лучший летчик первой мировой
Лучшие асы Первой мировой войны
Когда говорят о лучших лётчиках-истребителях какого-либо конфликта, обычно подразумевается их счёт и позиция в списке на момент окончания боевых действий. Однако проследить «в динамике» за тем, кто из 1856 воздушных асов Первой мировой войны и с каким личным счётом становился «номером один» в ВВС своей страны, как долго удерживал первенство и по какой причине его лишился, вероятно, тоже будет интересно.
Франция
Французские лётчики весной 1915 года первыми начали применять на фронте самолёты-истребители в классическом понимании этого термина — одноместные «скауты» с неподвижным курсовым пулемётом, а чуть позже французские же газетчики первыми стали называть лучших воздушных бойцов «тузами». Они же первыми пришли к используемому по настоящее время формальному критерию, определяющему статус аса, — наличию не менее пяти официально подтверждённых побед.
Когда статистикой воздушных боёв заинтересовались авиационные историки, то выяснилось, что первыми этого рубежа достигли именно французские лётчики. Однако к середине войны французская истребительная авиация утратила лидерство, несмотря на высокую численность и качественную технику уступив и союзникам, и противникам, как по общему числу побед, так и по количеству результативных пилотов.
Всего за время войны асами Aéronautique Militaire стали 187 лётчиков, в том числе восемь пилотов двух- и трёхместных машин, а также семь наблюдателей и воздушных стрелков.
Первым в истории авиации асом стал Адольф Пегу (Adolphe Pégoud) из эскадрильи MS.49, одержавший свою пятую победу 28 апреля 1915 года. Все воздушные бои он провёл на двухместном «скауте», поэтому не исключено, что одновременно с ним асом стал и его постоянный стрелок-механик Леон Лерандю (Léon Lerendu). Увы, в бумагах на одну из побед Пегу имя наблюдателя почему-то не указано, поэтому документально установленный счёт Лерандю включает только четыре победы.
В той же эскадрилье тогда служил Эжен Жильбер (Eugène Gilbert), успевший одержать четыре «двухместные» победы, а пятого успеха добившийся 7 июня уже на одноместном истребителе. 10 дней спустя он записал на свой счёт шестую победу и стал лучшим асом, а ещё через 10 дней был интернирован после вынужденной посадки в Швейцарии. Пегу, также пересевший на одноместный аппарат, одержал шестую победу и догнал Жильбера 11 июля, а 31 августа погиб в воздушном бою.
Третьим по счёту французским асом стал Жорж Гинемер (Georges Guynemer), служивший в эскадрилье MS.3 (позже N.3) и одержавший пятую и шестую победы 3 февраля 1916 года, а через два дня добавивший к ним седьмую. Он тоже начинал на двухместных «скаутах», но одержал на них только одну победу, поэтому именно его можно назвать первым истребителем-асом Франции. 12 марта он достиг восьмого успеха, а на следующий день был ранен в воздушном бою и отправился в госпиталь.
После этого самым результативным из действующих пилотов оказался четвёртый по счёту французский ас Жан Наварр (Jean Navarre) из эскадрильи N.67, имевший на счету шесть воздушных побед. 3 апреля он сумел сравняться с Гинемером, а 24 апреля превзошёл его. Однако карьера «Часового Вердена», как его прозвали французы, оказалась недолгой: 17 июня он одержал свою 12-ю победу, но при атаке следующего неприятельского самолёта был тяжело ранен.
Гинемер к тому времени уже успел возвратиться из отпуска по ранению и вскоре возобновил череду успешных боёв, 3 августа догнав Наварра. Через две недели он одержал 13-ю победу и снова стал асом №1. Параллельно с ростом счёта (15 побед в сентябре, 20 в ноябре, 30 в январе 1917 года, 40 в мае и 50 в июле), он продвигался и по карьерной лестнице, став исполняющим обязанности командира эскадрильи, а 11 сентября 1917 года погиб в воздушном бою, имея в активе 53 подтверждённые воздушные победы.
«Номером 2» на тот момент был пятый по счёту французский ас Шарль Нунжессер (Charles Nungesser) из Spa.65 с 30 победами, а 10–11 места «рейтинга» делили между собой американский француз Рауль Лафбери (Raoul Lufbery) из N.124 и Рене Фонк (René Fonck) из Spa.103, одержавшие по 11 побед. О Лафбери подробнее будет сказано ниже, а Фонк в последних числах марта 1918 года прогрессировал так быстро, что сумел обогнать Нунжессера, 18 июля сравнялся с Гинемером, а на следующий день вышел на первое место, добавив ещё три победы в двух боевых вылетах.
С этого момента «математик» Фонк не отдавал первую позицию: он довёл счёт до 60 побед в августе, до 70 в октябре, а 75-ю и последнюю победу одержал 1 ноября 1918 года. Это принесло ему и титул лучшего аса Антанты. Вторую ступень «пьедестала почёта» по итогам войны занял Гинемер, третью — Нунжессер с 43 победами. На четвёртой строке расположился Жорж Мадон (Georges Madon) с 41 победами, а на пятой — Морис Буайо (Maurice Boyau) с 35 сбитыми.
Великобритания
Если Францию можно назвать родиной классического истребителя и истребительной авиации как структуры, то несомненным приоритетом Британской империи стало начатое ещё до войны производство первого в мире серийного самолёта для воздушного боя. Этот аэроплан был спроектирован по популярной лишь в Англии схеме «ган-баса» с стрелком, размещённым впереди лётчика. На фронте он появился с опозданием, только в феврале 1915 года, и использовался затем параллельно с одноместными «скаутами».
В целом численность английской фронтовой истребительной авиации была меньше французской, но действовала она с заметно большей интенсивностью и агрессивностью, в результате причинив противнику больший ущерб. По числу официальных побед преимущество англичан оказалось ещё весомее из-за ощутимо более либеральной системы их подтверждения.
Однако большее количество побед авиации в целом привело только к увеличению числа результативных пилотов, а индивидуальные успехи лётчиков не превышали таковых у союзников и противников. Причиной тому была система «боевых туров», ограничивавшая время пребывания авиаторов на фронте. Ещё одной британской особенностью стало широкое применение сначала «ган-басов», а позже двухместных истребителей, что привело к увеличению числа наблюдателей-асов. Всего за время войны асами различных авиационных служб Британского Содружества стали 896 лётчиков, в том числе 161 пилот двухместных истребителей и 52 разведчика-бомбардировщика, а также 197 наблюдателей, в том числе 49 летавших на разведчиках и бомбардировщиках.
Первым британским асом стал Лэноу Хокер (Lanoe G. Hawker) из 6-й эскадрильи RFC, одержавший свои пятую и шестую победы 11 августа 1915 года. Седьмого успеха он добился 7 сентября, а 20 сентября завершил «тур» и вернулся в Англию. Четыре победы он одержал на одноместных истребителях, а остальные на «ган-басах». До начала весны 1916 года рубежа пяти побед достигли ещё пять лётчиков и один стрелок, но догнать лидера никто из них не сумел. В феврале того же года Хокер вернулся на фронт во главе 24-й эскадрильи, но почти не летал и до своей гибели в дуэли с Манфредом фон Рихтгофеном больше побед не добился.
Второй по счёту английский ас, Лайонел Рис (Lionel W.B. Rees), в 1915 году одержал шесть побед на «ган-басах», а в мае 1916 года начал второй «тур» командиром 32-й эскадрильи одноместных истребителей. 1 июля он записал на счёт седьмую и восьмую победы, обойдя Хокера, но и сам был тяжело ранен в том же бою и на фронт больше не вернулся.
В августе «номером один» стал 10-й по счёту британский ас Альберт Болл (Albert Ball) из 11-й эскадрильи RFC. 16 августа он сравнялся с Рисом, а 22 числа в одном бою одержал сразу три воздушные победы. На следующий день его перевели в 60-ю эскадрилью, в которой он одержал ещё 20 подтверждённых побед и завершил «боевой тур» 4 октября.
Второе и третье место «рейтинга» тогда делили между собой Уилкинсон, во втором «туре» добившийся ещё девяти побед на двухместных истребителях в 48-й эскадрилье, и пилот 60-й эскадрильи Уильям Бишоп (William A. Bishop). Впрочем, Уилкинсон через несколько дней ушёл на повышение и больше не сбивал, а вот Бишоп продолжил набирать счёт и 13 августа сравнялся с Боллом, через два дня превзошёл его, и 19 августа закончил «тур», имея в зачёте 47 официально подтверждённых побед.
Пять месяцев две верхние строчки «рейтинга» оставались неизменными, а в январе на второе место вышел Джеймс МакКадден (James T.B. McCudden) из 56-й эскадрильи. 2 февраля он одержал 47-ю победу, а 16 февраля в двух боевых вылетах ещё четыре. 26 февраля ас довёл счёт до 57, и 5 марта убыл на отдых в Англию. В июле он должен был начать новый «тур», но погиб в авиакатастрофе по дороге в часть.
В конце мая 1918 года Бишоп вернулся на фронт во главе 85-й эскадрильи RAF и быстро вернул себе лидерство, 2 июня сравнявшись с МакКадденом, а через два дня одержав ещё две победы. 19 июня, в последний день своего «тура», он в одном бою одержал сразу пять побед, доведя личный счёт до 72, и до конца войны этот результат уже никто не сумел превзойти.
В итоговом списке асов второе место занял Эдуард Мэннок (Edward C. Mannock) с 61 победой, а третье — Раймонд Коллишоу (Raymond Collishaw) с 60. МакКадден опустился на четвёртую строчку, а пятое и шестое места поделили Эндрю Бичем-Проктор (Andrew F.W. Beauchamp Proctor) и Дональд МакЛарен (Donald R. MacLaren) с 54 победами каждый.
Германия
Появление самолётов-истребителей в Германии стало прямым следствием изучения пулемётной установки с трофейного «Парасоля» Ролана Гарро, и на фронт они, разумеется, попали позднее, чем у противника. Поначалу истребительная авиация была немногочисленной, но с середины войны она уже превосходила английскую и французскую по отдельности, хотя и уступала объединённым силам союзников на западном фронте.
По итогам войны немцы были безусловными лидерами по числу реально сбитых самолётов противника, но из-за более жёсткой системы подтверждения и учёта побед по «бумажным» официальным цифрам они уступали британцам. То же самое можно сказать и о числе асов: таковыми стали 386 лётчиков, в том числе 10 «двухместников», и шесть наблюдателей и стрелков.
Начало истории немецких истребителей прошло под знаком соперничества двух лётчиков 62-го полевого авиаотряда: Освальда Бёльке (Oswald Boelcke) и Макса Иммельмана (Max Immelmann).
Бёльке изначально имел фору в одну победу на «двухместнике» и 16 октября 1915 года стал первым немецким асом, а Иммельман догнал его через 10 дней. Дальше так и пошло: один (чаще Бёльке) вырывался вперёд, но второй его вскоре догонял. Иммельман всё время оставался в FFA.62 и сформированной на его базе истребительной команде «Дуэ» (позже KEK III), а Бёльке путешествовал по разным частям: батальоны голубиной почты «Мец» и «Остенде», потом снова FFA.62, а затем 203-й артиллерийский и «Фоккер-штаффель» «Сиври».
12 января 1916 года друзья-соперники одержали свои восьмые победы, 13 марта — 11-е, а апрель закончили с 14 каждый. В мае Иммельман одержал 15-ю победу, а Бёльке окончательно вырвался вперёд, доведя счёт до 18.
Иммельман погиб во время воздушного боя 18 июня, а Бёльке в конце месяца одержал ещё одну победу, после чего был отстранён командованием от дальнейших полётов и отправлен в инспекционную поездку в Турцию. Через два месяца он вернулся на фронт во главе только что сформированной 2-й истребительной эскадрильи и 1 октября довёл личный счёт до 30 побед, потом 26 октября — до 40, и погиб во время воздушного боя два дня спустя, столкнувшись с собственным ведомым. Второе место в списке асов тогда занимал погибший месяцем ранее Курт Винтгенс (Kurt Wintgens) с 19 победами, а третий результат был у Иммельмана.
В последних числах года на рубеж 15 побед вышел один из учеников Бёльке Манфред фон Рихтгофен (Manfred von Richthofen). Тогда он служил в Jasta 2, а позже возглавлял Jasta 11 и JG I. В феврале 1917 года Рихтгофен одержал 20-ю победу, в марте — 30-ю. Во время «кровавого апреля» 1917 года он 11 числа сравнялся со своим учителем, 13 апреля записал на счёт 41-43 победы, а 29 апреля — 49-52. Его 60-я победа была зафиксирована в сентябре 1917 года, 70-я — в марте 1918 года. 20 апреля «Красный Барон» довёл счёт до 80, а на следующий день не вернулся из боевого вылета.
Германским асом №2 на тот момент был погибший ещё в сентябре 1917 года Вернер Фосс (Werner Voss) с 48 победами, а асом №3 — Бёльке. Вообще, из десятки самых результативных немецких пилотов восемь к тому времени уже погибли, а ещё один через неделю был ранен и списан по инвалидности.
До конца войны достижение Рихтгофена-старшего никто превзойти не сумел, и он так и остался лучшим асом Первой мировой войны. «Пьедестал почёта» же претерпел некоторые изменения: на второе место вышел Эрнст Удет (Ernst Udet) с 62 победами, на третье — Эрих Лёвенхардт (Erich Löwenhardt) с 54, а 4–5 места поделили Вернер Фосс и Йозеф Якобс (Josef Jacobs).
Бельгия
В сравнении с прочими «игроками» западного фронта бельгийская авиация была совсем небольшой и в 1918 году, на пике численности, состояла всего из 11 эскадрилий. Только три из них были истребительными. Соответственно, общая результативность воздушных боёв тоже была небольшой, особенно в 1915–1916 годах, когда подтверждённые победы были буквально штучными. Всего за время войны асами стали пятеро лётчиков Aviation Militaire.
Первым рубежа пяти побед достиг 1 февраля 1917 года Фернан Жаке (Fernand Jacquet), который командовал 1-й истребительной эскадрильей, но сам летал на самолётах-разведчиках.
Вторым стал Эдмон Тьеффри (Edmond Thieffry) из 5-й эскадрильи, одержавший пятую и шестую победы 3 июля 1917 года. 16 октября он довёл свой счёт до 10 подтверждённых, а 23 февраля следующего года был сбит в воздушном бою и попал в плен.
17 мая 1918 года «дважды асом» стал Андре де Мёлеместер (André de Meulemeester) из 9-й эскадрильи. 24 июня это удалось Вилли Коппенсу (Willy Coppens) из той же части. Уже 30 июня он одержал ещё три победы, в июле довёл свой счёт до 20, а в сентябре — до 30. 14 октября Коппенс одержал 36-ю и 37-ю победы, но сам был тяжело ранен зенитным огнём.
Асом №2 по итогам войны стал де Мёлеместер с 11 победами, а Тьеффри остался на третьем месте.
Эскадрильи Американских экспедиционных сил вступили в бой только в 1918 году, но добровольцы воевали в английской и французской авиации ещё с августа 1914 года. В 1917–1918 годах к ним присоединились откомандированные к союзникам офицеры американской армии и флота. Поэтому при составлении списка асов возможны разные подходы: от максимального с учётом всех американских граждан (118 человек), до минимального — с принятием во внимание только побед в частях Американских экспедиционных сил (65 человек).
Наиболее логичным представляется учитывать все победы авиаторов, бывших тогда или ставших впоследствии офицерами американской фронтовой и морской авиации. Таковых среди асов Первой мировой было 80 лётчиков, в том числе четыре «двухместника», и четыре наблюдателя.
Зимой 1917–1918 годов в списки американской армии внесли большинство добровольцев «Авиакорпуса Лафайет», и в декабре американским асом №1 стал одержавший 16 побед Рауль Лафбери (Raoul Lufbery) — сын американца и француженки, родившийся и выросший во Франции, но по достижении совершеннолетия выбравший американское гражданство. Именно ему некогда довелось стать первым пилотом-американцем, достигшим рубежа пяти побед. После перевода он тоже стал инструктором, а в апреле 1918 года вернулся на фронт с «подопечной» 94-й эскадрильей, но подтверждённых побед одержать не сумел и погиб в воздушном бою 19 мая.
Первенство Лафбери продержалось до конца сентября: 27 числа такого же результата добился Эллиот Спрингс (Elliot W. Springs) из 148-й эскадрильи (первые четыре победы он одержал во время стажировки у англичан), а два дня спустя Фрэнк Люк-младший (Frank Luke Jr.) из 27-й эскадрильи в одном вылете одержал победы с 16-й по 18-ю, после чего сам был сбит зенитным огнём и, не пожелав сдаваться в плен, погиб в перестрелке с немецкими пехотинцами.
Командир 94-й эскадрильи Эдуард Рикенбекер (Edward V. Rickenbacker) сравнялся с Люком 9 октября, на следующий день одержал ещё две победы, став самым результативным американским асом, а 30 октября довёл свой счёт до 26 побед. По итогам же войны асом №2 оказался Люк, а третье и четвёртое места разделили Лафбери и Спрингс.
Австро-Венгрия
Первые истребители в австрийской авиации появились в ноябре 1915 года, но до середины 1917 года они были слишком малочисленны, и основными воздушными бойцами в тот период оказались экипажи двухместных разведчиков. Всего за время войны асами Двуединой монархии стали 43 пилота, в том числе 12 разведчиков, и пять наблюдателей.
Первым асом Австро-Венгрии стал пилот-разведчик с восточного фронта, командир 1-й авиароты Отто Индра (Otto Jindra), чех по национальности: 9 апреля 1916 года он одержал пятую победу, а через два дня — ещё две.
Вторым стал пилот итальянского фронта, тоже чех, командир Flik 23 Хайнрих (Индржих) Кострба (Heinrich (Jindřich) Kostrba). Первых трёх успехов он добился как лётчик-истребитель, а затем вернулся к полётам на разведчиках и 29 июня 1916 года в одном боевом вылете одержал 5-7 победы. 15 августа такого же результата достиг единственный австрийский «гидро-ас» и одновременно первый истребитель-ас, командир гидроавиастанции «Триест» Готтфрид Банфильд (Gottfried Banfield).
20 августа вперёд вырвался одержавший восьмую победу Кострба. Индра такого же результата добился 26 сентября, а Банфильд — 3 декабря. Несколько ранее, в ноябре, Кострбу перевели в тыл, и он выбыл из «соревнования», а 18 декабря на первое место опять вышел Индра, одержавший девятую победу.
Этот «рекорд» продержался полгода, пока на вершину не поднялся Юлиус Ариги (Julius Arigi) из 1-й лётной эскадры. В своё время он одержал пять побед на разведчиках, став первым асом албанского фронта, а потом был переведён на итальянский фронт и пересел на истребители. 14 мая 1917 года он одержал девятую победу, а на следующий день — 10-ю, попутно став первым «сухопутным» истребителем-асом.
3 июня 10-ю победу одержал очередной разведчик-ас, командир 19-й авиароты Адольф Хейровски (Adolf Heyrowski), а 26 июня он добавил на счёт ещё две победы, выйдя на первое место.
В августе 1917 года в Австрии последний раз сменился ас №1: командир Flik 41/J Годвин Брумовски (Godwin Brumowski) 11 августа одержал свою 12-ю победу, 14 августа — 13-ю и 23 августа — 20-ю. В марте 1918 года Брумовски довёл свой счёт до 30 побед, 20 июня одержал 35-ю и последнюю, а через пять дней после этого его отозвали с фронта.
Второго результата — 26 подтверждённых побед — добились тогда сразу три пилота: командовавший на албанском фронте ягдштаффелем «имени себя» Юлиус Ариги, командир Flik 51/J Бенно Фиала-фон-Фернбругг (Benno Fiala von Fernbrugg) и командир Flik 60/J Франк Линке-Кроуфорд (Frank Linke-Crawford), но за оставшееся время никто из них не сумел составить конкуренцию «лидеру гонки».
По итогам войны асом №2 стал Ариги (30 побед), Фиала (28) оказался на третьем месте, а Линке-Кроуфорд (27) — на четвёртом.
Италия
Италия, вступившая в войну в мае 1915 года, уже в августе начала применять самолёты-истребители, но долгое время их было слишком мало, чтобы представлять существенную угрозу авиации противника, а имеющиеся аэропланы-разведчики в воздушном бою не шли ни в какое сравнение с австрийскими «Альбатросами» и «Бранденбургами». Только в 1917 году итальянская истребительная авиация стала по-настоящему массовой и боеспособной. Всего за время войны статуса аса достигли 44 итальянца, все лётчики-истребители.
Первым стал Франческо Баракка (Francesco Baracca) из 70-й эскадрильи, добившийся пятой победы 16 сентября 1916 года, а 31 октября аналогичного результата достиг Марио Стоппани (Mario Stoppani) из 76-й эскадрильи. С шестой победой Баракка тоже опередил «конкурента» (25 ноября против 1 декабря), а потом снова вырвался вперёд, одержав седьмую победу 1 января 1917 года и восьмую 11 февраля. Стоппани как раз в эти дни отозвали с фронта и перевели на лётно-испытательную работу, так что возможности «отыграться» ему уже не представилось.
С тех пор лидерство Баракки было уже неоспоримо: в мае, вскоре после перевода в 91-ю эскадрилью, он одержал 10-ю победу, в июле 15-ю, в октябре довёл счёт до 20 и в декабре — до 30. 15 июня 1918 года он одержал 33-ю и 34-ю победы и погиб четыре дня спустя.
Асом №2 на тот момент был сменивший Баракку на должности комэска 91-й эскадрильи Фулько Руффо-ди-Калабриа (Fulco Ruffo di Calabria) c 20-ю победами, по 19 имели Флавио Бараккини (Flavio Baracchini) из 81-й и инспектор истребительной авиации Пьер Пиччио (Pier Piccio), а 17 было у Сильвио Скарони (Silvio Scaroni) из 76-й эскадрильи. Они же, но в другом порядке, составляли 2–5 строки итогового списка асов: Скарони (26 побед), Пиччио (24), Бараккини (21) и Руффо (20).
Россия
В Российской империи самолёты-истребители появились одновременно с прочими странами Антанты, а по численности её истребительная авиация была сравнима с итальянской или австрийской. Однако из-за несоизмеримо большей протяжённости фронта оперативная плотность авиации была гораздо ниже, а вместе с ней оказались малы частота и результативность воздушных боёв. Кроме того, Россия выбыла из войны в декабре 1917 года (здесь и далее все даты приведены по новому стилю), а на других фронтах именно в 1918 году было сбито столько же самолётов, сколько за все предшествующие годы. Всего за время войны асами стали 13 лётчиков русской авиации.
Первым в России асом оказался французский офицер, латыш по национальности Эдвардс Пулпе (Edwards Pulpe), он же Эдуард Мартынович Пульпе, уехавший из России перед войной и вернувшийся вместе с французской миссией летом 1916 года, успев одержать шесть побед на западном фронте.
В русскую армию он не переводился, но носил русские погоны и воевал в русских авиаотрядах (27-м корпусном авиаотряде и 8-м авиаотряде истребителей). Новых побед латыш добиться не сумел и погиб в воздушном бою 2 августа 1916 года. Если же считать только победы в русской авиации, то первым асом стал Василий Иванович Янченко из 7-го аои, одержавший пятую победу 13 апреля 1917 года.
На момент заключения перемирия на востоке асом №2 был Иван Александрович Лойко с 11-ю победами, а «бронзовым призёром» стал Янченко с 10-ю.
Турция
Турция, вступившая в войну в ноябре 1914 года, начала использовать истребители в декабре 1915 года, но достаточно долго «одноместники» на фронте были штучными экземплярами. Лишь в 1917 году численность истребительной авиации увеличилась, но всё равно оставалась слишком малой.
Часть лётного персонала османских авиарот составляли прикомандированные немецкие пилоты, которых принимали на турецкую службу с автоматическим повышением в звании на один чин, и именно они стали самыми результативными лётчиками-истребителями Турции. Четверо из них сумели преодолеть рубеж пяти подтверждённых побед.
Одним из пилотов, прибывших в Турцию с первой тройкой самолётов-истребителей, был Ханс-Йоахим Буддекке (Hans-Joachim Buddecke), уже успевший одержать на западном фронте три победы. 12 января 1916 года он стал третьим по счёту асом Германии. 30 марта следующего года во время второй командировки Буддекке довёл свой счёт до 12 побед, половину из которых одержал на западе, и стал турецким асом №1.
Если учитывать не общие счета лётчиков на момент службы под турецким флагом, а только победы непосредственно в турецкой авиации, то первым асом султана стал Ганс Шюц (Hans Schüz), одержавший 7 мая 1916 года пятую и шестую победы. Он же стал и «номером 1» по итогам войны, 15 мая 1918 года доведя свой счёт до десяти побед. Ханс-Йоахим Буддекке и Эмиль Майнекке (Emil Meinecke) с шестью победами заняли 2–3 места.
Румыния
Румыния участвовала в войне с августа 1916 по декабрь 1917 года, и за это время рубежа пяти побед сумели достичь два лётчика-истребителя, оба командированные французские пилоты.
Первым статус аса получил Шарль Револь-Тиссо (Charles Revol-Tissot), прибывший в Румынию с одной победой на счету и 16 апреля 1917 года добившийся пятого успеха. 10 июля лётчик серьёзно пострадал в аварии и на фронт больше не вернулся.
Вторым по счёту и первым по результативности асом стал Морис Гон (Maurice Gond), одержавший пятую победу 29 июля и шестую 16 августа. 28 числа он в результате ранения повредил глаз и в боевых вылетах больше не участвовал.
Авиация других стран также вела воздушные бои, но асов в них не появилось.
10 лучших асов Первой Мировой войны
Во время Первой Мировой войны авиация впервые проявила себя как самостоятельный род войск. Сложились определенные правила и традиции ведения боевых действий. Французские летчики, сбив пять вражеских самолетов, рисовали на фюзеляжах своих аппаратов карточные тузы. Так, авиаторов, уничтоживших пять (и более) самолетов и аэростатов противника, стали называть Летающими Тузами, или асами (ase – «туз» по-французски). В Германии же они назывались «канонэ» (kanone – «пушка») и должны были иметь на счету не менее семи сбитых вражеских самолетов. В годы Второй мировой войны минимальная цифра побед увеличилась до десятка.
Александр Казаков (1889-1919 гг.), самый результативный русский ас
В 1913 году Казаков окончил Гатчинскую авиашколу и получил назначение в 4-й корпусной авиаотряд.
31 марта 1915 года у местечка Гузав «Моран-G» Казакова таранил и сбил германский «альбатрос». Это был второй (после Петра Нестерова) воздушный таран в истории и первый – окончившийся благополучно для нападавшего.
В 1915-1917 годах русский ас №1 одержал 19 бесспорных и еще 13 вероятных воздушных побед.
В Гражданскую войну Казаков уехал в Архангельск и присоединился к армии генерала Миллера. Сражался против большевиков в составе сформированного на английские деньги Славяно-британского авиакорпуса, но сведения о его новых воздушных победах отсутствуют. Необходимость воевать против соотечественников угнетала Казакова. 1 августа 1919 года при заходе на посадку его машина врезалась в один из самолетных ангаров. Большинство свидетелей происшествия остались при убеждении, что легендарный ас совершил самоубийство.
На могиле Казакова установили памятник с двумя перекрещенными пропеллерами и надписью «Мир праху твоему, герой России».
Евграф Крутень (1890-1917 гг.), основоположник российской истребительной авиации
Родился в Киеве, окончил Константиновское артиллерийское училище, но после знакомства на маневрах с Петром Нестеровым добился направления в Гатчинскую авиашколу.
С осени 1914 года сражался на фронте. Одержав две воздушные победы, был послан на стажировку во Францию, где сбил еще два немецких самолета.
Обобщая собственный опыт, написал серию брошюр по теории воздушного боя, предложив ввести практику парных полетов и обосновав основные требования к самолету-истребителю: 1) вертикальная и горизонтальная скорость; 2) верткость; 3) высота.
Летом 1916 года назначен командиром 2-й истребительной авиагруппы. По изображению на фюзеляже своей машины получил прозвище Русский витязь.
Первым из русских летчиков добился двух побед в один день – дуплета. 26 мая 1917 года он уничтожил над своим аэродромом немецкий аэроплан и взял в плен двоих летчиков. Чуть позже появилась еще одна вражеская машина: командир эскадрильи, в которой служили германские пилоты, решил выяснить судьбу товарищей. Крутень прервал допрос пленных, поднял свой «ньюпор» в воздух и сбил излишне любознательных визитеров. Вскоре в столовой авиагруппы встретились уже четверо немецких летчиков.
19 июня 1917 года при заходе на посадку на малой высоте аэроплан Крутеня врезался в землю. К этому времени на счету русского аса числилось семь сбитых вражеских самолетов. В память о Крутене была выбита медаль, а 2-й авиагруппе присвоено имя ее командира.
Рене Поль Фонк (1894-1953 гг.), самый результативный ас Франции и всей Антанты
Свою карьеру начал, когда ему перевалило за двадцать, летая на неповоротливом разведчике «кодрон». Первую победу одержал 6 августа 1916 года.
Затем последовал семимесячный перерыв, и лишь 17 марта 1917 года в бою с пятью немцами Фонк сбил неприятельский «альбатрос», после чего был переведен в легендарный дивизион «аистов».
Меткость его стрельбы была сверхъестественной. 9 мая 1918 года за 45 секунд Фонк сбил двухместный самолет и два истребителя, а вечером одержал тройную победу. Затем 14 августа всего за десять секунд в одном лобовом заходе он уничтожил три немецких аэроплана, причем все его жертвы аккуратно упали на расстоянии 90 метров друг от друга.
Наконец, 26 сентября он второй раз уничтожил шесть вражеских самолетов в течение одного дня, истратив на них всего одиннадцать патронов.
К концу войны на его счету было 75 официальных и еще 54 вероятных побед.
В 1926 году Фонк попытался осуществить перелет из Европы в Америку на самолете Сикорского S-35, но при взлете аппарат загорелся, радист и механик погибли.
После этой катастрофы фирма Сикорского разорилась, а Фонк отказался от перелета через Атлантику и в 1939 году вышел в отставку.
Жорж Гинемер (1894-1917 гг.), второй по результативности и самый популярный ас Франции
С началом Первой мировой войны поступил в военную авиацию на должность механика. Несмотря на слабое здоровье, добился зачисления в авиашколу, а после ее окончания попал в дивизион «аистов».
Его имя прогремело в марте 1917 года, когда в течение двух дней подряд (16 и 17 марта) Гинемер сбивал по три вражеских самолета. Через месяц он уже был самым популярным асом Франции, мешками получая письма с любовными признаниями. Будучи большим жизнелюбом, Гинемер не пренебрегал удовольствиями, вытекающими из его нового положения, а его храбрость и благородство вызывали восхищение даже у неприятеля. Летал он на «Спаде-7», прозванном «Старик Шарль». После установки на самолете стрелявшей через винт 73-миллиметровой пушки Гочкиса его переименовали в «Волшебную машину».
Всего Гинемер принимал участие примерно в 600 воздушных боях, семь раз был сбит, но всякий раз избегал гибели. Одержал за полгода 53 воздушных победы.
11 сентября 1917 года аппарат Гинемера видели в последний раз, когда он атаковал германский «авиатик». Самолет с эмблемой аиста упал перед линией немецких траншей возле местечка Пелькапель в Бельгии. В этот момент английская артиллерия открыла огонь, а когда все закончилось, на перепаханном воронками поле было уже невозможно найти ни машину, ни летчика.
Пресса впоследствии утверждала, что победителем Гинемера был немецкий ас Курт Вайсеман, однако обстоятельства его гибели остаются неизвестными.
Эдуард Мэгагок (1887-1918 гг.), самый результативный ас Великобритании и второй по количеству побед ас Антанты
В 1914 году, будучи сотрудником британской компании, прокладывавшей телефонную линию в Турции, попал в лагерь для интернированных, но вскоре был репатриирован на родину с вердиктом «слепой старик, не годный к военной службе».
7 мая 1917 года одержал первую победу, сбив неприятельский аэростат. 12 августа принудил к посадке на своей территории и сдаче в плен германского аса Иоахима фон Бертраба. Авторитет Мика в британских ВВС рос как на дрожжах, но он не зазнался и не раз оставлял почти верную добычу, чтобы оказать помощь молодому пилоту.
26 июля 1918 года вместе со своим ведомым Инглисом сбил вражеский бомбардировщик. Пока шел воздушный бой, зенитки молчали. Но как только побежденный немец стал падать, обозленные германцы открыли огонь. Машина Мика загорелась в воздухе и, упав на землю, взорвалась. Тело погибшего летчика так и не удалось опознать. Инглис, вернувшись на аэродром, записал совместную победу на счет погибшего командира.
На счету Мэннока числилась 61 победа, но когда по окончании войны выяснилось, что на звание лучшего британского аса претендует канадец Уильям Бишоп, были подняты старые рапорты и число побед довели до 73.
Уильям Бишоп (1894-1956 гг.), второй по результативности британский ас и самый результативный ас из стран-доминионов
Окончил Канадский королевский военный колледж, где из-за неуспеваемости и драчливости заработал репутацию худшего курсанта. Получив в начале 1917 года диплом летчика, с трудом добился отправки во Францию. Свой первый самолет Бишоп разбил при посадке, но 25 марта 1917 года он выдержал бой с тремя вражескими самолетами и сбил одного из противников.
После этого Бишоп признавался: «Я обнаружил одну замечательную вещь. Работа летчика не была для меня профессией, для меня это было увлекательной игрой».
В восторге от игры канадец совершал по 5-6 вылетов в день, предпочитая «свободную охоту», за что получил прозвище Одинокий ястреб. 2 июня 1917 года первым из канадских летчиков получил высшую награду Великобритании – Крест Виктории, осуществив штурмовую атаку немецкого аэродрома в районе Арраса и сбив по ходу дела три вражеских самолета.
19 июня 1918 года в течение одного дня одержал пять воздушных побед. Опасаясь гибели столь знакового персонажа, командование вернуло его на родину, где до конца войны он занимался формированием новых авиачастей. Его преемником в должности командира эскадрильи стал Мэннок. Имея на счету 72 сбитых вражеских самолета, после войны Бишоп упорно отстаивал свое право на звание самого результативного аса Британской империи. И он до сих пор воспринимается в качестве такового своими канадскими соотечественниками.
Манфред фон Рихтгофен (1892-1918 гг.), самый результативный ас Германии
Службу начинал в уланском полку, носившем имя русского императора Александра III. С началом Первой мировой войны перевелся в авиацию наблюдателем, причем во время Горлицкого прорыва самолет, на котором он летел, был сбит огнем русской пехоты.
Рихтгофен тогда спасся, а с осени 1916 года, получив диплом пилота, сражался во Франции. Сбив 16 сентября первого противника, заказал серебряный кубок, на котором были выгравированы место, дата воздушного боя, а также имя неприятельского летчика. Впоследствии количество таких кубков достигло 80.
По красному цвету «фоккера» германского аса прозвали Красным бароном. В 1917 году он возглавил знаменитый авиаполк, получивший название «Летающий цирк Рихтгофена», в котором собрались самые лучшие немецкие асы, но ни один из них так и не смог превзойти своего командира.
Будучи великолепным мастером пилотажа, Красный барон расстреливал свои жертвы только с очень близкого расстояния. В погоне за максимальным количеством побед он не считался с «джентльменскими» правилами воздушной войны и не брезговал сбивать «подранков».
21 апреля 1918 года во время группового боя Рихтгофен атаковал аппарат канадца Уилфреда Мэема, но подставился другому канадцу – Рою Брауну. Видимо, тот и стал победителем Красного барона, хотя, возможно, что «фоккер» был сбит огнем австралийской пехоты.
Англичане похоронили Красного барона со всеми почестями, написав на могиле: «Нашему сильному и благородному противнику».
Эрнст Удет (1896-1941 гг.), второй по результативности ас Германии
В начале Первой мировой войны служил курьером на мотоцикле, затем добровольцем перевелся в авиацию. Еще до прибытия на фронт выделялся тягой к воздушному хулиганству и трюкачеству, за что постоянно получал выговоры и сидел под арестом. При первом столкновении с противником предпочел уклониться от боя, обнаружив, что имеет дело с грозными французскими «аистами».
Со временем преодолел свою робость и в апреле 1917 года стал «канонэ». Впоследствии Удет часто вспоминал свой бой с Гинемером. Восемь минут продолжалась дуэль, в которой противники демонстрировали друг другу мастерство пилотажа. В конце концов, пулемет Удета заклинило, а сам он оказался в безнадежном положении. Но, к его удивлению, Гинемер не воспользовался его беспомощностью, а всего лишь дружески помахал рукой и отправился на свою базу.
К концу войны Удет имел на счету 62 сбитых вражеских самолета. В 1920-х годах зарабатывал на жизнь воздушной акробатикой. С приходом в 1933 году к власти национал-социалистов Герман Геринг (преемник Рихтгофена по командованию «летающим цирком») назначил своего боевого товарища на пост генерал-инспектора люфтваффе. Но бывший лихой истребитель плохо разбирался в своих новых обязанностях. Отдавая противоречивые указания, он способствовал принятию на вооружение неудачных типов боевых самолетов. В конце концов, не выдержав нападок со стороны Гитлера и Геринга, Удет застрелился. По поводу кончины национального героя в Германии был объявлен траур.
Годвин Брумовски (1889-1936 гг.), самый результативный ас Австро-Венгрии
По первой специальности – артиллерист. В 1914-1915 годах воевал против русских в Галиции, затем добился перевода в авиацию.
Свою летную карьеру начинал наблюдателем, затем получил диплом пилота. С осени 1916 года сражался в Италии, где одержал пять побед, и в качестве перспективного летчика поехал повышать квалификацию в Германию. В течение двух месяцев изучал курс теории, а с марта 1917 года набирался практического опыта на Западном фронте в составе 24-й эскадрильи. Вернувшись на итальянский фронт, возглавил первое австро-венгерское истребительное подразделение – 41-ю эскадрилью.
Свой «альбатрос» он покрасил в красный цвет (видимо, в подражание Рихтгофену), а на его фюзеляже красовалась эмблема с довольно стандартной символикой – белый череп на черном поле. В одной из воздушных схваток летом 1918 года самолет Брумовского атаковали сразу восемь противников. На своей искалеченной машине он с трудом дотянул до аэродрома, причем во время посадки под огнем неприятеля «Альбатрос» перевернулся.
К октябрю 1918 года Брумовски имел на счету 35 воздушных побед и командовал всей австрийской авиацией, действовавшей в районе Изонцо. После окончания войны вернулся в свое фамильное имение в Трансильвании, где без особого успеха пытался заниматься сельским хозяйством. В 1920-х годах поступил на службу в авиацию Австрийской республики и возглавил летную школу в Вене. 3 июля 1936 года Брумовски погиб в авиакатастрофе в аэропорту «Шипхол» (Нидерланды).
Франческо Баракка (1888-1918 гг.), самый результативный итальянский ас
В 1907 году получил звание лейтенанта и начал службу в кавалерийском полку. В 1912 году прошел курс летной подготовки в знаменитой Реймской школе во Франции и по возвращении был зачислен в первый в итальянской армии авиационный батальон.
Первую воздушную победу одержал 9 апреля 1916 года, а через год на его боевом счету значилось четырнадцать сбитых самолетов.
С весны 1916 года сражался на новом французском истребителе «Спад-13», фюзеляж которого украшало изображение вставшего на дыбы вороного коня. В феврале 1918 года, увеличив число побед до двадцати, Баракка получил из рук короля Виктора Эммануила высшую награду страны – «Военный орден Италии». Церемония вручения происходила на сцене знаменитого театра «Ла Скала». 3 мая Баракка добился двойной победы, а через месяц началось последнее крупное на итальянском фронте наступление австрийцев.
19 июня от пехоты пришла заявка на штурм вражеских позиций. Баракка вылетел на задание с новичком – лейтенантом Франко Оснаго. Из-за плотного зенитного огня самолеты разделились. Позже Оснаго увидел горящий «спад» командира, уходящий штопором вниз. По австрийской версии, его сбил экипаж в составе Макса Кауэра и Арнольда Барвига.