лучший директор школы на свете
«Думала, быть директором просто: наберу лучших учителей, а они уж знают, как работать»
На минувшей неделе в театральном центре на Страстном бульваре прошёл финал конкурса «Директор школы»-2016. Этому конкурсу уже семь лет, и он, прежде всего, оценивает людей, а не школы, которыми они руководят. «Мел» поговорил с финалистами конкурса и его победителем Андреем Шевченко, который возглавляет краснодарскую школу № 98.
Идея конкурса «Директор школы» пришла главному редактору журнала «Директор школы» Константину Ушакову. В 2010 году вместе с коллегами он решил придумать формат, который бы дал возможность директорам сельских, поселковых и городских школ России заявить о себе, поделиться опытом и честно рассказать о проблемах своей школы.
Особенность этого конкурса в том, что победа достаётся не тому, кто представляет лучшую школу, а тому, у кого есть реальный управленческий потенциал и кто своими усилиями делает учебное заведение лучше, насколько это возможно.
Лучшие управленческие навыки неоднократно показывали директора «из глубинки», которые работают в невероятно сложных условиях и совсем не в топовых школах
В финал нынешнего конкурса прошли 30 человек. Их отобрали из 800 директоров, которые участвовали в первом туре. До суперфинала дошли 10 человек. На конкурсе работало два жюри: одно — научно-экспертное, второе — победители прошлых лет. Абсолютным победителем 2016 года стал Андрей Шевченко, директор школы № 98 из Краснодара.
Андрей Шевченко,
победитель конкурса «Директор школы» 2016 года
«Участие в конкурсе «Директор школы» — моя первая и, так вышло, удачная попытка. Хотя я был уверен, что Краснодарский край в этом году исчерпал лимит побед («Учителем года России 2016» стал учитель из города Армавир в Краснодарском крае — прим. ред.). Победа в конкурсе — не моя личная заслуга. Наш город проводил «мозговые педагогические штурмы», а краевой институт развития образования собирал лучшие умы педагогики.
На административной должности я уже 10 лет, в своей школе, которую я принял «с нуля», работаю четвёртый год. Сейчас мы как раз переживаем период бурного роста. Каждый год количество учеников и учителей растёт. Но сама школа — всё ещё маленький ребёнок. У него уже есть задатки, имя, стиль, но говорить о нём как о чём-то до конца сформированном ещё слишком рано.
На конкурсе я познакомился с сильными коллегами и мастерами отечественного образования: Ушаков, Ямбург, Рачевский — это примеры, у них нужно учиться.
Хотя не всё, что происходит в некоторых московских школах, мне понятно. Экономические интересы зачастую становятся выше педагогических.
Всё-таки, когда речь идёт о детях, ставить финансовую составляющую на первый план, на мой взгляд, неверно
У меня на пиджаке два значка. Один об участии в конкурсе «Учитель года», а второй — «Директор школы». Для меня важно, будучи директором, оставаться учителем.
Директор школы — это человек, который готов каждый день делать мир (а в частности, свою школу) лучше. Чтобы и дорожки были посыпаны, и дети накормлены. Мои ученики знают, что дверь в мой кабинет открыта для каждого, а на столе всегда стоит банка с конфетами. Я хочу сделать школу, которая будет основана на детском любопытстве и современных технологиях. Я не поддерживаю тенденцию укрупнения школ. Считаю, что нужно двигаться в сторону индивидуальных образовательных траекторий, и мы с коллегами готовы её обеспечить каждому ребёнку».
Айдар Шамсутдинов,
директор школы № 165 с углублённым изучением английского языка, Казань, II место
«В должности директора я работаю уже десять лет. В конкурсе участвую первый раз и, честно сказать, предполагал, что буду в тройке лучших.
На одном из этапов мы должны были рассказать о своих управленческих ошибках. Я не боялся в них признаться и был предельно откровенен. Ошибка была в том, что я нарушил кредит доверия коллектива. Я его расчленил путём психологического исследования. Но, когда понял, ликвидировал ошибку.
В Москве мы посетили школу № 1535. Мне очень понравились дети. Открытые, весёлые, вовлечённые в общение, очень демократично одеты. У нас пока ещё дресс-код и лишь по субботам я разрешаю приходить в джинсах.
Сразу по возвращении я соберу завучей и расскажу, что мы начнём делать прямо сейчас. И конечно, мы будем общаться, обмениваться опытом и «дружить школами» с участниками конкурса. В 2008 году я проходил стажировку в США с коллегой из Оренбурга, и мы до сих пор тесно общаемся. А тут вообще целое сообщество директоров!»
Татьяна Дебелова,
директор школы № 151, Красноярск, III место
«То, что я оказалась в тройке, полная неожиданность для меня. Я руковожу школой-новостройкой. В ней больше 2000 детей. Когда я её приняла, мне казалось, всё будет просто. Я наберу самых лучших учителей, а они то уж знают, как работать. Но это была моя ошибка, о которой я рассказала на конкурсе. Я поняла, что новый коллектив не может быть собран путём сложения опыта пусть даже самых лучших учителей из разных школ. Коллектив должен быть прожит изнутри и создан как новый живой организм, несмотря ни на какие прошлые успехи и достижения. Нужно идти своим путём и сделать то, чего до нас не было.
В будущем нас ждёт слияние. Дети должны понимать, в каком громадном городе живут и воспринимать его как образовательный ресурс. Поэтому комплекс — это естественный путь развития для большого индустриального города».
Анна Леонтьева,
директор школы с углублённым изучением французского языка № 162, Новосибирск
«Я впервые на конкурсе, впервые кто-то из Новосибирска выходит в финал и впервые город участвует в очном туре «Директора школы».
Конкурс многое изменил. Карьерный рост, новые контакты — это, конечно, важно, но ещё важнее внутренние изменения. Это случилось уже в тот момент, когда я готовила первую конкурсную работу.
Я рассказала об ошибках, которые меня чему-то научили. Вот одна из них: я считаю, что неправильно было пытаться примерять на себя образы других руководителей. Пусть и самых правильных, самых успешных, самых-самых.
У каждого директора должен быть свой стиль, его нужно найти. Особенно важна харизма
Конкурс дал нам возможность слушать именно таких великих педагогов — успешных людей, сделавших успешными других. Директору важно находить возможности для преподавательской деятельности, для общения с детьми. В силу занятости вряд ли классический урок, но есть много других способов».
Елена Жданкина,
директор школы, посёлок Любучаны, Московская область
«Конкурс «Директор школы» привлёк моё внимание ещё в 2013 году интересной темой эссе. Я его даже написала. В «сотню», по-моему, не вошла, но мне прислали приглашение на участие в конкурсе на магистерскую программу по управлению образованием. Я снова написала эссе, собрала документы и прошла на бесплатное обучение.
Директором Любучанской школы меня назначили в 2012 году. Приехав в эту школу первый раз, я испытала шок от того состояния, в котором она находилась. И в то же время я поняла, что для меня это возможность создать школу «мечты», в которой будут учиться мои дети и внуки. Вскоре мы добились строительства нового здания.
Благодаря конкурсу я отошла от стандартов и стереотипов. Появилась какая-то уверенность, что я не только хочу, но и могу реализовать задуманное. Сейчас я понимаю, как важно уметь себя представлять, поборов сомнения и страхи. Конечно, появилось множество знакомств. Уже сейчас мы планируем выехать с детьми в Казань. В общем, планов теперь на десять лет вперёд!»
Призер конкурса «Директор школы-2015»: «Хорошая школа та, из которой не хочется уходить»
Один из самых молодых руководителей школ Казани оставил далеко позади себя более 600 коллег из других регионов во всероссийском конкурсе «Директор школы-2015»: 29-летний директор гимназии №19 Нияз Гафиятуллин занял почетное 2-е место. О том, как важно вкладывать в коллектив, почему репетиторство — порочный круг и «благодаря» чему теряется авторитет учителя, он рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».
Нияз Гафиятуллин: «Я верю в то, что для руководителя школы важно не столько умение подобрать коллектив, сколько желание вкладываться в людей» |
«ЭТО КОНКУРС ДИРЕКТОРОВ, А НЕ ШКОЛ!»
— Нияз Мансурович, расскажите подробнее о конкурсе «Директор года»: какой он имеет статус, можно ли провести аналогии с конкурсом «Учитель года»?
— Лучшего директора школы на российском уровне экспертное жюри выбирало в пятый раз, этот конкурс не столь известен, как аналогичный конкурс «Учитель года», которому уже более 20 лет. Но, поверьте, конкурс школьных директоров имеет не меньший статус среди профессионального сообщества, чем учительский. В этом году в нем принимали участие 635 директоров со всей страны! Что примечательно, организует его профессиональный журнал — «Директор школы» при поддержке общественных фондов, на следующий год конкурс получит и государственную поддержку. Самое главное — условия конкурса не предусматривают региональный или муниципальный отбор, то есть буквально каждый директор школы мог принять в нем участие, если ему есть что сказать и показать экспертному сообществу. Более того, и это я отмечу особо, совершенно неважно, в какой школе работает директор. Это конкурс директоров, а не школ! У вас может быть очень хорошая, сильная школа, прекрасный коллектив, но мы же понимаем, что это совокупность факторов. Как можно сравнивать лицей для одаренных детей со школой в сельской местности? Изначально последние были бы в проигрыше. В данном случае жюри оценивали директоров, как они работают в заданном контексте. Если вы посмотрите на десятку лидеров, то в ней есть и директора коррекционных школ.
— Какие мотивы подвигли вас принять участие в конкурсе?
— Мы в нашей гимназии делаем интересные вещи, и об этом хотелось заявить, привлечь внимание не к конкретной персоне — директору школы, а к тому, что делает коллектив. Своим участием в конкурсе мне было важно сказать: «Присмотритесь к нашей школе, поддержите наши идеи, масштабируйте их, если это действительно того заслуживает». Вот таковы мои мотивы.
Участники конкурса «Директор школы-2015» |
— Какие требования, условия, портфолио следовало выполнить и предоставить? По каким критериям определялись лучшие?
— Конкурс проходил в два этапа. Первый — заочный, он делится на две части. Второй — очный, состоял из трех частей. По итогам двух этапов проводился суперфинал. На первом этапе конкурсантам предлагалось написать эссе. Мое эссе было посвящено теме мотивации персонала — «Что, кроме денег». Эссе читало экспертное жюри — лучшие директора школ страны, профессора Высшей школы экономики, бывшие победители конкурса — всего около 60 экспертов в области образования. По результатам из 635 участников было отобрано 80, которые должны были предоставить короткое видео с рассказом о себе, о том, что вас как директора беспокоит. В итоге осталось 30 человек.
На втором этапе, уже в Москве, мы выступили с «домашним заданием» по теме «Успех». Каждый из нас должен был поделиться своим видением успеха как бы перед своим коллективом. А ведь успех у каждой школы свой, в зависимости от той задачи, которая перед ней стоит. Затем предстояло решить аналитическую задачу. В третьей части мы выходили на сцену, тянули билет и сразу отвечали на попавшийся вопрос. На подготовку давалось всего 10 секунд. И только на следующий день нам объявили, кто вошел в десятку сильнейших. В финале, который проходил в форме ролевой игры, нам была предложена следующая ситуация: представьте, что со следующего дня вы не директор школы, что бы вы сказали своему преемнику?
Что помешало мне стать первым? Наверное, мое неумение показывать свои проблемы. Честно говоря, для меня любая проблема — это вызов. Я знаю, что за меня голосовали многие. Но победительница — директор школы из Надыма — выступила очень достойно.
— Насколько объективно оценивался конкурс?
— Объективность достигается за счет большой команды жюри. Когда 5 человек определяют лучших, субъективность гораздо выше, чем когда твои знания и профессиональные качества оценивают 60 экспертов. Это абсолютно честный, кристально прозрачный конкурс. И это еще одна причина, почему я принял в нем участие.
«ПОСМОТРИТЕ, КТО ИДЕТ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВУЗЫ»
— Как вы полагаете, кем должен быть современный руководитель школы — универсальным менеджером или все же в большей степени профессиональным педагогом?
— Опять же, очень важен контекст того учреждения, которым директор руководит. Если говорить, к примеру, о руководителях коррекционных школ, то им памятники при жизни нужно ставить! Рассказывать, показывать, как эти директора порой в далеко не лучших условиях достигают невероятных образовательных результатов. Конечно же, здесь на первый план выходит учительская душа, сострадание, желание помогать детям. А есть очень крепкие школы, в которых четко поставлены менеджмент, умение выбирать правильных людей и работать над их развитием. А сколько школ, которые находятся на границе первых двух примеров? Те качества, о которых вы говорите, так или иначе должны проявляться в каждом директоре.
Гимназия №19 |
— Для любого родителя в первую очередь важно, чтобы его ребенок получил хорошие знания. А знания дают педагоги. Вам как директору удалось подобрать, скажем так, правильные кадры?
— В нашей гимназии есть педагоги, которые работают со дня ее основания. Так что говорить о том, что именно я собирал коллектив, было бы неправильным. Но я верю в то, что для руководителя школы важно не столько умение подобрать коллектив, сколько желание вкладываться в людей. Конечно, школы нужно ремонтировать, развивать их инфраструктуру, дети должны учиться в хороших условиях. Но эти вложения, к сожалению, не приводят к образовательным результатам. Вложения в развитие коллектива сегодня приносят гораздо больший эффект. Наша школа известна тем, что мы принимаем много молодых специалистов. Когда появился республиканский грант «Наш новый учитель», мы сразу им воспользовались, и 10 процентов гранта пришлись на нашу школу. Мы хотим и готовы работать с талантливой молодежью.
— А разве опыт не имеет значения?
— Давайте зададимся вопросом: у педагога 20-летний стаж работы, так вот это 20-летний опыт или опыт одного года, повторенный 20 раз? Ведь проблема в образовании лежит на поверхности: вы посмотрите, кто сегодня идет в педагогические вузы? Мы должны менять ситуацию кардинальным образом, чтобы в образование шли лучшие из лучших. На это нужно бросить все силы: повышать статус учителя, зарплату, делать привлекательной эту профессию. Не я придумал постулат: качество образовательной системы, школы не может превышать качество ее учителей.
«ГОТОВ ЛИ УЧИТЕЛЬ ЗАДАВАТЬ НЕСТАНДАРТНЫЕ ВОПРОСЫ?»
— Сегодня мерилом качественного образования в школе выступают результаты ЕГЭ, и, как ни парадоксально, сами же учителя рекомендуют родителям нанимать репетиторов. Как вы относитесь к репетиторству, насколько, на ваш взгляд, сегодня школа может подготовить школьника к выпускным тестам?
— Я против репетиторства. На мой взгляд, это такой порочный круг, в который в конечном счете попадают и педагоги, и дети, и родители. Конечно, репетиторство — это тот инструмент, который помогает сглаживать некие социальные моменты. Учителя тоже хотят нормально жить. Но что мы видим на практике? Ребенок, запрограммированный на то, что для него уже есть простое решение — репетитор, просто перестает работать на уроке! Я убежден, что без помощи репетитора можно подготовиться и достойно сдать тесты. Знаете, я не был суперотличником, но когда пришло время выпускных экзаменов, от репетиторов я отказался. Просто сел, начал готовиться и сдал все предметы, которые мне были нужны для поступления в вуз. И сегодня в нашей гимназии учитель подготовит к ЕГЭ: если необходимо, пригласит на дополнительные занятия, останется заниматься с проблемными детьми.
— А как вы относитесь к самой системе выпускных экзаменов?
— ЕГЭ — это знания плюс формат. Отношусь к тестам неплохо, все же эта система уравняла возможности для всех детей. Но все же, считаю, что ЕГЭ — это только один из критериев оценки работы школы. Когда я готовился к конкурсу, нашел очень интересный тезис о том, что хорошо сданные экзамены — всего лишь 6-процентный вклад в будущий успех детей. Увы, но школа сегодня работает на краткосрочную перспективу. Гораздо важнее говорить о том, насколько мы готовы к долгосрочной перспективе, дать старт для успеха нашим детям на будущие 5, 10, 15 лет? Прививаем ли мы детям навыки, элементы, которые необходимы для выживания в XXI веке? А это гибкость, умение работать в команде, умение адаптироваться, эффективная коммуникация, предпринимательство, креативность. И все эти навыки не требуют академического превосходства! Поэтому когда учитель идет на урок, он должен задать себе вопрос: готов ли он проявить креативность, задать нестандартные вопросы и получить нестандартные ответы? И это, отмечу, никаким образом не мешает подготовке к ЕГЭ.
— Как высчитаете, какой должна быть хорошая школа? Та, в которой сильный педагогический коллектив?
— Согласен: сильный коллектив и, соответственно, хорошие результаты. Но есть простая статистика: социально-экономический статус семьи априори влияет на результативность ребенка. Например, если в семье оба родителя имеют высшее образование, то однозначно требования у них к образовательному процессу будут высокими. И хорошая школа — это школа, которая показывает результаты выше среднего, имея контингент учащихся из семей с социально-экономическим статусом ниже среднего. А для себя лично я сформулировал следующее: хорошая школа та, из которой детям не хочется уходить. Поэтому мы создаем все условия, чтобы ребята как можно больше времени проводили в школе. Заглянув к нам в 7 часов вечера, вы обязательно увидите учеников, которые танцуют, занимаются спортом, готовятся к олимпиадам. Мы стараемся максимально насытить школьную жизнь.
«Вы посмотрите приколы в сети, картинки, какой школа была раньше и какой стала сейчас» |
«ЧУДОВИЩНЫЕ» РЕАЛИИ ЖИЗНИ
— А когда же детям домашние уроки готовить?
— Это вообще другой вопрос — делать уроки или нет? В образовательной системе есть два лагеря: в одном уверены, что домашние задания необходимо задавать, в другом — что толку от них нет. Я лично хоть и не объявлял революцию, но являюсь сторонником второго лагеря. Объясню, почему. Представьте: начальная школа, ребенку задали задание на дом. Кто его делает? Мама с папой! И это не редкость. Мало того, скажу страшную вещь: на любой вопрос сегодня можно найти ответ в интернете. Может быть, я выскажу крамольную мысль, но считаю, что домашнее задание, по крайне мере в начальной школе, дети должны делать только в группах продленного дня в школе. А вечера нужно оставлять для общения семьи, а не для занятий.
— Как вы считаете, что в школе должно оставаться незыблемым?
— Авторитет учителя. Он должен быть беспрекословным. А когда мы образование, школу называем сферой предоставления услуг, то авторитет педагога начинает размываться. Вы посмотрите приколы в сети, картинки, какой школа была раньше и какой стала сейчас: ситуация одна — родителей вызвали в школу за плохие оценки ребенка. На одной картинке родители в присутствии учителя ругают ребенка, а он стоит, понурив голову. А на другой, отражающей современные реалии, родители ругают учителя, а ребенок усмехается. Это просто чудовищно.
Справка
Нияз Гафиятуллин
Родился в Набережных Челнах. Окончил физический факультет Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина (2008г.), Институт развития образования, Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина (2010г.), Endicott College, Master of Education in International Education Administration, США (Магистратура, Управление в международном образовании) (2012г.).
С сентября 2015г. — депутат Казанской городской Думы.
Женат, воспитывает сына.
Всероссийский конкурс «Директор школы»
Конкурс берет свое начало в 2010 году. Именно тогда в профессиональном сообществе во главе с доктором педагогических наук, главным редактором журнала «Директор школы» Константином Ушаковым родилась идея его проведения.
Основной мыслью было собрать вместе директоров школ из всех уголков страны и дать им возможность заявить о себе, своих проблемах и успехах, поделиться опытом и обсудить перспективы развития отечественной системы образования.
Впервые в истории конкурса обладателем титула абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Директор школы-2015» стала представительница прекрасного пола — Елена Лихацких, директор школы №5 города Надыма, ЯНАО.
Второе место занял директор гимназии №19 г. Казани Нияз Гафиятуллин. Замыкает тройку лидеров Александр Веревочкин, директор школы села Петлино Нижегородской области.
Победители были выбраны в результате двухдневных очных испытаний, в рамках которых конкурсанты представляли свои визитные карточки и рассуждали на тему успешности, выполняли письменное аналитическое задание и отвечали на управленческие видеокейсы, подготовленные как именитыми деятелями в сфере образования, так и обычными руководителями школ, а 10 суперфиналистов готовили послание своему преемнику.
Организатор конкурса — журнал «Директор школы», генеральный партнер — фонд Олега Дерипаски «Вольное дело». Конкурс проводится при поддержке министерства образования и науки РФ, Российской академии образования, Высшей школы экономики, Общественной палаты РФ и т.д.
Названы пять призёров Всероссийского профессионального конкурса «Директор года России – 2021»
На Всероссийском профессиональном конкурсе «Директор года России – 2021» после второго очного этапа состязания под названием «Стратегическое решение» объявили призёров. Им предстоит побороться за звание директора года страны в ходе финального этапа конкурса.
Призёрами конкурса стали:
Испытания Всероссийского профессионального конкурса «Директор года России – 2021» проходят в Московской области с 6 по 8 октября.
Завершающий этап конкурса состоит из двух частей – испытаний «Педагогический совет» и «Пресс-конференция». Призёрам предстоит подготовить и провести педсовет с коллективом подмосковной школы, а затем ответить на вопросы интервьюеров. По итогам этих двух испытаний жюри определит лучшего конкурсанта. Победитель будет объявлен 8 октября и награждён на торжественной церемонии в Государственном Кремлёвском дворце 10 октября.
Справочно
Всероссийский профессиональный конкурс «Директор года России» ориентирован на выявление наиболее талантливых и эффективных руководителей общеобразовательных организаций, на закрепление образа современного директора школы как лидера педагогического коллектива, успешно реализующего государственную политику в области образования, распространение моделей успешной работы. Благодаря конкурсу будет сформирован кадровый резерв лучших управленцев, перед участниками которого откроются новые профессиональные перспективы.
Учредитель конкурса – Министерство просвещения Российской Федерации, оператор – Фонд новых форм развития образования.
В московских школах учеников начали тестировать на COVID-19
Сегодня в нескольких столичных школах с самого утра начали проводить процедуру экспресс-тестирование учеников на COVID-19. В случае выявления положительного результата ребенка отправят домой, чтобы поликлиника провела дополнительное обследование.
Вопрос «Сдал ли тест?» здесь среди учеников приобрел новое звучание. Это одна из 10 школ, где с сегодняшнего дня стартовал пилотный проект — экспресс-диагностика на COVID-19. Абсолютно все, начиная с учеников дошкольных групп, первоклашек и заканчивая одиннадцатиклассниками, привыкают к новой процедуре.
Экспресс-тесты на коронавирус берут прямо в кабинете. Во второй половине урока в класс заходят медработники – это школьный сотрудник и сотрудник поликлиники. Вызывают учеников по одному. Процесс очень быстрый. Через 10-15 минут, как раз к концу урока, готов результат.
«Эта процедура очень быстрая. Я считаю, что ее не нужно бояться школьникам, она ничего больного не приносит. В общем, все легко, не нужно волноваться», — говорит ученица СОШ «Дмитровский» Варвара Ремизова.
Брать тест обучены и педагоги. Такая процедура ждет учеников раз в две недели. Родители могут отказаться и с такой же периодичностью приносить результаты ПЦР-теста ребенка, сделанные самостоятельно, либо сами, по договоренности со школой, могут участвовать в экспресс-диагностике.
«Можно поддаваться ажиотажу, можно накручивать, придумывать себе различные страшилки. Можно просто здраво оценить. Лично мы в семье проговорили — это быстрый способ выяснить, здоров мой ребенок или нет», — сказала мама ученика Людмила Фалина.
«Экспресс-тест — это не медицинская процедура, это взятие анализа из носа мягкой ватной палочкой, которую никаким образом не может навредить, она безопасна для ребенка. Нарушение ничьих прав не идет. Более того, я хочу подчеркнуть, что государство, Москва лишний раз показала, как она заботится о своих гражданах», — подчеркнула уполномоченный по правам ребенка в Москве Ольга Ярославская.
Если тест положительный — в классе не будут моментально объявлять карантин, ребенка не признают сразу заболевшим. Школа свяжется с родителями ученика и попросит забрать его домой. И в этот же момент проинформирует закрепленную поликлинику — она направит врача, который осмотрит ребенка на предмет симптомов ОРВИ и проведет повторные тесты.
«Одновременно с этим врач проводит экспресс-тестирование всей семьи, это абсолютно бесплатно. В последующем, если диагноз подтверждается уже после посещения доктора и ПЦР-тестирования, тогда класс уходит на карантин. Если диагноз не подтверждается, то класс на карантин не уходит, дети продолжают учиться», — сообщила директор школы «Дмитровский» Вера Нилова.
Как сообщили столичные власти, экспресс-диагностику запустили, чтобы не прибегать к крайней мере — удаленке, как это уже сделали в ряде российских регионов. В столице за последний месяц заболеваемость среди школьников в столице выросла в 2,5 раза. С начала пандемии — около девяти тысяч детей были госпитализированы.
Как сообщают столичные власти, во время пилотного проекта с участием 10 школ четко отработают весь алгоритм. И дальше уже решат, распространять ли этот опыт и на другие образовательные учреждения.