какие уровни социологического знания выделяют

Общая социология: конспект лекций

какие уровни социологического знания выделяют. Смотреть фото какие уровни социологического знания выделяют. Смотреть картинку какие уровни социологического знания выделяют. Картинка про какие уровни социологического знания выделяют. Фото какие уровни социологического знания выделяют

Учебное пособие по общей социологии предназначено для самостоятельной подготовки к семинарам и экзаменам студентов очной и заочной форм обучения.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общая социология: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 3. Структура и уровни социологического знания

1. Подходы к определению структуры социологии

В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.

Содержательный подход предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов:

1) эмпирии, т. е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики;

2) теории — совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов;

3) методологии — системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания. Второй подход — целевой. Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта

Третий подход — масштабный — делит науку на макро — и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая — сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сферу повседневной реальности).

В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории.

2. Понятие общей социологической теории

Общая социология в зависимости от базовых подходов, которые она использует в процессе исследования общественных явлений, может развиваться в различных направлениях. В связи с этим иногда говорят о господствующей в данном направлении парадигме. Понятием парадигмы обозначается «исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе». Применительно к социологии это означает некую общепризнанную всеми представителями данной науки (или отдельного ее течения) совокупность взглядов и методов научного исследования.

В своем социологическом использовании это понятие впервые упомянуто в работе Т.С. Куна о природе научного изменения. По Т. Куну, ученые работают в рамках парадигм, которые представляют собой общие способы осмысления мира и диктуют, какой именно ряд научно-исследовательских работ необходимо проделать и какие типы теории считаются приемлемыми. В социологии это понятие имеет неопределенное значение, обозначая социологические школы, каждая из которых развивается относительно самостоятельно, разрабатывая собственные методы и теории.

3. Понятие эмпирической социологии

Эмпирическая социология — это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Это достаточно самостоятельная научная дисциплина, которая имеет и другие названия. Соответствующая ей учебная дисциплина так и называется: «Методика и техника конкретных социологических исследований». Эмпирическую социологию называют также социографией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины.

4. Понятие «теории среднего уровня»

Любое эмпирическое социологическое исследование направлено на выявление или решение какой-либо конкретной проблемы в конкретном месте и в конкретное время. Поэтому полученная в ходе такого исследования информация накапливается и осмысляется в той или иной отраслевой (или специальной) социологической теории. Их сегодня все чаще называют теориями среднего уровня. Само это понятие ввел в научный оборот американский социолог Роберт Мертон. Краткое определение «теорий среднего уровня» Р. Мертон формулирует следующим образом: это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но также необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений.

К числу теорий среднего уровня относятся:

1) те социологические концепции, которые разрабатываются на стыках наук (социология права, медицинская социология, экономическая социология, социология менеджмента и т. п.);

2) различные отрасли институциональной социологии — особого направления, связанного с исследованием устойчивых форм организации и регулирования общественной жизни (социология религии, социология образования, социология брака и семьи и т. п.);

3) социологические теории среднего уровня, связанные с изучением отдельных сфер общественной жизнедеятельности (аграрная социология, урбанистическая социология, социология чтения и т. п.).

5. Понятие микро — и макросоциологии

Макросоциология — это теоретические и эмпирические исследования больших коллективностей (города, церкви) или, выражаясь более абстрактно, социальных систем и социальных структур, экономического и политического строя, выявление более или менее крупных социальных изменений, а также факторов, оказывающих воздействие на такие изменения. Кроме того, к макросоциологии относят такие влиятельные теоретические течения, как структурный функционализм, теория конфликта, неоэволюционизм. К микросоциологии принадлежат концепции и школы, занятые изучением механизмов поведения людей, их общения, взаимодействия, межличностных отношений. Так, к микросоциологическим относят теории обмена и символического интерак-ционизма. Микросоциология теснее связана с эмпирическими исследованиями. Само ее формирование как самостоятельной области исследования связывают с энергичным развитием техники прикладных социологических исследований экспериментальных процедур в 20—30-х гг. XX в. Несмотря на определенные разногласия и противоречия между представителями обоих направлений, каждое из них по-своему обогащает социологическую теорию.

6. Элементы системы социологического знания

Система социологического знания в качестве элементов включает социальные факты, т. е. обоснованные знания, полученные в результате описания определенных фрагментов реальности.

Установлению социальных фактов служат такие элементы социологического знания как:

1) общие и специальные социологические теории (например теория стратификации, теория культурного релятивизма и т. д.). Задача этих теорий — решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах. Эти теории развиваются в рамках определенных теоретико-методологических направлений: макро — или микросоциологий, функционализма или символического интеракционизма;

2) отраслевые социологические теории, например экономическая социология, социология семьи, социология города. Их задача — дать описание отдельных сфер жизни общества, обосновать программы конкретных социологических исследований, обеспечить истолкование эмпирических данных; 3) методы сбора и анализа данных служат созданию эмпирической базы и первичному обобщению эмпирических данных (массовый опрос, наблюдения, анализ документов, эксперимент). Выбор метода исследования зависит от спецификации объекта и задач исследования, например настроения избирателей можно изучать с помощью опроса избирателей, опроса экспертов или глубинного интервью с типичным избирателем. Соответственно методу сбора данных избирается метод их анализа.

Источник

Уровни социологического знания

Социологическое знание представлено достаточно сложной многоуровневой структурой. Можно выделить различные подходы к описанию уровней социологии, самыми известными из которых будут два. Первый из них называется двухуровневый, а второй – трехуровневый. В отечественной литературе широко распространен также и пятиуровневый подход к описанию социологического знания.

Двухуровневый подход

Два уровня социологического знания выделяются по различным основаниям. К примеру, в зависимости от масштаба исследуемых социальных явлений принято выделять макро и микросоциологические уровни социологического знания.

Макросоциологический подходМикросоциологический подход
Изучает человеческую цивилизацию, разные виды обществ, общество как социальную систему, его социальную структуру и социальные институты в динамике и статике.
Макросоциологические теории: структурный функционализм, теория социальных систем, социального конфликта, концепция глобализма.
Изучает небольшие социальные образования, межличностные отношения, мотивацию поведения людей. Социология на микроуровне – это область изучения социальных позиций и поведения людей в окружающей среде.
Микросоциологические теории: интеракционизм, феноменологическая социология, теория социального обмена.

Современная социология стремится преодолеть структурные разрывы между макро и микросоциологическими теориями (в частности это пытаются сделать в теории структурации Э. Гидденса, теоретических исследованиях Дж. Александера, общесоциологических исследованиях П. Бурдье, теории социальных систем Ю. Хабермаса).

В зависимости от степени абстракции (обобщения) принято выделять эмпирическую и теоретическую социологию.

Теоретическая социологияЭмпирическая социология
Дает систематизированный, глубокий, обобщенный взгляд, объяснение и понимание жизни общества. Ориентирована на то, чтобы сформулировать закономерности социума, общественных изменений, механизмов их действия и форм, в которых они проявляются.Направлена на получение конкретной информации (в результате опроса, наблюдения, анализа документов и статистических данных и т.д.) о различных проявлениях в жизни общества, жизнедеятельности индивидов и групп.

Несмотря на то, что в социологии существует разделение на эмпирику и теорию, они не противопоставляются друг другу, а образуют две стороны единого социологического познания, которые дополняют и обогащают друг друга.

В зависимости от целевой направленности на практический или собственно научный результат исследования, принято выделять прикладной и фундаментальный (теоретический) социологические уровни

Фундаментальный уровеньПрикладной уровень
Исследование относят к данному уровню, если цель его – это дополнение знаний об изучаемом объекте (развитие теории)Исследование относится к данному уровню, если его целью является разработка практических рекомендаций, каких-либо социальных технологий, которые направлены на то, чтобы решить ту или иную социальную проблему

Трехуровневый подход

Роберт Мертон, известный американский социолог, в своей работе «Социальная теория и социальная структура» (1949) изложил концепцию, более известную как теория среднего уровня. В соответствии с ней, существует 3 уровня социологического знания:

Мертон считал, что наибольшее внимание в социологии должно уделяться среднему уровню, т.к. системные теории высшего уровня направлены на всеобщий охват и чересчур абстрактны, у них нет соответствующей научно обоснованной эмпирической базы. Низший уровень, в свою очередь, нельзя исследовать как самодостаточный, вне определенной теоретической концепции из-за того, что он является полностью эмпирическим. Теории среднего уровня же исследуют отдельные социальные сферы, процессы и проблемы.

По Мертону теория среднего уровня – это связующее звено между эмпирическими исследованиями и общей социологией. Самым ярким примером такой теории он называл исследование самоубийства Э. Дюркгейма. Благодаря развитию идей Р. Мертона в современной социологии теории среднего уровня или специальные социологические теории играют значительную роль.

Пятиуровневый подход

В социологическом знании выделяют также и иерархию, состоящую из пяти уровней.

Самый верхний, пятый уровень отведен научной картине мира (философским предпосылкам, метатеоретическому знанию). В социологии под научной картиной мира понимают совокупность философских и общетеоретических категорий, которые описывают социальную реальность.

На четвертом уровне располагается общая (социологическая) теория, которой называют совокупность логически взаимосвязанных теоретических суждений и понятий, которые объясняют значительный фрагмент социальной реальности.

Третий уровень отведен частным (специальным) теориям. В социологии к ним относят взаимосвязанные логически системы конкретных научных суждений и понятий, которые описывают отдельное явление или же группу явлений. При этом они получили эмпирическое подтверждение, базирующееся на фундаментальных теоретических исследованиях.

На втором уровне находятся эмпирические исследования. В социологии под ними понимают фундаментальные исследования, которые проводятся в соответствии с требованиями научного метода. Они направлены на то, чтобы подтвердить частную теорию.

Низший, первый уровень иерархии отведен прикладным исследованиям, которыми называют оперативные исследования, изучающие один объект в сравнительно короткие сроки для того, чтобы провести социальную диагностику ситуации, объяснить конкретное явление или же подготовить практические рекомендации и социальные технологии.

Источник

Последовательность уровней социологического знания

Уровни социологического знания — общие понятия

Социологические знания, несмотря на многоуровневую структуру, — это не разрозненная информация насчет конкретного объекта, а некая система знаний об устройстве общества как развивающейся среде, выполняющей определенные функции.

Под объектом подразумевается как жизнь отдельного индивида, так и определенных социальных групп. Сформированные группы в социологии именуются социальными институтами. Минимальной ячейкой общества принято считать семью, а государство, например, является социальным институтом масштабных размеров.

Информационная база социологических знаний формируется веками. Она является взаимосвязанной системой, опирающейся на научные познания в области философии и психологии, на имеющийся опыт. Ключевое значение отводится здесь опыту, поскольку с развитием цивилизации научные познания в данном направлении могут утрачивать свою актуальность.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

При этом, благодаря вновь полученному опыту, делаются новые открытия. Если говорить о преемственности поколений, через которую происходит обмен информацией, то особая роль здесь отводится истории. Эта наука считается хранилищем полученного опыта.

Структура, общая характеристика, что входит в состав

В социологии, как и у многих неточных наук, полностью отсутствует доказательная база. Но это не лишает ее права охарактеризовать изучаемый ею предмет и установить теоретические принципы его существования.

Строение науки имеет многоуровневую структуру. Ее классификация представлена макро- и микроуровнями. Под макросоциологией подразумеваются большие социальные группы. Микросоциология базируется на изучении небольших по численности участников групп. Из-за малой численности количества участников, процессы, рассматриваемые в микросоциологии, имеют локальный характер.

Анализируя предметы исследования микро- и макросоциологии были определены 3 предметных уровня исследования:

Эмпирический уровень

Эмпирическая социология является комплексом методических, а также технических приемов. Они направлены на сбор первоначальной информации. Эта разновидность считается самостоятельной. Ей также присуще наименование «социография». Это обусловлено описательной функцией эмпирических исследований.

По этой же причине эмпирическая социология не затрагивает исследование общепринятых законов. Она определяет наличие конкретных проблем в определенном локусе. Это могут быть цитаты людей и их поступки, а также материальные или духовные стороны жизнедеятельности человека.

Являясь аналитическим исследованием, эмпирическая социология предполагает следующие действия: определение проблемы; постановка его целей и задач; исследование определенного объекта; формулировку гипотез и результатов исследования; операциональность в определении значимых понятий.

Методами исследования данного уровня является наблюдение, анкетирование, анализ, сравнение, эксперимент.

Отраслевой уровень

Отраслевую социологию в какой-то степени можно назвать продолжением эмпирического уровня. В отличие от него, отраслевая социология конкретизирует положения определенной отрасли. Это может быть торговля, какое-либо производство или любое другое образование. Целью отраслевой социологии является объяснение происходящего в условиях конкретного социума.

Структурной составляющей уровня является институциональное происхождение социума, общностное формирование индивидов, процессное проявление общественной жизни. В качестве примеров данного вида знания можно привести теории появления аномии, социального конформизма, массовых культур. Методы исследования такие же, как и при эмпирическом уровне познания. Разница состоит в том, что они углубляются в конкретную отрасль.

Теоретический уровень

Теоретический уровень знания определяется при взаимосвязи эмпирических и отраслевых открытий. Данная модель также является многоуровневой:

К методам исследования данного уровня относятся анализ; синтез, основанный на аналогии; сделанные на основе анализа и синтеза гипотезы. Гипотезы могут быть построены на основе индукции и дедукции. Итогом исследования теоретического уровня является моделирование, основанное на абстрагировании от частных практик.

Конечным результатом теоретического уровня можно считать формирование социологических теорий. По охвату количества участников информация должна быть разделена на группы с точки зрения глобальности.

Упомянутые уровни социологии не являются обособленными. Они взаимно дополняют друг друга. Например, микроуровень является частью макроуровня. А эмпирический уровень немыслим без тонкостей отраслевого. Подобная многоуровневая система, основанная на взаимодействии, позволяет определить теоретическую базу социологии как науки, отражающей действительность.

Источник

Основы социологии

Лекция 1 Социология как наука. Предмет, объект, функции, структура социологического знания

ЛЕКЦИЯ № 1. Социология как наука

1. Предмет, объект, функции и методы социологии

Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.

Такое же определение этого термина дает известный американский ученый Дж. Смелзер. Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.

Для того, чтобы понять особенности социологии, необходимо определить предмет и объект этой науки, а также ее функции и методы исследования.

Объектом любой науки выступает часть внешней реальности, выбранной для изучения, обладающая определенной завершенностью и целостностью. Как уже было отмечено, объектом социологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему. Объектом социологии является совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Понятие социального можно рассматривать в двух смыслах: в широком смысле оно аналогично понятию «общественное»; в узком смысле социальное представляет лишь аспект общественных отношений. Социальные отношения складываются между членами общества, когда они занимают определенное место в его структуре и наделены социальным статусом.

Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.

Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.

1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);

2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм);

3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);

4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм).

В современной отечественной научной литературе сохраняется марксистское понимание предмета социологии. Необходимо отметить, что это таит в себе определенную опасность, так как представление общества в виде базиса и надстройки ведет к игнорированию личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры.

Поэтому более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.

Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.

Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:

1) когнитивная (познавательная) – социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни;

2) критическая – данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия;

3) прикладная – социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества;

4) регулятивная – теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля;

5) прогностическая – на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий;

6) идеологическая – социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции;

7) гуманитарная – социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.

Еще одним отличительным признаком социологии как науки является набор методов исследования. В социологии метод – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.

Первый уровень охватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).

Второй уровень отражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).

Методы первого и второго уровней основываются на универсальных принципах познания. К ним относятся принципы историзма, объективизма и системности.

Принцип историзма предполагает исследования социальных явлений в контексте исторического развития, их сопоставление с различными событиями истории.

Принцип объективизма означает изучение социальных явлений во всех их противоречивости; недопустимо изучение только положительных либо только отрицательных фактов. Принцип системности подразумевает необходимость исследования социальных явлений в неразрывном единстве, выявление причинно-следственных связей.

К третьему уровню можно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).

Собственно социологические методы третьего уровня основываются на применении сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики).

2. Социология в системе гуманитарных наук

Совершенно очевидно, что если объектом социологии является общество, то она тесно соприкасается с другими общественными и гуманитарными науками, изучающими эту область реальности. Она не может развиваться изолировано от них. Более того, социология включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук.

Социологические методы исследования общества, его элементов, членов и их взаимодействий сегодня активно применяются во многих других науках, например, политологии, психологии, антропологии. В то же время очевидна зависимость самой социологии от этих наук, так как они значительно обогащают ее теоретическую базу.

Другой существенной причиной тесной взаимосвязи многих общественных и гуманитарных, в том числе социологии, наук между собой является их общее происхождение. Так, многие самостоятельные общественные науки зародились в рамках социальной философии, которая, в свою очередь, являлась отраслью общей философии. Тесная связь социологии и социальной философии проявляется прежде всего в очень широкой области совпадения объекта исследования. Однако при этом между данными науками существует значительные различия, которые и позволяют выделить социологию в самостоятельную науку. Прежде всего – это предмет исследования.

Если социология направлена на исследование социальных взаимоотношений членов общества, то социальная философия исследует общественную жизнь с точки зрения мировоззренческого подхода. Еще более эти науки различны в методе исследования своей предметной области.

Так, социальная философия ориентирована на общефилософские методы, что отражается в теоретическом характере результатов исследования. Социология же преимущественно пользуется собственно социологическими методами, что делает результаты исследования более практичными.

Однако эти различия только подчеркивают самостоятельность социологии как науки, но не умаляют значение ее взаимосвязи с социальной философией. Опираясь на конкретно-исторические реалии, социальная философия стремится выявить общие тенденции и закономерности.

Связь социологии с историей также является наиболее тесной и необходимой. Помимо общего объекта исследования, эти науки имеют также общие проблемы исследования.

Так, и социология, и история в процессе исследования сталкиваются с наличием определенных социальных закономерностей, с одной стороны, и с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые в значительной мере изменяют траекторию исторического движения, – с другой. Успешное решение этой проблемы в обеих науках является приоритетным направлением, и поэтому каждая из них может использовать успешный опыт другой.

Кроме того, исторический метод является достаточно востребованным в социологии.

Использование достижений социологии в исторической науке также имеет большое значение, так как это позволяет ученым-историкам анализировать исторические явления с позиций описательно-фактологического подхода.

Накопленный статистический материал позволяет полнее раскрывать сущность исторических процессов и явлений и подниматься до широких и глубоких исторических обобщений.

Важной составляющей общественной жизни является материальное производство. Это обуславливает существование тесной связи социологии с экономикой. Более того, в системе социологического знания существует такая дисциплина, как экономическая социология.

Место человека в системе труда оказывает значительное влияние на его положение в социальной структуре. С другой стороны, под воздействием различных социальных процессов и изменений происходит изменение и самой трудовой деятельности.

Еще одной смежной с социологией наукой является психология. Областью пересечения этих наук является прежде всего проблема человека в обществе.

Однако несмотря на тесную взаимосвязь объекта наук, их предметы в значительной степени различны.

Психология в основном сосредоточена на изучении личностного уровня индивида, его сознания и самосознания, сфера социологии – это проблемы отношений между индивидами как членами общества, т. е. межличностный уровень. В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог. Данное различие привело к возникновению новой дисциплины – социальной психологии, которая пока входит в состав социологии.

Тесная связь существует также между социологией и политологией. Характер этой связи определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни и во многом определяет развитие общества в целом.

Кроме того, в область изучения обеих этих наук входит такой социальный феномен, как гражданское общество. При этом необходимо помнить, что в основе политической жизни всегда лежат социальные закономерности, анализ которых необходим при исследовании политических процессов и явлений. Итак, совершенно очевидно, что социология находится в тесной взаимосвязи с системой общественных и гуманитарных наук и является ее элементом.

3. Структура социологии

Социология является дифференцированной и структурированной системой знания. Система – упорядоченная совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность. Именно в четкой структурированности и целостности системы социологии и проявляется внутренняя институционализация науки, характеризующая ее как самостоятельную. Социология как система включает в себя следующие элементы:

1) социальные факты – научно обоснованные знания, полученные в ходе исследования какого-либо фрагмента реальности. Социальные факты устанавливаются посредством других элементов системы социологии;

2) общие и специальные социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на решение вопроса о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах и развивающиеся в рамках определенных теоретико-методологических направлений;

3) отраслевые социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на описание отдельных сфер жизни общества, обоснование программы конкретных социологических исследований, обеспечение истолкования эмпирических данных;

4) методы сбора и анализа данных – технологии получения эмпирического материала и его первичного обобщения.

Однако помимо горизонтальной структуры, системы социологического знания четко дифференцированы по трем независимым уровням.

1. Теоретическая социология (уровень фундаментальных исследований). Задачей является рассмотрение общества как целост-ного организма, раскрытие места и роли социальных связей в нем, формулировка основных принципов социологического познания, основных методологических подходов к анализу социальных явлений.

На этом уровне происходит выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с различными сторонами общественной жизни.

2. Специальные социологические теории. На этом уровне располагаются отрасли социального знания, имеющие своим предметом исследование относительно самостоятельных, специфических подсистем социального целого и социальных процессов.

Виды специальных социальных теорий:

1) теории, изучающие законы развития отдельных социальных общностей;

2) теории, раскрывающие закономерности и механизмы функционирования общностей в тех или иных сферах общественной жизни;

3) теории, анализирующие отдельные элементы социального механизма.

3. Социальная инженерия. Уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

Помимо указанных уровней, в структуре социологического знания выделяются макро-, мезо– и микросоциология.

В рамках макросоциологии изучается общество как целостная система, как единый организм, сложный, самоуправляемый, саморегулирующийся, состоящий из множества частей, элементов. Макросоциология прежде всего изучает: структуру общества (какие элементы составляют структуру раннего общества и какие – современного), характер изменений общества.

В рамках мезосоциологии исследуются имеющиеся в обществе группы людей (классы, нации, поколения), а также созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства и т. д.

На уровне микросоциологии ставится цель познания деятельности отдельного человека, мотивы, характер действий, стимулы и препятствия.

Однако эти уровни нельзя рассматривать отдельно друг от друга как независимо существующие элементы социального знания. Наоборот, эти уровни необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи, так как понимание общей социальной картины, общественных закономерностей возможно только на основе поведения отдельных субъектов общества и межличностного общения.

В свою очередь социальные прогнозы о том или ином развитии общественных процессов и явлений, поведения членов общества возможны только на основе раскрытия универсальных социальных закономерностей.

В структуре социологического знания выделяются также теоретическая и эмпирическая социология. Спецификой теоретической социологии является то, что она опирается на эмпирические исследования, но теоретические знания преобладают над эмпирическими, так как именно теоретические знания в конечном счете определяют прогресс в любой науке и в социологии тоже. Теоретическая социология – это совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающих их интерпретацию.

Эмпирическая социология носит больше прикладной характер и направлена на решение актуальных практических вопросов общественной жизни.

Эмпирическая социология в отличие от теоретической не направлена на создание всеобъемлющей картины социальной действительности.

Эту проблему решает теоретическая социология путем создания универсальных социологических теорий. В теоретической социологии отсутствует ядро, которое бы оставалось стабильным со времени ее основания.

Лекция 1

Термин «социология» впервые ввел в научный оборот Огюст Конт. В главных своих сочинениях – «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики» он высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *