лучшие романы русских писателей 21 века
На заметку: 10 книг российских писателей XXI века, на которые стоит обратить внимание
Россия подарила миру не только Толстого и Достоевского — помимо классики у нас есть множество талантливых современных писателей, творчество которых наверняка будут изучать на уроках литературы. Вместе с крупнейшим книжным сервисом по подписке MyBook мы составили список выдающихся авторов и их знаковых книг, которые обязательно нужно прочитать.
«Зулейха открывает глаза», Гузель Яхина
Имя Гузель Яхиной, лауреата премий «Большая книга» и «Ясная поляна», в последнее время стало одним из самых громких в современной российской литературе. Писательница из Казани исследует исторические темы, которые ранее замалчивались: раскулачивание, продразверстка, голод в Поволжье, унесший миллионы жизней. В 2018 году Яхина выпустила свой первый роман «Зулейха открывает глаза» о девушке из татарской деревни, которую вместе с другими раскулаченными переселенцами отправляют в Сибирь. Несмотря на потери, лишения и несвободу, все происходящее становится для Зулейхи началом новой жизни и даже глотком свежего воздуха. Здесь помимо исторического материала еще и философский вопрос — а всегда ли горе означает худший вариант развития событий? Иногда несчастье — повод открыть глаза.
«Памяти памяти. Романс», Мария Степанова
Еще одна талантливая российская писательница, на которую стоит обратить внимание. Мария Степанова — поэт и прозаик, журналист, лауреат премии «Большая книга». Более того, с биографическим произведением «Памяти памяти. Романс» в 2021 году она попала в шорт-лист международной Букеровской премии. Этот роман — философско-документальная проза, в которой Степанова рассуждает о своих еврейско-русских камнях, старается осмыслить семейную историю и лучше понять саму себя через память поколений. Прекрасный слог и судьбы людей, которые вызывают чувство легкой грусти и сострадания.
«Лавр», Евгений Водолазкин
Евгений Водолазкин — мастер слова, доктор филологических наук, литературовед и автор нашумевшего романа «Лавр», который вошел в топ-10 лучших книг мировой литературы о Боге по версии газеты The Guardian. Этот роман напоминает житие святых, однако в нем кроется множество аллегорий и посылов. Главный герой — травник Арсений, посвящает всю свою жизнь возлюбленной, умершей при родах. Арсения мучает совесть за то, что они не были женаты и девушка умерла без причастия, поэтому он решает искупить все грехи — он берет себе имя Лавр, ведет аскетичный образ жизни, исцеляет людей и отправляется в Иерусалим. Удастся ли ему обрести успокоение и душевное равновесие? Читая книгу, вам предстоит найти ответ на этот вопрос.
«Женщины Лазаря», Марина Степнова
До того, как стать известной писательницей, Марина Степнова работала журналистом и даже шеф-редактором мужского журнала XXL. Правда, свои первые произведения Степнова публиковала еще в школе и во время учебы в Литературном институте. Мировую известность ей принес роман «Женщины Лазаря» — многослойная сага о трех женщинах в жизни выдающегося ученого Лазаря Линдта, который преуспел во всем, кроме личного счастья. Эту книгу отличают прекрасный русский язык и глубокий психологизм. Степнова показывает «изнанку» души, семейных отношений и вожделения, которое порой ничего общего не имеет с истинной любовью.
«Географ глобус пропил», Алексей Иванов
Еще один почти «классик» Алексей Иванов — талантливый писатель, показывающий современную российскую жизнь такой, какая она есть. Иванов вырос в Перми, а университет окончил в Екатеринбурге, поэтому тематика всех его романов тесно связана с географией, точнее Уралом, его социальными и культурологическими особенностями. Один из самых известных романов писателя — «Географ глобус пропил». Пронзительная история о человеке, который от безденежья устраивается в школу учителем географии. Его ждет множество сложных нравственных вопросов — грядущий развод с женой, влюбленность в ученицу, наставнические отношения с мальчишками. Кстати, роман был удачно экранизирован, а главную роль в фильме сыграл Константин Хабенский.
«Петровы в гриппе и вокруг него», Алексей Сальников
И снова Урал, снова картина «русской жизни» без прикрас. Алексей Сальников стал настоящей сенсацией в 2016 году, когда в свет вышел его роман в жанре магического реализма «Петровы в гриппе и вокруг него». Главный герой, автослесарь Петров, переживает развод, пьет, не живет, а существует, находя спасение в рисовании комиксов. Петрову даже в голову не приходит, что он, возможно, талантливый художник. Как-то не до этого. Жена Петрова — социапатка и маньячка, убивающая мужчин. Впрочем, может это все только гриппозный бред? Правда ли она совершает все эти преступления или это сон, который привиделся во время болезни? Как и Петровы, читатель будто застревает между реальностью и фантомами. Несмотря на это, роман написан легко и с юмором — книгу вы «проглотите» за несколько вечеров.
«Наполеонов обоз. Книга 1. Рябиновый клин», Дина Рубина
Дина Рубина известна читателям еще с 1970-х годов, когда в журнале «Юность» публиковались ее первые произведения. Повесть о нежной любви «Когда же пойдет снег?» стала для Рубиной знаковой, а спектакль по ней много лет шел на сцене московского ТЮЗа. Самый масштабный роман писательницы – «Наполеонов обоз». Это история любви главных героев Надежды и Аристарха, которая внезапно оказывается связанной с войной 1812 года и самим Наполеоном. Выдумка переплетается с малоизвестными историческими фактами, жанры тоже смешиваются — тут и драма, и детектив, и приключенческая проза… Все это читается на одном дыхании — Рубина умеет увлечь читателя.
«Похороните меня за плинтусом», Павел Санаев
«Медея и ее дети», Людмила Улицкая
Людмилу Улицкую можно смело называть современным классиком — все ее произведения глубокие, философские, написанные с учетом исторического контекста. На счету писательницы такие престижные премии как «Русский Букер» и «Большая книга», ее романы переведены на 25 языков. «Медея и ее дети» — семейная сага о тезке античной Медеи, бездетной женщине, которой становится для своей большой семьи чем-то вроде основы, нерушимой опоры. Мы видим всю жизнь Медеи: от сложного детства до спокойной мудрой старости, видим судьбы всех людей, которые были дороги самой героине. Вечность и бренность, пустота и наполненность — романы Улицкой всегда многогранны и заставляют задуматься, немного погрустить и, напротив, улыбнуться.
«Тайные виды на гору Фудзи», Виктор Пелевин
Виктор Пелевин — один из самых загадочных писателей сегодня, которого одни считают провидцем, другие — насмешником. Возможно, правы и те, и те. Постмодернизм, эзотерика и сатира — в книгах Пелевина каждый отметит что-то близкое. Лауреат множества премий, он прославился в 1990-е после выхода романов «Омон Ра» и «Generation П». За развитием писательского таланта Пелевина интересно наблюдать. «Тайные виды на гору Фудзи» — это размышления о женском успехе, ироничная история о российских олигархах и странном стартапе, продающем счастье. Безумие и тонкая ирония — все в лучших традициях Пелевина!
MyBook дарит новым пользователям 14 дней премиум-подписки по промокоду MAY2021, а также скидку 25% на премиум-подписку MyBook на 1 или 3 месяца. Активировать код необходимо до 31 мая 2021.
Библиотека Юга.ру: 5 лучших российских романов XXI века
Портал Юга.ру предлагает субъективный список лучших российских романов XXI века.
Александр Проханов «Политолог»
Романы Александра Проханова, главного редактора государственно-патриотической газеты «Завтра», занимают особое место в современной русской литературе. Национал-патриот и сталинист, антизападник и антилиберал, Проханов в своем литературном творчестве использует особые техники повествования, не типичные для своих коллег по политическому лагерю. Традиционное реалистическое повествование Проханов штурмует своей фирменной галлюцинативной поэтикой, где велеречивость языка соединяется с психоделическими сюжетными ходами и метафорами.
Роман «Политолог» — один из наиболее ярких примеров работы прохановской поэтики. Он примечателен хотя бы уже тем, что был выпущен издательством «Ультра.Культура», специализирующимся на радикальной литературе всех жанров и направлений. Там роман государственника-патриота Проханова соседствовал с книгами о терроризме, наркомании и экспериментальных медиа.
С точки зрения сюжета «Политолог» кажется достаточно простой иллюстрацией политических взглядов Проханова, интоксицированного свинцовыми мерзостями современности. Описывая реалии политической жизни нулевых, он своей критикой проходится по всем ключевым фигурам, в которых легко узнать Владимира Путина, Геннадия Зюганова, Бориса Березовского, Ирину Хакамаду и других влиятельных людей того времени.
Но очарование «Политолога» лежит не в сюжетных линиях и не в предсказуемой критике всех системных политических сил, а в том, что прохановская поэтика в романе берёт верх над сюжетом, подчиняя его себе. Современность, как и политическая позиция Проханова, проваливается в глубокий овраг психоделического языка, патриотико-мистического галлюциноза, в результате чего рождаются рваные, спотыкающиеся, но очень яркие и волнующие образы, будто сошедшие с полотен сюрреалистов.
Современность, как и политическая позиция Проханова, проваливается в глубокий овраг психоделического языка, патриотико-мистического галлюциноза
Владимир Сорокин «Метель»
Владимир Сорокин, которого с начала XXI века многие называют прижизненным классиком, в 2010 году выпустил повесть «Метель». После «Сахарного кремля» и «Дня опричника» писатель уходит от злободневных тем и пишет небольшую книжку, в которой прошлое и будущее России сливаются в зимней непогоде.
Используя уже привычный для себя инновативный минималистический стиль, закамуфлированный под узнаваемые традиции русской классики, Сорокин ставит в центр повествования мифологему метели. Уездный доктор едет в глухую деревню на лошадях и сталкивается с непогодой. Сначала читателю может показаться, что действие романа происходит в XIX веке, но по мере развития сюжета становится ясно, что «Метель» — о будущем России, а не о прошлом. И в этом будущем, как в и настоящем, как и в прошлом, центральное место занимает пустынная и холодная территория, в которой кроме метели будто бы ничего и нет. Только дорога, которую уже давно не найти. И в этом отсутствии вешек, по Сорокину, вся русская жизнь.
Сорокинскую «Метель» можно назвать зрелым произведением прижизненного классика. В ней присутствуют темы и литературные приемы, которые он разрабатывал не один десяток лет. И после всей этой работы «Метель» отчетливо иллюстрирует: эксперименты Сорокина с русской классикой — не ирония и провокация, а тонкая и серьезная работа с ее внутренней тканью, с энергией, которую Сорокин переносит и в свои произведения.
Эксперименты Сорокина с русской классикой — это не ирония и провокация, а тонкая и серьезная работа с ее внутренней тканью
Виктор Пелевин «Числа»
«Числа» — роман Виктора Пелевина, вышедший в 2003 году в сборнике «Диалектика переходного периода из ниоткуда в никуда». «Числа» продолжают линию гротескной социальной сатиры на мир дикого российского капитализма, начатую Пелевиным еще в Generation П. Изображая переход от эпохи Ельцина к эпохе Путина, Пелевин живописует его декорации: криминальные войны, ловкие PR-кампании, мир денег, власти и кокаина, расцвет гламура и поверхностной моды на экзотические увлечения.
Главный герой романа Стёпа верит в магию числа 34, которое, как он считает, является его ангелом-хранителем еще с самого детства. Взрослея и становясь успешным предпринимателем, а затем и банкиром, он каждый свой жизненный шаг соотносит с числами. Ключевой момент романа — знакомство Стёпы со своим антиподом, который якобы поклоняется обратному и вражескому для главного героя числу 43. При помощи множества гэгов Пелевин рефреном изображает не только абсурд веры героя в магию чисел, но и абсурдность всей окружающей его действительности.
Роман знаменует окончательный поворот Пелевина от медитаций на темы руин Советского союза к вскрытию рубцов уже современного ему общества. Также он видится и как демонтаж мистическо-буддистского мировидения, закрепившегося за Пелевиным после Generation П. Вера в магию чисел предстаёт бессмысленным суеверным шутовством, в котором нет никакой мистики. Из-под маски поп-эзотерика выглядывает усталый агностик.
«Числа» продолжают линию гротескной социальной сатиры на мир дикого российского капитализма
«Побег куманики» — дебютный роман Лены Элтанг, опубликованный в 2006 году. Он вошел в шорт-лист двух крупных литературных премий, имеющих полярную ориентацию, — «Нацбеста» и Премии Андрея Белого. Премиальное внимание в случае Элтанг не входит в противоречие с интересом широкой публики. И «Побег куманики», и её второй роман «Каменные клены», ставший лауреатом престижной премии «НОС», а также последующие — «Другие барабаны» и «Картахена», — вышли непривычно большими тиражами.
Непривычность обусловлена тем, что романы Элтанг имеют крайне сложную внутреннюю организацию, стиль повествования затруднен для восприятия, а осмысление даже самой тривиальной сюжетной ситуации Элтанг ведёт с помощью сотен отсылок на другие произведения, причём не только литературные. Вот и в «Побеге куманики» читатель может найти цитаты практически на всю историю мировой культуры. Здесь и скрытое цитирование античной классики, и открытые реминисценции к малоизвестным поэтам ХХ века. Но всё же распознать все отсылки, скорее всего, не сможет даже опытный филолог. Все эти усложнения в тексте не смотрятся искусственными и, что самое важное, не препятствуют восприятию и пониманию романа. На них держится не смысл или структура, а сама ткань текста.
Жанровую принадлежность «Побега куманики» определить крайне сложно. Дневник сумасшедшего? Сетевой травелог? Мистический детектив? Но как в «Побеге куманики», так и в последующих романах Элтанг по сути пишет всегда об одном — о свободе от соответствий правилам окружающего мира, и о человеческой личности, которая шире всех рамок и даже самой себя.
Элтанг по сути пишет всегда об одном — о свободе от соответствий правилам окружающего мира
Александр Гольдштейн «Спокойные поля»
«Спокойные поля» — последняя книга Александра Гольдштейна, вышедшая уже после его смерти в 2006 году. Писал он в больнице, умирая от рака легких и отказываясь от морфия, «дабы не терять накал письма».
«Спокойные поля» и в самом деле читаются как текст, пребывающий в поле и перспективе предвосхищаемого конца. Но в этом нет и намёка на соблазнение публики предсмертной исповедальностью. В «Спокойных полях» Гольдштейн вздымает ритмичные волны воспоминаний и размышлений, их плавная зыбь укачивает читателя, ввергая чуть ли не в транс.
Название романа — отсылка к Вергилию, у которого спокойные поля представляют собой часть не пейзажа, но метафизической, вневременной местности. Вот и в аннотации к «Спокойным полям» сообщается, что «время не ограничено хронологией». Место действия — это пространство воображения Гольдштейна, его воспоминаний, фантазий, прожитых дней и прочитанных книг. Александрия Египетская, Петербург, Мадрид, Берлин и даже родной для Гольдштейна Баку, в котором городские сумасшедшие вымаливают у Бога книги Джеймса Джойса.
Сюжет как таковой в книге отсутствует, лишь мерцая тенями и бликами гольдштейновской мысли. Но несмотря на кажущуюся сложность и запутанность, «Спокойные поля» открыты практически для всех. Они только требуют внимания, спокойствия и доверия к авторскому слову. И за это Гольдштейн вознаградит читателя приобщением к своей медитативной и гибельной закатной красоте.
Эти и другие книги вы можете купить в магазинах «Читай-город» в Краснодаре:
— ул. Красноармейская, 60;
— ул. Володи Головатого, 313, «Галерея Краснодар»;
— ул. Красная, 83/ул. Горького, 103;
— ул. Уральская, 79/2, ТРЦ «СБС Мегамолл»;
— ул. Ставропольская, 218/1;
— ул. Дзержинского, 100, ТРЦ «Красная Площадь».
Современная проза: лучшие книги российских авторов
«Наполеонов обоз. Книга 1. Рябиновый клин», Дина Рубина
«Наполеонов обоз» – одно из последних произведений знаменитой русской писательницы Дины Рубиной. Это масштабная трилогия с нотками приключенческого и любовного романов. Первая часть серии называется «Рябиновый клин».
В основе сюжета лежат трогательные романтические отношения Надежды и Аристарха. Они полюбили друг друга в детстве, пережили предательство и долгую разлуку, прошли через многие испытания судьбы и встретились снова. В первой книге Рубина знакомит читателей со множеством тщательно прописанных персонажей. Постепенно темп повествования ускоряется и увлекает все дальше – от настоящего к прошлому. Роман насыщен интригами – понравится любителям приключений и триллеров.
«iPhuck 10», Виктор Пелевин
«iPhuck 10» – один из самых нашумевших и спорных романов культового писателя-постмодерниста Виктора Пелевина. Это произведение принесло автору литературную премию Андрея Белого в категории «проза». Ее вручают за «эстетическое новаторство в реальном литературном процессе».
Время действия романа – вторая половина XXI века. Главный герой – искусственный разум Порфирий Петрович. Он запрограммирован расследовать преступления и писать о них романы. Искусствовед Мара взяла Порфирия в аренду для своих исследований и неожиданно в него влюбилась. Так начинается детективное действие в странной атмосфере антиутопии. Как всегда у Пелевина, события играют второстепенную роль. На первый план выходят философские размышления на темы искусственного интеллекта, этичности секса, проблем гендера и современного искусства.
«Ненастье», Алексей Иванов
Алексей Иванов – популярный писатель и сценарист. О нем заговорили после произведения «Географ глобус пропил», в экранизации которого сыграл Константин Хабенский. Недавний роман Иванова «Ненастье» получил премию «Книга года 2016». Сюжет лег в основу одноименного сериала кинокомпании «МосКино».
«Ненастье» – криминальный роман про 90-е. Но это не один из многочисленных проходных детективов, а атмосферная, жизненная книга. Она рассказывает о бывших солдатах, переживших Афганскую войну, бандитских разборках, психологическом мраке, который творится в душах многих людей. Грустная и даже страшная история одновременно вызывает и приятную ностальгию, и тихую боль.
«Петровы в гриппе и вокруг него», Алексей Сальников
«Петровы в гриппе и вокруг него» – самый известный роман Алексея Сальникова. Книга принесла автору сразу две престижные литературные премии: «НОС» и «Национальный бестселлер».
Жанр произведения не поддается определению. Это смесь фэнтези, магического реализма, социального романа и даже поэзии. Все это сдобрено образным языком и аллюзиями. По сюжету накануне Нового года ничем не примечательная екатеринбургская семья заболевает гриппом. В болезненном состоянии герои продолжают ездить в троллейбусе на работу, посещают детскую елку, устраивают посиделки на кухне с душевными разговорами. Реальность же постепенно размывается, обнажая мистическую изнанку мира.
«Лавр», Евгений Водолазкин
«Лавр» – художественная книга литературоведа, доктора филологических наук Евгения Водолазкина. Произведение написано в форме древнерусского жития. Сам автор определяет жанр как неисторический роман.
Главный герой – травник и целитель Арсений. Время действия – XV век. Невенчанная возлюбленная Арсения умерла во время родов вместе с неродившимся ребенком. После такой боли он посвящает свою жизнь служению Богу. Он странствует, становится юродивым, совершает паломничество в Иерусалим и постригается в монахи. Его новое имя – Лавр. Автор мастерски смешивает современный русский язык с чистейшим древнерусским. Это неспешное, мудрое и духовное чтиво. Роман вошел в десятку лучших мировых произведений о Боге по версии британской газеты The Guardian.
«Зимняя дорога. Генерал А. Н. Пепеляев и анархист И. Я. Строд в Якутии. 1922–1923», Леонид Юзефович
Леонид Юзефович – признанный российский писатель. Автор десятков детективных и исторических романов, которые перевели на немецкий, итальянский, испанский, французский и польский языки. Одно из недавних его произведений – документальная проза «Зимняя дорога». В 2016 году работа получила сразу две литературные награды – «Большую книгу» и «Национальный бестселлер».
В основе – исследование одного малоизвестного эпизода Гражданской войны. Это был Якутский мятеж, масштабное противостояние красного анархиста Строда и белого генерала Пепеляева. Как кандидат исторических наук, Юзефович с научной точностью воссоздал один из интереснейших трагических сюжетов прошлого страны. Писатель сумел из сухой архивной информации построить живой драматический рассказ о характерах и судьбах людей.
«День опричника», Владимир Сорокин
Провокационная постмодернистская повесть Владимира Сорокина. В 2013 году «День опричника» вошел в шорт-лист Международной Букеровской премии. Произведение в сатирической форме рисует мир ближайшего будущего России.
Читателю показан один день из жизни опричника Андрея Комяги. Следуя за ним повсюду, мы постепенно узнаем, во что превратилась Россия. От Запада страну отделяет Великая Русская Стена. Самодержавие восстановлено. Это одновременно остроумная, дерзкая и злая книга. Образ тоталитарного общества вызывает смех, смешанный с ужасом.
«Кысь», Татьяна Толстая
В 2000 году мастер рассказа Татьяна Толстая написала свой первый и пока единственный роман «Кысь». Книга стала очень популярной. В 2011-м ее отметило жюри премии «Триумф». Сюжет лег в основу нескольких спектаклей и сериала.
«Кысь» – роман-антиутопия с открытым финалом. Его задумка пришла к Толстой после Чернобыльской аварии. В течение 14 лет писательница тщательно создавала яркий, детализированный постапокалиптический мир. По сюжету через 200 лет после разрушительного взрыва обитатели Москвы только изобрели колесо и еще не научились добывать огонь, но умеют писать и читать. Они тщательно охраняют жалкие остатки прежней культуры, не понимая ее смысла и интерпретируя по-своему. «Кысь» понравится любителям интеллектуальной прозы. Но будьте готовы к ощущению недосказанности.
«Июнь», Дмитрий Быков
Роман знаменитого литературоведа, поэта и журналиста Дмитрия Быкова посвящен двум мирным годам накануне Великой Отечественной войны. В 2018 году произведение принесло автору третье место в премии «Большая книга» и победу в читательском голосовании.
Сюжет разбит на три части – три самостоятельные зарисовки из жизни обычных советских людей. Первый – об отчисленном из института за донос интеллигентном студенте. Во второй фигурирует успешный журналист, который сотрудничает с органами безопасности. В третьей – писатель, одержимый безумными идеями. Эти разные, по-своему драматические и атмосферные истории внезапно заканчиваются в день начала войны. Идеи книги вызывают неоднозначные впечатления, но великолепная игра слов обязательно доставит читателям эстетическое удовольствие.
«Дети мои», Гузель Яхина
Гузель Яхина – начинающая и уже очень успешная российская писательница. Автор бестселлера «Зулейха открывает глаза» о раскулачивании в татарской деревне. В 2015 году дебютный роман Яхиной получил премию «Большая книга». Следующий ее роман – «Дети мои» – завоевал не меньший успех и новую победу в «Большой книге».
По сравнению с первой работой «Дети мои» – более зрелое, продуманное и образное произведение. Оно посвящено жизни школьного учителя из поволжской немецкой колонии 20–30-х годов. Герой живет на отдаленном хуторе, воспитывает детей и придумывает сказки, которые меняют реальность. Это полуфантастический метафоричный роман. На первый план здесь выходит не закрученный сюжет, а очаровательная атмосфера, прописанная до мелочей – звуков, запахов, цветов. Книга получилась медитативная. Она учит спокойствию и мудрости.
«Лестница Якова», Людмила Улицкая
«Лестница Якова» – одно из самых сильных и монументальных произведений Улицкой. Это глубокий исторический роман с автобиографическими чертами. Автор создала сюжет на основе семейного архива – бумаг, писем и дневников своего раскулаченного деда.
Главные герои принадлежат к разным поколениям. Талантливый интеллигентный Яков Осецкий родился в конце XIX века. Его внучка Нора лишь однажды видела деда и через много лет после его смерти обнаружила письма покойного. Улицкая рассказывает истории Якова и Норы параллельно, формируя многогранную семейную сагу. Роман вызывает приятное чувство уюта и ностальгии. Заставляет задуматься об истории своей семьи, характерах и мечтах наших предков.
«Финист – ясный сокол», Андрей Рубанов
Андрей Рубанов – драматург, автор романа «Патриот» и сценария «Викинга». Он превратил русскую народную сказку «Финист – ясный сокол» в динамичное славянское фэнтези.
История любви птицечеловека Финиста и красавицы Марьи рассказана от лица трех персонажей – трех Иванов. Все они питали нежные чувства к девушке, но без надежды на взаимность. А она была готова ради возлюбленного Финиста дойти до самого неба. Не обошлось в сказке без обязательных персонажей жанра – Бабы-яги, Змея Горыныча, Соловья-разбойника, кикимор и лешаков. Колоритное и эпичное произведение Рубанова отвлечет от избитых сюжетов и с головой погрузит в безграничный мир чудес.
«Библиотекарь», Михаил Елизаров
«Библиотекарь» в 2008-м принес Михаилу Елизарову премию «Русский Букер», несмотря на противоречивые отзывы критиков.
«Пролетный гусь», Виктор Астафьев
«Пролетный гусь» – один из лучших рассказов Виктора Астафьева, мастера военной и крестьянской прозы. Последнее сочинение автора, которое издали при его жизни.
«Пролетный гусь» посвящен тяжелой послевоенной жизни обычных рабочих людей. Молодая семья – вернувшийся с фронта Данила, его жена Марина и их маленький сын – пытается выжить в разрушенной стране. Страшные болезни и суровые будни приводят героев к смерти – несправедливой, вызывающей возмущение и горечь. Рассказ эмоционально тяжелый. Некоторые моменты читать почти невыносимо. Но, несмотря на мрачный сюжет, после прочтения остается жизнеутверждающее чувство. Взывает к любви, великодушии, нравственности и другим высшим человеческим ценностям.
«Памяти памяти», Мария Степанова
«Памяти памяти» – документальная семейная хроника талантливой поэтессы Марии Степановой. Может показаться, что эта книга чем-то похожа на «Лестницу Якова» Улицкой. На практике она оказывается другой – более личной, поэтичной, неторопливой.
Степанова исследует свои корни. Публикует письма и дневники предков. Описывает фамильные ценности. Рассказывает о творчестве любимых художников. Вспоминает интересные события из детства. Размышляет о природе памяти, истории, смене поколений. Здесь нет сюжета – это не роман, а именно романс, наполненный чувствами, мыслями и переживаниями. Книгу отличает метафоричный и поэтичный язык.
Читайте топ русской современной прозы в MyBook!