какие цветы на жостовских подносах
Цветочный букет на холодном металле: история жостовской росписи
Жостовская роспись зародилась в девятнадцатом веке. Именно тогда в подмосковных поселениях Троицкой волости (ныне Мытищинский район Москвы) появились первые умельцы, специализирующиеся на создание лакированных расписных изделий из папье-маше. С 1825 народные мастера особым способом декорировали подносы из дерева и металла, создавая уникальные композиции из цветов.
История промысла
Ремесло зародилось в середине восемнадцатого века на Урале, где было сосредоточено большое количество металлургических комбинатов. С девятнадцатого столетия в московских губерниях Жостово и Новосельцево стали активно заниматься изготовлением подносов. За короткий срок промысел приобрел необычайную популярность.
С 1920 года в разных регионах страны начали формироваться мощные трудовые артели. Но спустя десятилетия народные промыслы попытались вытеснить советские идеи, которые предполагали борьбу за реализм.
Только в 1960 подносы Жостово вновь вернули себе авторитет в мире искусства. Мастера творили не просто яркие и уникальные композиции. В их изделиях наблюдался неповторимый колорит и эксклюзивность.
Цвета жостовской росписи
В классической подаче предусматривается обязательное наличие фона, выдержанного в красной или черной тональности. Однако современные технологии позволяют применять нежные пастельные оттенки для создания многоцветковой композиции.
Фабрика в Жостово выпускает на рынок продукцию с красным, синим, зеленым или голубым фоном. Наибольшим спросом у потребителей пользуется цвет «слоновая кость». Изредка встречается продукция, оформленную на золотистом или агрессивно красном полотне. |
Изысканно и оригинально выглядят изделия с перламутровым покрытием. Чудесные переливы могут декорировать весь фон или акцентировать внимание на отдельных деталях композиции. Первоначально инкрустацию с перламутром применяли только в Федоскино.
Элементы и узоры жостовской росписи
Чаще всего живописцы составляют на подносах простые комбинации из цветов. Создание рисунка происходит путем гармоничного объединения растений небольшого размера и крупных эффектных соцветий, нераспустившихся бутонов и изумрудных листиков.
Самые популярные элементы: роза, астры, пионы, георгины с тонкими стебельками и небольшими веточками. Помимо садовых композиций живописцы активно используют трогательные фиалки, нежные ландыши, милые анютины глазки.
Рядом с классическими лилиями, чабрецом и ромашкой мастера любили изображать волшебные цветы, которых вовсе не существует в природе. Богатые и пышные букеты дополняли фруктами и ягодами. Подносы жостовская роспись порой украшали изображением бабочек или птиц. Они располагались в центре композиции либо на заднем плане.
Помимо составления цветочных икебан живописцы любили пофантазировать над сюжетными картинками. Как правило, это бытовые сценки из жизни обычных людей, красивые пейзажи или уникальное изображение ландшафта.
Большой популярностью пользовалась композиция – тройка коней, окруженная цветами.
Роспись имела характерную особенность: к каждой картинке у художников был импровизационный подход.
Иными словами, мастера не утруждали себя составлением эскизов и не любили творить по готовым шаблонам либо придерживаться определенной схемы.
Если учесть многообразие художественных приемов, полет фантазии и креативный подход к делу, то можно понять, насколько уникальными и неповторимыми получаются подносы от жостовских мастеров.
Техника выполнения
Классическая роспись предполагает использование черного фона. Для промысла брали подносы разнообразных форм, от стандартных прямоугольных до сложных комбинированных. Процесс создания будущего шедевра состоит из нескольких этапов. Давайте детально рассмотрим каждый из них.
Грунтовка
Первый шаг росписи. Поверхность подноса обрабатывается шпаклевочным материалом. Затем мастера шлифуют изделие. Именно на этом этапе художник определяется с цветом полотна, в дальнейшем изменить его нельзя.
Замаленок
Тенежка
Придает полупрозрачной композиции реалистичность. Возникают отчетливые тени, полутона и блики. Цветки приобретают объемность, листья и стебли выглядят более натуральными.
Прокладка
Самый важный этап создания композиции. Слой позволяет придать букету максимальную правдоподобность, которая является отличительной чертой жостовской росписи. Именно реалистичность выделяет промысел на фоне остальных народных ремесел.
Главная задача живописца конкретизировать детали, высветлить отдельные участки композиции. Мастер устанавливает контрастность либо выравнивает орнамент за счет плавных переходов.
Бликовка
Объемности изображения умелец добивается с помощью бликов. Создается ощущение, что цветочные букет попал под лучи солнышка. Он будто светиться изнутри и блестит. На данном этапе композиции «заряжается» настроением и приобретает уникальный колорит.
Чертежка
Один из самых интересных шагов в процессе росписи. Задача живописца с помощью тонкой кисточки и минимального количества краски детально прорисовать каждый элемент композиции, добавляя ей натуральности.
На ягодках появляются семена, в чашке цветков образуются пестики и тычинки. Листочки и трава становятся объемными и реалистичными за счёт использования кружевных дополнений и прочих сложных акцентов.
Привязка
На заключительном этапе комбинацию из цветов и растений требуется гармонично вписать в фон. Для этого художник использует усики, травинки и многочисленные витиеватые элементы. Благодаря привязке полотну придается еще больше объемности, и композиция выглядит цельной и гармоничной.
Чтобы изделие смотрелось завершенным, и стилистика максимально соответствовала принятым нормам, мастера напоследок «прибираются». Они декорируют бортики подноса геометрическими линиями, растительными орнаментами, венками из цветов.
Окантовка может быть обильной, не уступающей по богатству центральным фигурам картинки или скромной, слегка подчеркивающей рамки изделия. |
Как создается жостовский кованый поднос?
Издревле так сложилось, что производство продукции из металла ведется вручную. Иными словами, для создания подносов мастера используют холодную выколотку. Коваль в соответствии с полученной формой ножницами по металлу вырезает заготовку для будущего изделия.
Специальными молоточками он выколачивает бортики, выравнивает поле подноса. На станке проводится подгибанием краев. За двести лет существования промысла накопилось более ста пятидесяти форм. От миниатюрных до огромных («скатерных»).
Каждая заготовка создана по конкретным пропорциям. Ветреная мода оказывает влияние не только на fashion-индустрию. Изготовители подносов также стараются подстроиться под нее. Поэтому изделие может быть мелким или глубоким, крылья – широкими или узкими.
В наши дни создание металлической продукции автоматизировано. Вначале из листа железа вырезают заготовку необходимого размера, потом прессом придают требуемую форму (квадрат, круг, овал). Подобным способом создают тридцать две разновидности подносов. Остальные изделия по-прежнему изготавливают вручную.
После ковки заготовку обезжиривают, покрывают шпаклевкой и шлифуют. Этого требуется, чтобы добиться максимально ровной поверхности. Обязательный шаг – нанесение грунтовки. Затем форму покрывают двумя слоями эмали. Каждое покрытие тщательно просушивают.
Черный лак и роспись пришли в нашу страну более четырехсот лет назад. Русские умельцы приспособили сложную восточную технологию к доступным материалам и добились качественного производства.
Неважно, какой формы поднос расписывают мастера, работа ведется в той последовательности, по которой трудились еще их прадеды. Для росписи используют масляную краску и беличьи кисти.
Красящее вещество разводят льняным маслом, рабочий инструмент промывают в скипидаре. Кисточки используют разнообразные, от тонких до крупных. Каждый мастер обладает собственным набором.
Заключение
Жостовская роспись – это народное творчество, в основе которого лежит составление невероятных цветочных композиций. У художников великое множество задумок по поводу оформления нового изделия, мастера находятся в вечном творческом поиске. Самобытное искусство правдоподобно передает цветы и плоды. Кажется, будто композиция оживает на фоне металлического подноса.
Об истории жостовской росписи вы узнаете, посмотрев видеосюжет.
Жостовская роспись на подносах
Жостовская роспись – русский художественный промысел. Мастера с 1825 года декорировали особым образом деревянные и металлические подносы, создавая сложные цветочные композиции.
Содержание:
История промысла
Промысел возник в средине XVIII века на Урале, где было сконцентрировано наибольшее количество металлургических заводов. В XIX веке подносы стали активно изготавливать в деревнях Московской губернии – Жостове и Новосельцеве. В скором времени местный промысел приобрел просто колоссальную популярность.
Начиная с 1920 года, в разных городках начали формироваться довольно мощные трудовые артели. Однако, спустя десять лет народные промыслы пытались вытеснить советские идеи, предполагающие утверждение реализма.
Только в 1960 гг. художественная роспись вновь обрела внушительный авторитет. Ведущие мастера создавали не просто яркие и самобытные композиции, но и подкупали особым колоритом и неподдельной эксклюзивностью.
Цвета жостовской росписи
Классическая подача рисунка предполагает наличие черного или красного фона. Более прогрессивные современные концепции позволяют использовать и нежные пастельные полотна для создания богатой многоцветковой композиции.
Особо изысканно смотрятся полотна с перламутровым покрытием. Переливы могут «украшать», как весь фон, так и отдельные акценты композиции. Инкрустация перламутром использовалась изначально в Федоскино.
Основные цвета
Цветовая палитра, которую использовали мастера жостовского художественного профиля, более чем разнообразна и богата.
Для фона предпочтительны следующие цветовые решения:
Для создания непосредственно самого рисунка можно использовать абсолютно любой цвет. Приветствуется импровизация с тонами и полутонами.
Элементы и узоры жостовской росписи
Наиболее часто художники Жостово выполняют простые цветочные композиции в виде букетов. Рисунок формируется из гармонично соединённых мелких цветков и крупных эффектных соцветий, нераспустившихся бутонов и зеленой листвы.
Популярные цветы: роза, астра, пион, тюльпаны, георгины, дополненные тонкими листиками, бутонами и стебельками с мелкими веточками. Кроме садовых композиций, художники часто изображают скромные фиалки, милые ландыши, трогательные анютины глазки или вьюнки.
Рядом с традиционными лилиями, бессмертниками, чабрецом и ромашками, художники любили изображать и совершенно невиданные диковинные цветы, не существующие в природе. Особо богатые букеты дополняют фруктами и ягодами. Иногда в центре или на заднем плане могут изображать бабочек и птиц.
(Жостовская роспись с сюжетной картиной)
Кроме цветочных композиций жостовские мастера иногда рисовали и сюжетные картины. Это сценки из жизни обычных людей, различные пейзажи, роскошные ландшафтные композиции. Популярный мотив – тройка лошадей в окружении цветов.
Главная особенность росписи – импровизационный подход к любым рисункам. Художники вовсе не обязаны творить по строгим шаблонам и образам, следовать особым схемам или натуре. Учитывая удивительное разнообразие художественных приемов, импровизационную базу и креативный подход, каждый рисунок является поистине уникальным и неповторимым.
Техника выполнения
Традиционная роспись предполагает использование исключительно черного полотна. Для промысла использовали подносы из металла и дерева различной формы: от стандартных прямоугольных до сложных комбинированных.
Рассмотрим весь процесс поэтапно:
Грунтовка
На этапе первичной грунтовки изделия обрабатывают специальным шпаклевочным материалом, шлифуют. Именно сейчас мастер и подбирает фон для базы, который потом невозможно будет изменить.
Замаленок
Это основа орнамента. При помощи разбавленной краски мастер формирует силуэты всех элементов, которые будут присутствовать на рисунке. На данном этапе почти полностью отсутствует импровизационная составляющая, а базу под будущий орнамент задают строго по заранее продуманной схеме.
Тенежка
Тенежка позволяет придать полупрозрачной композиции большую реалистичность. Появляются отчётливые тени, «блики» света и полутона. Цветы становятся объемными, листики и стебельки выглядят более натурально.
Прокладка
Это самый ответственный этап. Слой прокладки позволяет придать букету предельную степень реалистичности, которая и выделяет жостовскую живопись среди остальных художественных промыслов. Задача художника заключается в «уточнении» деталей, высветлении отдельных участков. Мастер задает тон контраста или же «выравнивает» композиции за счет гармоничных переходов.
Бликовка
Свет и объем выстраиваются путем наложения бликов. Букет, как будто попадает под лучи солнца, начинает светиться и блистать. Теперь у композиции появляется особый колорит и настроение.
Чертежка
(Основные этапы росписи на наглядном рисунке)
Привязка
На данном этапе сложную композицию необходимо «вживить» в фон. Для этого мастер использует тонкие стебли «травинки», усики, витиеватые элементы, которые придают еще больше объема полотну и делают всю композицию цельной и завершенной.
Чтобы изделие выглядело законченным, а стиль полностью соответствовал общепринятым канонам, мастера прибегают к «уборке». Это украшение борта подноса различными геометрическими линиями, растительными узорами, цветочными венками. Окантовка может быть и очень скромной, лишь слегка подчеркивая рамки, и весьма богатой, не уступая по своему великолепию центральным фигурам композиции.
Почему цветы на старинных жостовских подносах выглядят примитивно
Когда, в 90-е годы, я работал на жостовской фабрике декоративной росписи, нас, молодых художников, отправляли «заряжаться» в музей промысла. И велено было это делать периодически. Дело в том, что у жостовского промысла, в отличие от других промыслов семейства русских лаков, есть особенность — много молодых мастеров выходило «из-под руки» корифеев жостовского искусства росписи металлического подноса, при этом не имея никакого художественного образования. Да-да, при этом, такие молодые мастера сами потом становились маститыми живописцами. Затем мастеров стали обучать в Федоскинской Школе Миниатюрной Живописи, где производство преподавали сами художники с фабрики. Но выпуски были маленькими, не каждый год, выпускники редко задерживались на фабрике. Сейчас жостовцев в Федоскино и вовсе перестали готовить.
Старый живописный цех жостовской фабрики — один большой муравейник, где за одним столом работали порой по два-три художника. Все вместе, от художников по росписи детской игрушки (маленьких подносиков, детских ведерочек), до мастеров высочайшего класса.
Молодые художники, отрываясь от работы, наблюдали за работой стариков — учились, подсматривали приемы, хитрости, а то и целиком, композиции. Для Жостово это нормально. Жостово — артельный промысел, коллективный. Старые мастера щедро делились навыками.
Когда отстроили новый корпус, то мастеров рассадили по мастерским — по 5-6 человек. По мастерским уже так не походишь, за спиной не посопишь. Вот и стал Борис Васильевич Графов, в то время — главный художник фабрики, отправлять молодых в музей. Хоть там подсмотреть.
Длинное предисловие вышло. Но ходил в музей и я.
На фото: В музее истории жостовского подноса на Жостовской Фабрике Декоративной Росписи. Слева направо: главный художник Жостовской Фабрики Михаил Лебедев; мой друг и коллега, замечательная художница Ольга Борисова; художник жостовской росписи по металлу Олег Кулаков (я).
Огромные кованые подносы Владимира Пыжова, Николая Мажаева, Николая Антипова, работы Лезнова, Плахова, Гогина. Стоишь и поражаешься тонкости работы. НО был и простенок с работами совсем старых мастеров, едва ли не времен зарождения. Как, от кого эти старинные работы попали в музей — не знаю. Смотрители, наверное, знают. Один старинный поднос, на котором сохранились фрагменты некогда перламутровых цветов, попал из деревни Осташково — на нем хозяйка подавала зерно курам. Увидели, ахнули, как-то приобрели. Реставрировать не стали.
Но сохранились старые подносы. Очень старые — незатейливые букеты, правда, порой с тончайшей пропиской.
Однако, если полевые цветы на них узнаваемые, то садовые цветы — выглядят примитивно, мало узнаваемы и очень стилизованы.
Я всегда задавался вопросом — отчего так?
Ответ и дали старики, хорошо знающие историю русского промысла.
«Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.» — значилось в старинном прейскуранте.
Промысел, артели основали братья Вишняковы. А живописцами стали обычные крестьяне, без какого-либо образования, из окрестных сел само собой, Жостово, а так же, из Осташково, Новосельцево (их тогда, само собой, не разделял канал им. Москвы).
И, если они каждый день в окрестных полях, лугах, да в своих огородах могли видеть полевые цветы, те цветы, что цвели в палисадниках, то о пионах, георгинах, розах и речи не было!
Петр Вишняков, стоявший у истока промысла, часто ездил по коммерческим интересам в Москву, Санкт-Петербург и за границу. И, разумеется, он видел там все эти великолепные цветы, которые выращивали селекционеры в столицах и за рубежом.
Друзья! Жостовские художники впервые стали писать благородные садовые цветы. со слов очевидца!
Вот так, и именно так обстояло дело.
Неграмотный живописец, вчерашний крестьянин, а ныне артельный художник, пытался написать розу, которую ему описали словами!
Вот потому-то на старинных жостовских подносах садовые цветы и их бутоны и выглядят такими уж очень сильно стилизованными.
Время шло, менялись и изображаемые цветы.
Все более и более они походили на живые оригиналы.
Тем не менее, я считаю, что жостовская роза, пион, георгин должны на подносе выглядеть несколько стилизованными. Все-таки это декоративно-прикладное искусство. И поднос, даже уникальный — это предмет декоративного творчества.
Жостовские подносы.
В небольшом подмосковном поселке Жостово недалеко от Мытищ есть фабрика по производству и росписи металлических подносов.
Сушествует две версии возникновения Жостовской фабрики, которая была основана в 1825 году, в одних источниках написано, что ведет она свое начало от мастерских, которые организовал Вишняков, художник-миниатюрист, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, по другой это были откупившиеся на волю крестьяне — братья Вишняковы.
Фамилия Вишняковы неразрывно связано с Жостово и с производством расписных подносов.
Вывеска Вешняковских мастерских.
Фрагмент счета мастерских Вишнякова. (1900-1912 года).
В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 г».
Поднос 19 века. Жостовский поднос конец 19 века (1880-1890гг.)
После революции в 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских, объединились в одну — «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в 1960 году была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.
По назначению подносы делятся на две группы:
По форме подносы бывают:
Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам.
Выравнивание формы подноса.
Расписываются подносы масляными красками на скипидаре, узор наносится мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой.
Особенность росписи в том, что художник импровизирует, нанося рисунок,каждый узор оригинален и неповторим.
Каждый этап росписи имеет свое, специфичное название:
Замалевок: основа композиции узора, разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.
Тенежка (от слова «тень»): художник наносит основные тени,у цветов появляется объем.
Прокладка цветом: очень ответственный этап послойной жостовской росписи, форма букета обретает плоть — уточняются детали,вся композиция становится более гармоничной.
Бликовка: наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.
Чертежка: заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.
Привязка: предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
Уборка краев подноса: украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может быть и с роскошной. Без оформление борта поднос выглядит незаконченным.
При написании данной публикации были использованы и переработаны материалы с тематических интернет-сайтов.