какие устройства необходимы для погружения в виртуальную реальность
О развитии VR-технологий: где применяют, зачем VR бизнесу и какие устройства используют
Президент и креативный директор Modum Lab Дмитрий Кириллов и Денис Тамбовцев на открытом занятии в Нетологии рассказали, что такое VR, в каких сферах применяется и какими навыками должен обладать VR-специалист.
Виртуальная реальность (VR) — мир, смоделированный с помощью компьютерных технологий, в который пользователь может погрузиться с помощью специальных сенсорных устройств. Технологии VR прошли огромный путь от первых экспериментов в 60-х годах XX века до современных шлемов виртуальной реальности. Новая волна интереса к VR началась благодаря компании Oculus и представленному в 2012 году прототипу очков Oculus Rift.
VR продолжает развиваться: на конференции CES генеральный директор Nvidia Дженсен Хуанг рассказал, что компания продала 4 миллиона очков виртуальной реальности для ПК. Продано больше миллиона очков Oculus Go, около 2 миллионов Sony Playstation VR и около 500 тысяч очков от HTC.
Выручка сегмента VR в миллионах долларов. Источник: www.sostav.ru
Специалисты прогнозируют развитие VR-технологий в 2020-е годы
Главное препятствие для массового внедрения VR — недостаток проработки пользовательского опыта. Уже научились делать современные устройства с отличной картинкой, но не хватает специалистов, которые могли бы адекватно выстроить UX.
Сферы применения VR
Сегмент развлечений
VR дает новый опыт погружения, более плотно связывает игрока, персонажа и игровую среду.
Выбираем устройства для VR: все, что нужно знать
Представляем насыщенный гайд по устройствам для VR. Что нужно знать для того, чтобы выбрать себе систему виртуальной реальности? Читайте ликбез по характеристикам VR-очков в нашей статье.
Виртуальная реальность — одна из самых передовых технологий современности, и на рынке сейчас представлены VR-гаджеты всех форм и размеров: от картонных очков до огромных шлемов. Расскажем, что нужно знать, если вы планируете выбирать устройства для VR.
Вне зависимости от форм-фактора, все VR-устройства разделяются на три вида: проводные, беспроводные и мобильные. Все типы обладают общими характеристиками, которые нужно учитывать при выборе устройства: глубиной погружения, удобством ношения и типом подачи контента.
Глубина погружения
Под глубиной погружения понимается ощущение присутствия в виртуальном мире. Она характеризует то, насколько качественно VR-гаджет будет способен обманывать ваш мозг. Глубина погружения складывается из следующих технических аспектов:
Позицонный трекинг «снаружи внутрь». Иллюстрация: HTC
Различие между 3DoF и 6DoF наглядно. Иллюстрация: Unity
Разные типы VR-контроллеров. Фото: VR Source
Удобство ношения
Эта комплексная характеристика определяет, насколько комфортным и незаметным для пользователя будет ношение VR-устройства в течение длительного времени (не меньше двух часов). Оно складывается из следующих аспектов, которые нужно учитывать при выборе устройства для VR:
Тип подачи контента
Собственно, виртуальные платформы, с которыми совместимы устройства для VR, и виртуальные миры, которые они предлагают. Windows Mixed Reality, SteamVR и OSVR — вот крупнейшие платформы виртуальной реальности. Большинство устройств, представленных на рынке, обязательно совместимы с одной или несколькими из них. Приложения для мобильных VR-гаджетов существуют под Android и iOS.
Современные массовые устройства для VR поддерживают следующие типы подачи контента:
О чем еще нужно знать?
Все вышеперечисленное — это общие характеристики, которые не зависят от вида устройства. При выборе отдельных видов устройств для VR также имеют значение следующие характеристики:
В совокупности знание всех этих характеристик поможет вам определиться, какой VR-гаджет из представленных на рынке лучше всего подойдет именно вам. Удачных покупок!
Выбираем комплект виртуальной реальности (VR, AR) на Aliexpress (Valve, HTC, Oculus, etc)
Еще недавно виртуальная реальность (сокращенно VR) казалась далеким будущим, в которое предстоит шагнуть еще совсем не скоро. Но с появлением на рынке популярных игроков (Valve, HTC, Oculus) и соответствующих сервисов (Steam VR, Oculus Store) комплекты виртуальной реальности стали более доступны, а некоторые устройство даже лишились множества проводов. Так же существуют устройства дополненной реальности (AR), которые накладывают изображения на реальную картину мира.
Мое первое знакомство с VR системами произошло пару лет назад в Москва-Сити, когда мы с друзьями оплатили часовой сеанс игры в какой-то шутер. Тогда нам выдали большие рюкзаки на спину, очки, автоматы и мы бегали по площади в 100м2 в поисках друг друга. Сейчас для подобных занятий достаточно приобрести любой комплект VR системы, найти подходящую площадь в доме и все это подключить к персональному компьютеру (хотя существуют автономные системы, работающие со встроенными магазинами игр). При этом необходимо учитывать минимальные системные требования VR комплектов для корректной работы. Например, шлем виртуальной реальности Pimax 8K требует видеокарту начиная от 2060 и выше.
Так же хочется отметить, что VR и AR — это не только про игры. C помощью виртуальной реальности можно проводить обучения, показывая и круча объект с любой стороны. Помните фильм Мстители? Тони Старк работал над искусственным интеллектом, постоянно работая с ним «руками», то приближая отдельные участки, то отдаляя их. Но это ведь кино, скажите вы и будете правы. Но частично, ведь в современном мире существуют куча подобных случаев, когда VR помогает будущим специалистам. Например, 3D модель человеческого тела или инженерные инфраструктуры и крупные элементы. Поэтому в сегодняшней подборке я решил выделить основных игроков, которых можно приобрести на торговой площадке Aliexpress.
Комплект виртуальной реальности Valve Index VR Kit
Возможно лучший VR шлем для персональных компьютеров на сегодняшний момент. Производителем выступает та самая компания Valve, ответственная за серию игр Half-Life.
Valve Index VR Kit является готовым набором со шлемом, в который встроена аудиосистема и реализована с помощью накладных динамиков, расположенных в непосредственной близости от уха (т.е не касается).
Для полноценной работы так же предусмотрена пара контроллеров Knuckles, с возможностью обнаружения местонахождения пальцев и силу захвата. Встроенный аккумулятор позволит отдать до 7 часов беспрерывной работы.
Разрешение очков в шлеме — 1440*1600px на глаз, суммарное — 2880*1600px. Частота обновления экрана — 120Гц (в экспериментальном режиме может быть увеличена до 144Гц), угол обзора — до 130 градусов.
Комплект виртуальной реальности от Valve поддерживает следующие операционные системы: Windows, Linux, macOS.
Комплект виртуальной реальности HTC Vive
Комплект виртуальной реальности HTC Vive был представлен довольно давно, но благодаря этому были проведены значительные работы с ПО всего комплекта.
Комплект HTC Vive VR включает в себя довольно богатый набор: очки виртуальной реальности, пара контроллеров, пара башен для размещения в углах комнаты для отслеживания движения. Для этого в комплекте предусмотрено настенное крепление, что бы оградить от набора штативов.
Параметры VR системы: разрешение — 1080*1200px, угол обзора — 113 градусов по вертикали, 110 градусов по горизонтали110*
Для работы гарнитуры необходимо выполнить подключение к ПК, в качестве платформы с играми выступает SteamVR.
Комплект виртуальной реальности VIVE Pro HMD
Достойное продолжение предыдущего комплекта, теперь уже с приставкой Pro. Основные изменения коснулись увеличенного разрешение 2880*1600 и 1440*1600 (на глаз), типа матрицы — Amoled. Частота обновления экрана — 90Гц, угол обзора — 110 градусов.
Так же обратите внимание, что на других площадках данный VR Kit частенько продается без контроллеров и «маяков», которые придется докупать отдельно. Здесь же полный находится полный комплект.
Комплект виртуальной реальности HTC VIVE Cosmos
При сравнении с Vive Pro, VIVE Cosmos выигрывает за счет немного увеличенного разрешения «на глаз» 1440*1700 против 1440*1600px. Так же вместо Amoled матрицы, теперь используются LCD, позволяющие повысить плотность пикселей для получения более четкой картинки.
Одной из особенностей данного комплекта является откидная конструкция шлема, которая позволяет возвращаться в реальный мир не снимая гарнитуру. Так же появился удобный пользовательский интерфейс.
Комплект виртуальной реальности Oculus Quest 2
Лучшая система от Oculus с полностью автономной работой, т.е для полноценной работы нет нужны использовать мощный персональный компьютер, а все приложения и игры устанавливаются на встроенную память гарнитуры. Поэтому стоит позаботиться о доступном объеме памяти, который представлен на рынке в диапазоне от 64 до 256GB.
Разрешение гарнитуры составляет 1832*1920px, угол обзора 100°.
Так же данная VR система поддерживает технологию Oculus Link для запуска приложений с персонального компьютера и Oculus Air Link для беспроводного подключения к ПК с помощью сети WiFi в диапазоне 5 ГГц с поддержкой стандартов AC или AX.
Комплект виртуальной реальности Oculus Rift S
Достойное наследие самой популярной VR системы от Oculus и имя ему Oculus Rift S. В отличие от первой генерации, Rift S настраивается куда проще, теперь не нужно расставлять маяки по углам комнаты, а достаточно подключить систему к ПК и настроить программное обеспечение.
Разрешение Oculus Rift S составляет 2560*1440px с частотой обновления 80 Гц (на оба глаза), при этом первая генерация имела более низкое разрешение 1080*1200px. Угол обзора — 110 градусов. В качестве стартового экрана выступает Oculus Home, который знакомит пользователя со всеми возможностями и окунает в мир виртуальной реальности.
Комплект дополнительной реальности Lenovo AR Mirage AR
Основной отличие систем VR от AR, это способ подключения и получения информации. Самый простой пример, это — игра Pokemon GO, где дополнительная реальность накладывается на реальную картинку.
Комплект дополнительной реальности Lenovo AR Mirage AR как раз задумывался для реализации данной задумки, ведь частичное погружение легче переносится теми, чей вестибулярный аппарат испытывает сильные перегрузки. Так же в комплекте предусмотрены фирменные контроллеры для комфортного погружения.
В качестве экрана выступает смартфон, а с помощью встроенных линз конечное изображение имеет следующие углы обзора:
Комплект виртуальной реальности Nolo Sonic
Новинка этого года из поднебесной с поддержкой SteamVR и вибромоторов в контроллерах для лучшей обратной связи (частотный диапазон 0–1000 Гц). Остальные параметры так же имеют явные преимущества перед именитыми конкурентами, например ЖК-экраном с разрешением 3840*2160px и частотой 72Гц (плотность PPI 807). Угол обзора — 101 градус.
Одной из фишек Nolo Sonic является возможность подключения как по проводу, так и с помощью беспроводного протокола.
Так же Nolo Sonic имеет фирменную VR оболочку Nolo Home с поддержкой встроенного браузера, магазина приложений и медиаплеера (воспроизведение вплоть до 8К).
Шлем виртуальной реальности Pimax 8K
Инновационный шлем виртуальной реальности, разрешение которого составляет 7680*2160px с углом обзора в 200 градусов (частота 90Гц).
Но есть и минус подобной системы, для корректной работы требуется высокопроизводительное железо (видеокарта 2060 и выше).
Так же разработчик Pimax заявляет о поддержке главных площадок VR контента: Steam VR и Oculus Store. Так что проблем с выбором VR-игр и прочего контента не будет.
Комплект виртуальной реальности Deepoon DPVR E3 4K
Еще одна китайская компания представила рынку свое VR детище — DPVR E3 4K. Данный комплект оборудован камерой для отслеживания Nolo и поддержкой разрешения в 4К (3840*2160px при частоте 75Гц).
На странице товара предусмотрено 2 варианта заказа — только шлем или полный комплект. Я же рекомендую брать полный комплект для лучшего погружения в мир VR
Надеюсь данная подборка смогла помочь определиться с выбором VR системы для домашнего пользования.
Что такое VR, какие VR-шлемы бывают и стоит ли их покупать
Современные технологии позволяют нам получить опыт, который раньше даже представить было сложно. Узнайте, как далеко мы зашли.
Существование VR уже не так удивляет, как несколько лет назад. Однако стереотипов о виртуальной реальности до сих пор много. Самые популярные:
В этой статье мы разберёмся, как работает VR, и немного разрушим эти стереотипы.
Кстати! Вам не обязательно быть разработчиком игр, чтобы понять эту статью, — она для всех.
Пишет о программировании, в свободное время создает игры. Мечтает открыть свою студию и выпускать ламповые RPG.
Что такое VR
VR — сокращение от Virtual Reality, что переводится как «виртуальная реальность». Эта технология позволяет погрузить пользователя в виртуальный мир, который трудно отличить от реальности.
Это не обязательно должна быть игра — может быть и просто видео в формате 360 градусов.
Как работают VR-очки
Существованием этой технологии мы обязаны устройству человеческих глаз. Благодаря бинокулярному зрению (зрение, в котором используются два глаза) мы можем различать не только цвета, но и глубину — так мы определяем расстояние до объектов и поэтому не врезаемся в препятствия.
Картинки почти идентичны, но можно заметить, что ракурсы немного различаются. Мозг накладывает эти изображения друг на друга так, как это показано на схеме ниже:
Цветами обозначены глаза и поле зрения каждого из них. Там, где поля пересекаются, образуется область, в которой мы можем воспринимать глубину. Всё остальное — периферийное зрение.
Мозг складывает оба изображения, чтобы в итоге получилось одно; именно его мы и видим.
VR-шлемы оснащены двумя мониторами (или одним, который разделён на две части). Каждый из этих мониторов показывает отдельные изображения для каждого глаза. А чтобы правильно сфокусировать взгляд, используются линзы.
Линзы помогают сфокусировать взгляд так, что мозг воспринимает игровой мир как реальный и более реалистичный — это происходит благодаря когнитивному искажению. Поэтому даже посредственная по современным меркам графика выглядит хорошо. Это на руку как разработчикам, так и игрокам, потому что устройству требуется в два раза больше ресурсов, чтобы рендерить сразу два изображения вместо одного.
Если линзы настроены правильно, картинка получается правдоподобной. Если же нет, то это может быть причиной как ухудшения изображения, так и тошноты.
Также на самочувствие человека влияет частота кадров. Раньше считалось, что 90 кадров в секунду достаточно, чтобы сделать погружение максимально правдоподобным. Появление шлема с частотой обновления мониторов в 144 Hz показало, что 90 кадров — не предел. Разумеется, если частота будет низкой, то от дёрганого изображения станет плохо.
В конце концов, не стоит игнорировать и особенности организма. Например, если вестибулярный аппарат плохо развит, то человека будет укачивать даже в самом продвинутом шлеме.
Каким бывает VR
На данный момент есть два основных варианта использования VR-шлема — видео в формате 360 градусов и игры. В первом случае берётся уже существующая запись, а потом разбивается на два экрана.
Чтобы посмотреть, как это выглядит, откройте видео ниже со смартфона — в настройках ролика можно выбрать вариант просмотра в VR-очках.
Что же касается игр и любых 3D-пространств, то тут для пользователя изначально готовятся два разных изображения, которые выводятся отдельно для каждого глаза.
Для этого в пространстве устанавливается сразу две камеры вместо одной. Они располагаются рядом, как глаза человека.
Какие VR-шлемы бывают
Устройства для VR бывают двух типов:
Самые известные наборы — это HTC Vive, Oculus Rift, PS VR и Valve Index.
Стоят они достаточно дорого — за эти деньги можно купить приличный игровой ноутбук. Но тут за эту сумму вы приобретаете опыт, который невозможно получить с помощью дешёвых Cardboard.
Контроллеры помогают управлять игрой или приложением, а камеры служат дополнительным источником ввода (считывают движения игрока) и средством безопасности: вы можете отметить границы, за которые нельзя выходить, а камеры будут предупреждать вас, когда вы будете возле этих границ.
Контроллеры устроены сложнее, чем клавиатура или мышь, — в них есть не только кнопки, но и различные датчики. Рассмотрим на примере контроллеров для Valve Index.
Эти контроллеры определяют расстояние от рукоятки до каждого из ваших пальцев, а также силу нажатия, положение руки и многие другие вещи — датчиков в контроллере больше 80. Это позволяет показать в игре реалистичные руки, которые будут повторять движения игрока.
В шлеме тоже есть датчики. Например, гироскоп, который позволяет фиксировать положение и наклон головы. Но это не единственный вариант. Так, например, PS VR захватывает ваши движения с помощью камеры — на шлеме располагаются светящиеся полоски, по которым консоль понимает, в каком положении ваша голова.
Что же касается Cardboard, то это просто держатель для телефона с линзами.
Такой шлем можно собрать самостоятельно, скачав инструкцию от Google.
Либо вы можете найти готовый Cardboard в магазине — цены начинаются от 500 рублей, если не ниже. Конечно, качество у настолько дешёвых вариантов плохое.
Бюджетные варианты позволяют управлять игрой или приложением с помощью смартфона. Но так как тачскрин недоступен из-за шлема, остаётся только гироскоп. Поэтому для Cardboard можно либо создавать очень простые игры, либо снимать видеоаттракционы.
Также существует Gear VR — устройство от Samsung, в которое также вставляется смартфон. От Cardboard оно отличается тем, что на шлеме есть контроллер.
Но для него, ожидаемо, можно использовать только некоторые модели смартфонов Samsung.
Для других смартфонов есть шлемы вроде FreeFly VR, с которым тоже идёт контроллер, но такой вариант более дорогой — около 10 000 рублей.
Устройства погружения в VR
На волне выхода Ready Player One и появления криптовалютных VR стартапов решил поверхностно сложить информацию о некоторых реальных и выдуманных устройствах полного или глубокого погружения в искусственно созданные миры.
TL;DR (5 страниц): VR только развивается, в этом десятилетии системы полного погружения не появятся в свободной продаже, да и погрузиться еще некуда. Мечтать же можно всегда.
Переходя к VR будущего начну, пожалуй, с трудов писателей, устройства которых считаю эталонными (синдром гусёнка). Возможно, есть другие произведения, неизвестные мне, с более детально и реалистично описанными устройствами. Всё же быстрее пройти Скайрим, чем ознакомиться со всей литературой.
Следующий раздел может содержать небольшие спойлеры
Ready Player One (novel, movie) Социопат и фанат игровой индустрии 80-х годов James Halliday создал OASIS, виртуальный рай в загнивающем мире будущего, VR экосистему. Полностью состарившись, создатель запускает ивент: найдешь пасхалки, получишь все мои сокровища. Крысиные бега стартуют в обеих реальностях. Наш герой, обитающий в гетто, присоединяется к гонке. Ernest Cline создал в меру реалистичную картину будущего, описал работу различных VR устройств и окружений, поселил героя в трущобах, добавил немного романтики и смазал всё это отсылками к культуре конца прошлого века. Книга стала бестселлером и обрела фанатов, пожалуй, всех возрастов. Фильм должен повторить и умножить успех.
Никнеймы Parzival и Art3mis еще свободны?
Стандартный набор для входа в OASIS состоит из визора и перчаток.
Визор имеет маломощные лазеры, рисующие изображение на сетчатках, заполняя всё поле зрения. Тактильные перчатки позволяют почувствовать виртуальные объекты и поверхности, перемещаться можно с помощью жестов.
Пример дорогой сборки системы погружения в VR:
Регулируемое тактильное кресло, закрепленное на двух роботизированных руках, которые способны перемещать его вокруг 4 осей, позволяя кувыркаться, летать, падать и т. д. В связке с креслом работает тактильный костюм обратной связи, покрывающий всё тело и раскрывающийся в нужных местах для справления нужды. Обратная связь скорее имитирует удары и толчки, поэтому виртуальный водопад ощущается недостаточно реалистично. Костюм покрывает экзоскелет, создающий сопротивление при необходимости. Отдельно размещен моющий модуль с запасным костюмом. По всей комнате расставлены динамики, имеется установка для генерации запахов. Под ногами всенаправленная беговая дорожка, способная менять рельеф и наклон. Для особых развлечений можно заказать анатомически корректную куклу любого пола с реалистичной кожей, симуляцией мускулатуры и другими опциями, в зависимости от пожеланий.
Тактильное кресло способно трансформироваться в кровать. С автоматизацией поможет ИИ-программа, голос и поведение которой можно настроить.
Дальнейшее развитие систем для погружения в OASIS – маленькая сферическая комната с тактильным креслом, подвешенным под потолком на роботизированной руке, вместо беговой дорожки сама вращающаяся комната.
С внутренней стороны OASIS представляет из себя вселенную-кубик рубика, поделенную на 27 секторов, на пересечение каждого понадобится 10 световых часов, присутствуют космические корабли, крепости и платные телепорты. Один сектор посвящен звездным войнам, в других есть магия, стимпанк или всё вместе. У аватара одна жизнь, при смерти игрок теряет всё, есть система уровней и прокачка. При этом, в Оазисе много рабочих и учебных миров и локаций, в которых отключен урон.
По вышеописанным особенностям OASIS можно считать целью, к которой стремятся разработчики и игроки, уже сейчас появляются прототипы устройств и полноценных VR миров.
Armada (novel) Разработчики мирового уровня создают игры, в которых пилоты боевых дронов противостоят расе злобных пришельцев. Главный герой задротит в симулятор перехватчика. Внезапно оказывается, что игры не игры, а программы обучения пилотов для борьбы с реальными пришельцами. Под цитаты великих людей из Star Wars, Star Trek и других фантастических фильмов игроки должны защитить Землю. Следующая книга Эрнеста Кляйна не стала такой же успешной, как первая. Довольно глупое перечисление реальных разработчиков типа EA, от стиля повествования и концовки у меня прилично бомбило. Права на экранизацию куплены, не более.
VR устройства непримечательны: шлем и аналоги РУС для авиасимуляторов. Вообще играть можно с любым устройством и типом управления — смартфон, клавиатура, геймпад.
Sword Art Online (ranobe, anime) Японский злой гений Каяба Акихико создал Нейрошлем полного погружения, а затем и MMORPG для него. После бета-теста, в день релиза мастер объявляет, что все 10 тысяч игроков останутся в этом мире на ПМЖ до гейм овера, а чтобы никто не ливнул, в нейрошлеме активирован выжигатель мозгов, срабатывающий при дисконнекте.
Дальше идут Кирито, Асуна, драмы, 16.5 и прочее аниме. SAO описывает фантазии анимешников и прочих фантазеров, трудно не встретить игрока с ником Kirito или Asuna в онлайн игре (сам был среди них), а в VRChat можно побывать в комнате главного героя, побродить по пустой локации, сразиться с боссом, но выглядит это относительно ужасно и требует работы воображения.
NerveGear
Нейрошлем — мечта, убийца, проводник в прекрасный мир. VR шлем будущего, устройство полного погружения. Передает электромагнитные сигналы напрямую в мозг, полностью блокируя связь с телом, что дает полную синхронизацию с виртуальным аватаром (передвижения, чувства, запахи, эмоции). Изображение рендерится устройством с некоторыми ограничениями типа использования LOD. Имеет режим микроволновки для удерживания игроков в игре.
Главный недостаток — во время игры превращает в высыхающего овощя.
Амусфера — по сути, безопасный нейрошлем. Легче, меньше, автоматически отключает пользователя при отклонениях в показателях датчиков (при стрессе). Не полностью блокирует сигналы тела, позволяя замечать реальность в игре.
Soul Translator – взаимодействует с пользователем на уровне Fluctlight (души, сознания?), рендерит не полигонами, а воспоминаниями подключенных пользователей, отсюда детальный изменяемый мир, волосы на коже и прочие возможности. Созданный фантастический мир ощущается реальностью. Сервер потребляет огромное количество энергии. Такова сомнительная фантазия автора.
Brain Implant Chip — вероятно, описывается в продолжении истории. В реальности также проходят исследования и тесты по прямому соединению мозга с электроникой и сетью, даже Илон Маск основал Neuralink.
Accel World (ranobe, anime)
К низкорослому шарообразному главному герою подходит принцесса школы и предлагает «ускориться». Ускорением является игра, переносящая сознание в многократно ускоренный мир, на первый взгляд являющийся файтингом и доступный только детям по техническим причинам. Замедление времени, влажная фантастика, гарем. Параллельный роман от автора SAO, действие происходит, практически, в той же вселенной, только на десятки лет позже.
Нейролинкер — компьютер, который надевается на шею, работает с мозгом на квантовом уровне, может всё: создание изображения перед взором, обмен сообщениями, контроль за питомцем, запуск игр, одной из которых является та самая, ускоряющая сознание в 1000 раз и отправляющая реализм в другую вселенную.
Brain Implant Chip – чип в мозг, предшественник нейролинкера, ввиду специфики работы и возможного использования был запрещен.
Подробности работы автор расписывать не пожелал, отдав предпочтение расширяющемуся гарему, что также веет фантастикой.
Log Horizon (ranobe, anime)
Игроков засасывает в их персонажей из обычной ММОRPG. Никто ничего не знает, связи с реальным миром нет, кроме воспоминаний, которые отрывочно показывают при смерти и стирают. Сюжет довольно интересен с точки зрения VR, но устройства погружения не упоминаются.
Расписывание произведений пары авторов что-то затянулось, перехожу к реальности и начну с виртуального окружения. Оно до сих пор сильно ограничено мощностями компьютеров, даже классические MMO редко справляются с нахождением сотни игроков в одной локации, не говоря о детальном взаимодействии.
VRChat Самая популярная VR игра, в которой минимум классического геймплея и называние игрой не совсем корректно. Различные способы общения с другими персонажами, отыгрывание роли своего аватара, множество пользовательских миров, среди которых Uganda. Много людей купили VR устройства только ради этой игры, другие же заходят, имея обычный монитор, и стараются получить удовольствие от этого социального мира.
Конечно, виртуальный чат еще далек от идеала — нельзя прикоснуться к другому персонажу, минимум интерактивности, графика довольно простая.
Decentraland Как заявляют создатели, Decentraland – первая VR платформа, которой владеют пользователи. Интерактивный мир, в который можно попасть через VR устройство или браузер. Пользователи покупают землю за криптовалюту, обустраивают свою локацию, казино, лунапарк и предоставляют другим игрокам. Право владения и контент хранятся Ethereum blockchain, для обмена используется IPFS.
Технологии еще недостаточно распространены, чтобы всем (и мне) была понятна их работа. На первый взгляд проект выглядит интересно, своя валюта для поддержания, децентрализация. Платформа еще в процессе создания на стадии пре-альфы.
MarkSpace Платформа для 3D/VR вебсайтов и объектов, основанная на том же блокчейне. Назову это в первую очередь городом, в котором создаются магазины с оцифрованными реальными товарами, которые можно рассмотреть и примерить (на манекене/аватаре). Проект еще не запущен, доступны демо и коструктор, в некотором будущем можно ожидать реализацию виртуальных магазинов и жилой зоны для пользователей. Криптовалюта используется для покупок, является наградой за ресурсы майнеров. Среди партнеров есть крупные производители товаров.
Я узнал о MarkSpace (после чего решился на этот текст) от Шамова Дмитрия, который проводил параллели с SAO, но общего у них оказалось немного.
Cappasity (ARToken)
3D/VR экосистема на основе блокчейна, планируется для создания, хранения, распространения контента, сохраняя авторские права.
Как видим, создающиеся экосистемы пока что направлены на создание контента и зарабатывание денег. Конкуренция и неопределенный статус криптовалют также требуют внимания. Для привычного досуга и развлечений остаются виртуальный рабочий стол и отдельные VR приложения.
Устройства и прототипы
Сегодня множество компаний занимаются разработкой перчаток для взаимодействия с виртуальным миром. Среди них CaptoGlove, Exoglove, Gloveone, Manus VR Glove, Senso VR Gloves, Oculus Glove, HaptX Gloves. В основном они захватывают движение пальцев, некоторые имеют тактильную связь. Несколько выделяются Dexmo, перчатки с экзоскелетом, обеспечивающим силовую обратную связь. Разработка продолжается, так что стандартом остаются пластиковые контроллеры.
Для перемещения ногами существуют платформы типа Virtuix Omni, Cyberith Virtualizer, Kat Walk. Последняя хоть и продолжает улучшаться, доступна для покупки по цене нескольких компьютеров с VR шлемами. К сожалению, устройство платформ не позволяет лечь, что легко осуществить только со шлемом.
Среди тактильных костюмов выделяются Hardlight Suit и Teslasuit, недоступные для покупки.
Hardlight представляет из себя жилет, покрывающий торс и сгибы рук, в данных областях работает трекинг и обратная связь.
Teslasuit – полный костюм с захватом движений, тактильной отдачей, изменением температуры. Фаворит.
В ближайшие годы за огромные деньги можно собрать набор для погружения в VR, подобный увиденному в Ready Player One, только оазиса по ту сторону линз не будет, также многие игры просто не поддерживают что-то кроме контроллеров со шлемом.
Для физически ограниченных людей погружение в VR может быть неполным или вообще невозможным, поэтому следует надеяться на развитие технологий по прямому взаимодействию с мозгом и однажды SAO может стать настоящей VRMMO.
Вчера мы мечтали о том, что становится доступно сегодня. Продолжим же смотреть с оптимизмом в завтрашний день.