какие три типа концепции выделяют в нейропсихологии

Предмет и задачи нейропсихологии

Вопросы к междисциплинарному экзамену по программе “Нейропсихология”.

Предмет, задачи, методы нейропсихологии

Нейропсихология – это отрасль психологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций и их связь с системами головного мозга.

Предмет нейропсихологии – мозговые структуры, участвующие в психических процессах, эмоциональных состояниях и личностных особенностях на материале локальных поражений головного мозга.

Объект нейропсихологии – головной мозг больного человека, пораженный в результате травм, кровоизлияний, раковых опухолей, наследственных аномалий.

Нейропсихология сформировалась благодаря запросам практики и необходимости диагностики локальных поражений мозга и восстановления нарушенных психических функций.

Е.Ю. Балашова, Б.А. Архипов, Л.С. Цветкова и другие. Правомерность этого утверждения подтверждается той популярность, которой пользуются у психологов, логопедов, детских невропатологов и учителей разработки [1].

Задачи нейропсихологии

1. Изучение изменения психических процессов при локальных поражениях мозга, что позволяет определить, какие мозговые структуры связаны с данной психической деятельностью.

2. Проведение нейропсихологического анализа, что позволяет выявить общие структуры, участвующие в различных психических процессах.

3. Ранняя диагностика очаговых поражений мозга.

Методы нейропсихологии

Выделяют 2 группы методов:

I. Первая группа методов (научные) – сравнительно – анатомический, раздражения и разрушения.

– Сравнительно – анатомический метод исследования разрешает выяснять зависимость способов жизни, поведения животных от особенностей строения их нервной системы, с помощью метода были выяснены принципы работы мозга, а также строение коры больших полушарий.

– Метод раздражения предполагает анализ особенностей ВПФ при воздействии на мозг. Выделяют: прямое раздражение, непрямое раздражение и раздражение отдельных нейронов.

1. Метод прямого раздражения – это непосредственное воздействие на отдельные участки коры с помощью электрического тока или механическими, химическими раздражителями (Н-р: в 1871 г. Фрич и Гитцик таким образом выделили моторные зоны коры у собак, Ч. Шерингтон (1903) провел опыты на обезьянах, В. Пенфилд впервые применял данный метод на человеке (1945).

Однако, метод имеет ограничения у человека. Поэтому появляется метод непрямом раздражении.

2. Метод непрямого раздражения или непрямой стимуляции коры – выявляет изменения электрической активности участков мозга при воздействии различных факторов (Н-р: метод вызванных потенциалов ВП, когда в ответ на определенное воздействие регистрируют изменения ритмов в спектре электроэнцефалограммы; микроэлектродный метод – вживление электродов в нейроны мозга для выявления их активности при различных воздействиях).

какие три типа концепции выделяют в нейропсихологии. Смотреть фото какие три типа концепции выделяют в нейропсихологии. Смотреть картинку какие три типа концепции выделяют в нейропсихологии. Картинка про какие три типа концепции выделяют в нейропсихологии. Фото какие три типа концепции выделяют в нейропсихологии

3. Метод разрушения (или выключения) – предполагает разрушение определенной области мозга животного и наблюдение за особенностями его поведения, у человека метод применим во время нейрохирургических операций, ранений мозга.

Выделяют: необратимые нарушения (хирургическое удаление тех или других участков мозга, метод перерезки комиссур мозга, предложенный Р. Сперри), при которых полностью выподает функция и обратимые нарушения, которые связаны с временным отключением отдельного участка мозга с последующим восстановлением функций: охлаждение ниже 25 градусов приводит к прекращению активности нейронов (Н-р: метод Вада, предполагающий введение в сонную артерию особого препарата и отключение соответствующего полушария мозга).

II. Вторая группа методов (методы практической деятельности) – используют психологи, логопеды, детских невропатологи, педагоги.

(В рамках нейропсихологии выделяется также раздел нейрореабилитации. Основные разработки в этой области ведутся в Московском Центре патологии речи и нейрореабилитации под научным руководством проф. М. Шкловского. Основной задачей нейрореабилитации является разработка методов восстановления нарушенных ВПФ, дифференцированных в отношении острого и отдаленного этапов заболевания. Совокупность используемых методов составляет комплексную систему нейрореабилитации, направленную на восстановление двигательной, анализаторной сфер, речевой и других видов высшей психической деятельности, а также социального статуса больного.)

Во второй группе методов выделяют 3 подхода:

1️⃣. Предложенный А. Р. Лурия (основоположник нейропсихологии в России) метод синдромного анализа или “батарея Луриевских методов“.

А. Р. Лурия отобрал тесты, которые позволяют оценить состояние всех основных ВПФ (по их параметрам). Эти методики оценивают мозговые структуры, обеспечивающие психические процессы, что позволяет определить зону поражения мозга. Предложенный метод основан на системном подходе и качественном анализе дефекта познавательных процессов и личностных особенностей (речи, мышления, письма, счета, памяти), произвольных движений и действий.

Луриевский метод нейропсихологического исследования

«Батарея Луриевских методов» включает:

1) формальное описание больного, историю его болезни и результаты различных лабораторных и аппаратурных обследований (ЭЭГ, биохимия и т. п.);

2) общее описание психического статуса больного – состояние сознания, способность ориентироваться в месте и времени, уровень критики и эмоционального фона;

3) исследования произвольного и непроизвольного внимания;

4) исследования эмоциональных реакций на основании жалоб больного, по оценке им лиц на фотографиях, сюжетных картин;

5) исследования зрительного гнозиса (восприятия) – по реальным объектам, контурным изображениям, при предъявлении различных цветов, лиц, букв и цифр;

6) исследования соматосенсорного гнозиса с помощью проб узнавания объектов на ощупь, на прикосновение;

7) исследования слухового гнозиса при узнавании мелодий, при локализации источника звука, повторении ритмов;

8) исследования движений и действий при выполнении последних по инструкции, при установке поз;

9) исследования речи – через беседу, повторение звуков и слов, называние предметов, понимание речи и редко встречаемых слов, логико-грамматических конструкций;

10) исследования письма – букв, слов и фраз;

11) исследования чтения – букв, бессмысленных и осмысленных фраз и неверно написанных слов;

12) исследования памяти – на слова, картинки, рассказы;

13) исследования системы счета;

14) исследования интеллектуальных процессов – понимания рассказов, решения задач, правильности окончания фраз, понимания аналогий и противоположностей, переносного и обобщающего смысла, умения классифицировать.

2️⃣. Психометрический (Северно-американский) – используется батарея тестов, результаты оцениваются по стандартной шкале. Н-р: Батарея Лурия-Небраска, Интеллектуальная шкала Векслера для взрослых и др.

3️⃣. Индивидуально ориентированный (Британская школа нейропсихологов) – Первоначально проводятся скрининговые (отбор, сортировка) исследования. Затем формируется индивидуальный комплект тестов.

Специальную область применения нейропсихологических методов составляет проблема школьной дезадаптации (тесты на исследование ощущений – зрительных, слуховых, тактильных; исследование функции мозжечка, латеральной доминантности и др., на академическую успеваемость, обучаемость, интеллект и др.). С помощью метода синдромного анализа можно определить наличие или отсутствие мозговых дисфункций у детей с трудностями обучения, раскрыть механизмы, лежащие в основе этих затруднений, и понять первичный дефект, определивший их возникновение.

Основные направления нейропсихологии

Основными направлениями нейропсихологии являются следующие:

1. Клиническая нейропсихология, которая занимается исследованием больных с локальными поражениями мозга.

Основной задачей является изучение нейропсихологических синдромов при локальных поражениях мозга. Исследования в этой области имеют большое практическое значение для диагностики, подготовки психологического заключения о возможности лечения, восстановления и прогноза дальнейшей судьбы больных. Основным методом является метод клинического нейропсихологического исследования. В настоящее время в клинической нейропсихологии изучаются синдромы, связанные с поражением правого полушария мозга, с дефектами межполушарного взаимодействия, с нарушением глубинных структур мозга. Дальнейшее развитие этого направления связано с развитием современных методов диагностики локальных поражений мозга.

2. Экспериментальная нейропсихология.

Основной задачей является экспериментальное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. Благодаря работам А. Р. Лурия с учениками наиболее изучены память и речь. Им была создана классификация афазий, дополнены представления об организации памяти.

В настоящее время проводятся исследования особенностей нарушения познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы при разных по локализации поражениях мозга.

3. Реабилитационная нейропсихология.

Основной задачей этого направления является восстановление ВПФ при локальных поражениях мозга. Наиболее разработаны принципы и методы восстановления речи. Разработки в этой области начались в годы Великой Отечественной войны (А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев). Были предложены научно обоснованные методы восстановления ВПФ, опирающиеся на центральное положение о том, что сложная психическая функция может быть восстановлена за счет перестройки функциональной системы. В результате поврежденная функция начинает работать с помощью нового набора психических средств, что предполагает и ее новую мозговую организацию.

В настоящее время в сферу деятельности нейропсихологов входят больные, перенесшие инсульт, различного рода травмы мозга и т. д. Разрабатываются новые методы восстановления речи, аудиовизуальные методы, групповые, воздействие на эмоционально-личностную сферу больных.

Основные разработки в этой области ведутся в Московском Центре патологии речи и нейрореабилитации под руководством В.М. Шкловского.

4. Экологическая нейропсихология оценивает влияние различных неблагоприятных экологических факторов на состояние психических функций и на эмоционально-личностную сферу с позиций нейропсихологии.

Направление начало развиваться вскоре после Чернобыльской катастрофы, и в условиях постоянно ухудшающейся окружающей среды эти исследования становятся все более актуальными.

5. Нейропсихология развития. Задача нейропсихологии развития- выявление закономерностей развития мозга.

В последние годы в самостоятельную область выделилась нейропсихология детского возраста. Это новое направление нейропсихологии, изучающее специфику нарушения психических функций при локальных поражениях мозга у детей.

Большое внимание уделяется нейропсихологическому анализу трудностей обучения у детей младшего школьного возраста в связи с мозговыми дисфункциями.

6. Психофизиологическое направление – это направление, в задачу которого входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций. Оно развивается в тесной связи с психофизиологией, широко используя ее методы исследования (электроэнцефалография, окулография, миография и т. д.).

7. Диагностическое направление – это практическое применение различных нейропсихологических методов для определение зоны поражения мозга и динамики состояния высших психических функций в до- и послеоперационном периоде.

Эти методы были разработаны А. Р. Лурия на материале травматических и опухолевых поражений мозга, но их используют так же в клинике инсультов. Они все больше используются для оценки динамики состояния ВПФ в до- и послеоперационных периодах, поскольку нейропсихологические синдромы, появляются раньше и исчезают позже, чем какие-либо другие симптомы. Кроме того, эти методы используют для контроля над лекарственной терапией больных, перенесших нейрохирургические операции.

8. Реабилитационное направление практического применения методов нейропсихологии связано с восстановлением нарушенных ВПФ, речи, интеллектуальной и мнестической деятельности.

В настоящее время все шире развивается нейропсихологический подход при изучении здорового человека, например, исследование межполушарной асимметрии.

Основоположник отечественной нейропсихологии –

Александр Романович Лурия.

какие три типа концепции выделяют в нейропсихологии. Смотреть фото какие три типа концепции выделяют в нейропсихологии. Смотреть картинку какие три типа концепции выделяют в нейропсихологии. Картинка про какие три типа концепции выделяют в нейропсихологии. Фото какие три типа концепции выделяют в нейропсихологии

Лурия Александр Романович, советский психолог и врач-невропатолог, один из основателей нейропсихологии. Доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), профессор (1944), действительный член Академии педагогических наук РСФСР. Фото: i.pinimg.com

Основные направления научных исследований в нейропсихологии

– Культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности.

– Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

– В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.

– Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга в результате ранения.

– Разработал теорию локализации высших психических функций,

– сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов,

– создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи,

– изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов,

– изучал мозговые механизмы памяти.

Симптомы, синдромы и факторы в нейропсихологии

Нейропсихологический симптом – нарушение психической функции, возникающее при локальном поражении ГМ, вследствие патологических, травматических причин, приводящее к локальным изменениям в работе мозга.

Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленных поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов).

Нейропсихологический фактор – структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципом физиологической деятельности, нарушение которой ведет к появлению нейропсихологического синдрома.

Источник

А. Р. Лурия «Основы нейропсихологии»

какие три типа концепции выделяют в нейропсихологии. Смотреть фото какие три типа концепции выделяют в нейропсихологии. Смотреть картинку какие три типа концепции выделяют в нейропсихологии. Картинка про какие три типа концепции выделяют в нейропсихологии. Фото какие три типа концепции выделяют в нейропсихологии

Где находятся истоки особенностей поведения личности и как можно объяснить закономерности психических процессов? Ответы на эти вопросы дает нейропсихология – наука, функционирующая на стыке нейробиологических открытий, клинической неврологической практики и психологии.

Нейропсихология: нюансы психической деятельности зависят от анатомии головного мозга

Нейропсихологические открытия Александра Романовича Лурии связывают нематериальную психику и ее материальный субстрат – головной мозг. Изменения в функциональной активности клеток коры головного мозга вызывают расстройства поведенческих реакций и нарушают взаимодействие организма с окружающим миром. В научном труде Лурия показывает, что высшая психическая деятельность человека связана с особенностями работы нейронов коры головного мозга. Постулаты нейропсихологии открывают новые возможности для клинических психологов и максимально приближают эту сферу к медицинским дисциплинам и нейрофизиологии. Читая книгу, невольно задумываешься: а не нужна ли при расстройствах поведения в первую очередь медицинская помощь?

Системная динамическая локализация

Психические функции характеризуют человека как неповторимую и самобытную личность. Такие индивидуальные характеристики, как память, внимание, мышление, речевая активность, эмоции, имеют базу в цитоархитектонике серого вещества коры головного мозга.

Нейронные связи между отдельными клеточными структурами создают устойчивые функциональные блоки, которые несут непосредственную ответственность за адекватные реакции на внешние раздражители. Большинство психических функций не имеют четкого анатомического представительства в головном мозге, часто межнейронные связи образуются между его разными отделами.

Александр Романович Лурия объединяет положения теорий узкого локализационизма и антилокализационизма психических процессов. Пересматриваются такие фундаментальные понятия, как симптом и функция. Доминирующее значение для определения субстрата высшей нервной деятельности придается следующим определениям:

Лурия вводит принципиально новое понятие – структурно-физиологические блоки головного мозга.

Концепция трех структурно-функциональных блоков головного мозга

Головной мозг человека – это сложная высокоорганизованная система. Высшая нервная деятельность осуществляется благодаря интеграции трех блоков головного мозга. Каждый блок – звено в цепи единого процесса. Нарушение каждой из структурных единиц приводит к сбою и патологическим изменениям. Любая разновидность психической деятельности возможна при последовательном включении трех функционально-структурных блоков:

Благодаря блокам головной мозг человека функционирует как единая интегральная система, которая превосходит по эффективности самый совершенный компьютер.

Все звенья перечисленной функциональной системы пластичны и взаимозаменяемы. На формирование связей между ними оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. Интегральная система головного мозга не несет на себе печать детерминированности, это расширяет возможности педагогики и медицины.

Два полушария: единство и противоположность

Головной мозг функционирует как единая система двух полушарий. Правая и левая половины большого мозга выполняют разные задачи, но воспроизведение психических функций невозможно при изолированной их работе. Расщепленный мозг неполноценен, при патоморфологических и функциональных изменениях в них развиваются патологические расстройства.

Левое полушарие отвечает за логику и математические способности. Центр речи обусловливает понимание и воспроизведение речевых конструкций, его работа обеспечивает общение людей между собой, передачу опыта и знаний. Нарушение работы соответствующей части левого полушария вызывает афазию. Расстройство приводит к нарушению воспроизведения речи и понимания ее смысла.

Правая часть большого мозга несет ответственность за ассоциативную деятельность, творческие способности, интуицию. Человек с правополушарной активностью проявляет интерес к музыке, поэзии и живописи.

Нейропсихологический фактор

Понятие нейропсихологического фактора необходимо рассматривать как основную структурно-функциональную единицу осуществления психических функций.

Ассоциация нескольких факторов – нейропсихологический синдром. Принятие подобного характера осуществления высшей нервной деятельности объясняет взаимозаменяемость мозговых нейронов, что представляет интерес для клинических психологов и невропатологов. Разные звенья функциональной системы обладают различной «жесткостью» и пластичностью, но принцип взаимопомощи нейронов работает в любом случае.

Гнозис и праксис – основы жизнедеятельности человека

С помощью трех структурных блоков головного мозга человек получает всестороннюю информацию об окружающем мире. Познавание происходит с помощью чувствительных анализаторов: зрительного, слухового, обонятельного, вкусового и тактильного. Гнозис (познавание мира) наиболее активно функционирует в детском возрасте. В современном мире поток информации приобрел небывалую интенсивность, это значит, гностическая деятельность должна продолжаться на протяжении всей жизни. Расстройство познавания называется агнозия, которая приводит к нарушению узнавания знакомых раньше лиц и предметов.

Для того чтобы действовать и применять на практике полученные знания, функционирует праксис. Все бытовые и профессиональные навыки возможны при активном функционировании соответствующих участков лобных долей. При патологических изменениях в них человек теряет способность выполнять привычные действия, развивается апраксия.

Для полноценного существования и саморазвития необходимо развивать каждое из полушарий и координировать их взаимодействие. Стимуляция неактивных нейронов приводит к повышению эффективности психической деятельности.

Значение основных концепций нейропсихологии

В научном труде Александра Романовича Лурии «Основы нейропсихологии» показано, как изменение нормальной функции лобных долей приводит к расстройствам психической деятельности. Взаимодействие индивидуума с окружающей средой напрямую зависит от оптимальной структурно-функциональной организации нейронов коры головного мозга. Нейропсихология дает возможность как прогнозирования асоциального поведения и невротических расстройств, так и непосредственного воздействия на них. Непосредственный субстрат, на который необходимо воздействовать – нейрон коры головного мозга. Структурно-функциональная единица нервной системы несет прямую ответственность за наше взаимодействие с окружающим миром. Здоровье личности необходимо напрямую связывать со здоровьем маленькой нервной клетки – личный микро- и макрокосмос функционируют неразделимо.

Список использованных источников:

Автор: Ковалева Марина, психоневролог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник

Нейропсихология

какие три типа концепции выделяют в нейропсихологии. Смотреть фото какие три типа концепции выделяют в нейропсихологии. Смотреть картинку какие три типа концепции выделяют в нейропсихологии. Картинка про какие три типа концепции выделяют в нейропсихологии. Фото какие три типа концепции выделяют в нейропсихологииНейропсихология – это научное направление, которое создалось на грани нейронауки и психологии, занимающееся изучением функционирования структур головного мозга и их связи с психическими процессами и формой поведения живых существ. Практическая нейропсихология используется в научно-исследовательских организациях, которые занимаются клиническими исследованиями, применяется в судебных и следственных учреждениях, в специализированных клиниках с направлением клиническая нейропсихология.

Практическая нейропсихология применяется в решении задач медицинской психологии: диагностике и реабилитации. Клиническая и теоретическая составляющие нейропсихологии действуют в неразрывном единстве, при изначальных условиях формирования и развития нейропсихологии.

Практическая нейропсихология пребывает на стадии развития, её основные направления определяются расширением области применения метода синдромной нейропсихологической деятельности к диагностике таких категорий больных, в которых нарушения психических функций слабее выражены, чем при опухолях и более диффузны в своем проявлении.

При этом нейропсихологическая квалификация структуры расстройств психики, требует систематизированного описания данных синдромной диагностики, содержащего то, что только вошло в практику, но не успело получить освещения в раньше опубликованных фундаментальных исследованиях.

В актуальное время начинает активно развиваться такое направление психологии, как нейропсихология индивидуальных различий, её еще называют дифференциальной нейропсихологией. Эта отрасль занимается изучением мозговой организации процессов психики и состояний здоровых личностей, на основе методических и теоретических достижений нейропсихологической науки. Актуальность метода нейропсихологического анализа психических функций у здоровых индивидов определяется практическими и теоретическими сведениями.

Главной теоретической задачей, возникающей в области нейропсихологии, встает необходимость ответа на вопрос о возможности распространения общих нейропсихологических представлений о мозговой организации психики, которые сложились при исследовании последствий локальных поражений головного мозга, на изучение мозговых механизмов психики здоровых лиц.

Основы нейропсихологии

Развитие нейропсихологии, как самостоятельной дисциплины началось в 40-х годах. Этому способствовали некоторые причины, например, возникновение физиологических теорий (теория многоуровневого построения движений, концепция функциональных систем).

Системный подход к высшим психическим функциям и концепция о постоянных и изменчивых компонентах движения стали теоретической основой теоретических представлений других исследователей. Психолог А. Лурия использовал эти представления в авторской идеи о динамической локализации высших психических функций (ВПФ).

Развитие нейропсихологии связано с появлением теории культурно-исторического развития высших психических функций (ВПФ) Л. Выготского. Принципы теории, сформулированные Л. Выготским, положили начало многолетним исследованиям, которые проводил А. Лурия со своими коллегами.

В период Великой Отечественной войны нейропсихология начала развиваться наиболее ускорено. В то время было много раненных с различными поражениями головного мозга, что позволило проводить клинические проверки теоретических оснований науки.

Большой вклад в развитие нейропсихологии привнесла Б. В. Зейгарник. Она вместе с сотрудниками изучала патологии мыслительных процессов и аффективную сферу, случаи органических повреждений мозга.

Нейропсихология, как наука имеет определенные задачи. Она изучает изменения течения психических процессов в случаях локальных повреждений мозга, наблюдая при этом связь психической деятельности с определенным мозговым субстратом.

Нейропсихология посредством метода анализа выявляет общие структуры в разных психических процессах. Одной из основных задач нейропсихологии является ранняя диагностика поражений мозга.

Выделяют несколько видов нейропсихологии.

Клиническая нейропсихология исследует больных с локальными повреждениями мозга. Основной задачей является изучение синдромов при поражениях мозга. Обследования этой области имеют практическое значение для диагностики, психологического заключения о необходимости лечения, реабилитации и прогноза дальнейшего состояния больных. Метод нейропсихологического исследования есть основным методом клинической нейропсихологии.

Современная клиническая нейропсихология исследует синдромы, которые связаны с повреждением правого полушария, с нарушением глубинных мозговых структур, с расстройствами межполушарного взаимодействия. Современное развитие этого направления нейропсихологии ориентировано на развитие методов диагностики локальных повреждений мозга.

Экспериментальный тип нейропсихологии занимается исследованием различных форм расстройства процессов психики при локальных повреждениях мозга. Большой вклад в экспериментальную нейропсихологию внес А. Лурия, он хорошо изучил процессы памяти и речи. Он создал классификацию афазий, основанную на концепции о речевой деятельности человека, как сложной функциональной системы, со значительными дополнительными сведениями об организации памяти.

Современная экспериментальная нейропсихология занимается исследованиями особенностей расстройств эмоциональной сферы личности и когнитивных процессов при различных локализациях поражений мозга.

Нейропсихология развития – направление, которое занимается выявлением закономерностей развития главного мозга, что очень важно для диагностики повреждений мозга и выявления детской мозговой дисфункции. В разные периоды онтогенеза повреждения разных участков мозга проявляются по-разному. Исследования этой сферы позволяют найти закономерности психических функций, и подвергнуть анализу воздействие локализации поражения на психическую функцию относительно возраста.

Больше всего нейропсихологический анализ ориентирован на определение трудностей в обучении детей младших классов относительно минимальных мозговых дисфункций, приводящих к специфическому развитию функциональных систем психики, которые нехарактерны данному возрастному периоду и основываются на неуправляемом включении механизмов компенсации.

С помощью нейропсихологической диагностики можно выявить закономерности связи психических функций и мозга в онтогенезе и определить факторы, влияющие на отклонения в темпе развития какой-то психической функций.

Нейропсихология реабилитации занимается восстановлением деятельности ВПФ при локальных повреждениях мозга. Нейропсихология реабилитации в основном занимается разработкой методов для восстановления речи. Данные методы опирались на положение о том, что психическая функция может восстанавливаться через преобразование функциональной системы. Поврежденная функция начинает действовать с помощью сформированной системы психических средств, что предполагает новую мозговую организацию.

Современная реабилитационная нейропсихология применяется в работе с больными, перенесшими инсульт, травмы мозга и другие повреждения. Также занимается разработкой новых методов для восстановления речи. Работает над разработкой новых групповых, аудиовизуальных методов, которые воздействуют на эмоционально-личностную сферу пациентов.

Нейропсихология занимается достаточно сложными исследованиями, поэтому в связи с этим часто возникают определенные проблемы. Выделяют три основные проблемы нейропсихологии.

Проблема объекта. Ранее объектом нейропсихологии являлись пациенты с локальными повреждениями мозга. Однако последние исследования продемонстрировали, что методы нейропсихологии могут применяться также для изучения практически здоровых личностей.

Проблемы нейропсихологии включают трудности локализации, связанные с определением и классификацией областей мозга, что отвечают за отдельные стороны психической функциональной системы. Природа многих процессов главного мозга до сих пор считается неведомой.

Проблемы нейропсихологии включают трудности с определением нейропсихологического метода для исследования психических функций. А. Лурия создал нейропсихологическую методику для исследования больных и изучения различных психических функций и процессов. Проблема данного метода в том, что он не соответствует современным данным исследования.

Теоретическая сторона нейропсихологии представляет также методы нейропсихологии. Согласно с теорией системной структуры психических функций, любая являет собой функциональную систему, состоящую из множества звеньев.

Периодические нарушения одной и той самой функции проходят по-разному, зависимо от того какое звено будет пораженным. Собственно поэтому главной задачей в нейропсихологическом исследовании есть установление качественной специфики расстройства, кроме просто констатации факта повреждения работы какой-то функции. Процесс качественной квалификации симптома (анализа психической дисфункции) проводится посредством специального набора методов с использованием клинических данных.

Благодаря А. Р. Лурия наука значительно обогатилась, поскольку в нее вошли методы нейропсихологии, которые стали главным средством в клинической диагностике повреждений мозга. Эти методы ориентированы на изучение: личностных характеристик и поведения пациента; произвольных действий и движений; познавательных процессов (памяти, речи, мышления, восприятия).

Методы нейропсихологии, выделенные А. Р. Лурией, используют в своей деятельности психологи, педагоги и логопеды.

Выделяют также еще одну группу методов – это научные методы нейропсихологии, к ним входят сравнительно-анатомический и метод раздражения.

Сравнительно-анатомический метод нейропсихологического исследования ориентирован на определение зависимости способа жизни и поведения от особенностей структуры нервной системы, посредством данного метода определилась структура коры полушарий мозга, и выяснились принципы работы головного мозга.

Метод раздражения заключается в анализе специфики высших психических функций при прямом воздействии на мозг. Есть несколько видов данного метода: прямое, непрямое и раздражение отдельных нейронов мозга.

Метод прямого раздражения заключается в непосредственном воздействии на определенные участки коры, через электрический ток или механическое, химическое раздражение. Таким методом, было выделено расположение моторных зон коры у собак, также этот метод применяли к обезьяне и после этого на человеке. Несмотря на то, что исследования методом раздражения уже проводились ранее на человеке, сейчас он имеет ограничения касательно исследования человека, именно поэтому появился метод с непрямым раздражением (непрямой стимуляцией коры мозга).

Метод непрямого раздражения показывает колебания электрической активности отдельных частей мозга при влиянии на них разных факторов. Например, метод возбужденных потенциалов, при котором в ответ на воздействие регистрируются колебания ритмов в электроэнцефалограмме или микроэлектродный метод – это процесс внедрения электродов в нейроны мозга для определения их активности при разной степени воздействий.

Детская нейропсихология

Нейропсихология детского возраста изучает процессы формирования и развития психических функций ребёнка. Детская нейропсихология изучает развитие психики при норме и при патологии, то есть в сравнении.

По данным нейропсихологии в последнее время число детей с проблемами развития неуклонно растёт. Чаще всего причины этих проблем заключаются в возникновении повреждений центральной нервной системы, которые возникли во время перинатального периода, при патологии родов, а также во время развития патологий нервной системы в течение трех месяцев жизни ребёнка.

Современная детская нейропсихология предлагает комплекс средств, направленных на ранее определение причин аномального развития и своевременного принятия мер профилактики.

Детская нейропсихология занимается нарушением патологий психических и когнитивных процессов (речи, мышления, внимания). Часто эти нарушения провоцируют расстройства эмоциональной сферы личности ребенка. Особенно четко могут изъявляться нарушения главного мозга в сенсорной и двигательной сфере. Исследования нейропсихологов свидетельствуют о большом влиянии подкорковых структур на формирование интеллектуальной и эмоциональной сферы личности.

Подкорковые образования выделяются в первый функциональный блок главного мозга, который обеспечивает энергетический тонус психической деятельности человека. Дети, имеющие функциональную недостаточность подкорковых образований, отличаются от других детей быстрой утомляемостью, истощаемостью психических процессов, в частности когнитивных, расстройством памяти и внимания, нарушением мышечного тонуса и другими признакам.

С жалобами о подобных признаках (быстрая утомляемость, низкая работоспособность ребенка) родители обращаются в первую очередь к медикам и педиатрам, которые позже могут перенаправить ребенка к другим специалистам – невропатологу или психоневрологу.

Нейропсихологическая психокоррекция таких состояний является значительным дополнением психофармакологической терапии, работы логопедов, детских психотерапевтов и коррекционных педагогов.

К нейропсихологу и иным специалистам, занимающихся изучением детских патологий, обращаются родители детей, у которых есть проблемы поведения и трудности в процессе обучения.

Современная детская нейропсихология в данное время по большей части занимается проблемой детских тиков, заикания и эмоционально-неустойчивого поведения. Кроме проблем с нарушением познавательных и когнитивных процессов, родители обеспокоены повышенной тревожностью и страхами детей.

Специалист по направлению детской нейропсихологии разрабатывает индивидуальные программы и психокоррекционные занятия для консультирования проблемных детей, при задержке развития психических функций, консультирует родителей относительно того, когда отдавать ребёнка в школу, диагностирует его уровень развития.

Выделяют причины, побуждающие обратиться к детскому нейропсихологу за помощью:

— выраженные расстройства двигательной функции (повышение или снижение тонуса мышц, недоразвитие моторики, моторная неловкость);

— трудности в обучении (письме, чтении и счёте);

— гиперактивность или вялость ребёнка, недоразвитие когнитивных и психических процессов.

Существуют специальные центры детской нейропсихологии, которые являются главной диагностической базой предназначенной для исследования детей с проблемами психического развития. Психологи, работающие в центрах такого типа, проводят процедуры диагностики, методы нейропсихологии, которые они используют, немного отличаются от методов, применяемых к исследованию взрослых пациентов.

Процедура психодиагностики является важнейшим и самым первым этапом в работе с ребенком, имеющим отклонения в развитии. Это очень важно, поскольку первоначально необходимо выявить особенности психической сферы ребёнка, и только после этого разрабатывать психокоррекционные мероприятия для него.

Методы нейропсихологической психодиагностики включают изучение состояния мнестических функций, мышления, активного внимания, особенностей эмоционально-волевой сферы и других особенностей. Психокоррекционные занятия содействуют частичному или полному возобновлению повреждённых психических функций, которые необходимы для успешного обучения и полноценного развития, за счёт других сохранных функций.

Заданием нейропсихологической коррекции есть стимуляция развития и формирование скоординированной работы различных структур мозга. С помощью специальных двигательных упражнений и формирующих игр стимулируется развитие отдельных компонентов психической деятельности (контроль и регуляция психической деятельности, пространственное, зрительное и слуховое восприятие, моторные способности) и другое.

Нейропсихологом создается индивидуальная программа курса, актуальная по всем параметрам для актуального состояния ребенка. Психокоррекционные занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме.

Очень важным аспектом в данном направлении работы с ребенком является личность самого специалиста и его квалификация. Лучше всего, если с ребёнком будет заниматься нейропсихолог, или же специалист, хорошо разбирающийся в нейропсихологии детского возраста. Также важно, чтобы родители сами проводили занятия с детьми дома. Каждый родитель, занимающийся воспитанием своего ребёнка, надеется на то, что он вырастит гармоничной и полноценной личностью, поэтому также должен прикладывать свои усилия, чтобы это произошло.

Жизнь современного человека переполнена трудностями, с которыми нужно справляться, как взрослому, так и ребенку. Неуверенность в себе, страхи, обиды, неприятие окружающими, проблемы коммуникативного характера часто сопровождают современных детей. Во время занятий родители учатся развивающему общению с ребенком, что действительно необходимо, потому что детский возраст сильно связан с овладением ребенка учебным способностями и школьными знаниями.

В процессе нейропсихологического воздействия происходит коррекция психофизиологической стороны психической деятельности и развития личности ребенка. Родителями достигается понимание связи между функциональным состоянием ребенка и его поведением. Благодаря чему происходит также коррекция взаимоотношений между родителями и ребенком.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *