешают «расти» флагманам. Если склады заполнены «неликвидами», то из-за низкой оборачиваемости вы не сможете подгрузить свои хиты продаж или новую коллекцию. Товары, которые могли бы выйти в ТОП на WildBerries, на деле будут занимать более низкие позиции.
Таким образом, продажа «неликвидов» на WildBerries не только негативно влияет на «карму» бренда, но и разрушат репутацию вашего аккаунта на маркетплейсе – он медленно опускается «на дно» по нисходящей спирали.
Помните, что на WildBerries флагманы тянут вас вверх, «середнячки» – вниз, а «неликвиды» просто «убивают» ваши бизнес! Отгружать на маркетплейс стоит только те товары, в конкурентоспособности которых вы уверены на 100%.
Чтобы понять, сколько вы зарабатываете на своем бизнесе на площадке и какие товары являются вашими флагманами, приносят максимальные продажи и выступают лидерами по дефициту, проведите качественный АВС-анализ.
В результате исследования будут выявлены сильные и слабые места вашей ассортиментной матрицы, о которых вы даже не подозревали. Может оказаться, что продукт, который вы считали своим флагманом, на деле таковым не является, а реальную прибыль приносят совсем другие товары.
Какие товары подходят под отказное письмо на вайлдберриз
Вы сильно рискуете, если пренебрегаете загрузкой сертификатов на WildBerries
Маркетплейс WildBerries предоставляет возможность отечественным и зарубежным предпринимателям предлагать свою продукцию миллионам пользователей.
В начале своего пути каждый партнер WildBerries сталкивается с регистрацией и загрузкой огромного количества документов. Это всегда очень кропотливая, муторная и долгая работа. Ведь из-за одной бумажки может пойти под откос весь бизнес!
При регистрации на WildBerries также есть ряд «рекомендованных» условий, выполнение которых, по факту, является обязательным для предпринимателей. Среди них – предварительная сертификация продукции для Вайлдберриз. Что это за процедура и как ее осуществить – мы расскажем в нашей статье.
Однако для начала дадим один совет.
Но еще более долгая и сложная работа – это работа над выведением товара в ТОП, над поднятием продаж! С каждым днем поставщиков на площадке становиться все больше, поэтому очень важно научиться продвигать свой товар.
Тренинг «Реальный WildBerries» был создан для помощи как начинающим предпринимателям, так и профессионалам. После его прохождения можно узнать все нюансы и секреты работы и добиться реального успеха на WildBerries.
Попробуйте тренинг «Реальный WildBerries»
Итак, приступим! Что должны знать все партнеры WildBerries
Для того чтобы заниматься продажей товара на сайте WildBerries, необходимо наличие полного комплекта документов, в том числе и на реализуемый товар. Все изделия, которые продаются в указанном интернет-магазине, должны иметь необходимые сертификаты, декларации или свидетельства государственной регистрации.
Если Ваш товар по закону РФ должен быть сертифицирован, то Вам нужно сделать сертификат.
Сертификаты на товар – законодательно установленное требование российских маркетплейсов по сертификации продукции для продавцов-предпринимателей.
Кто должен получить сертификаты для WildBerries?
Практически весь перечень представленных на маркетплейсе товаров подлежит обязательной оценке.
В соответствии с ТР ТС №017 от 2011 года, обязательной сертификации подлежат товары, относящиеся к категории легкой промышленности:
Текстильные изделия и прочие товары для детей проходят процедуру оценки согласно нормативному акту 007/2011.
Парфюмерно-косметические средства попадают под действие регламента 009/2011 и т.д.
Важно помнить, что в случае отсутствия сертификационной документации, товар не будет допущен к реализации.
Как загрузить сертификат и не допустить ошибки
Важно: некоторые разделы сайта WildBerries и шаги загрузки могут меняться.
Для запуска процедуры сертификации заявитель должен собрать следующие сведения:
Список требуемых документов может варьироваться в зависимости от изделий, которые подлежат сертификации.
WildBerries хочет быть уверен, что предлагаемый Вам товар безопасен и отвечает всем стандартам. В связи с этим Вам необходимо загрузить на портал, имеющиеся у Вас официальные документы на товар. А это:
По российскому законодательству определенная продукция требует подтверждения ее безопасности и соответствия стандартам, установленным техническими регламентами или ГОСТом. Существуют перечни номенклатуры, подлежащей обязательной сертификации. Если товары относятся к данным перечням, производителям необходимо получить один из двух документов:
Это официальные документы, имеющие одинаковую юридическую силу. Только сертификация может быть как обязательной, так и добровольной, а декларирование – это обязательная процедура.
Представьте, Вы уже разобрались с документооборотом, осталась еще одна боль – продажи, а точнее их количество. Сейчас очень сложно выстроить стратегию, которая поможет поднять продажи, окупить Ваш бизнес и выйти в плюс, тем более конкуренция с каждым днем растет. В конце статьи мы расскажем, как разобраться и с этой проблемой!
Помимо сертификатов, нужно будет еще разобраться с немалым количеством бумаг, например, с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, что это и как его добавить?
На что стоит обратить внимание!
Юридическая ответственность: к чему могут привести нарушения правил
Почему наличие разрешительной документации на товар является одним из главных требований для сотрудничества с WildBerries?
Дело в том, что российское законодательство устанавливает условия для производителей и поставщиков, по обязательной оценке, соответствия перед началом массового распространения изделий. Это необходимо, чтобы на потребительский рынок попадали только качественные и безопасные вещи.
Уклонение от выполнения утвержденных правил грозит административной ответственностью. Согласно КоАП РФ, это могут быть штрафы в размере до 600 000 рублей, конфискация продукции и приостановление работы компании-нарушителя до устранения несоответствий.
Вот поэтому руководство WildBerries строго следит за предоставляемой предпринимателями сопроводительной документацией и не допускает на площадку вещи без сертификатов, деклараций или свидетельств о государственной регистрации.
Подведем итог
Для того чтобы заниматься продажей товара на сайте WildBerries, необходимо наличие полного комплекта документов, в том числе и на реализуемый товар.
Все изделия, которые продаются в указанном интернет-магазине, должны иметь необходимые сертификаты, декларации или свидетельства государственной регистрации несмотря на то, что сама компания заключает договор и является посредником между потенциальным клиентом и продавцом.
Документооборот всегда был важным пунктом не только в бизнесе, но и в повседневной жизни.
Однако это все организационная часть, при желании с ней можно быстро разобраться, к тому же вся информация в открытом доступе.
А вот как вывести товар в ТОП, увеличить продажи, какие есть тонкости и секреты работы на маркетплейсе никто не расскажет. Чтобы удержать товар в верхних строчках ТОПа, нужно постоянно работать над этим, тренинг «Реальный WildBerries» собрал в себе всю самую необходимую информацию, которая поможет Вам.
Но еще и существуют секретные формулы поднятия продаж. О них знает наш новый уникальный чат-бот. Он расскажет Вам уникальную информацию, которую нигде не купишь, поэтому успейте воспользоваться прямо сейчас!
ОТКАЗНОЕ ПИСЬМО для Wildberries
Wildberries – это популярный российский маркетплейс, с которым сотрудничают многие компании. В интернет-магазине представлен широкий ассортимент продукции:
Преимущества сотрудничества с маркетплейсом заключаются в регулярности и «прозрачности» выплат, фиксированных комиссиях, возможности использования собственных складов интернет-магазина для хранения товаров и т.д.
Основным из условий сотрудничества является наличие у поставщика обязательных разрешительных документов на товары (сертификатов, деклараций, СГР и иных).
А что делать предпринимателям, товары которых не подлежат обязательной оценке соответствия? Ответ просто – нужно получить отказное письмо для Wildberries или отрицательное решение по заявке.
На какие товары для Wildberries необходимо оформить разрешительные документы?
Для сотрудничества с маркетплейсом необходимы разрешительные документы на такие товары, как:
Если указанная продукция выпускается на рынок без документов о проведении процедур обязательной оценки соответствия, то на предпринимателя налагаются штрафы в соответствии с КоАП РФ, деятельность юр.лица приостанавливается, а товары не принимаются к продаже на Wildberries.
На какую продукцию для Wildberries может быть оформлено отказное письмо?
Согласно законодательству обязательной оценке не подлежат следующие товары, которые продаются через маркетплейс (на них оформляется отказное письмо по сертификации для Wildberries):
Отказное письмо на товар для Wildberries носит информационный характер.
В нем указывается тот факт, что продукция не попадает под действие НПА по проведению обязательной оценки соответствия, в частности, не указана в ТР ТС (тех. регламентах ЕАЭС), ПП РФ №982 (это оценка качества в нац. системе ГОСТ Р), ФЗ РФ №123 (нормы по пожаробезопасности) и иных нормативно-правовых актах.
Отказное письмо нужно для заключения договора на сотрудничество с маркетплейсом.
Чтобы получить документ, направьте запрос специалистам центра «Ростест Урал» и предоставьте:
Далее специалисты проверяют, попадает ли данный товар под требования законодательства по проведению обязательной оценки соответствия, и, если нет, то оформляют отказное письмо в течение одного дня с момента оплаты счета за услуги.
В отказном письме указываются данные об органе по сертификации, который выдал документ, данные о компании-заявителе (название, юридический адрес, контактная информация), наименование товара, коды по ТН ВЭД, назначение продукции, а также иные идентификационные признаки, правовое основание для выдачи отказного письма (перечисляются НПА, под действие которых товары не попадают).
Если срок действия отказного письма не установлен, то документ может использоваться до внесения изменений в законодательство. В некоторых случаях орган по сертификации ограничивает срок действия ОП на 1 год.
Какие еще документы на товар нужно предоставить для заключения договора о сотрудничестве с Wildberries?
Для дополнительного подтверждения качества продукции вы можете предоставить добровольный сертификат – он оформляется в рамках зарегистрированной СДС и подчеркивает, например:
Для сотрудничества с Wildberries добровольный сертификат не обязателен, однако его наличие будет способствовать более успешному продвижению товаров на маркетплейсе, созданию долгосрочных партнерских отношений, повышению спроса на товары.
Также добровольный сертификат – это инструмент, который поможет вам в конкурентной борьбе при участии в тендерах.
Как начать сотрудничать с маркетплейсом?
Для начала работы с Wildberries вам нужно изучить условия и правила сотрудничества, а после чего – собрать необходимые документы и направить заявку с заполненной анкетой на рассмотрение. Также вы должны зарегистрироваться в интернет-сервисе, внести необходимые данные о товарах и заполнить карточки (прикрепить фото).
Обратившись к специалистам «Ростест Урал», вы получите помощь в вопросах сотрудничества с Wildberries, в том числе в оформлении отказного письма, заполнении карточек товаров и иную. Позвоните нам или напишите онлайн – консультации специалистов бесплатны.
По вопросам получения услуг в рассрочку обращайтесь к консультанту
ЗАКАЖИТЕ РАСЧЕТ СТОИМОСТИ НЕОБХОДИМОГО ВАМ ДОКУМЕНТА
Wildberries, Ozon требование сертификатов на товар 2021
Вайлдберриз сертификаты на товар! Какие требования российских маркетплейсов по сертификации продукции? Как продать товар на Wildberries или Ozon?
Озон Вайлдберриз сертификаты на товар — законодательно установленное требование российских маркетплейсов по сертификации продукции для продавцов-предпринимателей.
Кто должен получить сертификаты для Вайлдберриз? Основным сегментом рынка Wildberries является продажа изделий легкой промышленности (одежды, тканей, текстиля, обуви, аксессуаров) для взрослых и детей. Эту сферу регулируют два технических регламента — ТР ТС 007/2011 и ТР ТС 017/2011.
Какие товары не требуют сертификации? Вы не можете производить или продавать товар не имея на него сертификаты соответствия, либо отказное письмо. Wildberries или Ozon не примут товар без сертификата соответствия качества продукции или декларации EAC.
Оформим официальное отказное письмо для маркетплейса, в 24 часа, стоимость 5 тыс.руб.
*Консультации по сертификации 3 тыс.руб. входят в стоимость оформления документа.
Ваш продукт должен быть сертифицирован независимо от того продаете ли вы его
Платформа для экспортёров. Организуем продажи онлайн, оптом на экспорт. Представим ваш товар найдем бизнес-партнёров, покупателей, поставщиков, инвесторов по всему миру. Торговый союз Souztrade.RU — платформа для экспортёров, предлагаем услуги по сопровождению внешнеторговых операций онлайн.
Сертификаты, отказные письма, документы для маркетплейса WhatsApp +79169906144
Wildberries – крупный магазин, работающий через интернет. Предлагает вниманию покупателей больше разнообразие одежды, обуви, электронной техники, детских игрушек. Компания заслужила положительную репутацию среди пользователей благодаря быстрой доставке товаров, удобной оплате и регулярному проведению скидок.
Запрос сертификатов на Вайлдберриз?
Для того чтобы заниматься продажей товара на сайте Wildberries, необходимо наличие полного комплекта документов, в том числе и на реализуемый товар. Все изделия, которые продаются в указанном интернет-магазине, должны иметь необходимые сертификаты, декларации или свидетельства государственной регистрации, несмотря на то, что сама компания заключает договор и является посредником между потенциальным клиентом и продавцом.
На какой товар не нужен сертификат для продажи на Вайлдберриз?
Сертификаты на товары не требуются. Если ваш товар по закону РФ должен быть сертифицирован, то вам нужно сделать сертификат. Но Вайлдберриз со своей стороны никаких ограничений не вводят.
Какие товары не подлежат сертификации для Вайлдберриз?
К товарам не подлежащим сертификации в обязательном порядке, относят, прежде всего, различные строительные материалы. Следовательно, для их производства и распространения предпринимателю не требуется в обязательном порядке получать сертификат или декларацию о соответствии.
Сертификация обязательна когда вы поставляете, завозите товар из-за границы. Также если вы самостоятельно производите этот товар например на территории таможенного союза, то вы делаете и сертификат на серийный выпуск и на разные виды товаров.
КАРГО доставка
Я понимаю что вы его доставили. Причем КАРГО доставка это не белый импорт. Это серый импорт. Надо это четко понимать. И когда товар ввозится на территорию таможенного союза или на территорию Российской Федерации на не вполне по законным основаниям, то здесь рассчитывать на какие-то преференции, скажем так и на какие-то поблажки не стоит. Продавайте этот товар лучше в оффлайне.
С серым товаром не заходите, будут большие проблемы
На Wildberries сейчас действует такая система финансового контроля как налоговый мониторинг. Да, проверяют непосредственно сам Wildberries, и вы же понимаете, что все поставщики, которые связаны с этим гигантом, они никуда не денутся из отчетности Wildberries.
В любом случае рано или поздно с каждым конкретным небольшим поставщиком тоже заинтересуются. И это касается не только данного marketplace. В принципе на любой marketplace, который достаточно крупный, если вы на него выходите, он работает по белым схемам. Соответственно всю отчетность предоставляет в налоговую, там есть робот, специальный алгоритм, который отслеживает на несколько уровней
Не рискуйте
Не спешите идти на marketplace с теми товарами, которые вы доставили через КАРГО. Больше проблем чем прибыли и выгоды. В интернете вообще проще всего отследить деятельность каких-либо компаний и в том числе каких-либо мелких поставщиков. И если самый маленький интернет магазин, отслеживать не будут, то крупные гиганты они попадают под мониторинг.
Потому не надо рисковать и если у вас есть такой товар, продавайте его на рынках. Не надо на marketplace с серым товаром. Что касается непосредственно сути вашего вопроса о том как получить непосредственно отказное письмо на ваш товар. То в данном случае вам ни сам товар, ни какие-либо документы на него не нужны. Вам орган по сертификации дает ну просто грубо говоря отписку. Он не говорит о том, что вот именно ваши товары не подлежат сертификации. В письме говорится о том какие коды ТНВЭД не подлежат сертификации. Ну в общем то и все.
Ввозите пожалуйста эти товары и в белую и производите их на территории таможенного союза, России и так далее вообще без каких-либо проблем по этим отказным письмам и предоставляйте их marketplace.
Еще скажу пару слов про сертификацию. Таких вопросов в комментариях под моими видео не было, но тем не менее они возникают у наших поставщиков с которыми мы работаем и у новичков, которые к нам непосредственно подключаются. Что указывать в сертификате.
В частности, какие предметы, как описывать свой товар для того, чтобы на маркетплейсе он отображался корректно. Во-первых нужно посмотреть в какую категорию товаров вы непосредственно идете и в какую категорию товаров вы хотите попасть. Грубо говоря вы смотрите свой товар и сопоставляете с тем что уже продается на marketplace. Вы смотрите как называется эта категория.
Как вообще в целом она представлена на том или ином маркетплейсе и смотрите, ваш код ТНВЭД подходит в эту категорию или нет. Можно ли в перечислении обнаружить именно тот предмет, который располагается именно в этой категории.
Давайте на примерах, потому что может быть в теории не совсем понятно. Например, есть такие товары, я сейчас не буду говорить вам по конкретным кодам ТНВЭД. Например есть товары, одежда, допустим, и мы берем например, одежда женская верхнего слоя. Вот если вы перечислите там только блузки, кардиганы, ну и там не знаю пальто. Я сейчас не буду вдаваться в подробности под какой код ТНВЭД и так далее.
В любом случае есть определенный код и в него можно вложить очень много разных предметов. Если вы перечислите в сертификате, то есть если вам орган по сертификации перечислит только абсолютно ограниченное количество товаров, то все остальные, если вы вдруг захотите под этим сертификатом поставлять, вы уже поставить не сможете. Но и орган сертификации вам не сможет перечислить абсолютно все, если вы не дали эти товары на испытания. Потому, если у вас есть, например, какая то задумка о том, что вы будете товар этот в дальнейшем производить, вы сделайте образцы и передайте его, этот образец на непосредственно на испытания. Для того чтобы орган по сертификации его включил в ваш сертификат.
Сертификат вы делаете один раз и на несколько лет
Кстати говоря не делайте сертификаты на 1 год или декларации. На самом деле в цене вам это ничего не будет стоить. Но есть такие хитрые компании, которые делают на 1 год. С учетом того чтобы вы пришли к ним ровно через год и делали то же самое, платили то же самое.
Хотя на самом деле сертификат можно сделать и на пять лет. Опять же все зависит от категории. Я сейчас не про законодательство. Но учтите и посмотрите этот момент непосредственного для себя, когда вы будете делать сертификацию. Чтобы во-первых у вас было как можно больше предметов, которые вы возможно планируете запускать например в производство. Если это про одежду, отшейте образцы, это вообще не сложно.
Если это про допустим какие-то продукты, точно также попробуйте запустить какой-то образец, может быть какой-то тест. Ну тут все зависит от категории. Я не буду сейчас голословно, потому что есть ситуации в которых это невозможно сделать, это я знаю точно, но тем не менее в большинстве случаев, если у вас не какой-то скоропортящийся товар, это сделать можно. Таким образом, вы для себя сделаете некий такой запас того, что вы можете производить в дальнейшем и поставлять, а сертификат менять не нужно будет.
И сроки, не забывайте про сроки. Сделайте его как можно на более длительный период.
Сертификация товаров для размещения на маркетплейсах
В связи с возникшими в результате распространения пандемии коронавируса карантинными ограничениями заметно увеличилась доля онлайн продаж. Для размещения на маркетплейсах продукция также, как и при офлайн торговле должна иметь все необходимые предусмотренные законодательством документы о соответствии.
Продукция, подлежащая сертификации
На сегодняшний день в ЕАЭС приняты 47 технических регламентов, предусматривающие обязательное проведение оценки соответствия перед выпуском товаров в обращение. Некоторые из них по состоянию на сегодняшний день не вступили еще в силу. Действующие же техрегламенты охватывают достаточно большой сегмент продукции промышленного и бытового назначения.
Так, например, обязательное наличие сертификата/декларации требуется на следующую продукцию:
Ответственность предпринимателей
В случае выявления нарушений в части проведения обязательной оценки соответствия и реализации продукции без декларации или сертификата соответствия, если наличие предусмотрено каким-либо техрегламентом, продавцы попадают под административную ответственность. Гл. 14 КоАП предусматриваются наказания в форме конфискации продукции, взыскания штрафов в размере до 600 тыс. руб. и ограничение деятельности фирмы по судебному решению на срок до 90 суток.
Наиболее известными и востребованными интернет-магазинами в России на сегодняшний день являются:
Таким образом, чтобы продавать какую-либо продукцию на любом из этих сайтов, предприниматель обязан предварительно получить сертификат или декларацию на изделия, если это предусмотрено техрегламентами ТС/ЕАЭС и другими нормативными актами.
Как и где получить документ о соответствии?
Процедура декларирования или сертификации товаров состоит из нескольких основных стадий:
Перед обращением в центр сертификациинеобходимо подготовить описание продукции в произвольной форме, предоставить копии техусловий, согласно которым осуществляется производство (или указать перечень ГОСТов), сделать копии свидетельств ОГРН и ИНН, взять выписку из ЕГРИП или ЕГРЮЛ. Для импортных изделий дополнительно необходимы контракт на поставку с инвойсом и доверенность на импортера-заявителя.
Сроки и стоимость услуг
В среднем процедура декларирования/сертификации занимает от 3х рабочих дней. Документы действуют на всей территории ЕАЭС в течение 5 лет с даты регистрации (максимальный срок). Стоимость услуг центра сертификации рассчитывается в каждом случае индивидуально, в зависимости от вида товара, специфики его производства, выбранной схемы оценки и других факторов.
Для получения более детальной консультации об особенностях оценки соответствия конкретно ваших изделий обратитесь к специалистам нашего центра по указанным на сайте телефонам или посредством заполнения на сайте простой формы обратной связи!
Паладьев Олег Николаевич
Паладьев Олег Николаевич – Международный эксперт по вопросам глобального предпринимательства, и развитию внешнеэкономической деятельности. Рекомендуемый Торгово-промышленной палатой, структурами поддержки бизнеса и центрами содействия развитию экспорта, торговыми отделами Посольств. Имеющий в своем арсенале успешное портфолио реализованных международных проектов, выступления во всех регионах РФ и за рубежом (Германия, Польша, Вьетнам, Египет, и др.) Для СМИ, журналистов, блогеров, организаторов форумов, конференций, круглых столов, тренингов и прочих мероприятий предлагает свои услуги в качестве независимого международного эксперта, спикера, модератора, фасилитатора проектов (стратегические сессии, интервьюирование, общественные слушания). Практика с 1990 года.