какие упражнения могут использоваться для воспитания силы
Сила и основы методики ее воспитания. Методы развития и воспитания силы.
Сила — способность человека преодолеть внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).
Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».
1) от длины и поперечника мышцы;
2) от возбудимости нервных процессов и количества импульсов, поступающих на мышцу;
3) от химического состава мышцы.
Теперь вам известно, от чего зависит сила.
К средствам воспитания силы относят:
• упражнения с весом посторонних предметов: штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д.;
• упражнения, отягощенные весом собственного веса (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе);
• упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры;
• ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения 25-70 см и более с мгновенным последующим выпрыгивание вверх);
• упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (например, силовая скамья, силовая станция, комплекс «Универсал» и др.);
• рывково — тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов во время локальных и региональных упражнений с дополнительным отягощением и без них.
Помимо вышеперечисленных используются упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку; бег в гору, бег против ветра, бег по пашне, воде и т.д.).
Используются также упражнения с использованием сопротивления других предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.), упражнение с противодействием партнера (элементы борьбы и т.п.). Частота занятий по воспитанию силы должна быть до 3-х раз в неделю.
Теперь вы знаете о средствах воспитания силы.
Методы воспитания силы
Для развития силы используется большое количество методов, направленных на воспитание различных видов силовых способностей.
Метод максимальных усилий направлен преимущественно на развитие максимальной силы. Вес отягощения составляет 100% и более. Количество повторений упражнения — 1-3 раза. Количество подходов — 2-5. Отдых между подходами — 2-5 мин. Скорость подъема медленная. Метод обеспечивает развитие способности к концентрации нервно-мышечных усилий, дает большой прирост силы. В работе с начинающими детьми его давать не рекомендуется, так как просматривается высокая степень травматизма. Мышечная масса увеличивается незначительно.
Метод непредельных усилий с нормированным количеством повторений обеспечивает преимущественно увеличение мышечной массы с одновременным приростом максимальной силы. Вес отягощений — 80-85% от максимального. Количество повторений — 8-10. Количество подходов — 3-6. Отдых — 2-3 мин. Скорость подъема средняя. Этот метод воспитания и развития силы предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений. Используется строгое нормированное количество повторений от — 5-6 до 10. При этом методе на мышцы поступает большое количество нервно-эффекторных импульсов, в работу вовлекается большое количество двигательных единиц, что содействует сильной активизации обменно-трофических процессов в мышечной и других системах организма, способствует повышению общего уровня функциональных возможностей организма. При соответствующем белковом питании наблюдается хорошее увеличение мышечной массы.
Метод динамических усилий создает максимальное силовое напряжение посредством работы с непредельными отягощениям и максимальной скоростью, выполняется с полной амплитудой. Все отягощения — 30-70% от максимума, выполняются до отказа. Количество подходов — 2-4, отдых — 1-3 мин. Скорость выполнения высокая.
«Ударный» метод предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц (например, спрыгивание с возвышенности высотой 45-75 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыжком в длину). Оптимальная высота спрыгивания — 0,75-1,15 м. На практике применяются более низкие высоты — 0,25-0,5 м. Вес отягощения — 15-25% от максимума, количество повторений упражнения — 5-8. Скорость преодолевающих движений максимальная. Отдых до полного восстановления.
Статодинамический метод включает два режима работы: динамический и статический. Применяют 2-6-секундные изометрические упражнения с усилием в 80-90% от максимума с последующей динамической работой взрывного характера со значительным снижением отягощения (2-3 повторения в подходе, 2-3 серии, отдых 2-4 мин между сериями). Применяется для развития специальных силовых способностей при вариативном режиме работы мышц в соревновательных упражнениях.
Оценка кругового метода проводится:
1. За стандартное время — увеличение количества повторений.
2. Стандартное количество повторений, но время через 5-6 тренировок уменьшается.
3. По уменьшению пульса через 5-6 тренировочных занятий. Если нет изменения результатов в сторону улучшения, дается дополнительное прохождение кругов.
При планировании занятий по круговой тренировке приняты такие нормативы:
— при занятиях по физическому воспитанию со школьниками — 35- 40% от максимального теста на каждой станции; в тренировочном процессе 55-60% от максимума. Контрольные тесты увеличиваются через 5-6 тренировочных занятий.
Игровой метод предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма (например, игра «Всадники», «Регби» на коленях на мягкой основе — борцовском, гимнастическом ковре, а также «Перетягивание каната», эстафеты с переноской грузов разного веса).
Теперь вам известны методы развития силы, выбирайте понравившиеся и работайте с удовольствием!
Применение средств и методов зависит от творчества педагога.
Методические рекомендации «Упражнения на развитие силовых качеств с различным оборудованием»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
МОУ «Средняя школа № 53»
(использованы материалы педагогического колледжа)
«Упражнения на развитие силовых качеств с различным оборудованием»
1.Общая характеристика силовых качеств………………………………………4
2.Оборудование, используемое для развития силовых качеств…………. 7
3.Основные принципы и терминология силовых тренировок………………. 8
4.Примеры физических упражнений с различным оборудованием………….13
Список использованных информационных источников……………………. 18
Человек с рождения наделен соответствующей совокупностью физических качеств, заложенных в него наследственными программами развития организма. В ходе биологического роста органов и систем организма данные физические качества претерпевают изменения, определяя различные физические свойства человека. Вместе с тем наследуемые физические свойства, не всегда обеспечивают физическую готовность человека к адаптации в изменяющихся условиях окружающей среды.
Развитие физических качеств содействует решению социально обусловленных задач: всестороннему развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма.
Любые качества личности базируются на ведущих функциях человека, представляющих в своей основе взаимодействие морфологических, физиологических, биохимических и психических процессов соответствующих органов и структур организма. Характер взаимодействия этих процессов, соотношение их активности и соподчиненности определяют свойства человека, его личностные особенности.
К числу основных физических качеств, обеспечивающих все многообразие решения двигательных задач, относят: физическую силу, скорость, выносливость, координацию и гибкость.
Под развитием физических способностей понимается совокупность наследственного и педагогически направленного изменения функциональных возможностей органов и систем организма.
Цель работы – изучить технику выполнения упражнений на развитие силовых качеств с различным оборудованием.
Предмет – процесс развития физических качеств.
Общая характеристика силовых качеств
Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможно физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитани е предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества.
Сила (силовые качества) – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений). Силовые способности – это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».
Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями.
Собственно силовые способности проявляются: I) при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с околопредельными, предельными отягощениями (например, при приседаниях со штангой достаточно большого веса); 2) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы). В соответствии с этим различают медленную силу и статическую силу. Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата. Статическая сила характеризуется двумя ее особенностями проявления (В.В.Кузнецов, 1975): 1) при напряжении мышц за счет активных волевых усилий человека (активная статическая сила); 2) при попытке внешних сил или под воздействием собственного веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу (пассивная статическая сила).
Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины.
К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу. Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время.
Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой (Ю.В. Верхошанский, 1977). Стартовая сила – это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила – способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.
К специфическим видам силовых способностей относят силовую выносливость и силовую ловкость.
Силовая выносливость – это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе.
Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.). Ее можно определить как «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц» (Ж.К. Холодов, 1981).
В физическом воспитании и на спортивной тренировке для оценки степени развития собственно силовых способностей различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила – это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела. Относительная сила – это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека. В двигательных действиях, где приходится перемещать собственное тело, относительная сила имеет большое значение. В движениях, где есть небольшое внешнее сопротивление, абсолютная сила не имеет значения, если сопротивление значительно – она приобретает существенную роль и связана с максимумом взрывного усилия.
Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек – от 11-12 до 15-16 лет.
Брошура физические упражнения,направленные для развития силы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Физические упражнения, направленные на развитие силы.
Физкультурно-оздоровительные комплексы. Методическое пособие для учителей./Составитель: А.В. Скороходова, г. Нижний Тагил, МБОУ СОШ №20, 2019г.
Сборник утвержден заседанием ШМО СТП пр. №7 от 10.03.2019г.
Развитие Силовых способностей и силовой выносливости:
— поскоки с отягощением;
— приседания у гимнастической стенки с партнером на плечах (юноши);
— сгибание и разгибание рук в упоре на параллельных брусьях (юноши);
— силовые упражнения и единоборства в парах;
— подтягивания и вис на согнутых руках;
— сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
— приседание на двух ногах (с грузом на плечах) на левой и правой ноге: «пистолетик»;
— упражнения с отягощениями (штанга, гиря 8, 16, 24 кг, эспандер, набивной мяч) ;
— лазанье по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость (юноши);
— лазанье по шесту, гимнастической лестнице, стенке без помощи ног (юноши);
— подтягивание из виса (юноши), из виса лежа (девушки);
— сгибание разгибание рук в упоре: юноши от пола, ноги на гимнастической скамейке; девушки с опорой руками на гимнастическую скамейку;
— упражнения в висах и упорах (юноши);
— упражнения в висах и упорах (девушки);
— упражнения для укрепления мышц брюшного пресса на гимнастической скамейке и стенке (юноши и девушки);
— приседания с отягощениям доступного веса (штанга, мешок с песком), быстро выпрямляя ноги;
— упражнения на гимнастических снарядах (стенке, перекладине, брусьях и др.) для мышц туловища, плечевого пояса и рук.
Сила – это способность к преодолению внешнего сопротивления или противодействие ему за счет мышечного напряжения. Для развития силы мышц можно использовать упражнения, выполняемые в быстром темпе методом повторных нагрузок (лазание по канату на время, подтягивание на количество раз за определенное время и т.п.). В среднем на развитие силы необходимо отводить на каждом уроке физической культуры 4–6% его времени.
Упражнения для развития силы
Наибольший прирост силы дает отягощение 70–100% от максимального теста (МТ). При работе с отягощением 40–70% от МТ – развиваются скоростно-силовые качества. При работе с отягощениями 20–50% от МТ развивается силовая выносливость. Для развития силы одно упражнение надо выполнять от 2 до 5 подходов, число повторений в каждом подходе от 2 до 6 раз. Для развития скоростно-силовых качеств число подходов от 3 до 4, а количество повторений каждой подходе – 6–12 раз. Для развития силовой выносливости нужно выполнять 5–6 подходов с количеством повторений от 15 до 30 раз в каждом подходе. Продолжительность отдыха между подходами индивидуальна. Пульс должен опуститься до 110–120 уд./мин.
Для развития силы можно использовать упражнения и с внешним сопротивлением. В качестве внешнего сопротивления могут использоваться вес предмета, противодействие партнера, сопротивление других предметов или внешней среды.
Для развития силовой выносливости используются упражнения с малыми и средними отягощениями, выполняемые «до отказа». Здесь можно использовать гири весом 16 и 24 кг, гантели 3–5 кг, штангу от 10 до 30 кг и др.
Упражнения с собственным весом:
– сгибание и разгибание рук в упоре о стенку;
– сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
– то же, но ноги находятся на возвышении;
– передвижение в упоре на брусьях;
– сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях;
– подтягивание на высокой перекладине;
– лазание по канату или шесту;
– поднимание и опускание туловища (ноги закреплены);
– поднимание и опускание ног за голову в положении лежа на спине;
– поднимание и опускание прямых ног в висе до угла в 90°;
– приседание на двух ногах «до отказа»;
– выпрыгивание вверх из глубокого приседа «до отказа».
Примерные комплексы упражнений по развитию (коррекции) физических качеств
Примерный комплекс упражнений по развитию
(коррекции) силы для юношей.
Задание: сгибать и разгибать руки в упоре на пальцы толчком о стенку.
Методические указания: делать в медленном темпе.
И. п. — в упоре лежа, руки на ширине плеч
Задание: сгибание—разгибание рук.
Методические указания : движение рук вдоль туловища, локти назад, спину держать прямо.
Задание: подтягивание с помощью учителя (на втором подходе хват снизу)
Методические указания : подтягивание делать силой, без замаха ногами.
Задание: поднимание прямых ног
Методические указания : ноги поднимать силой, без дополнительных р аскачиваний.
Задание: висы на перекладине на согнутых руках (хватом снизу и сверху).
Методические указания: подбородок не лежит на перекладине.
Методические указания: делать в медленном темпе.
И. и. – стоя в наклоне вперед, ноги на ширине плеч, руки с гантелями опущены вниз
Задание: разведение рук с гантелями до уровня плеч (немного вперед),
Методические указания: делать в медленном темпе, спину прогнуть, ноги в коленных суставах не сгибать.
Задание : жим гантелей двумя руками.
Методические указания: делать в медленном темпе.
Задание: сгибание рук в локтевых суставах, преодолевая сопротивление партнера.
Методические указания : оказывать максимальное сопротивление, полное сгибание и разгибание рук в локтевых суставах.
И. п. — вис на перекладине широким хватом сверху
Задание: подтягивание с помощью учителя (на втором подходе хват снизу)
Методические указания: подтягивание делать силой, без замаха ногами.
Задание: поднимание прямых ног
Методические указания : ноги поднимать силой, без дополнительных раскачиваний.
Задание: сгибание-разгибание рук.
Методические указания : движение рук вдоль туловища, локти назад, спину держать прямо.
И. п. — вис на перекладине.
Задание: поднимание прямых ног
Методические указания: ноги поднимать силой, без дополнительных раскачиваний
Задание: сгибание рук в локтевых суставах, преодолевая сопротивление партнера.
Методические указания : оказывать максимальное сопротивление, полное сгибание и разгибание рук в локтевых суставах.
Задание: подтягивание за голову с помощью учителя
Методические указания : подтягивание делать силой, без замаха ногами.
Задание: сгибание-разгибание рук.
Методические указания: движение рук вдоль туловища, локти назад, спину держать прямо.
Задание: жим гантелей.
Методические указания : локти в стороны, выполнять в медленном темпе.
Задание: разведение рук с гантелями до уровня плеч.
Методические указания: выполнять в медленном темпе.
Примерный комплекс упражнений по развитию
(коррекции) силы мышц
брюшного пресса для девочек
И. п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, ступни закреплены, руки за головой.
Задание: поднимание-опускание туловища в течение 30 с. с отягощением (набивной мяч)
Методические указания: локти держать в сторону.
И. п. — сед углом на полу, руки в упоре сзади.
Задание : круговые движения прямыми ногами
Методические указания: спину держать прямо, не сутулиться.
Задание: поднимание-опускание туловища в течение 1 мин. Методические указания : локти держать в стороны.
Задание: поднимание туловища в сед углом.
Методические указания: задание выполнять без рывков, не сутулиться.
И. п. — полуприсед, туловище наклонено вперед, прямыми руками опереться в колени.
Задание: втягивание мышц живота на выдохе.
Методические указания : плечи не поднимать, делать хороший вдох.
Задание: поднимание коленей до угла 90°
Методические указания : задание выполнять без рывков.
Задание: опускание—поднимание туловища.
Методические указания: локти держать в стороны.
Задание: приподнять плечевой пояс и, максимально напрягая мышцы живота, удерживать такое положение 3 с.
Методические указания : лопатки от пола не отрывать.
Задание: поднимание туловища, пальцами рук достать носки ног.
Методические указания : задание выполнять без рывков, при наклоне не сутулиться.
И. п. — вис на перекладине.
Задание: поднимание коленей до угла 90°.
Методические указания: задание выполнять без рывков.
И. п. — вис на гимнастической стенке.
Задание: поднимание прямых ног.
Методические указания : задание выполнять без рывков, ноги в коленных суставах не сгибать.
И. п. — полуприсед, туловище наклонено вперед, прямыми руками опереться в колени.
Задание: втягивание мышц живота на выдохе.
Методические указания : плечи не поднимать, делать хороший вдох.
Комплекс упражнений для развития скоростно-силовой подготовки, силовой выносливости:
1-я станция. Поднимание и опускание согнутых ног в висе на гимнастической стенке.
2-я станция. Прыжки через скакалку.
3-я станция. Подтягивание в висе на низкой перекладине.
4-я станция. Прыжки боком через набивные мячи.
5-я станция. Отжимания от скамейки.
6-я станция. Поднимание и опускание туловища из положения лежа на гимнастическом мате.
7-я станция. Из упора сидя на скамейке, отжимания «сзади».
8-я станция. Поднимание и опускание прямых ног из положения, лежа на гимнастическом мате.
9-я станция. Прыжки со сменой ног с опорой на скамейку.
10-я станция. Из положения стоя руки вверх. В руках держать набивной мяч. 1 – наклон вперед; положить мяч на пол; 2 – выпрямиться; 3 – наклон вперед, взять мяч, 4 – и.п.
Примерный комплекс «круговой тренировки» для развития силы:
1. Из седа руки сзади поднимание ног в угол с последующим и.п.
2. Из упора лежа на полу отжимание, сгибая и разгибая руки.
3. Из основной стойки приседания с выносом рук с гантелями вперед и вставать на носки, отведя руки назад.
4. Лазанье по канату (в три приема).
5. Прыжки вверх из исходного положения упор присев.
6. Лежа на животе, руки за головой, поднимание и отпускание туловища, прогибая спину.
7. Лежа на спине, сгибание и разгибание ног и туловища с захватом руками голени.
8. Прыжки через скакалку с вращением вперед.
Станций может быть больше, меньше в зависимости от количества групп и физической подготовленности класса.
Сила и методы ее развития
Развитие физических качеств (силы) имеет общие закономерности независимо от роли деятельности. Поэтому, при существовании двух сторон процесса физической подготовки – совершенствование двигательных навыков и развития двигательных качеств, в данной работе рассматривается лишь вторая его сторона. Критериями оценки моторной функции человека являются четыре основных двигательных качества: сила, быстрота, выносливость и гибкость. Каждому из этих качеств присущи свои структура и особенности.
Для практического применения методики развития силы необходимо иметь хотя бы общее представление об основах её развития, совершенствования и закрепления в мышечной памяти.
Сила как физическое качество человека
Любые движения человека – это результат согласованной деятельности центральной нервной системы и периферических отделов двигательного аппарата.
Активными элементами двигательного аппарата человека являются скелетные мышцы. Они образованны поперечно-полосатыми мышечными волокнами. Каждое мышечное волокно окружено прозрачной оболочкой, содержащей эластичные коллагеновые нити. Небольшие группы мышечных волокон заключаются в оболочку из соединительной ткани, а более крупные пучки мышечных волокон и мышца в целом окружены рыхлой соединительной тканью. Все соединительные мышечные структуры непрерывно связаны между собой и являются продолжением друг друга. Они образуют параллельный эластичный элемент мышцы.
В современной механике принято называть всякое действие одного материального тела на другое, в результате чего происходит изменение в состоянии покоя или движения тела.
Благодаря мышечной силе тело человека перемещается в пространстве. От изменения величины и направления приложения силы меняется скорость и характер движения. Определяя мышечную силу человека как физическое качество, можно говорить о способности преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных напряжений. Внешним сопротивлением может быть сила земного притяжения, равная весу спортсмена; реакция опоры при давлении на неё; сопротивление внешней среды при движении спортсмена; вес отягощений; сопротивление партнёра, упругой пружины или резины; сила инерции других тел.
Под силой понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. Существенным моментом, определяющем мышечную силу, является режим работы мышц. В процессе выполнения спортивных или профессиональных приёмов и действий, человек может поднимать, опускать или удерживать тяжёлые грузы.
Если, преодолевая сопротивление, мышцы сокращаются и укорачиваются, то такая их работа называется преодолевающей (концентрической).
Мышцы, противодействующие сопротивлению, могут удлиняться (например, удерживая тяжёлый груз). В таком случае их работа называется уступающей (эксцентрической).
Преодолевающий и уступающий режим работы мышц называется динамическим.
Сокращение мышцы при постоянном напряжении или нагрузке называется изотоническим. При изотоническом сокращении мышцы важна не только величина её укорочения, но и скорость её укорочения (чем меньше нагрузка, тем больше скорость). Этот режим работы встречается в силовых упражнениях со штангой, гантелями, гирями и др. Величина силы в изотоническом режиме измеряется по ходу траектории движений, т.к. изменяются рычаги приложения силы в различных фазах движений. Упражнения со штангой или другим снарядом с высокой скоростью не дают необходимого эффекта, т.к. мышечные усилия в начале работы придают снаряду ускорение и дальнейшая работа по ходу движения выполняется по инерции. Упражнения со штангой применяются, в основном, для развития максимальной силы и наращивания мышечной массы, выполняются равномерно в медленном и среднем темпе.
Режим работы мышц, при котором задаётся не величина отягощения, а скорость перемещения звеньев тела, называется изокинетическим. Выполнение силовых упражнений с высокой скоростью движений применяется при развитии силы без значительного прироста мышечной массы, необходимости снижения жира, для развития скоростно-силовых качеств. Для этого применяются изокинетические тренажёры, где мышцы имеют возможность работы с оптимальной нагрузкой по ходу всей траектории движений. Изокинетические тренажёры применяются пловцами, а также в общефизической подготовке.
Выполняя движения, человек часто применяет силу и без изменения длины мышц. Такой режим работы называется изометрическим или статическим, при котором мышцы проявляют свою максимальную силу. Для организма изометрический режим оказывается самым неблагоприятным, потому что возбуждение нервных центров, испытывающих высокую нагрузку, быстро сменяется тормозным охранительным процессом, а напряжённые мышцы, сдавливая сосуды, препятствуют нормальному кровоснабжению, и работоспособность быстро падает.
Структура силовых способностей человека
При характеристике силовых качеств человека, выделяют следующие их разновидности:
В последнее время выделяют ещё одну силовую характеристику – способность к переключению с одного режима мышечной работы на другой при необходимости максимального или субмаксимального уровня проявления каждого силового качества. Для развития этой способности, зависящей от координационных способностей человека, нужна специальная направленность тренировки.
Средства развития силы
Средствами развития силы мышц являются различные силовые упражнения, среди которых можно выделить три основных вида:
Упражнения с внешним сопротивлением являются одними из самых эффективных средств развития силы и подразделяются на:
Упражнения в преодолении собственного веса широко применяются во всех формах занятий по физической подготовке. Они подразделяются на:
Гимнастические силовые упражнения являются отличным средством для развития мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса и спины.
Изометрические упражнения способствуют одновременному напряжению максимально возможного количества двигательных единиц работающих мышц. Различаются упражнения в пассивном напряжении (удержание груза и т.п.) и упражнения в активном напряжении мышц (в течение 5-10 сек. в определённой позе).
Использовать статические упражнения следует с большой осторожностью, сочетая их с динамическими упражнениями, а также следуя принципу систематичности и последовательности наращивания нагрузки. Необходимо учитывать мощность воздействия этих упражнений на нервную и сердечно-сосудистую системы. Сильное напряжение мышц сдавливает кровеносные сосуды и, как следствие, вызывает локальное нарушение кровотока.
Методы развития силовых способностей
По своему характеру все упражнения подразделяются на три основные группы: общего, регионального и локального воздействия на мышечные группы. К упражнениям общего воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвует не менее 2/3 общего объёма мышц, регионального – от 1/3 до 2/3, локального – менее 1/3 всех мышц.
Направленность воздействия силовых упражнений в основном определяется следующими их компонентами (см.табл.):
Метод максимальных усилий
Метод максимальных усилий включает упражнения с субмаксимальными, максимальными, и сверхмаксимальными отягощениями и сопротивлениями. Он обеспечивает развитие способности мышц к сильным сокращениям и проявлению максимальной силы без существенного увеличения мышечной массы. Существует несколько приемов практической реализации метода:
“Пирамида” — выполняется несколько подходов с увеличением отягощенияи сокращением количества повторений в каждом последующем подходе, например:
Максимальный – упражнение выполняется с максимально возможным в данный момент времени отягощением: 1 раз х 4-5 подходов с произвольным отдыхом.
Методы развития силы | Направленность методов развития силы | Содержание компонентов нагрузки | |||||
Вес отягощения,% от мах | Количество повторений упражнения | Количество подходов | Отдых, мин. | Скорость преодолевающих движений | Темп выполнения упражнения | ||
Метод максимальных усилий | Преимущественное развитие максимальной силы | До 100 и более | 1-3 | 2-5 | 2-5 | Медленная | Произвольный |
Развитие максимальной силы с незначительным приростом мышечной массы | 90-95 | 5-6 | 2-5 | 2-5 | Медленная | Произвольный | |
Одновременное увеличение силы и мышечной массы | 85-90 | 5-6 | 3-6 | 2-3 | Средняя | Средний | |
Преимущественное увеличение мышечной массы с одновременным приростом максимальной силы | 80-85 | 8-10 | 3-6 | 2-3 | Средняя | Средний | |
Уменьшение жирового компонента массы тела с одновременным приростом максимальной силы | 50-70 | 15-30 | 3-6 | 3-6 | Средняя | Высокий до максимального | |
Совершенствование силовой выносливости и рельефа мышц | 30-60 | 50-100 | 2-6 | 5-6 | Высокая | Высокий | |
Совершенствование силовой выносливости (анаэробной производительности) | 30-70 | До “отказа” | 2-4 | 5-10 | Высокая | Субмаксимальный | |
Совершенствование силовой выносливости (гликолитической ёмкости) | 20-60 | До “отказа” | 2-4 | 1-3 | Высокая | Субмаксимальный | |
Метод динамических усилий | Совершенствование скорости отягощенных движений | 15-35 | 1-3 | До падения скорости | До восстановления | Максимальная | Высокий |
“Ударный” метод развития силы | Совершенствование “взрывной” силы и реактивной способности двигательного аппарата | 15-35 | 5-8 | До падения мощности усилий | До восстановления | Максимальная | Произвольный |
Метод повторных усилий
В качестве основного тренирующего фактора этого метода выступает количество повторений упражнения с оптимальным или субмаксимальным весом. В этом методе используются различные варианты построения тренировки. В зависимости от избранных компонентов упражнения направленность метода может варьировать ( см. табл.)
Условные уровни интенсивности | Вес отягощения в % к max | Число возможных повторений в одном подходе (повторный максимум – ПМ) |
1 | в.100 | 1 |
2 | 100 | 1 |
3 | 90 | 2-3 |
4 | 90 | 3-5 |
5 | 85 | 5-7 |
6 | 80 | 8-10 |
7 | 75 | 10-12 |
8 | 70 | 12-15 |
9 | 65 | 15-18 |
10 | 60 | 18-20 |
11 | 50 | 20-30 |
12 | 40 | Св.30 |
Для его практической реализации применяют различные методические приемы: равномерный, суперсерий и комбинаций упражнений, круговой.
Отдельно выделяются методы развития “взрывной” и реактивной силы, динамической силы, работы до отказа.
Внутри метода “до отказа” можно применять различные приемы:
Ударный метод
Применяется для развития амортизационной и взрывной силы различных мышечных групп. При тренировке мышц ног используются отталкивания после прыжка в глубину с дозированной высоты.
Возможно применение ударного метода и для тренировки других групп мышц с отягощениями или весом собственного тела.
Выполняя упражнения с отягощениями ударным методом рекомендуется соблюдать следующие правила:
Методы развития “взрывной” силы и реактивной способности мышц
Для развития “взрывной” силы мышц (плиометрика) и реактивной способности нервно-мышечного аппарата применяется как весь арсенал средств силовой подготовки,так и в комплексе:
В упражнениях с отягощениями в основном используется метод повторных усилий. Вместе с тем, возможно применение и метода максимальных усилий, когда в условиях профессионально-прикладной или спортивной деятельности приходится преодолевать значительные внешние сопротивления.
Прыжковые упражнения (плиометрические упражнения) с успехом применяются для развития “взрывной” силы мышц ног(прыгучести) и выполняются с однократными или многократными отталкиваниями с максимальными усилиями.
Наиболее часто в тренировке используют комплексные программы с применением широкого диапазона средств и методов совершенствования “взрывной” силы.
Метод развития динамической (скоростной) силы
Скоростная сила проявляется при быстрых движениях против относительно небольшого внешнего сопротивления. Для развития скоростной силы применяют упражнения с отягощениями, прыжки с высоты, прыжковые упражнения и комплексы перечисленных тренировочных средств.
Отягощения используются как для локального развития мышечных групп, так и при совершенствовании целостной структуры спортивных упражнений или профессиональных действий. При этом используется два диапазона отягощений:
Упражнения с отягощениями при развитии динамической силы применяются повторно в различных вариациях.
Прыжковые упражнения в любых вариациях должны выполняться с установкой на быстроту отталкивания, а не на его мощность.
Наибольший прирост в развитии скоростной силы дают упражнения на тренажерах с изокинетическим режимом работы мышц.
Методы развития силовой выносливости
Силовая выносливость – способность длительное время проявлять оптимальные мышечные усилия – одно из наиболее значимых в профессионально-прикладной физической подготовке и спорте двигательных качеств.
Силовая выносливость является сложным, комплексным физическим качеством.
Процесс развития силовой выносливости тесно связан с развитием вегетативных функций организма. Поскольку развитие вегетативных функций происходит значительно медленнее, чем двигательных, непосредственному процессу развития силовой выносливости должен предшествовать большой объем работы, направленный преимущественно на развитие вегетативных функций.
Развитие силовой выносливости должно вестись комплексно, на основе параллельного совершенствования вегетативных систем и силовых способностей.
Для развития силовой выносливости характерны следующие методы: повторный, интервальный, переменный, “до отказа”, круговой и др.
Основным методом развития силовой выносливости является метод повторных усилий с реализацией различных методических приемов. Однако, сложность развития этого двигательного качества заключается еще и в возможном отрицательном взаимодействии эффектов тренировочных упражнений.
Повышение эффективности тренировочных нагрузок связано с аналитическим подходом к их применению т.е. с использованием на одном занятии упражнений и комплексов, имеющих избирательное, направленное воздействие на ведущие факторы.
Изометрический метод
Изометрический метод характеризуется кратковременным напряжением мышц без изменения их длины. Выполняемые этим методом упражнения рекомендуется применять как дополнительные средства развития силы.
Напряжение мышц надо увеличивать плавно до максимального или заданного, и удерживать его в течение нескольких секунд. В зависимости от развиваемого усилия (см.табл.)
Развиваемое усилие, % | 40-50 | 60-70 | 80-90 | 100 |
Время напряжения,сек. | 10-15 | 6-10 | 4-6 | 2-3 |
Целесообразно выполнять изометрические напряжения в положениях и позах, адекватных моменту проявления максимального усилия в тренируемом упражнении. Эффективно сочетание изометрических напряжений с упражнениями на растягивание и расслабление.
Особенности организации силовых тренировок подростков, девушек, женщин и пожилых людей
Правильно организованные занятия по развитию силы благотворно влияют на здоровье и физическое развитие не только взрослых мужчин, но и подростков, девушек, женщин и пожилых людей. Мифы о вреде силовых упражнений для них совершенно не обоснованы – вред может быть нанесен только чрезмерными, неправильно спланированными нагрузками. Экспериментальными исследованиями установлено, что даже шестилетние дети, занимаясь тяжелоатлетическими упражнениями, прогрессируют в своем развитии, спортивном мастерстве и не имеют отклонений в состоянии здоровья при рационально построенном тренировочном процессе. Вместе с тем, необходимо учитывать возрастные и половые особенности организма людей, занимающихся силовыми упражнениями для укрепления здоровья и профессионально-прикладной подготовки.
Даже, если подростки и девушки внешне походят на взрослых, вполне сложившихся людей, это не означает, что они способны выполнить такие же силовые нагрузки, как и взрослые люди.
В период 12-16 лет происходит интенсивное развитие организма подростков и девушек. Это проявляется в быстром росте тела и укреплении опорно-двигательного аппарата, наращивании мышечной массы, изменениях эндокринной и нервной систем, половом созревании. В этот период возможности сердечно-сосудистой системы не всегда “поспевают” за интенсивным развитием других систем организма, и чрезмерные нагрузки могут привести к преждевременной остановке роста и развития.
Главным стимулятором роста мышц и увеличения силы является тестостерон – мужской половой гормон. В подростковом возрасте во время полового созревания секреция гормонов значительно усиливается. Поэтому уже в возрасте 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у подростков появляются благоприятные условия для развития силы. Этот период продолжается примерно до 30 лет и более. Ограничения касаются больших отягощений, которые могут привести к образованию паховых грыж и нарушениям в развитии позвоночника. Противопоказаны также упражнения с сильным натуживанием. Развитие силы желательно проводить или без отягощения, или с отягощением в 50-60% от максимальной силы подростков и девушек под контролем врача. Цель силовой тренировки в этом возрастном периоде – формирование мощного мышечного корсета, защищающего и поддерживающего туловище и внутренние органы, создание базы для дальнейших силовых нагрузок. Силовые упражнения ни в коем случае не должны быть ориентированы на развитие максимальной или скоростной силы. Углубленным занятиям силовыми упражнениями должна предшествовать общефизическая подготовка.
В последние годы все большее число женщин целенаправленно занимается силовыми упражнениями, причем не только для повышения профессиональной работоспособности, но и для улучшения своего физического развития, коррекции фигуры. Абсолютные физические показатели у женщин намного ниже, чем у мужчин.
Особенности силовой тренировки женщин связаны с физиологическими особенностями их организма, объективными различиями между мужчинами и женщинами:
Научные исследования и практический опыт показывают. Что силовая тренировка, при учете физиологических особенностей организма, способствует улучшению здоровья, укрепляет мышцы и связки тазового дна, улучшает фигуру.
Значительно хуже переносит большие силовые нагрузки опорно-связочный аппарат женщин. При тренировках им следует избегать работы с предельными и близкими к ним отягощениями. Предпочтение следует отдавать упражнениям, не “перегружающим” позвоночник, т.е. выполняемым в положении сидя или лежа. Женский организм гораздо лучше переносит нагрузки, направленные на развитие выносливости. Поэтому, в тренировках широко применяются методы развития силовой выносливости : они связаны с небольшими отягощениями, быстро снижают жировой компонент массы тела, способствуют решению задач эстетической коррекции телосложения.
Для эффективного решения таких задач, женщинам, как и мужчинам, необходимо уделять повышенное внимание развитию аэробной выносливости, гибкости и координации движений. В настоящее время широкое распространение у женщин получили занятия силовыми упражнениями в форме ритмической гимнастики и шейпинга.
Пожилым людям не рекомендуется увлекаться большими отягощениями и высокими объемами нагрузки. Занятия физической культурой в этом возрасте должны быть комплексными, т.е. включать, кроме силовых упражнений, также и упражнения на аэробную выносливость, гибкость и координацию, с приоритетом упражнений на общую и силовую выносливость. Силовые упражнения лучше всего, как и женщинам, выполнять в положении сидя и лежа, чтобы не перегружать позвоночник.
Основные правила для организации силовой тренировки подростков, девушек, женщин и пожилых людей.
Общие правила предупреждения травматизма при выплнении силовых упражнений
Во время интенсивных тренировок в мышцах и связках могут возникнуть различные болевые ощущения: во время непосредственного выполнения упражнения, после тренировки и через определенный промежуток времени.
⚠ [ Все материалы носят ознакомительный характер. Отказ от ответственности krok8.com ]