лучший театральный критик россии

«Есть единицы театральных критиков из регионов России, которые адекватны сами по себе»

Сразу две интересные театральные пресс-конференции прошли вчера в столице Татарстана: руководители театральных учреждений рассказали о своих планах на сезон, а ассоциация российских критиков презентовала «Школу театрального блогера». Зачем театру блогеры, как растут зарплаты в Качаловском и почему Теодор Курентзис не указ Рауфалю Мухаметзянову — в материале «БИЗНЕС Online».


«ТЕАТР ОКАЗЫВАЕТСЯ В ВАКУУМЕ»

Редкий случай — вчера в Казани случились сразу две любопытные пресс-конференции, посвященные театру. На одной из них руководители главных театральных институций столицы РТ рассказывали о планах на начинающийся сезон, а на другой знакомили прессу с проектом «Школа театрального блогера».

«Есть единицы критиков из регионов России, и пальцев на обеих руках вполне достаточно, чтобы их перечислить, которые понимают контекст современного театрального движения и адекватны сами по себе», — без обиняков заявил на последней известный столичный театральный критик Глеб Ситковский и доходчиво объяснил причины сложившегося положения. «Проблема в том, что театральный критик должен видеть всю картину в целом. Такое преимущество есть у столичных критиков, потому что они видят, что происходит в двух столицах, ездят много по России. Если человек живет безвылазно в каком-то городе и видит спектакли только своего театра, каким бы талантливым он ни был, он обречен на провинциализм», — уверен куратор «Школы театрального блогера». Далее Ситковский все же назвал несколько имен: Нияз Игламов из Казани, Татьяна Тихоновец из Перми и Олег Лоевский из Екатеринбурга. Последний, устроитель многочисленных театральных лабораторий, в том числе в Казани и окрестностях, «вообще изменил театральный ландшафт страны».

В общем, из этого можно понять, почему «БИЗНЕС Online» зовет московских критиков для рецензирования творений местных театральных деятелей. Причина — отсутствие кадров, добавьте еще к этому тот факт, что Игламов служит в театре им. Камала, что несколько ограничивает его как автора. Кстати, Ситковский отметил, что не знает других таких случаев, чтобы региональное СМИ звало для оценки спектаклей местных театров столичных профессионалов.

Что же касается «Школы театрального блогера», которая стартует в октябре на площадке театра им. Камала, то идея проекта возникла в ассоциации театральных критиков России, и ее поддержал союз театральных деятелей России. Финансирования пока хватит только на три месяца, поэтому занятия закончатся уже к новому году. «Мы проживаем странную ситуацию, когда с одной стороны закрываются многие СМИ или культурные полосы и программы на медиаресурсах, а с другой стороны, идет бурный расцвет социальных сетей, — рассказал Ситковский. — Часто о спектакле трудно найти рецензию в СМИ и ее заменяют экспресс-отзывы в социальных сетях непосредственно сразу после спектакля. И такие отзывы имеют довольно странное представление о спектакле во многом из-за непрофессиональности автора. И театр оказывается в вакууме, когда нет с одной стороны блока рецензий после премьеры, а с другой — возникает искаженная картина в соцсетях».

Согласен с коллегой и заведующий Игламов: «И все-таки нужно научить людей понимать спектакль. А театр не может двигаться вперед, если у него нет своей зрительской базы. С этой целью мы пытаемся говорить со зрителем напрямую. Курсы рассчитаны на тех, кто действительно любит театр, ходит в него часто, но пока не совсем хорошо научился о нем писать».

Курировать проект в Казани будет Алексей Киселев — театральный обозреватель «Афиши». «Уроки» театрального блогерства пройдут и в новосибирском театре «Глобус» и Воронежском камерном театре у Михаила Бычкова. К слову, половина группы из 20 человек уже набрана, так что можно и не успеть стать настоящим театральным блогером и найти свое место в этой бездне информации.

лучший театральный критик россии. Смотреть фото лучший театральный критик россии. Смотреть картинку лучший театральный критик россии. Картинка про лучший театральный критик россии. Фото лучший театральный критик россииАлександр Славутский сел на своего традиционного финансово-экономического конька: качаловцы заработали в прошлом сезоне на 8 млн рублей больше, чем в позапрошлом, средняя зарплата в учреждении — более 50 тыс. рублей

КОГДА ЖДАТЬ «СЮЮМБИКЕ»?

Игламов был одним из героев и второй пресс-конференции, где говорили о новом театральном сезоне, — он заменил камаловского главрежа Фарида Бикчантаева, который еще не вернулся с гастролей в Уфе. Первым взял слово художественный руководитель и директор Качаловского театра Александр Славутский, севший на своего традиционного финансово-экономического конька: качаловцы заработали в прошлом сезоне на 8 млн рублей больше, чем в позапрошлом, средняя зарплата в учреждении — более 50 тыс. рублей. «А планы такие. 6 октября состоится премьера спектакля „Бег“ по Булгакову, достаточно сложное произведение для нас. Мы начали его, не думая о революции, о ее 100-летии, а оказалось, все вот так связалось вместе. В декабре покажем ретро-концерт, это такой спектакль-кабаре, который мы постоянно делали в Марселе». Оказывается, Славутский задумывается и над постановкой «Гамлета». Интересно, есть ли у кого-то сомнения в том, кто будет играть принца датского, если постановка состоится?

Еще один депутат Госсовета РТ и член фракции «Единая Россия», помимо Славутского, директор Казанской оперы Рауфаль Мухаметзянов сообщил, что сезон театр откроет сегодня «Пиковой дамой». В ближайших планах — «Набукко» в постановке американца Ефима Майзеля, который уже выпускал в Казани «Трубадура». «Следующей новой постановкой мы открываем Нуриевский фестиваль, спектаклем „Баядерка“, традиционный спектакль, редакция оставляется классической», — в театре у Мухаметзянова все как обычно, чинно и благородно.

А вот с премьерой национальной оперы «Сююмбике» придется подождать. «Сегодня буквально приехал аранжировщик, который сделает уже полностью партитуру этого спектакля. И после этого наступает момент, когда мы начинаем осуществлять сценическую версию этого спектакля. Сколько нам понадобится, посмотрим. Ориентировочно, срок постановки — 2018 год, вероятнее всего, вторая половина», — то есть, скорее всего, оперу Резеды Ахияровой на сцене публика увидит только в следующем сезоне. Зато будет второй сезон «Үзгәреш җиле» (1–3 декабря), а также сольный концерт Альбины Шагимуратовой.

«Планов у нас как всегда громадье. Первая премьера на малой сцене, 14 октября — спектакль „Пришлый“ по произведению Сюмбель Гафаровой, созданное в рамках большого международного норвежско-китайско-российского проекта, посвященного проблемам вынужденных переселенцев, мигрантов и так далее. Постановка Фарида Бикчантаева — малофигурный спектакль, небольшой, камерный», — сообщил Игламов о планах Камаловского театра. Мы традиционно откроемся 6 октября нашей «Голубой шалью». Большой премьерой сезона обещает стать татарская классика, «Миркай и Айсылу» Наки Исанбета в постановке молодого режиссера Ильгиза Зайниева. А в спектакле «Әтәч менгән читәнгә» по Аязу Гилазову, который выйдет в декабре, одну из главных ролей сыграет вернувшийся в театр Рамиль Тухватуллин.

«Возможно, если все будет хорошо, на малой сцене поставит спектакль немецко-российский постановщик Андреас Мерц», — обнадежил Игламов и театральных эстетов, поскольку речь идет о «золотомасочном» режиссере, успешно работающем последние годы в различных отечественных театрах.


КУРЕНТЗИС МУХАМЕТЗЯНОВУ НЕ УКАЗ

Перца в благостное течение пресс-конференции добавил в самом ее конце диалог директора театра им. Джалиля Мухаметзянова и корреспондента «БИЗНЕС Online». Причем изначально вопрос адресовался министру культуры РТ Айрату Сибагатуллину. Речь шла все о том же — небольшом количестве спектаклей, которые показывает театр: согласно афише, если в октябре покажут 15 оперных и балетных представлений, то в ноябре всего. 5. Однако Сибагатуллин предпочел отмолчаться и говорил Мухаметзянов. «Сколько раз я твердил, сколько потенциального зрителя, оперного, как вы считаете? Эта цифра здесь называлась», — задал вопрос директор театра им. Джалиля. «Два процента», — помогла ему одна экзальтированная дама. «Три процента», — сказал Мухаметзянов. Кстати, по оценкам исследования холдинга «Ромир», проведенного в этом году, за последние полгода 8% россиян хотя бы раз были в театре.

«Вы сами подумаете, неужели театр не будет ставить спектакли, зная, что куча людей стоит за дверью, а он специально не ставит. Это абсурд, согласны вы с этим? Поэтому руководитель театра всегда выбирает оптимальную форму проката, это есть эффективность работы. И она складывается из нескольких пунктов, я вам так ликбез прочитаю, что ставить, сколько и как, почем продавать билеты», — Мухаметзянов был эмоционален, попутно задев и один из самых успешных российских театров — Пермский театр оперы и балета. «Пермский театр вы приводите в пример — посмотрите, сколько там спектаклей. Знаете, сколько? 400, а сколько людей на каждом находится? 260–270 человек. Вы представляете, где эффективность?» — и все это несмотря на «супердирижера», говорил директор театра им. Джалиля, подразумевая Теодора Курентзиса. Мы обратились за разъяснениями в пресс-службу Пермской оперы, те обещали ответить сегодня днем. Впрочем, по официальным данным за 2016 год, этот театр посетили 167 тыс. человек, так что мухаметзяновские цифры в 260–270 человек откровенно не бьются.

В общем, остается только догадываться, почему, как и стоящие выше в оперной иерархии, чем Казань, Пермь и Екатеринбург, так и равные столице Татарстана в этой сфере города, вроде Уфы или Челябинска могут себе позволить оперные и балетные представления почти каждый день, а театр им. Джалиля — нет, настаивая, что это и есть пример эффективного театрального менеджмента.

P. S. Уже после выхода материала пресс-служба Пермского театра оперы и балета прислала «БИЗНЕС Online» данные по итогам прошлого сезона: «Всего было 408 спектаклей, включая выступления на собственной площадке, гастроли и выездные представления. Количество зрителей, их посетивших, составляет 199 202 человека. Средняя заполняемость — 89 процентов».

Источник

Кто в театре ценен

«ВД» спросил у ведущих театральных критиков Москвы, кого они считают самыми интересными персонами в современном театре и почему.

Антон Хитров, обозреватель Газеты.ru

Григорий Заславский, обозреватель «Независимой газеты»

Виктор Борзенко, шеф-редактор журнала «Театрал»

Трудно назвать кого-то одного. Дело скорее в отношении к профессии. Всегда пойду на спектакль тех, кто ученически прилежно относится к своему актерскому труду. Миронов, Ахеджакова, Фрейндлих, Неелова, Рутберг, Сухоруков … Гениальный Чехов считал, что брат его Александр — один из самых одаренных людей на Земле, но настолько ленив, что не реализовал и трети своего таланта. Все дело в умении взращивать свой талант без повторов и штампов. И потому чисто по-зрительски бывает обидно, когда безмерно талантливая актриса, способная замечательно играть трагедию (например, Мария Аронова или Татьяна Васильева), растрачивает себя на низкопробные комедии.

Марина Тимашева, редактор журнала «Вопросы театра»

Павел Руднев, помощник художественного руководителя МХТ им. А.П. Чехова по спецпроектам, доцент ГИТИСа

Ольга Егошина, обозреватель газеты «Новые « Известия»

В театральном пространстве, к счастью, у нас еще сохранились те самые белые тигры, люди-великаны с биографиями-легендами. И понятно, что когда премьеру выпускает Лев Додин (Санкт-Петербургский Малый драматический театр) или
Валерий Фокин (Александринка), Кама Гинкас (МТЮЗ) или Римас Туминас (Театр им. Вахтангова), все театралы тщательно помечают красными кружками вечера в своем ежедневнике и начинают загодя бронировать билеты, а на премьере не успеваешь раскланиваться со знакомыми лицами. Приятно, что культурная элита обрела новые ниши: к Студии театрального искусства (худрук Сергей Женовач ) и «Мастерской Петра Фоменко» добавился после прихода Миндаугаса Карбаускиса Театр Маяковского. Еще больше радует, что недавно появившиеся лица «молодых и незнакомых» становятся все более узнаваемыми и более притягательными. Имена Никиты Гриншпуна (Театр наций), Кирилла Вытоптова («Современник» и театр-клуб «Мастерская»), Марфа Горвиц (РАМТ, театр «Практика») — еще не зазвучали громко, но их имена на афише уже стали приманкой, и не только радуют сделанным, но обещают многое в будущем.

Источник

Театральные критики выбирают главные спектакли сезона в Москве «Чапаев и пустота» в «Практике», моноспектакль Дени Лавана и постановка по Вуди Аллену в МХТ

лучший театральный критик россии. Смотреть фото лучший театральный критик россии. Смотреть картинку лучший театральный критик россии. Картинка про лучший театральный критик россии. Фото лучший театральный критик россии

В Москве стартовал театральный сезон, а вместе с ним премьеры спектаклей крупнейших режиссеров, фестивали «Территория» и SOLO, а также новые эксперименты на сцене и вне ее. Чтобы не пропустить ничего важного, The Village спросил у театральных критиков Алексея Крижевского, Алексея Киселева и Григория Заславского, куда стоит идти в новом сезоне, за какими площадками следить пристальнее всего и на что обратить внимание в программах театральных фестивалей.

лучший театральный критик россии. Смотреть фото лучший театральный критик россии. Смотреть картинку лучший театральный критик россии. Картинка про лучший театральный критик россии. Фото лучший театральный критик россии

Алексей Крижевский

Во-первых, надо идти на «Ивонну, принцессу Бургундскую» в Театр наций. Спектакль будет проходить в рамках фестиваля «Территория», и это очень показательная для русского театра вещь. Трактовка пьесы Витольда Гомбровича должна выйти интересной, потому что Гжегож Яжина — настоящий сгусток энергии, один из лучших европейских режиссеров на данный момент.

В том же театре Филипп Григорьян ставит «Заводной апельсин». Григорьян — визионер, режиссер, который любит странные визуальные и актерские решения. Он известен постановкой «Женитьбы» по истории романа Ксении Собчак и Максима Виторгана, где совершенно фантастически использовал их, можно сказать, вульгарную звездность, вывернув ее наизнанку. Думаю, что с текстом Бёрджесса будет то же самое.

Вокруг «Черного русского» столько шума, что уж точно стоит сходить и сделать свои выводы. Проектом занимается хороший режиссер Максим Диденко, а с этого месяца подключаются по-хорошему звездные актеры — Равшана Куркова и Артем Ткаченко. Да и вообще, столько интересных людей вокруг этого спектакля, что нельзя не пойти.

Также обязательно надо идти на «Демократию» в РАМТ. Это спектакль про канцлера ФРГ, который попал в шпионский скандал, по замечательной пьесе Майкла Фрейна. «Демократию» очень важно рассматривать в контексте именно РАМТа, потому что это достаточно странное сочетание детского и молодежного репертуара с новаторскими вещами. К тому же Алексей Бородин — совершенно изумительный режиссер, именно он поставил девятичасовой марафон «Берег утопии».

В МХТ стоит посетить постановку «Централ Парк Вест». Константин Богомолов ставит Вуди Аллена, и тут можно ожидать чего угодно. Богомолов, как мы знаем из его постановок «Идеальный муж» и «Идиот», камня на камне может не оставить от оригинального сюжета, так что, наверное, он сильно подвинет и Аллена. Скорее всего, мы увидим собственно то, что должно происходить в хорошем театре, а именно выстраивание на материале пьесы очень увлекательного режиссерского решения.

лучший театральный критик россии. Смотреть фото лучший театральный критик россии. Смотреть картинку лучший театральный критик россии. Картинка про лучший театральный критик россии. Фото лучший театральный критик россии

Мастер физического театра Антон Адасинский, основатель театра DEREVO, ставит в рамках цикла «Звезда» спектакль «Мандельштам. Век-волкодав» в «Гоголь-центре». В главной роли — Чулпан Хаматова, которая продолжает быть не только медийной фигурой, но и чрезвычайно глубокой, одаренной и непопсовой актрисой. Цикл «Звезда» — в целом очень интересный проект, за которым нужно следить. Он посвящен судьбам пяти поэтов — Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Владимира Маяковского, Михаила Кузмина. Все спектакли цикла реализуются в одном сценографическом решении.

В Центре имени Мейерхольда стоит обратить внимание на спектакль «Отель „Калифорния“». Его режиссер Саша Денисова ушла из журналистики в драматургию и прославилась спектаклем «Зажги мой огонь», где были скрещены судьбы советских школьников и Джима Моррисона. «Отель „Калифорния“» станет продолжением этой ностальгической ироничной линии, тем более что герои из той же эпохи. В спектакле рассказывается о старых добрых временах, но со здоровой усмешкой и самоиронией. Это важно, потому что, несмотря на то, что мы эту эпоху не застали, она оказывает на нас большое влияние.

В «Практике» показывают «Кандида» Лизы Бондарь, очень интересный спектакль Мастерской Брусникина. Во-первых, никто и никогда не делал переложение Вольтера в стихах, как поэты-драматурги Андрей Родионов и Екатерина Троепольская, писавшие для спектаклей «Счастье не за горами» и «Сван». И в случае «Кандида» интересно уже прочитать один текст. Во-вторых, к спектаклю подключились совершенно чудесные артисты Мастерской Брусникина, а декорации делали выпускники Британской высшей школы дизайна, которые нашли фантастические визуальные решения. К тому же «Практика» долгое время была театром, который ставил исключительно современные пьесы про хипстеров, бизнесменов и маргиналов, но теперь с помощью современных драматургов она постепенно обращается к классике.

Спектакль «Чапаев и пустота», который брусникинцы поставят в том же театре этой осенью, — тоже, в общем, классика. Этот роман Пелевина объяснил россиянам 90-х, в какое время они живут. Здесь можно ожидать много хорошего, потому что спектаклем занимается Максим Диденко, который поставил «Черного русского» и «Пастернака» в «Гоголь-центре», а также «Конармию». «Чапаев и пустота» — это текст такой силы, что в исполнении талантливых людей он моментально превращается в главный must see сезона.
Я ставлю на этот спектакль.

лучший театральный критик россии. Смотреть фото лучший театральный критик россии. Смотреть картинку лучший театральный критик россии. Картинка про лучший театральный критик россии. Фото лучший театральный критик россии

Алексей Киселев

Я бы советовал не гнаться за премьерами. Пусть сойдет ажиотаж, чуть снизятся цены на билеты, критики напишут побольше разных рецензий. Можно спокойно ознакомиться с главными событиями прошлого сезона: «Машина Мюллер» Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре», «Князь» Константина Богомолова в «Ленкоме», «Русский роман» Миндаугаса Карбаускиса в Театре имени Маяковского. Дойти наконец до спектаклей Всеволода Лисовского в «Театре.doc».

А вообще осень — период международных фестивалей, сейчас в Москве их проходит сразу несколько, и все интересные. Нужно сосредоточиться на них — просто потому, что премьеры будут идти себе спокойно в репертуарах и дальше, а фестивальные спектакли, тщательно для всех нас отобранные, привезут, покажут и увезут. Нельзя упустить «В гостях. Европа» Rimini Protokoll, «Пиксель» Мурада Мерзуки, «Процесс» Тимофея Кулябина и «Поле» Дмитрия Волкострелова на «Территории». На фестивале «Сезон Станиславского» надо смотреть нового Эймунтаса Някрошюса — спектакль «Мастер голода» по Кафке.

Источник

Зачем известный театральный критик из столицы приехал в Барнаул

лучший театральный критик россии. Смотреть фото лучший театральный критик россии. Смотреть картинку лучший театральный критик россии. Картинка про лучший театральный критик россии. Фото лучший театральный критик россии лучший театральный критик россии. Смотреть фото лучший театральный критик россии. Смотреть картинку лучший театральный критик россии. Картинка про лучший театральный критик россии. Фото лучший театральный критик россии

лучший театральный критик россии. Смотреть фото лучший театральный критик россии. Смотреть картинку лучший театральный критик россии. Картинка про лучший театральный критик россии. Фото лучший театральный критик россии

лучший театральный критик россии. Смотреть фото лучший театральный критик россии. Смотреть картинку лучший театральный критик россии. Картинка про лучший театральный критик россии. Фото лучший театральный критик россии

Какие процессы идут в театрах российской провинции?

Роль личности в театре по-прежнему высока?

В Барнауле сразу три театра работают без главного режиссера.

Павел Руднев: И вы без меня прекрасно знаете, что это плохо. Какими бы прекрасными ни были приезжающие на постановки режиссеры, все равно все упирается в вопрос развития труппы, приведения ее в ансамблевое состояние. Все артисты из разных школ, и это видно на сцене, поэтому с ними надо работать на постоянной основе, вести их каждый день.

Как эксперта «Золотой маски», вас все устраивает в этом прекрасном фестивале?

лучший театральный критик россии. Смотреть фото лучший театральный критик россии. Смотреть картинку лучший театральный критик россии. Картинка про лучший театральный критик россии. Фото лучший театральный критик россии

лучший театральный критик россии. Смотреть фото лучший театральный критик россии. Смотреть картинку лучший театральный критик россии. Картинка про лучший театральный критик россии. Фото лучший театральный критик россии

Тут же еще у руководства театров срабатывает страх перед теми, кто дает деньги на спектакль. Наверное, было бы правильнее устроить просто смотр и лишить «Золотую маску» лауреатского списка и медалек. Но это как раз то условие, под которое государство и спонсоры выделяют средства. Что нужно губернатору, министру культуры и спонсорам? Призовые места и церемония награждения. Амбиции никуда не денешь.

В Алтайском краевом театре драмы режиссер Данил Чащин ставит пьесу «Интуиция», написанную Александром Цыпкиным в соавторстве с Константином Хабенским. Почему современных пьес так немного в репертуарах большинства театров?

Вы переводили пьесы современных западных драматургов. Какие темы там поднимаются?

Павел Руднев: Сейчас об этом трудно говорить. Обрушились возможности западных культурных институций, и переводческая деятельность фактически замерла. Для коммерческой западной драматургии деньги находятся. Но чтобы переводить некоммерческие пьесы, которые по-настоящему развивают театры, профессиональным переводчикам нужны гранты. Они закончились. Театры для хоть какой-то финансовой мотивации не пригодны. Сейчас они обречены на услуги переводчиков-любителей типа меня, которые изредка по собственной инициативе переводят что-нибудь между делом.

У нас любят проводить параллели между периодами новейшей истории России с советскими этапами. Какие исторические аналогии возникают у вас, если говорить о современном театре?

Павел Руднев: Десятые годы схожи с возвратом к театральному многообразию 1920-х годов, после которых началась сталинская унификация. В двадцатые годы было возможно все, и расцветали все цветы. И сегодня нет какого-то театрального канона, есть индивидуальные стилистики и возможность сделать что-то и так, и эдак, и сяк. Это большое достояние современного театра, любой зритель может найти то, что ему по вкусу. Очень хочется, чтобы нам не грозила какая-нибудь чиновная унификация. И совсем не хочется повторения девяностых, когда под угрозой было само существование российской театральной системы. И люди из театра уходили из-за невозможности самореализации, и зрителей не было. В то время мы потеряли среднее поколение, тех, кому сейчас было бы 50. Вот из-за чего ныне наблюдается сильный перекос в сторону молодых и радикализация многих театральных моментов.

Каковы в вашем понимании критерии неудачного спектакля?

лучший театральный критик россии. Смотреть фото лучший театральный критик россии. Смотреть картинку лучший театральный критик россии. Картинка про лучший театральный критик россии. Фото лучший театральный критик россии

лучший театральный критик россии. Смотреть фото лучший театральный критик россии. Смотреть картинку лучший театральный критик россии. Картинка про лучший театральный критик россии. Фото лучший театральный критик россии

Региональные театры могут столкнуться вскоре с серьезной кадровой проблемой.

У вас трое детей. Хотели бы вы, чтобы они «пошли в артисты»?

Источник

Станиславскому стало бы дурно: Евгений Миронов может возглавить МХТ Чехова. И это скандал

Пока театральные круги вторую неделю обсуждают наметившуюся смену руководителя одного из главных драмтеатров России – МХТ имени Чехова, у «Первого русского телеканала Царьград» появилась информация из Минкультуры, что вопрос уже решён: Сергея Женовача заменят нынешним худруком Театра Наций Евгением Мироновым.

Территория антиценностей

Столичные театры лихорадит не первый год. Совсем недавно практически одновременно произошло несколько новых назначений худруков – в Московский академический театр сатиры, Московский музыкально-драматический цыганский театр «Ромэн» и Московский еврейский театр «Шалом». С начала сентября трясло и «Ленком», которому прочили «варяга», а главными его лоббистами называли руководителя «Театра Наций» Евгения Миронова и стоящую за ним группу товарищей. На этот раз, по сведениям «Первого русского телеканала Царьград», поступившим непосредственно из Минкультуры, Миронову лично прочат должность худрука МХТ имени Чехова.

Про главного «серого кардинала» всех театральных назначений и перемещений – вездесущего и непотопляемого Михаила Швыдкого всё больше помалкивают, многозначительно поднимая при случае глаза вверх: типа «там такие сферы задействованы». Чаще называют имя «кардинала» поменьше: более чем просто близкого всё тому же Евгению Миронову арт-директора фестиваля «Территория» Романа Должанского. Кто именно принимает окончательное решение, остаётся под вопросом.

Идеологом и вожаком этого движения является театральный критик Роман Должанский, зам худрука «Театра Наций». Символической фигурой, так сказать, иконой стиля – режиссёр Кирилл Серебренников, который в представлениях не нуждается. Наряду с ними в арт-дирекцию фестиваля входят известные актёры Евгений Миронов (глава «Театра Наций» и гений по выбиванию госфинансирования) и Чулпан Хаматова (мастерица одновременно получать деньги от государства и плевать в него – из недавних её перлов вспомним «Путин развязал войну в Донбассе»). Ну и внук известного грузинского ваятеля и зодчего – Василий Церетели.

При этом Серебренников и Богомолов – лишь самые очевидные первые «всадники» театрального «апокалипсиса». На двух следующих вакансии пока открыты.

Подходит ли на эту роль Евгений Миронов? Иные возразят: ну, это же явный перебор, какой из него «всадник», да ещё и «апокалипсиса»? Неплохой актёр, многим запомнившийся в весьма консервативных ролях князя Мышкина и самого Фёдора Достоевского. Вот только даже если оставить за скобками «Территорию», то в качестве театрального режиссёра в том же «Театре Наций» Миронов продемонстрировал себя совершенно невнятно. И будем откровенны: его репутация видного члена одного влиятельного, но крайне непристойного в глазах консервативного большинства сообщества не опровергнута ни заявлениями, ни практическими делами.

«Птенцы гнезда Табакова»

Конечно, за последние годы великая сцена уже не раз была осквернена «птенцами гнезда» предыдущего многолетнего руководителя МХТ Олега Табакова – всё теми же Константином Богомоловым и Кириллом Серебренниковым.

Олег Павлович при всех его былых заслугах и достоинствах в последние годы жизни сделал откровенную ставку на коммерческий успех. И в этом не прогадал. Мат со сцены, демонстрация перверсий, постмодернистское издевательство над классикой, что называется, «делало кассу». И в «Гоголь-центр», и в Театр на Бронной эта субстанция потекла именно из Камергерского переулка.

Тенденцию начал постепенно, но последовательно менять назначенный в МХТ три года назад Сергей Женовач – талантливый и опытный театральный режиссёр, основатель и многолетний худрук театра «Студия театрального искусства», заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии и премии правительства России в области культуры. Женовач, как известно, снял из репертуара театра спектакль Богомолова «Идеальный муж».

Напомним, «Идеальный муж» в своё время вызвал резкое неприятие со стороны православной общественности: на сцене показывали стриптиз, священник был выставлен педофилом, на кресте появлялась женщина в БДСМ-амуниции, извращенцем же был и главный герой спектакля. Стоило бы земно поклониться Сергею Женовачу, избавившему МХТ имени Чехова от этой, будем называть вещи своими именами, мерзости. И судя по всему, именно это ему и не простили кураторы погрома русского классического театра, которые, по данным «Первого русского», и приняли это кадровое решение. Причём с возможным выдвижением против Женовача коррупционных обвинений.

Одним словом, как дьявола именуют «обезьяной Господа Бога», не способной творить, но только искажать, так и в случае с нынешним худруком МХТ могут попытаться провернуть историю, подобную серебренниковской. Вот только, если это случится, то та же публика, что оправдывала Серебренникова, будет радостно улюлюкать над Женовачем.

Впрочем, по данным «Первого русского», значительная часть труппы МХТ готова вступиться за своего руководителя и выступить против нового назначенца, если таковым станет Евгений Миронов.

Антитеатральная монополия

«Первый русский» связался с известным театральным критиком, кандидатом искусствоведения и доктором филологических наук Капитолиной Кокшенёвой, которая убеждена, что сегодня в нашей стране создаётся монополия, направленная на разрушение традиционного русского театра:

Как известно, Евгений Миронов возглавляет «Театр Наций». Директор «Театра Наций» Мария Ревякина возглавляет театральную премию и фестиваль «Золотая маска», которую принято считать главным театральным фестивалем страны (заместитель художественного руководителя «Театра Наций» Роман Должанский руководит фестивалями «Территория» и NET. – «Первый русский»). И если им же достанется и МХТ имени Чехова, главный бренд русского театра во всём мире, то это будет уже тотальная театральная монополия.

Капитолина Кокшенёва напоминает, что «Театр Наций» изначально задумывался как театр, в котором будут представлены лучшие региональные национальные театральные коллективы нашей страны. В итоге под руководством Евгения Миронова концепция этого театра была в корне изменена. При том, что ещё при его назначении художественным руководителем многие задавались вопросом: почему «Театр Наций» возглавил актёр без режиссёрского опыта?

Критик убеждена, Сергей Женовач, возглавивший МХТ имени Чехова совсем недавно, всего три года назад, находится на своём месте. Более того, он является одним из лучших театральных режиссёров России, понимающих, что такое наш отечественный русский психологический репертуарный театр, против которого и выступили Миронов со товарищи и их кураторы:

Безусловно, в этой ситуации я поддерживаю Женовача и считаю, что для современной русской культуры его наличие как художника и как руководителя МХТ имени Чехова очень важно. Поскольку именно он начал оздоровление этого театра в сторону от «Идеального мужа».

Что с того?

Не прошло и трёх месяцев, как Общественный совет при Министерстве культуры по предложению своего председателя Михаила Лермонтова решил провести слушания по проверке репертуаров ряда театров на предмет их соответствия утверждённой президентом «Стратегии национальной безопасности».

Либеральная братия устроила самую настоящую истерику, после которой идея проверки репертуара подвисла в воздухе. Возможно, антикрестовый поход против МХТ имени Чехова и лично Сергея Женовача – прямой отголосок этой самой истерики.

Но лермонтовское слово уже произнесено, и у многих ревнителей русской традиционной культуры, в том числе классического репертуарного театра, наконец, появилась надежда. На то, что непотребства, содомия и русофобия, наконец, сойдут с театральных подмостков. Вместе со швыдкими, должанскими, серебренниковыми, богомоловыми и мироновыми.

Вот только, судя по всему, для этого должно быть принято политическое решение на уровне куда более высоком, чем министерский. Том самом, на котором принимается «Стратегия национальной безопасности», где целый раздел посвящён сохранению духовно-нравственных и патриотических ценностей:

Насаждение чуждых идеалов и ценностей, осуществление без учёта исторических традиций и опыта предшествующих поколений. Пересмотр базовых норм морали, психологическое манипулирование наносят непоправимый ущерб нравственному здоровью человека, поощряют деструктивное поведение, формируют условия для саморазрушения общества.

Добавить нечего. «Первый русский» продолжает следить за ситуацией вокруг МХТ имени Чехова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *