какие утренние и вечерние молитвы читать

Молитвенное правило

какие утренние и вечерние молитвы читать. Смотреть фото какие утренние и вечерние молитвы читать. Смотреть картинку какие утренние и вечерние молитвы читать. Картинка про какие утренние и вечерние молитвы читать. Фото какие утренние и вечерние молитвы читать

Итак, молитва для православного христианина — это беседа, общение с Богом. Обращение к Господу в молитве — потребность души верующего человека, недаром святые отцы называли молитву дыханием души.

Исполняя ежедневное молитвенное правило, нужно помнить о двух вещах.

Первое. Ежедневная молитва потому и называется правилом, что обязательна к исполнению. Каждый православный христианин молится утром и перед сном; он молится и перед едой, а после еды благодарит Бога. Христиане молятся перед началом всякого дела (работы, учебы и др.) и по его окончании. Перед началом работы читается молитва «Царю Небесный. » или специальные молитвы на начало всякого дела. По окончании дела обычно читается молитва Богородице «Достойно есть». Все эти молитвословия содержатся в православном Молитвослове.

Итак, в молитвенной жизни должна быть регулярность и дисциплина. Ежедневное молитвенное правило нельзя пропускать и молиться только тогда, когда захочется и будет настроение. Христианин — воин Христов, в крещении он принимает присягу на верность Господу. Жизнь всякого воина, солдата называется службой. Строится она по особому распорядку и уставу. И православный человек также несет свою службу, совершая молитвенное правило. Эта служба Богу проходит по уставам Церкви.

Второе, о чем следует помнить, исполняя правило: нельзя превращать ежедневную молитву в формальное вычитывание положенных молитвословий. Бывает, что священнику на исповеди приходится слышать: «Начал читать утренние молитвы и только на середине понял, что читаю вечернее правило». Значит, чтение было чисто формальным, механическим. Оно не дает духовных плодов. Чтобы исполнение правила не превратилось в формальную вычитку, нужно читать его не торопясь, лучше вслух или вполголоса, вдумываясь в смысл молитвы, стоя благоговейно — ведь мы предстоим Самому Богу и разговариваем с Ним. Собираясь молиться, нужно собрать себя, успокоиться, отогнать все житейские мысли и попечения. Если во время чтения молитв пришло невнимание и посторонние помыслы и мы перестали обращать внимание на читаемое, нужно остановиться и начать читать молитву заново, уже с должным вниманием.

какие утренние и вечерние молитвы читать. Смотреть фото какие утренние и вечерние молитвы читать. Смотреть картинку какие утренние и вечерние молитвы читать. Картинка про какие утренние и вечерние молитвы читать. Фото какие утренние и вечерние молитвы читать

Новоначальному христианину бывает трудно сразу читать полное молитвенное правило. Тогда с благословения духовного отца или приходского священника он может выбрать из Молитвослова хотя бы несколько утренних и вечерних молитв. Например, три или четыре, и молиться по этому сокращенному правилу, постепенно прибавляя по одной молитве из Молитвослова — как бы восходя «от силы в силу».

Конечно, человеку, делающему первые шаги в духовной жизни, непросто выполнить полное правило. Он еще многого не понимает. Церковнославянский текст для него пока еще сложен для восприятия. Следует приобрести небольшой словарь церковнославянских слов, чтобы лучше понять смысл читаемых текстов. Понимание и навык молитвы обязательно придет со временем, если человек искренне хочет понять прочитанное и не стоит на месте в молитвенной жизни.

В утренних молитвах христиане просят у Бога благословение на день грядущий и благодарят Его за ночь прошедшую. Вечерние молитвы готовят нас ко сну, а также являются исповеданием грехов минувшего дня. Кроме утреннего и вечернего правила, православный человек в течение всего дня должен хранить память о Боге и мысленно к Нему обращаться. Без Меня не можете делать ничего, — говорит Господь (Ин 15, 5). Всякое дело, даже самое простое, нужно начинать хотя бы с краткой молитвы о помощи Божией в наших трудах.

Очень многие матери грудных детей жалуются, что у них совсем не остается времени на ежедневное правило. Действительно, когда ребенок растет и о нем нужно заботиться днем и ночью, исполнять полное молитвенное правило очень непросто. Здесь можно посоветовать постоянно творить внутреннюю молитву в течение дня и во всех делах и заботах просить у Бога помощи. Это относится не только к матери маленьких детей, но и к любому православному христианину. Так наша жизнь будет проходить с постоянной памятью о Боге и мы не забудем Его в суете мирской.

какие утренние и вечерние молитвы читать. Смотреть фото какие утренние и вечерние молитвы читать. Смотреть картинку какие утренние и вечерние молитвы читать. Картинка про какие утренние и вечерние молитвы читать. Фото какие утренние и вечерние молитвы читать

Молитвы условно подразделяются на просительные, покаянные, благодарственные и славословные. Конечно, мы не только должны обращаться к Господу с просьбами, но обязаны непрестанно благодарить Его за бесчисленные Его благодеяния. И, главное, должны уметь видеть в своей жизни дары Божии и ценить их. Нужно взять за правило: в конце дня вспоминать все то хорошее, что было послано от Бога в день минувший, и читать благодарственные молитвы. Они есть в любом полном Молитвослове.

Кроме обязательного молитвенного правила, каждый православный человек может взять на себя и сугубое правило. Например, читать в течение дня каноны, акафисты. Особенность построения акафиста в повторяющемся многократно слове «радуйся». Поэтому он отличается особым радостным настроем. В древности в духовной жизни христианина особое место занимало ежедневное чтение псалмов.

Чтение канонов, акафистов, псалмов помогает в скорбные или тяжелые периоды жизни. Например, канон молебный Богородице (он есть в Молитвослове) читается во всякой скорби душевной и обстоянии, как сказано в самом его названии. Если христианин хочет взять на себя особое молитвенное правило (читать каноны или, например, творить молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» по четкам), он должен взять на это благословение духовного отца или приходского священника.

Кроме постоянного молитвенного правила, христианин должен регулярно читать Священное Писание Нового Завета.

Можно услышать такое мнение: зачем так часто обращаться к Богу со своими просьбами, молитвами? Господь и так знает, в чем мы имеем нужду. Мол, обращаться к Богу нужно лишь в особых случаях, когда это действительно необходимо.

Такое мнение — всего лишь оправдание собственной лени. Бог — Отец наш Небесный, и как всякому Отцу, Ему хочется, чтобы Его дети общались с Ним, обращались к Нему. И Божия благодать, и милость к нам не могут оскудеть никогда, сколько бы мы ни обращались к Богу.

какие утренние и вечерние молитвы читать. Смотреть фото какие утренние и вечерние молитвы читать. Смотреть картинку какие утренние и вечерние молитвы читать. Картинка про какие утренние и вечерние молитвы читать. Фото какие утренние и вечерние молитвы читать

Вспоминается такая притча:

В доме богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришел священник. Стол был изысканный, и подали лучшие яства. Сели за стол. Все смотрели на священника и думали, что теперь он помолится перед едой. Но священник сказал: «Хозяин должен молиться за столом, он — первый молитвенник в семье».

Наступило неловкое молчание: в этой семье никто не молился. Отец откашлялся и сказал: «Знаете, дорогой отче, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. К чему делать одно и то же каждый день, каждый год? Нет, мы не молимся». Священник удивленно посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала: «Папа, неужели мне не нужно больше каждое утро приходить к тебе и говорить “доброе утро”?»

Источник

Какие молитвы читать утром и вечером дома

Что такое утренние и вечерние молитвы и почему они так важны в жизни каждого православного христианина? Многие святые отцы называют эти ежедневные молитвы духовной гигиеной, необходимым минимумом для начинающего верующего. С помощью этих молитв и особенно за счет их регулярного и добросовестного чтения миряне становятся ближе к Господу, очищаются духовно, учатся смирению, покаянию и благодарности. Трудно переоценить их значимость, особенно в современном мире.

какие утренние и вечерние молитвы читать. Смотреть фото какие утренние и вечерние молитвы читать. Смотреть картинку какие утренние и вечерние молитвы читать. Картинка про какие утренние и вечерние молитвы читать. Фото какие утренние и вечерние молитвы читать

Какие существуют молитвы и особенности их прочтения

В православии есть такой термин – молитвенное правило. Так называются совокупности молитвенных текстов, предназначенных для утренних и вечерних чтений. Эти обязательные молитвы можно найти в каждом молитвослове. Среди них «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», «Царю небесный», «Символ веры» и другие. Молитвенное правило было сформировано еще несколько столетий назад, и с тех пор стало ориентиром для православных верующих.

Молитвенное правило подразделяется на полное, то есть общее для всех, и краткое, индивидуальное (оно обсуждается с духовником и назначается с его благословения, в случаях, например, болезни, дефицита сил, высокой загруженности на работе и т.д.). Есть еще разновидность краткого молитвенного правила от святого Серафима Саровского. Согласно нему, если верующий находится в крайне слабом состоянии или сильно ограничен во времени, то можно прочесть лишь следующие молитвы: трижды «Отче наш», трижды «Богородице Дево, радуйся» и единожды «Символ веры».

Молитва «Отче наш»

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.

Молитва «Богородице, дево, радуйся»

Богородице Дево, ра­дуй­cя, Благодатная Ма­рие, Господь с Тобою: благословенна Ты в же­нах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Молитва «Символ веры»

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

И воскресшаго в третий день по Писанием.

И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых.

И жизни будущаго века. Аминь.

Как читать утренние и вечерние молитвы

Утромполагается молиться сразу после пробуждения, до трапезы и начала трудового дня, а вечером можно выбрать любое время, главное, чтобы все работы в текущем дне были окончены.

какие утренние и вечерние молитвы читать. Смотреть фото какие утренние и вечерние молитвы читать. Смотреть картинку какие утренние и вечерние молитвы читать. Картинка про какие утренние и вечерние молитвы читать. Фото какие утренние и вечерние молитвы читать

Молитва должна совершаться в уединенном месте, перед иконой, с зажженной лампадой или свечой. Сначала нужно перекреститься и совершить несколько поклонов. Затем настроиться, сосредоточиться и начать читать молитвы по тому порядку, который указан в молитвослове. Читать можно как вслух, так и про себя. Молитвы о близких, обращения к Господу, сказанные своими словами — все это тоже обязательная часть молитвословия.

Важно поблагодарить Господа и испросить Его благословения перед предстоящими жизненными испытаниями.

Очень важно понимать значение каждого слова, которое произносится в молитвах. Для этой цели существуют переводы молитв с церковнославянского на русский в толковых молитвословах, их стоит изучить, чтобы чтение было осознанным.

Важно молиться с чистым сердцем, в котором нет горечи, зла, обиды, раздражения. Если верующий ощущает эти эмоции, от них необходимо избавиться. Одним из способов будет помолиться о здравии того, кто обидел. Это очистит душу, усмирит пыл и настроит на благодатный лад.

Как правило, при определенной практике, чтение утренних и вечерних молитв занимает в среднем по 20 минут. Но в настоящее время миряне столкнулись с проблемой. В нашем современном мире, когда темп жизни настолько высокий, что дефицит времени ощущается на каждом шагу, православным верующим, начинающим практиковать ежедневные чтения, бывает трудно найти время для молитв в своем плотном графике. Как правило, с утра люди спешат на работу, а вечером валятся с ног от усталости. И на чтение молитв с вдумчивым, сосредоточенным подходом не остается времени. А молитвы важно читать искренне, с усердием.

Произносить текст скороговоркой, формально – это никому не нужно и даже вредно в беседе с Богом.

В таком случае нужно перестраивать свое дневное расписание, находить другое время для молитв, часть молитв допустимо даже читать на работе или по дороге. Но это все надо обязательно обсуждать со своим духовником или священником, у которого вы регулярно исповедуетесь. Иногда батюшка может разрешить читать не полный объем молитв. Главное в утренних и вечерних молитвах – правильный настрой, сосредоточенность, посыл к Господу от самого сердца.

Важность молитв утром и вечером

Почему так важно совершать утренние и вечерние молитвы ежедневно? Священнослужители всегда говорят, что этот обряд тренирует волю, делает верующего сильнее в духовном отношении и не позволяет забыть о Боге и необходимости соблюдения заповедей. И особенно важен он для начинающих православных христиан.

Источник

Молитвенное правило

Моли́твенное пра́вило – 1) еже­днев­ные молитвы, кото­рые совер­шают хри­сти­ане, мини­мально — утрен­ние и вечер­ние (реко­мен­ду­е­мые тексты можно найти в молит­во­слове); 2) регла­мен­ти­ро­ван­ное чтение этих молитв.

Пра­вило бывает общим – уни­вер­саль­ным для всех или инди­ви­ду­аль­ным, под­би­ра­е­мым для веру­ю­щего духов­ни­ком с учетом его духов­ного состо­я­ния, сил и заня­то­сти.

Этот жиз­нен­ный ритм необ­хо­дим, поскольку в про­тив­ном случае душа легко выпа­дает из молит­вен­ной жизни, как бы про­сы­па­ясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком боль­шом и труд­ном деле, одного «вдох­но­ве­ния», «настро­е­ния» и импро­ви­за­ции недо­ста­точно.

Чтение молитв свя­зует чело­века с их твор­цами: псал­мо­пев­цами и подвиж­ни­ками. Это помо­гает обре­сти духов­ный настрой, род­ствен­ный их сер­деч­ному горе­нию. В том, чтобы молиться чужими сло­вами, пример нам – Сам Гос­подь Иисус Хри­стос. Его молит­вен­ные воз­гласы во время крест­ных стра­да­ний – строки из псал­мов ( Пс. 21:2; 30:6 ).

Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ные молит­вен­ных пра­вила:

1) Молит­вен­ное пра­вило, кото­рое печа­та­ется в «Пра­во­слав­ном молит­во­слове».

2) Молит­вен­ное пра­вило по Часо­слову. См. проект: Домаш­ний Часо­слов.

3) Крат­кое молит­вен­ное пра­вило пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского: три раза «Отче наш», три раза «Бого­ро­дице Дево» и один раз «Символ веры» – для тех исклю­чи­тель­ных дней и обсто­я­тельств, когда чело­век нахо­дится в край­нем утом­ле­нии или весьма огра­ни­чен во вре­мени.

Совсем опус­кать молит­вен­ное пра­вило неже­ла­тельно. Даже если молит­вен­ное пра­вило чита­ется без долж­ного вни­ма­ния, слова молитв, про­ни­кая в душу, ока­зы­вают свое очи­ща­ю­щее воз­дей­ствие.

Основ­ные молитвы сле­дует знать наизусть (при регу­ляр­ном чтении они посте­пенно запо­ми­на­ются чело­ве­ком даже с очень плохой памя­тью), чтобы они глубже про­никли в сердце и чтобы их можно было повто­рять в любых обсто­я­тель­ствах. Жела­тельно изу­чить текст пере­вода молитв с цер­ков­но­сла­вян­ского языка на рус­ский (см. «Тол­ко­вый молит­во­слов»), чтобы пони­мать зна­че­ние каж­дого слова и ни одно слово не про­из­но­сить бес­смыс­ленно или без точ­ного осмыс­ле­ния. Очень важно, чтобы при­сту­па­ю­щий к молит­во­сло­вию изгнал из сердца обиды, раз­дра­же­ние, горечь. Без усилий, направ­лен­ных на слу­же­ние людям, на борьбу с грехом, на уста­нов­ле­ние кон­троля над телом и душев­ной сферой, молитва не может стать внут­рен­ним стерж­нем жизни.

В усло­виях совре­мен­ного быта, учи­ты­вая загру­жен­ность и уско­рен­ные темпы, миря­нам нелегко отво­дить для молитвы опре­де­лен­ное время. Врагом молитвы утрен­ней явля­ется спешка, а молитвы вечер­ней – уста­лость.

Утрен­ние молитвы лучше всего читать до начала вся­кого дела (и до зав­трака). В край­нем случае, их про­из­но­сят по дороге из дома. Поздно вече­ром часто бывает трудно сосре­до­то­читься из-за уста­ло­сти, поэтому можно реко­мен­до­вать читать вечер­нее молит­вен­ное пра­вило в сво­бод­ные минуты до ужина или еще раньше.

Во время молитвы реко­мен­ду­ется уеди­ниться, воз­жечь лам­паду или свечу и встать перед иконой. В зави­си­мо­сти от харак­тера внут­ри­се­мей­ных вза­и­мо­от­но­ше­ний можно реко­мен­до­вать чтение молит­вен­ного пра­вила вместе, всей семьей, или каж­дому члену семьи отдельно. Общая молитва реко­мен­ду­ется перед вку­ше­нием пищи, в тор­же­ствен­ные дни, перед празд­нич­ной тра­пе­зой и в других подоб­ных слу­чаях. Семей­ная молитва – это раз­но­вид­ность цер­ков­ной, обще­ствен­ной (семья – своего рода «домаш­няя Цер­ковь») и поэтому не заме­няет молитву инди­ви­ду­аль­ную, а лишь допол­няет ее.

Перед нача­лом молит­во­сло­вия сле­дует осе­нить себя крест­ным зна­ме­нием и совер­шить несколько покло­нов, пояс­ных или земных, и поста­раться настро­иться на внут­рен­нюю беседу с Богом. Труд­ность молитвы – нередко при­знак ее под­лин­ной дей­ствен­но­сти.

Молитва за других людей (см. помян­ник) – неотъ­ем­ле­мая часть молит­во­сло­вия. Пред­сто­я­ние Богу не отда­ляет чело­века от ближ­них, но свя­зы­вает его с ними еще более тес­ными узами. Не сле­дует огра­ни­чи­ваться только молит­вой за близ­ких и доро­гих нам людей. Молитва за тех, кто при­чи­нил нам огор­че­ние, вносит в душу мир, ока­зы­вает воз­дей­ствие на этих людей и делает нашу молитву жерт­вен­ной.

Хорошо окон­чить молит­во­сло­вие бла­го­да­ре­нием Богу за даро­ван­ное обще­ние и сокру­ше­нием о своей невни­ма­тель­но­сти. При­сту­пая к делам, надо прежде поду­мать о том, что пред­стоит гово­рить, делать, видеть в тече­ние дня и испро­сить у Бога бла­го­сло­ве­ния и сил для сле­до­ва­ния Его воле. В гуще тру­до­вого дня надо тво­рить крат­кую молитву (см. Иису­сова молитва), кото­рая помо­жет и в повсе­днев­ных делах нахо­дить Гос­пода.

Можно ли сокра­щать молит­вен­ное пра­вило?

Этот вопрос вол­нует многих совре­мен­ных людей. Однако, как пред­став­ля­ется, дать на него одно­знач­ный ответ, «да» или «нет», без­от­но­си­тельно к обсто­я­тель­ствам нельзя.

С одной сто­роны пра­вило для того и суще­ствует, чтобы его соблю­дать. Важ­ность молит­вен­ного пра­вила заклю­ча­ется в том, что оно ори­ен­ти­рует хри­сти­а­нина в пра­виль­ном русле.

Вхо­дя­щие в состав пра­вила молитвы спо­соб­ствуют фор­ми­ро­ва­нию над­ле­жа­щих отно­ше­ний бого­мольца с Богом, свя­тыми и вообще с ближ­ними, предо­хра­не­нию его от дей­ствий лука­вых сил и внут­рен­них стра­стей.

Многие, не имей они этого спа­си­тель­ного пра­вила, может быть даже и не знали бы, как именно, о чём именно и с какой регу­ляр­но­стью должно молиться Богу и Его угод­ни­кам.

С другой сто­роны суще­ствует раз­лич­ные жиз­нен­ные ситу­а­ции, когда веру­ю­щему, либо ввиду немощи телес­ной или духов­ной, либо ввиду иных причин (напри­мер, в случае особо ответ­ствен­ных вахт и дежурств, кара­у­лов, актив­ных боевых дей­ствий) регу­лярно читать молит­вен­ное пра­вило цели­ком бывает или крайне затруд­ни­тельно, или прак­ти­че­ски невоз­можно.

В подоб­ном случае сле­дует пом­нить, что молит­вен­ное пра­вило хотя и явля­ется пра­ви­лом, под­ра­зу­ме­ва­ю­щим умест­ность его испол­не­ния, однако не пред­по­ла­гает абсо­лют­ной, без­услов­ной необ­хо­ди­мо­сти его соблю­де­ния.

Иногда бывает лучше про­честь меньше молитв, но искренне и с усер­дием (от сердца), чем все (состав­ля­ю­щее полное пра­вило), но «фор­мально» (небрежно, ско­ро­го­вор­кой, пере­пры­ги­вая через строчки и т. п.).

Суще­ствуют, к слову, и сокра­щён­ные вари­анты молит­вен­ного пра­вила.

Но всё же в случае воз­ник­но­ве­ния сомне­ний по этому поводу есть смысл обра­титься за кон­крет­ной реко­мен­да­цией к опыт­ному, духовно муд­рому пас­тырю, духов­нику.

Хорошо ли, если молит­вен­ное пра­вило будет побольше: кроме обыч­ных утрен­них и вечер­них молитв – ака­фи­сты, каноны?

Самое глав­ное в испол­не­нии молит­вен­ного пра­вила – посто­ян­ное еже­днев­ное испол­не­ние его. При нужде оно сокра­ща­ется. Надо иметь такое пра­вило, чтобы оно не пре­вы­шало ваших сил и чтобы совесть не уко­ряла за леность.

Утрен­нее и вечер­нее пра­вила – это лишь необ­хо­ди­мая духов­ная гиги­ена. Молиться же нам запо­ве­дано непре­станно (см. молитва Иису­сова). Святые отцы ска­зали: если будешь сби­вать молоко, полу­чится масло, так и в молитве – от коли­че­ства пере­хо­дит в каче­ство.

пре­по­доб­ный авва Исайя:
“Не остав­ляй молит­вен­ного пра­вила, чтобы не впасть в руки врагов твоих. Тща­тельно испол­няй твое молит­вен­ное пра­вило. Осте­ре­гись! не допу­сти себе пре­не­бречь им. От тща­тель­ного испол­не­ния пра­вила про­све­ща­ется и укреп­ля­ется душа”.

про­то­и­е­рей Алек­сий Умин­ский:
“Чтобы пра­вило стало не пре­пят­ствием, а насто­я­щим дви­га­те­лем чело­века к Богу, необ­хо­димо, чтобы оно было сораз­мерно его духов­ным силам, соот­вет­ство­вало его духов­ному воз­расту и состо­я­нию души. Многие люди, не желая себя отя­го­щать, созна­тельно выби­рают слиш­ком легкие молит­вен­ные пра­вила, кото­рые из-за этого ста­но­вятся фор­маль­ными и не при­но­сят плодов. Но иногда и боль­шое пра­вило, выбран­ное из нера­зум­ной рев­но­сти, тоже ста­но­вится кан­да­лами, ввер­гая в уныние и мешая духовно расти.
Пра­вило — не застыв­шая форма, в тече­ние жизни оно обя­за­тельно должно меняться и каче­ственно, и внешне”.

Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник так кратко систе­ма­ти­зи­рует советы по про­чте­нию молит­вен­ного пра­вила:

“а) нико­гда спешно не читайте, а читайте будто нарас­пев… В древ­но­сти все чита­е­мые молитвы бра­лись из псал­мов… Но нигде не встре­чаю слова “читать”, а везде “петь”…

б) во всякое слово вни­кайте и не мысль только чита­е­мого вос­про­из­во­дите в созна­нии, но и чув­ство соот­вет­ствен­ное воз­буж­дайте…

в) чтобы под­сечь позыв на спеш­ное чтение, поло­жите — не то и то вычи­ты­вать, а про­сто­ять на чита­тель­ном молит­во­сло­вии чет­верть часа, пол­часа, час… сколько обычно выста­и­ва­ете… и затем не заботь­тесь… сколько про­чи­та­ете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, пере­ста­вайте читать…

г) поло­жив это, однако ж, на часы не посмат­ри­вайте, а так ста­но­ви­тесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забе­гать вперед…

д) чтобы спо­соб­ство­вать дви­же­нию молит­вен­ных чувств в сво­бод­ное время, пере­чи­ты­вайте и пере­ду­мы­вайте все молитвы, кото­рые входят в ваше пра­вило, — и пере­чув­ствуйте их, чтобы, когда на пра­виле ста­нете их читать, знать, напе­ред, какое чув­ство должно быть воз­буж­да­емо в сердце…

е) нико­гда не читайте без пере­рыва молитвы, а всегда пере­ры­вайте их сво­е­лич­ною молит­вою, с покло­нами, в сре­дине ли молитв при­дется это сде­лать или в конце. Как только вспа­дет что на сердце, тотчас оста­нав­ли­вай­тесь читать и кла­дите поклоны. Это послед­нее пра­вило — самое нужное и самое необ­хо­ди­мое для вос­пи­та­ния духа молит­вен­ного… Если какое иное чув­ство займет очень, вы и будьте с ним и кла­дите поклоны, а чтение оставьте… так до самого конца поло­жен­ного вре­мени”.

мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний:
Мой духов­ный отец мне сове­то­вал так читать утpен­ние или вечер­ние молитвы: стал, помол­чал, пред­стал перед Богом, пеpе­кре­стился: «Во имя Отца и Сына и Свя­того Духа», – не в свое имя и не ради себя самого, а во имя Божие и ради Него. Потом пpочти пеpвую фразу молитвы, помолчи мгно­ве­ние, совеpши земной поклон и повтоpи ее, помолчи мгно­ве­ние и повтоpи ее еще раз; тогда пеpе­ходи на сле­ду­ю­щую фразу. Это значит, что утpен­ние или вечер­ние молитвы (с покло­нами) зани­мают при­бли­зи­тельно два часа с поло­ви­ной, – но они дохо­дят. Они дохо­дят, потому что ты услы­шишь те же слова три раза и заста­вишь свое тело покло­ниться и вос­стать. Конечно, дойдут, сколько воз­можно, в пре­де­лах твоей глу­бины. (Источ­ник).

Источник

Молитвы вечерние

Начальные молитвы

Во и́мя Отцá, и Сы́на, и Святáго Ду́ха. Ами́нь.

Го́споди Иису́се Христé, Сы́не Бóжий, моли́тв рáди Пречи́стыя Твоея́ Мáтере, преподóбных и богонóсных отéц нáших и всех святы́х, поми́луй нас. Ами́нь.

Слáва Тебé, Бóже наш, слáва Тебé.

Царю́ Небéсный, Утéшителю, Ду́ше и́стины, И́же вездé сый и вся исполня́яй, Сокрóвище благи́х и жи́зни Подáтелю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия сквéрны, и спаси́, Блáже, ду́ши нáша.

Святы́й Бóже, Святы́й Крéпкий, Святы́й Безсмéртный, поми́луй нас (трижды).

Слáва Отцу́ и Сы́ну и Святóму Ду́ху, и ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь.

Пресвятáя Трóице, поми́луй нас; Гóсподи, очи́сти грехи́ нáша; Влады́ко, прости́ беззакóния нáша; Святы́й, посети́ и исцели́ нéмощи нáша, и́менé Твоегó рáди.

Гóсподи поми́луй (трижды).

Óтче наш, И́же еси́ на небесéх! Да святи́тся и́мя Твоé, да прии́дет Царствие Твоé, да бу́дет во́ля Твоя, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и остáви нам дóлги нáша, я́коже и мы оставля́ем должникóм нáшим; и не введи́ нас во искушéние, но избáви нас от лукáваго.

Тропари

Поми́луй нас, Гóсподи, поми́луй нас; вся́каго бо отвéта недоумéюще, сию́ Ти моли́тву я́ко Влады́це грéшнии принóсим: поми́луй нас.

Слава: Гóсподи, поми́луй нас, на Тя бо уповáхом; не прогнéвайся на ны зелó, нижé помяни́ беззакóний нáших, но при́зри и ны́не я́ко благоутрóбен, и избáви ны от враг нáших; Ты бо еси́ Бог наш, и мы лю́дие Твои́, вси делá руку́ Твоéю, и и́мя Твоé призывáем.

И ныне: Милосéрдия двéри отвéрзи нам, благословéнная Богорóдице, надéющиися на Тя да не поги́бнем, но да избáвимся Тобóю от бед: Ты бо еси́ спасéние рóда христиáнскаго.

Гóсподи поми́луй (12 раз).

Молитва 1-я, святого Макария Великого, к Богу Отцу

Бóже вéчный и Царю́ вся́каго создáния, сподóбивый мя дáже в час сей доспéти, прости́ ми грехи́, я́же сотвори́х в сей день дéлом, слóвом и помышлéнием, и очи́сти, Гóсподи, смирéнную мою́ ду́шу от вся́кия сквéрны плóти и ду́ха. И даждь ми, Гóсподи, в нощи́ сей сон прейти́ в ми́ре, да востáв от смирéннаго ми лóжа, благоугожду́ пресвятóму и́мени Твоéму, во вся дни животá моегó, и поперу́ борю́щия мя враги́ плотски́я и безпло́тныя. И избáви мя, Го́споди, от помышлéний су́етных, оскверня́ющих мя, и пóхотей лукáвых. Я́ко Твоé есть Цáрство и си́ла и слáва, Отцá и Сы́на и Святáго Ду́ха, ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь.

Молитва 2-я, святого Антиоха, ко Господу нашему Иисусу Христу

Вседержи́телю, Слóво Óтчее, Сам совершéн сый, Иису́се Христé, мнóгаго рáди милосéрдия Твоегó никогдáже отлучáйся менé, рабá Твоегó, но всегдá во мне почивáй. Иису́се, дóбрый Пáстырю Твои́х овéц, не предáждь менé крамолé змии́не, и желáнию сатанину́ не остáви менé, я́ко сéмя тли во мне есть. Ты у́бо, Гóсподи Бóже покланя́емый, Царю́ Святы́й, Иису́се Христé, спя́ща мя сохрани́ немерцáющим свéтом, Ду́хом Твои́м Святы́м, И́мже освятил еси́ Твоя́ ученики́. Даждь, Гóсподи, и мне, недостóйному рабу́ Твоéму, спасéние Твоé на лóжи моéм: просвети́ ум мой свéтом рáзума Святáго Евáнгелия Твоегó, ду́шу любóвию Крестá Твоегó, сéрдце чистотóю словесé Твоегó, тéло моé Твоéю стрáстию безстрáстною, мы́сль мою́ Твои́м смирéнием сохрани́, и воздви́гни мя во врéмя подóбно на Твоé славослóвие. Я́ко препрослáвлен еси́ со Безначáльным Твои́м Отцéм и с Пресвяты́м Ду́хом во вéки. Ами́нь.

Молитва 3-я, ко Пресвятому Духу

Гóсподи, Царю́ Небéсный, Утéшителю, Д́у́ше и́стины, умилосéрдися и поми́луй мя грéшнаго рабá Твоегó, и отпусти́ ми недостóйному, и прости́ вся, ели́ка Ти согреши́х днесь я́ко человéк, пáче же и не я́ко человéк, но и горéе скотá, вóльныя моя́ грехи́ и невóльныя, вéдомыя и невéдомыя: я́же от ю́ности и от нау́ки злы, и я́же суть от нáгльства и уны́ния. Áще и́менем Твои́м кля́хся, или́ похули́х é в помышлéнии моéм; или́ когó укори́х; или́ оклеветáх когó гнéвом мои́м, или́ опечáлих, или́ о чем прогнéвахся; или солгáх, или безгóдно спах, или нищ прии́де ко мне, и презрéх его; или брáта моего́ опечáлих, или́ свáдих, или́ когó осуди́х; или́ развеличáхся, или́ разгордéхся, или разгнéвахся; или́ стоя́щу ми на моли́тве, ум мой о лукáвствии ми́ра сегó подви́жеся, или́ развращéние помы́слих; или́ объядóхся, или́ опи́хся, или́ без умá смея́хся; или́ лукáвое помы́слих, или́ добрóту чу́ждую ви́дев, и тою́ уя́звен бых сéрдцем; или́ неподóбная глагóлах, или́ греху́ брáта моегó посмея́хся, моя́ же суть безчи́сленная согрешéния; или́ о моли́тве не ради́х, или́ и́но что содéях лукáвое, не по́мню, та бо вся и бóльша сих содéях. Поми́луй мя, Твóрче мой Влады́ко, уны́лаго и недостóйнаго рабá Твоегó, и остáви ми, и отпусти́, и прости́ мя, я́ко Благ и Человеколю́бец, да с ми́ром ля́гу, усну́ и почи́ю, блу́дный, грéшный и окая́нный аз, и поклоню́ся, и воспою́, и прослáвлю пречестнóе и́мя Твоé со Отцéм и Единорóдным Егó Сы́ном, ны́не и при́сно и во вéки. Ами́нь.

Молитва 4-я, святого Макария Великого

Молитва 5-я

Гóсподи Бóже наш, éже согреши́х во дни сем слóвом, дéлом и помышлéнием, я́ко Благ и Человеколю́бец прости́ ми. Ми́рен сон и безмятéжен дáруй ми. Áнгела Твоегó храни́теля посли́, покрывáюща и соблюдáюща мя от вся́каго зла, я́ко Ты еси́ Храни́тель душáм и телесéм нáшим, и Тебé слáву возсылáем, Отцу́ и Сы́ну и Святóму Ду́ху, ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь.

Молитва 6-я

Гóсподи Бóже наш, в Негóже вéровахом, и Егóже и́мя пáче вся́каго и́менé призывáем, даждь нам, ко сну отходя́щим, ослáбу души́ и тéлу, и соблюди́ нас от вся́каго мечтáния, и тéмныя слáсти кромé; устáви стремлéние страстéй, угаси́ разжжéния востáния телéснаго. Даждь нам целому́дренне пожи́ти дéлы и словесы́; да добродéтельное жи́тельство восприéмлюще, обетовáнных не отпадéм благи́х Твои́х, я́ко Благословéн еси́ во вéки. Ами́нь.

Молитва 7-я, святого Иоанна Златоуста (24 молитвы, по числу часов дня и ночи)

1 Гóсподи, не лиши́ менé небéсных Твои́х благ. 2 Гóсподи, избáви мя вéчных мук. 3 Гóсподи, умóм ли или́ помышлéнием, слóвом или дéлом согреши́х, прости́ мя. 4 Гóсподи, избáви мя вся́каго невéдения и забвéния, и малоду́шия, и окаменéннаго нечу́вствия. 5 Гóсподи, избáви мя от вся́каго искушéния. 6 Гóсподи, просвети́ моé сéрдце, éже помрачи́ лукáвое похотéние. 7 Гóсподи, аз я́ко человéк согреши́х, Ты же, я́ко Бог Щедр, поми́луй мя, ви́дя нéмощь души́ моея́. 8 Гóсподи, посли́ благодáть Твою́ в пóмощь мне, да прослáвлю и́мя Твоé святóе. 9 Гóсподи Иису́се Христé, напиши́ мя рабá Твоегó в кни́зе живóтней и дáруй ми конéц благи́й. 10 Гóсподи Бóже мой, áще и ничтóже благо сотвори́х пред Тобóю, но даждь ми по благодáти Твоéй положи́ти начáло блáгое. 11 Гóсподи, окропи́ в сéрдце моéм росу́ благодáти Твоея́. 12 Гóсподи небесé и земли́, помяни́ мя грéшнаго рабá Твоегó, сту́днаго и нечи́стаго, во Цáрствии Твоéм. Ами́нь.

1 Гóсподи, в покая́нии приими́ мя. 2 Гóсподи, не остáви менé. 3 Гóсподи, не введи́ менé в напáсть. 4 Гóсподи, даждь ми мы́сль блáгу. 5 Гóсподи, даждь ми слéзы, и пáмять смéртную, и умилéние. 6 Гóсподи, даждь ми пóмысл исповéдания грехóв мои́х. 7 Гóсподи, даждь ми смирéние, целому́дрие и послушáние. 8 Гóсподи, даждь ми терпéние, великоду́шие и крóтость. 9 Гóсподи, всели́ в мя кóрень благи́х, страх Твой в сéрдце моé. 10 Гóсподи, сподóби мя люби́ти Тя от всея́ души́ моея́, и помышлéния и твори́ти во всем вóлю Твою́. 11 Гóсподи, покрый мя от человéк нéкоторых, и бесóв, и страстéй, и от вся́кия ины́я неподóбныя вéщи. 12 Гóсподи, веси́, я́ко твори́ши, я́коже Ты вóлиши, да бу́дет вóля Твоя́ и во мне грéшнем, я́ко Благословéн еси́ во вéки. Ами́нь.

Молитва 8-я, нашему Иисусу Христу

Гóсподи Иису́се Христé, Сы́не Бóжий, рáди честнéйшия Мáтере Твоея́, и безплóтных Твои́х Áнгел, Проро́ка же и Предтéчи и Крести́теля Твоегó, богоглагóливых же апóстол, свéтлых и добропобéдных му́ченик, преподóбных и богонóсных отéц, и всех святы́х моли́твами, избáви мя настоя́щаго обстоя́ния бесóвскаго. Ей, Гóсподи мой Твóрче, не хотя́й смéрти грéшнаго, но я́коже обрати́тися и жи́ву бы́ти ему́, даждь и мне обращéние окая́нному и недостóйному; изми́ мя от уст пáгубнаго зми́я, зия́ющаго пожрéти мя и свести́ во ад жи́ва. Ей, Гóсподи мой, утешéние моé, И́же менé рáди окая́ннаго в тлéнную плоть оболки́йся, истóргни мя от окая́нства, и утешéние подáждь души́ моéй окая́нней. Всади́ в сéрдце моé твори́ти Твоя́ повелéния, и остáвити лукáвая дея́ния, и получи́ти блажéнства Твоя́: на Тя бо, Гóсподи, уповáх, спаси́ мя.

Молитва 9-я, ко Пресвятой Богородице, Петра Студийского

К Тебé Пречи́стей Бóжией Мáтери аз окая́нный припáдая молю́ся: веси́, Цари́це, я́ко безпрестáни согрешáю и прогневля́ю Сы́на Твоегó и Бóга моегó, и многажды áще кáюся, лож пред Бóгом обретáюся, и кáюся трепещá: не ужéли Госпóдь порази́т мя, и по часé пáки тáяжде творю́; вéдущи сия́, Влады́чице моя́ Госпожé Богорóдице, молю́, да поми́луеши, да укрепи́ши, и благáя твори́ти да подáси ми. Веси́ бо, Влады́чице моя́ Богорóдице, я́ко отню́д и́мам в нéнависти злáя моя́ делá, и всéю мы́слию люблю́ закóн Бóга моегó; но не вем, Госпожé Пречи́стая, отку́ду я́же ненави́жду, та и люблю́, а благáя преступáю. Не попущáй, Пречи́стая, вóли моéй совершáтися, не угóдна бо есть, но да бу́дет вóля Сы́на Твоегó и Бóга моегó: да мя спасéт, и вразуми́т, и подáст благодáть Святáго Ду́ха, да бых аз отсéле престáл сквернодéйства, и прóчее пожи́л бых в повелéнии Сы́на Твоегó, Ему́же подобáет вся́кая слáва, честь и держáва, со Безначáльным Егó Отцéм и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Егó Ду́хом, ны́не и при́сно и во вéки векóв, ами́нь.

Молитва 10-я, ко Пресвятой Богородице

Благáго Царя́ благáя Мáти, Пречи́стая и Благословéнная Богорóдице Мари́е, ми́лость Сы́на Твоегó и Бóга нáшего излéй на стрáстную мою́ ду́шу и Твои́ми моли́твами настáви мя на дея́ния благáя, да прóчее врéмя животá моегó без порóка прейду́ и Тобóю рай да обря́щу, Богорóдице Дéво, еди́на Чи́стая и Благословéнная.

Молитва 11-я, ко святому Ангелу Хранителю

Áнгеле Христóв, храни́телю мой святы́й и покрови́телю души́ и тéла моегó, вся ми прости́, ели́ка согреши́х во днéшний день, и от вся́каго лукáвствия проти́внаго ми врáга избáви мя, да ни в кóемже гресé прогнéваю Бóга моегó; но моли́ за мя грéшнаго и недостóйнаго рабá, я́ко да достóйна мя покáжеши блáгости и ми́лости Всесвяты́я Трóицы и Мáтере Гóспода моегó Иису́са Христá и всех святы́х. Ами́нь.

Кондак Богородице

Взбрáнной Воевóде победи́тельная, я́ко избáвльшеся от злых, благодáрственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богорóдице, но я́ко иму́щая держáву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свободи́, да зовéм Ти́: рáдуйся, Невéсто Неневéстная.

Преслáвная Приснодéво, Мати́ Христá Бóга, принеси́ нáшу моли́тву Сы́ну Твоему́ и Бóгу нáшему, да спасéт Тобóю ду́ши нáша.

Все уповáние моé на Тя возлагáю, Мáтии Бóжия, сохрани́ мя под крóвом Твои́м.

Богорóдице Дéво, не прéзри менé грéшнаго, трéбующа Твоея́ пóмощи и Твоегó заступлéния, на Тя бо уповá душá моя́, и поми́луй мя.

Молитва святого Иоанникия Великого

Уповáние моé Отéц, прибéжище моé Сын, покрóв мой Дух Святы́й: Трóице Святáя, слáва Тебé.

Достóйно есть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя, Богорóдицу, Присноблажéнную и Пренепорóчную и Мáтерь Бóга нáшего. Честнéйшую Херуви́м и славнéйшую без сравнéния Серафи́м, без истлéния Бóга Слóва рóждшую, су́щую Богорóдицу Тя величáем.

Гóсподи поми́луй (трижды).

Гóсподи Иису́се Христé, Сы́не Бóжий, моли́тв рáди Пречи́стыя Твоея́ Мáтере, преподóбных и богонóсных отéц нáших и всех святы́х, поми́луй нас. Ами́нь.

Молитва святого Иоанна Дамаскина, которую, показывая на постель твою, говори:

И хотя лечь на постель, говори сии тропари:

Слава: Засту́пник души́ моея́ бу́ди, Бо́же, я́ко посредé хожду́ сетéй мнóгих; избáви мя от них и спаси́ мя, Блáже, я́ко Человеколю́бец.

И ныне: Преслáвную Бóжию Мáтерь, и святы́х Áнгел Святéйшую, немóлчно воспои́м сéрдцем и усты́, Богорóдицу Сию́ исповéдающе, я́ко вои́стинну рóждшую нам Бóга воплощéнна, и моля́щуюся непрестáнно о душáх нáших.

Молитва Честному Кресту

Также целуй крест твой, и знаменуй крестом место твое от головы до ног, также и со всех сторон, и говори молитву Честнóму Кресту:

Да воскрéснет Бог, и расточáтся врази́ Его́, и да бежáт от лицá Егó ненави́дящии Егó. Я́ко исчезáет дым, да исчéзнут; я́ко тáет воск от лицá огня́, тáко да поги́бнут бéси от лицá лю́бящих Бóга и знáменующихся крéстным знáмением, и в весéлии глагóлющих: рáдуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Крéсте Госпóдень, прогоня́яй бéсы си́лою на тебé пропя́таго Гóспода нáшего Иису́са Христá, во ад сшéдшаго и попрáвшаго си́лу диáволю, и даровáвшаго нам тебé Крест Свой Честны́й на прогнáние вся́каго супостáта. О, Пречестны́й и Животворя́щий Крéсте Госпóдень! Помогáй ми со Святóю Госпожéю Дéвою Богорóдицею и со всéми святы́ми во вéки. Ами́нь.

Огрáди мя, Гóсподи, си́лою Честнáго и Животворя́щаго Твоегó Крестá, и сохрани́ мя от вся́каго зла.

Также, вместо прощения:

Ослáби, остáви, прости́, Бóже, прегрешéния нáша, вóльная и невóльная, я́же в слóве и в дéле, я́же в вéдении и не в вéдении, я́же во дни и в нощи́, я́же во умé и в помышлéнии: вся нам прости́, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Молитва

Ненави́дящих и оби́дящих нас прости́, Гóсподи Человеколю́бче. Благотворя́щим благосотвори́. Брáтиям и срóдником нáшим дáруй я́же ко спасéнию прошéния и жизнь вéчную. В нéмощех су́щия посети́ и исцелéние дáруй. И́же на мóри упрáви. Путешéствующим спутешéствуй. Служáщим и ми́лующим нас грехóв оставлéние дáруй. Заповéдавших нам недостóйным моли́тися о них поми́луй по вели́цей Твоéй ми́лости. Помяни́, Гóсподи, прéжде усóпших отéц и брáтий нáших и упóкой их, идéже присещáет свет лицá Твоегó. Помяни́, Гóсподи, брáтий нáших пленéнных и избáви я от вся́каго обстоя́ния. Помяни́, Гóсподи, плодонося́щих и добродéлающих во Святы́х Твои́х Цéрквах, и даждь им я́же ко спасéнию прошéния и жизнь вéчную. Помяни́, Гóсподи, и нас, смирéнных и грéшных и недостóйных раб Твои́х, и просвети́ наш ум свéтом рáзума Твоегó, и настáви нас на стезю́ зáповедей Твои́х, моли́твами Пречи́стыя Влады́чицы нáшея Богорóдицы и Приснодéвы Мари́и и всех Твои́х святы́х: я́ко Благословéн еси́ во вéки векóв. Ами́нь.

Исповедание грехов повседневное

Исповéдаю Тебé Гóсподу Бóгу моему́ и Творцу́, во Святéй Трóице Еди́ному, слáвимому и покланя́емому, Отцу́ и Сы́ну и Святóму Ду́ху, вся моя́ грехи, я́же содéях во вся дни животá моегó, и на вся́кий час, и в настоя́щее врéмя, и в прешéдшия дни и нóщи, дéлом, слóвом, помышлéнием, объядéнием, пия́нством, тайноядéнием, празднослóвием, уны́нием, лéностию, прекослóвием, непослушáнием, оклеветáнием, осуждéнием, небрежéнием, самолю́бием, многостяжáнием, хищéнием, неправдоглагóланием, скверноприбы́тчеством, мшелои́мством, ревновáнием, зáвистию, гнéвом, памятозлóбием, нéнавистию, лихои́мством и всéми мои́ми чу́вствы: зрéнием, слу́хом, обоня́нием, вку́сом, осязáнием и прóчими мои́ми грехи́, душéвными вку́пе и телéсными, и́миже Тебé Бóга моегó и Творцá прогнéвах, и бли́жняго моегó онепрáвдовах: о сих жалéя, ви́нна себé Тебé Бóгу моему́ представля́ю, и имéю вóлю кáятися: тóчию, Гóсподи Бóже мой, помози́ ми, со слезáми смирéнно молю́ Тя: прешéдшая же согрешéния моя́ милосéрдием Твои́м прости́ ми, и разреши́ от всех сих, я́же изглагóлах пред Тобóю, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *