лучший сборник задач по математике
Где скачать хороший учебник по математике?
interneturok.ru
Образовательный портал InternetUrok.ru — это коллекция уроков
по основным предметам школьной программы —
постоянно пополняемая, в открытом доступе и без рекламы. Уроки состоят из видео, конспектов, тестов и тренажёров.
Сейчас на сайте собраны все уроки естественно-научного цикла для 1–11 классов и приблизительно половина уроков по гуманитарным дисциплинам.
В принципе по большей части все известные классические учебники/задачники привели.
Плюс нарабатывайте алгоритмистику решений (например начинать всегда независимо от кажущейся простоты с нахождения ОДЗ и области решений, ужимание/не ужимание области решений при делении на многочлен и т.д.)
К тому же журнал Квант действительно хорош и выпускается до сих пор в структурах аффилированных МФТИ насколько я помню.
Из менее известных:
Есть хороший учебник Шабунина (МФТИ), т.к. переиздание довольно новое сам автор еще жив, то материал вполне свеж и хорошо вставляет мозги на место.
Очень хорошая книга название если не изменяет память «В поисках решения» советская книга является сборником небольших математических этюдов для школьников. К сожалению более конкретно ни год издания ни автора припомнить не могу.
Cтоит читать историю математики и возникновение и уточнение концепций и прочее? так как часто помогает понять почему первоначальные концепции сейчас выглядат так, а не иначе, и какова основная идея. Так как за современным формальным языком математики не всегд алегко уловить, что же лежало в основе теории или идеи.
Задачники для занятий по математике
Задачники для учеников 10–11 классов
Р. К. Гордин. Математика ЕГЭ 2014. Задача C4. Геометрия. Планиметрия
Единственная книга, которая на сегодняшний день необходима нам для подготовки к ЕГЭ по математике. Все остальные методические материалы как по алгебре, так и по геометрии имеются в разделе Математика.
Обязательно нужно издание, на обложке которого написано «2014» (оно изображено на картинке). В нём впервые приведены новые тренировочные задачи на доказательство и вычисление; такого рода задача С4 (возможно) появится на ЕГЭ по математике 2014 года.
В. В. Ткачук. Математика — абитуриенту
Главное достоинство этой книги — варианты вступительных экзаменов на различные факультеты МГУ начиная с 1970 года. «Зачем нам сейчас, в эпоху ЕГЭ, решать эти варианты?» — спросите вы. Причин несколько.
Сборник задач по математике для поступающих в вузы (под ред. М. И. Сканави)
Задачник начального уровня. Его разумно использовать при первом знакомстве с той или иной темой, чтобы «набить руку» на простых задачах и довести до автоматизма базовые навыки.
Сложных задач в этом задачнике тоже хватает, но они уже не вполне соответствуют современным тенденциям. Всё же «Сканави» — задачник весьма почтенного возраста, и с момента его написания много воды утекло.
В настоящий момент мы с учениками не пользуемся этим задачником — и без него материалов хватает. Но если вы, например, занимаетесь самообразованием, то для освоения новых тем задачник Сканави вполне подойдёт.
ЕГЭ Математика. Типовые экзаменационные варианты
Из того, что можно купить, это наилучший сборник задач, характерных именно для ЕГЭ по математике. Решая вариант за вариантом, постепенно привыкаешь к специфике ЕГЭ.
Главный недостаток сборника — множество идентичных вариантов. Так, если на обложке написано «30 вариантов», то это не значит, что все 30 — абсолютно разные. На самом деле там 6 групп по 5 вариантов, а варианты в каждой группе имеют весьма близкие условия задач.
В настоящий момент я не использую этот сборник, так как имеются задачники C1, C2, C3, C4, C5 и C6, которые содержат обширный материал реальных ЕГЭ и диагностических работ МИОО начиная с 2009 года.
Задачники для учеников 7–9 классов
Галицкий М. Л., Гольдман А. М., Звавич Л. И. Сборник задач по алгебре для 8–9 классов
Продвинутый задачник по алгебре для 8–9 классов с углублённым изучением математики. Хорош в использовании параллельно с вашим школьным учебником.
Гордин Р. К. Геометрия. Планиметрия. 7-9 классы
Великолепный задачник по геометрии, содержащий задачи трёх уровней сложности — от элементарных до весьма сложных.
Прекрасно подходит не только ученикам 7–9 классов, но и старшеклассникам, заинтересованным в углублённом изучении геометрии.
Лучший сборник задач по математике
Экстремумы [1966] Нагибин Ф.Ф.
Введение в метаматематику [1957] Клини С.К.
Имя одного из крупнейших современных специалистов в области математической логики С.К.Клини знакомо советскому читателю по русскому переводу его фундаментального труда «Введение в метаматематику» (ИЛ, 1957), ставшего настольной книгой для всех, кто занимается математической логикой, рекурсивными, функциями и основаниями математики. Книга является самой обширной из имевшихся на момент её выхода в свет монографий по математической логике и теории рекурсивных функций. Она не предполагает со стороны читателя никаких специальных познаний и поэтому может считаться общедоступной. Книга предназначена для глубокого изучения предмета и рассчитана как на специалистов по математической логике и теории рекурсивных функций, так и на лиц, желающих впервые, но серьезно, изучить эти науки.
Метаматематика — раздел математической логики, изучающий основания математики, структуру математических доказательств и математических теорий с помощью формальных методов. Термин «метаматематика» буквально означает «за пределами математики».
В широком смысле слова метаматематика — метатеория математики, не предполагающая никаких специальных ограничений на характер используемых метатеоретических методов, на способ задания и объём исследуемой в ней «математики»..
Математическая логика [1973] С.К. Клини
Имя одного из крупнейших современных специалистов в области математической логики С.К. Клини знакомо советскому читателю по русскому переводу его фундаментального труда «Введение в метаматематику» (ИЛ, 1957), ставшего настольной книгой для всех, кто занимается математической логикой, рекурсивными, функциями и основаниями математики. Новая его книга представляет собой существенно усовершенствованный, расширенный и приближенный к нуждам университетского преподавания вариант «чисто логической» части этой всемирно известной монографии. Тщательно продуманные иллюстративные упражнения помогают читателю усвоить излагаемый, материал.
Для нахождения некоторых интегралов можно использовать формулы редукции. Такие формулы позволяют понизить степень подынтегрального выражения и вычислить соответствующие интегралы за конечное число шагов. Ниже приводятся формулы редукции для интегралов от наиболее распространенных функций.
Основы математического анализа [1968, 1 + 2 тома] Фихтенгольц Г.М.
«Основы математического анализа» задуманы как учебник анализа для студентов первого и второго курсов математических отделения университетов; в соответствии с этим и книга делится на два тома. При составлении ее был широко использован мой трехтомный «Курс дифференциального и интегрального исчисления», но содержащийся в нем материал подвергся сокращению и переработке в целях приближения книги к официальной программе по математическому анализу и к фактическим возможностям лекционного курса.
Задачи и теоремы из анализа.[2 тома][1978] Георг Полиа, Габор Сеге
В математической литературе (во французской еще больше, чем в немецкой) имеется много, частью прекрасных и богатых по материалу сборников задач, упражнений, повторительных курсов и т. п. Как нам кажется, настоящая книга от них всех отличается своей целью, материалом, его расположением, а также методом работы над ней, как мы его мыслим. Все эти моменты нуждаются поэтому в пояснении.
Главнейшей целью этой книги является приобщение лиц, достаточно продвинувшихся в изучении математики, к самостоятельному мышлению и исследованию в некоторых важных областях анализа путем решения систематически расположенных задач. Она должна служить для самодеятельного, активного изучения как в руках учащихся, так и преподавателей. Учащийся может пользоваться этой книгой либо для углубления материала, полученного при самостоятельном чтении или на лекциях, либо независимо от них, полностью прорабатывая отдельные ее части. Преподаватель может использовать ее для подготовки упражнений или семинарских занятий.
Настоящая книга отнюдь не представляет собой простого собрания задач. Главное заключается в расположении материала: оно должно побуждать читателя к самостоятельной работе и прививать ему целесообразные навыки математического мышления. Мы потратили на достижение возможно более эффективного расположения материала гораздо больше времени, старания и скрупулезной работы, чем это на первый взгляд могло бы показаться необходимым. Сообщение ряда новых сведений интересовало нас само по себе лишь во вторую очередь. В первую очередь мы желали бы способствовать выработке у читателя правильных установок, известной дисциплины мышления, что при изучении математики необходимо еще в большей мере, чем при изучении других наук.
Лучшие советские задачи по физике, математике, астрономии [2018] Гусев
Это издание порадует поклонников советской традиции интеллектуальных развлечений. На его страницах собраны лучшие, проверенные временем задачи и головоломки, по которым учились нестандартно мыслить еще наши деды и родители. Решение такого рода задач не только доставит массу удовольствия.
Оно поможет усовершенствовать навыки, необходимые образованному человеку: сообразительность, умение логически обосновать принятое решение, эрудицию в самых важных областях знаний – физике, математике, а также астрономии. И несомненно, креативность мышления, поскольку любой из вопросов может оказаться проверкой умения отойти от стереотипов.
Элементарная алгебра. Пособие для самообразования [1970] Туманов
При написании настоящего курса алгебры автор ставил себе следующие цели:
1. Чтобы по этому курсу можно было изучить предмет без помощи преподавателя и притом не формально, а с достаточно ясным пониманием сущности алгебры, ее связи с другими науками и ее значения для практики. Иначе говоря, чтобы учебник был вполне пригодным для самообразования. Такой характер учебника вызывается тем обстоятельством, что самостоятельная работа учащихся наших школ при ее современной перестройке должна приобрести гораздо больший размах и больший удельный вес, чем до сих пор.
2. Чтобы содержание курса и его изложение в возможно большей мере способствовали развитию математического мышления и помогали формированию у учащегося правильного материалистического взгляда на математику и другие науки.
3. Чтобы чтение курса пробуждало у учащегося интерес к алгебре и потребность к размышлениям над ее содержанием.
4. Чтобы учащиеся смогли ознакомиться с именами крупнейших русских и советских ученых и характером их работ, а также с именами крупнейших ученых других стран, имеющих выдающиеся заслуги в деле развития математических наук.
По мнению автора, содержание курса легко обозримо, развивается в логической связи последующего с предыдущим и, насколько это возможно, удовлетворяет принципу переходить к абстрактному от конкретного. В учебнике много примеров. Часто они предпосылаются определениям и утверждениям, которые естественным образом вытекают из этих примеров.
В начале курса освещен предмет математики, ее метод и ее практическое и культурное значение; даны разъяснения, помогающие учащимся освободиться от некоторых ошибочных взглядов на математику, которые в их среде нередко имеют место; разъяснен в некоторой мере вопрос об инициативном подходе к изучению математики.
В конце второй части курса освещены вопросы: об условиях необходимых и достаточных, о расширении понятия числа и об аксиоматическом методе в математике. Там же даны краткие исторические сведения о возникновении и развитии математических наук с древности и до наших дней.
Как научиться решать задачи [1989] Л. М. Фридман, Е. Н. Турецкий
В книге изложена сущность решения школьных математических задач, а также задач повышенной трудности. Она предназначена для учащихся старших классов средней школы, но ею могут пользоваться также учащиеся техникумов и ПТУ, вообще все, кто хочет научиться решать математические задачи. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Поэтому обучению решения задач уделяется много внимания, но до сих пор, пожалуй, единственным методом такого обучения были показ способов решения определенных видов задач и значительная, порой изнурительная практика по овладению ими. Поэтому все пособия для учащихся по решению задач были построены в форме сборника задач (с ответами и с некоторыми указаниями к ним). В последние годы появился ряд пособий, в которых излагаются некоторые общие указания и рекомендации (эвристики) по решению задач, по поиску этих решений. В первую очередь это книги Д. Пойя, некоторые удачные пособия для поступающих в ВУЗы. Однако эти пособия излагают вопросы, связанные с решением математических задач, недостаточно полно, без необходимой системы, без учета тех реальных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся.
Психологические исследования проблемы обучения решению задач показывают, что основные причины несформированности у учащихся общих умений и способностей в решении задач состоят в том, что школьникам не даются необходимые знания о сущности задач и их решений, а поэтому они решают задачи, не осознавая должным образом свою собственную деятельность. У учащихся не вырабатываются отдельно умения и навыки в действиях, входящих в общую деятельность по решению задач, и поэтому им приходится осваивать эти действия в самом процессе решения задач, что многим школьникам не под силу. Не стимулируется постоянный анализ учащимися своей деятельности по решению задач и выделению в них общих подходов и методов, их теоретического осмысления и обоснования. Возникла необходимость разработки таких пособий, которые помогли бы преодолеть указанные причины и дали возможность учащимся планомерно сформировать у себя нужные умения и навыки в решении математических задач. Эта книга — первая попытка создать такое пособие.
18 книг, способных влюбить в математику
«Мой ребёнок гуманитарий! Ему математика непонятна!» — наш блогер, олимпиадный тренер Яна Полянских, считает, что это слабая отмазка, и делится своей подборкой книг по математике, которые объяснят математику любому.
Вашему вниманию статья не об учебниках, а об интересных сборниках задач и книгах, развивающих интерес к математике. Попробую выстроить список в хронологическом порядке: от книг для самых маленьких до самых взрослых.
1. Легендарная математическая сказка о Кубарике и Томатике
Она вышла впервые в 1975 году и уже много раз была переиздана. В новых изданиях сохранились волшебные стихи Сапгира и даже те рисунки, но их дополнили необычными задачами, которые дети могут решать вместе с родителями. Рекомендую детям от трёх лет. Книга прекрасно развивает чувство числа, учит сравнивать разные величины и характеристики, ориентироваться во времени и пространстве. Я бы советовала начать работать с книгой до того, как ребёнок научится считать всё вокруг, эта необычная математическая история гораздо глубже, чем просто сказка. Это база логического мышления, а не заучивание счёта и не решение примеров на скорость. Эта книга про тот самый математический подход к решению задач, про анализ и выводы. Не проходите мимо!
2. «Путешествие по стране Геометрии» Житомирского и Шеврина
Тоже 1975 года. Книга включает в себя две: знаменитую геометрию для малышей и продолжение. Я бы рекомендовала с пяти лет. Здесь задачи и история не о числах, а о пространстве, которое нас окружает. Вводятся первые геометрические понятия, закладывается основа ориентировки в пространстве, ребёнок учится видеть и анализировать геометрические образы вокруг себя, измерять величины и сравнивать, знакомится с симметрией. Авторы предлагают много исследовательских задач на построение, конструирование, наблюдение, задачи вполне подходят для дошкольного и младшего школьного возраста, а формат увлекательной истории, разворачивающейся в книге, не оставит в стороне никого.
3. «Сказки страны Математики» Соболевой и Агафонова
Младшим школьникам математика кажется слишком серьёзной: «2+2=4, и запомни это наконец!», «Линейку держи левой рукой, прижимай крепче!», «На столе было пять конфет…» — «А конфеты шоколадные?» — «Шоколадные». Верните детям фантазию и воображение в математику! Дайте придумывать задачи самому, вносить недостающие данные, позвольте мыслить шире. «Сказки страны Математики» в этом помогут. Здесь ребёнок ненавязчиво и легко познакомится с целыми и дробными числами, с необычным нулём, но будьте рядом и будьте готовы ответить на вопросы и поразрезать дроби.
4. «Малыши и математика» Звонкина
По сути, это рассказ о его опыте создания математического кружка, здесь довольно много психологии и педагогики, методических методов объяснения разных математических понятий. Книга не для детей, а для преподавателей и родителей. Прекрасный источник идей, как в форме игры и настоящего научного исследования объяснить дошкольнику точную науку. А вы можете рассказать ребёнку четырёх лет теорию вероятностей?
5. Серия книг «Заврики» Жени Кац
Уверена, вы их знаете и применяете и без меня. Если ещё не применяете, то это просто must have для любого специалиста, работающего со столь прекрасным возрастом. Необычные игровые задания, формирующие чувство числа, первые математические понятия, мелкую моторику и внимательность.
6. Цикл сказок Лёвшина
«Три дня в Карликании», «Искатели необычных автографов», «Фрегат капитана Единицы», «Стол находок утерянных чисел», «В лабиринте чисел», «Чёрная маска из Аль-Джебры» и «Магистр рассеянных наук». Первая книга — для младшего школьного возраста, вторая и дальше — для чуть более взрослых или математически продвинутых школьников. Эти книги о науке в целом, здесь сплетается математика, филология, астрономия, физика. Замечательно рассказывается история математики, вспоминаются древние методы счёта, необычные числа, легко и непринуждённо вводятся страшные взрослые понятия корня, минимума-максимума, интеграла, постигаются секреты математических фокусов. Как по мне, в книгах отчаянно не хватает заданий, поэтому я бы рекомендовала её сочетать с милым задачником.
7. «Архимедово лето, или История содружества юных математиков» Сергея Боброва
Полноценное художественное издание, в историю которого вплетены математические головоломки и тайны, решения загадок природы, над которыми многие годы бились древние люди. Две книги: одна для младшего школьного возраста, вторая для детей постарше, которая познакомит с корнями, квадратными уравнениями, геометрическими понятиями, законами физики и астрономии. Особенно меня радуют в ней истории о знаменитых математиках. «Архимедово лето» я бы рекомендовала математически грамотным школьникам, интересующимся точными науками.
8. «Знаменитые математические головоломки, чудеса и тайны» Гарднера
С этой книгой работаю сама для развития мотивации у школьников. Кладу на стол три предмета, отворачиваюсь, прошу учеников взять себе по одному, а потом взять столько палочек, сколько скажу. Потом поворачиваюсь и абсолютно точно угадываю, кто какой предмет взял. Сначала дети не понимают: «А как?!» Со второго раза их наконец начинают интересовать оставшиеся на столе палочки и то, какую же роль они играют. Разбирая фокус вместе, мы отрабатываем и навыки устного счёта, и память, и внимание. Таких фокусов в книге собрана этак сотня. С картами, кубиками, часами, лентой Мебиуса и пространственной геометрией, со зрительными иллюзиями и многим другим. Покажите ребёнку чудо и скажите, что его разгадка кроется в математике!
9. «Головоломки профессора Головоломки»
Автор книги предлагает различные задания и игры, связанные с творчеством (необычные приёмы рисования, работа с бумагой, деревом и картоном, мастерская игрушек), а также блестящую подборку математических фокусов и шуток, загадок и головоломок. В книге разные задания — лёгкие и сложные. К сложным можно (и нужно) привлечь взрослых, ведь многие из нас забыли, когда последний раз вырезали что-то из картона, особенно если это что-то — заготовка для теневого театра. Разумеется, намного проще дать ребёнку айпад с включённой игрой, но вы ведь сами всё понимаете.
10. «Море чудес и другие игры на бумаге»
Это моя любовь для групповых и индивидуальных занятий. Идеальная математическая разминка на пять минут и прекрасный перерыв для тех, кто устал решать логарифмические неравенства. Огромный сборник игр, в которых важно найти выигрышную стратегию, подумать наперёд, включить фантазию и победить. Иногда соседа по парте, иногда меня. Десять позиционных игр, десять разновидностей морского боя и игр, схожих с ним по механике, игры с числами и цифрами, с буквами и словами, игры-рисунки, игры и головоломки на шахматной доске. Нужна только ручка, бумага, партнёр и капелька математического мышления.
11. «Как же называется эта книга?»
О, она именно так и называется! И как вы, может быть, догадались, это самый большой сборник логических задач. На страницах книги вас ожидают проблемы Рыцарей, Лжецов и Хитрецов, Алисы из Страны чудес и даже легендарного вампира графа Дракулы. Найти того, кто лжёт, и не запутаться при этом в собственных мыслях — весьма непростая задача. Вроде бы ты всё уже понял… или не понял. Шикарная книга для тех, кто хочет научиться рассуждать, делать выводы и мыслить рационально. В ней нет ни одного математического действия или числа, ведь многих из нас пугает именно счёт. Но, знаете, лучше бы там были числа.
12. «Математический кружок» Спивака
Книга, которая даёт возможность думать. Как пишет сам автор, и я полностью с ним согласна, «миф о людях с нематематическим, гуманитарным складом ума придуман в оправдание тем, кто пропустил какое-то важное место (например, не понял, что такое процент или дробь) и все оставшиеся школьные годы сидит на уроках, не понимая, что там творят». А ведь там именно творят! Этот задачник поможет показать детям красоту математики. Особенно я люблю отсюда задачи на разрезание (кстати, если ваш ребёнок тоже любит такой тип задач, то есть отдельный сборник «Задачи на разрезание» Екимовой и Кукина), переправы, переливания, расстановку знаков и скобок, среднее арифметическое, математические игры, примеры и конструкции, комбинаторику и деревья (графы). К части задач даны решения и указания в конце книги. Ещё меня радуют эпиграфы к каждой главе.
13. «Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка» Козловой
Дорогие родители, книга понравится тем, что для каждой задачи из этой книги есть подсказка (наводящий вопрос или идея, чтобы рассказать ребёнку на ушко), полное решение (если вдруг все дружно зашли в тупик) и короткий ответ, чтобы проверить. Для преподавателей в книге дан примерный вариант распределения задач по занятиям, комментарии к каждой задаче и распределение по темам.
14. «Задачник Малого мехмата МГУ: математический кружок» Коробицына
Отличный сборник для учащихся четвёртых-шестых классов, хотя часть задач я люблю давать и абитуриентам, а иногда балуюсь со студентами. Книга выпущена в формате тематических листков: принцип Дирихле, комбинаторика, геометрические конструкции, принцип крайнего и так далее. К каждому листку даны ответы и указания к решению. Задачи в листках составлены так, что они начинаются с простых, наглядно показывающих принцип математики в этих задачах, а заканчиваются довольно сложными. Так что уровень можно варьировать в зависимости от ребёнка и ситуации. Книга отлично готовит к поступлению в профильные школы, поскольку там разбираются основные главы олимпиадной математики.
15. «Приглашение на математический праздник» Ященко
Как вы помните из поста про олимпиады, математический праздник — это самая массовая, самая ожидаемая и самая милая математическая олимпиада для шестых-седьмых классов. В этой книге собраны задачи олимпиады с 1990 по 2008 год, практически к каждой даны рекомендации и ответы.
Для подготовки к более серьёзным олимпиадам рекомендую этот сайт. Там собраны кучи задач по темам и классам, ко всем даны решения и подсказки.
17. «Что такое математика?» Курант и Роббинс
Научно-популярная книга для старших школьников, детей, серьёзно увлечённых математикой, и взрослых, которые так до сих пор и не поняли суть пределов. Идея книги в том, чтобы убрать пропасть между сухой школьной и вузовской математикой и настоящей наукой. Показать наглядно, как и где используется теория чисел, функции, интегралы и производные, дифференциальные уравнения и вся та жесть, от которой глаза округляются в паническом ужасе.
18. «Математическое понимание природы» Арнольда
Для тех, кто осознаёт, что математика — это наука всего. Книга прекрасно связывает физику, химию, биологию, астрономию и математику воедино, рассказывает о математических методах, примеряющихся в других науках, и постигает тайны Вселенной. Совершенно потрясающая книга, одна из моих самых любимых. Подойдёт интересующемуся школьнику, а главное — родителю. Ведь когда мы поймём сами, как же летает самолёт, мы сможем объяснить это даже самому маленькому ребёнку.
Учитесь интересно! И пусть вас окружают самые необычные задачи и самые красивые решения. Везде и во всём.