какие творческие объединения стали создаваться в российском искусстве во второй половине 19 века
Русское искусство во второй половине XIX века
Изобразительное искусство
Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с официальным направлением, представителем которого была Академия художеств. Она проповедовала идею о том, что искусство выше жизни, выдвигала лишь библейскую и мифологическую тематику для творчества художников. Академия художеств стала реакционной силой, мешавшей развитию передового искусства.
Передвижники
В начале 60-х годов группа художников во главе с И. Н. Крамским порвала с Академией художеств и объединилась в Петербургскую артель свободных художников, по типу коммун, описанных Чернышевским в романе «Что делать?».
Художники жили одной дружной семьей, которая стала художественным центром, академией Крамского, как ее называли. В 1870 г. было создано Товарищество художественных передвижных выставок, которое объединило лучших художников России и сыграло огромную роль в развитии изобразительного искусства.
Выдающимся художником этого времени был Василий Григорьевич Перов (1834-1882). Его творчество пронизано любовью к народу, стремлением осмыслить явления жизни и языком искусства правдиво рассказать о них.
В своих произведениях Перов страстно обличает существующий строй, с большим мастерством и убедительностью показывает тяжелую долю народа. В картине «Сельский крестный ход на пасхе» художник показал русскую деревню в праздничный день, нищету, беспробудное пьянство, сатирически изобразил сельское духовенство.
Тонким юмором и лиризмом, любовью к природе пронизаны картины «Охотники на привале», «Рыболов». Картины Перова принадлежат к лучшим образцам русского искусства. Его творчество как бы перекликается с поэзией Некрасова, с произведениями Островского, Тургенева.
Самым крупным художником этого времени, богатырем русской живописи был Илья Ефимович Репин (1844-1930).
Родился он в небольшом украинском поселке Чугуеве в семье военного поселянина. Образование получил в Академии художеств. Репин был близок к Крамскому и к другим передовым художникам 60-х годов.
Лучшим его произведением в 70-е годы была картина «Бурлаки на Волге», воспевшая героический труд народа, его могучие силы. Репин писал, что «судья теперь мужик, а потому надо воспроизводить его интересы». Картина была воспринята как событие в художественной жизни России, она стала символом нового направления в изобразительном искусстве.
Музыка
Размах демократического общественного движения во второй половине столетия, общий подъем художественной культуры, внимание к судьбам народа, как основной проблеме эпохи, вызвали к жизни расцвет русского музыкального искусства.
Величайшим композитором является Петр Ильич Чайковский (1840-1893). Его симфонии (он создал шесть симфоний), оперы («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Орлеанская дева» и др.), балеты («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), романсы стали вершиной русского музыкального искусства. Ведущей темой творчества Чайковского является борьба человеческой личности за свободу, независимость чувства и право на счастье. Правдиво, с огромной силой выразительности Чайковский умел показать средствами музыкального искусства радость и страдание людей, глубокие жизненные конфликты, жизнь и быт народа. «Мне кажется,- писал он,- что я действительно одарен свойством правдиво, искренно и просто выражать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводит текст. В этом смысле я реалист и коренной русский человек».
Творчество Чайковского получило мировое признание. Его произведения пользуются огромнейшей популярностью во всех странах мира.
«Могучая кучка»
В начале 60-х годов сложилось творческое объединение замечательных композиторов, которое и получило название «Могучей кучки». Это были люди, для которых тема народа, его титаническая борьба стали центральной проблемой творчества. Продолжая традиции Глинки, композиторы этого направления
особенно большое внимание уделяли изучению народной музыки, которая стала источником их вдохновения.
проникнуты безграничной любовью к народу и ненавистью к самодержавию. В истории мирового музыкального искусства никто не смог с такой силой раскрыть характер народа. До конца своих дней композитор был верен следующему принципу, который он сам сформулировал: «Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона; смелая, искренняя речь к людям. вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чем боялся бы промахнуться».
Произведения Мусоргского подвергались травле со стороны реакционных музыкальных деятелей и критиков.
Талант Бородина был исключительно разносторонен. Он был не только музыкантом, но и выдающимся ученым, профессором химии.
и другие пользуются огромной популярностью не только в нашей стране, но и за рубежом.
Римский-Корсаков был выдающимся педагогом, воспитавшим целую плеяду композиторов и артистов.
Во второй половине XIX в. больших высот достигло театральное искусство.
На сцене Малого театра расцвел неповторимый талант великой русской актрисы Марии Николаевны Ермоловой (1853-1928).
Презентация «Искусство России 2 половины 19 века»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Искусство России 2 пол. 19 века.
Описание слайда:
Описание слайда:
Великолепным мастером русского языка, тонким знатоком и певцом родной среднерусской природы был Иван Сергеевич Тургенев.
Он был чутким и внимательным наблюдателем общественной жизни, сумевшим в своих произведениях поднять самые волнующие вопросы современности
«Отцы и дети»,
«Новь»,
«Накануне» и др.
«Рудин»,
Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883).
Описание слайда:
Огромное значение в развитии общественного движения и воспитании революционной молодежи имел роман Чернышевского «Что делать?», который призывал к борьбе за свободу, к революции. Герои романа Рахметов, Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, как и герой романа Тургенева «Отцы и дети» Базаров, стали любимыми литературными героями революционной молодежи того времени.
Николай Гаврилович Чернышевский
(1828-1889)
Описание слайда:
Картину разложения крепостного права, выпуклые, живые образы крепостников-помещиков и чиновников нарисовал Иван Александрович Гончаров в произведениях «Обыкновенная история», «Обрыв», «Обломов».
Иван Александрович Гончаров
(1812-1891
Описание слайда:
Описание слайда:
Знаменитый сатирик примыкал к лагерю революционеров демократов.
В своих произведениях:
«История города Глупова»,
«Помпадуры и помпадурши»,
«Господа Головлевы»
он резко бичевал крепостников и либералов, обличал казнокрадов и взяточников, ханжей и лицемеров, которые под покровительством царизма обирали народ.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
(1826-1889)
Описание слайда:
Николай Алексеевич Некрасов
(1821-1877)
Описание слайда:
Великий писатель в своих произведениях:
«Война и мир»,
«Анна Каренина»,
«Воскресение»
и многих других с непревзойденной в истории мировой литературы силой сумел отразить жизнь во всей ее сложности и противоречивости, показать все богатство души человека и его мучительные поиски правды и справедливости.
Лев Николаевич Толстой
(1828-1910)
Описание слайда:
Антона Павловича Чехова
(1860-1904).
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Передвижники.
В начале 60-х годов группа художников во главе с И. Н. Крамским порвала с Академией художеств и объединилась в Петербургскую артель свободных художников, по типу коммун, описанных Чернышевским в романе «Что делать?».
Художники жили одной дружной семьей, которая стала художественным центром, академией Крамского, как ее называли. В 1870 г. было создано Товарищество художественных передвижных выставок, которое объединило лучших художников России и сыграло огромную роль в развитии изобразительного искусства.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Василий Григорьевич Перов
(1834-1882).
Его творчество пронизано любовью к народу, стремлением осмыслить явления жизни и языком искусства правдиво рассказать о них.
В своих произведениях Перов страстно обличает существующий строй, с большим мастерством и убедительностью показывает тяжелую долю народа.
В картине «Сельский крестный ход на пасхе» художник показал русскую деревню в праздничный день, нищету, беспробудное пьянство, сатирически изобразил сельское духовенство.
Описание слайда:
Проводы покойника. 1865. Государственная Третьяковская галерея
Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866. Государственная Третьяковская галерея
Последний кабак у заставы. 1868. Государственная Третьяковская галерея
Охотники на привале. 1871. Государственная Третьяковская галерея
Старики-родители. 1874.
Государственная Третьяковская галерея
Описание слайда:
Тонким юмором и лиризмом, любовью к природе пронизаны картины «Охотники на привале», «Рыболов». Картины Перова принадлежат к лучшим образцам русского искусства. Его творчество как бы перекликается с поэзией Некрасова, с произведениями Островского, Тургенева.
Охотники на привале. 1871.
Государственная Третьяковская галерея
Рыболов. 1871. Государственная Третьяковская галерея
Описание слайда:
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. 1862
Описание слайда:
И. С. Тургенев. 1872. Государственный Русский музей
Ф. М. Достоевский. 1872.
Государственная Третьяковская галерея
А. Н. Островский. 1871. Государственная Третьяковская галерея
Описание слайда:
Иван Николаевич Крамской
(1837-1887)
Он был идейным вождем Товарищества передвижных выставок
— замечательный художник и теоретик искусства.
Крамской страстно боролся против так называемого «чистого искусства», он призывал художника быть человеком и гражданином, своим творчеством бороться за высокие общественные идеалы. Крамской создал целую галерею замечательных портретов русских писателей, художников, общественных деятелей:
Н.А. Некрасов в период Последних песен. 1877–1878
Портрет А.И.Куинджи. 1872
Портрет поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко. 1871
Описание слайда:
Портрет поэта Николая Алексеевича Некрасова. 1877
Христос в пустыне.180 x 210 см. 1872
Иван Крамской.
Портрет писателя Льва Николаевича Толстого.
Описание слайда:
Лунная ночь. 1880
Неизвестная. 1883
Описание слайда:
Описание слайда:
Лучшим его произведением в 70-е годы была картина «Бурлаки на Волге», воспевшая героический труд народа, его могучие силы. Репин писал, что «судья теперь мужик, а потому надо воспроизводить его интересы». Картина была воспринята как событие в художественной жизни России, она стала символом нового направления в изобразительном искусстве.
Описание слайда:
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года
Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1889-1896
Описание слайда:
Крестный ход в Курской губернии. 1880-1883
Арест пропагандиста. 1880-1889, 1892
Отказ от исповеди (Перед исповедью). 1879-1885
Портрет композитора М. П. Мусоргского. 1881
Описание слайда:
Описание слайда:
Боярыня Морозова. 1881
Утро стрелецкой казни. 1881
Переход Суворова через Альпы в 1799 году. 1899
Описание слайда:
Меншиков в Березове. 1883
Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге. 1870
«Взятие снежного городка».
Описание слайда:
Виктора Михайловича Васнецова
(1848-1926)
Описание слайда:
Витязь на распутье (1882)
Алёнушка (1881)
Богатыри (1898)
Описание слайда:
Иван-Царевич на Сером Волке (1889)
С квартиры на квартиру (1876)
Описание слайда:
Никола́й Никола́евич Ге
(1831 —1894)
Русский живописец и рисовальщик, мастер портретов, исторических и религиозных полотен.
«Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871
Описание слайда:
«Что есть истина?»
«А. С. Пушкин в селе Михайловском»
«Тайная вечеря» 1863 г.
Описание слайда:
«А. С. Пушкин в селе Михайловском»
Портрет Л.Н.Толстого. 1884.
Описание слайда:
Описание слайда:
Христос и грешница
(Кто без греха)
Воскрешение дочери Иаира 1871
Описание слайда:
Мельница на истоке речки Вёль. 1874
Горелый лес. 1881
Бабушкин сад. 1878
Описание слайда:
Описание слайда:
Левитан: Золотая осень.
Осенний пейзаж с церковью. 1890-е
Описание слайда:
Березовая роща. 1878
Березовая роща.
1885-1889
Березы. Опушка леса. 1880-е
Описание слайда:
«Владимирка»1892
«Вечерний звон»
1892
Описание слайда:
Ива́н Ива́нович Ши́шкин
(1832—1898)
Русский художник-пейзажист, живописец.
Руководитель пейзажной мастерской Академии художеств
«Портрет И. Шишкина». И. Н. Крамской
Иван Крамской. Портрет И. И. Шишкина. 1873
Описание слайда:
«Утро в сосновом лесу». И. Шишкин,
Описание слайда:
Описание слайда:
«Дубовая роща», 1887
«На севере диком…», 1891
Описание слайда:
Константи́н Его́рович Мако́вский
(1839 —1915)
Русский живописец, один из ранних участников товарищества передвижников.
Описание слайда:
Дети, бегущие от грозы 1872.
На бульваре, 1886-1887
Его жанровые картины, на которых запечатлены сцены повседневной жизни простого народа, давно стали хрестоматийными. Самая известная из них – «На Бульваре»
Описание слайда:
Описание слайда:
Васи́лий Васи́льевич Вереща́гин
(1842—1904)
Русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.
Отступление. Бегство на большой дороге
Конец Бородинской битвы,
Описание слайда:
Василий Верещагин.
«В штыки! Ура! Ура!» (Атака).
Василий Верещагин. Смертельно раненный.
1873
Описание слайда:
Описание слайда:
Архип Иванович Куинджи
(1842-1910)
Русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи.
Описание слайда:
Вид Исаакиевского собора при лунном освещении
(Исаакиевский собор при луне)1869
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Архитектура
Эклектика – смешение европейского и древнерусского зодчества
«Псевдорусский стиль» направление имитирующее архитектурные элементы деревенских изб с резными украшениями и древнерусское узорочье. Этому стилю присущи элементы как исконно русского зодчества, так и классического византийского архитектурного стиля.
Особняк Щукина в Москве, ныне — Государственный биологический музей имени К. А. Тимирязева
Описание слайда:
Дом Игумнова (1888—1895) в Москве — один из ярких образцов стиля
Описание слайда:
Музей В. И. Ленина в Москве Арх. Д. Н. Чичагов, 1835—1894 гг
Описание слайда:
Верхние торговые ряды (ныне ГУМ), сооруженные на Красной площади в 1889 — 1893 гг. (арх. А. Н. Померанцев, 1848— 1918 гг.).
Описание слайда:
Храм Воскресения Христова на Крови, Петербург
Архитектор А.А. Парланд
Описание слайда:
Архитектурный стильРусско-византийский
АрхитекторТон Константин Андреевич
Храм в 1881 г
Перед разрушением 1931
Описание слайда:
Па́мятник «Тысячеле́тие Росси́и» — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.
Описание слайда:
Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве — памятник гетману Украины Богдану Хмельницкому. Торжественно открыт 23 июля (11 июля по старому стилю) 1888 года на Софийской площади в Киеве в рамках празднования 900-летия Крещения Руси.
СкульпторМихаил Микешин. Является одним из символов Киева, произведением искусства XIX века.
Описание слайда:
Памятник Александру Сергеевичу Пушкину на Пушкинской площади Москвы. Установлен 6 июня 1880 года. Находится в общественном достоянии.
Опекушин Александр Михайлович
Памятник Лермонтову — скульптурное изображение поэта Михаила Юрьевича Лермонтова в центре Пятигорска. Памятник был открыт 16(28) августа 1889 года. Является самым первым памятником поэту в России.
Описание слайда:
Марк Матве́евич Антоко́льский
Русский скульптор-реалист.
«Иван Грозный»
«Нестор-летописец»
«Смерть Сократа»
Описание слайда:
Описание слайда:
Композиторы
и их произведения
Описание слайда:
Петр Ильич Чайковский
(1840-1893)
Ведущей темой творчества Чайковского является борьба человеческой личности за свободу, независимость чувства и право на счастье. Правдиво, с огромной силой выразительности Чайковский умел показать средствами музыкального искусства радость и страдание людей, глубокие жизненные конфликты, жизнь и быт народа
Произведения:
Оперы(10):
«Евгений Онегин» (1878)
«Мазепа» (1883)
«Пиковая дама» (1890)
балеты: (3)
«Лебединое озеро» (1876)
«Спящая красавица» (1889)
«Щелкунчик» (1892)
Симфонии(7):
Шестая или «Патетическая»
увертюры:
«Ромео и Джульетта» (1869)
«Гамлет» (1888)
«1812 год» (1880)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Русское искусство второй половины 19 века
Здания второй половины XIX в. содержат черты, восходящие к древнерусской архитектуре, орнаменты, заимствованные из народной вышивки или воспроизводящие в камне резьбу по дереву. В большинстве случаев всё это не связано с функцией и конструкцией сооружения и выглядит искусственно. Тем не менее архитектура этой эпохи во многом определила облик современных городов Впечатление безвкусицы сглажено временем: сейчас внешний вид таких сооружений несёт отпечаток старины, а их эклектизм воспринимается как своеобразие.
«Передвижники» были едины в своем неприятии «академизма» его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотели изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены. Особой симпатией «передвижников» пользовалось крестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. В ту пору — в 60—70-е гг. XIX в.— идейная сторона искусства ценилась выше, чем эстетическая. Лишь со временем художники вспомнили о самоценности живописи.
Пожалуй, самую большую дань идейности отдал Василий Григорьевич Перов. Некоторые работы Перова проникнуты подлинным трагизмом («Тройка», «Старики-родители на могиле сына»
«Передвижники» совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. Его картина «Грачи прилетели» (1871) заставила многих современников по-новому взглянуть на родную природу. Своей вершины русская пейзажная живопись XIX века достигла в творчестве ученика Саврасова Исаака Ильича Левитана (1860—1900). Левитан — мастер спокойных, тихих пейзажей Человек очень робкий, стеснительный и ранимый, он умел отдыхать только наедине с природой, проникаясь настроением полюбившегося пейзажа.
В 1898 г. в Петербурге, в Михайловском дворце (творение К. Росси) был открыт Русский музей. В него поступили произведения русских художников из Эрмитажа, Академии художеств и некоторых императорских дворцов. Открытие этих двух музеев как бы увенчало достижения русской живописи XIX века.
Центральное место на выставках передвижников заняли жанрово-бытовые мотивы, явившие в совокупности своей как бы «всю Россию», запечатленную в ее многоликой повседневности. Декоративно-прикладные изделия все чаще являют собой не просто исторические ретроспекции, но как бы изысканные мозаики разных эпох.
Предпосылки и история создания творческого объединения российских художников, существовавшего во второй половине 19 века
Страницы работы
Содержание работы
2) Предпосылки и создание Товарищества. История передвижников до первой выставки…………………………………………………………….5
3) Выставки. Творческий путь передвижничества………………………….16
В данной курсовой работе будут рассмотрены предпосылки и история создания творческого объединения российских художников, существовавшего во второй половине 19 века.
О творчестве передвижников издано большое количество всевозможной научной литературы, были опубликованы монографии, личные переписки, воспоминания, что позволяет создать целостное впечатление о их работе и о том времени в целом. Не вызывает сложность отыскать литературу по данной теме на мой взгляд наиболее полными и значительными по этой теме являются труды А. Н. Бенуа. «История русской живописи в XIX веке», Э. П. Гомберг-Вержбинской «Передвижники», Ф. С. Рогинской «Товарищество передвижных художественных выставок», Н. А. Езерской «Передвижники и национальные художественные школы народов России».
Тема русского передвижничества настолько глубока и неисчерпаема, что не смотря на все написанные материалы, требует дополнительного рассмотрения.
В сфере искусства постепенно проступали идеи национального возрождения. Они стали объединяющим и вдохновляющим аспектом появлявшихся художественных процессов. Происходило эстетическое оформление национальной жизни, шел поиск наиболее выразительных художественных средств, которые со временем переросли в поиски национального стиля. Это способствовало развитию жанров в одном ключе и объединяло художественные усилия. Постепенно складывались художественные круга, направлявшие свои силы на просветительскую деятельность и развитие национальной культуры.
Одним из этих кругов стали передвижники, вдохновленные единством своих прогрессивных взглядов и идей на дальнейшее развитие национальной художественной школы.
Они заявили о себе как о независимом творческом содружестве, противостоящем официальной петербургской Академии художеств, уже безнадежно отставшей от современной жизни. Идея проведения таких выставок сводилась к популяризации искусства и созданию прямого контакта со зрителем, ставя перед собой цели просветительской деятельности и организации передвижных выставок.
Передвижники отходили от академизма с его преимущественно религиозно-мифологической тематикой, стараясь сделать изобразительный язык доступным пониманию каждого. В живописи передвижников нашли свое отражение не только проблемы борьбы народа за социальную независимость, но и положительные образы изображающие духовно богатого человека, мудрого и сильного, а также совершенно особое положение занимает тема родной природы. Картинам передвижников свойственен обостренный психологизм, классовый конфликт, типизация образов, реализм близкий к натурализму, трагический взгляд на реалии того времени. Передвижникам удалось создать энциклопедию жизни России конца 19, начала 20 века. Основным объектом изображения стал крестьянский народ в своей повседневной жизни, лишенный какой-либо идеализации.
Главным инициатором Создания Товарищества стал Г. Г. Мясоедов, а идейным вдохновителем И. Н. Крамской. Несмотря на критическую оценку со стороны Академии и давление других официальных учреждений, Товариществу удалось достигнуть успеха. Это получилось не только благодаря участникам товарищества, например П. М. Третьяков оказал большую моральную и материальную помощь, он верил в рассвет русской школы живописи и активно скупал произведения искусства и, конечно, в первую очередь работы передвижников. Также не входивший в состав передвижничества критик В. В. Стасов в своих трудах тщательно рассматривал работы Товарищества, давая им точный анализ и подчеркивая всю значимость деятельности передвижников.
Передвижники воплотили в своем искусстве лучшие черты национальной художественной культуры, созданное ими искусство всегда будет служить примером смелого творческого новаторства, глубокого проникновения в социальную жизнь, утверждение силы и стойкости человека. Товариществу удалось стать центром демократического русского искусства.
Предпосылки и создание Товарищества. История передвижников до первой выставки.
Переломным моментом в истории России стали 60-е годы 19 века. Появление капиталистических отношений и все большее распространение их влияния на все сферы жизни приводило в упадок феодально-абсолютистский строй.