лучшие школы в дагестане
Три школы Дагестана в списке наиболее конкурентоспособных по России
МАХАЧКАЛА, 15 мая – РИА «Дагестан». Три школы республики попали в список 160-ти самых конкурентоспособных по стране по версии рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика), сообщает пресс-служба Минобрнауки РД.
В топ вошли 160 общеобразовательных организаций, выпускники которых оказались успешнее всего при поступлении в ведущие вузы в 2019 году.
В числе лучших Республиканский лицей-интернат «Центр одаренных детей», подведомственный Министерству образования и науки РД, Многопрофильный лицей № 39 им. Б. Астемирова и Гимназия № 13 г. Махачкалы.
Исследование RAEX показало, что школы, вошедшие в рейтинг, используют в своей работе традиционные и новаторские методики, активно развивают профильное образование и внедряют новые технологии.
По словам директора РЛИ ЦОД Шаганэ Баймурзаевой, в процессе обучения педагоги Центра используют оригинальные формы преподавания – уроки-путешествия, уроки-исследования и многое другое. «На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений, реализации творческого потенциала», – поделилась Баймурзаева.
В Лицее № 39 приоритетные направления педагогической деятельности основаны на индивидуальном подходе и сопровождении интеллектуально одаренных детей. «С 2016 года в нашем лицее реализуется проект “Менторинг в системе сопровождения одаренных детей”, который вывел на качественно новый уровень эту работу. Основная задача проекта – поддержка мотивации и стимулирование дальнейшего развития одаренной личности. В перспективе мы планируем начать работу над внедрением модели “Коучинг”», – рассказала директор школы Гульбарият Абдулжалилова.
Педагогический коллектив гимназии № 13 г. Махачкалы уже много лет успешно реализует принципы наставничества – четверть коллектива составляют выпускники этой школы. «В нашей школе работают три поколения выпускников. Мы гордимся ими и так же гордимся многими другими выпускниками, которые стали выдающимися учеными и общественными деятелями. К примеру, выпускницей нашей школы является вице-премьер – министр образования и науки Республики Дагестан Уммупазиль Омарова», – поделилась директор гимназии Муминат Муртазаева.
Исследования, посвященные поступлению школьников в ведущие вузы России, агентство RAEX проводит с 2015 года. В ТОП-20 по СКФО вошли также школы Ставропольского края, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республик и республик Ингушетия и Северная Осетия – Алания.
Больше важных и актуальных новостей в Telegram-канале РИА «ДАГЕСТАН». Подписывайся!
«Он показывает коровник — это, говорит, школа». Как два человека меняют жизнь сельских детей
Как можно полностью изменить жизнь сельских детей? Построить футбольное поле, открыть кружок программирования и дать возможность учиться в хорошей современной школе. Но сначала придётся снести старый коровник — что и сделали меценаты Марат Шайдаев и Евгения Тюрикова. Мы съездили в село Цмур, чтобы увидеть, как живет одна из самых интересных школ Дагестана.
«Не знал, что у нас здесь есть такие места»
Из Махачкалы до Цмура — около трех с половиной часов на машине: сначала вдоль линии Каспия, а затем вверх, в горы. Это территория Южного Дагестана (или, как говорят здесь, Юждага) — недалеко проходит граница с Азербайджаном.
Мы едем из самой Махачкалы на такси, испытывая на себе все прелести экстремального вождения, так популярного в Дагестане. Поэтому всю красоту окрестностей получается оценить только после прибытия в Цмур. «Не знал, что у нас здесь есть такие места», — удивлённо говорит таксист, рассматривая новую школу — финальную цель нашего путешествия.
На фоне зелёных холмов стоит современное двухэтажное здание, рядом с ним — ещё несколько небольших домиков с косыми крышами. Прямо у школы расположены футбольное поле, спортивная и игровая площадки. На торце главного здания — красочное граффити: мальчик стоит на горе из книг и смотрит в бинокль.
Среди горных пейзажей всё это действительно смотрится необычно: издалека кажется, что аккуратные домики кто-то просто взял и приделал к горам в фотошопе.
«Он показывает мне коровник 1929 года постройки. Это, говорит, школа»
Один из основателей школы — бизнесмен и благотворитель Марат Шайдаев. Отсюда, из села Цмур, происходит его род. Марат и раньше делал что-то для села по мере возможности, а пять лет назад его попросили помочь единственной в селе школе.
Евгения, жена Марата и соосновательница школы, рассказывает: «У малых народов бывает желание или внутренняя потребность что-то делать для места, которое называют «малая родина». Мы периодически помогаем Цмуру: то дорогу сделать, то забор поправить, то воду провести.
Как-то Марат говорит мне: «Знаешь, меня дядя просит поменять окна в школе в Цмуре». И показывает коровник 1929 года постройки, просевший в разные стороны, похожий на перекрученную трубу. Одноэтажный, естественно. Это, говорит, школа».
Сразу было ясно: пользы в том, чтобы просто заменить окна, будет мало
«Если действительно помогать, то надо сносить школу и строить новую. Но даже новое здание ситуацию не спасёт. Если не менять систему образования, то ровно через пять лет школа будет точно таким же коровником», — вспоминает разговор Евгения.
Полтора года понадобилось Евгении и Марату, чтобы на месте коровника оказалось современное здание, а у школьников наконец появился тёплый туалет, горячая вода и интернет. Сегодня у школы есть своя трансформаторная будка, чтобы свет «не падал», и собственная канализация, чем, увы, не могут похвастаться жители села.
В 2016 году Марат и Евгения учредили благотворительный фонд «Село», цель которого — помогать детям в сёлах получать качественное образование. Деятельность фонда распространяется не только на Цмур, но и на весь район: в двух школах тут уже открыли кружки по программированию, вот-вот откроют ещё в двух.
«У нас была иллюзия, что мы легко привезём сюда учителей»
Ещё одно здание на территории школы — небольшой четырёхэтажный дом с балконами на 12 квартир. Не кабинетов, именно квартир: все они рассчитаны на учителей и других сотрудников, которые будут тут жить и работать. Правда, пока большинство из них пустует.
«У нас была иллюзия, что мы легко привезём сюда учителей: дадим им обставленные квартиры, и они будут счастливы здесь работать. Думали, что сейчас мы получим очередь. А мы её не получили. Мы не получили фактически никого.
Привезли четырёх педагогов — двух «съели» в течение первого года жизни в селе
«Съел» коллектив местных учителей, у которых нет желания что-то менять. Мы должны были придумать, как обучать новых преподавателей», — рассказывает Евгения.
И придумали: в Цмур привезли методологов из Москвы, которые в течение года рассказывали и показывали учителям, как работать на платформе «Мобильное электронное образование». Идея простая — разгрузить учителя от организационной работы, чтобы у него появилось время на развитие. Чтобы учитель зашёл на платформу, открыл урок и увидел, какая тема, какое задание он должен дать детям, что показать. «На внедрение мы потратили год. Результат был низким, но мы не сдались, пошли на второй круг. Сейчас продолжаем есть кактус», — делится Евгения.
За четыре года, что существует новая школа, в ней сменилось четыре директора: найти хорошего руководителя оказалось непросто. А еще после того как школу построили и оборудовали, её «отдали» обратно государству. Поэтому с изменением педагогического состава теперь могут быть сложности: «У нас есть влияние на образовательный процесс. Надо идти через комитеты, делать аттестацию педагогов, искать возможности обучить их — они тоже жители Цмура».
«Спасать страну из гуманитарной катастрофы»
Первое, что видишь, когда только попадаешь на территорию школы, — жёлтый микроавтобус с надписью «Дети». Зачем небольшой сельской школе собственный автобус? Затем, что сегодня здесь учатся не только дети из Цмура: в школу возят ребят из ещё четырёх сёл. Принимают сюда всех желающих, некоторые живут в часе езды.
Евгения подчёркивает: «Мы не хотим делать селективную школу. Сегодня все сфокусированы на том, чтобы отбирать самых умных, самых быстрых. А остальных-то куда девать будем? Идея в том, чтобы делать в сёлах Кавказа нормальное, стабильное среднее образование. Не отбирать самых гениальных и не делать из этого что-то совсем невероятное, а спасать страну из гуманитарной катастрофы.
3,5 миллиона человек в стране учатся в сельских школах. После 11-го класса они выходят никем: навыков никаких, знаний никаких. Они не могут поступить в вуз: у них, с одной стороны, нет на это денег, а с другой стороны, нет для этого знаний. Они бы, может, и нормально учились, и общагу им бы дали, но только поступить никто не способен.
У глав районов в регионах стоит KPI по количеству школ — неважно, один там ребёнок, 35 или 120
Ну на 35 детей какой там может быть преподавательский состав? Полноценных классов нет — следовательно, нет и учителей-предметников. Но можно же просто автобус купить, чтобы этих детей возить в школу. Ведь это значительно дешевле и проще. Мы пытаемся изменить эту систему, хотим показать, что это возможно».
С недавних пор в школе есть и подготовительный класс для детей пяти-шести лет. Главным образом им это нужно для того, чтобы выучить язык. «В этом возрасте дети здесь фактически не говорят по-русски: дома же с ними общаются на лезгинском. А язык им нужен: всё преподавание идёт на русском. Периодически педагоги переходят на лезгинский, но это сложно проконтролировать».
Сейчас в школе учится 78 детей в две смены. То, что Цмур уже стал центром притяжения для многих детей в округе, совсем не удивительно: обычными уроками здесь всё не заканчивается. На футбольное поле прибегают играть все ребята села, иногда приходят и из соседних. Еще у детей есть своя теплица, а окружают территорию школы целые поля засаженного фундука.
В домиках, расположенных рядом со школой, проходят факультативные занятия и работают кружки. Выбор большой: можно пойти учиться рисовать, вышивать бисером или вязать игрушки, выбрать факультатив по физике или какой-нибудь из спортивных кружков — настольный теннис либо футбол. Наибольшей популярностью у детей пользуются театральный кружок и программирование.
«90% — это люди, которые просто что-то делают. Давайте дадим им жить»
Рассматривая домики для факультативов, легко догадаться, в каком из них учат программированию: прямо у входа тут лежат яркие пуфики. Атмосфера очень уютная и творческая: есть второй этаж и широкие ступеньки, с которых дети могут смотреть презентации или работать за ноутбуком.
Обучать программированию будут поэтапно. Некоторых детей, например, сначала нужно учить пользоваться компьютером. В начальной группе будет информатика «без розетки» — алгоритмы и логика. Потом будут изучать Matata Lab, программирование маленьких роботов. А ребята постарше освоят Scratch, Python и спортивную робототехнику.
«Почему именно программирование? Я думаю, эта профессия будет всё больше и больше востребована. Даже если ребёнок не станет программистом, он точно будет владеть компьютером, у него будут навыки, и он сможет заработать свою копейку», — объясняет Евгения.
Сейчас многие дети приезжают учиться программированию и из других сёл. «Скретч и сам процесс написания программ им очень интересны», — говорит Евгения.
«Дети, если вы чувствуете себя некомфортно, не нужно бить друг друга»
Некоторые квартиры «дома учителей» уже нашли жильцов. В одной из таких живёт завхоз Тимур, который водил нас по территории школы. Он сам пригласил нас к себе и показал, как всё устроено внутри. Отличные современные апартаменты — на каком-нибудь сервисе по съёму жилья их точно оценили бы не ниже пятёрки.
В похожей квартире (здесь они отличаются только цветовой гаммой) живёт учитель истории и обществознания Малика Ахмедова, выпускница программы «Учитель для России». Кроме истории и обществознания, Малика преподаёт русский язык и литературу в начальной школе, а ещё ведёт театральный и писательский кружок.
Сама Малика из Дагестана, но до Цмура успела поработать в деревенской школе в Тамбовской области. А год назад ей позвонили и рассказали о Цмуре: «Говорят: „Малика, ты не хочешь во всём этом поучаствовать?“ Я подумала: боже, я никогда не слышала про Цмур, хотя сама из Дагестана, приеду, посмотрю. И, в принципе, всё сошлось».
Мы встречаемся с Маликой в актовом зале, который находится тут же, в «доме учителей». На стульях и на полу — незаконченные декорации и неразобранные костюмы, которые Малика привезла с утра из райцентра. После занятий они с детьми будут репетировать спектакль — между уроками у Малики есть полчаса, чтобы подготовиться к репетиции.
«Преподаватели из „Учителя для России“ придумали проект „Театр в коробке“. Недели две назад мы получили посылку из школы Воронежской области: дети прислали нам карту своего села, которую нарисовали сами. И на основе того, как мы эту карту восприняли, мы должны поставить спектакль», — рассказывает Малика.
Театральный кружок детям очень по душе: сюда они приходят не только раскрывать свои артистические способности, но в первую очередь учиться взаимодействовать друг с другом. Малика вспоминает, как обращалась к ребятам на занятиях: «Дети, если вы чувствуете себя некомфортно, не нужно бить друг друга. Можно просто сказать: „Пожалуйста, не делай так, мне больно“. Месяца два я им это говорила и уже практически готова была сдаться. Но в какой-то момент услышала, как девочка говорит мальчику, который стукал стулом по её парте: „Пожалуйста, не делай так, мне неприятно“. Он услышал и перестал».
Евгения тоже отмечает этот момент: «Одно из наших достижений в том, что мальчики больше не чураются девочек. Пять лет назад этой коммуникации не было. Сейчас они учатся взаимодействовать друг с другом, и поражает, что они приходят именно за этим. То есть ребёнок формулирует: «Я пришёл, чтоб быть более открытым, я пришёл, чтобы научиться разговаривать».
«Я хочу здесь учиться, я тут и жить готов»
Творческая атмосфера чувствуется здесь повсюду — кажется, что ты ходишь по территории какого-то классного детского лагеря. Недавно в школе проводили «активные выходные» — приглашали разные школы, за два дня Цмур посетили около 300 детей и педагогов. Евгения рассказывает: «Мы разбивали их на группы по 10 человек, пускали по нашим кружкам, и дети говорили: «Это просто другая планета, я хочу здесь остаться. Заберите меня, я живу в том-то селе, я хочу здесь учиться, я тут и жить готов». Приезжие дети все были в восторге.
Даже дети из райцентра с волнением смотрели на новое оборудование: «Компьютеры даёте?!»
Евгения и Марат уже работают над тем, чтобы у детей была возможность жить на территории школы. В ближайших планах — построить интернат, куда можно будет отдать ребёнка с понедельника по пятницу. «Такие интернаты на Кавказе очень востребованы. То ли так сложилось, потому что местные часто уезжают на заработки, то ли потому что квартиры были маленькие, а семьи многодетные. Дети будут приезжать в воскресенье вечером, в пятницу вечером уезжать».
В начале июня в Цмур приезжали ребята из проекта «Кружок», о котором после фильма Юрия Дудя узнало ещё больше людей. Основатели «Кружка» ездят в отдалённые уголки России, в течение недели учат подростков разработке, музыке или журналистике — и доказывают всем, что жизнь человека не определяется местом его рождения.
Именно к этому стремится и школа в Цмуре — и кажется, что у основателей, учителей и всех, кто здесь работает, всё отлично получается. «У твоего мира нет границ» — написано на большом земном шаре, который располагается перед главным зданием школы.
Минобрнауки Дагестана: руководство школы 2 года покрывало ученика, убившего одноклассника
Руководство школы № 51 в Махачкале, где во время драки двух школьников от ножевого ранения погиб ученик, могло покрывать убившего его одноклассника. Об этом заявил временно исполняющий обязанности министра образования и науки Дагестана Яхья Бучаев, передает «Лента.ру».
По словам чиновника, ситуация с деструктивным поведением ученика длилась на протяжении двух лет. По его словам, родители и одноклассники пожаловались, что подросток постоянно третировал других детей.
При этом, рассказал министр, руководство школы знало об этой проблеме, однако никто не сообщил об этом в правоохранительные органы или инспекцию по делам несовершеннолетних.
«Руководство образовательной организации почему-то его покрывало. Даже не поставили на внутришкольный учет этого подростка», — отметил Бучаев.
Школьника доставили в Кировский отдел полиции в Махачкале. По информации местных СМИ, ему 15 лет. Следственный комитет возбудил уголовное дело об убийстве. Глава СКР Александр Бастрыкин поручил руководителю следственного управления в Дагестане «дать жесткую правовую оценку действиям руководства школы, ответственных за обеспечение безопасности».
В отношении директора школы и его заместителя по воспитательной работе, а также в отношении руководства организации, осуществлявшей охрану в учебном учреждении, возбуждены уголовные дела. Позже стало известно, что директора и его заместителя уволили.
Дагестанские школы вошли в топ лучших по стране
Минобрнауки РФ составил рейтинг 200 лучших сельских школ. По итогам проведенного исследования в топ-200 вошли три дагестанские школы из Кизилюртовского, Кумторкалинского и Каякентского районов.
Как отмечают исследователи, наиболее конкурентоспособными оказались школы Северного Кавказа. Они заняли в топе 30 позиций. Лучшими стали: 13 школ из Ингушетии, 9 – из Ставрополья, Карачаево-Черкесия и Северная Осетия – по 2 позиции и одна школа попала в топ из Кабардино-Балкарии.
СПИСОК СЕЛЬСКИХ ШКОЛ ДАГЕСТАНА, ВОШЕДШИХ В ТОП-200:
1. МКОУ «Новокаякентская СОШ», Каякентский район, с. Новокаякент.
2. МКОУ «Коркмаскалинская средняя общеобразовательная школа», Кумторкалинский район, с. Коркмаскала.
3. МКОУ «Султанянгиюртовская СОШ», Кизилюртовский район, с. Султанянгиюрт.
все новости
Опубликовано: 6 Октября 2016
Обновлено: 6 Октября 2016
Другие новости
14 Октября 2021 |
Футбольный турнир среди спортклубов школ Дагестана прошел в РДЮСШ
Футбольный турнир среди спортивных клубов общеобразовательных учреждений среди игроков 2008 года рождения прошел на стадионе РДЮСШ Минобрнауки РД
Всероссийская перепись населения стартует 15 октября
13 Октября 2021 |
Сергей Меликов провел комплексное совещание с руководителями государственных органов региона
Врио Главы Дагестана Сергей Меликов провел комплексное совещание с руководителями государственных органов региона
13 Октября 2021 |
Учитель английского языка Дербента Аида Касумова приняла участие на заседании Всероссийского экспертного педагогического совета
Заседание Всероссийского экспертного педагогического совета при Минпросвещения РФ прошло 9 и 10 октября в Москве
Школы Дагестана вошли в рейтинг наиболее конкурентоспособных общеобразовательных организаций России
Школы Дагестана вошли в рейтинг наиболее конкурентоспособных общеобразовательных организаций России |
Три общеобразовательные организации Республики Дагестан попали в список самых конкурентоспособных школ России по версии рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика). В топ вошли 160 общеобразовательных организаций, выпускники которых оказались успешнее всего при поступлении в ведущие вузы в 2019 году.
все новости
Опубликовано: 14 Мая 2020
Обновлено: 14 Мая 2020
Другие новости
14 Октября 2021 |
Футбольный турнир среди спортклубов школ Дагестана прошел в РДЮСШ
Футбольный турнир среди спортивных клубов общеобразовательных учреждений среди игроков 2008 года рождения прошел на стадионе РДЮСШ Минобрнауки РД
Всероссийская перепись населения стартует 15 октября
13 Октября 2021 |
Сергей Меликов провел комплексное совещание с руководителями государственных органов региона
Врио Главы Дагестана Сергей Меликов провел комплексное совещание с руководителями государственных органов региона
13 Октября 2021 |
Учитель английского языка Дербента Аида Касумова приняла участие на заседании Всероссийского экспертного педагогического совета
Заседание Всероссийского экспертного педагогического совета при Минпросвещения РФ прошло 9 и 10 октября в Москве