маленький принц какой перевод лучше
Комментарии к книге Маленький принц А. Сент-Экзюпе
Комментарии к книге А.Сент-Экзюпери «Маленький Принц»
(в переводе А.Шарова)
Издательство «Книги «Искателя», 2002, серия «Библиотека школьника»
ISBN 5-94743-040-1
Моим друзьям, не любящим «Маленького принца», посвящается.
Отрывки текстов напечатаны обычным шрифтом, комментарии – курсивом, и обрамлены двойной косой линией.
1. (глава 1, стр.6)
Я показал свой шедевр взрослым и спросил, не страшно ли им смотреть на него.
— А что такого страшного в какой-то там шляпе? – ответили мне.
Разумеется, нарисовал я вовсе не шляпу. Я изобразил удава, который переваривает слона. Но взрослые никак не могли этого уразуметь, и тогда я сделал еще один рисунок: я нарисовал внутренности боа-констриктора, да так, чтобы взрослые уж наверняка все разглядели. Взрослым вечно надо растолковывать, что к чему.
Вот каким был мой Рисунок Номер Два:
(иллюстрация)
На этот раз взрослые посоветовали мне не рисовать удавов ни изнутри, ни снаружи, и прилежно заняться изучением географии, истории, арифметики и грамматики. Вот почему в шесть лет я отказался от карьеры живописца, которая, вполне вероятно, могла бы сложиться просто блестяще.
//Взрослые часто считают ерундой то, что детям кажется важным и советуют им заняться чем-то другим, на их взгляд более полезным. //
2. (глава 1, стр.7)
Всякий раз, встречая взрослого, который казался мне хоть мало-мальски сообразительным, я интереса ради показывал ему свой Рисунок №1, его я всегда носил при себе. Так я надеялся определить, способен ли этот человек понять суть вещей.
// «Суть вещей» – способность понять внутренний мир ребенка или иной личности.
Когда я хочу понять, насколько мировоззрение собеседника созвучно моему мировоззрению, я спрашиваю его мнение на счёт каких-то определённых вопросов, ответы на которые бывают весьма различными. К примеру, мне очень близка книга, о которой я сейчас пишу. Отношение и мнения различных моих знакомых очень часто не совпадают с моим отношением к этой книге. Некоторые считают её вообще непонятной. А некоторые выражают своё мнение более резко: «Чушь какая-то!» В последнем случае я не спорю, я просто понимаю, что у человека – другой взгляд на то, что мне близко и дорого. И этот человек по-другому понимает суть вещей. //
3. (глава 2, стр.8)
Так я и жил сам по себе, и не было у меня стоящего собеседника
4. (глава 2, стр.8)
…когда мне было шесть лет от роду, взрослые отбили у меня охоту заниматься живописью, и я так и не научился рисовать.
//Иногда мы неосторожным словом можем оттолкнуть ребенка от того, чем он мог бы успешно заниматься. //
//Детская фантазия безгранична. Взрослые часто не понимают, чего хочет ребенок. Иногда дети играют с такими предметами, как крышки от кастрюлек, деревянные брусочки и т.п. и отвергают то, что, по мнению взрослых, интересно и привлекательно. Так же дело обстоит с картинками: невзрачные, часто черно-белые, иллюстрации трогают душу ребёнка, в то время как красочные, красивые рисунки оставляют его равнодушным. //
6. (глава 3, стр.13)
— Если идти, куда глаза глядят, не очень-то далеко и забредешь.
//Всегда и во всём должна быть ЦЕЛЬ. В жизни, в делах и т.д. Человек, не имеющий перед собой цели, вряд ли сможет добиться чего-то доброго. Жить по инерции – влачить жалкое существование, быть душевно нищим. //
7. (глава 4, стр.15)
Сделав свое открытие, астроном высокопарно объявил о нем на международном астрономическом конгрессе, но, поскольку ученый был одет на турецкий лад, никто не захотел ему верить.
// Люди часто судят о других по внешним признакам (одежда, национальность). Предвзятое отношение к человеку порождает предвзятое отношение ко всему, что он делает или говорит. Даже в отношении Иисуса Христа во времена Его жизни на земле люди говорили: «из Назарета может ли быть что доброе?» (Иоанна 1:46) и «не плотников ли Он сын?» (Матфея 13:55)
Прочитав историю о турецком астрономе дальше, мы видим, что это же самое его открытие было воспринято совсем по-другому, когда он надел европейский, роскошный и вальяжный, костюм. И тогда «его доклад получил всеобщее признание». Здесь налицо предвзятое и лицемерное отношение, что в жизни встречается довольно часто. //
8. (глава 4, стр.17)
А если вы скажете взрослым: «Я видел красивый домик из розового кирпича, с геранью на подоконниках и голубями на крыше», они так и не поймут, что это был за домик. Вам придется сказать: «Я видел дом, который стоит сто тысяч франков». Вот тогда взрослые воскликнут: «О, какой славный домик!»
//Всё оценивается по материальным признакам, по принципу «чем дороже – тем престижнее, лучше». К сожалению, это касается не только оценки домиков, но и, зачастую, таким образом «оцениваются» люди – по внешнему виду, по материальному достатку. На красоту души мало кто смотрит… //
9. (глава 5, стр.19)
С каждым днем из наших разговоров я все больше узнавал о его планете, о том, как он покинул ее и как путешествовал. Сведения пополнялись очень медленно и лишь благодаря случайным обмолвкам Маленького принца.
// «Планета» Маленького принца – это душа человека, его внутренний мир. Чтобы постигнуть душевный мир другого человека, требуется время («Сведения пополнялись очень медленно») //
10. (глава 5, стр.20)
Именно так и узнал я на третий день о беде, в которой были повинны баобабы.
— А ведь баобабы тоже бывают маленькими, пока не станут большими.
// Плохая мысль, если её не пресечь, порождает дурной поступок. Солгав однажды, впоследствии ложь становится привычной и уже не вызывает ни чувства неловкости, ни чувства стыда.
После совершения ряда дурных поступков порок овладевает человеком и губит его душу. //
// С утра обдумывай свой день, удаляй дурные мысли из головы, как только они возникнут. Иногда что-то плохое кажется нам очень заманчивым и влечёт нас, но, зная, что последствия будут негативными, необходимо подавить в себе неразумные желания. «Грех влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Бытие 4:7). //
14. (глава 5, стр.22)
— Иногда не вредно отложить какое-нибудь дело на потом, но если запустить баобабы, быть беде. Я знаю одну планету, на которой жил лодырь. Как-то раз он махнул рукой на три маленьких кустика.
// Иногда мы просто «не хотим» избавиться от своих пороков. //
15. (глава 5, стр.22)
Я не ахти какой большой любитель читать нотации. Но мы очень плохо понимаем, насколько опасны могут быть баобабы и какому риску подвергается человек, заблудившийся на астероиде, вот почему на сей раз я отказываюсь от своей привычной сдержанности и прямо говорю: дети, остерегайтесь баобабов!
// Дети, остерегайтесь дурных мыслей и поступков! //
// Человека, живущего только материальным, бездушного и бездуховного, даже нельзя назвать человеком. «Он – гриб». А что есть гриб? Гриб – это плесень. //
// Если человек любит кого-то, он счастлив даже в разлуке с ним. Одна только мысль о любимом делает человека счастливым.
А когда теряешь того, кто тебе дорог, то ничего уже не может радовать. //
18. (глава 7, стр.29)
Я не знал, что еще ему сказать. Я чувствовал себя неловким и нескладным. Я не знал, как мне достучаться до его души, как снова взять его за руку и пойти рядом.
// Бывает очень трудно восстановить душевный контакт, когда он потерян из-за неосторожного слова. //
20. (глава 8, стр.33)
Но вскоре Маленького принца, полюбившего цветок и желавшего ему только добра, охватили сомнения. Он слишком серьезно воспринимал не имевшие никакого значения слова и чувствовал себя очень несчастным.
// Мы часто придаём значение пустым словам и воспринимаем на свой счет то, на что не стоит обращать внимания. А бывает, человек сказал что-то, а мы истолковываем его слова превратно. //
// Надо быть снисходительными к недостаткам других. Как часто вышеописанная ситуация возникает в семьях. Когда супруги не могут понять друг друга. Цветок в данном случае – это женщина. Со своими особенностями, недостатками, капризами, рассуждениями. Но, в то же время, женщины делают этот мир прекраснее. Женщина – жена – мать. Прекрасная половина человечества… «На них надо просто смотреть и вдыхать их благоухание. Мой цветок всю мою планету сделал душистой, но я так и не научился наслаждаться его великолепием». //
23. (глава 9, стр.35)
Маленький принц с легкой грустью вырвал последние ростки баобабов. Тогда он был уверен, что не захочет вернуться домой. Но в последнее утро вся эта привычная возня вдруг приобрела для него особую важность. А когда он в последний раз полил цветок и приготовился заботливо укрыть его стеклянным колпаком, то внезапно понял, что вот-вот расплачется.
// Расставание – всегда болезненно. //
// Часто мы начинаем ценить то, что имели, когда теряем это. Или, когда возникает угроза потери. Расставаясь, важно примириться друг с другом, признать свои ошибки, попросить прощения. //
// Иногда мы боимся признаться в любви. Но люди не умеют читать мысли друг друга. Поэтому важно не только принимать любовь других, но и самим отдавать свою любовь. Проявляя её и поступками, и словами… //
// Король – одна из категорий людей. Людей, которые считают себя выше других, но ничего особенного собой не представляют («простенький трон»). //
27. (глава 10)
Маленький принц посмотрел по сторонам, не найдется ли где сесть, но великолепная горностаевая мантия короля крупными складками покрывала всю планету.
// В душах людей, подобных этому королю, нет места другим людям («великолепная мантия покрывала ВСЮ планету»). Таковые считают, что, только благодаря им, всё делается как положено. //
// «Старая крыса» – совесть. Иногда («по ночам») она просыпается и осуждает нас. Но мы склонны заглушать голос совести, оправдывая себя. //
// Честолюбец – категория людей, которые «из кожи вон лезут», чтобы получить похвалу, они считают себя самыми-самыми во всех отношениях. //
// Пьянство – порочный круг. Человек пытается уйти от проблем, порождая пьянством новые проблемы. //
// «Дельцы» – люди, занимающиеся пустым делом, но считающие и представляющие это дело самым важным. При этом, иногда они даже не понимают, чем именно они занимаются (считают «звёзды», не помня или не зная этого слова). Пользы от таких людей нет никакой, и их деятельность на самом деле ничего не значит, т.е. это – бесполезные люди, что бы они о себе ни думали. //
// И, хотя работа угнетает «фонарщиков», они всё равно не оставляют её, оставаясь верными своим принципам и чувству долга. //
// Иногда мы бываем горды, думая, что обладаем чем-то уникальным. Чем-то, чего ни у кого нет. Будь то способности или какие-то вещи. А когда оказывается, что то, чем мы обладаем, не такое уж уникальное – нам становится грустно и немного обидно. //
//Самая важная глава книги, в ней открывается много истин, понятных даже ребёнку. На каждую истину можно написать целое сочинение. Думаю, что эта глава не нуждается ни в каких комментариях. //
// Когда мы не знаем, к чему стремимся 24 часа в сутки, то и 53 минуты свободного времени не имеют цели и значения. //
40. (глава 24)
— Хорошо иметь друга, даже если тебе скоро помирать. Я, например, очень рад, что подружился с Лисом.
// Маленький Принц знал, что его земная жизнь скоро оборвётся. И, хоть это принесёт ему много грустных моментов расставания с теми, кто стал ему за время пребывания на Земле дорог, он не только не жалеет о том, что всем сердцем привязался к ним, но очень рад тому, что они были в его жизни. //
// В каждом человеке есть что-то прекрасное («клад»), нужно только суметь это найти. //
// «Оболочка» – тело человека. «Главное – невидимо» – душа человека, его внутренний мир. //
// В течение жизни наши взгляды и ценности могут кардинально меняться. //
// Когда мы находим то, что долго искали, к чему упорно стремились – это приобретает особую ценность (сладость) в этот момент («долгий путь, усилие моих рук – вот что сделало её такой сладкой»). //
// Иногда нам кажется, что наше счастье где-то далеко. А может, стоит оглянуться и увидеть, что счастье-то – рядом! Зачастую то, что мы ищем, часто находится в чём-то, на наш взгляд, незначительном, непривлекательном. //
47. (глава 25)
«Но глаза слепы. Искать надо сердцем…»
// Истинные ценности души человеческой скрыты от посторонних глаз. //
48. (глава 26)
«Я сегодня тоже возвращаюсь домой»
//Я покидаю этот мир, т.е. умираю для земной жизни. //
// Мы смотрим на ночное небо и ждём встречи с людьми, которые раньше нас покинули землю. //
50. (глава 26)
— Зря ты идешь. Тебе будет больно. Я покажусь тебе мертвым, хотя это и не так.
Я не ответил.
— Понимаешь. это слишком далеко. Я не могу унести с собой свое тело. Оно очень тяжелое.
// «Я не могу унести с собой своё тело. Оно очень тяжёлое». – Наше «тяжёлое» тело («оболочка») остаётся в момент смерти (в момент перехода души к Богу) на земле. //
51. (глава 26)
— Оно //тело// сделается похожим на старую сброшенную оболочку. Сброшенные оболочки не могут никого опечалить.
// И нам не стоит очень печалиться, глядя на мёртвое тело. //
// Как бы мы не представляли себе небесную, вечную жизнь, нам всегда грустно терять друг друга. И мы плачем. //
9 адаптаций «Маленького принца» — самой популярной детской книги в России
Фильмы, спектакли, мультсериалы и не только
Самой популярной детской книгой по версии книжного сервиса «ЛитРес» стал «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Результат не такой уж удивительный: эта сказка давно считается культовой и входит в число самых продаваемых книг. Ее обожают дети и взрослые. Поэтому за годы, прошедшие с момента публикации, сказку множество раз экранизировали и ставили по ней спектакли. Мы собрали девять адаптаций «Маленького принца». В списке есть даже аниме и настольная игра!
Фильм, 1966 год
Впервые сказку экранизировали в СССР. Эта адаптации понравилась немногим зрителям и критикам. Из недостатков отмечали качество декораций и съемки и изменение существенных деталей сюжета. Зато хвалили волшебную и очаровывающую атмосферу. Достаточно ли этого для экранизации легендарного произведения? Каждый решает сам. Но фильм заслуживает внимания хотя бы за то, что стал первой попыткой перенести «Маленького принца» на экраны.
Фильм-мюзикл, 1974 год
Англо-американский фильм зрители тоже сначала встретили прохладно, но затем его превратили в театральную постановку, которую ждал успех. Больше всего этот фильм ценят за музыкальное сопровождение. Именно благодаря песням он был номинирован на «Оскар» и получил «Золотой глобус».
Аниме, 1978 год
Удивительную сказку не могли обойти стороной японские аниматоры. Они подробнее показали приключения Маленького принца, отправившегося исследовать разные планеты. Изначально в аниме было 39 эпизодов, позже их число сократили до 35. В США попало только 26 серий. В России аниме выходило с разными переводами, его даже показывали по телевидению.
Мультсериал, 2010 год
В более современном мультсериале Маленький принц тоже путешествует по галактике, но не ради исследований. Он отправляется на поиски Розы, которую похитил Змей. Во время поисков он посещает разные планеты и переживает отдельные приключения. В этой версии упор сделан на экшен, а вот сказочности и философии меньше.
Мультфильм, 2015 год
Полнометражный мультфильм можно считать продолжением оригинальной сказки. В нем маленькая девочка знакомится с Летчиком, который рассказывает ей историю Маленького принца. Девочка узнает, что конец сказки был не таким уж счастливым, и решает разыскать Маленького принца, чтобы это исправить.
Мультфильм понравился и зрителям, и критикам. Он даже вошел в список самых кассовых кукольных мультфильмов.
Спектакль в постановке Екатерины Еланской
Одна из самых известных в России постановок «Маленького принца». Впервые спектакль Екатерины Еланской представили на сцене в 1967 году. В 1983 году Еланская основала театр «Сфера» и в нем показала новую версию спектакля, отведя главную роль Летчику. Переводчица Нора Галь отмечала, что Екатерине Еланской лучше всех удалось передать атмосферу оригинала.
Спектакль «Не покидай свою планету»
Этот спектакль нацелен на детей постарше. Здесь необычна не только интерпретация сюжета, но и визуальные элементы постановки. Кроме того, все роли в ней исполняет один актер — Константин Хабенский. Зрители отмечают зрелищность и трогательность спектакля.
Комикс Жоанна Сфара
Тот случай, когда самые консервативные читатели не рискнут обвинять любителей комиксов в лени и нежелании читать книги. Комикс точно понравится поклонникам «Маленького принца». Во Франции его даже включили в список школьной литературы.
В российском издании использовали классический перевод Норы Галь, поэтому и после книги комикс будет читаться легко.
«Маленький Принц» с философской точки зрения
Темы любви и дружбы в «Маленьком Принце» Антуана де Сент-Экзюпери
«Маленький принц» и его автор
Два мира в повести
• Главные герои и их характеристика
Темы и проблемы
• Художественные особенности
• Немного о дружбе
• Роза — это символ любви, красоты, женского начала
Заключение
Феномен сказки «Маленький принц» в том, что, написанная для взрослых, она прочно вошла в круг детского чтения.
Русский перевод «Маленького Принца» нам знаком благодаря замечательной переводчице Норе Галь. Именно она первой представила эту философскую притчу русскоязычным читателям. Так начинается посвящение в её переводе:
«Прошу детей простить меня зато, что я посвятил эту книжку взрослому. Скажу в оправдание: этот взрослый — мой самый лучший друг. И ещё: он понимает всё на свете, даже детские книжки.
Ведь все взрослые сначала были детьми только мало кто из них об этом помнит». [1, c. 253]
Не всё доступное взрослым откроется сразу детям, ведь многие читатели понимают сказку лишь став взрослыми, и перечитав её. Несмотря на это, дети читают эту книгу с удовольствием, так как она привлекает их простотой изложения, атмосферой духовности, дефицит которой так остро ощущается в наши дни. Так же детям близко видение авторского идеала в детской душе. Только в детях Экзюпери видит самую ценную, ничем не замутненную основу человеческого бытия, потому что только они умеют видеть вещи в их истинном свете, не считаясь с их практическим значением.
«Маленький принц» и его автор
Маленький принц — это история о юном мальчике, странствующем по вселенной. Он не только посещает одну планету за другой, но и ищет секрет дружбы, суть любви и смысл бытия. Он пытается познать не только окружающий мир, но и самого себя. Самопознание — его основная задача. Мальчик еще развивается, он олицетворяет нежные и невинные детские годы, потому писатель назвал его «маленьким».
Но по какой причине принцем? На собственной планете он живёт сам, вся эта территория принадлежит только ему. Он ответственно исполняет свою хозяйственную роль и, невзирая на детский возраст, уже научился ухаживать за собственной землей. Такое поведение наталкивает на мысль, что перед читателем благоразумный молодой человек, который управляет своей планетой, а как его еще можно назвать? Принцем, ведь он наделен властью и мудростью.
Антуан де Сент-Экзюпери, будучи военным летчиком, в один из вылетов попал в авиационную катастрофу, это случилось в 1936 г. в пустыне в Ливии. Новости о начале войны, воспоминания об авиакатастрофе и бередившие скрытые психологические детские травмы вдохновили Антуана де Сент-Экзюпери на создание сказки.
Сказка была написана в 1942 г. в Америке, через год она уже была доступна для прочтения. Книга являлась последним творением писателя и принесла Экзюпери мировую популярность.
Посвящение книги своему приятелю с детских лет (Леону Верту) сделано не случайно. Тот был евреем, страдавшим от гонений во время Второй мировой войны. Он (как и маленький принц) вынужден был покинуть «свою планету» — свою родину. Такое посвящение было не просто данью дружбы, но и смелым вызовом писателя антисемитизму и нацизму.
Сказка «Маленький принц» была переведёна с французского на 360 языков мира. С 2020 года Франция ежегодно отмечает День “Маленького Принца”. Такое решение Фонд Антуана де Сент-Экзюпери принял по случаю 120-й годовщины со дня рождения писателя (29 июня 1900 г.), чтобы отдать дань уважения его роману.
Два мира в повести
Два мира представлено в сказке «Маленький принц» — взрослые и дети. В этом произведении деление сделано вовсе не по возрастным признакам. Например, пилот – человек взрослый, но ему удалось сохранить детскую душу. Автор разделяет людей по идеалам и представлениям. Для взрослых самыми важными являются собственные дела, честолюбие, богатство, власть.
А детская душа жаждет другого – дружбы, взаимопонимания, красоты, радости. Антитеза (дети и взрослые) помогает раскрыть основной конфликт произведения — противостояние двух различных систем ценностей: настоящих и фальшивых, духовных и материальных. Она в дальнейшем углубляется. Покинув планету, маленький принц на своем пути встречает «странных взрослых», понять которых он не в силах. [4]
Главные герои и их характеристика
1. Маленький принц – образ частично автобиографичный, хоть и очень сложно себе представить, что взрослый летчик когда-то был маленьким мечтателем. Главный герой – маленький мальчик, но в тоже время он очень часто оказывается умнее взрослых, которые «очень любят цифры». Экзюпери наделил своего героя на первый взгляд несовместимыми качествами: спонтанностью и надежностью. Он добр и очень любит свою Розу, которая осталась на его планете. В то же время он все еще растет и многих вещей не знает. Например, дружбе он научился лишь на планете Земля, а свою любовь осознал лишь после разлуки.
2. Роза. Прототипом Розы стала жена автора – Консуэло, латиноамериканка с горячим нравом. Роза была особенным цветком, маленький принц узнал бы ее среди тысячи других роз, все остальные цветы были для него «пустыми». Роза была хрупкой и уязвимой, поэтому мальчик накрывал ее стеклянным колпаком. Зато характер этой дамы был взрывным и капризным: она повелительно обращалась к собеседнику и часто настаивала на чем-то своем.
3. Летчик играет роль рассказчика в произведении. Несмотря на то, что он взрослый и опытный, мужчина в одночасье находит общий язык с Маленьким принцем. Все потому, что в детстве он отличался от всех людей, да и позже так не нашел способа понять их и стать таким же, как они. Он лишь приспособился к их порядкам. Непонимание автор показал через рисунки и их трактовку. Рассказчик рисовал одно, а окружающие видели другое. В итоге он разуверился в себе и перестал рисовать, стал летчиком. Но вот гость с другой планеты сразу его понял. Это вселило в сердце пилота надежду, что это не он бездарен, просто все остальные не поняли его. Таким образом, перед нами человек тонкой душевной организации, чутко воспринимающий критику и умеющий ценить духовное родство.
4. Лис – дикий зверь, который стал настоящим другом Маленькому принцу. Именно он научил его ответственности за того, кого тот приручил. Из его уст часто проскальзывают мудрые советы и нравоучения, вероятно, это универсальный образ наставника, которого каждый из нас рано или поздно встречает на своем пути.
5. Деловой человек. Деловому человеку принадлежала четвертая планета. Как показывает анализ сказки «Маленький принц», смысл жизни его состоял в том, что следует найти что-то, у чего нет хозяина, и присвоить его. Деловой человек считает богатства, которые не его: тот, кто лишь для себя копит, мог бы с тем же успехом подсчитать звезды. Не может маленький принц понять логику, по которой живут взрослые. Он делает вывод, что его цветку и вулканам полезно, что он владеет ими. А вот звездам никакой пользы нет от такого обладания. [4]
6. Фонарщик. Лишь на пятой планете главный герой находит человека, с которым ему хочется подружиться. Это фонарщик, которого стали бы презирать все, поскольку он думает не только о самом себе. Однако планета его крохотная. Для двоих здесь нет места. Впустую работает фонарщик, так как не знает, ради кого [4], однако именно его Маленький принц выделил среди всех, встреченных им на разных планетах:
«Вот человек, — сказал себе Маленький принц, продолжая путь, — вот человек, которого все стали бы презирать – и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе». [2, глава 14, с. 57]
Король, Деловой человек и Фонарщик. © SNEG5.com
Если описывать кратко, в путешествиях Маленький принц встретил «странных взрослых»:
1. Честолюбца, главная цель которого — чтобы его персоной восхищались.
2. Правителя, уверенного в своей безусловной власти над всеми планетами.
3. Делового человека — его основное занятие — подсчет астероидов.
4. Пьяницу, пьющего из-за ощущения вины за злоупотребление спиртным, насколько бы это парадоксально ни прозвучало.
5. Географа, который за целую жизнь не видел ничего, помимо собственной звезды.
6. Фонарщика, который постоянно зажигал и тушил фонарь.
Последним местом была Земля, на которой он обрел настоящего друга.
Темы и проблемы
1. Экзюпери в сказке «Маленький принц» говорит о многих глобальных проблемах. Прежде всего, его беспокоит вопрос смысла жизни. Именно на него ищет ответ маленький путешественник, пробираясь через космические пространства. Очевидно, что большинство его соседей не доходят до сути бытия, они просто живут в привычных рамках и не выходят за пределы маленьких и несчастных мирков. Только главный герой отважился идти дальше и взглянуть в душу себе самому. Ведь в общении с обитателями Земли он понял и признал свои ошибки, а в финале вернулся к Розе.
2. Также автор повествует о любви, дружбе и ответственности. Экзюпери не просто раскрыл тему дружбы или же любви, но и донес до читателя важность ответственности за близкого человека, да и за мир в целом. Герой ежедневно трудился, обороняя свою планету, очищая ее и ухаживая за ней. Также он любил и лелеял Розу, лишь его заботами она осталась жива.
3. Проблему всепоглощающего зла Экзюпери обозначает на примере баобабов, которые, если их не искоренять, поглотят все живое. Это символ любого паразитизма на Земле. Нужно жить своим трудом, а не нападать на чужие земли, искореняя все живое. Описание жизнедеятельности баобабов — это воплощение антивоенной темы, ведь в образе агрессивных деревьев легко можно увидеть гитлеровскую армию.
4. Экзюпери в своем произведении остро ставит проблему одиночества, о котором знал не понаслышке, сидя в кабине пилота. Чтобы показать одиночество, автор помещает летчика в пустыню, но, как говорит Маленький принц, одиноким можно быть и среди людей. Эта проблема актуальна в современном обществе как никогда.
5. Тема разума и чувств. Устами Лиса Экзюпери пытается донести до читателя, что нельзя все увидеть глазами, «зорко одно лишь сердце», как говорит Лис. [5]
Художественные особенности
Каждое издание «Маленького принца» сопровождается авторскими иллюстрациями, которые поясняют содержание книги и обогащают его. Автор выражает свое видение мира через незамысловатые рисунки, знакомые каждому человеку. Они стали популярнее самого произведения.
Книга состоит из развернутых метафор и аллегорий. Так, жители одиноких планет представляют собой популярные человеческие типажи и заблуждения. Король астероида — карликовый деспот, который утешает себя иллюзией власти и могущества, хотя на деле ни на что не влияет. Именно такими являются многие представители правительства. Честолюбца наши современники могут увидеть на просторах социальных сетей, а Экзюпери наверняка находил их повсюду в богемной среде, где принято восхищаться собой и не замечать остальных. Вечно занятый подсчетами деловой человек — это портрет типичного коммерсанта, который все измеряет в цифрах и забывает жить в своем стремлении к подсчетам. Географ — безнадежный теоретик, который не делает ничего из того, что якобы знает.
Весьма интересна композиция «Маленького принца»: «рассказ в рассказе» позволяет читателю находиться сразу в двух реальностях — в пустыне с пилотом и в космосе с маленьким принцем. [5]
Немного о дружбе
О дружбе Сент-Экзюпери говорит ещё на первой странице повествования (в посвящении). В авторской системе ценностей тема дружбы занимает одно из главных мест. Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи.
«Это печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть друг», – говорит герой сказки.
В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле своего нового друга Лиса. «Нет в мире совершенства», – скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит.
Маленький принц и Лис. © SNEG5.com
Экзюпери утверждает, что ничто не может помешать дружбе человека с человеком и другими живыми существами, кроме самого человека. Все хотят, чтобы их приручили. Лис вкрадчиво и настойчиво просит об этом Маленького принца, он даже учит его, как это сделать, учит его нежности и постепенности, верности и настойчивости, осторожности (потому что боишься спугнуть зарождающееся чувство того, кого приручаешь) и решительности.
— Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.
И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру… Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:
— Пожалуйста… приручи меня! [2, глава 21, с 76]
Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения: приручать — значит создать узы любви, единения душ. И принцу, и Лису эта дружба нужна в равной степени. И даже больше она нужна была Маленькому принцу, потому что именно Лис научил его любить.
Роза — это символ любви, красоты, женского начала
Антуан де Сент-Экзюпери говорит о том, что люди должны научиться доверять друг другу и нести ответственность за все то, что любят. Смысл книги заключается во фразе:
«Любить — это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении».
Консуэло Сунсин и Антуан де Сент-Экзюпери
Проблему взаимоотношений мужчины и женщины Экзюпери показывает через отношения Маленького принца и Розы. Более того, в реальной жизни — это отражение отношений автора и его жены. Жить вместе непросто, особенно, если характеры не сходятся. Но настоящая любовь вдохновляет людей на самоотречение, заставляет заботиться друг о друге, что бы ни случилось. [5]
Говорящая роза предстаёт нам в образе красивого цветка, который распустился лишь спустя долгое время, ввиду «неподходящих» для условий обитания. Семечко попало на планету ребёнка случайно, из-за чего роза долгое время пребывала в ужасном настроении и отказывалась цвести. Героиня постоянно критикует мальчика и просит всесторонней помощи в защите от ветра, погодных условий и диких зверей, насекомых, хотя тех никогда и не было на планете принца.
Несмотря на скверный характер розы, мальчик всячески пытается угодить ей, выполняя все её прихоти. Лишь когда главный герой собирается в путешествие, эгоистичная особа смягчается и искренне желает счастья своему спасителю, признаваясь тому в любви. Когда мальчик уходит, роза просит его не смотреть на неё, ведь по лепесткам цветка текли слёзы раскаяния за содеянное.
И лишь только на Земле Маленький принц узнал, что такое настоящая любовь и дружба. А смысл жизни, призвание человека — в бескорыстной любви к тем, кому он нужен. И Маленький принц возвращается к себе на астероид, чтобы заботиться о своей единственной Розе, которая без него погибнет.
Заключение
Характерная особенность философской притчи «Маленький принц» в том, что у неё простая и фантастическая сюжетная линия, однако она имеет поучительный характер, позволяет детям сформировать моральные качества, а взрослым подумать над поведением и мировоззрением.
Читая Экзюпери, мы как бы меняем угол зрения на банальные, повседневные явления. Он подводит к постижению очевидных истин: нельзя прятать деньги в банке и бессмысленно их пересчитывать, нужно беречь тех, за кого ты в ответе и прислушиваться к голосу собственного сердца:
— На твоей планете, — сказал Маленький принц, — люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут…
— Не находят, — согласился я.
— А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды…
— Да, конечно, — согласился я. И Маленький принц сказал:
— Но глаза слепы. Искать надо сердцем. [2, глава 25, с. 89]
Помимо этого, не нужно запираться в своем мирке, отделяясь от остальных. Необходимо найти себя, узнавать новое, выйти из зоны комфорта.
Мы видим, что главная цель написания детской сказки для взрослых «Маленький Принц» — внушение детям простой истины: надо быть верным в любви и дружбе, прислушиваться к голосу сердца, не быть равнодушным к окружающему тебя миру в любой ситуации. [3]
Сент-Экзюпери указывает, что все должны доверять друг другу и быть ответственными за тех, кого любят. История Маленького принца — назидательна и чувствительна. Сказка говорит, что нужно иметь верного друга рядом с собой. Произведение предостерегает от одиночества, учит дружить и ценить любовь.