какие услуги предоставляет социальный работник на дому
«Такого работающего механизма кроме Москвы нигде нет»: Павел Келлер — о новом стандарте надомного обслуживания
На сегодняшний день в соцзащите Москвы работает более 40 тысяч человек, из которых 7 тысяч — социальные работники. Каждый день они заботятся о незащищенных жителях Москвы, помогают с решением бытовых вопросов, оказывают адресную помощь. Особенно заметной их работа стала в период пандемии коронавируса, которая словно лакмусовая бумажка вывела на поверхность значимость работы сотрудников социальных служб. В 2020 году Москва изменила перечень соцуслуг и их стандартов: теперь они ориентированы на индивидуальные потребности каждого человека. Также начался переход от заявительного к проактивному принципу оказания социальных услуг, которые предоставляются после функциональной диагностики. Подробнее об этом рассказал заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Павел Анатольевич КЕЛЛЕР.
— Павел Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о глобальных изменениях в сфере социального обслуживания на дому, которые произошли в Москве за последние полгода?
— Прежде чем начать разговор об изменениях, важно рассказать, что представляет собой сфера социального обслуживания. На сегодняшний день в Москве более 7 тысяч социальных работников оказывают социальные услуги на дому примерно 128 тысячам москвичей. Конечно, в каждом случае это различные услуги и в итоге — различный объем оказываемой помощи. Порой это только доставка продуктов или уборка квартиры, но в некоторых случаях потребность в помощи заключается в приготовлении пищи, кормлении и проведении гигиенических процедур.
— Казалось бы, простая и понятная мысль: каждому человеку необходим индивидуальный набор услуг, но как его определить?
— Именно на этот вопрос мы попытались ответить в этом году, проведя большую подготовительную работу. Безусловно, те изменения, которые происходят в сфере социального обслуживания, и тем более в сфере предоставления социальных услуг на дому, должны быть просты и понятны. Надеюсь, и рассказ о них получится тоже простым и понятным. В числе основных изменений: упрощение процедуры обращения за получением социальных услуг на дому, новый механизм определения необходимого объема услуг, новый перечень этих услуг и их стандарты, а также начало работы с использованием проактивного подхода.
— Расскажите, пожалуйста, обо всем по порядку.
— Итак, с 1 января за получением социального обслуживания на дому можно обратиться в ближайший центр госуслуг «Мои документы». Для москвичей обращение туда давно уже стало не только привычным, но и удобным. Теперь здесь можно решить и вопрос предоставления социальных услуг на дому.
После подачи документов необходимо определить объем необходимой человеку помощи. Как раз механизм определения этого объема абсолютно новый и выполняют его новые для нашей системы сотрудники: социальные инспекторы. Итак, после обращения в центр госуслуг за получением помощи на дому должен состояться визит социального инспектора, который проведет процедуру функциональной диагностики. Эта процедура достаточно сложна, но именно она позволяет нам в каждом конкретном случае установить способности человека к выполнению простых и сложных действий, а также определить наличие риска падения.
Для того чтобы представить, о чем идет речь, приведу несколько примеров. К простым действиям относится прием пищи, к сложным — приготовление пищи; к простым — подъем по лестнице, к сложным — пользование транспортом. Сразу же хочу внести ясность: никто не будет заставлять бегать по лестнице или ждать, когда человек приготовит пищу и затем проверять ее на вкус. Есть маленькие секреты, которые позволяют нам делать подобные выводы, не прибегая к таким вещам. В тоже время хочу подчеркнуть, что эта работа с опросом не имеет ничего общего. Если у человека имеются сложности с выполнением простых или сложных действий, это свидетельствует о наличии так называемых функциональных дефицитов. Именно эти социальные дефициты соцслужбы и должны компенсировать.
Иными словами, наша задача должна заключаться в помощи выполнения человеком тех действий, которые он не может в полной мере осуществить сам. Пожалуй, именно в этом основная суть произошедших изменений. Мы стремимся предоставлять социальные услуги, которые нужны в каждом конкретном случае, а не оказывать стандартный набор услуг всем, кто получает социальные услуги на дому.
При этом объем таких услуг, выраженный в часах, может составлять от нескольких часов в неделю до пяти часов ежедневно. Сама же функциональная диагностика заменила работу комиссии при районных отделах соцзащиты, которая составляла акт обследования материально-бытовых условий проживания, необходимый ранее. Теперь на дом выйдет только социальный инспектор, других посещений не потребуется.
— Итак, по итогам функциональной диагностики выявлен функциональный дефицит, которые нужно компенсировать социальным службам. Каковы дальнейшие действия соцработников?
Теперь в отношении каждого простого и сложного действия, которое человек не способен совершать самостоятельно, назначается конкретная социальная услуга. Их перечень и стандарты мы полностью пересмотрели. Иными словами, теперь мы выполняем или помогаем выполнять только те действия, которые человеку не под силу. Так мы формируем в каждом случае индивидуальный набор услуг, необходимый в конкретной ситуации.
При этом набор условно гарантированных услуг был существенно расширен. К примеру, ранее такие услуги, как сопровождение на прогулку, приготовление горячей пищи, межсезонная комплексная уборка квартиры предоставлялись за плату. Теперь же, при невозможности жителям города самостоятельно выполнять такие действия, ему могут быть предоставлены эти социальные услуги бесплатно.
Теперь услуги назначаются автоматически, так как каждому функциональному дефициту соответствует компенсирующая услуга. Это позволяет нам формировать единый подход к определению объема помощи на дому по всему городу. Звучит нескромно, но такого работающего механизма в стране больше нигде нет.
Что же касается стандартов социальных услуг, мы максимально подробно их описали. Теперь в отношении каждой услуги понятен набор действий, который ее составляет. Указано время, необходимое как на оказание услуги в целом, так и на выполнение каждого действия. Также имеется указание на кратность и периодичность предоставления социальных услуг, при этом при определении кратности мы ушли от таких формулировок, как, например, «до трех раз в неделю». Показатели теперь вполне конкретные и позволяют понять гарантированный объем помощи при назначении той или иной услуги. Но для нас важно не только корректно определить объем необходимых услуг на дому, но и установить круг потенциальных получателей такой помощи. Это позволит предложить поддержку человеку, не дожидаясь его обращения.
— В этом заключается проактивный подход в вашей работе?
— Да, мир вокруг нас активно меняется, формируя огромный массив данных, которые хранятся в различных информационных ресурсах. Мы прекрасно представляем себе «портрет» москвича, который сегодня получает услуги на дому, что позволяет нам обращаться к большим данным с запросом по конкретным параметрам. При этом мы используем такие критерии, как возраст, состояние здоровья, инвалидность, а также, к примеру, частоту пользования общественным транспортом и посещения поликлиник. Например, частое пользование общественным транспортом говорит о том, что наша помощь вряд ли нужна, а прекращение пользования социальной картой москвича, наоборот, может быть сигналом о наличии проблем, решение которых может потребовать нашего участия. Поэтому мы выйдем с инициативой о помощи, не дожидаясь обращения за ней. Кроме того, мы выстраиваем взаимодействие с медицинскими организациями. Это позволяет выявлять пациентов, которым понадобится надомный уход, на этапе выписки. И к моменту возвращения человека домой решать необходимые формальности, чтобы помощь пришла вовремя.
— Расскажите, пожалуйста, о новом стандарте надомного обслуживания подробнее.
— Помимо нового перечня и стандарта социальных услуг, мы существенно изменили подходы к предоставления отдельных услуг, ориентируясь на новые возможности и технологии. К примеру, раньше соцработник доставлял продукты до восьми раз в месяц. Это было обусловлено тем, что продукты носили в руках или с использованием тележки, а по требованиям охраны труда есть ограничения по весу: 7 и 10 килограммов соответственно. Сегодня, с развитием дистанционной торговли, можно заказывать продукты на дом практически без ограничения по весу. Мы считаем, что работать нужно в ногу со временем. Новые стандарты как раз предусматривают необходимость использования при доставке продуктов на дом дистанционных серверов. Теперь соцработник создает личный кабинет для каждого своего подопечного в выбранном им интернет-магазине или сразу в нескольких. Затем формирует заказ и назначает дату и время, когда приедет курьер. Способ расчета каждый подопечный также выбирает сам: наличными или по карте. Аналогичный подход используется и при организации оплаты за жилое помещение и коммунальных услуг.
Важно отметить, что все соцработники были обучены предоставлению соцуслуг по новому стандарту. Это оказалось особенно важным и удобным в период пандемии, когда доставка продуктов осуществлялась преимущественно бесконтактно. Безусловно, использование новых стандартов позволяет экономить время социальных работников, которое теперь используется для оказания социальных услуг, ранее предоставляющихся за плату.
— Как эти перемены оказались на деятельности соцработников и их подопечных?
— Перемены происходят в нашей системе постепенно. Сегодня новый порядок, перечень, стандарты социальных услуг распространяются на тех жителей, которые были признаны нуждающимися в получении таких услуг после 1 января 2020 года. Более 15 тысяч москвичей уже имеют новую индивидуальную программу предоставления социальных услуг. Соцработники оказывают ту помощь, которая нужна, при этом акцент в их работе смещается с доставки к оказанию помощи именно на дому. Это означает, что теперь они могут больше времени проводить с подопечными, общаться с ними, что порой гораздо более важно.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Надомное социальное обслуживание: как его оформить
Москвич Валерий Петрович овдовел в 70 лет. Детей и родственников у него нет. С возрастом у него ухудшилось здоровье настолько, что стало тяжело самому ходить в магазин за продуктами, готовить еду, убираться в квартире. Тогда он задумался, кто же может помочь?
На этот вопрос ответила социальный инспектор Управления социальной защиты населения по Северо-Восточному административному округу Яна Чилингарова.
«Если у пенсионера или человека с инвалидностью нет близких людей, ему тяжело ходить или выполнять какие-либо другие действия, то на выручку ему может прийти социальный работник», — объяснила специалист.
Какие нужны документы
Если же у пожилого человека есть родственники, тогда им нужно дополнительно предоставить документы, подтверждающие обстоятельства, из-за которых они не могут позаботиться о своих пожилых родителях.
«Бывает и так, что человек не может самостоятельно прийти и написать заявление. Тогда ему нужно позвонить в территориальный центр социального обслуживания, работники которого помогут ему передать заявку», — объяснила социальный инспектор.
Рассмотрение заявления
Из офисов «Мои Документы» информация попадает в окружное управление социальной защиты населения. Там специалисты запрашивают дополнительную информацию о человеке в других ведомствах и направляют социального инспектора для проведения функциональной диагностики. Это нужно для того, чтобы установить, с какими житейскими заботами ему с возрастом или по состоянию здоровья стало тяжело справляться самому.
Решение о том, будет ли назначено надомное социальное обслуживание, специалисты управления принимают, рассмотрев все собранные сведения.
Положительный или отрицательный ответ человек получит в офисе госуслуг «Мои Документы» в течение десяти дней после подачи заявления. При одобрении ему также выдадут индивидуальную программу, по которой его будет обслуживать соцработник, и направление в учреждение, входящее в реестр поставщиков социальных услуг Москвы.
Причины отказа
Человеку могут отказать в оформлении надомного соцобслуживания. Большую роль играют результаты проведенной функциональной диагностики, которая может показать, например, что он способен обходиться без посторонней помощи. Отказ также может прийти, если у него есть родственники, которые не обосновали причины, не позволяющие им заботиться о близком.
Индивидуальная программа
В индивидуальной программе указывается какие услуги, когда, сколько раз и за какой период они будут предоставляться.
Валерий Петрович написал заявление в ближайшем офисе государственных услуг «Мои Документы». По предварительной договоренности к нему домой пришел социальный инспектор, чтобы провести функциональную диагностику. Через несколько дней пенсионеру выдали положительное решение вместе с индивидуальной программой предоставления социальной услуги и направлением в территориальный центр социального обслуживания. После этого к нему стал приходить социальный работник.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Как столичные соцработники заботятся о пенсионерах на дому
День памяти святых мучениц Веры, Надежды и Любови, названных в честь главных христианских добродетелей, отмечается 30 сентября. Именно эти качества лежат в основе любого доброго дела, особенно если речь идет о помощи пожилым людям. Московские соцработники по имени Вера, Надежда и Любовь рассказали, об значимости помощи старшему поколению.
«Понимаю, зачем живу»
Вера Дмитриченко работает в Территориальном центре социального обслуживания «Ясенево» около 15 лет. По ее словам, она получает удовольствие помогая людям.
«Бывает сделаешь человеку что-нибудь хорошее, а он улыбнется тебе в ответ. Тогда сразу понимаешь, что это не напрасно. А если в день ты увидишь не одну, а хотя бы пять таких улыбок, то это вообще космос», — поделилась Вера Станиславовна.
При этом она подчеркнула, что именно представителям старшего поколения особенно нужны внимание, забота и доброе слово.
«К сожалению, не все понимают, что надо уважать, любить и поддерживать представителей старшего поколения, учиться у них. Ведь это мудрые люди, которые могут поделиться своим опытом с нами», — пояснила социальный работник.
«Могу с гордостью называть себя соцработником»
Надежда Живейнова работает в филиале «Зябликово» ТЦСО «Царицынский». В этой профессии она уже 28 лет. По образованию Надежда Ивановна — мастер по пошиву верхней женской одежды. После рождения сына она решила сменить род деятельности и, пройдя необходимые курсы, занялась социальной работой.
Важной составляющей своей работы женщина считает индивидуальный подход к каждому подопечному. Она отмечает, что человек не должен чувствовать себя обделенным вниманием или одиноким.
«Когда удается вернуть людям спокойствие, почувствовать их удовлетворенность и доверие, это дает мне уверенность в том, что я занимаюсь нужным делом. Это не простая задача, но я могу с гордостью называть себя социальным работником», — рассказала она.
Надежда Ивановна просто не представляет себя в иной профессии. В 2020 году за ответственное и искреннее отношение к делу она удостоена звания «Почетный житель района Зябликово».
«Есть такая профессия — помогать людям»
Любовь Паничкина трудится в филиале «Выхино» ТЦСО «Жулебино» уже 15-й год. Об этой профессии она узнала благодаря дочери.
«Ни на одной работе я не чувствовала себя такой нужной, как здесь. Каждый день просыпаюсь и думаю, например, что Галине Николаевне нужно приготовить покушать, а с Верой Петровной — выйти на прогулку. Так у меня весь день расписан по часам, и я понимаю, что приношу настоящую пользу. Если перефразировать известное высказывание: «Есть такая профессия — людям помогать», — рассказала Любовь Юрьевна.
По ее мнению, людям серебряного возраста часто не хватает простого человеческого общения. Обычный разговор на житейские темы тоже становится для них помощью.
«У многих из моих подопечных никого нет: ни родственников, ни близких, ни соседей. Это значит, что им особенно нужно внимание и забота. Поэтому без нашей профессии никак нельзя», — заключила Любовь Паничкина.
Социальная помощь
Городские социальные службы оказывают поддержку пожилым москвичам, которые не способны сами себя обслуживать и нуждаются в сторонней помощи.
Для оформления социальных услуг на дому необходимо обратиться в любой удобный центр госуслуг «Мои документы». В соответствии с запросом и по предварительному согласованию социальный инспектор прибудет на дом к заявителю для проведения функциональной диагностики. Эта процедура позволит установить необходимый объем помощи конкретному человеку.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Какие услуги оказывают соцработники Москвы и как их получить
Сотрудники столичной социальной сферы регулярно проходят курсы повышения квалификации. Это нужно для того чтобы повысить их профессионализм, и, как результат, качество жизни москвичей, которые получают социальные услуги. Значительная часть таких специалистов направляется в Институт дополнительного профобразования работников социальной сферы (ИДПО). Например, только за первую половину 2021 года там прошли обучение более 6 тысяч соцработников.
Базовой программой Института является «Социальная работа в социальной сфере», рассчитанная на 680 часов. Слушатели учатся проводить консультирование, диагностику и применять методы социальной работы в решении проблем благополучателей. Во время занятий они учатся новым практикам социальной работы, узнают методы и технологии обслуживания, тренды развития этой социальной сферы.
Методисты ИДПО ведут постоянный мониторинг соответствия программ обучения непрерывно меняющимся требованиям к работникам соцсферы. Кроме общего курса, в Институте сотрудники сферы надомного обслуживания осваивают следующие программы:
Регулярное повышение профессиональных навыков специалистов надомного обслуживания в ИДПО лучшает качество предоставляемых москвичам соцуслуг.
Напомним, что на помощь соцработника могут рассчитывать не только пожилые жители столицы, но и люди с инвалидностью — те, у кого полностью или частично ограничены способности к самообслуживанию и за кем некому осуществлять уход.
Как получить услуги социального работника
Для получения социальных услуг нужно обратиться в любой центр госуслуг «Мои документы». Дальше заявка передается социальному инспектору. Он выявляет, какие необходимые для жизни действия человек не может совершать самостоятельно. Например, ходить по лестнице или есть ложкой. Исходя из собранной информации, формируется набор услуг.
Если раньше соцработник тратил практически все свое рабочее время на доставку продуктов, то сейчас более чем в половине случаев он помогает оформить заказы через интернет-магазины. Таким образом, у него освобождается время на оказание других видов помощи. Теперь соцработник в большей степени оказывает помощь в решении бытовых вопросов: готовит еду, убирает квартиру, кормит совсем ослабленных пожилых людей, помогает поддерживать гигиену.
У соцслужбы появилась возможность помогать адресно, исходя из потребностей каждого человека. Такой подход позволил расширить список гарантированных услуг.
В чем уникальность нового подхода
Основная задача соцработника — максимально облегчить привычную жизнь человека, создав для него комфортные условия. В соответствии с новым стандартом люди, нуждающиеся в ежедневных услугах, могут рассчитывать на помощь соцработника и в выходные дни. Для этого к работе подключаются негосударственные организации из реестра поставщиков социальных услуг.
Московские соцслужбы взаимодействуют и с медицинскими организациями. Если человек после выписки из больницы имеет ограничения в самообслуживании и рядом нет близких людей, то для него организуется надомный уход.
Сегодня уже несколько десятков тысяч москвичей получают социальное обслуживание по новому стандарту. При этом каждый социальный работник в зависимости от объема необходимой помощи может оказывать услуги разному количеству подопечных. Например, если требуется ежедневный уход в объеме 4 часов в день, то таких москвичей будет не больше двух.
Если помощь ограничивается оплатой коммунальных платежей, организацией доставки товаров через интернет, то подопечных будет намного больше.
Этика взаимоотношений соцработника и подопечного
У социальных работников есть несколько незыблемых правил, которым они должны следовать. Их несоблюдение может стать причиной скорого профессионального выгорания.
В свою очередь, подопечным необходимо понимать, что социальный работник — не волонтер, поэтому от него нельзя требовать больше тех услуг, которые он может предоставить. В целом, ни социальный работник, ни его подопечный не должны нарушать специально разработанную этику взаимоотношений. Потребности каждого человека индивидуальны, и социальным службам важно подходить к оказанию помощи адресно.
Куда обращаться для разрешения сложных вопросов
Специалисты, контролирующие качество оказания услуг, собирают отзывы людей, получающих помощь на дому. Лучше всего о профессионализме работника социальной сферы говорят отсутствие жалоб, а также благодарности подопечных.
У зарегистрированных в реестре организаций социальной сферы все работники должны быть компетентными и регулярно повышать свою квалификацию на образовательных курсах, в том числе в Институте дополнительного профобразования.
На заметку
Образовательные программы ИДПО помогают специалистам оказывать пожилым людям услуги надомного и стационарного ухода максимально высокого уровня и просвещать других профессионалов социальной сферы. Подать заявку на обучение в Институте может любое учреждение, подведомственное столичному Департаменту труда и соцзащиты. Отправить заявление нужно на электронный адрес: support-dist@social.mos.ru. При необходимости специалисты ИДПО помогут подобрать подходящую образовательную программу.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Павел Келлер о надомном обслуживании в Москве: «Мы ориентируемся на потребности и нужды конкретного человека»
Сегодня в Москве работает более семи тысяч социальных работников, они обслуживают порядка 130 тысяч москвичей на дому. С начала этого года в Москве изменились стандарты предоставления социальных услуг, и теперь надомное обслуживание больше направлено на нужды конкретного человека. О портрете социального работника, его обновленном функционале и новшествах рассказывает Павел Келлер, заместитель руководителя столичного Департамента труда и социальной защиты населения.
«У СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ — ЖЕНСКОЕ ЛИЦО»
— Павел Анатольевич, каких личных качеств и профессиональных навыков требует профессия социального работника?
— Во-первых, относиться с уважением и вниманием к человеку, с заботой и милосердием. Во-вторых, перед соцработником стоит задача — помогать тем, кто особенно в этом нуждается. Безусловно, это сложная работа, как и любая работа, связанная с людьми. И это та профессия, в которой не должно быть случайных людей. Что касается профессиональных навыков и умений социального работника, то здесь мы опираемся на профессиональный стандарт. Это выполнение социально-бытовых услуг: уборка, приготовление горячей пищи и так далее. Плюс социально-медицинские услуги, которые связаны с оказанием первой помощи, проведением санитарно-гигиенических процедур.
— Давайте нарисуем портрет соцработника: возраст, уровень образования, компетенции.
— В целом у социальной защиты и у коллектива социальных работников женское лицо. Чаще всего в эту профессию идут работать женщины среднего возраста, старше 40 лет.
— Что соцработник обязан выполнять бесплатно, а что — платно?
— В каждом регионе России есть свой перечень социальных услуг. И все, что в него входит, предоставляется платно или бесплатно в зависимости от дохода человека. Есть гарантированный список услуг, а есть также только платные услуги. Например, соцработник может выгулять домашнего питомца — эта услуга в гарантированный перечень не входит, но некоторые территориальные центры соцобслуживания предоставляют ее за отдельную плату.
С 1 января этого года в Москве изменился перечень социальных услуг, оказываемых на дому, а также стандарты их предоставления. Время, которое раньше соцработники тратили на выполнение всего объема социальных услуг, мы перераспределили на те сервисы, в которых люди особенно нуждаются. Сегодня москвич может гарантированно получить около 20 услуг: помощь в приготовлении горячей пищи, уборке, организации и доставке продуктов питания, оплате ЖКХ, сопровождении на прогулках, проведении санитарно-гигиенических процедур, стирке, смене белья и одежды и так далее.
«ИДТИ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ»
— По каким стандартам теперь работают социальные работники?
— Например, раньше продукты доставляли до восьми раз в месяц. Соцработник шел в магазин и приносил продукты. Сегодня уже новый стандарт: продукты можно и нужно заказывать в интернет-магазинах, где их доставят на дом. Задача соцработника сейчас — создать личный кабинет, сформировать заказ и по согласованию со своим подопечным назначить дату и время, когда приедет курьер. Социальный работник делает четыре заказа доставки основных продуктов через интернет-сервисы и четыре раза самостоятельно приносит хлебобулочные изделия. По требованиям охраны труда в руках соцработник может нести не больше семи килограммов, а с тележкой — не более десяти.
Раньше у наших соцработников не хватало времени на то, чтобы пойти на прогулку с человеком, которому они помогают. Ведь они много рабочего времени вынуждены были тратить на походы в магазин, выбор товаров, их доставку и так далее. Сейчас, благодаря новым стандартам, нам удалось перераспределить время и высвободить 60 минут в день посещения, которые можно потратить на то, чтобы помочь пожилому человеку собраться на прогулку, составить ему компанию на улице, в парке, погулять и пообщаться на свежем воздухе. Мы отталкиваемся от того, что нужно человеку. Перестаем тратить время впустую, наполняя его актуальными услугами для конкретного человека.
— А как понять, в каких услугах человек нуждается больше, а в каких — меньше?
— Сейчас на социальное обслуживание мы можем взять тех, кто прошел функциональную диагностику у социального инспектора. Диагностика позволяет определить, насколько человек может выполнять простые и сложные действия самообслуживания. Для понимания: простые действия — самостоятельно есть, выходить из дома. Сложные — приготовить еду, пользоваться общественным транспортом. То, что человек сам не может, и есть функциональные дефициты, которые должны компенсировать социальные службы.
По сути, речь идет о качестве жизни. Если человек теряет какие-то способности по самообслуживанию, мы ему помогаем. А значит, у него появляется возможность жить достойно даже тогда, когда ему трудно выходить из квартиры, когда он не может стирать, убирать дом. В первую очередь, социальное обслуживание направлено на одиноких москвичей, которым помощь жизненно необходима. Ни очереди, ни ранжирования по приоритетам у нас нет.
— В чем заключается философия обновленной модели заботы о людях?
— Во-первых, мы уходим от принципа «что мы можем» к принципу «что нужно человеку», ориентируемся на его потребности, индивидуальный подход. Вторая важная особенность — это новые стандарты с использованием современных технологий и сервисов. Третья важная задача, к решению которой мы подошли в этом году, это ежедневный уход. Социальные службы города такие сервисы никогда ранее не предоставляли. Раньше, например, центры социального обслуживания работали по стандартному графику: пять/два. Но если человеку в выходной нужна горячая еда или смена абсорбирующего белья? В государственной системе таких ежедневных сервисов пока нет, но мы уже утвердили стандарты предоставления таких услуг, которые позволят их развить. В этом году мы решим эту задачу. Пока жителей с такими потребностями мы направляем в негосударственные организации, которые состоят в Реестре поставщиков социальных услуг.
АКТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С БОЛЬНИЦАМИ
— Кто сегодня особенно нуждается в заботе и надомном обслуживании?
— Те, кто в силу своих физических особенностей не могут полноценно жить без посторонней помощи. Мы принимаем во внимание и социальный фактор: живет ли человек в семье, есть ли у него родственники и так далее. Наша задача — прежде всего помочь совсем одиноким и одиноко проживающим москвичам, у которых родственники далеко.
Чтобы оформить социальное обслуживание, человеку раньше приходилось обращаться непосредственно в отделы социальной защиты населения по месту жительства. Теперь это можно сделать в ближайшем центре госуслуг «Мои документы». За год поступает около 30 тысяч новых обращений. С 1 января перечень документов, которые человеку нужно предоставить для оформления надомного обслуживания, существенно сократился. Для одинокого москвича, например, достаточно заполненного заявления и паспорта. Максимально просто. У москвичей, которые проживают в семье или у которых есть близкие родственники, попросят документы, подтверждающие доходы членов семьи, а также причины, по которым они не могут выполнять обязанности по уходу за своим родственником.
— Сейчас много говорят об уходе от заявительного способа получения социальных услуг к проактивному. Расскажите, как это происходит на практике.
— Необходимость перехода к проактивному принципу работы очевидна, но не всегда понятно, как этот переход осуществить. Ясно одно — нужно действовать на опережение. Универсальных решений пока нет, мы их ищем. В Москве выстраивается работа по использованию Big Data — совокупности данных, которые содержатся в разных информационных ресурсах города. Анализ по заданным параметрам позволяет нам распознавать жителей, которые потенциально могут нуждаться в социальном обслуживании. Есть несколько критериев для отбора — возраст, состояние здоровья, наличие инвалидности, социальный статус человека, а также, например, частота использования социальной карты москвича и посещение поликлиник.
Как пример: если пенсионер регулярно пользуется социальной картой москвича, самостоятельно перемещается по городу, вряд ли ему нужна помощь социальных служб, тем более на постоянной основе. Благодаря Big Data мы можем видеть возрастающую или угасающую динамику посещения поликлиник. Чаще всего получателями социальных услуг на дому становятся одинокие москвичи старше 75 лет, имеющие инвалидность.
— Каких изменений в сфере социального облуживания ждать в ближайшее время?
— Мы начинаем плотно работать с медицинскими организациями. Формируется новая система долговременного ухода, основанная на межведомственном взаимодействии. В некоторых округах мы уже начали работу с медицинскими стационарами, в которых после госпитализации на этапе предварительной выписки выявляем пациентов, которым необходим уход после возвращения домой. Учитываем их возраст, диагноз, социальный статус и способность к самообслуживанию. К человеку направляем социального инспектора для функциональной диагностики. К моменту его выписки домой из больницы организовываем все необходимое, чтобы оказать патронажную или паллиативную помощь. Нельзя допускать ситуации, когда из стационара человек попадает домой, где без посторонней помощи жить достойно он уже не может. Помощь должна приходить вовремя.
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому для одиноких граждан пожилого возраста, инвалидов, а также других граждан, нуждающихся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной утратой навыков самообслуживания и/или передвижения.
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому в полустационарной форме предоставляются бесплатно:
— гражданам, получающим бесплатные социальные услуги в организациях социального обслуживания города Москвы по формам и в объемах в рамках территориального перечня гарантированных социальных услуг по правоотношениям, возникшим до 1 января 2015 года;
— лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.
Социальные услуги на дому в Москве предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход ниже или равен 1,5 прожиточного минимума. Если доход выше этой величины, то услуги предоставляются за плату или частичную плату.
Оплачиваются услуги в соответствии с договором, предусмотренным статьей 17 Федерального закона № 442.
Источник фото Павла Келлера: https://mguu.ru/
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы