Когда в «Napalm Death» на роль басиста пришел Джим Уайтли, Баллен сосредоточился на вокальных обязанностях. Однако вскоре после этого Джастин сбежал в «Head Of David» и Ник, уже и так начавший терять интерес к проекту, решил вообще завязать с музыкой. Новым гитаристом группы стал Билл Стир из «Carcass», а место фронтмена занял Ли Дорриан. С их помощью была дописана вторая сторона «Scum», и в 1987-м пластинка, содержавшая такую классику грайнда как «Dragnet», «Mind Control» и «You Suffer», вышла на лейбле «Earache».
В промо-турне «Napalm Death» поехали уже без Уайтли, чье место занял бывший драммер «Unseen Terror» Шейн Эмбури. После визита к Джону Пилу и участия в создании пары сборников коллектив записал «From Enslavement To Obliteration», являвшийся музыкальным наследником «Scum». По окончании сопутствующего мирового турне Стир решил сосредоточиться на работе «Carcass», а Дорриан организовал дум-бэнд «Cathedral». На сей раз гитаристом «ND» стал Джесс Пинтадо (экс-«Terrorizer», у. 27 августа 2006), а микрофон достался Марку «Барни» Гринвэю из «Benediction». После участия в туре «Grindcrusher» команда пополнилась гитаристом Митчем Харрисом (экс-«Righteous Pigs).
Свое следующее творение «Napalm Death» записывали в студии «Morrisound» с продюсером Скоттом Бернсом, и это не могло не отразиться на их саунде, который стал ближе к дэт-металлу. Музыкальный стиль на этой пластинке изменился, предложив более медленные и чёткие ритмические структуры, ознаменовав практически полный переход от грайндкора к дэт-металу. После выхода альбома группа отправилась в мировое турне, посетив в частности Бразилию. На одном из этих выступлений был записан первый официальный концертный альбом Napalm Death Live Corruption, а моменты самого тура были запечатлены на одноимённом видео, режиссёром которого стал известный в «металлических» кругах режиссёр Стив Пэйн.
Альбом вызвал неоднозначную реакцию среди британских фанатов группы, некоторые из которых увидели в переходе Napalm Death к дэт-металу симптом продажности. Смена стиля не понравилась Мику, и он ушел, освободив место для друга Пинтадо, Дэнни Херрера. В ответ в марте 1991 года Napalm Death, отказавшись от дальнейшего сотрудничества с Бёрнсом, на радость поклонникам записывают в студии Violent Noise Experience Club EP Mass Appeal Madness, ставший возвращением группы к своим грайндкоровским корням. Эта запись, вместе с материалом EP Mentally Murdered, сингла 1990 года Suffer The Children, сплита с S.O.B. и живыми треками с Live Corruption позже вошла в первый официальный сборник группы Death By Manipulation (1992). В начале декабря 1991 года, накануне распада СССР, Napalm Death дают два концерта в московских Лужниках (совокупная аудитория — ориентировочно 14000 человек) вместе с группами Samael, Шах, Коррозия металла, Чёрный обелиск.
Впрочем, отставка барабанщика была поспешной, поскольку на следующем альбоме, «Utopia Banished», коллектив вернулся к своим грайндовым корням. На диске 1994 года «Fear, Emptiness, Despair» группа решила немного поэкспериментировать и ввела в обиход проиндустриальные структуры и более ритмические риффы.
Между тем, в коллективе потихоньку нарастали трения, и после выхода «Diatribes» из «Napalm Death» ушел Барни, обменявшийся местами с фронтменом «Extreme Noise Terror» Филом Вэйном. Но если «ENT» удалось задействовать Гринвэя в записи своего альбома, то Вэйн подобной чести не удостоился, и к началу сессий «Inside The Torn Apart» рокировка прошла в обратную сторону. На этом альбоме и следующем «Words From The Exit Wound» следы экспериментаторства еще оставались, но на «Enemy Of The Music Business» и «Order Of The Leech» напалмовцы взялись дорабатывать грайнд-составляющие и довели скорость исполнения и агрессивность звука до небывалых высот. В записи последнего из этих дисков Пинтадо уже не участвовал, а в 2004-м гитарист вообще свалил из «Napalm Death». В том же году вышел альбом каверов «Leaders Not Followers: Part 2», в который вошли композиции от «Cryptic Slaughter», «Massacre», «Kreator», «Sepultura», «Siege», «Discharge».
Следующая работа, «The Code Is Red. Long Live The Code» была записана с участием ряда гостей: Джеффа Уолкера (экс-«Carcass»), Джейми Джасты («Hatebreed») и Джелло Биафры (экс-«Dead Kennedys»). Но если появление этих товарищей к компании с «ND» выглядело вполне логичным, то в 2006-м бирмингемские экстремальщики сделали неожиданный ход, пригласив на сессии альбома «Smear Campaign» вокалистку «The Gathering» Аннеке ван Гиерсберген. Впрочем, тут обошлось без негативных последствий, и работу приняли с восторгом как фаны «Napalm Death», так и критики.
The wrong time, the wrong place, Our smiling face of distruct. Buried, the seed deep in all our heads. Prepared ourselves for the fall.
geared for the greed killing.
The lust denied is need [x5]
Existence is a steady flow, the moulded image grows. No core, no faith in what you are, the pressure builds right from the start.
The lust denied the need [x5]
Could it be just sour grapes? Or have we failed to fit their shape? It’s always give, and never take. How much can we give? How much can we take?
The lust denied the need [x5]
2. Glimpse Into Genocide
[Music: Pintado; lyrics: Embury]
Blindness leading. Which one of me is real? Through corridors of uncertainity A force without form.
I’ve dug a hole so deep, full of the shit of compromise. For once can’t I keep pain on the outside.
3. Ripe For The Breaking
[Music: Harris, Embury; lyrics: Greenway]
. you weren’t born with the world falling at your feet- The path is long and agonizing being dragged on your knees. . and the silver spoon in your mouth tastes spoilt with rust, when all that glitters isn’t gold and fortunes turn to dust.
You’re prime for the raping.
[Chorus] And when you don’t pander to meet the agenda, scavengers start to gather. Perverse visionaries taste the lather; The just rewards in controlled rebellion. Tossed and probed like a gristly piece of meat, Lock, stock, and barrel slave. You just don’t contradict big brother. He’s got the right to puch you under.
. and they pledge you the earth, then pull you six feet down. And you’re branded with the stigma: unusable dropouts. . and with inspiration ravaged, you take the final bow, the creative demeanor shattered into a million pieces.
You’re ripe for the breaking.
[Music & lyrics: Embury]
[Chorus:] Cursed to crawl for pale and bleeding heart Cursed to crawl Pale and bleeding. Cursed to crawl for pale and bleeding heart Cursed to crawl PAle and bleeding.
Enter this sphere, commonplace, borderline. Between my rage, Between my hate. Damn our mistakes. Fixation blinds. The pain of knowing the truth beyond.
5. Cold Forgiveness
[Music: Harris, Pintado; lyrics: Embury]
25 years severed, Take it and like it, Feel like there’s nothing more, And your story.
[Chorus] Thirsty, despised, Real love destroys. Hungry for anger. Hungry for. anger. The face behind the face [x4] Cold forgiveness meant not for me [x4] The face behind the face [x4] Cold forgiveness meant not for me [x4]
Race against time, collapse. Fall in line, nothing is sacred.
6. My Own Worst Enemy
[Music & lyrics: Embury]
Played out, wide off the mark, Mania develops, Akin ti fiction, More than to a world of fact.
[Chorus:] My own worst enemy. My own worst enemy. Lifes foul treachery. My own worst enemy.
Dams of emotions build A dull and trubid screen, Clouding veils of black In jungles of hopes opressed.
So many times, For no reason. So many promised punches, For what reason?
Ceaseless decay, Parallel obscene and flagrant. Ceaseless decay, Restrained my mind coils.
So many times, For no reason. So many promised punches, For what reason?
Ceaseless decay, Parallel obscene and flagrant. Ceaseless decay, Restrained my mind coils.
Played out, wide off the mark, Mania develops, Akin to fiction, More than to a world of fact.
My own worst enemy. My own worst enemy. Life foul treachery.
[Music: Harris; lyrics: Greenway]
I lived for a moment I grabbed hold and I didn’t relent Skin of my teeth, Holds no longer.
And now I come to claim my just rewards. Face down! Ground down with no recourse.
And now I come to claim my just rewards. The spoils of the toils are spent.
Where is the right place? Where is the right place, right time?
If the face fits, wear it Faces fit while heart and soul slopes on.
Where is the right place? Where is the right place, right time?
When you lay down on your own law, You swim against the sanctimonious tides.
When you lay down on your own law, You swim against the sanctimonious tides.
I lived for a moment I grabbed hold and I didn’t relent Skin of my teeth, Holds no longer.
And now I come to claim my just rewards.
[Music & lyrics: Embury]
[Chorus:] Bludgeoning my affection wide open Cries of overkill. Bludgeoning my affection wide open Cries of overkill.
Scraps of memories Flung from our master’s table. A plan I’m sure to disable. Allegiance to none other. Allegiance to none other.
Renegate a healing catharsis That bursts, meaningless. Renegate a healing catharsis That bursts, meaningless.
As penance To a man’s drying tear, My leer but deny ourselves.
As penance To a man’s drying tear, My leer but deny ourselves.
Renegate a healing catharsis That bursts, meaningless. Renegat a healing catharsis That bursts, meaningless.
[Music: Embury; lyrics: Greenway]
Take the strain! Can you take it? Take the strain! Or even fake it? Take the strain! Aren’t we lucky Take the strain! to be breathing?
Are you the man in the next bed Without the tubes, without the life support? Maybe the man whose pockets weigh you down/
Take the strain! Do you wear strife Take the strain! like a clown? Take the strain! Forgiveness Take the strain! with a frown!
Are you the animal That escapes the snares and traps? Bearing no quarry scars, and the hunter’s crown.
Choose full pain, violate, make the grade. Taut wires fray, electro-brain, take the strain!
[Music: Embury, Harris; lyrics: Greenway]
Bite the bit, scream till you’re blue the face. [x4]
Nice pipe dreams or passive revolution? [x4]
Foot soldiers With weapons of placarde and banners. How will they stop the rot?
Lie down. And cry all you can. The machine rolls over you.
Shattering the passive dream
Is it ’cause we like to hear the sound of our voice? Big-hearted diatribes, just like my dilemma. Time to return compliments, shattering the passive dream?
11. Placate, Sedate, Eradicate
[Music: Pintado; lyrics: Greenway]
Load the burden across my shoulders. Pour the effluent on thick.
Placate, sedate, eradicate. Wage a war on my prone feelings. Anaesthetised and numb.
Placate, sedate, eradicate. Strangely calm when I should be enranged.
Placate, sedate. Placate, sedate. Eradicate.
Don’t befriend the silver screen, As long as others face firing lines. Recline, relax take it in your stride, Be the voyeur. [x2]
Tamed by rabid entertainers. Engrossed in real life hell.
12. Corrosive Elements
[Music: Harris, Embury; lyrics: Greenway]
Staying on an even keel. Keeping a gauge. Sanity hags in the balance. I could go either way.
Celberal half life. The darkest summer days. My pressure defences melting away.
‘Cause I can’t level this brimming, seething dread. My pressure defences melting away.
With anxiety I’m burning! [x4]
Stripping down to the core. [x4]
Corrosive elements, corrosive elements inducing. Corrosive elements, corrosive elements that sap being. Corrosive elements, corrosive elements inducing. Corrosive elements, corrosive elements that sap being.
Meriden, Solihull, West Midlands, England, Великобритания
Участники
Тем не менее, начиная с конца 1983 года, деятельность группы практически полностью прекращается, и в 1984 у Napalm Death состоялось лишь одно выступление (с участием дополнительной вокалистки Мэриен Уильямс). В этот период Буллен встречает в музыкальном магазине Бирмингема гитариста Джастина Броадрика (будущего основателя Godflesh) и принимает участие в его электронном проекте Final.
Новый состав и новый стиль (1985-1986)
В июле 1985 года Буллен, Рэтледж, Робертс и присоединившийся к ним гитарист Дэмиен Эррингтон воссоединяются, чтобы принять участие в концерте в Бирмингеме, в котором участвовал и Final Броадрика. После выступления Буллен и Рэтледж предлагают Броадрику присоединиться к Napalm Death, и тот соглашается. С этого момента группа, превратившаяся в трио (Буллен снова стал поющим басистом) начинает поиски собственного стиля, микшируя элементы пост-панка в духе Killing Joke, хардкор панка в духе Discharge и трэш метала, ориентированного на Possessed и Celtic Frost.
Между тем, Napalm Death вступили в период очередных, теперь уже кардинальных перемен в составе. Басистом в это время стал Джим Уайтли, а гитарист Броадрик покинул группу и стал барабанщиком в стоунер/индастриал команде Head of David (гитаристом на какое-то время становится Фрэнк Хили, игравший ранее в Annihilator). Наконец, в декабре 1986 года, полностью разочаровавшись в музыкальном направлении, в котором шла группа, Napalm Death оставил и её основатель Ник Буллен, решивший сосредоточиться на учёбе в университете, где он изучал английскую литературу и философию. Впоследствии (в 1991 году) он с Миком Харрисом и Броадриком сформирует группу Scorn.
Первый альбом и первые туры (1987-1989)
От грайндкора к дэт-металу и обратно (1990-1994)
В 1990 году участники группы летят во Флориду, где в студии Morrisound Recording под руководством именитого продюсера Скотта Бёрнса (Death, Cannibal Corpse, Sepultura и др.) приступают к записи своего третьего альбома, «Harmony Corruption» (1990). Музыкальный стиль на этой пластинке изменился, предложив более медленные и чёткие ритмические структуры, ознаменовав практически полный переход от грайндкора к дэт-металу. После выхода альбома группа отправилась в мировое турне, посетив в частности Бразилию. На одном из этих выступлений был записан первый официальный концертный альбом Napalm Death «Live Corruption», а моменты самого тура были запечатлены на одноимённом видео, режиссёром которого стал известный в «металлических» кругах режиссёр Стив Пэйн.
Очередной альбом группы, «Fear, Emptiness, Despair», выходит в 1994 году. Несмотря на то, что он был столь же тяжёлым и агрессивным как и предыдущие релизы, в нём чувствуется лёгкий налёт индастриала, символизирующий начало экспериментов со звучанием, продлившихся у Napalm Death до конца 1990-х. Этот альбом стал для группы наиболее успешным в плане отзывов критиков (не в последнюю очередь благодаря треку «Twist The Knife (Slowly)», вошедшему в саундтрек к фильму «Смертельная битва», который менее чем за год стал платиновым.) Материал новой пластинки был обкатан в ходе совместных концертов с Entombed, Obituary и Machine Head.
Napalm Death в новом веке (1995-2004)
На дисках 2002 и 2004 годов уже не играл Джесси Пинтадо, который временно выбыл из группы из-за личных проблем и, по его собственному признанию, усталости от Napalm Death и желания заняться чем-то новым. Пинтадо окончательно покинул коллектив в начале 2004 года, после чего возродил свой старый коллектив Terrorizer. Несмотря на то, что в буклетах этих двух релизов Napalm Death Пинтадо был указан в качестве гитариста, его партии были исполнены Харрисом. 27 августа 2006 года Пинтадо скончался в госпитале в Нидерландах после обострения диабета.
В 2005 году выходит альбом «The Code Is Red… Long Live The Code». Среди приглашённых поучаствовать в записи этого диска вокалистов значились Джелло Биафра (ex-Dead Kennedys, Lard), Джефф Уолкер (Carcass) и Джеми Джаста (Hatebreed). Альбом продолжил работу группы в направлении брутального экстремального металла вместе с запатентованным грайндкоровским звучанием. В сентябре 2006 года последовал релиз «Smear Campaign», вызвавший сильный резонанс среди критиков и фанатов из-за осуждения излишней религиозности правительства США и других стран. Для двух треков этого альбома в качестве дополнительной вокалистки была приглашена Аннеке Ван Гирсберген из The Gathering.
После выхода пластиники, в начале 2006 года Napalm Death возглавляют тур с участием Kreator, A Perfect Murder и Undying. Затем следует тур «World Domination 2007». Параллельно басист Эмбери участвует в сайд-проекте с Миком Кенни из Anaal Nathrakh.
В ноябре 2008 года в интернете появляется последний на данный момент альбом Napalm Death «Time Waits For No Slave» (официальный релиз состоялся 23 января 2009). В первую неделю в США было продано около 1800 копий альбома, что подняло его на 19 место в чартах Top Heatseekers Billboard 200.
В мае 2011 года Napalm Death вошли в студию Parlour в английском городе Кеттеринг со своим продюсером Рассом Расселлом, чтобы приступить к записи своего 14-го альбома, который ориентировочно выйдет 27 февраля 2012 на лейбле Century Media.
16 января 2012 года на лейбле Century Media Records выпускается сингл «Analysis Paralysis», а 27 февраля 2012 года посредством того же лэйбла состоялся релиз полноформатного альбома «Utilitarian». На композицию «Analysis Paralysis» группа снимает видео-клип.