любопытство хорошее качество или плохое
Долгое время считалось, что любопытство было отрицательным качеством, но это изменилось, и сегодня оно считается фундаментальным. Вы любопытный человек? Узнайте об этом прямо сейчас!
Плюсы любопытства
Несколько исследований человеческого поведения, таких как исследования Infojobs и Forum of Davos, подтверждают, что любопытные работники имеют показатели выше среднего.
Те, кто придерживается энтузиазма, проактивности, чтобы узнать о новых задачах, процессах и методах, развивают большую способность мозговых синапсов объединять разнообразную информацию и заставляют ее генерировать превосходный результат.
Также было показано, что любопытный человек, благодаря простому факту единства, учится быстрее, когда он хорошо фокусирует свою энергию на определенной теме. Это происходит потому, что он посвящает большую силу внимания, сосредоточенности и намерения. Производя интенсивное удовольствие и удовлетворение, включайте эти знания с большей скоростью.
9 особенностей любопытных людей
Любопытство и профессии
В мире труда есть профессии, которые чаще ассоциируются с применением любопытства как привычного инструмента работы, как, например, в искусстве, рекламе, маркетинге и образовании.
3 способа стимулировать любопытство: собственное и в команде
Как сказал Эйнштейн:
Ум подобен парашюту: он работает только тогда, когда он открывается.
«Любопытной Варваре…»: так ли плохо быть любопытным в современном мире
Любопытство не порок?
«Любопытство сгубило кошку» – это лишь часть английской пословицы, которая не лишена смысла. Порой любопытство или желание докопаться до правды перевешивает страх, чувство осторожности и самосохранения и приводит к неожиданным последствиям.
Как к положительным, так и не очень. Каждый из нас в меру любопытен – мы рождены с безграничным желанием исследовать окружающий мир. Но по мере того, как мы взрослеем и становимся старше, наше внимание рассеивается, разум становится открытым для вмешательства, а беспокойные мысли лишь усиливаются.
Беспокойство – это противоположность «любопытства», и оно отвлекает наше внимание от процесса исследования и познания. Волнение и тревога о невозможности чего-либо достичь обрекает многих на постоянное сожаление об упущенных шансах. Но не всех.
Мы думаем, многие согласятся, что великие исторические открытия по большей части произошли из любопытства. Если бы люди в бронзовом веке не начали добывать металлы и не пытались соединить предметы друг с другом, вряд ли бы появились гвозди. Не задумайся они о первом транспорте – не изобрели бы колесо.
Мы уже не говорим о печатном станке, лампочке и телефоне. Независимо от того, в какой период появилось изобретение, оно было своего рода интеллектуальным любопытством.
С этой точки зрения любопытство кажется чем-то положительным. Но почему большинство связанных с ним пословиц имеют негативный оттенок? Турецкий эксперт Севилай Йылмаз (Sevilay Yılmaz) провел собственное исследование и выяснил, что лишь 2 из 108 турецких пословиц о любопытстве имеют положительный акцент. Выходит, окружающие не одобряют излишней любознательности?
Стоит вспомнить хотя бы известную русскую пословицу про любопытную Варвару. В этой связи совсем неудивительно, что мы не сыплем добрыми словами в адрес окружающих нас любопытных людей, а само любопытство в нас пытаются нивелировать еще в детстве и юношестве.
А зря. На самом деле умеренное любопытство – полезная вещь для каждого из нас, нашего окружения и общества. В конце концов, любопытство входит в пирамиду ценностей Маслоу в качестве потребности более высокого иерархического уровня – потребности в познании.
Посмотрите сами: любопытство можно использовать в деловой жизни и повседневных делах. Например, когда мы хотим что-то узнать, то задаем больше вопросов, а значит, увеличиваем вероятность решения проблем и наши шансы на успех. Ниже мы приведем еще несколько научных фактов, которые доказывают, что любопытство – не порок.
Что такое любопытство с научной точки зрения?
Как вы думаете, что значит быть любопытным? Ученые полагают, что любопытство — это одна из черт личности. У каждого из нас она выражена по-своему. Выходит, одни люди интересуются окружающими, знаниями или ощущениями больше, чем другие. Или нет? Любопытство имеет ряд преимуществ, однако оно также связано с риском. Чтобы разобраться в том, что же такое любопытство и какие преимущества оно несет в себе, ученые обратили свой взор на мозг.
Каждый из нас любопытен по-своему
Как связаны любопытство и мозг?
Бывало ли у вас такое, что вы изучали тему, которая не вам не интересна, а потом обнаруживали, что вы о ней ничего не помните? На самом деле этому есть научное объяснение — согласно результатам исследований, пребывание в состоянии любопытства увеличивает нашу способность запоминать интересную информацию. А вот если вам приходится изучать то, что вас совсем не интересует, вспомнить что именно вы изучали будет крайне затруднительно.
А вы считаете себя любопытным? Расскажите о темах, которые вам интересны участникам нашего Telegram-чата и спросите, чем интересуются они.
Это может показаться очевидным. Если вам что-то интересно, вы обращаете на это больше внимания. Что, в свою очередь, облегчает запоминание. Однако влияние любопытства на мозг намного сложнее. Когда что-то кажется нам любопытным, память становится лучше. В результате мы лучше запоминаем даже то, что нам не особо интересно. Не секрет, что любопытство связано с обучением и эту связь можно увидеть. Любопытство приводит к активации нескольких областей головного мозга, известных как гиппокамп (отвечает за память) и черное вещество (отвечает за положительные эмоции).
Связь между страхом и любопытством
Некоторые специалисты в прошлом полагали, что любопытство развилось как инстинкт, который помогает нам адаптироваться к новым условиям, побуждая к исследованию. Однако это, кажется, противоречит другим теориям, предполагающим, что мы боимся нового из-за потенциальной опасности, которую может нести в себе что-то, о чем раньше мы ничего не знали.
Любопытство связано с риском и жаждой острых ощущений
Кажется, что любопытство и страх могут быть спровоцированы одними и теми же ситуациями, причем любопытство иногда перевешивает страх перед исследованием чего-то нового. У некоторых людей страх может частично отвечать за пробуждение любопытства. Мы знаем, что системы в мозге, связанные с получением вознаграждения, активируются, когда нам интересно. Это указывает на то, что любопытство является своего рода жаждой получения дополнительной информации. В тоже самое время любопытство связано с риском, стрессоустойчивостью и поиском острых ощущений.
Что общего между любопытством и типом личности?
Согласно исследованиям, некоторые люди испытывают любопытство чаще или интенсивнее, чем другие. Но разве любопытство — только черта личности? Специалисты предполагают, что все люди одинаково любопытны, однако каждый человек испытывает «индивидуальное любопытство», которое проявляется в интересе к каким-то конкретным вещам или ситуациям. Ученые называют это «типом» любопытства.
- Исследователи выделяют два типа любопытства, которые хорошо исследованы:
В недавно опубликованном исследовании ученые хотели понять, отличается ли работа мозга у людей с разным типом любопытства. Специалистам также было интересно, вызывает ли момент любопытства активность в тех же самых областях мозга, которые объясняют, насколько любопытен человек в целом.
Существует несколько типов любопытства: эпистемическое и социальное
Согласно предварительным результатам ученые определили важную область, связанную с эпистемическим любопытством, но не с другими типами. Это свод головного мозга — структура, которая соединяет гиппокамп и области мозга, связанные с обучением, поиском информации и исследованием. Чем больше нас интересует информация в целом, тем лучше работают связи в мозге, отвечающие за обучение, поиск информации и мотивацию.
Проверить, какая информация лучше всего утоляет ваше любопытство, можно нашем канале в Яндекс.Дзен.
Как использовать любопытство?
Это исследование может помочь нам понять, как лучше использовать любопытство в реальном мире, например, на работе и в учебных заведениях. Поскольку свода головного мозга связана с улучшенным обучением, это говорит о том, что мы должны стремиться создавать учебную среду, которая способствует исследованию идей и поиску информации. Важно помнить о том, что любопытство делает нашу память и делает работу мозга лучше.
Любопытство у взрослых — это хорошо или плохо?
Любопытство у взрослых — это хорошо или плохо? Диснею было почти пятьдесят, когда он начал разрабатывать идею Диснейленда. К этому времени он был преуспевающим кинопродюсером, режиссером и новатором в сфере развлечений. Следуя своему призванию и работая круглые сутки, он потратил пять лет на строительство и развитие самого известного в мире парка аттракционов.
Когда Диснейленд открылся, очевидцы с удивлением отмечали, что это место («счастливейшее на земле») было как будто создано десятилетним ребенком, наделенным мудростью пятидесятилетнего человека и навыками в области городского планирования.
Для многих Дисней был великим человеком, но сам он считал, что каждый может стать таким, как он:
Мне не верится, что есть вершины, недостижимые для человека, который знает секрет воплощения мечты. Этот секрет, как мне кажется, укладывается в формулу из четырех компонентов: любопытство, уверенность, смелость, постоянство.
Дисней был уверен, что его энергия, стойкость и способность подниматься после крупных провалов, происходили от первого компонента этой формулы — любопытства.
Альберт Эйнштейн тоже был высокого мнения об этой эмоции. Он писал:
Я не особенно умен и не особенно одарен. Я всего лишь очень, очень любопытен.
Творческий потенциал обычно привлекает больше внимания, чем любопытство, так как здесь есть от чего отталкиваться и проще дать оценку. Любопытство у взрослых обычно не имеет заранее определенной цели. Оно заставляет ум работать плодотворно.
Есть множество подтверждений тому, что эта важнейшая жизнеутверждающая эмоция помогает нам оставаться вечно молодыми. Любопытство у взрослых также может стать спасением от тревожности и депрессии. Под гнетом этих двух эмоций вы чувствуете отупение и отсутствие интереса к чему-либо.
Быть любопытным — означает быть открытым: открытым для обучения, любви, открытым для того, чтобы оступиться, и для того, чтобы жить.
Психолог Тодд Кашдан называет любопытство «двигателем роста».
Будьте осторожны: любопытство у взрослых требует, чтобы вы признали, что не знаете того, чего не знаете. С одной стороны, это может заронить в нас некоторую тревожность, ведь всем нам на рефлекторном уровне кажется, что мы знаем правильный ответ.
Но с другой стороны, признание этого факта — отличная стартовая площадка для любопытства. Когда мы спрашиваем: «Как вам это удается?» или «Не могли бы вы показать мне, как это сделать?» — это значит, что мы распрощались с иллюзией собственной компетентности и обладания правильным ответом.
Любопытство позволяет нам подойти к исследованию, как это делают дети, — незашторенно, без предвзятого отношения. В нем кроется спасение от преждевременного старения. Как говорил Сэтчел Пейдж: «Сколько лет вам было бы, если бы вы не знали, сколько вам лет?»
В старших классах я ходил в городскую школу, и некоторые мои друзья, любя, называли меня «любопытным мальчишкой». В это время я еще не понимал, что прозвище, которое я заработал, было комплиментом.
Но у каждого из нас есть выбор: не задавать вопросов, чтобы не услышать ответ, угрожающий нашим представлениям, предубеждениям и статус-кво, или же подходить к вопросам, наполнив сердце и ум любопытством.
Любопытство у взрослых подстегивает творчество
Основатель компании «Сони» Акио Морита сказал: «Любопытство — это ключ к творчеству». Я считаю, что в XXI веке, в эпоху глобальной экономики, это качество может претендовать на роль самого важного в характере успешного бизнесмена.
Одна из основных аксиом бизнеса — это то, что первоклассный менеджер находит ответы, а первоклассный лидер открывает новые вопросы. Это особенно актуально сейчас, когда мир непрерывно меняется.
Любопытство у взрослых — это и важная составляющая способности подниматься после удара, что важно в период длительного экономического спада.
Люди, способные снова встать на ноги, — не железные. Просто их любознательный ум подсказал им больше вариантов.
Народная мудрость советует не совать нос в чужие дела, но Питеру Друкеру, самому известному теоретику бизнеса всех времен и народов, любопытство помогло дожить до девяноста пяти лет. Друкер обижался, когда его величали «гуру», предпочитая называть себя либо исследователем, либо сторонним наблюдателем.
Даже мемуары его называются «Приключения стороннего наблюдателя». Он был убежден, что люди рождены, «чтобы жить более чем в одном мире» — отчасти для того, чтобы сохранить свежесть восприятия, отчасти — чтобы сплавлять в единое целое идеи из разных сфер, а отчасти из-за того, что разнообразная жизнь позволяет вам удержать равновесие, когда что-то идет наперекосяк, обратившись к чему-то другому.
Друкер — автор понятия «информационный работник», которое помогает определить роль бизнеса в век информации, в который мы вступили поколение назад. Он писал: «Лидеры прошлого умели утверждать. Лидеры будущего будут уметь задавать вопросы».
Он превозносил идею, что обучение и развитие — важнейшая часть корпоративной инфраструктуры, и именно тех, кто на это ориентирован, ждет процветание в любой фирме. Сам он менял предмет изучения каждые три года — от японского искусства до тайных механизмов экономики. Он принимался за новую тему с таким энтузиазмом, что мог учить других.
Социальный психолог Кэрол Двек — автор эпохального исследования на тему того, насколько ваш образ мышления определяет, будете вы преуспевать или нет. На одном конце спектра находятся те, кто верит, что их успех основан на врожденных способностях, на другом — те, кто считает, что их успех определяется учебой.
Двек называет первых людьми с «фиксированным» образом мышления, в то время как второй тип мышления характеризуется как «ориентированный на рост».
Может быть, вы и сами не поймете, какой образ мышления свойствен вам, пока не окажетесь в положении человека, терпящего бедствие. Люди с фиксированным образом мышления боятся поражения, считая его событием, компрометирующим их способности. Поэтому они не хотят позволить себе риск быть любопытными или пойти ва-банк.
Те же, кто ориентирован на рост, считают поражение конструктивным элементом своего самосовершенствования. Двек показала, что то, как мы хвалим детей, напрямую влияет на их будущую способность проявлять любопытство и быть открытыми для обучения (то есть лучше сказать: «Молодчина, дочь, ты изрядно потрудилась», чем «Молодец, дочь, ты такая способная!»).
А теперь постарайтесь ответить на эти вопросы:
Любопытство у взрослых ведет к прогрессу, желаем вам счастья и любопытных детей!
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:
О вреде любопытства и пользе любознательности
Любопытство и любознательность как образ жизни и вытекающие отсюда последствия
Недовольство, которое проявляется у многих, идет от непонимания жизни, себя и происходящего вокруг. Непонимание определяется, с одной стороны, ориентацией на подмененные, ложные ценности, цели, смыслы и суть; с другой стороны, очень низким уровнем развития нашей психики и сознания, внутреннего мира, нравственности которые ориентированы на реализацию только внешних, поверхностных особенностей личности.
В настоящее время, очень многие, увлекаясь чужими интересами, пытаются жить чужой жизнью, отказываясь от жизни своей. Возлагая надежды на кого угодно: на президента, депутатов, лидеров партий, оппозицию, на мужей и жен – (посвящая им свою жизнь) и даже на своих детей (перекладывая в реальности на них то, что должны сделать сами), все хотят эффективной, »хорошей», »благополучной» жизни и думают, что кто–то за них может ее создать. Другие думают, что ее можно создать за счет кого-то его, обманув, обокрав, используя, подавляя, манипулируя, убивая. Все это приводит к возникновению хаоса, неопределенности и проявлению разных форм беспредела, начиная от разных эшелонов власти и кончая нашей обычной бытовой жизнью. Хотелось бы обратить внимание на некоторые причины, которые приводят к данным явлениям.
Любопытство как одна из характеристик человека подчиняет себе другие проявления психики, моделируя определенный способ отношения к миру, другим людям, жизни, к себе и становится стержневым образованием человеческой личности, основным жизненным интересом. Тогда человек стремится быть »в курсе дела», всегда все знать из первых рук, уст. Вопрос «почему» данного человека не интересует и тем более понимание механизма от таких вопросов ему сразу становится скучно, неинтересно, банально. Смакуя каждую подробность, он хочет купаться в лучах внимания окружающих.
Используя любую информацию как средство доказать свою необходимость, важность, значимость, вовлеченность. Суетясь, ахая и восторгаясь, тратя жизнь по пустякам, такие люди скатываются к брюзжанию и претензиям, возмущениям и недовольствам. Любопытство как качество личности таит в себе опасность ошибок, т.к. рождает знания случайные, отрывочные, несистемные, это не позволяет человеку стать мастером, глубоко, основательно овладеть профессией, понять жизнь и найти целесообразные, гармоничные средства личностного самопроявления.
Человек, живущий на уровне любопытства, чувствует себя постоянно обманутым, ничто не радует его душу, как в дружбе, любви, в жизни. Все поверхностно и скучно, происходит разочарование в профессии, спутнике жизни, в самой жизни, потому, что ожидается сплошной праздник. В жизни же необходима работа, необходимо решать возникающие ситуации, преодолевать трудности. Глубоко, основательно разбираться в возникающих ситуациях, искать выход и строить хотя бы нормальные отношения.
Естественно, новизна проходит и наступает пустота, опустошенность, бессмысленность происходящего, отчужденность, неприкаянность и во внутрь человека проникает опасный вирус – СКУКА. Скука, как отмечает отечественный психолог Александр Дусавицкий, – очень опасное состояние нашей души, когда человеку некуда себя деть, работать он не умеет, да и не хочет разбираться в чем-то тоже. Внутри пустота, вокруг непонимание и появляется рабская зависимость от чужого мнения (своего нет, потому – что нет понимания сути происходящего). Возникает зависимость и подверженность ситуативным, случайным внешним влияниям и впечатлениям. Скука овладевает человеком, когда он пуст внутри и не занят конкретным делом, томится от тоски и безделья, когда внешне, формально, без души делает любое дело, особенно которым занимается, воспринимая его как чуждое и ненужное.
В противовес любопытству ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ как образ жизни позволяет человеку не только глубже и основательнее понять свою жизнь, но и выделить в ней правила, которые открывают новые возможности понимания и решения разнообразных задач жизни. Переживать удовольствие и испытывать внутреннюю удовлетворенность от выполненного действия. Позволяет искать и находить мудрые способы решения возникающих ситуаций жизни. Именно проявленная любознательность по отношению к другим, себе, жизни и миру позволяет испытывать удовлетворенность, внутренне обогащает, позволяя значительно расширять представления о мире, себе, жизни.
В основе любознательности лежит интерес, направленный на поиск общего способа, глубинного смысла, понимания, он позволяет сделать жизнь осмысленней, значительно экономить время и энергию и относиться к жизни как удивительной возможности, позволяющей в многообразии познать и проявить себя. Любознательность как свойство человеческого индивида, позволяет замечать мелочи, уметь устанавливать логические следствия, рассматривать явление со всех сторон и выделять в нем не только причины, но и все вытекающие из него следствия. Осваивая мысль, как орудие, человек умеет использовать понятые знания в любых ситуациях своей жизни, т.е. переносить наработанный опыт в новую ситуацию, относиться к жизни как поиску, значимому делу, предоставленной возможности. Максимально понять жизнь, сформировать свою индивидуальность, иметь устойчивость в различных ситуациях жизни, мудро поступать в любых ситуациях и нести ответственность за свою жизнь. Осмысленно понимать и использовать теоретические знания в личной жизни, видеть их взаимосвязанность, взаимообусловленность, дополняемость. Она приводит к пониманию того, что, только усвоив содержание, сущность конкретных знаний, человек, при встрече с реальной задачей жизни сможет ее решить, сможет найти мудрые правильные методы и приемы ее решения.
В реальности данный подход к жизни встречается не часто. Приоритетным в нашем обществе является любопытство и вытекающий из него «прикол» и из-за этого то, что мы видим в реальности. Все прикалываются, государство разрушается, хаос и беспредел становятся нормой нашей жизни. Нормы и ценности государства становятся все примитивнее и безнравственнее. Незаметно, но активно и постоянно проявляется самодурство чиновников, взяточников, беспринципности. Честность и порядочность осмеиваются и постепенно превращаются в пережиток прошлого. Культивируется хамство, наглость, ложь, обман, предательство, вражда между народами. Вырываются духовные корни, опошляются и уничтожаются основы народной памяти и нравственности. А все делают вид, что строят демократическое государство. ГРУСТНО…