лучшие ужасы давящие на психику
13 психологических хорроров последних лет
В последние годы появляется все больше и больше фильмов, снятых в жанре «психологические ужасы». Эти картины пугают не злобными тварями, внезапно появляющимися из темноты, и не восставшими мертвецами, а обычными страхами каждого. Теми, что сопровождают нас всегда, меняя уровень от «где-то глубоко и почти не найти» до постоянного фона, мешающего жить.
Один из лучших хорроров 2018 года снят при участии шведских и американских кинематографистов, а его действие разворачивается на кратковременно залитых солнцем северных лугах, куда поехала группа ученых-антропологов, чтобы посмотреть на редкий обряд, совершаемый раз в девяносто лет.
Хоррор-триллер, поставленный Джорданом Пилом, режиссером нашумевшего социального ужастика «Прочь», рассказывает об афроамерикаской семье, которая приехала на отдых и в первый же вечер встретила доппельгангеров — семью своих двойников с агрессивными намерениями.
Картина о набожной семье переселенцев, изгнанной из общины. Муж, жена и четверо их детей поселяются на краю леса, и вскоре с ними начинает твориться чертовщина. Не имея возможность отличить реальность от морока, они начинают обвинять в происходящем друг друга
Чернокожий парень Крис едет в семейный загородный домик своей девушки, чтобы немного отдохнуть и познакомиться с ее родителями. Обеспокоенный тем, что ее семья — белая элита, а он — безызвестный черный фотограф, Крис здорово переживает. Но он даже не представляет, какие ужасы скрываются за белоснежными улыбками и безупречным фасадом.
Десять лет назад братья Джастин и Аарон чудом бежали из секты конца света, планировавшей массовое самоубийство, а теперь получили от членов своей бывшей «семьи» видеописьмо и решили навестить их. Вернувшись, братья понимают, что никто из сектантов не посылал им видеокассету, а в этом месте творится что-то действительно странное и, кажется, то, во что верят последователи культа, существует на самом деле…
Бэт возвращается в дом, где много лет назад с ее семьей произошла беда. В нем все еще живут мать и сестра, помешанные на злых духах. Бэт считает, что все это — отголоски пережитой трагедии, но вскоре в доме начинают происходить события, для которых у нее нет объяснений.
Молодая девушка приезжает в Берлин, чтобы учиться в знаменитой танцевальной академии. Но в стенах заведения она обнаруживает нечто зловещее и сверхъестественное. Ей нужно срочно раскрыть проклятие, окутавшее это место, иначе она станет следующей жертвой.
Действие стильного и атмосферного хоррор-триллера о близнецах, живущих в полузаброшенном поместье, разворачивается в Ирландии. Рейчел и Эдвард должны строго соблюдать три правила, за выполнением которых следят призраки, наполняющие дом по ночам: в полночь брат и сестра должны спать, в особняк нельзя пускать посторонних, и если один из них попытается сбежать, то второй умрет. Но однажды Рейчел влюбляется в Шона, вернувшегося с Первой мировой…
Четыре обычных школьницы дружат, делятся проблемами и переживаниями, поддерживают друг друга и вместе исследуют мир. Однажды вечером они заходят на сайт, посвященный некому Слендермену, являющемуся подросткам и как-то связанному с их исчезновением, легкомысленно смотрят видео и выполняют несложные указания, сопровождающие ролик. Вроде ничего особенного, но через неделю одна из девушек пропадает…
Молодая пара, потерявшая сына, берет из приюта восьмилетнего мальчика Коди. Со временем выясняется, что Коди не любит спать, и у него есть на то веские причины: его сны трансформируются в реальность. Иногда они похожи на прекрасную сказку, а иногда на самый худший кошмар, из которого невозможно проснуться.
Если вам понравилась статья, обратите внимание еще и на эту страницу.
10 отличных фильмов 21-го века в жанре психологический ужас
За последнее десятилетие в мире кино можно наблюдать подъём в жанре сложных психологических ужасов, которые стали отличной альтернативой для зрителей, ищущих более содержательные фильмы, чем просто ужасы.
Это и делает психологический хоррор интересным жанром. Фильмы в этой области не полагаются на тактику запугивания, чтобы привлечь внимание зрителя. Они в большей степени о том, что пугает персонажей, даже если зрителя это не страшит.
Психологические ужасы больше похожи на ночные кошмары, а традиционные ужасы – на ситуации из ночных кошмаров. Проблемы здравомыслия, что реально, кому можно доверять, какой выбор правильный и что делать с последствиями – вот, в чём заключается ужас этого жанра.
Фильмы этой категории направлены на изучение персонажей, поэтому психологические хорроры стали одним из интереснейших направлений кино. В них всё чаще попадаются картины, в которых смешались разные жанры. В этом списке отличные образчики психологических ужасов, снятых в 21-ом веке.
Убийство священного оленя / The Killing of a Sacred Deer (2017)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,9; IMDb – 7,1
Йоргос Лантимос остаётся одним из самых интересных и непредсказуемых современных режиссёров и занимает уникальное место в кинематографической среде. Свой очередной фильм он создал с эстетикой Кубрика, положив в основание сюжета трагедию Еврипида «Ифигения в Авлиде».
Здесь Колин Фаррелл играет успешного кардиохирурга, который завязывает дружбу с неуклюжим и слегка пугающим подростком. Он знакомит парня со своей семьёй, с супругой в исполнении Николь Кидман и двумя детьми. Семейство начинает таинственно заболевать.
То, что начинается как семейная драма, вскоре превращается в семейный ужас, поскольку всплывают тёмные секреты, давние истории и эгоистичные мотивы. Но Лантимос в начале не намекает на дальнейшие события и готовит зрителю ряд неожиданностей.
Персональный покупатель / Personal Shopper (2016)
Рейтинг на Кинопоиске – 5,8; IMDb – 6,2
Звезда «Сумерек» Кристен Стюарт исполнила роль молодой американки Морин, живущей в Париже и работающей личным ассистентом покупок светской львицы Киры. Но больше всего героиню занимает идея налаживания контакта с её умершим братом-близнецом.
Фильм Оливье Ассаяса – это загадочная и сверхъестественная история, отчасти ужас и отчасти триллер. Хотя, по своей сути, это психологический фильм, углубляющийся в темы горя, смысла жизни, смерти и одиночества. Неспособность Морин жить дальше, отпустив своё горе, подчеркивает её неспособность справляться со своими личными демонами.
Картину представили как сверхъестественный психологический триллер, но есть сцены, которые, тянут на настоящий ужастик. Например, вступительный эпизод с духом в доме, где умер брат Морин.
Ассаяс получил награду за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале в 2016 году.
Сплит / Split (2016)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,9; IMDb – 7,3
После нескольких лет кассовых неудач М. Найт Шьямалан вернулся в форму с тем, что у него получается лучше всего, – с психологическим триллером (вспомнить хотя бы «Шестое чувство», 1999).
Звезда «Сплита» – Джеймс Макэвой, играющий человека с диссоциативным расстройством, в котором уживаются 23 разные личности. Он похищает трёх девушек-подростков и закрывает их в подвальном помещении. Пока пленницы пытаются найти выход из своего затруднительного положения, они запутываются в личностях ключевого персонажа, одна из которых – злодейский каннибал со сверхчеловеческими способностями.
Весь фильм держится на виртуозном актёрском таланте Макэвоя. Но есть и другие сюжетные линии, одна из них связана с пленницей по имени Кейси в исполнении Ани Тейлор-Джой, у которой своё трагическое прошлое и при этом наилучшая подготовленность для выживания в сложившейся ситуации.
Сырое / Raw (2016)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,3; IMDb – 7
Кинематографисты часто выбирают жанр ужасов для дебюта. Причина в том, что съёмка эффектных кадров может обойтись совсем недорого, зато зрелище привлечёт любопытных зрителей и соберёт кассу. Но не у многих дебютные хорроры получаются настолько увлекательными, как первая полнометражная картина Джулии Дюкорно.
Героиня фильма – вегетарианка Жюстин, ставшая первокурсницей в ветеринарной школе. Вместе со своими сверстниками она проходит жёсткий обряд посвящения в студенты, включающий поедание сырого мяса. После ритуала у Жюстин просыпается непреодолимая тяга к сырой плоти. Девушка теряет контроль над своими желаниями, выпуская на волю первобытное и непредсказуемое «я».
«Сырое» – не самое шокирующее каннибальское кино, но на фестивальных показах некоторые зрители покидали зал.
Ведьма / The VVitch: A New-England Folktale (2015)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,4; IMDb – 6,8
На протяжении веков о ведьмах писали книги, сочиняли песни, складывали легенды и, конечно, снимают фильмы. Чаще всего они о зле. Роберт Эггерс в своём режиссёрском дебюте исследует, что может сотворить с человеческой психикой сила, которую не могут ни понять, ни контролировать.
Действие разворачивается в 1630 году в Новой Англии. Из-за различий в толковании Нового Завета одну семью изгоняют с пуританской плантации. Люди находят участок земли, который становится их домом, но вскоре начинают испытывать на себе силы зла, исходящие из окружающего леса. Персонажи становятся жертвами своих худших страхов и паранойи.
«Ведьма» достигает того накала в атмосфере, когда страх пробирает до костей и вы готовы вскочить от малейшего шороха. Но здесь нет обычных атрибутов ужасов и, без сомнения, это один из самых уникальных и атмосферных фильмов века. Для кого-то страха перед неизвестными силами зла достаточно, чтобы потерять рассудок, но здесь, это увлекает и наводит на раздумья.
Спокойной ночи, мамочка / Ich seh, Ich seh (2015)
Рейтинг на Кинопоиске – 6; IMDb – 6,7
Этот австрийский триллер – уникальный фильм, в котором зритель получает больше впечатлений, чем сюжетной наполненности. Режиссёры Вероника Франц и Северин Фиала мастерски нагнетают атмосферу размеренным темпом, создавая все предпосылки, чтобы ад вырвался наружу.
Два девятилетних мальчика-близнеца живут в доме на озере, ожидая, когда их мать вернётся из больницы. Она появляется с перевязанным бинтами лицом после пластической операции. Но особенности в поведении матери подталкивают детей к мысли, что к ним вернулась чужая женщина. Чего же она хочет и где их настоящая мать?
Главные роли исполнили настоящие близнецы (Элиас и Лукас Шварц). Мальчики отлично показали на экране любопытных братьев, которым не нужны слова, чтобы понимать друг друга. Достаточно взглядов и жестов. Дети в опасности – беспроигрышный инструмент для привлечения зрительского сочувствия и наращивания ощущения нависшей угрозы. Вскоре становится очевидно, что есть нечто ужасное во всей этой истории и дело не в разыгравшейся детской фантазии.
Чёрный лебедь / Black Swan (2010)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,7; IMDb – 8
Многие из нас перфекционисты. Эта черта может быть как сильной стороной, так и уязвимой. Стремление к совершенству часто сковывает человека, лишает его способности действовать, не имея уверенности в успешности результата, и даже способно вызывать проблемы с психическим здоровьем. В «Чёрном лебеде» показано, что для совершенствования своего мастерства, вне зависимости от того, чем мы занимаемся, необходимо отпустить совершенство как цель и довериться процессу творения.
В этом фильме Натали Портман исполнила роль Нины Сайерс, молодой балерины, идущей стопами матери. Её выбрали на роль чёрного лебедя в предстоящей постановке «Лебединое озеро», но сомнения и беспокойство мешают балерине выступать в полную силу своих способностей. Психика девушки не выдерживает, и её начинают мучить навязчивые видения.
В руках другого режиссёра, возможно, «Чёрный лебедь» стал бы мелодрамой, но Даррен Аронофски показал нам мир балета, сумев создать напряжение, с которым сравнится не каждый фильм ужасов.
Натали Портман получила «Оскара», «Золотой глобус» и премию «Сатурн» за лучшую женскую роль в этом фильме.
История двух сестёр / Janghwa, Hongryeon (2003)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,6; IMDb – 7,2
Фильмы ужасов редко строят на историях о злых мачехах. А южнокорейский кинорежиссёр и сценарист Ким Чжи Ун взял её и разработал в полной мере. Картина основана на корейской фольклорной истории «Сказка про Розу и Лотос», и может показаться знакомой, но только при поверхностном взгляде. В действительности же в ней достаточно сюрпризов, делающих триллер уникальным.
Сюжет следует за девочкой-подростком, которая возвращается домой к отцу, сестре и мачехе после психиатрического лечения. Девочки сталкиваться с холодностью и отстранённостью неродной матери и появившимися в доме призраками, которые, похоже, связаны с историей семьи.
Как и в любом хорошем ужасе, важную роль играют локации. В «Истории двух сестёр» место действия – идеально подходящий особняк готической красотой.
Девятая сессия / Session 9 (2001)
Рейтинг на Кинопоиске – 5,7; IMDb – 6,5
Психиатрические клиники устойчиво синонимизируются с фильмами ужасов, чему способствуют трагические истории их пациентов. У режиссёров, пожалуй, безграничные возможности для творчества при соприкосновении с тьмой безумия. Снимать ужасы в психлечебнице легко. Но сложнее сделать тонкий психологический триллер с нагнетённой атмосферой и без особых спецэффектов.
В «Девятой сессии» Брэда Андерсона бригада по борьбе с асбестом берётся за работу в заброшенной психбольнице. Нечто жуткое начинает происходить с работниками. Что-то влияет на их психическое состояние, особенно когда они находят записи девяти сеансов с пациенткой, страдающей от диссоциативного расстройства личности.
Фильм с атмосферой паранойи и мистики снимали в настоящей, давно покинутой лечебнице, великолепно подошедшей в качестве локации.
Другие / The Others (2001)
Рейтинг на Кинопоиске – 8; IMDb – 7,6
Мистическая история «Другие» – удивительное творение Алехандро Аменабара. Фильм выдержан в эстетике старой школы классических фильмов о призраках и следует традиции литературных произведений своего жанра.
Николь Кидман исполнила роль Грейс Стюарт, матери, которая живёт с двумя детьми в отдалённом доме в сельской местности. Она ждёт возвращения мужа после окончания Второй мировой войны и нанимает трёх новых слуг. Дети страдают редким заболеванием и имеют высокую чувствительность к свету, поэтому окна всегда должны быть зашторены. Но вскоре появляются признаки присутствия в доме посторонних.
Нелегко снять фильм о привидениях в эпоху, когда зритель настолько искушён и, кажется, повидал уже всё, что только возможно. Но Аменабар сумел сделать картину уникальной и наградил её ошеломляющей развязкой. Исполнение Кидман – одно из лучших в её карьере. Остальные актёры тоже прекрасно справились со своими задачами. «Другие» – шедевр атмосферы, ужаса и мирового кинематографа.
Страх против горя, депрессии и тревоги: как фильмы ужасов помогают укрепить психическое здоровье
Научное исследование хорроров — занятие не менее захватывающее, чем попытки угадать, кто из героев спасется в финале. Например, социологи выясняют, как поклонники ужастиков самоидентифицируются с помощью любимого кино. Интересуются этим жанром и психологи. Что позволяет режиссерам фильмов ужасов так эффективно удерживать наше внимание? Почему многие люди с ментальными расстройствами после двухчасовой резни бензопилой чувствуют не страх, а облегчение? Как жестокость на экране помогает некоторым пережить потерю близкого человека? Обо всем этом и многом другом рассказывает постоянный автор «Ножа» Наталья Пелезнева.
Как мозг реагирует на хорроры?
Что же происходит, когда мы смотрим по-настоящему страшный фильм?
В ответ на пугающие сцены мозг запускает каскад реакций, очень схожих с теми, что возникают при виде чего-то опасного в реальности.
Это подтверждают результаты многих исследований. Одно из них — эксперимент ученых из Калифорнийского университета в Ирвайне, в котором участвовали девять добровольцев. Наблюдение за реакцией их мозга на страшное кино было лишь «побочным эффектом» основного обследования. Все эти люди страдали эпилепсией и проходили диагностику с помощью специальных электродов, вживленных в мозг. Такой метод, позволяющий получить точную карту активности разных его зон, используют для контроля приступов.
Известно, что важную роль в формировании страха играет амигдала (миндалевидное тело), небольшой участок височной доли мозга. Участникам опыта показывали нарезку видеофрагментов: съемки природы перемежались сценами из хорроров. Весь ролик вызывал активность амигдалы и гиппокампа. Эти зоны мозга — важная часть его лимбической системы, совокупности структур, где зарождаются эмоции. Однако только при просмотре ужасов амигдала посылала в гиппокамп односторонний поток сигналов.
Миндалевидное тело в этом случае связывается и с гипоталамусом. Его задача — запустить систему реакций, которые заставят надпочечники выбросить порцию «стрессовых» гормонов, в том числе адреналина. В результате сердце начинает биться быстрее, мышцы напрягаются, чтобы мы в любой момент могли сорваться с места и побежать. Также тело готовится к возможной кровопотере. Ученые из Нидерландов показали добровольцам ужастик «Астрал» и выяснили, что у зрителей активно вырабатывался белок, участвующий в процессе свертывания крови (антигемофильный глобулин). Документалка о виноделах Шампани ничего подобного не вызывала.
Физиологические реакции разных зрителей на хороший хоррор удивительно похожи.
К такому выводу пришли ученые под руководством Ури Хассона из Принстона. Они предложили добровольцам посмотреть три киноленты: спагетти-вестерн «Хороший, плохой, злой», эпизод комедийного сериала «Умерь свой энтузиазм» и одну из серий антологии «Альфред Хичкок представляет» — о мальчике, играющем с заряженным ружьем. Во время эксперимента мозг волонтеров обследовали методом фМРТ и фиксировали возбуждение в разных его зонах.
Выяснилось, что лента Хичкока «управляла» зрителями лучше всего: ученые наблюдали у добровольцев схожую активность более чем на 65% площади коры полушарий. У вестерна Серджо Леоне этот показатель равнялся 45%, у комедии — 18%. В качестве контроля участникам эксперимента показали бессюжетный отрывок, снятый в одном из нью-йоркских парков, — и карта активности мозга совпала всего на 5%. Возможно, дело в режиссерском мастерстве Хичкока, но Хассон считает, что главная причина — жанровые особенности хоррора.
Итак, Кэрол Кловер не ошибалась: ужасы действительно воздействуют на наше тело. Но этим их эффект не ограничивается — влияют они и на психику. На первый взгляд кажется, что хоррор приносит исключительно вред — пугает и изматывает. Но известно, что среди людей с ментальными расстройствами немало тех, кому эти фильмы помогают чувствовать себя лучше. Как такое возможно?
Страх против страха: фильмы ужасов и тревожные расстройства
К тревожным расстройствам относят несколько типов состояний: это и паническое расстройство, и социальная тревожность, и специфические фобии, при которых человека пугают лишь определенные стимулы, и генерализованное тревожное расстройство — для него, напротив, характерно постоянное беспокойство, не связанное с конкретной ситуацией. Объединяет их ряд симптомов, в том числе ощущение тревоги или страха. Казалось бы, при таком анамнезе от фильмов ужасов следует держаться подальше — зачем пугаться еще сильнее?
Но многие люди с тревожными расстройствами говорят, что хорроры, наоборот, облегчают их состояние и отлично успокаивают. Журналистка Ребекка Паттон, испытывающая подобные проблемы с детства, пишет, что ужастики — ее любимый способ отвлечься от навязчивых мыслей.
По словам Ребекки, не так-то просто переживать о том, что о тебе думают окружающие, когда кровожадный убийца вот-вот доберется до ничего не подозревающих подростков. Один из подписчиков раздела о хоррорах на Reddit также признаётся, что страх за героев отвлекает от мыслей о самом себе. Другого пользователя одолевает постоянное беспокойство без видимой причины, а фильмы ужасов дают «настоящий», понятный повод для страха.
В чём же дело? Клинический психолог Али Матту из Колумбийского университета подтверждает: увлекательный ужастик действительно иногда помогает переключиться, это очень важно при постоянной изматывающей тревоге. А еще наблюдение за вымышленными персонажами дает возможность человеку пережить испуг, непохожий на его привычные фобии, и в перспективе — дистанцироваться от самого ощущения страха, воспринимать его более осознанно. Кино позволяет нам бояться — но, в отличие от реальности, полностью контролировать ситуацию. В этом просмотр хорроров схож с методом экспозиции, который психотерапевты нередко применяют в случае тревожных расстройств.
Пересматривая весь фильм или отдельные сцены раз за разом, можно проанализировать свою реакцию на то, что пугает, и постепенно «тренировать» отклик на страшное — например, на неопределенность будущего или конкретные стимулы.
Кроме того, просмотр ужасов — это еще и легкая физическая нагрузка, а умеренную активность рекомендуют при многих типах тревожных расстройств. Слова Матту подтверждает эксперимент ученых Вестминстерского университета. Они выяснили, что из-за физического напряжения и учащенного пульса при просмотре кубриковского «Сияния» зрители «сожгли» немало калорий — их количество примерно равнялось энергетической ценности небольшого шоколадного батончика.
Но как быть, если кино напугало зрителя слишком сильно и он то и дело вспоминает неприятные сцены? Али Матту советует не пытаться просто забыть о них — в этом случае, наоборот, возникает риск закрепить страх. Лучше обдумать, что именно вызвало такую реакцию, поделиться впечатлениями с близкими или со своим психотерапевтом. Еще один способ — посмотреть видео о съемках фильма или интервью с актерами: это поможет воспринимать напугавшее кино не так однозначно.
Не только тревога: хорроры при депрессии
Иногда жанр ужасов оказывается полезным и при относительно легких формах депрессии. Конечно, ни одна кинолента не заменит полноценного лечения: основными направлениями помощи сегодня считаются психотерапия и, в случае необходимости, прием подобранных врачом медикаментов. Однако важен и образ жизни, который ведет человек, испытывающий депрессивное состояние. Хорошим дополнением к терапии могут стать, например, умеренные физические нагрузки, отказ от курения — или, как в случае студента Нэйтана Клэпсэддла, фильмы ужасов. Юноша столкнулся с сезонным аффективным расстройством, при котором депрессивные симптомы проявляются лишь в определенное время года, чаще всего зимой. Терапевт Нэйтана пришла к выводу, что лечение антидепрессантами ему не нужно, а вот без поддерживающих мер в образе жизни не обойтись.
Теперь в зимние дни студент старается проводить больше времени на улице, чтобы почаще видеть солнечный свет, а вечерами смотрит страшное кино.
Как хорроры помогают переживать горе
Фильмы ужасов могут быть поддерживающей мерой не только при психическом расстройстве, но и в других непростых ситуациях. Так, для кинокритика Рози Флетчер хорроры стали «безопасным пространством» после смерти отца: женщина чувствовала, что ей трудно справляться со шквалом эмоций, который у нее вызывали трогательные сцены в мультфильмах или драмах.
Тогда Флетчер переключилась на критику хорроров. Поворотным моментом для нее стал «Всадник» — не очень популярный австралийский эксплотейшен в духе направления rape and revenge. На протяжении всей ленты отец изощренно мстит насильникам и убийцам своей дочери. Когда герой, расправившись с ними, возвращается домой, его попутчицей становится молодая беременная женщина, и в долгих разговорах с ней мужчина понемногу обретает спокойствие.
Журналистка пишет, что «дикая энергия» сцен насилия помогла ей справиться с ощущением беспомощности, появившимся после потери близкого человека.
Вместе с героем «Всадника» она испытывала гнев (нормальная реакция людей, переживающих горе). Финал фильма наполнен ощущением эмоциональной близости, и для Флетчер он стал началом «возрождения после скорби».
Поступив в Йель, Орбе обратился к психиатру Стивену Марансу, руководителю университетского центра помощи детям, пережившим психологическую травму. Он считает, что хоррор-фильмы дают Эрену редкую возможность контролировать свой страх. Ведь именно зритель выбирает картину, а во время самых неприятных сцен ничто не мешает отвернуться, уменьшить громкость, а то и вовсе выключить кино. По словам Маранса, смотреть фильмы о том, что вас пугает, — совершенно нормально, если вам это нравится и облегчает ваше состояние.
Не вредны ли фильмы ужасов?
С выводами Маранса согласны многие ученые. По их мнению, главное — регулярно отслеживать свою реакцию на страшное кино и отказаться от него, если негативных ощущений от просмотра больше, чем позитивных.
Вреден ли хоррор для психики сам по себе? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В 1970-х психологи ввели понятие cinematic neurosis («кинематографический невроз»), которым обозначали невротические состояния, развивающиеся у людей после фильмов ужасов. Чаще всего они возникали у тех, кто посмотрел «Изгоняющего дьявола». Впрочем, в 2000-х исследователям удалось отыскать в научной литературе только семь описаний подобных случаев. Этих людей объединяло то, что все они потеряли (или в какой-то момент рисковали потерять) значимого члена семьи. По словам ученых, страшные фильмы могли стать триггером, но не причиной невротических проявлений.
Ограничить стоит лишь «запойный» просмотр хорроров — впрочем, как и любых других фильмов.
Исследования показывают, что киномарафоны часто заставляют людей жертвовать сном, а также могут в итоге ухудшать настроение и усиливать тревогу.
Активное выделение гормонов, связанных со стрессом, на протяжении нескольких часов подряд тоже не принесет пользы.
Фильмы не могут заменить психотерапевтическое или медикаментозное лечение при ментальном расстройстве (когда оно требуется). Если картина произвела слишком сильное впечатление, стоит поделиться этими переживаниями со специалистом.
В остальном увлечение ужасами не очень отличается от любви к другим киножанрам — кстати, их тоже можно использовать, чтобы лучше разобраться в себе.