лучший интернет банкинг 2020
Рейтинг: самые удобные мобильные банки 2020 года по версии Markswebb
Аналитическая компания Markswebb изучила мобильные приложения банков для смартфонов на iOS и Android. Эксперты выяснили, какие приложения могут заменить поход в банковский офис, лучше всего подходят для выполнения ежедневных задач в 2020 году и какие банки предлагают лучшие экосистемы.
Цифровой офис
Из-за пандемии и вынужденной либо добровольной самоизоляции многие россияне стали реже посещать офисы банков в 2020 году. «Далеко не все банки были готовы к тому, что для взаимодействия с клиентами придётся использовать только онлайн-каналы, и даже в конце года на рынке остаётся достаточное количество банков, которые решают лишь базовые задачи клиентов, и не на самом высоком уровне», — заявляют эксперты Markswebb.
В течение года все банки добавляли в приложения новые возможности и повышали их удобство. Но только единицы смогли превратить смартфон в полноценное отделение банка, в котором клиент, сидя дома, может получить любой банковский продукт или услугу и управлять ими, говорят составители рейтинга. Топ-3 таких банков — Альфа-Банк, Тинькофф Банк и Банк Хоум Кредит.
Рейтинг лучших цифровых офисов в мобильных банках в 2020 году
Оценка в рейтинге (от 0 до 100 баллов) показывает, насколько полно мобильный банк может заменить клиенту поход в банковский офис.
Как отмечают в Markswebb, Альфа-Банку удалось не только сохранить первенство, но и опередить Банк Хоум Кредит и оторваться от Тинькофф Банка — по сравнению с результатами прошлогоднего рейтинга. В приложении Альфа-Банка можно заказать перевыпуск пластиковой дебетовой и кредитной карты в цифровом формате, подключить и отключить СМС- и Push-информирование по карте, открыть инвестиционные продукты и управлять ими именно в рамках приложения.
Стать клиентом банка с удобным приложением
Управление деньгами на карте
Для пользователя мобильного банка наиболее важны функциональность и качество ежедневных банковских операций. В 2020 году на рынке установилась новая планка качества, и «чемпионские» решения масштабируются, замечают эксперты Markswebb.
Рейтинг лучших мобильных банков для ежедневных задач в 2020 году
Оценка (от 0 до 100 баллов) показывает, насколько полно и удобно в мобильном банке решаются задачи по управлению деньгами на карте.
Как и в рейтинге цифровых офисов, лидеры мобильных банков для ежедневных задач сохранили свои позиции по сравнению с прошлым годом. Тинькофф Банк, Альфа-Банк и Ак Барс Банк в течение всего 2020 года доводили до совершенства существующие возможности приложения, но принципиальных изменений для решения ежедневных задач клиентов не появилось, резюмируют составители рейтинга.
Среди историй успеха в этом году можно выделить Сбербанк (+12 мест по сравнению с 2019 годом), Банк Хоум Кредит (+10) и Банк Открытие (+9). Сбербанк наконец-то подключился к Системе быстрых платежей (СБП), добавил аналитику финансов, управление лимитами, подписки на счета и, по словам аналитиков Markswebb, единственный на рынке автоматизирует управление сбережениями и расходами. Банк Хоум Кредит также подключился к СБП и наладил аналитику финансов, а также ввёл форму обмена валюты и сделал более удобными все формы платежей и переводов.
Выбрать самую выгодную дебетовую карту
Потребительская экосистема
Банк как бизнес постепенно меняет свою модель и становится экосистемой потребительских сервисов, в которой непосредственно банковский сервис является ядром или центром. Исторически традиционный подход — выстраивание вокруг своих продуктов (чаще всего — банковских карт) сети партнёров, которые предлагают скидки, кэшбэк или рассрочку при совершении покупок. В качестве примера такого подхода исследователи Markswebb приводят карту «Халва» от Совкомбанка.
Новый подход — более комплексный, в котором банк становится не просто провайдером финансовой выгоды для клиента, но и буквально провайдером самого сервиса, рассказывают эксперты компании. Например, если клиент хочет купить товар, то банк предоставляет клиенту площадку для выбора и покупки. Это может быть интегрированная в мобильный банк площадка (пример — Тинькофф Банк) или площадка в виде стороннего приложения-сервиса (пример — Сбер).
Рейтинг лучших экосистем в мобильных банках в 2020 году
Оценка (от 0 до 100 баллов) показывает, какую пользу приносит клиенту мобильный банк как центр экосистемы: даёт навигацию по сервисам, показывает выгоду от потребления внутри экосистемы, сокращает и упрощает действия при совершении покупок.
В Markswebb назвали лучшие интернет-банки для разных типов малого бизнеса
Лучшие интернет-банки для индивидуальных предпринимателей без сотрудников — у «Точки» и ДелоБанка, для торгово-сервисных компаний – у ДелоБанка, для компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность, — у Альфа-Банка. Таковы данные рейтингов Business Internet Banking Rank 2020 от исследовательской компании Markswebb, которая оценила полноту возможностей и удобство 17 российских интернет-банков для трех вышеуказанных типов банковских клиентов из сегмента малого бизнеса.
Среди интернет-банков для ИП без сотрудников лидируют продукты «Точки» и ДелоБанка. «Впервые с 2016 года лидерство «Точки» нельзя назвать единоличным — оба сервиса дают ИП максимум возможностей для управления финансами в удобной форме», — отмечают в Markswebb.
Уточняется, что «Точка», в частности, предлагает ряд новых сервисов, например становится посредником между клиентом и налоговой и берет на себя такие задачи, как управление кодами ОКВЭД и смена системы налогообложения (подача заявления на патент).
В свою очередь ДелоБанк «значительно улучшил собственный сервис документооборота, реализовав уникальное решение, которое по возможностям сравнимо с самостоятельными облачными сервисами, но лучше интегрировано с ядром интернет-банка — платежами и контрагентами». Этого пока не хватает сервисам Тинькофф Банка и Модульбанка, так же как возможности работать с документами для иностранных контрагентов — например, сформировать инвойс при получении оплаты из-за рубежа, указывают аналитики.
По их оценкам, интернет-банки Альфа-Банка, СберБанка, Тинькофф Банка, Модульбанка и «Ак Барса» функционально похожи, но отличаются уровнем удобства. Все они дают максимум возможностей по работе с отчетностью и документами. Например, помимо оплаты налогов и формирования и отправки деклараций здесь можно проводить сверку по документам и платежам и даже вести переписку с налоговой.
Этого не хватает интернет-банкам «Открытия», Совкомбанка и Райффайзенбанка, которые пока предлагают только базовые возможности документооборота: счета на оплату и акты, хранение документов в интернет-банке. Этого недостаточно для ИП, который самостоятельно ведет все финансы компании, считают составители рейтинга.
«Веста», ВТБ, Промсвязьбанк, Уральский Банк Реконструкции и Развития, Локо-Банк, «Авангард» и Банк Казани пока дают только базовые возможности бизнесу в интернет-банке. Не во всех сервисах есть онлайн-бухгалтерия и онлайн-чат, отсутствуют или только зарождаются возможности по работе с документами (счета и акты выполненных работ).
Что касается сегмента продуктов для торгово-сервисных компаний, то ДелоБанк, согласно исследованию, предлагает максимально широкий спектр собственных сервисов для приема платежей в рознице: их можно подключить в интернет-банке и удобно работать с поступлениями. Торговый и интернет-эквайринг и сервис приема платежей по QR-кодам через Систему быстрых платежей банк объединил в собственном решении «ДелоКасса», которое также выполняет функцию онлайн-кассы по 54-ФЗ, обеспечивает клиента товароучетной системой и системой аналитики, которые доступны в интернет-банке. Клиенты, у которых нет своего интернет-магазина, могут запустить онлайн-продажи на базе профиля в социальной сети с помощью сервиса «Выставление счетов».
«Сбер», «Точка», «Тинькофф», Альфа-Банк, «Ак Барс», Модульбанк и «Открытие» предлагают сервисы по работе с товарной базой, организации приема платежей в розничной торговле (эквайринг, куаринг, онлайн-кассы), работе с сотрудниками (выплата зарплаты, управление доступами, инструменты кадрового учета) и инструменты работы с кредитными продуктами, указано в материале. В «Точке» появились два сервиса: «Кадры» (для подготовки документов для трудоустройства нового сотрудника и расчета суммы налогов) и «Визитка» (для онлайн-продаж без интернет-магазина и товароучетной системы).
У клиентов системы «СберБизнес» появились удобные инструменты для приема платежей с возможностью построения подробных отчетов и дашборды, которые объединяют ключевые показатели по продукту, помогают контролировать текущую ситуацию и сроки, принимать решения, а также бесшовные интеграции с сервисами для работы с товарными базами «На полке» и «Моя торговля» и с площадкой «Мой склад» для организации оптовых закупок.
«Райффайзен», «Веста», Совкомбанк, Промсвязьбанк, УБРиР, ВТБ, «Авангард», Локо-Банк, Банк Казани не дают торгово-сервисной компании всех необходимых возможностей для удобного управления финансами в интернет-банке. Здесь нет управления товарной базой, кадровым учетом и базой сотрудников, ограничены возможности управления доступами к онлайн-банкингу и зарплатному проекту, нет интеграции со всеми нужными клиентам небанковскими сервисами — облачными бухгалтериями, 1с DirectBank, API и другими, заключают аналитики.
Оценивая интернет-банки с точки зрения их удобства для компаний, ведущих ВЭД, Markswebb указывает, что в системе «Альфа-Бизнес Онлайн» максимально проработаны сценарии по работе с валютой: например, в форме обмена доступны не только конверсионные операции по курсу банка, но и биржевой курс в режиме реального времени, можно совершить ордерную сделку и ознакомиться с графиками изменения курсов. Максимально развиты сделочный учет документов валютного контроля и движения средств в валюте, возможности по формированию инвойсов и календарь валютного контроля, отслеживание статуса валютного платежа внутри банка и за его пределами (трекер SWIFT-GPI).
В интернет-банках «Ак Барса», ДелоБанка, СберБанка и «Точки» доступны обмен валюты онлайн по курсу биржи, ордерные сделки, группировка платежей и документов в рамках контракта, отслеживание статуса платежей внутри банка и за его пределами, календарь/дашборд по важным событиям с возможностью перехода к целевому действию, формирование инвойсов.
Кроме того, почти каждый банк предлагает уникальные решения: «Ак Барс» — инструмент для запросов у банка разнообразных документов ВЭД (от ведомостей банковского контроля и таможенных деклараций по контрактам до подробного перечня допущенных нарушений валютного законодательства), СберБанк — дашборд по управлению событиями ВЭД и валютного контроля и бесшовный переход к площадке поиска зарубежных контрагентов, «Точка» — комплексный сервис для выхода на зарубежный рынок.
«Тинькофф», Модульбанк, «Открытие» показывают высокий уровень сервисов по выплате зарплаты, управлению доступами, работе с контрагентами и рублевыми документами. Специфические задачи компании, ведущей ВЭД, решаются полно и удобно: можно обменять валюту онлайн по курсу банка или биржи, провести ордерную сделку. В Модульбанке и Тинькофф Банке есть зеленый коридор валютного контроля, а в «Открытие Бизнес Портале» — сделочный учет документов валютного контроля, сервис проверки контрагентов в Китае и инструмент «Контроль сроков».
«Веста», Райффайзенбанк, Промсвязьбанк, Совкомбанк, ВТБ, УБРиР, «Авангард», Локо-Банк, Банк Казани предлагают только базовые возможности обмена валюты. Оформление валютного платежа и работа с документами валютного контроля не связаны логически или навигационно, движение средств и документы не группируются в рамках сделок, отсутствуют инструменты для контроля сроков, добавляют авторы исследования.
В Markswebb оценили прогресс розничных интернет-банков в России и назвали лидеров
Компания Markswebb в очередной раз провела сравнительный анализ розничных интернет-банков российских кредитных организаций. Лучший сервис для повседневных операций, как и лучший цифровой офис, — у Тинькофф Банка, свидетельствуют данные исследования Markswebb Internet Banking Rank 2020.
В общей сложности были оценены 22 банка: топ-десятка рейтинга Daily Banking прошлого года, десять крупнейших банков по объему вкладов и кредитов для физических лиц и два банка, представившие данные по собственной инициативе. Каждый сервис был изучен экспертами Markswebb, а также обследован в ходе юзабилити-тестов с участием реальных пользователей.
Рейтинг Daily Banking показывает эффективность сервиса для выполнения ежедневных задач по управлению личными финансами. Речь идет о платежах и переводах, настройке продуктов, получении информации о доходах и расходах.
По мнению Markswebb, «в ежедневном банкинге сформировалась единая планка качества», при этом «лидеры рынка замедляют развитие, а значительных продвижений в решении задач клиентов со стороны других игроков не наблюдается. Банки стараются поддерживать уровень рынка, но никто не стремится решать задачи на принципиально новом уровне».
Исследователи констатируют, что «лучшие интернет-банки решают задачи пользователей полнее и удобнее, их интерфейсы продуманы до мелочей и не заставляют делать лишних действий». «Тинькофф Банк на фоне уже хорошего качества интернет-банка продолжает его развитие: появился продуманный онбординг, обновилась навигация, улучшились сценарии сбора средств, аналитика стала удобнее», — оценивает Markswebb.
В 2020 году в тройку лучших интернет-банков попал банк «Открытие», поднявшийся в рейтинге на шесть позиций. У него появились переводы по Системе быстрых платежей и трансграничные переводы на карты, больше возможностей по оплате ЖКУ, стали удобнее аналитика финансов и история.
Другие лидеры, по мнению авторов обзора, развивали свои сервисы не так стремительно: «Ак Барс» работал над аналитикой финансов и удобством переводов, а «Левобережный» «практически заморозил развитие интернет-банка».
Эксперты указывают следующие зоны развития для лидеров: онбординг и обучение новых пользователей, более удобный вход для разных сценариев, больше информации об условиях обслуживания и комиссиях.
Места с пятого по 15-е составители рейтинга характеризуют как «планку качества рынка»: «Это функциональные и удобные сервисы, где пользователь может решать свои задачи на базовом уровне. Чтобы догнать лидеров, им не хватает аналитики по движению средств, удобных переводов, запросов задолженности и подписок, автоматизации операций».
Две истории успеха в 2020 году в этой группе — интернет-банки Россельхозбанка и ВТБ. «В первом появились удобные переводы по СБП, подписки и поиск по истории, а во втором — подписки на налоги, штрафы и счета ЖКХ, трансграничные переводы на карту, удобный поиск поставщиков услуг по ИНН и их разделение на регионы. Результат — уверенное место в топ-10», — отмечается в обзоре.
Аутсайдеры рейтинга Daily Banking решают базовые ежедневные задачи пользователей по управлению личными финансами на среднем или низком уровне. В их интернет-банках ограничены возможности переводов (нет СБП, пополнения с карты другого банка), не хватает понятной и удобной истории операций, возможностей по автоматизации операций, информации о тарифах, экспорта данных и поддержки в чате.
«Цифровые лидеры развивали свои сервисы еще задолго до коронавируса и в целом были подготовлены к ситуации. Значительные изменения наблюдались у банков, которые отставали в развитии цифрового обслуживания. На фоне самоизоляции, когда отделения банков были закрыты или работали в особом режиме, а клиенты не могли или боялись посетить отделения, продажи продуктов в отделениях упали и банки старались компенсировать это падение наращиванием онлайн-продаж», — комментируют в Markswebb.
Рейтинг Digital Office показывает, насколько полно интернет-банк может заменить клиенту поход в офис для оформления продукта, получения документа или решения проблемы.
Эксперты указывают, что Тинькофф Банк лидирует в этом сегменте много лет, но сейчас появились банки, которые скоро сравняются с ним по качеству клиентского опыта: это СКБ-Банк, Райффайзенбанк и «Открытие», которые «совершили мощный рывок в развитии».
«Прорыв года — цифровой офис банка «Открытие»: в нем можно открывать карточные и инвестиционные продукты, менять личные данные, получать необходимые справки и использовать чат для решения любых вопросов. Точки роста — выпуск дебетовой карты для родственника, покупка страховых продуктов и управление ими», — пишут эксперты.
По их оценке, банкам в середине рейтинга пока сложно претендовать на такой же высокий уровень решения задач пользователя: в них ограничено управление персональными данными, заказ документов и решение спорных ситуаций. Markswebb видит большой потенциал у Сбербанка, который «явно инвестирует в интернет-банк как инструмент продаж и вывода сервисных операций из офисов», и у Хоум Кредит Банка, который перезапустил интернет-банк, сделав акцент на цифровом офисе.
Региональные банки, наоборот, перестали бороться за лидерство цифрового офиса, считают авторы обзора: Банк Казани и «Левобережный» развивали базовые возможности.
Росбанк, банк «Санкт-Петербург» и Россельхозбанк по-прежнему придерживаются скорее «традиционно офисного обслуживания», объясняют эксперты ситуацию в нижней части рейтинга; Московский Кредитный Банк, Совкомбанк, ЮниКредит Банк и Газпромбанк практически не инвестируют в интернет-банк. Альфа-Банк и «Уралсиб» видят потребность в развитии цифрового обслуживания и развивают новую версию интернет-банка.
«Наличие возможности дистанционного оформления продукта больше не делает банк передовым на рынке, — заключают в Markswebb. — Важно повышать эффективность этих сервисов, чтобы ими охотно пользовались и переток клиентов в онлайн не сказался негативно на кросс-продажах».
По мнению экспертов, предел развития цифрового офиса еще далеко. Точками роста они называют «встраивание цифровых карт в customer journey дебетовой карты, продажу простых инвестпродуктов и удобное управление ими, решение связанных с государством финансовых вопросов, идентификацию в сторонних сервисах через интернет-банк, управление юридическими документами».
Названы лучшие мобильные банки для физических лиц
По версии Markswebb
Аналитическое агентство Markswebb презентовало рейтинг мобильных банковских приложений для физических лиц за 2020 год.
В номинации «Digital Office» (Цифровой офис), как и в прошлом году, победил Альфа-Банк. Авторы рейтинга отметили такие сервисы банка как перевыпуск пластиковой карты в цифровом формате, открытие инвестпродуктов и управление ими, настройка sms и push-уведомлений. В тройку также вошли Тинькофф и Банк Хоум Кредит. Были отмечены высокие позиции Банка Открытие (5-е место) и МКБ (6-е), по сравнению с 2019 годом они поднялись на 10 и 13 строк соответственно.
В номинации «Daily Banking» (Ежедневные задачи) тройка лидеров не изменилась. Победил Тинькофф Банк, далее расположились Альфа-Банк и Ак Барс Банк. Авторы исследования отметили, что банки повысили удобство существующих возможностей в мобильном приложении. СберБанк в данной номинации улучшил свой прошлогодний результат сразу на 12 позиций и занял 6-е место. Эксперты отметили, что он единственный автоматизирует управление сбережениями и расходами. Резкий скачок вверх совершил Банк Открытие, поднявшись на 9 позиций (7-е место).
В новой, третьей номинации «Ecosystem Core» (ядро экосистемы) первое место досталось Тинькофф Банку. Второе и третье место заняли СберБанк и Совкомбанк соответственно. Эксперты отметили внедрение сторонних сервисов в мобильных приложениях банков и бесшовную авторизацию.
Лучшие мобильные банки для физических лиц по версии Markswebb в 2020 году
У вас самый лучший мобильный банкинг, а вы и не знали
У одних пользователей просто обычный мобильный банкинг. У других он ещё мобильней, то есть «мобильный-мобильный». А у третьих вообще банкинг «мобильный-мобильный-премобильный». И, наконец, нашлась консалтинговая компания, которая сравнила онлайн-сервисы ведущих банков, расставила их в рейтинги и объяснила, чем один сервис лучше другого.
Время очень не любит, когда его убивают
Представить уважаемый банк, который бы не выпустил мобильное приложение для своих клиентов, невозможно. Многие пользователи уже и забыли, что такое – посетить офис банка вживую.
Директор продуктовой лаборатории Банка ЗЕНИТ Василий Потемкин рассказывает:
Естественно, одни онлайн-услуги оказываются популярней других. Но спрос год от года меняется, и к списку возможностей мобильных приложений банков регулярно добавляются новые требования.
Руководитель отдела развития электронного бизнеса Райффайзенбанка Павел Рубахин делится своей статистикой:
Услуги мобильного банкинга настолько привычны, что кажется, будто мгновенный доступ к сервисам и продуктам 24 часа 7 дней в неделю существует тысячу лет.
Но есть маленькая капля дёгтя. Очень трудно оценить, действительно ли в твоём смартфоне-айфоне стоит лучшее на сегодня приложение – самое удобное, самое выгодное, стильное и красивое. Или, может, банк давно пора менять?
Проблема в том, что если ты являешься клиентом одного банка, то сравнить и оценить приложения других банков очень сложно. Было бы нелепо обратится к соседу с просьбой: «Вась, а дай-ка глянуть, что у тебя там в банковском приложении хорошего?»
Лучший способ объяснить – сделать самому
Можно, конечно, задаться целью и протестировать всё, что можно. Завести карту на каждый банк, найти и опросить разработчиков мобильных приложений. И компания Markswebb проделала всю эту работу – собрала 24 приложения крупных банков и протестировала каждое. Шутка ли – каждый мобильный сервис проверялся по 1200 критериям.
Переводы и платежи — самые востребованные онлайн-услуги. Фото: ua-retail.com
Первый вывод неутешителен — по итогу года большинство банков так и не смогли совершить качественный прорыв и до сих пор решают только треть из важных задач пользователей. Так, «в приложениях не хватает возможности открыть и закрыть продукты онлайн, заказать официальные документы и решать задачи во встроенном чате».
И всё-таки рейтинг удалось составить. На первое место в категории «Лучшие цифровые офисы в 2020 году» эксперты Markswebb поставили Альфа-Банк.
На втором месте Тинькофф Банк. Он «уступил лидеру по трем ключевым возможностям: нет перевыпуска пластиковой карты в цифровом формате, ограниченные возможности настройки SMS/Push-информирования по карте, нет управления инвестиционными продуктами в мобильном банке — только в отдельном приложении».
Третье место занял Банк Хоум Кредит. Этот игрок «внедрил много новых функций: смена данных с прикреплением скана паспорта, закрытие карты, оплата страховых продуктов через Apple Pay».
Во всем есть своя мораль, нужно только уметь её найти
Конечно, и эти игроки в течение года расширяли функционал мобильных приложений. Но без достаточного усердия, считают эксперты.
Между тем, на пороге Нового года принято давать прогнозы, что произойдет в следующем году. И эксперты Markswebb следуют традиции.
Как говорится в сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте. А чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее.