лучшие роли алисы фрейндлих
Пять лучших фильмов с Алисой Фрейндлих
В день рождения актрисы НЕВСКИЕ НОВОСТИ публикуют материал о лучших фильмах с участием Алисы Фрейндлих.
Сегодня день рождения отмечает одна из ведущих актрис Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова Алиса Бруновна Фрейндлих. Её не называли королевой красоты, она не считалась иконой стиля, но её театральные роли и роли в кино настолько разнообразны и сильны, что не любить её невозможно. В честь дня рождения одной из самых известных петербургских актрис НЕВСКИЕ НОВОСТИ подготовили пять кинокартин с Алисой Фрейндлих, которые должен посмотреть каждый.
«Соломенная шляпка» (1974)
Кадр из фильма «Соломенная шляпка».
Роль: баронесса де Шампиньи, устроительница музыкального вечера
Фильм снят по одноимённому произведению французского романиста и драматурга Эжена Лабиша. История о том, как отъявленный ловелас Леонидас Фадинар, роль которого исполняет Андрей Миронов, ищет настоящую редкость – соломенную шляпку. Так случилось, что лошадь главного героя съедает подвернувшийся ей головной убор. Теперь, чтобы его собственная свадьба, на которую он едет, состоялась, он должен эту шляпу вернуть хозяйке. Вереница событий продолжается весь фильм, пока главная задача не оказывается решённой.
В фильме Алиса Бруновна исполнила комедийную роль. Её героиня, баронесса де Шампиньи, оказалась весёлой и весьма убедительной.
«Жестокий романс» (1984)
Кадр из фильма «Жестокий романс».
Роль: Харита Игнатьевна Огудалова, вдова потомственного дворянина, мать трёх дочерей
Нельзя оставить без внимания образ несчастной вдовы Хариты Огудаловой, которая то и дело мечтает организовать счастье своих детей, чтобы те не остались бедны, как она. Но именно в этом и разворачивается трагедия как фильма, так и самой героини. Эльдар Рязанов считал, что Фрейндлих – отличный психолог, поэтому ей всегда так хорошо удаётся погрузиться во внутренний мир своих героинь.
«Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978)
Кадр из фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра».
Роль: королева Анна Австрийская
Экранизация романа Александра Дюма с ролью королевы Анны, которую сыграла Алиса Фрейндлих – это прекрасная работа. Культовый фильм о четырёх товарищах, Д’Артаньяне, Атосе, Портосе и Арамисе, которые помогают королеве спастись от интриг, которые накручивают придворные и кардинал Ришелье.
Известно, что режиссёр картины Георгий Юнгвальд-Хилькевич взял Алису Фрейндлих на роль французской королевы не только без проб и предварительного прослушивания, но более того – он ни разу об этом не пожалел.
«Сталкер» (1979)
Кадр из фильма «Сталкер».
Роль: жена Сталкера
Андрей Тарковский снял фильм по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». Роль Алисы Бруновны в «Сталкере» – настоящая находка! Она сыграла жену главного героя.
Сталкер водит людей в «запретную зону», в которой могут осуществиться все желания человека. Или не могут. Это неизвестно, ведь никто из экскурсантов так и не заходил в комнату.
Тем временем жена Сталкера вынуждена ждать возвращения героя из всех его походов в «зону». Тот не устраивается на обычную работу, потому что считает главным делом своей жизни именно помощь людям в осуществлении их желаний. Он далёк от реалий жизни. С таким человеком героиня Фрейндлих живёт всю жизнь. Они имеют больного ребёнка.
«Служебный роман» (1977)
Кадр из фильма «Служебный роман».
Роль: Людмила Прокофьевна Калугина, директор статистического учреждения
Визитная карточка Алисы Фрейндлих – это, конечно же, «Сказка о руководящей Золушке». Именно так изначально Эльдар Рязанов планировал назвать свой фильм, но, к счастью, передумал.
Фрейндлих превратили в «серую» и невзрачную героиню Калугину. Твёрдый и уверенный в себе руководитель, чёрствая и неромантичная личность превращается в настоящую женщину лишь после того, как влюбляется. Это одна из самых любимых работ в кино Алисы Бруновны Фрейндлих.
Алисе Фрейндлих 86: пять лучших ролей актрисы в советском кинематографе
Легендарной советской актрисе Алисе Фрейндлих 8 декабря исполнилось 86 лет. В силу возраста она уже крайне редко снимается в кино, а ведь в 60-80-е годы актриса была нарасхват. Каждый год она снималась в двух фильмах, многие из которых потом попали в разряд киношедевров. А также была одной из ведущих драматических актрис питерских театров. Вначале это был театр имени Ленсовета, который возглавлял ее муж – режиссер Игорь Владимиров, а после развода она перешла в Большой драматический театр (БДТ) под руководством одного из лучших режиссеров тех лет Георгия Товстоногова.
Звездные роли и нестыковки с Рязановым
Кстати, Рязанов собирался снять Алису Фрейндлих еще в трех своих картинах, но разные обстоятельства помешали этому. Вначале она пробовалась на роль Шурочки в музыкальной комедии «Гусарская баллада». По воспоминаниям режиссера, у актрисы были прекрасные пробы, но он вынужден был отказать ей. Причина в том, что Алиса выглядела очень женственно, а ему нужна была женщина, которая выглядит и как мальчишка-сорванец. Ведь эта героиня, переодевшись в мужскую одежду, бежит на войну, и подмены никто не замечает. Фрейндлих в гусарском мундире выглядела менее убедительно, чем Лариса Голубкина, которая в итоге и сыграла эту роль.
Второй раз Алиса Бруновна должна была сыграть одну из главных ролей в картине Рязанова «Зигзаг удачи». По словам Эльдара Александровича, роль Алевтины писалась специально под нее. Но из-за беременности ей пришлось отказаться от участия в картине, и эту роль получила Валентина Талызина.
Третья нестыковка Фрейндлих и Рязанова произошла при подготовке «Иронии судьбы». Рязанов вместе со своим постоянным соавтором Эмилем Брагинским написали пьесу, по которой потом сняли уже культовый фильм. Отдавая ее в театр, они как авторы поставили условие, что Надю Шевелеву в спектакле сыграет именно Алиса, а не какая-то другая актриса. В театре взяли пьесу в работу и спустя время пригласили Рязанова и Брагинского на премьеру. В телефонном разговоре один из них поинтересовался, как смотрится Фрейндлих в роли Нади. Но было сказано, что она вообще в этом спектакле не занята. Авторы пришли в бешенство и даже отказались посетить премьеру.
ТОП-5 фильмов и телеспектаклей Алисы Фрейндлих
«Анна и Командор»
Первой большой и успешной работой Алисы Фрейндлих в кино считается драма «Анна и Командор» (1974), которая была снята на киевской киностудии имени Довженко. Актриса играет роль молодой вдовы, чей муж был директором исследовательского института и погиб во время испытаний – его играет Василий Лановой. После его смерти она начала вести затворническую жизнь, ведь незадолго до смерти мужа у них умерла маленькая дочь. Вернуть женщину к обычной жизни решил попытаться сценарист, которого играет Иннокентий Смоктуновский. Он написал сценарий фильма, посвященный ее мужу, и приехал к ней в гости, чтобы уговорить почитать то, что он написал. Она соглашается, но не с первого раза. В итоге, к описанию рабочих будней ее мужа добавилась их семейная история, в которой он был совсем другим человеком. И к первоначальному названию фильма «Командор» добавилось слово «Анна».
КИНОИГРА. Алиса Фрейндлих
В качестве короткого вступления к посту хочу сказать, что здесь не будет подробной биографии Алисы Бруновны, всех перипетий личной жизни. Тому есть две причины: во-первых, этой информации много писали и в журналах, и в Интернете, при желании все могут почитать – три брака, все мужья – театральные, три развода, одна дочь. Пост итак уже получился объемным, а если еще останавливаться на этих подробностях, он станет просто бесконечным, боюсь, у сплетниц пальцы онемеют столько пролистывать экран вниз.
Я думаю, мало в нашей стране найдется людей, кто не знает имя Алисы Фрейндлих, не представляет, как она выглядит и не видел ни одной ее работы ни в театре, ни в кино. Если вдруг такие есть среди нас, то совсем краткая справка не повредит:
Алиса Фрейндлих – дочь известного актера Пушкинского театра Бруно Фрейндлиха. Сразу по окончании Ленинградского театрального института в 1957 г. она была принята в труппу ЛДТ им. Комиссаржевской, где начала свою творческую карьеру. Уже через два года там ее замечает приглашенный режиссер Игорь Владимиров, который тогда постоянно работал в театре имени Ленсовета. В 1959 г. он ставит в театре Комиссаржевской спектакль «Время любить» и на главную роль отбирает вчерашнюю студентку Алису Фрейндлих, у которой главных ролей до этого не было. После этой премьеры ее сразу заметили и другие ленинградские режиссеры и стали наперебой звать ее в свои театры. Уже по окончании того же сезона Алиса Фрейндлих покидает театр им. Комиссаржевской – выходит замуж за Игоря Владимирова, только что назначенного главным режиссером театра Ленсовета, и переходит на сцену под его руководство, где будет блистать более 20 лет до самого развода с режиссером и последовавшего за ним перехода в 80-х в БДТ им. Товстоногова, где она продолжает служить по сей день. Народная артистка, лауреат премии Станиславского и десятков наград за театральные и киноработы.
Итак, долго над личным рассусоливать не будем, перейдем сразу к кино.
Похождения зубного врача (1965)
Как все уже догадались, пойдем по хронологии. Первый фильм подборки – работа реж. Элема Климова. В ролях: Андрей Мягков, Вера Васильева, Алиса Фрейндлих, Пантелеймон Крымов, Игорь Кваша, Ольга Гобозева и др. Этот черно-белый фильм своим жанром напоминает «Иван Васильевич меняет профессию» – это тоже комедия с легкими элементами фантастики, правда, без путешествий во времени, но с визуальными спецэффектами, если можно так выразиться :)))
Хотя Элем Климов активно снимал в советские годы, но, к сожалению, у него были сложные отношения с властями и цензурой, отчего некоторые его работы надолго осели на самых дальних и пыльных полках Госкино. «Похождения зубного врача» как раз из их числа: он был снят в 1965 г., первые показы в кинотеатрах состоялись только в 1967 г., сразу же чиновники усмотрели в ленте пародию на советскую действительность, о фильме было приказано «забыть», цензура даже удалила его из режиссерской фильмографии Климова на долгие годы.
Молодой зубной врач Чесноков после института приезжает в провинциальный городок работать в местной поликлинике. Неожиданно выясняется, что дантист обладает сверхспособностями — он может удалять зубы пациентам абсолютно незаметно и безболезненно даже без обезболивания! Естественно, к волшебному врачу тут же стали выстраиваться очереди желающих, весь городок боготворит молодого необычайно одаренного стоматолога, граждане даже предпочитают сразу удалять зубы у Чеснокова, а не лечить их как полагается. До того дошло, что главный врач Котиков схватился за голову: общий процент зубов у населения за последнее время резко снизился, и уже не только в этом городе, но и в ряде соседних городов и поселков! Но у каждого Моцарта есть свой Сальери, у Чеснокова тоже быстро нашлись завистники. И вот уже второй более опытный стоматолог – Рубахин – уезжает из города прочь, не выдерживая конкуренции с молодым гением, а стоматолог Ласточкина оказывается хитрее – она решает выжить Чеснокова из города своими сплетнями и кознями.
Кстати, этот фильм – первая роль Андрея Мягкова в кино. Через несколько дней будет пост Misa об Андрее Мягкове. Дорогая Misa, я ни в коем случае не заступаю на вашу территорию, сама с нетерпением жду вашего поста. Просто он в этом фильме ну такой милашка, ну такой котик, глазками хлопает, на вид – совершеннейший мальчишка, но обаяния все так же море, как и в самых знаменитых его ролях – ну не могла не упомянуть!
К слову, у героини поста это был уже далеко не первый фильм – она начала сниматься еще в студенчестве с 1955 года. Но зато это первый фильм, где мы видим Алису Фрейндлих поющей и играющей на гитаре! Да-да, она сама исполнила три песни (и первая из них открывает фильм, крупный план поющего лица Алисы сопровождает все вступительные титры!), сама себе аккомпанировала, ее не переозвучивали и не использовали голоса известных певиц. Вот одна из этих песен:
Фрейндлих играет в фильме не сказать чтобы главную роль – тут скорее Вера Васильева лидирует как главный антагонист и супостат Чеснокова-Мягкова. Алиса Бруновна играет Машу, дочь директора местной школы, юную барышню-активистку местной самодеятельности и начинающую актрису с белокурой головой и отличным голосом, которая готовится к свадьбе, но разболевшийся зуб меняет все ее планы и даже судьбу. Ну посмотрите сами – разве же не прелесть?
В целом я получила удовольствие от фильма и визуальное – приятно видеть самую известную советскую экранную пару еще такими юными, незаезженными, начинающими, и музыкальное – поет Алиса Бруновна стильно, в узнаваемой манере: ее голос, может, и не богат октавами, зато с энергией и с душой.
Если вам кажется, что вы пересмотрели по сто раз уже все-все советские комедии, а от вступительной заставки Иронии Судьбы голова так и норовит по инерции упасть лицом в салат, вам вроде хочется чего-то ностальгического из той эпохи, но при этом чтобы новенького – «Похождения зубного врача» как раз для вас!
Ковалева из провинции (1975)
Это телеспектакль в двух частях, точнее запись спектакля театра им. Ленсовета для телевидения. Спектакль по пьесе И. Дворецкого шел с большим успехом в театре с 1973 г., поставил его главный режиссер и худрук театра Игорь Владимиров, на тот момент супруг Алисы Бруновны (в браке были 1960-1981 гг). В годы их семейного и творческого тандема он все свои работы ставил под Алису, и она блистательно с ними справлялась, поэтому «Ковалева из провинции» в сегодняшней Киноигре будет служить небольшим осколком из прошлого расцвета совместного творчества двух театральных титанов Ленинграда.
Я выбрала эту работу для поста не только потому, что это главная роль Алисы Фрейндлих, но и потому, что сам спектакль вышел в лучшие годы постановок и преподавания Игоря Владимирова и предстает классическим образчиком новаторского творческого направления режиссера – синтеза комедии, гротеска и проникновенной лиричности (так описала его стиль штатный фотограф театра им. Ленсовета тех лет Нина Аловерт, работавшая и с Фрейндлих, и с Владимировым). Ну и отчасти потому, что в моем детстве в 90-е я обожала жанр радиопьесы и телепьесы – тогда меня водили в театр только на детские спектакли и сказки, а в радиопьесах и телепьесах я слышала и видела истории из жизни взрослых, к которым я испытывала огромное любопытство, а моя бабушка поощряла это, потому что «ребенок тянется к прекрасному»
Киноигра. Алиса Фрейндлих. Полная версия
Я думаю, мало в нашей стране найдется людей, кто не знает имя Алисы Фрейндлих, не представляет, как она выглядит и не видел ни одной ее работы ни в театре, ни в кино. Если вдруг такие есть среди нас, то краткая биография:
Алиса Фрейндлих – дочь известного актера Пушкинского театра Бруно Фрейндлиха. Сразу по окончании Ленинградского театрального института в 1957 г. она была принята в труппу ЛДТ им. Комиссаржевской, где начала свою творческую карьеру. Уже через два года там ее замечает приглашенный режиссер Игорь Владимиров, который тогда постоянно работал в театре имени Ленсовета. В 1959 г. он ставит в театре Комиссаржевской спектакль «Время любить» и на главную роль отбирает вчерашнюю студентку Алису Фрейндлих, у которой главных ролей до этого не было. После этой премьеры ее сразу заметили и другие ленинградские режиссеры и стали наперебой звать ее в свои театры. Уже по окончании того же сезона Алиса Фрейндлих покидает театр им. Комиссаржевской – выходит замуж за Игоря Владимирова, только что назначенного главным режиссером театра Ленсовета, и переходит на сцену под его руководство, где будет блистать более 20 лет до самого развода с режиссером и последовавшего за ним перехода в 80-х в БДТ им. Товстоногова, где она продолжает служить по сей день. Народная артистка, лауреат премии Станиславского и десятков наград за театральные и киноработы.
Похождения зубного врача (1965)
Первый фильм подборки – работа реж. Элема Климова. В ролях: Андрей Мягков, Вера Васильева, Алиса Фрейндлих, Пантелеймон Крымов, Игорь Кваша, Ольга Гобозева и др. Этот черно-белый фильм своим жанром напоминает «Иван Васильевич меняет профессию» – это тоже комедия с легкими элементами фантастики, правда, без путешествий во времени, но с визуальными спецэффектами, если можно так выразиться :)))
Хотя Элем Климов активно снимал в советские годы, в этом фильме чиновники усмотрели пародию на советскую действительность (и она действительно очень заметна), о фильме было приказано «забыть», цензура даже удалила его из режиссерской фильмографии Климова на долгие годы.
Сюжет: молодой зубной врач Чесноков (Андрей Мягков) после института приезжает в провинциальный городок работать в местной поликлинике. Неожиданно выясняется, что дантист обладает сверхспособностями — он может удалять зубы пациентам абсолютно незаметно и безболезненно даже без обезболивания! Естественно, к волшебному врачу тут же стали выстраиваться очереди желающих, весь городок боготворит молодого необычайно одаренного стоматолога. Но у каждого Моцарта есть свой Сальери, у Чеснокова тоже быстро нашлись завистники. И вот уже второй более опытный стоматолог – Рубахин – уезжает из города прочь, не выдерживая конкуренции с молодым гением, а стоматолог Ласточкина оказывается хитрее – она решает выжить Чеснокова из города своими кознями.
Кстати, этот фильм – первая роль Андрея Мягкова в кино. В этом фильме он чрезвычайно очарователен, на вид – совершеннейший мальчишка, но обаяния все так же море, как и в самых знаменитых его ролях – ну не могла не упомянуть! Жду с нетерпением грядущий пост Misa об Андрее Мягкове.
К слову, у героини поста это был уже далеко не первый фильм – она начала сниматься еще в студенчестве с 1955 года. Но зато это первый фильм, где мы видим Алису Фрейндлих поющей и играющей на гитаре! Да-да, она сама исполнила три песни (и первая из них открывает фильм, крупный план поющего лица Алисы сопровождает все вступительные титры!), сама себе аккомпанировала, ее не переозвучивали и не использовали голоса известных певиц. Вот одна из этих песен:
Фрейндлих играет в фильме не сказать чтобы главную роль – тут скорее Вера Васильева лидирует как главный антагонист и супостат Чеснокова-Мягкова. Алиса Бруновна играет Машу, дочь директора местной школы, юную барышню-активистку местной самодеятельности и начинающую актрису с белокурой головой и отличным голосом, которая готовится к свадьбу, но разболевшийся некстати зуб меняет ее планы и даже судьбу. Ну посмотрите сами – разве же не прелесть?
В целом я получила удовольствие от фильма и визуальное – приятно видеть самую известную советскую экранную пару еще такими юными, незаезженными, начинающими, и музыкальное – поет Алиса Бруновна стильно, в узнаваемой манере: ее голос, может, и не богат октавами, зато с энергией и с душой.
Если вам кажется, что вы пересмотрели по сто раз уже все-все советские комедии, а от вступительной заставки Иронии Судьбы голова так и норовит по инерции упасть лицом в салат, вам вроде хочется чего-то ностальгического из той эпохи, но при этом чтобы новенького – «Похождения зубного врача» как раз для вас!
Ковалева из провинции (1975)
Это телеспектакль в двух частях, точнее запись спектакля театра им. Ленсовета для телевидения. Спектакль по пьесе И. Дворецкого шел с большим успехом в театре с 1973 г., поставил его главный режиссер и худрук театра Игорь Владимиров, на тот момент супруг Алисы Бруновны (в браке были 1960-1981 гг). В годы их семейного и творческого тандема он все свои работы ставил под Алису, и она блистательно с ними справлялась, поэтому «Ковалева из провинции» в сегодняшней Киноигре будет служить небольшим осколком из прошлого расцвета совместного творчества двух театральных титанов Ленинграда.
Судья Ковалева открывает заседание по делу о перепродаже выигрышного лотерейного билета. Плотник Никулин выиграл автомобиль «Волга», но не имея времени ждать 3 недели выдачи денежного приза в сберкассе, он решает перепродать выигрышный билет по цене «Волги» на черном рынке – покупателем нашелся шофер из Сухуми, который привез в тот же город мандарины на продажу и оказался неподалеку. Строгой и принципиальной судье предстоит разобраться, есть ли в этой истории состав преступления, и кто понесет за это наказание.
Помимо Фрейндлих, основные роли в спектакле играли Овсей Каган, Е. Каменецкий, Алексей Петренко, Галина Никулина, Леонид Дьячков, Анатолий Равикович и др.
Главная героиня – Елена Михайловна Ковалева, 37 лет. Областной суд привык все сложные, противоречивые гражданские дела испытывать на ней, она щелкала их как орешки. Но дело о лотерейном билете с самого начала пошло не по привычному сценарию. С первых же минут зритель понимает, что происходит что-то не то: не судья судит, а судят судью! Первыми же свидетелями представлены свекр Ковалевой Мстислав Иович и ее любовник, талантливый хирург Мещеряков. Казалось бы, какое отношение личная жизнь судьи имеет к делу о спекуляции с «Волгой»? Оказывается, судье Ковалевой светит повышение до зампредседателя областного суда, но у нее в верхах есть оппоненты, которые не хотят видеть ее на этой должности и ищут любые поводы подтвердить ее непригодность и не допустить до высокого поста.
Историю сложного «лотерейного» процесса рассказывает в форме флэшбека сама Ковалева, дирижируя присутствующими лицами – фигурантами, прокурором, секретарем, свидетелями и заседателями как музыкантами своего собственного оркестра, исполняющего ею написанные ноты.
Чем же цепляет образ судьи Ковалевой – тем, что в нем нет однозначности: на службе строгая судья, требовательна к себе и к подчиненным. Но вне работы она всего лишь женщина, которая хочет жить своей женской жизнью: кататься на катке в красной шапочке с помпоном, встречать на вокзале любовника и не видеть шепотков и осуждающих взглядов. Можно ли быть самой узнаваемой в городе судьей и при этом сохранить все радости жизни обычной женщины?
Оценку фильму ставить считаю несправедливым, потому что это и не фильм как таковой. Порекомендую желающим оценить Алису Фрейндлих в камерной говорильной драме, если вы любите этот жанр. Я же оценивать ее театральную игру считаю просто бессмысленным – это высочайший уровень от и до.
Сергей Иванович уходит на пенсию (1980)
Драма режиссера Соломона Шустера рассказывает о старой как мир проблеме отцов и детей, только в переложении на возраст, когда уже родители нуждаются в детях больше, чем дети в родителях. В ролях: Борис Андреев, Алиса Фрейндлих, Георгий Бурков, Анатолий Солоницын, Жанна Болотова и др.
Главная роль здесь отдана, безусловно, Борису Андрееву, воплощающему Сергея Ивановича. Алиса Фрейндлих играет его дочь Наташу. В день его выхода на пенсию она развелась с мужем и намерена отвести дочь в школу, отца направить на помощь по быту и урокам с дочкой, а сама усиленно будет писать диссертацию. Но покоя семье не видать: бывшему мужу негде жить после развода, и он потребовал размена квартиры на две меньшие, и тогда Сергею Ивановичу комнаты и места не остается. Чтобы избавить внучку от постоянных скандалов родителей на тему квартирного вопроса, он уезжает к сыну в Москву.
Этот фильм понравился мне наименее из всех выбранных для поста. Возможно, потому что подача проблемы происходит только с одной стороны — со стороны поколения Сергея Ивановича.
Я отдаю себе отчет, что поколение моих родителей, посмотрев этот фильм, начнет ворчать «неблагодарная молодежь, родители ради них все делали, а эти не могут родного отца по-доброму привечать», «эгоисты, только о себе думают», «вот вырастишь таких на свою голову, а потом пойдешь на улицу, потому что никому не нужен». Эта позиция понятна.
Но мне 31, я не родитель, и у меня на эту ситуацию другой взгляд — мне, в первую очередь, понятно, почему родитель становится моральной обузой взрослым детям. Фигура дочери в исполнении Алисы Фрейндлих в этом фильме довольно неоднозначна: она любит отца и хочет быть хорошей матерью и дочерью. Но также она впервые поняла, что ей не менее важно иметь тишину и покой дома, быть любимой и чувствовать себя желанной женщиной рядом с любимым мужчиной, а не только угождать пожилому папе, маленькой дочке и постылому мужу, не вызывающему даже уважения. И разрешить квартирный вопрос без ущерба для «папки», как она его называет, ей не представляется возможным. Относиться к этой героине можно по-разному, но ее «правда» в этой ситуации мне понятна.
Такая же участь постигает семью сына (Георгий Бурков) в Москве: невестка не может мириться со свекром, перед которым все должны изображать радушие и любовь, но внук к нему равнодушен как к постороннему, жене сына тяжело даются привычки старика, она не была готова к внезапно прибывшему на ПМЖ родственнику, дом быстро погряз в скандалах.
Так почему сын должен выбирать между любимым отцом и любимой женщиной? Почему дочь должна выбирать между личным счастьем и папиным удобством? Разве она не имеет права просто быть счастливой? Остается еще третий сын, но он моряк, и его дома нет по много месяцев, так что с ним сам Сергей Иванович оставаться не хочет — зачем, если формально он «останется у сына», а по факту все равно будет все время один и желанного общения не получит?
Будни и праздники Серафимы Глюкиной (1988)
Серафима Глюкина работает экскурсоводом в музее, где рассказывает туристам и жителям города об уникальной многомиллионной коллекции редких музыкальных инструментов своего отца. Коллеги и соседи называют Серафиму не иначе как Симочка: все они тронуты ее заботой, душевным участием, милосердием, чуткостью и добродетелью. Однажды ее почти сбивает на перекрестке очередной лихач, и за его рулем она узнает знаменитого на весь Союз хоккеиста Алексея Воронкова, кумира советской молодежи и хоккейных фанатов. Водоворот его бурлящей противоречиями натуры стремительно затягивает Серафиму в новую жизнь, такую непохожую на ее собственную.
В главных ролях, помимо Алисы Бруновны, Николай Еременко- мл. в роли красавца-хоккеиста, конечно же. Во второстепенных ролях коллег и соседей Серафимы мелькнут Валентина Панина, Вацлав Дворжецкий, Нина Ургант, Ольга Волкова и другие узнаваемые советские лица экрана. С точки зрения композиции это двухсерийная мелодрама, первый фильм называется «Будни», второй – «Праздники».
История не сильно оригинальная. Встречаются внезапно два одиночества: он – озлобленный, разочарованный в жизни и карьере волк, она — сама доброта и непротивление злу уровня Ганди. Есть ли будущее у любви между звездой хоккея и скромным экскурсоводом, учитывая, что их нежданная встреча произошла, когда им обоим было «глубоко за 30»?
Сейчас кто-то подумает, зачем здесь этот нелепый эвфемизм возраста, если выше речь шла про 40-летних людей вроде бы. В комментариях под этим фильмом часто встречаются возмущения, что Алиса Бруновна никак не подходит на роль любовного интереса героя Еременко-мл., все упирают на их разницу в возрасте (актриса на 6 лет старше), говорят, что она выглядит как его мама, что «невозможно поверить, что такого, как он, могла заинтересовать как женщина такая, как она».
Я как зритель считаю такие комментарии гнусными эйджистскими инсинуациями и мискаста не вижу: фильм снимался в 1985-1986 гг., Фрейндлих было 50, Еременко – 44. Конечно, ему по образу придали должной «плейбоистости» по советским меркам, добавили шикарный ретро-мобиль, дерзкий красный шарф, но это не делает его «сиииильно младше» Серафимы, тогда как ее одевали типичной советской музейной «тетечкой», которая выглядит старше себя. При этом в фильме не называется возраст ни одного из героев, так что метафорически им обоим может быть по 35, или по 40, или больше. Но я не вижу такой уж большой визуальной разницы в этой паре и не вижу причин не верить в возникшее между ними чувство.
Говоря об игре Алисы Фрейндлих, снова рассыпаться комплиментами уже пошло, но свою героиню она передала максимально органично: она прекрасно осознает, что не вписывается в перестроечную жизнь, что у нее нет кулаков, чтобы бороться с жуликами, хапугами и подлецами вокруг нее и отвоевывать у них блага для себя, что она никогда ничего кардинально уже не изменит в своей жизни. Но у ее героини есть редкое качество – она умеет довольствоваться малым, наслаждаться тем, что имеет, и не ныть про плохую власть, гнилых людей и судьбу-злодейку. Поэтому независимо от обстоятельств жизни у нее всегда есть время пойти в самодеятельный джаз-бенд учить пенсионеров играть на барабанах, развести любимые цветы, помочь подруге с собакой – все эти маленькие радости всегда доступны ей и делают ее жизнь счастливой. А что еще нужно?
Оценка фильму 8/10 (снимаю 2 балла, потому что имхо не было такой уж нужды в двух фильмах, до одного двухчасового вполне можно было бы урезать без потерь в сюжете)
Завершать кинопост об Алисе Фрейндлих будет пусть и не главная ее роль, но очень обаятельная и харАктерная.
«Карп отмороженный (2017)
Это трагикомедия режиссера Владимира Котта, лейтмотив которой строится вокруг нашего старшего поколения, которое не проживает вторую половину (или третью треть) своей бесценной жизни со всеми ее маленькими радостями и наслаждениями, а именно «доживает свой век» в ожидании последнего дня.
Елена Михайловна скромно живёт на пенсии в провинциальном городке. Неожиданно для себя она узнаёт о смертельном диагнозе, который может в любой момент оборвать её жизнь. Чтобы лишний раз не тревожить любимого, но постоянно занятого работой сына и избавить его от потенциальных забот, Елена Михайловна берет дело в свои руки и принимается активно хлопотать над организацией собственных похорон.
В главной роли Елены Михайловны, в прошлом поселкового учителя литературы, а ныне интенсивно готовящейся к своему Дню Х пенсионерки великолепно справляется Марина Неелова (очки с бешено плюсовыми линзами делают ее глаза почти мультяшными)
Небольшие, но яркие и с изюминкой роли исполняют очаровательный сотрудник морга Сергей Пускепалис, единственный сын героини и модный коуч успеха и эффективности Евгений Миронов, таинственный гробовых дел мастер (Безенчук) Александр Баширов. И отдельный целый столичный кекс с изюмом выдает героиня поста — Людмила Борисовна, соседка и лучшая подруга Елены Михалны.
Героиня Фрейндлих никак не ожидала на старости лет получить предложение в стиле шлягера ВИА ГРА «Убей мою подругу». Она скептически относится к идее Елены Михалны умереть как можно скорее и своими силами, да она и слова такого «эвтаназия» не знает, и грех на душу брать не хочет, и в тюрьму на старости лет загреметь не планировала, но и отказать дорогому человеку в помощи не может, поэтому лихо и с оригинальным матерком и присущей ей прямотой начинает предлагать подруге разные варианты.
Я советую всем не пожалеть времени и посмотреть этот фильм, узнать, как дохлый карп воскрес после глубокой заморозки, почему в 70 лет нет жизни, кроме подготовки к своим похоронам, и что вообще происходит в этом вертепе — гробы стоят посреди комнаты, рыбы размером с собаку, старушки напились и делятся эротическими снами с участием Мела Гибсона. Фильм, к слову, получил Приз зрительских симпатий ММКФ в свое время.
Могу сказать, что я рада, что такие фильмы стали изредка появляться в культурном пространстве России. Меня тревожит, что старшее поколение россиян «выпало» из социальной жизни почти полностью и считает это нормой. Я никогда не вижу пожилых людей в кинотеатре на премьере, не вижу их в симпатичных пекарнях поедающих эклеры с кофейком. Как будто жизнь сводится к походу в поликлинику с утра пораньше, а потом к заходу в продуктовый, а летом — в битком набитых автобусах на дачу, надрывать спину на грядках. Разве это жизнь? Я считаю, эту парадигму пора ломать.
А еще душевный сценарий этого очень немногословного фильма позволяет ведущим актрисам 70 и 80 лет проявить свой талант еще раз и явить его нашим очам. Актрисы старшего поколения много в интервью рассуждают о том, как боятся стареть, потому что в определенном возрасте им просто перестают предлагать роли, максимум «чьи-то бабушки/мамы/соседки», а также, что страшно стареть и принимать себя в возрасте, потому что лицо, которое вся страна видела и помнит молодым и красивым, теперь выглядит неизбежно старым, морщинистым, пятнистым.
Так вот я весь фильм наслаждалась морщинами, складками, птозом и пигментными пятнами исполнительниц главных ролей, потому что они как были прекрасными, так и остались, свет таланта, который струится из глаз, затмевает любые недостатки на экране.
В заключение хочу добавить, что внук Алисы Фрейндлих Никита Владимиров со своими друзьями по режиссерско-продюсерскому факультету в 2020 год снял документальный биографический фильм о своей бабушке под названием «Алиса. Волнение» к ее 85-летнему юбилею. Фильм показывает сцены подготовки Алисы Бруновны к постановке альтернативной пьесы Ивана Вырыпаева, начиная с первой читки пьесы и заканчивая сценами из ее домашней жизни, встречи с подругами и первой правнучкой. Фильм доступен на российских стриминг-платформах и онлайн-кинотеатрах с декабря 2020 г.
В этом фильме режиссер Иван Вырыпаев говорит, что если и есть что в Петербурге, что нужно увидеть обязательно и первым делом, то это не Эрмитаж и другие великие музеи и памятники — они как раз никуда не денутся. Важнее успеть увидеть Алису Фрейндлих на сцене.
Традиционная благодарность Scarletty и всем читающим и комментирующим сплетницам и сплетникам. Спасибо всем, кто дождался повторного отредактированного поста и не поленился снова прочитать.
И пока еще не полночь, поздравляю всех с Днем влюбленных, самое время включать «пауэр ов седакшн»