лучшие сценаристы россии рейтинг
Наши тоже могут: 13 российских сериалов последних лет, за которые не стыдно
Скептическое отношение к российским сериалам у зрителей все чаще уступает место приятному удивлению. Какие же проекты заслуживают внимания, и чем они так хороши?
Российские сериалы последних лет — это смесь ярких, дерзких идей и колорита, хорошо знакомого каждому жителю страны. Смотреть такие проекты одно удовольствие, ведь в них есть и напряжение, и необычные герои. «СтарХит» решил собрать для вас подборку наиболее запоминающихся, ярких работ отечественных режиссеров на телевидении. Тут будут как сериалы прошлого года, так и хорошо зарекомендовавшие себя хиты пятилетней давности.
«Игра на выживание»
Год премьеры — 2020
Количество сезонов — 1
Жанр — триллер, драма, приключения
Создатель — Юрий Сапронов, Вячеслав Яковлев
В ролях — Владимир Веревочкин, Линда Лапиньш, Михаил Кремер, Валерий Скорокосов, Александра Бортич, Алексей Чадов, Юлия Волкова
Рейтинг на КиноПоиска — 7,6
Краткое содержание
Обсуждая лучшие российские сериалы последних лет, невозможно проигнорировать главный хит 2020 года. «Игра на выживание» покорила зрителей цепляющим сюжетом и неожиданным поворотами. Главные герои — 16 обычных жителей России, которые получают возможность выиграть огромную денежную сумму. Для этого они отправляются в тайгу, где будут выживать в диких условиях несколько недель.
Казалось бы, обычное телешоу, но это лишь на первый взгляд. Вскоре после старта проекта вся съемочная группа исчезает, а участники оказываются один на один с тайгой, где может произойти все что угодно.
Интересные факты:
«Домашний арест»
Год премьеры — 2018
Количество сезонов — 1
Жанр — драма, комедия
Создатель — Семен Слепаков
В ролях — Павел Деревянко, Александр Робак, Анна Уколова, Сергей Бурунов, Марина Александрова, Тимофей Трибунцев
Краткое содержание
Аркадий Аникеев — самый влиятельный человек в маленьком городке Синеозерск. Он — мэр, воле которого подчиняются абсолютно все. Но вот однажды Аркадия подставляет собственный помощник. Теперь его обвиняют в коррупции и отправляют под домашний арест. Отбывать наказание в ожидании суда главный герой будет по месту прописки, а именно в коммуналке, где когда-то вырос.
Ситуация осложняется еще и тем, что в коммуналке проживает давний враг Аркадия — Иван Самсонов. Поначалу мужчины ссорятся и подставляют друг друга, но со временем они понимают, что могут изменить свои жизни только вместе.
Интересные факты:
«Метод»
Год премьеры — 2015
Количество сезонов — 2
Жанр — триллер, драма, криминал
Создатель — Дмитрий Иванов
В ролях — Константин Хабенский, Паулина Андреева, Виталий Кищенко, Алексей Серебряков, Александр Петров, Макар Запорожский
Краткое содержание
А вот один из самых нашумевших проектов отечественного ТВ последних лет. Главная героиня Есения — выпускница юридического факультета, которая мечтает раскрыть тайну смерти своей матери. С этой целью она начинает сотрудничать с известным в городе следователем Родионом Меглиным.
Вместе Есения и Родион расследуют преступления самых страшных маньяков. Параллельно между ними складываются крайне сложные личные отношения.
Интересные факты:
«Колл-центр»
Год премьеры — 2020
Количество сезонов — 1
Жанр — триллер, драма
Создатель — Наташа Меркулова, Алексей Чупов
В ролях — Павел Табаков, Юлия Хлынина, Владимир Яглыч, Полина Пушкарук, Сабина Ахмедова, Леван Хурция, Ольга Веникова
Краткое содержание
12 сотрудников колл-центра заперты в собственном офисе из-за прихоти загадочных преступников, которые называют себя «мама и папа». Они сообщают, что здание заминировано, и теперь все находящиеся внутри — их заложники. Чтобы спастись и выжить, ребятам придется выполнять прихоти преступников, которые заставят их вспомнить ошибки прошлого.
Интересные факты:
Год премьеры — 2020
Количество сезонов — 1
Жанр — драма, мелодрама
Создатель — Эдуард Оганесян
В ролях — Ирина Горбачева, Ирина Носова, Варвара Шмыкова, Алена Михайлова, Антон Лапенко
Краткое содержание
Вспоминая российские сериалы, за которые не стыдно, многие зрители сразу же назовут проект «Чики». Драма стала сенсацией и получила сотни хвалебных отзывов.
Интересные факты:
«Обычная женщина»
Год премьеры — 2018
Количество сезонов — 2
Жанр — детектив, драма
Создатель — Мария Меленевская, Денис Уточкин
В ролях — Анна Михалкова, Евгений Гришковец, Юлия Мельникова, Александра Бортич, Татьяна Догилева, Аглая Тарасова, Елизавета Кононова
Краткое содержание
39-летняя Марина кажется совершенно обычной женщиной: она владеет небольшим цветочным бизнесом, воспитывает детей. Но все это лишь видимость. Дело в том, что у Марины есть вторая жизнь: она работает сутенершей, ежедневно подкладывая проституток под богатых клиентов.
Когда две жизни Марины внезапно пересекутся, все, что она любит, окажется под угрозой. Это станет для женщины проверкой на прочность.
Интересные факты:
«Эпидемия»
Год премьеры — 2018
Количество сезонов — 1
Жанр — драма, фантастика, триллер
Создатель — Яна Вагнер
В ролях — Кирилл Кяро, Виктория Исакова, Марьяна Спивак, Александр Робак, Наталья Земцова, Юрий Кузнецов, Виктория Агалакова
Краткое содержание
Сергей давно ушел от жены и живет с женщиной по имени Анна. Возможно, он бы никогда не нашел общий язык с бывшей супругой Ириной, но в Москве начинают происходить странные события. В городе появляются некие зараженные люди, представляющие опасность для здоровых.
Пытаясь спасти своих близких, Сергей объединяется с соседями и уезжает за город. Однако даже в таких условиях члены семьи не могут забыть про прежние обиды.
Интересные факты:
«Хороший человек»
Год премьеры — 2020
Количество сезонов — 1
Жанр — драма, триллер, детектив
Создатель — Константин Богомолов
В ролях — Никита Ефремов, Юлия Снигирь, Андрей Бурковский, Ксения Собчак, Игорь Гордин
Краткое содержание
В городок Вознесенск приезжает следователь Евгения Ключевская. Ей поручено расследовать серию загадочных убийств, произошедших в округе. Евгения уверена, что здесь орудует маньяк, но местные власти почему-то умалчивают о происходящем.
В городе Ключевская знакомится со следователем Иваном Крутихиным, который далеко не так идеален, как кажется на первый взгляд. Именно этот человек по каким-то странным причинам преследует местных женщин.
Интересные факты:
«Звоните ДиКаприо»
Год премьеры — 2018
Количество сезонов — 1
Жанр — комедия, драма
Создатель — Жора Крыжовников
В ролях — Александр Петров, Андрей Бурковский, Юлия Александрова, Анна Невская, Юлия Хлынина, Александра Ревенко
Краткое содержание
Егор Румянцев — популярный актер, который буквально купается во внимании. Всеобщей любовью Егор пользуется на полную катушку до тех пор, пока у него не диагностируют ВИЧ.
А вот брат главного героя Лев похвастаться успехами в карьере не может. Он работает на небольшом канале и ведет программу, которая никого не интересует. Лев страшно завидует брату, и однажды у него появляется шанс заменить родственника.
Интересные факты
«Безопасные связи»
Год премьеры — 2020
Количество сезонов — 1
Создатель — Константин Богомолов
В ролях — Любовь Аксенова, Игорь Миркурбанов, Никита Ефремов, Мария Шумакова, Александра Ребенок, Леонид Бичевин, Надежда Маркина
Краткое содержание
В центре сюжета оказываются люди, на чью жизнь сильно повлияла самоизоляция. Маша и Коля тайно спят друг с другом, но проводить карантин им приходится с законными супругами. Ситуация осложняется тем, что семьи дружат между собой и постоянно общаются.
А вот Анна живет одна, хотя ей регулярно звонит Виктор. Отношения с мужчиной неприятны героине, но из-за старой тайны она почему-то их не прерывает. Еще одна девушка получает странное предложение от мужчины, который намного старше ее.
Интересные факты:
«Перевал Дятлова»
Год премьеры — 2020
Количество сезонов — 1
Жанр — драма, триллер, детектив
Создатель — Илья Куликов
В ролях — Петр Федоров, Мария Луговая, Андрей Добровольский, Иван Мулин, Александр Метелкин, Ирина Лукина, Егор Бероев
Краткое содержание
В ночь с 1 на 2 февраля 1959 года в горах Свердловской области погибла группа студентов. Ребята хотели покорить опасный маршрут, но что-то пошло не так. Сотруднику правоохранительных органов Олегу Костину предстоит расследовать произошедшее и выяснить, что же произошло с ребятами.
Оказавшись на месте, Костин понимает, что дело крайне сложное. Версий произошедшего много, а местные власти почему-то пытаются скрыть детали расследования.
Интересные факты
«Скажи правду»
Год премьеры — 2019
Количество сезонов — 1
Создатель — Андрей Эшпай
В ролях — Виктория Исакова, Аглая Шиловская, Павел Трубинер, Гоша Куценко, Зоя Кайдановская Алена Бабенко, Игорь Гордин
Краткое содержание
15 лет Ксения была уверена в том, что счастлива в браке. Но однажды у женщины возникает мысль о неверности супруга. Желая выяснить правду, она начинает собственное расследование. В жажде доказать предательство, женщина заходит так далеко, что ставит под угрозу карьеру, брак и даже будущее собственных детей.
Интересные факты:
«Мир! Дружба! Жвачка!»
Год премьеры — 2020
Количество сезонов — 1
Жанр — драма, комедия, криминал
Создатель — Антон Щукин
В ролях — Юрий Борисов, Ксения Каталымова, Степан Девонин, Егор Губарев, Валентина Ляпина
Краткое содержание
Действие сериала развивается в 1993 году. Обычный 14-летний парень Санька строит большие планы на будущее, будто и не замечая, как изменилась страна за окном. Однажды он знакомится с девушкой Женей, и эта встреча навсегда меняет жизнь Сани.
Как-то он угоняет автомобиль у криминального авторитета. Ну а дальше начинаются разборки с бандитами, столкновения с кавказцами. Теперь Сане и его друзьям придется бороться за свое светлое будущее, ведь в России 90-х выживают лишь сильнейшие.
Интересные факты:
Судя по нашему списку, тенденция намечается отличная: каждый год в России выходит все больше ярких и интересных сериалов. Конечно, при желании можно найти недостатки в каждом проекте, но и их достоинств это не умаляет.
В Москве наградили лучших сценаристов
В понедельник, 27 ноября, в «Гоголь-центре» состоялась церемония вручения IV сценарной премии «Слово» имени Валентина Черных.
За лучший дипломный сценарий премии удостоена Серафима Головченко — фильм «Чупакабра». В номинации «Лучший сценарный дебют в полнометражном фильме» призерами стали Антон Бильжо, Евгений Керов и Людмила Круглова за картину «Рыба-мечта».
Лучшими сценаристами полнометражного фильма признаны Андрей Кончаловский и Елена Киселева — авторы картины «Рай». Лучший сценарий телевизионного фильма написал Григорий Константинопольский — «Пьяная фирма». За лучший сценарий семейного фильма («Хороший мальчик») награды получили Михаил Местецкий, Роман Кантор и Оксана Карас.
Приз президента в этом году был посвящен памяти актрисы, режиссера, сценариста и продюсера Веры Глаголевой. Он был вручен ее дочери Анне Нахапетовой.
Приз «За верность профессии» получила драматург, сценарист, профессор ВГИКа, заслуженный деятель искусств Наталия Рязанцева.
Председателем жюри в этом году стал режиссер, сценарист, продюсер, педагог, народный артист РФ Владимир Хотиненко («Демон революции», «Бесы», «Поп», «1612» и др).
В состав жюри премии вошли: сценарист Олег Маловичко («Троцкий», «Притяжение», «Призрак» и др.), генеральный директор «Уолт Дисней Компани СНГ» Марина Жигалова-Озкан, режиссер Николай Хомерики («Селфи», «Ледокол», «Сказка про темноту» и др.), кинокритик и программный директор фестиваля «Движение» Стас Тыркин, актриса театра и кино Юлия Хлынина («Селфи», «Легенда о Коловрате», «Купи меня», «Таинственная страсть», «Дуэлянт» и др.)
Организатором сценарной премии «Слово» является благотворительный фонд развития сценарного искусства в области игрового и телевизионного кино «Слово» имени Валентина Черных. Конкурс проводится при поддержке Министерства культуры РФ.
Итоги 2020 года для сценаристов
Итоги 2020 года для сценаристов
2020 год запомнится многим из нас переходом в онлайн, сокращением походов в кинотеатр и бюджетов на съемку фильма. Но это совсем не значит, что потребность в хороших сценаристах и количество работы в сфере кино сократилось, возможно, совсем наоборот. Рассказываем о главных итогах уходящего года и тенденциях на 2021.
Телевидение
Телевизор как форма потребления информации продолжает жить и развиваться, однако, некоторые изменения все же неизбежны.
Кинопрокат
Онлайн-платформы
Влияние пандемии на индустрию
Форматы и жанры 2020 года
Тенденции и тренды 2021
Как меняется сторителлинг
Пересечение жанров становится нормой, как и смена жанра в центральном поворотном пункте.
Размывается деление на акты, так как уходят четкие точки для рекламы, которые были раньше, ведь фокус с телевидения постепенно смещается.
А соответственно, меняется и хронометраж серий, если раньше часовой сериал с учетом рекламы укладывался в 46-48 минут, сейчас он может быть 55-57 минут, а в некоторых сериалах серии могут быть по хронометражу вовсе разные, одна в 50 минут, другая в 67.
Так как переключиться на другой проект стало легче, нужны все более быстрые завязки в сериалах и полных метрах. Чтобы зритель как можно быстрее почувствовал интерес и связь с историей.
Стало проще нарушать правила, потому что жанры и форматы меняются, а продюсеры ждут новизны и экспериментов. Что еще ждут студии рассказал редактор «Нон-стоп продакшн» в материале куда отправлять сценарий >>>>>
Антигерои как всегда актуальны.
Что должен уметь и знать сценарист к 2021 году
«Настоящий геноцид сценаристов»: почему в российском кино все плохо
Когда российских продюсеров и режиссеров спрашивают, что не так с отечественным кино, они обычно говорят, что «нет сценаристов». «Афиша Daily» все же нашла одного — Александра Молчанова — который захотел ответить на эти заявления.
Наверное, вам случалась задаваться вопросом — почему русское кино такое лажовое и кто в этом виноват? И, наверное, вам не раз случалось читать интервью с деятелями кино (продюсерами и режиссерами), которые часто отвечают: во всем виноваты сценаристы. Отлично. Виновный найден. Можно ли выслушать противоположную сторону? Нет, потому что сценаристов в России нет. То есть в развале российского кино виноваты сценаристы, которых в России нет? Что-то тут не сходится.
«Нет сценаристов»
Давайте считать. По самым приблизительным оценкам, сейчас в России около 10–15 тысяч человек интересуются темой сценарного мастерства и пытаются или пытались написать сценарий. Через киношколы и сценарные курсы ежегодно проходят около 200–300 человек. Из них 5–10 процентов остаются в индустрии. Профессионально работают сценаристами (не имеют никаких других заработков) около 700–1000 человек. Степень вовлеченности у всех разная. Кто-то пишет три-пять проектов в год, кто-то работает лишь время от времени, с большими перерывами.
И есть 50–70 сценаристов мирового класса, которые стабильно выдают отличный материал и, как правило, плотно загружены работой. Не буду утомлять вас перечислением имен: сценаристы — скромные люди. Таких авторов вполне достаточно, чтобы обеспечить индустрию конкурентоспособным материалом. У итальянцев в эпоху неореализма и у французов во время «новой волны» сценаристов было меньше.
Кроме этого, есть не меньше полутора-двух сотен отличных сценариев, написанных разными другими людьми, которые прямо сейчас можно и нужно снимать. Некоторые ходят по рынку много лет, пока не найдут своего продюсера. Многие — так и не находят.
Как создается сценарий
Вот сценарист сел за стол и написал первый вариант текста. Это сценарий? Нет. Вот он отдал сценарий редактору, получил правки, переписал. Отдал продюсеру, получил правки, переписал. Отдал режиссеру, получил правки, переписал. И так далее. Сценарий — это не текст, это процесс работы над текстом. Мой личный рекорд — 27 драфтов. Знаю сценарии, которые переписывали и по сто раз. Автор должен учитывать пожелания режиссера, актеров. Собственные идеи — по остаточному принципу. И сценарист отвечает за то, чтобы при всех этих переделках сценарий оставался цельным произведением. Адов труд. Подвиг самоотречения.
Сценарист не является самостоятельной творческой единицей. Писатель или поэт может писать в стол. Режиссер может взять мобильник и снять кино сам. А сценарий оживает только в производстве, только когда с ним начинают работать другие люди. Когда его начинают обтачивать студийные редакторы и продюсеры своими поправками. Бывает, что и убивают. Но обычно правки для сценария — как закалка для дамасской стали.
Пару лет назад я прочитал интервью с главредом одной кинокомпании, в котором он сказал, что на их почту самотеком пришло 1700 сценариев. И ни один из них не был запущен в производство. Это было заявление в поддержку тезиса о том, что сценаристов в России нет. На мой взгляд, это говорит об обратном. Были ли среди этих сценариев годные для экранизации? Не знаю. Наверняка были. Но в чем я точно уверен, так это в том, что среди авторов, написавших эти 1700 сценариев, были те, с кем надо было встретиться, поработать, предложить что-то поправить, дать попробовать себя на каком-то другом проекте, в конце концов. Дать сценаристу возможность родиться.
Нулевой результат в данном случае говорит о нулевой работе. Попросту говоря, ни один из этих 1700 сценариев, скорее всего, вообще не был прочитан.
На этом можно решить, что продюсеры — сволочи, и успокоиться. Но на самом деле все сложнее.
Кто виноват
Дело в том, что в нашем кинопроизводстве все участники процесса получают свой профит не во время проката, а на стадии производства. На днях видел новость, что в этом году сработали в минус все российские фильмы, кроме «Экипажа». Что это значит: у всех продюсеров описывают имущество и выселяют их из квартир? Что-то не слышал о таком.
Зато своими ушами слышал, как один продюсер назвал маржой деньги, которые он украдет на производстве. А другой начинает свои мастер-классы с рассказа о том, как он получает от Фонда кино 3 миллиона долларов на новый фильм — и тут же «уводит оттуда соточку». Иными словами, вся система российского кинопроизводства устроена так, что никто из участников кинопроизводства не заинтересован в результате. Потому что деньги приносит не результат, а процесс.
В итоге продюсер ищет не хороший сценарий, а «проходной» — тот, под который дадут финансирование государство, западные фонды, банки, спонсоры. Так или иначе, главным адресатом проекта в данном случае является не зритель, а заказчик. Коммуникация со зрителем не обязательна: зритель не приносит денег. Критерий качества становится второстепенным. Хороший сценарий для продюсера — не подарок, а геморрой. Его же снимать надо, потом прокатывать. Прокат — это расходы, а не доходы.
Американские продюсеры готовы дать сценаристу возможность сделать заведомо провальный проект и потратить на него миллионы — просто для того чтобы сценарист научился. Потому что, научившись на провальном проекте, сценарист сделает кино, которое принесет сотни миллионов. Это работа вдолгую, но она в итоге окупается.
У нас никто не хочет работать вдолгую. Отличного сценариста могут выкинуть из проекта просто для того, чтобы сэкономить на его гонораре какие-нибудь 10–20 тысяч долларов. Будет следующий проект — возьмут следующего сценариста. А потом удивляются, почему у нас сценаристов нет и сценарии такие плохие…
В советское время у каждой киностудии была возможность на одно снятое кино заказать три-четыре сценария. Заказать, провести через все переделки, полностью оплатить — и не снять.
Это называется девелопмент. Месяцы, а то и годы кропотливой работы над сценарием. Результат этой работы не всегда кино. Иногда главный результат — сценарист, который на таком проекте повышает свой уровень.
На Западе до 10–15 процентов бюджета фильма тратится на девелопмент сценария. Есть сценарии, которые пишутся годами, десятилетиями. У нас почему-то считается, что сценарий должен упасть с потолка готовый. А если не падает, то виноваты сценаристы.
Боюсь, что сейчас в России есть лишь один телеканал, который вкладывает кучу времени и денег в девелопмент сценариев. Вот у него и результаты — и творческие, и финансовые. Опять же, без имен и названий — просто вспомните, какие отечественные сериалы в последнее время вас больше всего впечатлили.
А в остальном в девелопмент как раз сценаристы и вкладывают — свое время, силы и талант. В итоге многие разочаровываются в профессии и уходят — в режиссуру, в театр, в литературу, в преподавание. А то и вовсе уезжают из страны. То, что происходит сегодня со сценаристами в России, — это самый настоящий геноцид. Если десять лет повторять «нет сценаристов» и делать все для того, чтобы их не было, то в конце концов их и правда не будет.
Что делать
Государство — основной заказчик и основной источник денег на российском рынке кино — тратит миллионы долларов на производство фильмов, которые потом крутят в пустых залах. А можно было бы хоть немного потратить на девелопмент. Вместо продюсерских питчингов провести конкурс сценарных заявок и дать возможность авторам на три месяца оторваться от сериальной поденщины и написать что-то настоящее. Причем не десяти сценаристам, а сотне. Это будет даже не очень дорого стоить. Конечно, мягко говоря, не все сценарии будут шедеврами. Но некоторые — будут. А главное, эти сто сценаристов почувствуют, что можно писать по-другому. У них будет возможность поэкспериментировать, сходить в направлении, в котором они никогда не ходили. И дальше они будут писать уже немножко по-другому. Медленнее. Вдумчивее. Лучше. Интереснее. Глубже.
Нужны сценарные конкурсы — десятки конкурсов, в разных жанрах и разных форматах. Вот в театре конкурсы пьес давно стали вполне работающим лифтом, который вытаскивает интересных авторов на свет божий.
Нужны маленькие, подвижные и гибкие киношколы и сценарные курсы, чтобы каждый автор мог получать, поддерживать и повышать квалификацию. А то у нас царит самый настоящий, пещерный культ самоучки. «Научить ничему нельзя», «учебники по сценаристике вредны», «сценарий не пишется по линейке» и так далее. На Западе мастерам, имеющим изрядные фильмографии, не западло пойти на курсы, чтобы «освежить базу». У нас же считается, что если ты пошел учиться — значит, не веришь в свой талант. Продюсеры, режиссеры, уважаемые люди не стесняются говорить, что учиться ничему не нужно, нужны только талант и трудолюбие. Представьте, молодой инженер приходит на завод — и ему говорят: просто верь в свой талант и ковыряйся в свое удовольствие с детальками, пока не научишься сам собирать космический корабль.
Нужны площадки, где сценаристы могли бы общаться. Нужны издания, посвященные кинодраматургии и сценарному делу. Сейчас того и другого существует по одному экземпляру.
Нужен некий институт сценарных омбудсменов, который помогал бы сценаристам защищать свои права и разруливать конфликтные ситуации.
Нужно, в конце концов, решить что-то с авторскими отчислениями от проката и показа по ТВ. Сейчас единственный доход сценариста — гонорары. Не важно, какую кассу собрал фильм, не важно, сколько раз повторили сериал, — сценарист один раз получает фиксированную сумму. За эту сумму он передает продюсеру все права на свое произведение с потрохами. То есть сценарист заинтересован не в том, чтобы написать хорошее кино, которое будет жить долго — и долго кормить его семью; он заинтересован в том, чтобы написать как можно больше. Естественно, это обычно получается в ущерб качеству. В той же Америке если ты придумал «Клан Сопрано» — ты уже обеспеченный человек: ты будешь получать отчисления с повторных показов популярного сериала, с продаж на DVD и в интернете. У нас же в подобном случае эти доходы достанутся продюсеру, а сценарист должен будет пахать до могилы, просто чтобы прокормиться.
Сценарист — это нежный цветочек. Его надо беречь и лелеять — тогда он расцветет. А без ухода вырастают только сорняки.