лучшие русские музыкальные альбомы
100 главных русских альбомов десятилетия: 1 часть
На пороге 2020 года Time Out запускает цикл статей о том, что важного произошло в культурной жизни столицы и страны в целом за последние десять лет. Начинаем с музыки: вспомним лучшие альбомы, выпущенные российскими исполнителями или записанные на русском языке за это время.
Tesla Boy «Modern Thrills»
Дебютный альбом группы, сочиненный Антоном Севидовым и Дмитрием Мидборном, с синглом «Electric Lady». Синти-поп западного образца как артефакт хипстерской эпохи.
«Макулатура» «Девять рассказов»
Депрессивные социальные речитативы, зачитанные под аккомпанемент живых инструментов.
Слушайте Девять рассказов — макулатура на Яндекс.Музыке
Motorama «Alps»
Светлый мелодичный постпанк — первый альбом ростовской группы, особенно обожаемой в Латинской Америке.
Слушайте Alps — Motorama на Яндекс.Музыке
«Утро» «Утро»
Дебют другой группы музыкантов из Motorama — тоже постпанк, но сумрачный, тревожный и с текстами на русском языке, не раз переизданный и тоже востребованный зарубежной аудиторией.
«Вежливый отказ» «Гуси-лебеди»
Яркая запись лучшей русской авант-рок-группы.
Слушайте Гуси-лебеди — Вежливый отказ на Яндекс.Музыке
Леонид Федоров, Владимир Волков, Джон Медески, Марк Рибо «РазинРимИЛев»
Второй опыт сотрудничества великих русских и американских музыкантов после альбома «Аукцыона» «Девушки поют» — авангардный рок на тексты Велимира Хлебникова.
Слушайте РазинРимИЛев — Леонид Фёдоров на Яндекс.Музыке
Noize MC «Последний альбом»
Второй альбом Noize MC, доказавший, что он большая звезда. Максимум драйва из рэпа, гитарной музыки и электроники.
Слушайте Последний Альбом — Noize MC на Яндекс.Музыке
«Мох» «Миллиард желтых птиц»
Недолгий, но яркий момент популярности жанра чиллвейв в России отразился вспышкой «Миллиарда желтых птиц» — замечательной записи белорусского музыканта, звучащей одновременно футуристично и ностальгически.
Баста «3»
Большой альбом Василия Вакуленко, вышедший в день его тридцатилетия. «Урбан», «Любовь без памяти» из саундтрека к третьему «Антикиллеру» и другие суперхиты на пути к стадионам.
Слушайте Баста 3 — Баста на Яндекс.Музыке
«Триагрутрика» «Вечерний Челябинск»
Слушайте Вечерний Челябинск — Триагрутрика на Яндекс.Музыке
Топ-50 отечественных альбомов 2020. Часть первая
Мы точно надолго запомним 2020 год. В том числе и за хорошую музыку. Заканчиваем подведение итогов топом 50 главных альбомов нашей сцены, которые сделали последние 12 месяцев чуть веселее и приятнее.
Партнер итогов года на The Flow — МегаФон. Подключив МегаФон Музыку, любой читатель может воспользоваться скидками и специальными условиями на любимые музыкальные сервисы: Boom, Яндекс.Музыка, Сберзвук, Deezer и Mubert. Достаточно быть абонентом МегаФона и перейти по ссылке.
50-41 | 40-31 | 30-21 | 20-11 | 10-1
50. Слава КПСС «Чудовище, погубившее мир»
Альбом-чучело, из которого выцветшей соломой торчат болячки и бесы. Слава КПСС называет его своим последним рэп-релизом — он был записан в очень невеселый период жизни, по идее такой называют терапевтическим. Это лучший альбом в его неподъемной дискографии, где он выворачивается наизнанку, но не забывает о звании одного из главных трикстеров русского рэпа (как минимум косплеит казахстанский рэп в “Мертвом игроке” и поминает жанр на сайфере “Ни надежды, ни Бога, ни хип-хопа”). Здесь хватает мрачняка, часто обсуждают заглавный трек и “Я убью себя”, но хочется говорить не только о них, а, например, о песне “Мальчиш-плохиш”, где с одной стороны пародируется хип-хоп новой волны, а с другой — это одна из лучших песен Славы, сделанная в непростом жанре “про любовь”, со строчками “Я делал свой е*****й рэп, а теперь вою, как Trippie Redd” и “Ты бесконечно больна, я бесконечно калечный”. Если это действительно прощание, то такое, когда после финальных титров ждешь фразу “Продолжение следует?”.
В нашем интервью Слава КПСС скажет, что дальше будет заниматься производством мультфильма, как бы делая полный круг. Чудовище погубило один мир и ушло создавать новый — есть в этом какая-то ирония.
49. Jahmal TGK «Неваляшка»
36-летний участник Триагрутрики, бытописатель с зорким до деталей глазом и поэт (да), чьи строчки нередко улетали в народ, написал альбом про “мужика с пакетом”, лучшие времена которого остались в прошлом. Его герой пьет, льет на листки стихи, ворчит на власть, на молодежь, на скорость времени и незыблемость тлена в замызганном окне троллейбуса. Совершенно безжалостный альбом, который сильнее всего бьет по тем, кто помнит былую популярность челябинского коллектива и то, как стиль, который он популяризировал наряду с ОУ74, the Chemodan Clan, Рем Диггой и другими близкими по духу людьми, был самым ходовым товаром в русском рэпе.
48. Сестры «Когда были волны»
Массовый слушатель узнал о группе Сёстры этой осенью, когда они стали новыми артистами лейбла Скриптонита Musica36. «Адилю понравился наш звук, и сперва он пригласил меня сводить музыку на своем лейбле. А мы тогда как раз начали писать новый альбом. Когда он услышал демки, позвал нас всех в Musica36», — так историю попадания на лейбл описывает продюсер Павел Петренко, вместе с которым в группе состоят настоящие сёстры Настя и Маруся Муравьёвы.
Релиз «Когда были волны» хорошо объясняет, за что их звучание оценил Скриптонит. Это вдумчивая негромкая поп-музыка с огромным вниманием к деталям. «Альбом про вечеринки и о том, как хочется от них куда-то сбежать», — так «Когда были волны» описывают сами участники. Хочется добавить, что вечеринки тут именно что не про вечный угар, а момент, когда он остаётся где-то позади, а тебе ещё нужно добраться домой.
47. Polnalyubvi «Сказки лесной нимфы»
«Сказки лесной нимфы» во многом заставляют вспомнить прошлогодний альбом Билли Айлиш. С американкой Polnalyubvi разделяет творческий интерес к бесконечному пространству сна, инструменталам с тяжелым басом и готическим образам. В «Шапито» она даже использует похожий тревожный шепот под основным вокалом и напоминающий «You Should See Me in a Crown» бас-дроп.
Но во снах Polnalyubvi проявляются отчетливые приметы российского детства: вот «Больше ничего» начинается с цитаты из Олега Газманова, вот в «Девочке и море» певица превращает считалочку в очаровательный припев, а в «Источнике» она стремится в прекрасное далеко. Кроме этого в «Источнике» одна Polnalyubvi становится целым русским хором, соединяя крестьянское прошлое с советским Электроником.
Форма сказок дает Polnalyubvi ширину и возможность строить собственный мир, в котором бушуют стихии и оживают мифы. Ярким вокалом певица ведет слушателя в свой темный лес, а спустя 6 коротких песен обнажает клетку и громко хлопает дверью.
46. Анна Зосимова и Петар Мартич «Песня — это праздник»
Петар Мартич из Пасош и его тогдашняя девушка Анна Зосимова начали записывать свой шансон-альбом еще в 2019. Планы были серьезными: разобраться, как устроен этот жанр + создать универсальную музыку, понятную всем возрастам. Неизвестно, удалось ли выполнить первый пункт, но второй точно: «Песня — это праздник» не пародия и не постирония. Это грустные песни о социальном, простите, дистанцировании. О том, как любящие люди не могут быть вместе, и о чувстве неловкости, вызванном этим фактом. Хороша здесь и музыка саундпродюсера проекта Евгения Горбунова (ГШ, Интурист), который не позволяет себе кабака (хотя в некоторых местах душа прямо требует), а создает собственную версию интеллигентной эстрады для людей постарше. 2020 год разрушил много пар, в том числе и Петара с Анной — от этого песни о расставании, разлуке и выстроенных между людьми стенах звучат еще печальнее.
45. Lovanda «Turbo»
Тандем Lovanda — это уральский дуэт молодожёнов Паши Wonder K (много лет писал музыку для рэперов в диапазоне от ОУ74 до Kizaru и двигал битс-сцену в Екатеринбурге) и Лалы (пела в группе Groovbag, тоже писала биты). Вместе они начинали с экспериментов с джаз-хопом, а в итоге нашли себя в интеллигентном диско-фанке. Их альбом «Turbo» — один из самых уютных релизов года, где на русском языке уместно звучат хоть гэридж, хоть олдскульный хип-хоп.
«Музыка — это духовная пища, которая также важна человеку. И мы хотим создавать то, что будет десятки лет актуально, и то, что будет давать людям эмоциональную поддержку», — так Паша описывал свои ориентиры в нашем профайле. И альбом «Turbo» — их лучшее отражение.
44. Slimus и ВесЪ «Улей»
Партнерство Слима и ВесЪа Каспийского казалось многообещающим: рэперов объединяла эстетика бедных кварталов и желание забрать банк любыми средствами, перечисление которых составляло важную часть их песен.
Вдвоем Слим и ВесЪ снимают кино с собой в главной роли в духе фильмов Мартина Скорсезе. Причем среди запутанных схем и бандитской роскоши они находят себя по-нагиевски невозмутимыми героями боевика.
ВесЪ отлично вписывается в циничный мир вечных девяностых и дарит ему несколько симпатичных автотюновых припевов. Слим же не только привычно рифмует афоризмы, но и вносит долю безумия в эту картину, представляя президентом России Пашу Техника (чье обращение в роли лидера один из лучших новогодних моментов в русском рэпе).
43. Horus и Зараза «Вопрос времени»
Уже не первый совместный релиз мастеров по переплавке русской тоски в рэп-бэнгеры. Кто-то по инерции, взглянув на имена авторов, подумает: Horus опять наваливает закрученные тексты, а Зараза дополняет его автотюновой мелодикой — и будет неправ. Здесь искры в текстовом плане высекают оба, освещая унылый пейзаж чебоксарского Мордора, где “в любое время года — п****ц погода”, где круглосуточные ларьки осаждают гоблины да огры, а школьники “видят космос в подъезде”.
Horus и Зараза находят десятки способов для раскрытия довольно мрачных тем (от суицида и тоски по такой скоротечной весне и до темы отношений с публикой, которая обращает внимание на артиста только после его смерти), и то, как они это делают, если и не вызовет у слушателя улыбку, то по крайней мере, вооружит новой оптикой для сопротивления знакомым проблемам. “Вопрос времени” — альбом, авторы которого подходят к теме русского тлена как к неисчерпаемому колодцу смыслов и наблюдений лазерной точности. И ныряют в него с головой.
42. Dose «Loto»
Знакомая история с твистом — битмейкер, стоявший за песнями популярных артистов, решает лично выйти к микрофону, чтобы показать, как делать… нет, не рэп или передовой R&B, а урбан-поп с отсылкой к музыке 2000-х с гитарами, прилипчивыми мелодиями и прочими звучками, которые узнают поклонники раннего Джастина Тимберлейка. Так поступил Айдос Джумалинов, работавший еще с объединением Jillzay, а сейчас выступающий под именем Dose. Его первый сольный мини-альбом называется “Лото” — и после такого дебюта хочется, чтобы его автор как можно быстрее закричал: “Бинго!”
41. Хадн дадн «Ностальгия»
Ностальгический альбом Хадн Дадн начинается со звука кинопроектора и проката маршрутки по улицам Москвы, оживающим вместе с воспоминаниями фронтвумен Варвары Краминовой.
Мотив бесконечной тоски то ли по прошлому, то ли по несбывшемуся будущему врезается в память и напоминает о собственных травмах и потерянных мечтах, Благодаря топонимам и родным узнаваемым объектам в мире «Ностальгии» легко освоиться и признать своим, будто никогда его и не покидал.
Автор: deadkeds
обновлено over 10 years ago
«Афиша» попросила несколько десятков музыкантов молодых русских групп составить списки лучших, по их мнению, русских альбомов всех времен.
Участники опроса:
Василий Зоркий, Николай Сарабьянов / 19:84 || Cheese People || Galya Chikiss / Chikiss || Dmitry Goltzman / Do Re Mi Orchestra || Alexander Kholenko / Dza || Кирилл Малышев / EnFace (2) || Everything Is Made In China || File Foreli || Sergey Galunenko / Галун, Moremoney || Guru Groove Foundation || ill!noiz || Юлия Крюкова, Дмитрий Емельянов / Inwhite || Kira Lao || Дмитрий Шевченко / Kustarnitsa || Love-Fine || Manicure || Me & Kate || Миша Оттер / Miiisha, Cops on Fire, Ларик Сурапов || Надежда Грицкевич, Иван Калашников / Moremoney || Motorama (3) || Roma Litvinov / Mujuice || Yvgeniy Gorbunov, Андрей Касай, Sergey Ledovskiy / NRKTK || On-The-Go || Арсений Кам / Padla Bear Outfit || Максим Николаев / Pinballsound || Alex Kelman / Punk TV, Dsh! Dsh! || Ritmika || Stone Cold Boys || Григорий Ениосов / [Invalid Artist] || Роман Зимарев / Turns || Лев Ганкин / Uphill Work || Pavel Eremeev / USSSY, Kruzr Ken, I Am Above On The Left || Veell || «Барто» || Иван Котихин / «Встреча Рыбы» || «Голуби и Безумные Кашевары» || Варя Демидова || Илья Черепко-Самохвалов / «Кассиопея», «Петля Пристрастия» || Аполлон / «Комба БАКХ» || Иван и Яна Смирновы, Мария Петрова / «Краснознаменная Дивизия Имени Моей Бабушки» || Евгения Иль, Юлия Накарякова, Данила Холодков / «Лемондэй» || Иван Мозжухин / «Макулатура» || Рада Маркидонова || Дмитрий Меркулов / «Общежитие» || «Пёс И Группа» || Кирилл Иванов / «Самое Большое Простое Число» || Александр Гагарин / «Сансара» || Sergey Khutornenko / «СВ Хутор» || Антон Кривуля / «Солнцецветы», «Мох», «Бэтманы большой Украины» || Алексей Таруц / I Am Above On The Left
Топ-50 отечественных альбомов 2020. Финал
Мы точно надолго запомним 2020 год. В том числе и за хорошую музыку. Заканчиваем подведение итогов топом 50 главных альбомов нашей сцены, которые сделали последние 12 месяцев чуть веселее и приятнее.
Партнер итогов года на The Flow — МегаФон. Подключив МегаФон Музыку, любой читатель может воспользоваться скидками и специальными условиями на любимые музыкальные сервисы: Boom, Яндекс.Музыка, Сберзвук, Deezer и Mubert. Достаточно быть абонентом МегаФона и перейти по ссылке.
50-41 | 40-31 | 30-21 | 20-11 | 10-1
10. Boulevard Depo «Old Blood»
“Old Blood” начинается запитченными словами Ксении Собчак из интервью с Алсу, где она рассказывает, что вся модная рэп-музыка делается в Уфе, а Boulevard Depo — “это дико популярно”. Через полгода после релиза альбом больше месяца провисит на первой строчке Apple Music, а Юрий Дудь будет спрашивать у Моргенштерна, почему его автор так популярен (цитата: “Загадка прям для многих”). Boulevard Depo действительно не стремился быть известным — не написал хит, не выпустил прорывной альбом (хотя о каком мы сейчас пишем?), не гнался за медийностью. Вместо этого он как граффитчик оттачивал стиль и эта верность себе привлекла последователей.
“Old Blood” — это альбом-хроника от человека, который уже больше десятка лет пишет о себе главу в истории жанра. Инструменталы с клавишными в духе русского рэпа конца 10-х, одна из песен прямолинейно называется “Возраст” и на ней появляется олд уфимской сцены Artur Kreem, а Depo рефлексирует о своем статусе — “Не искушен и не стал искусителем, ни душегубом не стал, ни спасителем, я наблюдателем стал, улыбнись”. А ближе к финалу “Old Blood” прозвучит четкое определение его стиля — “старая школа, но в новом рейстайлинге”. Старая кровь разбавила текущий поток, но не растворилась в нем, а ушла в собственное русло.
9. Хаски «Хошхоног»
Хочет этого Хаски или нет, к нему липучкой для мух намертво приклеился тег “поэт”. Мало кто в русском рэпе пишет с такой литературностью, куплеты немногих хочется разбирать на детальки и компоненты. После уже классического альбома “Любимые песни (воображаемых) людей” ждали как минимум чего-то похожего, но Хаски с улыбкой-ухмылкой-оскалом и фигами в карманах выпустил “Хошхоног”.
Если значительную часть альбома-предшественника сделал продюсер QT, в кредитсах “Хошхонога” числятся вышедший из театральной сцены Петербурга артист Бхима, White Punk, zavet (тоже артист с чертовщиной во взгляде), SP4K и не только. И на этом фоне Хаски зазвучал как никогда разнообразно. Дело даже не в трэп-битах и автотюне — “Владыка слов” будто сэмплирует киношные аранжировки прошлого века, “Частушки” заряжают инфернальным весельем, на “Реванше” звучит пронзительный аккордеон. Несколько лет назад лучшую песню альбома “Никогда-нибудь” просто невозможно было представить у Хаски — хотя бы за счет инородного “бэйби”, которое шокирует сильнее других провокаций “Хошхонога”.
Один француз-философ писал, что автор умирает, когда рождается его произведение. “Хошхоног” — это будто Хаски притворился мертвым, приоткрытым глазом следил за пришедшими помянуть из гроба, еле сдерживая хихиканье, а потом поднялся под возгласы и звуки падающих в обморок тел. “Смерть никогда не получит меня”, — читает он в последней песне альбома. Черному колдуну виднее.
8. ЛСП «One More City»
В сентябре ЛСП провернули мощный трюк: выпустили «тот самый второй альбом» через неделю после первого. После царства абсурда на рэп-мюзикле «Свиное рыло» слушатели получили «One More City» — завершение трилогии, начатой альбомами “Magic City” и “Tragic City”. Но если на первом во главе угла стояли грехопадение и деструктив, а на втором — глубинный фатализм, закончившийся концом света и плевком в вечность, то “One More City” — дорога в afterlife, где находится место как самым трагичным, так и — неожиданно — светлым песням в дискографии ЛСП.
Олег ставит перед слушателем зеркало и дает взглянуть на мир его глазами. Мир, в котором демифологизируются истории про вечную любовь и про “жили долго и счастливо”. В одной из ключевых песен герой буквально убивает любимую, чтобы та навсегда стала слепком некогда большого чувства. Чтобы любовь стала вечной. “One More City” — история про романтику, которая оборачивается трагедией. А ее герой, который как будто оказывается у ворот рая, ближе к концу падает обратно в ад.
За последние пару лет концертный состав ЛСП оброс большой группой — и это случай, когда такой шаг нужен чтобы подчеркнуть не статус, а новые ориентиры: это самый нерэперский альбом в карьере Олега Савченко, от трэп-эстетики «Magic City» он улетает в миры неожиданных хуков и мелодий («Бинокль»), а заодно попадает в самое сердечко 2020 года, когда «Девочка-пришелец» находит своё своё место в 400 с лишним тысячах тиктоков. Отличным рэпером Олег при этом быть не перестал: вот «Парный дурак», вот «Ууу» — и пойди докажи, что ЛСП уже не тот.
«One More City» в очередной раз переворачивает творческую вселенную группы с ног на голову и двигает её в абсолютно новом направлении. Каком? Понятия не имеем, но если у Олега получилось придумать отличный альбом даже из фанатского фейк-треклиста, то уж он-то точно знает, что делать со своей карьерой.
7. VACIO «Индепендент»
Екатеринбуржец Николай Васильев обучался в джазовом училище и играл инди-рок, а в рэп его привела, как ни странно, группа Каспийский Груз. Он был гитаристом на ее прощальных концертах, а первый альбом Васильева, назвавшего себя Vacio. выходил при протекции Веса.
“Индепендент” выходит уже на лейбле MLBC, которым руководит Роман Варнин из группы Мальбэк, да и вообще ощущение, что за этот год Vacio органично влился в другую тусовку: он продюсирует песню Федуку, фитует с OG Будой, а обложку альбома ему дизайнит Саша Сахарная. Изменились и песни: теперь Vacio делает музыку в жанре “пост-всё”.
Она похожа на игру в ассоциации: Молодой Платон фитует с Пасош, Кирилла Бледного приняли в РНБ Клуб, Увула и Melon Music устраивают общий бэк-ту бэк. Гитарные риффаки и дурацкие эдлибы, закатанный в автотюн голос и небрежная рок-н-ролльная манера пения сквозь зубы — причем ни один из элементов не мешает другому, а адаптирует его для своей вселенной.
6. Mnogoznaal «Круг ветров»
Mnogoznaal уже много лет относится к категории артистов со своим фирменным звуком — тем, который невозможно переложить на свой лад и сделать «песню как у Знаала». У этого скилла есть и обратная сторона: тебя нет-нет да обвинят «в самоповторах» и «ничего нового». Так случилось и с «Кругом ветров», критику комментировал и сам Макс: «Хоть убейте, я считаю, что мои треки разные. Да, их всех объединяет единая стилистика, но так оно и будет, так как я очень люблю этот звук всем сердцем».
И прелесть его песен — как раз в этой искренней любви автора к своей музыке. Он продолжает плести в треках истории, где сталкивает мир своих героев и нашего социума, превращает свой флоу в отдельный музыкальный инструмент и ловко читает хоть про вымышленных персонажей своей музыкальной вселенной, хоть обращается к невидимым соперникам в песне «Колхозник».
«Круг ветров» продолжает линию «Ночного ловца солнца» и «Гостиницы «Космос»» — это по-прежнему максимально задротский рэп, но сделанный с оглядкой на то, что его автор давно освоил классные хуки и припевы, служащие таким мостиком, связывающим фанатов Знаала-технаря с любителями его более мелодичной стороны.
5. Монеточка «Декоративно-прикладное искусство»
Второй альбом Монеточки и Вити Исаева отразил их творческий голод: тандем не стремился написать сиквел «Раскрасок для взрослых», вместо этого «Декоративно-прикладное искусство» звучит как посвящение главным российским музыкантам от Аллы Пугачевой и Ленинграда до Короля и Шута. Среди них выделяется «Папина любовница», очевидно вдохновленная «Pump Up the Jam».
До этого мы знали Монеточку как ироничного автора, истории в песнях которой были зачастую преувеличены до абсурда (но от того работали ещё лучше). В новом же альбоме она больше внимания уделяет драме: одиночество звезды, измены в семье (в которой жалко всех, и даже любовницу), ностальгии по детству и онкологии. Шуток тоже хватает, но обращенные к Горшку и Сергею Шнурову «Коза» и «Шприц» написаны будто на грани дисса, упрекая безобразный русский рок в мужланстве и испорченном детстве.
Этот альбом доказывает, что Монеточка не стала жертвой «синдрома второго альбома» — она по-прежнему вызывает улыбку и эмпатию. Только сама Монеточка стала взрослее и серьёзнее. Отсюда и песни, посвященные не только миру, Монеточку окружающему, но и ее внутренним устоям.
4. ЛСП «Свиное рыло»
Релиз «Свиного рыла» прервал трёхлетнее ожидание поклонниками ЛСП нового альбома. Только быстро оказалось, что этот релиз — не «большой альбом», а рэп-сказка про трех поросят и волка из Свинского союза (сюра добавляет и факт того, что идея релиза родилась из шутки фаната). Слушатели долго обсуждали, шутка ли сам альбом, а в итоге спустя неделю получили «настоящий» новый альбом (см. выше).
3. Matrang «Три»
Матранг советует соблюдать порядок песен при первом прослушивании нового альбома — и его изучение точно нужно начать именно так. «Три» — меланхоличная, но очень красивая и понятная история взросления, вдохновляющий рассказ о постоянном поиске себя.
Альбом демонстрирует три этапа в творчестве музыканта. «Падал столько раз, что начал падать красиво», — читает Матранг в первой главе. Хип-хоп-треки о непростом детстве, непонимании близких и взращивании веры в себя отсылают к началу его пути. Вторая часть раскрывает любовь Матранга к танцевальной музыке и обнаруживает наследие 90-х. Мелодии тут продолжают линию «Медузы», но больше погружаются в личное — как минимум потому что музыку к ней, как и ко всему релизу, Алан написал сам. Последняя глава — грустный поп, воплощение нынешнего образа артиста и самая личная часть и без того исповедального альбома, доказывающего разносторонность музыки Матранга.
2. Витя Исаев «Привет! Как дела?»
Последние пару лет Витя Исаев известен в основном как “саундпродюсер Монеточки”, и это вполне заслуженная регалия. Они — такой же важный творческий юнит отечественной музыки десятых, как Олег ЛСП с Ромой Англичанином или Луна со своим саундпродюсером Александром Волощуком.
Только вот еще за пять лет до Монеточки Исаев уже вовсю записывал изобретательный неосоул под именем БЦХ, а вся имевшаяся музыкальная пресса писала про него: “русский Фрэнк Оушен”. Выпущенный под своим именем (то есть, считай, дебютный) альбом Вити — тонкая интеллигентная эстрада: песни терапевтического толка, о том, что мучает мужчину-интроверта 30+, по звучанию где-то между Мотауном 80-х и Пугачевой периода первых великих альбомов. Песни на “Привет! Как дела?” настолько выпуклые и осязаемые, что к их герою можно прикоснуться.
Вот он описывает мучительный брак по залету с нелюбимой женой и ненавистным тестем, который тянет героя в гараж. А вот строит целую песню на том, что Нетфликс лучше секса — и по ходу ее убедительно объясняет, почему. В этих эмоциональных горках главный прикол альбома: с первых нот песни “Розовые очки” ты ждешь безоблачного фонового соула, а тебе выдают музыку довольного сильного внутреннего напряжения.
1. Feduk «ЙАЙ»
Последние два года Федук не выпускал альбомы и отделывался только синглами. И это время он с пользой потратил на то, чтобы перезагрузиться. И творчески, и психологически: похмелье от «Розового вина» осталось где-то в прошлом.
А его настоящее — это свежая голова и альбом «ЙАЙ», записанный совместно с участниками группы Cream Soda, которые тут отвечают за звук. Получилась идеальная коллаба для всех участвующих сторон. Федук расслабился и записал альбом без оглядок на вообще любые ожидания, участники Cream Soda показали, что могут подыграть не только с хаус-хиточками, но пойти и в трэп, и в поп-баллады — и куда только не.
«Русский народный трэп, ты снимаешь тикток, я нет», — беззаботно открывается первый куплет этого альбома. И от «ЙАЙ» и дальше веет лёгкостью. «Было ощущение, что приехали в лагерь, где было домашнее задание на всю смену — сделать отчётный концерт и представить свой отряд», — так Федук описывает процесс записи, который проходил на даче Димы из Cream Soda в Ярославской области.
2020 — сложный и непростой год для всех нас. Здорово, что в это же время у талантливых людей получилось отключиться от бесконечного вала проблем и подарить всем музыкальный праздник. И довольно показательно, что он завершается строчками «тепла требуют наши сердца». Его и пожелаем всем в 2021-м.