лучший альбом егора летова
Госплан Егора Летова: творчество панк-рокера в цифрах Статьи редакции
Рейтинг песен человека-аэропорта и смысл самой популярной из них.
В России продолжается кампания за возвращение музыканта Егора Летова в список кандидатов конкурса «Великие имена России». Его именем призывают назвать аэропорт Омска. В интернете эта инициатива получила большую поддержку, но организаторы конкурса не включили Летова в итоговый список, сославшись на результаты телефонного опроса местных жителей.
Инициатива была зарегистрирована на портале РОИ. В поддержку имени Летова выступили известные личности: Тина Канделаки, Маргарита Симоньян, Виталий Милонов, Сергей Миронов, Марат Гельман, Олег Кашин, Кристина Потупчик и другие. При этом организатор голосования министр культуры Владимир Мединский оговорился, что Летова не включили, потому что называть аэропорты «при жизни» — дурной тон (музыкант умер в 2008 году). Некоторые восприняли активность вокруг имени панк-рокера как скрытую рекламу самого голосования.
Егор Летов — один из самых известных рок-исполнителей России. В Омске он родился, начал музыкальную деятельность и умер. Широкая популярность к группе Летова «Гражданская оборона» пришла в конце 1980-х. Песни того времени издевательски иронизировали над советским режимом, который преследовал Летова.
В топ самых рейтинговых песен в исполнении «Гражданской обороны» сегодня входят записи разных лет: «Всё идёт по плану» (1988), «Моя оборона» (1989), «Про дурачка» (1990), «Без меня» (2004), «Винтовка» (1989), «Зоопарк» (1987).
В научных публикациях выделяют пять этапов творчества Летова. Ко второму периоду, социальной рефлексии, относится «Всё идёт по плану». Она по-прежнему популярна и в музыкальных сервисах, и в качестве материала для каверов. «Всё идёт по плану» пели многие — от неизвестных певцов-любителей и корреспондентки передачи «Вечерний Ургант» до героев сериала «Полицейский с Рублёвки» и группы Massive Attack.
Текст песни «Всё идёт по плану» был написан в 1986 году. Позднее Летову неоднократно приходилось объяснять, что поёт он не от своего имени и не всерьёз, а от лица лирического героя — телезрителя, который смотрит советское телевидение и рассуждает об увиденном.
Аудиоверсию песни для альбома «Всё идёт по плану» Летов записал в январе 1988 года. Тогда её текст совсем не потерял актуальность. Из около 20 сочинённых куплетов Летов выбрал пять самых, по его мнению, удачных. Черновик с остальными позднее он выкинул при уборке. Версия, записанная в домашних условиях, немного отличается от версии, которую Летов пел на концертах: конец оригинального трека занят безумными криками, перемешанными с неясным чтением текстов, что увеличивало издевательский оттенок. В альбоме далее следовала музыка гимна СССР в классическом варианте.
В 1990-х и 2000-х первоначальный смысл песни стали забывать, но группа продолжала исполнять её на концертах из-за большой популярности. К концу 2010-х уже выросло поколение, которое ни дня в СССР не жило. Можно сказать, что «Всё идёт по плану» стала классикой, но чем дальше, тем она непонятнее для молодых слушателей и музыкантов.
Творчество Летова и его соавторов богато на язык. Среди популярных русских рокеров по доле уникальных слов в репертуаре они уступают только группе «Калинов мост» — их показатель чуть выше, чем у Владимира Высоцкого.
Всего в списке Летова и «Гражданской обороны» значатся около 600 песен. Среди них есть и те, которые имеют в названии матерные слова. Но песня с самым большим количеством матерных слов называется прилично — «P.S. Сам (АЙЯ)» (2004): она принадлежит авторству Андрея Машнина, в ней 14 нецензурных слов.
У самого Летова больше 530 опубликованных стихотворений. Если взять только глаголы, существительные и образованные от них прилагательные, то самыми распространёнными словами будут «быть», «земля» и «небо» (основы слов).
Альбом «Всё идёт по плану» как раз завершается отдельной строкой о небе: «А небо всё точно такое же, как если бы ты не продался». Она была написана после предложения Летову сотрудничать с КГБ и является частью стихотворения «Какое небо», входящего в тот же альбом. Как бы ни назвали омский аэропорт, небо над ним будет прежним.
10 главных песен Егора Летова
Творчество Егора Летова сочетает несочетаемое. Элементы гаражного рока и «гаражного» звучания сохранились в его творчестве даже в 2000‑е: студия «ГрОб-рекордс», где записывались альбомы группы «Гражданская оборона», располагалась прямо в омской квартире Летова, изрядно потрепав нервы соседям за долгие годы существования. Куда там самым популярным русским рокерам, мотающимся с этими целями на элитные британские и американские студии! При этом многие из них могут позавидовать поэтическому таланту омского самородка, в текстах которого на порядок выше процент уникальных слов, чем у «Машины времени», «Аквариума», «Сплина» и многих других.
Егора Летова одинаково любят и ненавидят «правые» и «левые» всех мастей за менявшиеся политические увлечения: вот, например, Чубайс недавно демонстративно отказался читать стихотворения музыканта. Его песни органично смотрятся в исполнении дворовых гитаристов — при том, что его тексты становятся предметом серьёзных научных исследований, конференций и сборников. Летов так и остался нонконформистом и неформалом, а его имя уже после смерти вышло из подполья и стало брендом родного Омска, где даже в шутку предлагали переименовать местный аэропорт в его честь.
VATNIKSTAN после обзора десяти главных песен Высоцкого и БГ представляет аналогичный список хитов из репертуара Летова. Безусловно, и в этот раз выбор может показаться субъективным, но в нём равным образом присутствуют как ранние, так и поздние песни лидера «ГрОба», что убеждает в одном — как бы ни корректировались его взгляды и его стиль, он всё равно продолжал творить. А мы продолжаем его слушать и сегодня.
1. Зоопарк («Поганая молодёжь», 1985)
Егор Летов собрал первую рок-группу в 1982 году, когда ему было 18 лет. Она провокационно называлась «Посев» в честь эмигрантского журнала Народно-трудового союза русских солидаристов — политической организации националистического толка. Никакой правой идеологии музыка Летова не несла, это был банальный протест несогласной «поганой» молодёжи конца эпохи застоя. Записав больше десяти (!) альбомов за пару лет, группа распалась, а на её обломках в конце 1984 года появилась «Гражданская оборона».
В квартирных условиях, в основном из сочинённых ранее для «Посева» песен, был записан первый альбом, который, в общем, отражает бунтарские настроения молодой группы. Одной из композиций, которую Летов не забыл и часто исполнял на концертах вплоть до смерти, стал «Зоопарк». Песня весьма позитивная, и с желанием лирического героя «уйти из зоопарка», чтобы «найти таких, как я, сумасшедших и смешных, сумасшедших и больных», хочется согласиться даже сегодня.
В альбоме — под номером 12:
И позднее концертное исполнение:
2. Всё идёт по плану («Всё идёт по плану», 1988)
Эта песня не нуждается в представлении. Кажется, что её знают во всех уголках нашей необъятной родины, и для многих Егор Летов и «Гражданская оборона» — это «Всё идёт по плану», и больше ничего.
В одном из сборников стихов Летова текст «Всё идёт по плану» датирован 1986 годом. Выходит, что он написал его вскоре после трёхмесячного принудительного лечения в психбольнице и ещё до громкого выступления на Новосибирском рок-фестивале в 1987 году, после которого о «Гражданской обороне» стали говорить по всей стране. Действительно, не самый позитивный год в биографии Летова. Вот как он описывал обстоятельства создания текста:
«Я смотрел очень долго телевизор… Мне было страшно хуёво (не помню почему). Но у меня почти все песни рождаются в состоянии, в общем, таком… Я смотрел телевизор и… не помню, какое там [шло] дерьмо. А после этого я просто пришёл в комнату, сел и у меня пошёл такой поток изнутри, что я просто взял и стал подряд записывать. Она, по правде, длинная была первоначально…
То есть, песня не про Ленина никакого там, ни про коммунизм, ни про КГБ. А от имени человека, который приходит домой и начинает там кулаком по столу стучать или голову на руки повесит…
Вокруг этой песни столько было навешано — каких-то лозунгов политических, каких-то там философий. Просто песня совсем, в общем-то, не про то».
В начале 1988 года Летов записал целых три альбома, отчего, конечно, они не выиграли в качестве записи. Но в случае с главным хитом группы, который вошёл в одну из пластинок, качество звука не имело никакого значения. Титулы «эпохального» произведения, «гимна поколения» и даже фольклорное творчество в виде дополнительных куплетов (один из самых известных: «Моя милиция меня бережёт, сначала сажает, а потом стережёт…») — в чём причина такого успеха? Наверное, в простоте и при этом искренней злобности абсурдного текста, а заодно и в банальной музыке из повторяющихся четырёх аккордов.
В альбоме — под номером 16:
Несмотря на то, что Летов устал от популярности песни, он почти всегда исполнял её на концертах. Его жена и бас-гитаристка «ГрОба» Наталья Чумакова так передавала его слова: «…Вот мы приехали в этот город единственный раз — и как не сыграть её этим людям? Они, может быть, всю жизнь мечтали эту песню услышать». Поэтому послушаем и мы:
И ещё в красивом инструментальном переложении:
И даже в симфоническом:
3. Моя оборона («Здорово и вечно», 1989)
«„Здорово и вечно“ я написал, пребывая в натуральном трансовом, одержимом состоянии, очень близком, „церковно-канонически“ выражаясь, к беснованию», — говорил Летов об этом альбоме. В него попал шедевр «Моя оборона», который, как и «Всё идёт по плану», стал одной из песен для народных завываний под гитару и пародийных перепевок. По словам брата Егора, саксофониста Сергея Летова, «пластмассовый мир» — это пластмассовые игрушки, которые в огромном количестве были у них в детстве.
Во второй половине 1980‑х годов Егора Летова (слева) чаще всего ещё можно было наблюдать без бороды. Более привычный образ появился позже.
И правда, текст песни содержит какие-то детские образы — кораблик, мячик, солнечный зайчик. Но детской сама песня от этого не становится, и под «пластмассовым миром» мы нередко понимаем суровую реальность, которая ломает наши идеалистические, почти детские представления о жизни.
В альбоме — под номером 3:
Благодаря лаконичности текста и его философской отстранённости «Моя оборона» неплохо звучит в неторопливом акустическом исполнении:
При этом и полноценное динамичное исполнение песне не вредит:
«Моя оборона» — одна из самых популярных песен Летова для кавер-версий, причём чаще именно в жёсткой «рокерской» версии. Скажем, такой вариант исполнял Шнур в составе своего сайд-проекта «Рубль»:
4. Русское поле экспериментов («Русское поле экспериментов», 1989)
Название этой песни тоже стало крылатым выражением, хотя, в отличие от двух предыдущих, вряд ли многие смогут воспроизвести на память очень длинный текст данной композиции. Зато разбирать её с точки зрения постмодернистского цитирования очень любопытно: тут вам и отсылка к Бертрану Расселу («вечность пахнет нефтью»), и образ дебютной повести «Посторонний» Альбера Камю («искусство быть посторонним»), и искажённые цитаты русских поэтов («сеяли разумное, доброе, вечное» из Некрасова). В итоге студийная запись на одноимённом альбоме занимает 14 минут — настоящее философское размышление о судьбах России. В 1990 году Егор Летов сказал:
«Я вообще замечаю, что подошёл к некоей условной грани — к некоему, как бы высшему для меня уровню крутизны, за которым слова, звуки, образы уже „не работают“, вообще, всё, что за ним — уже не воплотимо (для меня, во всяком случае) через искусство. Я это понял, когда написал „Русское поле экспериментов“. Оно для меня — вышак. Предел. Красная черта. Дальше — у меня нет слов, нет голоса».
Кроме ощущения, что творчество дошло до пика и «выдохлось», Летова на рубеже 1980–1990‑х годов стала беспокоить растущая популярность группы. Он не хотел превращать её в коммерческий проект, и в итоге «Гражданская оборона» была распущена. Последний альбом до роспуска — «Инструкция по выживанию» (1990) — состоял даже не из песен Летова, он выступил только в качестве солиста. Одним словом, на тот момент действительно могло казаться, что «Русское поле экспериментов» и как альбом, и как последняя песня — это финальный аккорд быстрой, но очень плодовитой музыкальной эпопеи «ГрОба».
В альбоме — под последним номером 10:
Стоит отметить, что многие поздние исполнения старых песен «ГрОба» отличаются выдержанным проникновенным голосом зрелого Летова. Впечатления от записей 1980‑х и 2000‑х в итоге получаются немного разными:
Для разнообразия также послушайте любительскую запись совсем не любительской по виртуозности версии песни на аккордеоне:
5. Самоотвод / Про окурок и курок («Прыг-скок», 1990)
Куда же русскому року без суицидальной темы? «Самоотвод», он же известный под названием «Про окурок и курок», был написан ещё на пике творчества «ГрОба», но, как говорил сам Летов, песня «долго плутала по всяким полусборникам, незаслуженно ни в какой альбом так и не попав» (только затем, при позднем переиздании «Боевого стимула» 1988 года её включили в указанную пластинку). Тем временем история «Гражданской обороны» временно остановилась, и Летов создал другую группу — «Егор и Опизденевшие». От подобия панк-рока не осталось и следа: стилистика музыки, текстов и даже оформления обложек теперь отсылала к психоделическим образам хиппи 1960‑х.
Такое ощущение, что эта фотография снята в Америке эпохи хиппи, а не в России начала 1990‑х.
В подобный контекст неплохо ложилась и песня «Самоотвод» про самоубийство Владимира Маяковского. От гитарного соло пришлось отказаться, но есть мнение, что так стало даже лучше. Лирическо-акустический вариант — под номером 12:
Ну а динамичный концертный вариант возобновлённая «Гражданская оборона» не раз исполняла позже:
6. Свобода («Сто лет одиночества», 1992)
Песня «Свобода» написана уже для проекта «Егор и Опизденевшие» как бонус к альбому «Прыг-скок». В альбом она попасть не успела и открыла следующую пластинку, «Сто лет одиночества». Именно поэтому у неё такое долгое вступление, во время которого участник группы Константин Рябинов стучал медиатором по струнам фортепиано.
Рукопись песни «Свобода»
Песня получилась весьма гармоничной: три куплета, чёткий рефрен и, конечно же, сама тема свободы, без которой немыслима рок-музыка. Так получился хит, который не забылся и после закрытия группы «Егор и Опизденевшие».
В альбоме — под номером 1:
Разумеется, не обошлось и без более жёсткой концертной обработки:
7. Про дурачка («Солнцеворот», 1997)
Так описывал историю создания песни Егор Летов. Действительно, в ней очень много имитации под русский фольклор, а фолк-мотивы — ещё одна черта хиппи-психоделики периода «Егора и Опизденевших». Тем не менее, в заголовке оказался другой альбом, поскольку ставший хитом «Дурачок» стал в какой-то мере связкой проекта Летова первой половины 1990‑х годов и возобновлённой «Гражданской обороны», прокравшись засланным казачком в хорошей аранжировке в первый альбом из дилогии «Солнцеворот» / «Невыносимая лёгкость бытия».
В альбоме «Лунный переворот» (позднем переиздании «Солнцеворота») — под номером 8:
Запись с последнего концерта «Гражданской обороны» 9 февраля 2008 года в Екатеринбурге:
8. Пой, революция! («Невыносимая лёгкость бытия», 1997)
В основном дилогия «Солнцеворот» / «Невыносимая лёгкость бытия» запомнилась вниманием Летова к социально-политической проблематике. События первой половины 1990‑х годов не оставили его равнодушным, и он сначала поучаствовал в создании Национал-большевистской партии, получив на руки один из первых партбилетов этой организации, а затем стал поддерживать Виктора Анпилова и его сторонников. «Левая» тематика нашла отражение в конкретных песнях, и наиболее прямолинейной и знаковой можно назвать «Пой, революция!».
На пластинке песня появилась только в 1997 году, а сочинена была ещё в 1994‑м. Тогда Егор Летов смело заявлял:
В альбоме «Сносная тяжесть небытия» (переизданной версии «Невыносимой лёгкости бытия») — под номером 1:
Несмотря на то, что «революционный» период «Гражданской обороны» очень быстро прошёл, нельзя пройти мимо этой увлечённости Летова. Она проявилась не только в двух альбомах, затем переизданных под названиями «Лунный переворот» и «Сносная тяжесть небытия», но и в пластинке каверов советских песен «Звездопад» (2002), а также в частом исполнении на концертах боевой «И вновь продолжается бой»:
9. Долгая счастливая жизнь («Долгая счастливая жизнь», 2004)
В итоге макет этого мира оказался сильней, и политический запал Летова исчез. На его место пришло разочарование и депрессия середины 2000‑х годов в новой дилогии — «Долгая счастливая жизнь» и «Реанимация». Центральная песня первого альбома откровенно издевается над слушателем, называя долгой счастливой жизнью отсутствие праздников, вдохновений, горизонтов и преступлений. Слово автору:
В альбоме — под номером 8:
10. Сияние («Зачем снятся сны?», 2007)
«Сияние», как уже сказано, выделяется на общем фоне мелодичностью в стиле колыбельной. В ней нет ни ненависти, ни социальщины, ни депрессии. Зато есть какое-то умиротворение. Наверное, именно такое завершение и должно быть в музыкальном пути человека, который так и не нашёл себе места в российской действительности, но создал в своих песнях какую-то другую действительность. Куда и перенёсся после смерти — говоря словами из другой песни альбома, «снаружи всех измерений».
В альбоме — под номером 5:
Не забудьте послушать комментарий самого Летова перед фрагментом концертной записи:
Читайте другие статьи из мини-цикла о главных песнях русских музыкантов:
10 редких песен Егора Летова и Гражданской Обороны
Можно посмотреть видео с комментариями и отрывками или ознакомиться с текстом. Видео более живое и подробное, текст сугубо сухая выжимка по пунктам.
Что-то из этих песен раритеты, что-то потом использовалось в других песнях ГО, а что-то каверы.
Аудио сюда прикреплять нельзя, потому послушать все песни можно по ссылке: https://vk.com/vladveto_yo?w=wall-201140525_21&z=audio_p.
1. Нам с тобой хорошо
Песня из проекта Евгения Деева, который по началу играл с Летовым. В какой-то момент Евгений записал альбом, не без помощи Летова и Гражданской Обороны. И песня с этого альбома была исполнена на концерте Гражданской Обороны.
Песня группы Путти. Выходила на одноимённом альбоме. У Гражданской Обороны тоже есть альбом с таким названием, но не официальный. Песня исполнена на концерте.
Песня из альбома Манагера. Исполнена на весьма пронзительно-грустном акустическом концерте «Праздник кончился». Отлично исполнена.
4. Песенка сулящая несчастье (Заинька-ковыляенька)
Очевидный ауттейк для альбома Прыг-скок. Говорят, что это запись сделана просто для проверки готовности оборудования для записи.
6. Панк и рок-н-ролл
Собственно одноимённая песня с этого же сборника
7. Смех из-под земли
Относится к магнитоальбому «История: Посев»
Текст записан на музыку, изначально придуманную и сыгранную для альбома «Психоделия Today»
8. Как бы я хотел помереть
Трек оттуда же, способ создания такой же
9. Про мишутку
Другая версия. Различается двумя строками текста «с банкой из-под огурцов» и «превращался в мыло». Летов говорил, что версий было больше.
10. Всё идёт по плану
Всем известная песня, но ранняя запись, содержащая дополнительные строчки. Нет, не про сметану, нирвану и полицию
Ладно, песен больше, чем 10.
13. На Луне я сподобился к причастию
Запись с точки АукцЫона. Известна по бутлегам «Питерский хардкор», «Репетиция в Питере»
Так же эта песня есть на альбоме Кузи УО
14. И вновь продолжается бой
Изначально должна была войти в альбом «Звездопад», но не вошла. Это запись с концерта в Москве 4 июля 1997 года
16. Одеколон
Точно такая же история, как с предыдущей песней
Если вам понравился пост, то можете ознакомиться с другой интересной информацией по ГО, Летову и сибирскому панк-року у меня на канале: https://www.youtube.com/channel/UCfsBjvpkJy8dwndNOW_1Lmw
Найдены дубликаты
Я бы ещё включил сюда «Как в мясной избушке». «Русское поле экспериментов» с доп.куплетом.
Не знал лишь пару песен. «Одеколон» вообще шикарен.
(не реклама, дискография собрана для народа при помощи народа)
Когда мелкими были, в походах постояно пели этот куплет)
Блин, как давно это было(
@moderator, послушай песни по ссылке
Надеюсь, что это завуалированная просьба прикрутить к Пикабу аудиозаписи
Джаред Летов
Ирина Салтыкова отдыхает на сочинском пляже.
Сергей Бодров на съёмках фильма Алексея Балабанова «Брат 2». Москва, 1999 год.
Парни развлекаются в игровом клубе.
Девушка позирует на фоне ковра, 1999 год.
Владислав Листьев в Сочи на «Кинотавре», за полгода до убийства.
Женщина выбирает себе на рынке шубу. Россия, 1990-е годы.
Лика Стар и Алёна Свиридова на одной из вечеринок, 1990-е годы.
Малиновый пиджак, спортивное трико и шестисотый мерседес, 1990-е годы.
(Кадр из оперативной съёмки).
Бездомные с картонными президентами, Москва, 1990-е.
Девочка впервые попробовала кока колу, 1990-е годы.
«Выражение лица говорит само за себя»
Группа Иванушки Интернешнл во время съёмок клипа «Снегири», 1999 год.
Песня «Снегири» стала одной из самых популярных в репертуаре «Иванушек» времён второго состава Олег-Андрей-Кирилл. Во многом она запомнилась благодаря фразе «Снегири не гири», вследствие чего на нее одно время пошло огромное количество пародий типа «Снегири не гири, барсуки не суки». Мало кто вспомнит, что на эту песню был снят клип. Его эксклюзивная премьера состоялась на российском МТВ, после чего его подхватили другие каналы. В эфире он не задержался, так как его выход совпал с началом второй чеченской кампании, а «Иванушек» в роли солдат сочли насмешкой над российской армией в такой непростой период. Главную роль в клипе сыграл Олег, хотя в армии он не был ни разу как и Андрей. Единственным из всей троицы кто прошел армию был Кирилл.
Молодые люди довольные покупкой музыкального центра «Panasonic». Россия, 1990-е годы.
Представители субкультуры 90-х.
Парнишка в центре фанат Егора Летова и группы «Гражданская оборона», 1998 год.
Проверка документов у торговцев на рынке в рамках масштабной милицейской операции после взрывов в жилых домах в Москве, 14 сентября 1999 года.
Отработка ударов в подъезде, под довольные взгляды соседок, Москва. 1992 год.
Андрей Губин с сотрудницами бильярдной. Россия, 1990 е годы.
Девушки из 90-х передают привет.
Мои предыдущие посты про 90-е годы:
Больше постов про 90-е годы, а также подборки про знаменитостей в моём профиле.
На железнодорожном вокзале в Симферополе
Пластмассовый мир победил.
This is the way
Аж в горле засопели комья воспоминаний
И всё идёт по плану
«Батюшка Ленин», 27х21 см
Вязание крючком, бисер, акварель
Автор: Надежда Глебовская
Летов о пребывании в психушке
Я находился на «усиленном обеспечении», на нейролептиках. До психушки я боялся того, что есть некоторые вещи, которых человек может не выдержать. На чисто физиологическом уровне не может. Я полагал, что это будет самое страшное. В психушке, когда меня стали накапливать сверхсильными дозами нейролептиков, неолептилом — после огромной дозы неолептила в один момент я даже временно ослеп — я впервые столкнулся со смертью или с тем, что хуже смерти. Это «лечение» нейролептиками везде одинаково, что у нас, что в Америке. Все начинается с «неусидчивости». После введения чрезмерной дозы этих лекарств типа галаперидола человеку приходится мобилизовать все свои силы, чтобы контролировать тело, иначе начинается истерика, корчи и так далее. Если человек ломается, наступает шок; он превращается в животное, кричащее, вопящее, кусающееся. Дальше следовала по правилам «привязка». Такого человека привязывали к кровати, и продолжали колоть, пока у него не перегорало, «по полной». Пока у него не наступало необратимого изменения психики. Это подавляющие препараты, которые делают из человека дебила. Эффект подобен лоботомии. Человек становится после этого «мягким», «покладистым» и сломанным на всю жизнь. Как в романе «Полет над гнездом кукушки».
В какой-то момент я понял, чтобы не сойти с ума я должен творить. Я целый день ходил и сочинял; писал рассказы и стихи. Каждый день ко мне приходил «Манагер» Олег Судаков, которому я передавал через решетку все, что написал.
В один прекрасный день я понял, что-либо сейчас сойду с ума, сломаюсь, либо мне надо бежать отсюда. Например, когда выносят бачки, мусор, приоткрывают двери. Но бежать только для того, чтобы добраться до девятиэтажки, которая стояла поблизости и броситься оттуда вниз. В основном так поступали пациентки из женского отделения, которые повторяли этот суицидальный маршрут почти ежедневно. Они ускользали из отделения, добегали до девятиэтажки и бросались. Дальше убежать было невозможно. Сибирь, Омск, морозы страшные.
После этого я начал писать новые песни. Выйдя из психушки я начал работать, получив твердое основание для всей дальнейшей деятельности. Возник цикл Лед Под Ногами Майора, Тоталитаризм, Некрофилия.
В отношении моего опыта в психушке я бы исполыовал афоризм Ницше: «То, что меня не убивает, делает меня сильнее». Если это меня не убило, оно сделало меня сильнее. На невиданное количество каких-то единиц измерения «силы души».