какие условия необходимы для создания хорошего звучания речи и музыки в зрительном зале
9. Какие условия необходимы для создания хорошего звучания речи и музыки в зрительном зале?
Распространяясь в помещении от своего источника, звуковая волна переносит энергию, расширяется до тех пор, пока не достигнет граничных поверхностей этого помещения: стен, пола, потолка и т. д. Распространение звуковых волн сопровождается уменьшением их интенсивности. Это происходит из-за потерь звуковой энергии на преодоление трения между частицами воздуха. Кроме того, распространяясь во все стороны от источника, волна охватывает все большую область пространства, что приводит к уменьшению количества звуковой энергии на единицу площади, с каждым удвоением расстояния от сферического источника сила колебаний частиц воздуха падает на 6 дБ (в четыре раза по мощности).
10. Нужно ли регулировать громкость звуковоспроизведения в зависимости от заполнения зрительного зала?
Отраженная звуковая волна, потеряв часть энергии, изменит направление и будет распространяться до тех пор, пока не достигнет других поверхностей помещения, от которых она снова отразится, потеряв при этом еще часть энергии, и т. д. Так будет продолжаться до тех пор, пока энергия звуковой волны окончательно не угаснет.
Отражение звуковой волны происходит по законам геометрической оптики. Хорошо отражают звук вещества большой плотности (бетон, металл и др.). Поглощение звуковой волны объясняется несколькими причинами. Звуковая волна расходует свою энергию на колебания самого препятствия и на колебания воздуха в порах поверхностного слоя препятствия.
Отсюда следует, что пористые материалы (войлок, поролон и др.) сильно поглощают звук. В помещении, заполненном зрителями, звукопоглощение больше, чем в пустом. Степень отражения и поглощения звука веществом характеризуется коэффициентами отражения и поглощения. Эти коэффициенты могут иметь величину от нуля до единицы. Коэффициент, равный единице, указывает на идеальное отражение или поглощение звука.
Если источник звука находится в помещении, то к слушателю поступает не только прямая, но и отраженная от различных поверхностей звуковая энергия.
Громкость звука в помещении зависит от мощности источника звука и количества звукопоглощающего материала. Чем больше звукопоглощающего материала размещено в помещении, тем меньше громкость звука.
После выключения источника звука за счет отражений звуковой энергии от различных поверхностей в течение некоторого времени существует звуковое поле. Процесс постепенного затухания звука в закрытых помещениях после выключения его источника называется реверберацией.
11. Какие из параметров звуковоспроизводящей аппаратуры определяют качество воспроизводимого звука?
Скорость звука в воздухе равняется 332,5 м/с при 0°С. При комнатной температуре (20°С) скорость звука составляет около 340 м/с. Скорость звука обозначается символом «с».
Частота. Звуки, воспринимаемые слуховым анализатором человека, образуют диапазон звуковых частот. Принято считать, что этот диапазон ограничен частотами от 16 до 20000 Гц. Эти границы весьма условны, что связано с индивидуальными особенностями слуха людей, возрастными изменениями чувствительности слухового анализатора и методом регистрации слуховых ощущений. Человек может различить изменение частоты на 0,3 % на частоте порядка 1 кГц.
Звуковой диапазон условно разделен на несколько более узких диапазонов
Лабораторная работа№3
1.Что такое звук? Какие параметры его характеризуют?
Звуком называется колебательное движение частиц упругой среды, распространяющееся в виде волн в газообразной, жидкой или твердой среде, которые, воздействуя на слуховой анализатор человека, вызывают слуховые ощущения.
Частота колебаний (f),
число полных колебаний в единицу времени.
Т – период колебаний.
Длина волны (λ), расстояние,
на котором укладывается один период колебания. Длина волны измеряется в метрах
(м). Длина волны и частота колебания связаны соотношением:
Амплитуда колебаний (А), наибольшее отклонение колеблющейся величины от состояния покоя.
2. Что такое амплитудно-частотная характеристика (ачх)?
Любое устройство, участвующее в записи или воспроизведении звука, должно передать весь спектральный состав сигнала, сохранив при этом соотношение амплитуд гармоник звука. Представление об этих возможностях дает амплитудно-частотная характеристика – АЧХ устройства (магнитофона, телевизора,
проигрывателя и др.). АЧХ показывает, какой относительный коэффициент передачи имеет устройство на воспроизводимых им частотах. Идеальной АЧХ является та,
при которой устройство равномерно воспроизводит все частоты звукового диапазона, т. е. коэффициент передачи или
усиления на всех частотах является постоянным.
3. Что называется микрофоном?
Микрофоном называется устройство, преобразующее звуковые
колебания в электрические. В настоящее время микрофоны находят широкое применение в качестве входного элемента в системах звукового вещания (радиовещания, телевидения), звукозаписи, звукоусиления, в концертно-театральной аппаратуре, медицине, измерительной технике и др.
4. Что называется громкоговорителем?
Громкоговорители – устройства, предназначенные для преобразования электрических колебаний звуковой частоты в акустические колебания среды – слышимый звук. Громкоговорители входят в состав звуковоспроизводящей аппаратуры (магнитофоны, радиоприемники, телевизоры и т.п.), а также выпускаются в отдельном корпусе, в виде акустической системы.
5. Что такое реверберация и от изменения каких параметров она зависит? Какое время реверберации считается оптимальным?
Время реверберации – важнейший фактор, определяющий акустическое качество помещения. Оно тем больше, чем
больше объем помещения и чем меньше поглощение на ограничивающих поверхностях. Величина времени реверберации влияет на степень разборчивости речи и качество звучания музыки. Если время реверберации излишне велико, то речь становится неразборчивой. При слишком малом времени реверберации речь разборчива, но звучание музыки становится неестественным. Оптимальное время реверберации в зависимости от объема помещения составляет около 1–2 с.
6. Что такое дифракция и интерференция звука?
Звуковая волна способна огибать препятствия, точником звука с одной и той же если ее длина больше размеров препятствия. Это явление называется дифракцией. Дифракция особенно заметна на низкочастотных колебаниях, имеющих значительную длину волны.
Если две звуковых волны имеют одинаковую частоту, то они взаимодействуют между собой. Процесс взаимодействия называется интерференцией. При взаимодействии синфазных (совпадающих по фазе) колебаний происходит усиление звуковой волны. В случае взаимодействия противофазных колебаний результирующая звуковая волна слабеет. Звуковые волны, частоты которых значительно отличаются друг от друга, не взаимодействуют между собой.
7. Для каких целей в акустике используются логарифмические единицы?
8. Какие искажения могут возникать при звуковоспроизведении? Как они воспринимаются на слух?
Нелинейные искажения – вызваны нелинейностью системы обработки и передачи сигнала. Эти искажения вызывают появление в частотном спектре выходного сигнала гармонических составляющих, отсутствующих во входном сигнале (изменения формы колебаний). Это происходит, когда характеристика выходного сигнала нелинейно зависит от входного. На слух нелинейные искажения воспринимаются как хриплый дребезжащий звук. Количественно нелинейные искажения оцениваются коэффициентом нелинейных искажений (КНИ) или коэффициентом гармоник. Типовые значения КНИ: 0 % – синусоида; 3 % – форма, близкая к синусоидальной; 5 % – форма, приближенная к синусоидальной (отклонения формы уже заметны на глаз); до 21 % – сигнал трапецеидальной или ступенчатой формы; 43 % – сигнал прямоугольной формы. Для высококачественной аппаратуры коэффициент нелинейных искажений не должен превышать 1 %.
Частотные искажения– вызваны не идеальностью АЧХ системы обработки и передачи сигнала. Частотные искажения заметны на слух в виде искажения тембра звука. Например, ослабленное воспроизведение высших частот звукового диапазона делает звук глухим, лишенным звонкости. Ослабленное воспроизведение низших частот звукового диапазона, напротив, придает звуку неприятный металлический оттенок. Величину частотных искажений наглядно показывает АЧХ. Показателем степени частотных искажений, возникающих в каком-либо устройстве, служит неравномерность его амплитудно-частотной характеристики, количественным показателем на конкретной частоте спектра сигнала является коэффициент частотных искажений. Коэффициент частотных искажений – отношение коэффициента передачи на частоте 1000 Гц к его значению на данной частоте. Приведенная на рисунке 121 частотная характеристика имеет спад в области низких и высоких звуковых частот относительно частоты 1000 Гц. Частотные искажения незаметны на слух, если неравномерность частотной характеристики не превышает ±2 дБ.
Фазовые искажения вызваны не идеальностью фазочастотной характеристики (ФЧХ) системы обработки и передачи сигнала (Фазочастотная характеристика – частотная зависимость разности фаз между выходным и входным сигналами). Искажения, вызванные нарушением фазовых соотношений между отдельными спектральными составляющими сигнала при передаче по какому-либо каналу связи.
Динамические искажения вызваны не идеальностью динамических характеристик (быстродействие, перерегулирование и т. д.) системы обработки и передачи сигнала. Искажения формы сигнала из-за ограниченной скорости нарастания выходного напряжения при быстрых изменениях входного напряжения.
Акустика залов и помещений
Акустика – один из важнейших факторов, влияющих на впечатление о пространстве в целом. Множество залов построено и оборудовано без соблюдения правил и критериев, напрямую связанных с качеством звука. И это касается, в том числе помещений, в которых акустика крайне важна.
Например, концертных залов в школах и университетах. Причин плохой акустики здесь может быть множество: от большого времени реверберации до резонансов, искаженной передаче жестикуляции и стоячих волн. Для того, чтобы добиться улучшенного и разборчивого звучания в таких залах, нужно исключить выступления в живую, оставив только уже записанное аудио, уровень громкости снизить до минимального, а зал при этом должен быть полностью заполнен слушателями, одежда и тела которых будут выполнять звукопоглощающую функцию. Однако на практике тяжело выполнить все эти условия.
Что влияет на качество акустики
Чтобы улучшить качество акустики помещения, стоит более подробно ознакомиться с условиями, без которых не достичь позитивного результата. Но для начала рассмотрим несколько примеров, которые позволят рассмотреть проблему на практике.
Исследования открытых театров, известных своей высококачественной акустикой и минимальным отражением, показали, что большинство проблем со звучанием зависит от реверберации. Также важным является расположение отражающих поверхностей на небольшом расстоянии от источника звука. При соблюдении последнего критерия можно улучшить звучание, как музыки, так и речи. Это объясняется тем, что скорость звуков, отраженных от поверхностей, которые находятся вблизи источника, увеличивается и приходит незамедлительно после прямого звука, поэтому хорошо сказывается на акустике.
Таким образом, рассмотрев пример открытых театров, полученные знания можно применить и при устранении проблем, на которые прямо влияет акустика помещения. Существует заблуждение о том, что отражение со сцены требуется для увеличения громкости в зале. Однако, отражающие поверхности служат для того, чтобы исполнители могли «слышать себя».
В помещениях с большой площадью отражение действительно имеет влияние на усиление акустического звука в зале, но оно незначительно. Усиления происходит только первые несколько отражений, последующие же никак не сказываются на восприятии звучания залом. Ключевую роль же тут играют системы звукоусиления.
Некоторые исследования
С концертными помещениями меньших размеров дело обстоит несколько иначе. В ходе исследований изменений свойств звука в закрытых пространствах выяснилось, что музыкантам больше импонирует игра в реверберирующих помещениях, а слушатели же считают, что музыка воспринимается лучше там, где отсутствует эхо.
Для достижения эффективной реверберации, необходимо наличие в стенах материала, который будет поглощать звуковые волны. Благодаря этому после эха звук будет постепенно затухать.
Чем дальше звукопоглощающий материал расположен от исполнителей и ближе к слушателям, тем лучше звучания, как для первых, так и для вторых.
Так, когда стены в части, где разместились музыканты стали отражать звук, исполнители стали «слышать себя», а часть со слушателями стала работать по принципу открытых театров, стены которого поглощают звук.
Но, естественно, имеет значение отражение звука или его поглощение не только стенами. В ходе еще одного эксперимента выяснилось, что чем ниже над исполнителями расположен отражатель, тем лучше и качественней звучание, как для музыкантов, так и для слушателей.
Разбираем зал по частям. Что сделать для улучшения акустики
Дополнительные факторы влияющие на акустику
Архитектурная акустика во многом зависит и от качества и размещения звуковоспроизводящей аппаратуры. Среди распространенных ошибок – размещение часто используемых широкополосных порталов по краям сцены. Они не в состоянии воспроизвести низкие частоты, чем ухудшат звучания.
Можно значительно улучшить ситуацию, устранив лишние препятствия на пути звука к слушателю. Для этого порталы стоит устанавливать не на сцене, а на стойках, либо подвешивать их под потолок под определенным углом.
Используя акустические on-line калькуляторы, вы сможете рассчитать оптимальное расположения громкоговорителей, время реверберации и многое другое.
Стоит обратить внимание и на другие факторы, к которым чувствительна акустика помещений. Это и время года, и температура воздуха, и одежда присутствующих людей – легкая или плотная.
Не только концертные залы нуждаются в качественной шумоизоляции. Это и студии звукозаписи, и конференц-залы, и квартиры. Так что, ознакомившись с основными принципами акустики, можно начинать процесс устранения нежелательных шумов.
Что стоит знать об акустике залов и акустическом проектировании
Часто случается так, что при озвучивании объекта даже дорогим звуковым оборудованием результат не соответствует ожиданиям заказчика. И обычно проблема кроется в том, что в расчет не берется собственная акустика помещения: то, как звук из громкоговорителей отражается от стен, пола и потолка, складывается и вычитается перед тем, как попасть к нам в уши. Акустика зала должна соответствовать его функциональному назначению, а при несоответствии – корректироваться, иначе даже самая дорогая звуковая система будет звучать посредственно. О том, как при помощи акустических измерений и проектирования избежать подобной ситуации, рассказывает Евгений Шуев, руководитель Бюро Акустических Расчетов компании «АРИС».
Чем занимается Бюро Акустических Расчетов?
Основных направлений нашей деятельности три: коррекция акустических свойств помещений, моделирование систем звукоусиления и звукоизоляция. К сожалению, огромное количество существующих залов имеют плохую акустику, и еще столько же их строится. Когда такой зал вводится в эксплуатацию, выясняется, что работать здесь невозможно, и с этим нужно что-то делать.
В нашей практике был пример оснащения одного очень красивого с визуальной точки зрения зала российской госкорпорации. Мрамор, стекло и витражи смотрятся отлично, но такое помещение совершенно не предназначено для конференций, речевых мероприятий и живых концертов, которые в нем планировалось проводить — высокое время реверберации означает низкую разборчивость речи. Здесь на помощь и приходит коррекция акустических свойств, которую осуществляют специалисты БАРа.
Коррекция выполняется на основе расчетов и построения 3D-модели. Внутренним поверхностям этой модели присваиваются свойства реальных отделочных материалов зала, в результате чего мы получаем идеальное совпадение характеристик виртуального помещения с реальным. В этой модели, пробуя те или иные звукопоглощающие материалы, мы добиваемся снижения времени реверберации и приводим акустические свойства зала к необходимым нормам.
Когда у нас есть модель со скорректированными акустическими свойствами, то мы можем поместить в нее виртуальные громкоговорители, данные о которых выпускаются всеми производителями в виде GLL-файлов. Это позволяет заранее спроектировать систему звукоусиления так, чтобы она отвечала заданным требованиям. Для этого мы задаем точные координаты, подвесы громкоговорителей или массива, углы ориентирования, углы между элементами массива и так далее. То есть, все те параметры, которые будут дальше реализованы в жизни. В итоге получаем расчеты по равномерности и величине давления и разборчивости речи.
Звукоизоляция также является востребованным направлением нашей деятельности. Чтобы качественно производить ее, мы не так давно приобрели измерительный комплекс Октава. В нашей стране он входит в список рекомендованных приборов, поэтому результаты измерений безоговорочно принимаются заказчиком и проходят экспертизу.
Несмотря на большой опыт специалистов БАРа и наличие высокоточного измерительного оборудования, произвести звукоизоляцию не всегда представляется возможным. Приведу такой пример – дорогой ресторан, который находится в цокольном этаже жилого здания, где в определенный момент жильцы стали жаловаться на шум. Сначала владельцы заведения обратились в компанию, занимающуюся поставками звукоизоляционных материалов. Им было предложено приобрести большое количество звукопоглощающих плит и заложить ими пространство между подвесным потолком и капитальным перекрытием, что и было сделано, но желаемого результата не дало – жильцы продолжили жаловаться.
Тогда обратились к нам. Мы приехали, произвели измерения и попытались понять, каким образом звук проникает в жилую часть. Выяснилось, что волноводами являются колонны, полностью изолировать которые невозможно. Закончилось история тем, что квартира самой активной бабушки была выкуплена. Вот такое дорогостоящее решение вопроса звукоизоляции.
Как производятся акустические измерения?
Для начала стоит понимать, что именно мы измеряем. Проблемы с разборчивостью возникают тогда, когда от стен помещения интенсивно отражаются звуковые волны и смешиваются со звуком, исходящим из громкоговорителей. Отражения эти называются реверберацией, а время, за которое отраженный звук затухает – временем реверберации. Если у нас работает звуковой источник и в определенный момент прекращает свою работу, то звук в зале не исчезает мгновенно, а будет затухать в течение некоторого времени. Это время можно измерять. В индустрии принято, что уровнем до которого измеряется затухание, является 60 дБ. Таким образом, время, за которое звуковая энергия спадает на 60 дБ, называют временем реверберации.
Импульсный сигнал или прерываемый шум захватывается микрофоном и подается на анализатор, отображающий не усредненное время реверберации, а частотную развертку по времени: по горизонтали – частоты, по вертикали – время.
Для измерения с помощью прерываемого шума отлично подходит тестовый сигнал компании NTI. Он представляет собой чередующиеся 5,5-секундные отрезки розового шума, сменяющиеся идентичными по времени паузами. За счет чередования широких импульсов прибор позволяет суммировать результаты нескольких измерений и получить более точный результат.
Как оценить результат полученных измерений?
Второй параметр, который также крайне важен при оценке результатов измерений – это коэффициент разборчивости речи или STI. Максимальная величина коэффициента – единица, что эквивалентно наилучшей разборчивости. Обычно в технических заданиях пишут, что требуется не менее 0,6 – это область хорошей разборчивости. На практике с величиной 0,5 можно жить и работать, а меньше 0,5 – это уже действительно плохо. Для вычисления разборчивости существует специальная формула. Нас в ней интересуют два компонента – время реверберации и соотношение сигнал/шум. Оба эти параметра находятся в знаменателе. Соответственно, чем выше в зале шум и чем больше время реверберации, тем хуже разборчивость. Это все, что нужно вынести из этой формулы нам, практикам.
Как измеряется разборчивость речи?
Для этого NTI выпустила специальный тестовый сигнал, который называется STIPA. Мы транслируем его через всенаправленный громкоговоритель Outline GSR и захватываем микрофоном, установленным в центре зала. В нашем обучающем центре STI равен 0,69, что является хорошей разборчивостью. Почему мы не добились наилучшей?
«Невооруженным ухом» это не слышно, но имеется довольно приличный шум от системы вентиляции и кондиционирования. Именно он не дает нам получить оценку отлично.
Каким образом можно исправить акустические свойства зала?
С помощью специальных звукопоглощающих материалов, которых существует великое множество. Один из самых простых, распространенных и недорогих – это перфорированный гипсокартон, например, производства Knauf. При этом, надо иметь в виду, что любые звукопоглощающие панели должны быть смонтированы не вплотную к несущей стене, а с относом 5-6 сантиметров на профиле либо на обрешетке, и пространство между панелями и несущей стеной заполняется минеральной ватой. Только в этом случае они будут эффективно работать в области низких частот. В зависимости от типа перфорации и типа основы этого материала зависят коэффициенты звукопоглощения на разных частотах.
Есть панели, покрытые шпоном, которые выглядят гораздо эстетичнее, чем гипсокартон. Это может быть линейная или круглая перфорация. Существует также микроперфорация с диаметром отверстия 0,1 мм, что очень эффективно работает. Подобный ассортимент нужен для того, чтобы получить разнообразие кривых поглощения: у каждого материала есть своя полоса частот, в которой он хорошо поглощает звук. Если мы произвели измерения в зале, то мы знаем, на каких частотах у нас пик времени реверберации и понимаем, в какой области частот нам надо бороться с отражениями. Соответственно, выбираем те материалы, у которых коэффициент поглощения на этих частотах максимальный.
Встречаются также звукопоглощающие панели совсем без перфорации. Внешне они выглядят, как сплошная ровная или шероховатая поверхность, но обладают свойствами звукопоглощения. Такие панели изготавливаются на основе древесных волокон и вспененных полимеров. Комбинация различных материалов, как правило, и дает нужный результат.
Еще один вариант – напыляемые материалы, например, американский Sonaspray. Он очень хорош для обработки больших площадей, но в силу малой массы и небольшой толщины напыляемого слоя эффективен только на средних и высоких частотах.
Как происходит выбор материалов?
Здесь все зависит от планировки помещения, отделки и возможности ее изменения. Например, мы работали с одним красивым, но неблагополучным по акустике залом, где в глубине на втором этаже были стекла, а за ними – офисные помещения. Когда мы проводили измерения, то я сразу задал заказчику вопрос о том, на какие поверхности мы можем влиять и можно ли закрыть стекла. Мне сказали, что нельзя, потому что за ними сидят сотрудники, которые наблюдают, как работает линейный персонал в офисе. Это, конечно, усложнило задачу.
Измерения были сделаны по пяти точкам для двух положений источника сигнала, которым стал выстрел из пистолета. В центре зала распределение времени реверберации на низких частотах составило выше 5 секунд. Мы построили базовую модель, которая обладает теми же свойствами, что и реальное помещение. Посмотрели, что в своде правил защиты от шума при объеме зала 5664 м3 и предназначении конференц-зал время реверберации должно быть 1,1. То есть, зал гудящий, гремящий, и бороться с этим довольно сложно.
Мы предложили закрыть все стекла толстыми тяжелыми тканями, пол – ковром, а крыши стеклянных переговорок – звукопоглощающими материалами. В этом случае мы получили бы время реверберации около 1,6 секунды. Когда клиент ознакомился с этим вариантом расчета, то сказал, что ему недостаточно и он хочет по норме – 1,1 секунды. Для достижения желаемого результата мы предложили более радикальное решение – вертикально висящие звукопоглощающие конструкции, так называемые баффлы. В итоге заказчика предложенные меры второго варианта испугали по объему, трудозатратам и бюджету, поэтому он решил, все-таки, остановиться на первом. После реализации проекта мы провели контрольное измерение времени реверберации, и оно составило предсказанные в нашем расчете 1,6 секунды.
Еще одна большая и интересная работа – московский клуб 1930 Moscow. В нем установлена топовая система звукоусиления d&b audiotechnik J-Series, но, несмотря на это, звукорежиссеры жаловались на проблемы со звуком. Если посмотреть на материалы отделки зала, то все сразу становится понятно. Внизу – это стенки стальных морских контейнеров, дальше – кирпичные стены, сверху – бетонные перекрытия, снизу – наливной пол. Ничего звукопоглощающего в этом зале не оказалось.
Мы провели измерения по восьми точкам с помощью сигнального пистолета и прибора NTI и получили распределение времени реверберации в позиции FOH, то есть, там, где находится звукорежиссер, около 3 секунд с подъемом на низких частотах. При этом, для объема помещения 10 400 м 2 нормальное время должно быть около 1,3-1,4 секунды. Понятно, что звукорежиссер из-за высокой энергии отражений не понимает, что происходит в реальности со звуком в зале. Мы сделали модель, где расчетное время реверберации в точности повторяет кривую, которая была получена в результате измерений, и начали подбор материалов.
Клиенту было предложено применить на боковых стенах плотные и очень прочные древесноволокнистые панели Heradesign. Под другими названиями их выпускают сейчас многие отечественные производители. Поскольку это клуб, то проблема вандалоустойчивости материалов отделки не на последнем месте. Кирпич сверху мы предложили завесить тканевой или тканной мембраной ТермоЗвукоИзол и заложить верх задника зала плитами минеральной ваты.
При условии выполнения всех рекомендаций в зале получается время реверберации 1,63 секунды, что превышает норму. Но не стоит забывать о том, что измерения проводились в пустом зале. Человек – интересное существо, которое отлично поглощает звуковую энергию, поэтому, если на бетонный пол поместить людей, а их в клубе может быть до 5000, то время реверберации снижается до необходимой нам величины 1,3 секунды.
Бывают проекты, когда проектирование осуществляется не в готовом зале, а еще до этапа его отделки?
Да, конечно. И это как раз самый правильный вариант, то, как все и должно происходить при корректном подходе к оснащению залов. Таким примером у нас был универсальный зал Института Пирогова. Мы попали на объект в тот момент, когда все было в бетоне и бетонной пыли. Еще раз, это очень хороший вариант — нам не надо было ничего исправлять (что всегда компромисс и дополнительные траты для заказчика), мы могли работать «с чистого листа». Перед нами стояла задача выбора материалов, чтобы получить норму по времени реверберации. Мы провели в этой бетонной коробке измерения и получили среднее время – 1,5 секунды, а также выше 2 секунд на низких частотах. Для этого объема зала норма – 1 секунда, поэтому работа предстояла объемная и интересная.
Построили модель бетонной коробки с реально замеренным временем и стали подбирать материалы. В результате мы предложили применить комбинацию панелей с различной перфорацией, выпускаемых отечественным производителем TAGinterio. В некоторых местах, чтобы внешне это выглядело как однородная поверхность, также были установлены панели без перфорации. Во время работы над проектом у нас получился хороший контакт с архитектором, который вел этот проект. Идя на взаимные уступки и находя компромиссы, мы сделали очень хороший зал, привлекательный визуально и комфортный по звуку. Кстати, система звукоусиления в зале установлена бюджетная, а качество звучания при этом — на высоте. Вот что значит подготовленное помещение, в котором подумали о собственной акустике! В финале мы всегда проводим контрольные измерения. Точность наших расчетов составляет не менее 95%, в данном случае — 97%.
Что получает заказчик по результатам проведенной проектировки?
Он получает отчет, в котором изложены описание зала, метод, результаты и оценка измерений, а также меры по коррекции акустических свойств. В случае, если стоит задача по озвучиванию, то и параметры предлагаемой системы звукоусиления. Выглядит это, как книжка с «красивыми картинками» по распределению звукового давления и графиками. Смотрится такой проект очень убедительно, а благодаря наглядной визуализации заказчику гораздо легче понять нашу специфику. Также мы даем список рекомендуемых материалов и монтажные схемы, если нужно — информируем, где их купить. На основе акустического проекта системный интегратор может легко реализовать решение в жизнь. При этом мы готовы помочь с любым из этапов реализации, если нужен комплекс: поставка и монтаж акустических панелей, поставка, монтаж и настройка системы звукоусиления.
Сколько стоит подобная работа?
Стоимость зависит не от величины зала или его объема, а от сложности архитектуры. Чем больше криволинейных поверхностей (арки, купола, балкончики, ступени амфитеатра), тем сложнее все это отрисовывать. Модель состоит из точек, а каждая точка имеет трехмерные координаты, которые сначала надо снять с чертежа AutoCAD, затем записать и потом вручную вбить точки в программе EASE. И так – для каждой точки. Эти точки объединяются в поверхности, и из поверхностей мы уже можем создавать криволинейные поверхности, а затем и всю архитектуру. То есть, чем сложнее архитектура, тем выше трудоемкость работы по созданию модели. Цена на проектирование начинается от 100 — 150 тысяч за переговорную комнату или конференц-зал. Универсальный зал или зал заседаний будет стоить около 300 тысяч. Это примерная стоимость. Чтобы дать точную цифру, надо смотреть фото и чертежи. В любом случае, стоимость нашей работы несопоставима с затратами на материалы, общестроительные работы и стоимость оснащения AV-оборудованием.
Давайте представим построенный и оснащенный системой звукоусиления, но при этом неблагополучный по акустике зал. Все понимают: звук плохой, и надо что-то делать, чтобы стало лучше. Причем «плохой звук» — это вполне реальные, слышимые каждому моменты: на совещаниях участники не могут разобрать, кто что сказал, заводятся микрофоны заводятся, у людей возникает усталость и головная боль после длительного нахождения в помещении, расфокусируется внимание, трудно сформулировать свою мысль. В попытке улучшения ставятся более дорогие громкоговорители, проводятся какие-то попытки снизить реверберацию по наитию. Подобных итераций может быть две-три. Когда попадаешь в такой зал, то обычно висит куча разнородных акустических систем, в разных местах звукопоглощающие материалы, а ситуация при этом плохая. Бюджет потратили один раз, два раза, три раза, а в четвертый раз уже никто не дает.
Чтобы такого не было, лучше единожды вложиться в моделирование и проектирование, и на основании этих результатов сделать один раз так, чтобы не пришлось ни переделывать, ни доделывать, ни сожалеть о потраченных средствах.