лучший фонокорректор для винилового проигрывателя
Выбор фонокорректора — каждому своё
В среде винилофилов регулярно прибавляется, появляется всё больше новоиспечённых адептов «живого» механически извлечённого звука. Однако следует отметить, что далеко не все, тяготеющие к воскресшим из небытия аппаратам, понимают, как получить действительно качественный и действительно нужный звук. Рунет наводнён многочисленными обзорами проигрывателей, где компетентные авторы помогают неофитам винилового помешательства приобрести подходящую вертушку. Усиление и акустика, как правило, уже есть, обзоров, посвященных им тоже достаточно. А вот выбор фонокорректора уже вызывает больше сложностей у начинающих любителей hi-fi и hi-end. Как правило, информация о предусилении для винила это либо статьи о том зачем нужен фонокорректор, либо откровенно рекламные малоинформативные посты с описанием конкретных моделей, которые непременно нужно приобрести именно в «этом» салоне, интернет-магазине et set era.
Встроенный фонокорректор – хорошая новость для владельцев «антикварного» усиления
Ещё один вариант – фонокорректор встроенный в проигрыватель. В таких случаях, как правило вертушка будет стоить дороже. Нюансов с типом головки, если используется базовая комплектация – не возникнет (в любом случае в тех. документации к такому проигрывателю должны быть соответствующие пометки). Достоинством такого предусиления является максимальная интегрированность со схемой проигрывателя, хотя в бюджетных вертушках – изложенное не является правилом (особенно это касается аппаратов, созданных в Поднебесной).
Помимо преимуществ, у встроенной фонокоррекции есть ощутимые минусы.
Основным недостатком является низкая функциональность. Известно, что наиболее точную эквализацию можно обеспечить именно на этапе предусиления. В случае со встроенными вариантами пользователь устройства ограничен возможностями усилителя. Ещё один факт не в пользу встроенной фонокоррекции (чаще касается случаев интеграции с усилителем)– это неизбежный рост коэффициента нелинейных искажений. (чаще касается случаев интеграции с усилителем) Общая схема, с большим количеством деталей закономерно негативно отразиться на звуке. (КНИ встроенного предусилителя зачастую, больше чем у независимого устройства). Безусловно сказанное выше не является обязательным, но более вероятно, учитывая конструктивные особенности таких систем.
Большинство притязательных аудиофилов предпочитают независимую фонокоррекцию.
Тёплые лампы — удовольствие, не для всех
Одним из идеальных вариантов предусиления для винила, многие признают ламповые фонокорректоры. Безусловно, применение ламповых систем, намеренно лишенных полупроводников создаёт уникальную звуковую картину, наполненную четными гармониками. Ламповая схема подарит звуку выразительность и яркость. В равной степени широкая и глубокая сцена в купе с четким тёплым звучанием, выразительными низкими и насыщенными слегка завышенными средними не многих оставляет равнодушными. Но увы – такое решение подойдёт не всем. Чтобы в полной мере ощутить преимущества и особенности этого типа предусиления необходим соответствующий (ламповый!) усилитель.
Как и у любой другой техники у ламповых фонокорректоров есть недостатки. По сравнению с цифровыми или комбинированными системами точность эквализации аналогового устройства будет вероятно ниже.
Функциональность ламповых систем тоже, как правило уступает. Для снижения уровня искажений и получения «чистого аналогового» звучания конструкцию ламповых фонокорректоров намеренно упрощают. Вероятно, самым серьезным недостатком ламповых устройств для предусиления является их стоимость, подчас они могут стоить на порядок дороже других типов, особенно это касается топовых моделей известных брендов. При прочем стоит учитывать срок службы ламп и необходимость в их периодической замене через несколько лет. Сумма получается очень внушительная. Стоимость самого устройства не редко значительно превышает 60 000 рублей.
Миф о дешёвой лампе
Сегодня, существует множество бюджетной ламповой техники – это так называемые самопалы или кастом-устройства, среди прочих и фонокорректоры. Хочу отметить, выбрать действительно качественное кустарное устройство сложно, для этого необходим опыт. Производители, они же продавцы подобных девайсов бывают тонкими психологами, в итоге неопытный начинающий аудиофил может выложить достаточно крупную сумму за аппарат, который того не стоит, и не понятно, когда выйдет из строя. Если вы намерены приобретать «самопал», постарайтесь провести предварительный тест, взяв собой опытного и компетентного человека.
Не скрою, существуют действительно надёжные кастом-мастерские и мастера, создающие уникальные и качественные устройства, но их мало и их продукция не на много дешевле, а в некоторых случаях дороже, фабричной. Практически всё, что мне доводилось слышать у кустарей так или иначе не дотягивает до среднестатистической цифры, либо сцена не блещет, либо средние занижены, либо фон какой-то непонятный возникает, либо треск, когда крутишь ручку резистора. У знакомых были случаи, когда (подчеркиваю, при правильной эксплуатации и коммутации) сгорел не дешёвый усилитель и высокочастотные динамики в не менее дорогой акустике. Кустарь не понёс ответственность за своё творение и сказал, что устройство «неправильно эксплуатировали», что как бы намекает на «высокую ответственность» и «твёрдые гарантийные обязательства».По сему — будьте осторожны.
Цифровые фонокорректоры
Один из самых распространённых типов устройств для предусиления проигрывателя винилов. Нельзя говорить о об уникальности звучания цифровых фонокорректоров, но главным достоинством их является предсказуемый результат, на ожидаемом уровне. Цифра стабильнее аналоговых прелестей. Дорогие цифровые устройства звучат очень достойно. Многие, кто может себе позволить лампу не редко выбирают топовые серии цифровых и гибридных устройств. Особенно это характерно для олдфагов тяготеющих к чистому холодному звуку, счастливых обладателей старых транзисторных усилителей с dualmono-схемой.
Высокая функциональность, зачастую хорошая четкость, достаточная глубина низких, превосходная динамика и широкая сцена – основные достоинства цифровых фонокорректоров. Бывают очень удачные системы способные посоревноваться с лампой по глубине сцены и насыщенности звучания, но такие устройства редко стоят меньше 15 – 20 000 рублей, а как правило больше.
• Не редко «песочат» при попытке серьёзно усилить высокие;
• В бюджетных моделях звук плоский и тривиальный, не хватает объема;
• Почти все завышают средние;
Гибриды – и цифру съесть и на лампе поиграть
Некоторые производители фонокорректоров пошли по пути, который до них прошли производители гитарного оборудования. Они попытались совместить ламповое усиление с функциональностью и точностью настройки цифровых систем. Собственно, получить тёплый ламповый звук со снайперски точной эквализацией и обработкой.
Фонокорректоры созданные с использованием подобной схемы могут обладать как всеми достоинствами, так и всеми недостатками описанных выше систем. «Истинные» адепты лампового звучания считают использование гибридов умерщвлением «правильного» звука. Мне доводилось слышать несколько образцов из ценовой категории 60К + и могу отметить ничего мёртвого в этом звуке я не обнаружил – очень достойные аппараты. Цены на эти фонокорректоры, как вы вероятно догадались, варьируются от просто высоких до заоблачных (более 100К).
Критерии выбора
Для многих критерием является цена, что не удивительно — о ценах подробнее далее по тексту. Второй немаловажный фактор – отношение к музыке и притязательность ушей. Если вас коробит даже от незначительных искажений, вы всю жизнь слушали классику в живую или привыкли к студийным условиям, приготовьтесь выложить круглую сумму и не только за фонокорректор. Ещё раз напомню про тип головки – обязательно обратите внимание какой у вас тип головки звукоснимателя.Далее перед вами встанет вопрос выбора схемы. Если у вас ламповое усиление и вы ощущаете существенную разницу – ваш путь лампа или гибрид. В случае если вам необходим относительно бюджетный вариант и вас не станет тошнить от «мертвого» звука – выбирайте цифру по себе.
Возможно вас удовлетворит встроенный фонокорректор, если вы ещё не приобретали усилитель и проигрыватель обратите внимание на комбинированные устройства. Относительно выбора кустарных аппаратов — что-то существенное советовать сложно, большинство из них непредсказуемо и каждый по-своему уникален, но иногда уникальность не в лучшую сторону.Субъективная оценка — это самый важный критерий. Восприятие звука — процесс строго индивидуальный, мы все слышим по-разному. Необходимо сходить в шоурум или оценить аналогичное устройство послушав у знакомых. В идеале если тестовое прослушивание будет проводиться с тем же проигрывателем, основным усилением и акустикой.
Для меня идеальный фонокорректор открывает широкую объемную звуковую сцену, обладает насыщенным, выразительным звучанием, позволяет точно выставлять настройки эквалайзера (снабжен четырьмя полосами эквализации), даёт чётко различимый и динамичный звук, глубокие низкие и сбалансированные высокие и средние. И ещё, мне нравиться достаточно тёплый звук. Что нравится вам, вы поймёте – главное слушать.
Фонокорректор от А до Я
Руководство по покупке и эксплуатации
Фонокорректор от А до Я
Руководство по покупке и эксплуатации
Для покупателей проигрывателей винила исключительно важным является вопрос правильного выбора фонокорректора, без которого слушать виниловые пластинки просто невозможно. При этом далеко не все из тех меломанов, что только собираются приобщиться к винилу, понимают, что такое фонокорректор, и для чего он нужен. Разобраться во всем и сделать правильный выбор поможет наша статья.
Что такое фонокорректор?
Почему же нельзя подключать вертушку без фонокорректора напрямую к усилителю, ресиверу или активной акустике? Да просто потому, что вы ничего не услышите в колонках. Фонокорректор, он же phono equalizer или phono stage, необходим для того, чтобы придать слабому сигналу, записанному на грампластинке, линейную амплитудно-частотную характеристику и сделать его достаточным по уровню для того, чтобы с ним могли работать следующие далее по цепи усилители. Ведь изначально сигнал на виниле записывается с существенным искажением тонального баланса, с большим равномерным спадом от высоких к низким частотам. И для того, чтобы не только усилить слабый электрический сигнал, формируемый головкой звукоснимателя, но и сделать его линейным, нужен фонокорректор.
С каким сигналом работает фонокорректор?
На пластинках, издаваемых после 1954 года, записывается сигнал, соответствующий кривой стандарта RIAA (Recording Industry Association of America), частотная характеристика которой выглядит примерно так.
До установления единого стандарта на рынке одновременно существовали до сотни (!) различных вариантов кривых, которые использовали звукозаписывающие компании для свои пластинок. Причем даже один лейбл мог одновременно иметь несколько версий для разных скоростей вращения, для каждой из которых требовалась отдельная эквализация. Встречались варианты от Columbia, Victor, Decca и других издателей. Все это создавало невероятную путаницу как для производителей техники, так и покупателей. В студийных фонокорректорах той эпохи были переключатели для нескольких десятков кривых. Поэтому сегодня все виниловые пластинки записаны по единому стандарту RIAA и нужды в приобретении сложного корректора с множеством переключаемых контуров больше нет, если только вы не являетесь обладателем большой коллекции западных пластинок, выпущенных в 1940-50-х годах.
Что делает фонокорректор?
Как уже было сказано, он восстанавливает сигнал в том виде, в котором он был изначально сведен и записан на магнитную ленту или жесткий диск до того, как в него были внесены предискажения для печати винила. От точности этого восстановления зависит то, насколько качественным будет звучание всей системы при воспроизведении виниловых пластинок. Вне зависимости от типа и конструкции корректора, его сердцем является именно цепочка коррекции, которая может быть активной или пассивной. Это означает, что восстановление исходной формы сигнала происходит либо в пассивных цепях из резисторов, конденсаторов и катушек индуктивности, либо при помощи активных транзисторных (полупроводниковых) или ламповых каскадов.
Какие бывают фонокорректоры?
Фонокорректоры условно подразделяются на несколько видов, в зависимости от того, какая головка звукоснимателя установлена на проигрывателе винила. Несмотря на немного отличающуюся конструкцию головок с подвижным магнитом и с подвижной катушкой, обе этих разновидности работают по принципу электромагнитной индукции и различаются уровнем напряжения и внутреннего сопротивления. Соответственно, для каждого вида понадобится фонокорректор с нужными для правильной нагрузки электрическими характеристиками, а также достаточным коэффициентом усиления. Поэтому сегодня в продаже есть корректоры трех основных разновидностей – для ММ головок, для МС головок и универсальные модели, которые можно настроить для работы с разными картриджами.
Фонокорректор для головок с подвижным магнитом (ММ)
Самая распространенная разновидность фонокорректоров на рынке. Поскольку подавляющее большинство проигрывателей винила начального и среднего уровня оснащаются ММ-головками, то именно такие корректоры массово встраиваются в усилители и в ресиверы, а также выпускаются в виде отдельно стоящих компонентов. С точки зрения характеристик они, как правило, отличаются не самым высоким уровнем усиления сигнала – в среднем от 36 до 46 дБ. Главная их особенность, это установленное на входе сопротивление в 47 000 Ом (47 кОм). Такой высокий уровень позволяет согласовать корректор с ММ-картриджами, у которых внутреннее сопротивление и индуктивность весьма высоки. Обычно такие корректоры предназначены для работы с ММ-головками чувствительностью от 2 мВ. В истории существовали головки с подвижным магнитом с низкой чувствительностью, по своим характеристикам приближавшиеся к МС-картриджам, но большого распространения они не получили. В частности, их выпускала компания Stanton. Еще одна важная особенность хорошего корректора данного типа, это возможность подключать на вход дополнительную емкость. Иногда ММ-головке не хватает емкости соединительных проводов и стандартной емкости на входе для того, чтобы правильно звучать. И такая опция позволяет выровнять тональный баланс картриджа.
Фонокорректор для головок с подвижной катушкой (МС)
В настоящее время фонокорректоров, предназначенных для работы исключительно с МС-головками, выпускается не так много, но они все же существуют. Как правило, это отдельно стоящие аппараты достаточно высокого класса, предназначенные для включения в качественные аудиосистемы. Особенностью таких моделей является тщательный подбор комплектующих с минимальным уровнем собственных шумов. Ведь речь идет об усилении слабейшего сигнала, формируемого катушкой. Вообще, среди головок с подвижной катушкой различают два подвида – с низкой и высокой чувствительностью. Последняя разновидность может иметь на выходе напряжение до 3 мВ, и, по сути, она аналогична ММ-картриджам с точки зрения электрической нагрузки, и ее нужно использовать с ММ-фонокорректором. А вот для головок с низкой чувствительностью – обычно от 0,15 до 0,5 мВ – предназначены МС-корректоры. Они имеют высокий уровень усиления – от 60 дБ и выше, и часто дают пользователю возможность выбрать значение нагрузки сопротивления. Типовое значение составляет 100 Ом, однако оно не всегда подходит для всех картриджей, и тогда важно иметь возможность выбрать другое значение.
Существует еще одна разновидность корректоров для МС-головок, в которых на входе устанавливаются повышающие трансформаторы.
Повышающий трансформатор (МС-трансформатор)
Они позволяют поднять уровень сигнала, поступающего с МС-головки, до значений, которые позволят в дальнейшем подключить выходы с трансформатора к обычному ММ-корректору. Такое решение особенно хорошо подходит для головок с очень низкой чувствительностью, ведь пассивное усиление сигнала позволяет избавиться от шумов, которые при работе активного каскада с собственным питанием могут становиться слышимыми при последующем усилении сигнала. Обычно встроенные либо отдельные трансформаторы применяются в компонентах или системах достаточно высокого класса.
Универсальный фонокорректор (ММ/МС)
Как следует из названия, такой корректор может работать с любыми головками звукоснимателя. В идеале у него есть два отдельных входа для двух типов головок, а внутри присутствуют два отдельных тракта коррекции и усиления. Однако во многих моделях встречается совмещение цепочки коррекции, а подача сигналов на нее происходит путем переключения входов. В самых продвинутых и дорогих моделях сегодня управление параметрами нагрузки и усиления каждого типа головок происходит автоматически. Корректор сам определяет, какого типа головка к нему подключена, и процессор сам выставляет нужные значения коэффициента усиления, сопротивления и емкости. Однако наиболее распространенные на рынке бюджетные модели имеют фиксированные значения для двух входов. Обычно это 40 дБ и 47 кОм для ММ-головок и 60 дБ и 100 Ом для МС-картриджей.
Встроенный или выносной?
Логика подсказывает, что отдельный фонокорректор должен обеспечивать лучшее качество звука хотя бы потому, что имеет свой отдельный блок питания и свободен от ограничений, налагаемых на конструкцию встроенных модулей из-за необходимости разместить их внутри того же корпуса, что и множество других каскадов, включая усилители мощности. Особенно если речь идет о бюджетной аппаратуре. Да, в истории аудио были примеры, когда встроенные в предварительные усилители фонокорректоры оказывались на голову лучше тех, которыми аудиофилы пытались «улучшить» звук системы, но они так и остались исключением из правил. Поэтому если вы хотите услышать, на что способен ваши проигрыватель винила, постарайтесь купить ему хороший внешний корректор.
Какой фонокорректор нужен вам?
Выбор фонокорректора зависит от того, как вы планируете использовать проигрыватель винила.
Если для вас вертушка – это просто дополнительный элемент системы, а основным источником сигнала в ней остается «цифра», то встроенного в проигрыватель или усилитель ММ-корректора будет вам вполне достаточно. В крайнем случае, если ни в вертушке, ни в усилителе нет фонокорректора, то можно приобрести самую простую бюджетную модель. Ценовой ориентир – 10 000 – 15 000 рублей.
Если же увлечение винилом у вас грозит перерасти в страсть, то к выбору корректора нужно подойти самым тщательным образом. Сперва нужно решить, какие головки звукоснимателя вы будете использовать. Да, в пределе МС-картриджи с низкой чувствительностью обеспечивают более высокое качество звука, но они и стоят дороже. Кроме того, в них отсутствует возможность самостоятельной замены иглы по мере ее износа. Если же говорить о головках средней ценовой категории, где одновременно встречаются и ММ, и МС, и MI модели, то есть смысл остановиться на качественном ММ-фонокорректоре и использовать вместе с ним головки с высокой чувствительностью. Такой корректор обойдется в сумму от 40 000 до 100 000 рублей.
В том случае, если вы твердо решили выжать максимум из своих пластинок, то вы, скорее всего, сделаете выбор в пользу головок с подвижной катушкой и низкой чувствительностью. Для того, чтобы раскрыть их потенциал, придется повозиться. Самый популярный вариант, это приобрести отдельный повышающий трансформатор с характеристиками, соответствующими внутреннему сопротивлению вашей головки. Существуют трансформаторы, рассчитанные на работу с «низкоомными» (3-6 Ом) и «высокоомными» (30-40 Ом) МС-головками. В сочетании с качественным транзисторным или ламповым ММ-корректором вы получите близкий к идеальному источник сигнала.
Тем не менее, дорогие и качественные универсальные моноблочные фонокорректоры также обеспечивают выдающееся качество звука, при этом они проще в эксплуатации. Как и всегда в области High End, цена указанных решений может быть любой, однако в среднем есть смысл ориентироваться на расходы в районе 150 000 – 500 000 рублей.
Заключение
Вне зависимости от того, какой проигрыватель винила вы приобрели, фонокорректор во многом определяет то, как он будет звучать. Надеемся, что наша статья поможет вам разобраться в многообразии моделей и сделать правильный выбор.
Александр Чечелёв
23 мая 2020 года
Выбор фонокорректора к первому проигрывателю винила: сравнение восьми моделей ценой от 12 до 45 т.р.
Вы решили приобщиться к миру винила. Ностальгия, старая коллекция (мой случай), дань моде или иная причина — это не важно. Теперь важно реализовать решение в конкретных компонентах. Выбор фонокорректора, наряду с проигрывателем винила и головкой звукоснимателя — ключевой момент. И если для вертушек и картриджей существуют уже подобранные варианты, то выбор фонокорректора не так очевиден. А меж тем влияние фонокорректора на звук полученной виниловой системы трудно переоценить.
Сначала коротко о том, зачем нужен фонокорректор. Запись на виниловой пластинке имеет нелинейную АЧХ. Собственно, фонокорректор производит выравнивание этой нелинейности и производит усиление звукового сигнала, поступающего со звукоснимателя винилового проигрывателя. Это такой специализированный предварительный усилитель.
Обычно, первая виниловая система выбирается недорогой: ММ-звукосниматель, проигрыватель, минимально соответствующий выбранному звукоснимателю, и фонокорректор. Чуть меньше года назад и я сделал свой первый выбор: проигрыватель Pro-Ject X1 (во время покупки он стоил 58 000 рублей) и звукосниматель — Ortofon 2M Blue (стоимость 13 800 рублей).
Вот к этим компонентам я и постараюсь подобрать фонокорректор, дабы образовать сбалансированный виниловый сетап. Естественно, фонокорректоры — для ММ-звукоснимателя. В ценовой категории около 20 000 рублей.
Я использую стереоусилитель PAS-240, модель 6 от компании «Профиль Аудио» и авторскую акустическую систему ASP Optimus Classic SB II от Александра Серашова. Для соединения проигрывателя с фонокорректором используется штатный RCA-кабель с заземлением (идущий в комплекте с проигрывателем Pro-Ject X1) — Pro-Ject Connect IT. Для соединения фонокорректора с усилителем используется простой нонейм RCA-кабель стоимостью 1 000 рублей за пару.
Музыкальный материал, используемый для оценки звучания:
The Beatles «Abbey Road» — 2019, 50-th Anniversary Edition
Pink Floyd «The Dark Side Of The Moon» — 2016, Pink Floyd Music Ltd.
W.A. Mozart «Requiem», Herbert von Karajan — 1968, Deutsche Grammophon
J.S.Bach «Selected Compositions for Pipe-Organ-1», Lionel Rogg, Organ of Grossmunster Zurich, Record by Harmonia Mundi — 1969, Balkanton
Иосиф Кобзон «Лунная рапсодия» — 1984, Мелодия
На тестировании были отслушаны следующие фонокорректоры:
(цены на фонокорректоры, здесь и далее, даны на момент написания статьи 20.11.2020)
Фонокорректор Никитина — реплика от К. Бабина (Москва), стоимостью 12 000 рублей.
Фонокорректор PS Audio PS-II Mk5 — реплика от К. Бабина (Москва), стоимостью 20 000 рублей.
Ламповый фонокорректор CleverAudio V3000 от А. Мельникова (Санкт-Петербург), стоимостью 17 900 рублей.
Фонокоректор Orbital Audio XL от А. Фефелова (Санкт-Петербург), стоимостью 20 000 рублей.
Фонокорректор Pro-Ject Phono Box S2 стоимостью 14 000 рублей.
Фонокорректор Cambridge Audio Solo стоимостью 18 490 рублей.
Фонокорректор Rega Fono MM стоимостью 25 500 рублей.
Фонокорректор Lehmann Audio Black Cube Statement стоимостью 44 436 рублей.
Результаты прослушивания:
Фонокорректор Никитина — реплика от К. Бабина (Москва)
Звучание: «мясное». Чуть больше баса. Чуть ярче, чем хотелось бы. Как бы чуть грубовато. Хотя иногда — эффектно. По сравнению со встроенным фонокорректором в усилитель Marantz PM-66SE — намного лучше.
Разрешающая способность: невысокая.
Глубина сцены: слабо выражена.
Детальность: меньше, чем хотелось бы.
Конструктив: корректор состоит из самого корректора и массивного блока питания, вставляемого в розетку. Никаких регулировок не предусмотрено. Тумблер питания — на задней панели фонокорректора. Таким образом, БП постоянно включен в сеть.
Индикатор включения — светодиод красного цвета на передней панели фонокорректора. Свечение не яркое. Не раздражает.
Дизайн: никакого дизайна.
Назначение: для головок MM и MC с высоким выходом.
Фонокорректор PS Audio PS-II Mk5 — реплика от К. Бабина (Москва)
Звучание: неожиданно точное и детальное. Всего в меру. Вначале кажется, что нехватка баса. Но вот зазвучал орган Гроссмюнстера — и бас показал себя. Детализация такова, что очерченность инструментов слышна на всем музыкальном материале. Даже Реквием, сложное произведение для воспроизведения с винила, отыгрывается удовлетворительно, хотя и понимаю, что здесь нужна MC-голова.
В «Come Together» появляется глубина сцены. А сдержанная запись «Обратной стороны Луны» звучит не так уж и сдержанно. Особенно впечатляет фееричность мелодиевского звучания Кобзона. Да, не Магомаев — такой мощи у Кобзона и быть не может, но бархатный баритон — наверное, лучший на эстраде Союза — звучит очень красиво.
Разрешающая способность: высокая.
Глубина сцены: сильно выражена.
Конструктив: фонокорректор состоит из двух одинаковых частей — собственно, фонокорректора и блока питания. Между собой они соединяются кабелем питания. Выключатель питания на задней стороне БП. Регулировки (неудобные, возможны только со снятием корпуса фонокорректора, хотя такая настройка и делается один раз) входной емкости (пФ): 100–150–220–250–320–370–470 (по умолчанию — 150 пФ).
Индикаторы включения: светодиоды красного цвета на передней панели фонокорректора и БП. Свечение не яркое. Не раздражает. Схемотехника: транзисторная.
Дизайн: утилитарный, без изысков.
Назначение: для головок MM и MC с высоким выходом.
Фонокорректор CleverAudio V3000 от А. Мельникова (Санкт-Петербург)
Звучание: очень цельное, сбалансированное. Можно слушать часами без утомления. Редкое совмещение точности и упругости. Недостаток — разрешающая способность чуть ниже ожидаемой. Совсем чуть-чуть хотелось бы лучше. Отсюда — нет той очерченности любого звука, как в предыдущем фонокорректоре (PS Audio PS-II Mk5). Чуть много баса.
Мне представляется, что этот ламповый фонокорректор — отличный выбор для первой виниловой системы. И уж точно своих денег стоит. Безусловно, сложные произведения — например, Реквием — этому фонокорректору удаются тяжело. Но в остальном — очень достойно! Выходное напряжение — чуть ниже, чем у предыдущих моделей. На одной из тестовых записей постоянно срабатывает защита усилителя от перегрузки.
Разрешающая способность: хорошая, но не выдающаяся.
Глубина сцены: очень хорошо.
Конструктив: фонокорректор состоит из моноблочной конструкции, вся комутация — на задней стороне. Лампы аккуратно светятся. Включатель питания на левой боковой стороне. Спереди — деревянная накладка со светодиодом в центре. Регулировки отсутствуют.
Индикаторы включения: светодиод красного цвета в центре деревянной панели фонокорректора. Свечение яркое. Не нужно яркое.
Дизайн: можно сказать, симпатишно. На четверочку.
Назначение: для головок MM.
Фонокорректор Orbital Audio XL от А. Фефелова (Санкт-Петербург)
Звучание: хороший баланс между точностью звучания, яркостью и разрешающей способностью. Реквием подается очень цельно. И «Обратная сторона Луны» с «Монастырской дорогой» звучат узнаваемо и достойно.
Но менее сложные произведения — орган — обнаруживают недостаток разрешающей способности: не хватает воздуха. Не то, что бы его совсем не было. Нет, воздух присутствует, но не так объемно, как у PS Audio PS-II Mk5. А очень приличная мелодиевская запись Кобзона подается крайне эмоционально, и тут тоже сказывается небольшая нехватка разрешающей способности — бархат Кобзона стал менее слышен.
Общее впечатление от этого фонокорректора: очень похож по характеру звучания на PS Audio PS-II Mk5, но чуточку проигрывает ему в разрешающей способности, совсем чуть-чуть. И — чуть много баса. Чуть более плотная подача.
Разрешающая способность: достаточная, но не выдающаяся.
Глубина сцены: хорошая.
Конструктив: фонокорректор моноблочной конструкции. Все коммуникации — на задней стороне. Тумблер питания на задней стороне. Регулировки отсутствуют.
Индикаторы включения: светодиод белого цвета в центре передней панели. Свечение умеренное. Но могло быть и чуть приглушеннее.
Схемотехника: операционные усилители.
Дизайн: для авторской модели — впечатляет. Конструкция сделана качественно, в черно-белом исполнении. Передняя панель — белая, толщиной 5 мм — смотрится достойно. Никаких зазоров. Даже амортизация — лучше, чем у остальных моделей. Упаковочная картонная коробка с полиграфией.
Назначение: для головок MM.
Фонокорректор Pro-Ject Phono Box S2
Звучание: удивительно точное. Сам фонокорректор очень маленьких размеров и от него не ожидаешь хорошего звука. А вот поди ж ты! Очень слитно, баланс звучания очень трогает. Низ упругий, верха детальные, но не звонкие и не навязчивые, а то, что называется — в меру. Середина не выпирает. Разрешающая способность очень хорошая, я бы сказал — достаточная и больше не требуется.
Весь материал, который я выбрал для тестирования, звучит с этим фонокорректором благородно-сдержанно. Не ярчит, не темнит. Реквием отыгран на одном дыхании. В общем, тот случай, когда можно написать: настоятельно рекомендую. С учетом цены, массы настроек, поддержки не только ММ-, но и МС-голов — однозначно лучший выбор.
Разрешающая способность: высокая.
Глубина сцены: хорошо выражена.
Конструктив: корректор состоит из элегантного корректора и небольшого блока питания, вставляемого в розетку. Регулировки выведены в виде DIP-переключателей на нижнюю плоскость корректора. Можно настроить: усиление — 40/43 дБ для ММ- и 60/63 дБ для MC-головок. Входное сопротивление: 10,100 Ом, 1 кОм, 47 кОм. Входная емкость: 100, 200, 320, 420 пФ. Кнопка включения подавителя сверхнизких частот — на задней поверхности. Кнопка включения/выключения питания — на передней панели фонокорректора. Таким образом, БП постоянно включен в сеть.
Индикатор включения: светодиод синего цвета на передней панели фонокорректора, что удобно. Свечение не яркое. Не раздражает.
Схемотехника: не вскрывал, но судя по размеру — операционные усилители..
Дизайн: симпатичный минимализм.
Назначение: для головок MM и MC.
Фонокорректор Cambridge Audio Solo
Звучание: сдержанно точное. Бас быстрый, упругий. Верха сдержанные. Их достаточно, просто они естественные и не выпирающие. Середина на месте — голос звучит естественно и узнаваемо. Если коротко: сдержанное благородство. Сам фонокорректор аккуратно выполнен в серо-белой гамме.
Реквием, пожалуй, отыгран наиболее цельно — сцена отличная как по фронту, так и в глубину. А само произведение, чрезвычайно чувственное, добавило небольшую нехватку эмоций самого корректора. Разрешающая способность такова, что только подчеркивается точность подачи. Ни больше — ни меньше. Вообще, очень сбалансированное звучание, может даже чуть суховатое.
Те произведения, что изначально были записаны эмоционально — например, «Лунная рапсодия» Кобзона — звучат весьма благородно. Весь материал, который я выбрал для тестирования, звучит с этим фонокорректором благородно-сдержанно. Как по мне — фонокорректору чуть не хватает эмоций.
Разрешающая способность: точно найденная.
Глубина сцены: хорошо выражена.
Конструктив: фонокорректор выполнен в виде моноблока. Из регулировок — баланс каналов, выведенный на заднюю сторону. Более никаких регулировок.
Кнопка включения/выключения питания: на передней панели фонокорректора.
Светодиод белого цвета: светит не ярко. В положении ожидания — очень деликатно, но и в рабочем состоянии свечение не яркое. Не раздражает.
Схемотехника: не вскрывал, но судя по размеру — операционные усилители..
Дизайн: симпатичный минимализм.
Назначение: для головок MM
Фонокорректор Rega Phono MM
Звучание: яркое, эмоциональное. Бас быстрый, упругий. Верха с небольшим перебором. Не то что бы их было уж очень много. Но с учетом хорошей разрешающей способности — чуть звенят. Середина чуть внутри — хочется, чтобы голос чуть выступал вперед. Сам фонокорректор аккуратно выполнен в черной гамме.
Те произведения, которые записаны сдержанно (как орган Гроссмюнстера), звучат, пожалуй, наиболее интересно. А вот эмоциональная запись Кобзона звучит с небольшим эмоциональным перехлестом и жестковато. Реквием отыгран неожиданно нейтрально. А «Обратная сторона Луны» подана в меру.
Как по мне, фонокорректор чуть ярчит, и подача высоких частот могла быть мягче. Проявляется это на различных записях по-разному: эмоциональная запись подается с небольшим эмоциональным перебором. А вот нейтральная запись звучит по-новому свежо.
Разрешающая способность: высокая.
Глубина сцены: хорошо выражена.
Конструктив: фонокорректор выполнен в виде самого корректора и небольшого выносного блока питания. Никаких регулировок.
Кнопка включения/выключения питания — на передней панели фонокорректора. При включении на передней панели загорается надпись «Rega» красного цвета — светит не ярко. Не раздражает.
Схемотехника: не вскрывал, но судя по описанию — транзисторная.
Дизайн: симпатичный минимализм.
Назначение: для головок MM
Фонокорректор Lehmann Audio Black Cube Statement
Звучание: энергичное. Бас быстрый и упругий. Верхов чуть больше, чем хотелось. Но не звонко и не переходит в яркость. Вокал на месте. Сцена широкая. И глубокая. Детализация и разрешающая способность хороши. Сам фонокорректор аккуратно выполнен в минималистичном дизайне.
Весь тестовый материал предстал в новом звучании. Как будто мы перешли в следующую категорию качества. Да так и есть! Ведь цена этого фонокорректора вдвое выше остальных участников теста!
Этот фонокорректор взят на тест с двумя целями: а) выяснить, увеличилось ли качество существенно? б) если да — не пора ли приступить к тестированию следующей порции фонокорректоров в ценовой категории 50–60 т.р.? И на оба вопроса ответ — ДА!
Разрешающая способность: высокая.
Глубина сцены: высокая.
Конструктив: фонокорректор выполнен в виде самого корректора и небольшого выносного блока питания.
Регулировки: выбор типа звукоснимателя — MM/MC, выбор усиления, выбор входного сопротивления MC-звукоснимателя.
Кнопка включения/выключения питания — нет. Включаем/выключаем, вставляя/вынимая блок питания в/из розетку/и. Либо фонокорректор постоянно включен. Неудобно. Во включенном состоянии рядом с выходными терминалами загорается светодиод синего цвета. Светит не ярко. Не раздражает.
Схемотехника: не вскрывал, но судя по описанию — операционные усилители.
Назначение: для головок MM и MC.
Послесловие
Тестирование заняло два месяца. Я намеренно не привожу технических характеристик того или иного фонокорректора, дабы избежать магии цифр. Только послевкусие от звучания. Первоначально я задумывал тест пяти фонокорректоров в ценовой категории около 20 000 рублей.
Причем сюда должны были войти как промышленные варианты, так и авторские решения. А также был интерес в тестировании различной схемотехники: лампа, транзистор, операционные усилители. Но затем я расширил тест, добавив в него недорогой фонокорректор и заведомо более дорогое решение.
Недорогой вариант сразу показал свою ненужность. А более дорогой фонокорректор показал: есть куда двигаться. Увеличение качества звучания — существенное. И замена фонокорректора, даже для начального уровня — очевидный путь повышения качества звучания винилового сетапа и подготовка к модернизации.
После замены фонокорректора модернизация может вылиться в переход на MC-звукосниматель. Ну и для раскрытия потенциала нового MC-звукоснимателя — замена проигрывателя. И т.д.
Но вернемся к выбору первого фонокорректора. Любой компонент системы должен быть в балансе с остальными компонентами системы. Это означает, что добавляемый компонент не должен ухудшать звучание системы. Но и покупать бескомпромиссные варианты (по любому предлогу: много денег, перфекционизм, неразборчивость, etc.) — не целесообразно. Должен быть минимально достаточный уровень звучания в рамках бюджета (в данном случае — 20 т.р.).
Безусловно, на принятие решения влияют не только целесообразность с точки зрения баланса получаемой системы, но и иные моменты: вкусовые предпочтения (скажем — только лампа!), эстетические предпочтения (у меня все компоненты одного производителя, ну или все — черное), наконец — неконтролируемый эмоциональный всплеск (ВАУ-покупка).
Поэтому первый совет: отключите эмоции.
Совет второй: не спешите (тут позволю вспомнить свои ощущения: никогда окончательное мнение у меня не совпадало с первым впечатлением).
Третий совет: возьмите предполагаемый компонент на прослушивание и это прослушивание должно быть долгим (не менее 5 дней, суммарно — более 10 часов). При тестировании нового компонента не слушайте другие варианты.
Четвертый совет: обязательно попробуйте несколько вариантов.
. а для себя, в качестве первого фонокорректора я выбрал PS Audio PS-II Mk5 от К. Бабина.
Комментарии
Прекрасная публикация по одной из самых актуальных аудиотем! Я хоть и ушел от винила, но с удовольствием всё прочитал. Прекрасно помню, как всего 4 или 5 лет назад я терзался вопросами выбора корректора в этой ценовой категории. Приходилось находить ответы в форумах по крупицам. А здесь сравнительное прослушивание, конкретные рекомендации. Это многого стоит. В общем, респект автору!
С большим удовольствием читаю ваши заметки. Очень актуально для меня. Среди официальных авторов сравнительный обзор нескольких устройств сейчас практически не используется, очень зря. В вашем случае особо приятен взгляд конечного пользователя. Ну и очень импонирует ваш подробный системный анализ. Спасибо, приятно читать, продолжайте.
Я хоть и не слушаю пластинки но почитать было интересно, спасибо за труды.
На самом деле фонокорректор это технически одно из самых простых устройств и себестоимость его невысока.
Да вот если бы. На деле реально хорошие корректоры никогда не были ни простыми ни дешевыми. Казалось бы, противоречит формальной логике, но на деле все именно так.
Я не имею ввиду стоимость продажи, она может быть в разы выше себестоимости. Себестоимость: стоимость комплектующих, сборки конструкции и настройки. Там нечему быть дорогим, на 45 т р никак не набирается. Кто хотя бы раз сам собрал и отладил поймет это сразу, самое дорогое из всего это корпус и блок питания. Посмотрите фото их плат и сами это поймете. Почему то здесь никто целенапраленно не измеряет их АЧХ и суммарную АЧХ с картриджем, просто тасуют методом тыка в надежде найти звук, который нравится. Вопрос балансировки по каналам по совместной АЧХ: картриж+фонокорректор не обсуждается, как будто его вообще не существует, а он есть. Априори считается, что дорогой фонокорректор лучше дешевого, а это не всегда так.
Почему же при вычислении себестоимости, даже люди получившие советское образование, забывают стоимость разработки и изготовления? Почему?
Потому что у советских людей и овощи с дачи «бесплатные».
Так что я бы не стал так все упрощать.
Вы видимо не удосужились поискать хотя бы одну фотографию тех аппаратов, которые я привел в качестве примера. Там все куда сложнее и дороже. Я понимаю почему это так.
Не может быть такой стоимость нескольких транзисторов, резисторов и конденсаторов +корпус+БП.
Вы же вроде в Союзе образование получали.
Да что вы в самом деле!
Ну нафига вот всё это нужно
ясно ведь, что всё то же самое можно сделать с помощью пары операционников и горстки резисторов с конденсаторами, а в качестве блока питания можно использовать зарядник от мобилы
“Зачем тратить деньги на понты. ®️™️“
P:S. Камрад Радиолюбитель прав в том, что в большинстве бюджетных фонокорректоров ничего другого и нет
Но конечно же это во внимание не принимается потребителем. Разработчик же питаться должен святым духом. Да и вообще может сдохнуть сразу после окончания работ. Не беда, новых наймут.
Luxman eq-500 и Прибой 101 имеют схему один в один, отличия только в RC-фильтре.
дезинформируют рекламщики и маркетологи, статьи на этом сайте, создавая легенду, миф о прямой зависимости качества звука от стоимости аппарата
Ясное дело, качество звучания вообще никакой связи с ценой аппарата не имеет.
И вкус продуктов с ценой никак не связан, что бы там нам всякие маркетологи «Азбуки вкуса» не пытались внушить. Да и в любой другой области…
Хороший сыр улучшает восприятие музыки, да и целого мира. Поэтому и вертушка автомат, руки вечно жирные от сыра.
Luxman eq-500 и Прибой 101 имеют схему один в один, отличия только в RC-фильтре.
и звучат совершенно одинаково, ага
Поэтому и вертушка автомат, руки вечно жирные от сыра.
Автомат, и совершенно этого не стыжусь
Прибоевский корректор в стадии изготовления, люксмана не слушал, но можно устремиться навстречу друг другу
а что там в разы дороже—разьемы платиновые? полный набор стоит около 3-4 тыс рублей. только настроить надо уметь а то как автор 2 месяца слушал да он через день забыл как звучит первый. и ни одного ТТх
RIAA считается по трём формулам с четырьмя неизвестными, одно неизвестное задаётся с потолка ( допустим R1) и все значения вычисляются. Причём здесь советская школа. По сути эта цепочка эквалайзер, что бы кривую ачх пластинки сделать ровной. Согласен с Радиолюбителем, что цель достигается не дорогими средствами. А окрас можно накрутить и дорогими устройствами. Чем богаче тем лучше.
По сути эта цепочка эквалайзер, что бы кривую ачх пластинки сделать ровной
Согласен с Радиолюбителем, что цель достигается не дорогими средствами.
и то верно, что может быть дешевле эквалайзера
можно конечно орехи колоть и микроскопом, можно и этот эквалайзер вкрячить в фонокорректор и настроить RIAA. Но Прибой 101 и Люксман использовали попроще. Люксман добавил ещё один резистор (красный на эскизе). Люксману надо было ещё править свой выходной трансформатор. Ведь никто не будет спорить, что не возможно сделать выходной трансформатор с линейной характеристикой.
очень миленькая схема с пассивной коррекцией. Много вы такой освежающей простоты встречали в «корректорах за 20К₽»? Нет? А что вдруг? Ну и конечно ничто не может быть проще БП для этих двух триодов, это вам любой производитель Лучших товаров с Аликспресс скажет
Посмотрите на Люксман
посмотрел, возникли два вопроса:
1. Вы уверены что всё это можно организовать за пять копеек?
2. В вашем предидущем посте был катодный повторитель- RC фильтр-триод а в этом два каскада SRPP с фильтром между ними. Я конечно безнадёжный гуманитарий, но мне тем не менее кажется что общее в этих схемах то, что они нарисованы кружочками и палочками
Я считаю только свои деньги, мне известна сумма за которую я повторил Прибоевский (Люксманский) корректор, это не 5 копеек, больше.
По второму вопросу предлагаю найти схему полную Прибоя и Люксмана, и не будет вопросов к моим картинкам. Фонокорректор это усилитель, между каскадами включён RC-фильтр, только его и хотел показать.
Вы понимаете, всё зависит от тиража. Если это штучное изделие, над которым корпел целый отдел высококлассных спецов- это одна себестоимость. и стоимость самого изделия.
Но если это же изделие поставить на конвеер и разделить все затраты на тираж- то и цена будет на много порядков ниже. Как пример- цена на Нагры/Стелавоксы, и цена на Ревокс А/Б 77. А ведь, по большому счёту, отстроенный Ревокс переигрывает и Нагру, и Стелавокс! Вот Вам и ценообразование.
И ещё одно. Не всё зависит от цены. У меня три фоника- Дуал ТВВ 46, ТВВ 47 и Аарон. Дуали стоят всего по сотке баксов, а вот Аарон- полторушку евро. Но многим моим знакомым звучание Дуалей нравится больше, чем Аарона.
Понимаете, главное в системе- это не звук, а именно звучание. Я слушал разные системы. И дешёвые, и дорогие. Редко когда попадается система, которую без «напряга» можно слушать целый день. Обычно- час, ну от силы- два- и ты устал. Давит звук тебя. Хоть там и низы, и середина, и верха. Давит и всё тут. А вот трындящая целый день радиоточка- не давила. Хотя в ней-то всего 100- 12500 герц. Вот я о чём ещё хотел сказать.
эта схема которая нарисована от руки неправильная-фильтр надо подключать к аноду а не к катоду
Спасибо, весьма интересно. Особенно тем, что выбранный сегмент корректоров редко бывает охвачен какими либо тестами, но весьма востребован для начинающих и для владельцев бюджетных систем.
Любопытная статья. Как раз примерно в этом бюджете сейчас планирую купить первый внешний фонокорректор.
ПС: а что можете сказать о выборе между клоном Creek 8SE и Pro-Ject’ом?