какие трамваи ходят в москве модели
Экологичный и удобный: за что еще московский трамвай получил международное признание
По улицам Москвы скользят быстрые и бесшумные «Витязи». Современные столичные трамваи не уступают по комфорту и безопасности конкурентам из Европы. За последние 10 лет в городе обновили 70 процентов парка: этот факт отметили и международные эксперты. Трамвайная система Москвы стала победителем международной премии Global Light Rail Awards в номинации «Самая развивающаяся система». Это первая победа такого уровня за всю 112-летнюю историю столичного трамвая.
Как трамваю Москвы удалось обойти испанские, швейцарские и даже британские аналоги? Почему с каждым днем все больше москвичей выбирают для поездок по городу экологичный транспорт нового поколения? Как будет развиваться в будущем трамвайная система столицы? На эти и другие вопросы отвечаем в материале mos.ru.
Тихие и удобные
Столичные власти сделали ставку на обновление трамвайного парка. Если десять лет назад по Москве курсировали и раритетные «Татры», и высокопольные трамваи модели КТМ, то теперь на улицах все чаще можно встретить их современных собратьев. По столице курсируют 450 современных трамваев, более 380 из них — составы «Витязь-Москва». Пока они обслуживают 25 из 40 маршрутов. Но уже к 2024 году на линиях можно будет увидеть только транспорт нового поколения.
Комфортные салоны «Витязей» вмещают до 260 пассажиров (предусмотрено не менее 60 мест для сидения). Вагоны делают удобными низкий пол и климат-контроль, USB-зарядки и информационные табло. Кроме того, транспорт едет плавно и бесшумно. Маломобильные пассажиры могут нажать кнопку на двери трамвая для вызова водителя. Также есть откидная аппарель и место для инвалидной коляски. Новые трамваи стали удобнее и для водителей: они оснащены современной системой управления, спутниковой навигацией и видеонаблюдением.
«Витязей» делают на Тверском механическом заводе электротранспорта, а окончательная сборка и пусконаладочные работы идут на Невском заводе электрического транспорта в Санкт-Петербурге. Впервые производство низкопольных трамваев полностью сосредоточено в России. Срок службы составов — 30 лет.
В 2021 году на городские маршруты выйдет еще 109 составов нового поколения. При этом 90 из них будут компактными, состоящими только из одной секции. Их запустят по маршрутам, где даже в часы пик нет большого пассажиропотока. Тем не менее в салоне смогут ехать до 150 человек. Остальные 19 вагонов останутся трехсекционными.
Без пробок и выхлопов
Международное жюри также отметило работу по отделению трамвайных путей от дорог. Это мировой тренд: обособление трамвая позволяет ему ехать быстро (скорость выросла в среднем на 20 процентов), без пробок и задержек в расписании, что особенно важно для горожан. Еще один плюс — снижение количества ДТП с участием трамваев на 60 процентов. Автомобили просто не могут пересечь рельсы и столкнуться с составом.
Помогают быстрее ехать и умные светофоры. На перекрестках общественному транспорту отдается приоритетное право проезда. Датчики и информационная система, фиксируя в потоке трамваи, автобусы и электробусы, включают зеленый сигнал светофора.
Эксперты оценили и развитие трамвайной сети Москвы. С 2010 года провели капитальный ремонт более 250 километров путей, это больше половины от общей протяженности трамвайных рельсов в городе. После работ вагоны движутся тише: поездки становятся еще комфортнее, а движение трамваев — незаметнее для жителей ближайших домов.
Во время реконструкции на некоторых участках положили экологичные шпалы из переработанного пластика. Впервые технологию протестировали на участке трамвайной линии на проспекте Мира. Такой способ позволяет не только повторно использовать пластик, но и сохранять деревья. По расчетам, если укладывать деревянные шпалы, то для одного километра трамвайных путей требуется около 140 деревьев. То есть почти 10 километров путей — около 1400 деревьев. А шпалы из вторичного пластика гораздо прочнее и меньше подвержены повреждениям. Такую технологию используют в странах Европы и Азии, а также в США и Канаде.
В Москве есть и свои трамвайные традиции. Например, маршруту № 27 на севере Москвы уже больше ста лет: в начале века по нему ходила конка. Кстати, увидеть ее можно на ежегодном параде трамваев, который проходит в День московского транспорта. В 2020-м от его организации пришлось отказаться в связи с эпидемиологической ситуацией. А в 2019-м парад собрал более 100 тысяч зрителей. Москвичи и гости столицы смогли увидеть эволюцию вагонов, многие экспонаты еще на ходу.
Сегодня трамвай — это экологичный и безопасный, удобный и быстрый вид городского транспорта. Столичную систему оценили не только международные эксперты. Почти 207 тысяч москвичей в голосовании в проекте «Активный гражданин» отметили удобство «Витязей». А до пандемии ежедневно трамваями пользовались более 700 тысяч пассажиров.
Долгий путь к «Витязям», или Как менялся московский трамвай
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных…
По числу прекрасных витязей Москва давно обогнала пушкинское лукоморье. На этой неделе в столицу прибыл 201-й современный низкопольный трамвай «Витязь-М». Полностью трамвайный парк столицы планируют обновить к 2024 году.
Каждую неделю «Витязи-М» перевозят более миллиона пассажиров. Рассказываем, как московская конка, появившаяся почти полтора века назад, превратилась в суперсовременный трамвай.
Аттракцион и вид транспорта
Предшественником трамвая была конка — вагон на конной тяге, который ходил по рельсам. В него вмещались 15–16 человек. В Москве первая, временная, линия прошла от Иверских ворот до Тверской заставы. Ее проложили в честь празднования 200-летия со дня рождения Петра I. Постройкой линии и ее временной эксплуатацией занимались предприниматели Д.Н. Гурьев и М.Д. Новиков. Но это был скорее аттракцион, чем вид транспорта.
В апреле 1872 года был утвержден проект строительства сети линий железно-конных дорог. Концессия на осуществление этого проекта была отдана на 40 лет компании графа А.С. Уварова.
Конка была вполне доступным видом транспорта. В нижней части двухэтажного вагона можно было проехать за десять копеек, а вверху, на империале, — всего за пять. Кстати, вход на империал был разрешен только мужчинам: считалось, что дама в пышной юбке не сумеет подняться по узкой винтовой лестнице, не нарушив правил этикета.
«Фалькенрид» и «Рингхофер»
119 лет назад, в 1899 году, в Москве появляется первая линия электрического трамвая. Она прошла за пределами утвержденных тогда границ города — от Масловки до Петровского парка. Вскоре линию продлили до Тверской заставы. Трамвай развивал немалую скорость — до 25 километров в час.
Но нравилась эта затея далеко не всем. Например, полицмейстер Трепов возмущался, что простолюдины могут передвигаться по городу быстрее, чем он на своей лучшей тройке.
Первая система оплаты проезда была достаточно хитрой: линия делилась на четыре участка, каждый из которых состоял из нескольких остановок и стоил пять копеек. То есть поездка по всему маршруту обходилась в 20 копеек.
«Первые модели были зарубежного производства. 7 апреля 1899 года на линию вышли западногерманские трамваи марки “Фалькенрид”. К концу 1899-го уже появились чешские вагоны “Рингхофер”, правопреемницей которых считается всем известная “Татра”», — рассказывает экскурсовод музея «Московский транспорт» Геннадий Нарыков.
Первые вагоны были деревянными и узкими — 2,2 метра. Скамейки в них располагались вдоль салона. С 1909 года стали появляться модели отечественного производства. Одним из самых известных был «фонарный» вагон. Он получил свое название благодаря фонарям на крыше.
Прицепы, «голубой вагон» и универсалы
В конце 1920-х появляются вагоны КМ (коломенский моторный) и КП (коломенский прицепной). Как следует из названий, второй прицепляли к первому. Вместимость каждого — до 60 человек. Таким образом, состав из двух вагонов мог перевозить до 120 пассажиров одновременно.
Интересная модель появилась в 1936 году — М-36. Ее окрестили голубым вагоном из-за цвета корпуса. Это был первый не деревянный, а металлический вагон. Скошенные углы, три двери, один фонарь — для своего времени дизайн был суперсовременным. К тому же вагон стал шире на 30 сантиметров, что позволило поставить мягкие сидения поперек салона.
Во время войны трамваи в столице не прекращали свою работу. Даже в критический для обороны Москвы день, 16 ноября 1941 года, когда остановилось метро.
«Говорят, если в городе жив трамвай, значит, город еще не сломлен. Московский трамвай работал, перевозил пассажиров, раненых и грузы», — отмечает Геннадий Нарыков.
После войны на авиазаводе в Тушине выпустили универсальный кузов для трамваев, автобусов и троллейбусов по образцу американского довоенного автобуса. Модель трамвая называлась МТВ-82, что расшифровывается как «московской трамвайный вагон». Позже производство перенесли на завод в Ригу. Вагоны были цельнометаллическими, с мягкими сидениями. Они пользовались большой популярностью не только в Москве, но и во многих других городах Советского Союза. В столице они проработали до 1981 года на большинстве маршрутов.
«Татра»
Другая легендарная модель тоже была скопирована с американской. Еще в 1932 году специально для Нью-Йорка создали вагон PCC (Presidents’ Conference Committee), который стал известен во всем мире. Он считался оптимальным по форме кузова. В 1950-е чешский завод приобрел лицензию и выпустил свои вагоны на основе PCC. Так появились «Татры», столь популярные в Москве. Самыми главными преимуществами этой модели были плавный ход и удобная система управления.
В 1959 году на столичных улицах появилась модель «Татра-2», в 1963-м к ней присоединилась «Татра-3». Эти модели можно видеть и сегодня — правда, с более современной начинкой.
«Они прошли капитальный ремонт, фактически старого ничего не осталось, там новый металл, современнейшие двигатели и блоки управления. Но внешний вид сохранен», — поясняет заместитель главного инженера ГУП «Мосгортранс» Сергей Матвеев.
Наше время
Сейчас парк Москвы насчитывает порядка 850 трамваев, около 640 из которых каждый день выходят на линии. Почти 200 трамваев — представители самой новой модели «Витязь-М». Они перевезли первых пассажиров в марте прошлого года. При создании трехсекционных вагонов учитывались все последние разработки, которые делают проезд удобным. Это низкий пол, климат-контроль, USB-зарядки, информационные табло, спутниковая навигация и видеонаблюдение, современная система управления.
Изначально «Витязей» собирали на Тверском вагоностроительном заводе, сейчас производство перевели на новый завод в Санкт-Петербург.
«“Витязь” собран по последним “лекалам”. Причем есть вещи, на которые не сразу обращают внимание. Например, очень большая площадь остекления, она обеспечивает панорамный вид», — говорит Сергей Матвеев.
Светодиоды и кнопки открытия дверей
В новых вагонах нет лампочек накаливания, то есть все освещение светодиодное, начиная от подсветки салона и заканчивая головными лампами. По словам заместителя главного инженера Мосгортранса, это недешево, но очень энергоэффективно и в то же время, красиво и стильно.
«При одинаковой световой отдаче диоды экономичнее ламп накаливания где-то в пять раз и как минимум в два раза экономичнее, чем ксеноновые лампы. Светодиоды используют все лучшие автопроизводители», — уточняет он.
Кнопки открытия дверей, к которым москвичи привыкли не сразу, — это тоже экономия энергии, а также комфорт в поездках. В холодную погоду нет смысла открывать те двери, через которые никто не заходит, — теряется слишком много тепла.
В «Витязях» установлена самая современная система управления, а конструкция тележек обеспечивает трамваю максимально плавный ход.
Информационные табло
На информационных дисплеях, расположенных в салоне, пассажиры могут посмотреть, какой у трамвая маршрут, узнать название следующей остановки и расстояние до нее. Также транслируются сообщения об изменениях в работе маршрутов, отображается информация о возможных пересадках и важные сообщения городских служб.
Как рассказал Сергей Матвеев, стильный внешний вид трамваев — результат работы дизайнеров и специалистов транспортного комплекса. У победителя конкурса на поставку трамваев в Москву были различные варианты расцветок и оформления «маски», как называют переднюю и заднюю части вагона.
В июне во всех московских трамваях убрали турникеты. Но в шестидверных «Витязях» их не было изначально: пассажиры входят во все двери и оплачивают проезд с помощью валидаторов, расположенных у каждой двери.
«Отмена турникетов на всей трамвайной сети — это не решение одного дня, а длительный процесс. Сначала мы опробовали новую систему на всех маршрутах, которые обслуживаются Краснопресненским трамвайным депо. Примерно на 15 процентов выросло количество пассажиров, потому что увеличилась средняя скорость движения трамваев. Люди поняли, что не надо больше толпиться около передней двери и стоять в очереди. Без турникетов все гораздо быстрее и удобнее», — отмечает Сергей Матвеев.
Поначалу многие пассажиры обрадовались, что можно не платить за проезд. На линии пришлось выпускать дополнительных контролеров и параллельно проводить большую информационную кампанию. Сейчас количество зайцев минимально.
К концу 2019 года по улицам столицы будет курсировать 300 «Витязей-М». По условиям контракта, поставщик обязуется проводить техническое обслуживание вагонов в течение 30 лет.
Архивные фотографии предоставлены Главархивом Москвы
Московские «Витязи», или Как меняется трамвайная сеть столицы
В салоне трамваев две скамьи с 20 местами для сидения летом и 18 — зимой, четыре больших окна, матовые электрические фонари. На передней и задней площадках — электрооборудование для управления и стоячие места, а во входной двери — отверстие для переговоров с кондуктором и получения билетов. Таким был первый электрический трамвай, вышедший на улицы Москвы почти 118 лет назад.
В сравнении с конкой, которую тянула по рельсам пара лошадей, — настоящий прорыв. Медленным экипажам, управляемым кучером, москвичи кричали: «Конка, конка, догони цыплёнка!», а электрический трамвай развивал скорость до 25 вёрст (около 27 километров) в час. «Все находившиеся в вагонах воочию убедились в преимуществах электрической тяги пред конной; со всех сторон высказывались пожелания, чтобы Москва поскорее покрылась сетью электрических трамваев», — писала газета «Московские ведомости» 26 марта 1899 года.
И Москва покрылась: сегодня протяжённость трамвайной сети — 417 километров. В будние дни по 47 маршрутам проезжает более 620 трамваев. 17 марта трамвайный парк пополнили новые низкопольные составы «Витязь-М» — вместительные, удобные и тихие. За три года столица получит 300 таких вагонов российского производства, 100 из которых — в 2017-м.
Климат-контроль, низкий пол и много места
Низкопольный «Витязь-М» длиннее своих предшественников: его вагон достигает 27,5 метра. Это на 11,1 метра больше, чем у модели 71-623. Максимальная вместимость «Витязя-М» — 260 человек, мест для сидения — 60. Модель 71-623 вмещала не больше 127 пассажиров, причём здесь было всего 33 сидячих места.
Турникетов в новых составах не будет, как и во всех трамваях 17-го маршрута. Входить и выходить можно через любую дверь. Их у «Витязя-М» тоже прибавилось: две из шести дверей — одностворчатые, четыре — двустворчатые.
Ещё одно отличие от других моделей — система климат-контроля. Новые трамваи российского производства также оснащены спутниковой навигацией и камерами видеонаблюдения, а система климат-контроля будет функционировать не только в салонах подвижного состава, но и в кабине водителя. Для маломобильных пассажиров на двери оборудовали кнопку для вызова водителя, а также откидную аппарель, место для инвалидной коляски и сидячие места.
Быстрее, удобнее и тише: что изменится
«Витязь-М» сможет перевозить больше пассажиров и разгрузит другие маршруты. Благодаря дополнительным дверям и отсутствию турникетов увеличится скорость посадки и высадки пассажиров в пять раз на крупных остановочных пунктах.
Новые составы будут гораздо тише: особая конструкция тележки повышает плавность хода. Это не только удобнее для пассажиров и жителей окрестных домов, но и лучше для рельсов — так они будут меньше изнашиваться.
Пол в новых трамваях одинаково низок по всему вагону, а не разного уровня, как в предыдущей модели. Поэтому «Витязь-М» будет удобнее для мам с колясками, пожилых людей и маломобильных пассажиров.
Срок службы составов почти вдвое больше — 30 лет, а не 16, как раньше. Всё это время обслуживать и ремонтировать трамваи должен производитель.
Из Останкина в Медведково на новом трамвае
13 низкопольных трамваев «Витязь-М» вышли на маршрут № 17 от Останкина до Медведкова. Он проложен по улице Академика Королёва, проспекту Мира, улицам Лётчика Бабушкина, Енисейской и Менжинского, проезду Дежнёва и улице Полярной.
На 17-м трамвае можно доехать от Останкинского сквера до ВДНХ, крупных торговых центров на проспекте Мира, парка «Акведук», ГКБ имени А.К. Ерамишанцева, станции метро «Бабушкинская», Певческого поля. По пути расположены несколько поликлиник, библиотек, центр госуслуг «Мои документы» района Северное Медведково. По рабочим дням этим маршрутом пользуются больше 80 тысяч человек.
«Витязи-М» будут курсировать и по площади Тверская Застава, когда там запустят движение. Трамвай № 7 поедет до Белорусского вокзала по улицам Палихе и Лесной. Сейчас он ходит от станции метро «Бульвар Рокоссовского» до Нововоротниковского переулка. Пока что на «семёрке» можно добраться до станций метро «Преображенская площадь», «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Проспект Мира», «Новослободская». За счёт нового вместительного состава пассажиропоток этого маршрута может вырасти примерно на 30 процентов.
По Палихе и Лесной улице продлят трассу трамвая № 19. Сейчас на нём можно доехать от Каланчёвской улицы до Нововоротниковского переулка. Этот трамвай ходит мимо станции метро «Проспект Мира», Московской соборной мечети, театра «Уголок дедушки Дурова», Антроповского сквера, нескольких корпусов Медицинского университета имени И.М. Сеченова, Еврейского музея и центра толерантности.
От центра до самых до окраин — куда запустят трамваи
В будние дни по 47 городским маршрутам проезжает 620 трамваев. К 2019 году парк обновится на 300 новых вагонов «Витязь-М». В планах не только модернизировать парк, но и запустить новые линии. Трамвай может поехать от станции метро «Пражская» в район Бирюлёво Западное и северную часть района Бирюлёво Восточное.
На площадь Тверская Застава, где раньше проходила одна из первых линий Москвы, трамвай вернётся. Так появится удобная пересадка на городской наземный транспорт с поездов дальнего следования и пригородных электричек Белорусского направления. Трамвайную линию продлят от Лесной улицы до Белорусского вокзала, а на самой площади появятся остановки и разворотное кольцо длиной 1,2 километра.
Когда последнее достроят, продлят два действующих маршрута. Трамвай № 7 начнёт ходить до Белорусского вокзала по улице Палихе и Лесной улице. Сейчас он сворачивает на Сущёвскую улицу и доезжает до станции метро «Новослободская». Также по улицам Палихе и Лесной до Белорусского вокзала продлят маршрут № 19, который пока тоже ходит только до «Новослободской».
Новые трамвайные пути на этих маршрутах обособят. Всего их отделят от остального транспорта на 24 улицах Москвы. Это будут делать с помощью разметки и специальных конструкций — плит с боковыми выступами. Последние мешают проезду автомобилей, поэтому ни один водитель не сможет оставить машину на трамвайных путях. На улице Свободы в ходе эксперимента такими плитами отделили 200 метров путей. Время движения трамваев маршрута № 6 сократилось на три — пять минут.
Трамвайный парк Москвы впервые пополнится компактными составами
В 2021 году на городские маршруты выйдет еще 109 трамваев нового поколения, 90 составов будут компактными: вместо привычных трех в них предусмотрена одна секция.
«В Москве есть маршруты, где даже в утренние и вечерние часы пик трамваи заполняются не полностью. На них мы запустим новые односекционные составы. У них будут все преимущества трамваев “Витязь-Москва”, но меньше вместимость — в салоне одновременно смогут ехать до 150 человек. Сейчас выбираем название для этих трамваев», — рассказал заместитель Мэра Москвы, руководитель городского Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.
Остальные 19 трехсекционных трамваев будут обслуживать пассажиров на более популярных маршрутах. В них предусмотрено еще больше разъемов для зарядки, чем в трамваях «Витязь-Москва», в салоне будет работать обогрев дверного проема. Большинство пассажирских мест расположат так, чтобы пассажиры сидели по ходу движения.
В столице насчитывается 450 современных трамваев, 375 из них — составы «Витязь-Москва» с плавным и бесшумным ходом. Они ходят по 25 маршрутам на северо-востоке, востоке, юго-востоке, юго-западе, юге и в центре города, их салоны вмещают до 260 пассажиров. Трамвайный парк Москвы регулярно обновляется: в 2023 году на линиях можно будет увидеть только транспорт нового поколения.
Москвичи оценили работу трамваев «Витязь-Москва». В голосовании «Новые трамваи Москвы», которое прошло в январе в проекте «Активный гражданин», приняли участие свыше 206,5 тысячи пользователей. Почти половина участников опроса (48,92 процента) уже ездили на новых трамваях, из них 92,69 процента отметили, что «Витязи» им понравились. 3,68 процента посчитали, что вагоны можно сделать более удобными.