Подсветка передней панели авто
Светодиодная подсветка приборных панелей. Общее и частное.
Доброго времени суток, дорогие автомобилисты!
Данная статья раскрывает хитрости, трудности и решение трудностей, связанных с внедрением и управлением яркостью светодиодной подсветки приборных панелей.
Светодиоды продаются как по отдельности ( штучно), так и в сборках ( светодиодная лента). Светодиодные ленты отличаются количеством и формой светодиодов. Светодиодная лента — это готовый источник света, требующий питания 12 вольт.
Приборные панели есть двух видов:
1. Это приборные панели с заводской светодиодной подсветкой (большинство автомобилей после 2008 года).
2. Это автомобили с подсветкой на основе ламп, но:
а) шкалы сделаны белыми или прозрачными, сами лампы одеты в колпачки синего, красного или зеленого цвета;
б) шкалы и стрелки сделаны уже нужного цвета, лампы подсветки не имеют никаких светофильтров.
Если Вы хотите изменить цвет светодиодной подсветки, то имейте в виду:
1. Нужны светодиоды smd, квадратные (для основной подсветки) и бокового свечения (для подсветки дисплеев, к примеру тойота камри).
2. Необходимо запомнить полярность светодиодов при демонтаже, так как они соединены последовательно и разрыв цепи гасит целую секцию (соответственно, не правильно впаянный светодиод не пропустит ток и не загорится секция, найти ошибку можно, но трудно)
3. Светодиоды очень боятся перегрева, поэтому паять нужно быстро и аккуратно.
Если мы ставим светодиодную подсветку в приборную панель, вида а, то:
1. Разбирая приборную панель, необходимо запомнить положение стрелок. Это правило работает не для всех приборных панелей, некоторые приходится корректировать «на ходу», так как компьютер ставит в ноль движки. Поэтому после окончания внедрения, не прикручивайте приборную панель, проверьте правильность показаний приборов.
2. Светодиодная лента: не герметичная, с плотным расположением светодиодов (менее 5мм). Такая лента обеспечит яркое освещение шкал.
3. При наклейке ленты, необходимо учитывать неровности и выступы (если углубления — клеим сверху!). Если выступа не избежать, то после окончания монтажа надо убедиться в равномерности подсветки. Бывает, что выступ приближает ленту сильно и в этом месте более яркая область. Для корректировки можно использовать легкую тонирующую пленку для фар или набор сопротивлений.
4. Для регулирования яркости необходимо использовать контроллер с шим. Есть на ду или с крутилкой.
5. Соединение проволочинками с последующей изоляцией лаком.
В данном случае все верно, что и для вида «а», кроме одного: так как цвет заложен в сами шкалы, можно лишь заменить лампы на светодиодную ленту того же цвета, что и шкалы. В таком случае, будет сочная и красивая подсветка.
Как самостоятельно сделать подсветку панели приборов в автомобиле светодиодами
Чего только не предпринимают автолюбители для того, чтобы их автомобиль стал более удобным и необычным. Некоторые автовладельцы тратят большие деньги на профессиональный тюнинг приборной панели. А некоторые мастера предпочитают сделать его самостоятельно. Такой тюнинг выполнить достаточно просто. Для того чтобы заменить обычные лампочки на светоизлучающие диоды (СИД), не нужно иметь специальных знаний и умений. Как сделать светодиодную подсветку панели приборов в автомобиле своими руками — мы сейчас вам и расскажем.
Качественно освещенная приборная панель не только более информативна в тёмное время суток, но и имеет лучший вид
Разбираем консоль
Первоначально необходимо разобрать приборную панель: снимаем защитное стекло, затем стрелочки, но учтите, что они очень хрупкие, и чтобы их не повредить, лучше подсуньте под отвёртку плотную бумагу, много усилий прикладывать не требуется.
После снятия «обложки» ножом аккуратно сцарапать светофильтр, он представляет собой специальную краску. После чего это место обезжирить при помощи ацетона или спирта.
Меняем подсветку
Первым что следует поменять — это подсветка одометра (показывает пройденный путь). Снимаем экран и удаляем защищающую его плёнку, убираем лампочку, а на её место ставим светодиод. Можно поэкспериментировать и поставить многоцветный СИД, в будущем выбирать цвет можно будет по настроению. После замены экран одометра ставим на место.
Меняем свет консоли полностью
Заменяем все оставшиеся лампочки на приборной панели новыми СИДами. Можно так же, как и в случае с одометром, выбрать многоцветные.
Если вы выбрали светодиоды для подсветки панели приборов многоцветные, то дополнительно потребуется установка переключателя цвета. Удобнее его расположить с правой стороны от руля, но вы можете реализовать и свой вариант.
Как сделать подсветку стрелок приборной панели
Важное значение имеет цвет стрелок спидометра и тахометра. Если они белого цвета, то можно оставить их так, как есть. А если же нет, то необходимо при помощи ножа удалить старую краску и обработать их спиртом, после чего покрасить их лаком белого цвета или обычной краской.
Цвет стрелочки должен быть белым, потому что только он передаёт всю гамму светодиодов.
Можно постараться и сделать подсветку стрелок отдельно. Для этого необходимы светодиоды диаметром 3 мм на 12 В.
Важно! В сети авто напряжение составляет 12 В, если светодиоды рассчитаны на меньшее значение, то нельзя их подключать напрямую. Следует подключать их через стабилизатор.
Если диаметр светодиодов будет больше, то придётся делать под них дополнительные отверстия.
Светодиоды рекомендуются располагать или по всей шкале, или напротив тех значений, возле которых стрелочка чаще всего находится.
Схемы плавного включения подсветки
Чтобы сделать плавное включение подсветки шкалы и стрелочек, необходимо затратить немного усилий, а если конкретно, то перепаять схему.
Ниже представлены две схемы, в первом случае — приборная панель, а затем — стрелочки. Схемы можно реализовать на небольших кусочках монтажной платы, которая продаётся в магазинах радиодеталей.
Учтите один важный фактор, если светодиоды будут отличаться по мощности, то они будут загораться не одновременно, одни с опережением, другие с опозданием, но в общем включение подсветки будет плавным. Также это относится к светодиодам на шкале.
Собираем
Когда всё готово, начинаем потихоньку собирать консоль. Первым делом устанавливаем подложку. Наносим на тыльную сторону герметик и приклеиваем к панели.
Затем ставим на свои места стрелочки и защитное стекло. После модернизации щиток приборов смотрится ярко и необычно.
Светодиодная подсветка выглядит не только необычно и ярко, но является ещё и хорошим дополнением авто в плане экономии, которое помогает экономить заряд аккумулятора, так как светодиод потребляют на 80% меньше энергии, чем обычная лампочка.
Светодиодная лента в панель приборов своими руками!
И снова здравствуйте.
Сегодня вам будет представлено чтиво об улучшении подсветки приборной панели в Toyota caldina.
Как я понял, штатная подсветка, именно приборных панелей, во многих тойотах конца 90х — начала 00х оставляет желать лучшего. Кроме оптитрона конечно (видел на 100х марках, смотрится красиво очень), ну и может еще пары троек моделей.
В калдине подсветка приборки мне показалась не просто плохой, а совершенно не приемлемой для настоящей тойоты.
Возможно, это из-за того, что мои глаза любят много света. Да и вообще всегда приятно, когда ты сидишь такой за рулем в темное время суток, а перед рулем все ярко светится и отражается в арках приборной панели. А тут еще и осень, как раз начало того времени, когда ты не замечаешь, что день вообще существует, кругом одна только ночь.
Необходимость добавления как больше света в своей обстановке обусловлена также тем, что в Екб нифига, мать его, нет солнца вообще. Вот на моей памяти последний хороший солнечный день был где то в самых первых числах октября. И так тут всегда. Что ни день, то хрень.
Короче, когда машина была пригнана из Челябинска, решил во что бы то ни стало сделать подсветку приборке ярче.
Старый хозяин впихнул в приборку 4 бичевские светодиодные лампочки красного цвета.
Мало того, что они светили кое как, так сам красный цвет меня просто вымораживал не по детски. Нифига не видно, глаза щурятся, напрягаются и устают.
А с виду так вообще, как будто это подсветка не тойоты, а какого-нибудь дроченого Логана.
Вот так все освещалось:
И наконец, просвятившись на эту тему в интернетах я втарился всем необходимым и приступил к работе.
Вообще, в нэте нашел интересную и очень хорошую статью, про то как паять светодиодную ленту.
Статья реально помогла в работе.
Что нужно для всего этого:
1. Паяльник немощный не мощный. 25-40Вт. Я купил в ОBI за 400 на 30Вт. Паял идеально!;
2. Припой ПОС-60;
3. Флюс гель;
4. Канифоль.
5. 1 метр медного провода 0,5 квадрата. Можно одножильного, можно двухжильного, без разницы.
6. Светодиодная лента 30см. (или 18 квадратиков). Лента должна быть нормально собрана. Качество сборки в целом можно определить с виду по равномерности распределения светодиодных ламп на ленте, отсутствия неровностей, отслоений. Цвет мне нужен был исключительно белый, потому что он мне просто нравится. Глаза от него не устают.
На все материалы ушло рублей 600.
Бывают еще светодиодные ленты RGB. Там один + и несколько — и, если минусы перепаять между собой, то свет будет еще ярче (видел на драйв2 у кого-то). Мне хватило обычной.
Теперь, как полагается, сам процесс:
1. Вытаскивем панель.
Для начала открутил крестовой отверткой 2 болтика наверху оправы приборной панели (болты находятся над спидометром и тахометром).
Снял оправу панели. Снимается очень легко, усилий прилагать не нужно. Получил доступ к самой панели.
Далее открутил 3 самореза, которыми держится вся панель. Немного оттянул ее на себя и выдернул 3 большие фишки с обратной стороны.
Все, панель можно вытаскивать.
Тут видел, что некоторые люди, чтоб вытащить панель даже снимают руль. Однако мне этого делать не пришлось.
Нужно только опустить рулевую колонку максимально вниз. Затем подтянуть панель на себя, пока она не упрется в руль и как бы тянуть ее влево вниз и одновременно поворачивать руль в эту же сторону.
Снимается вообще спокойно.
Все, панель стащили, теперь ее надо разобрать.
2. Разбираем панель.
Принес эту всю ерунду домой. Сел разбирать.
Процесс разбора очень легкий.
Сначала аккуратно чем нибудь пластиковым (я использовал специальные лопатки для разбора обшивки салона) отщелкиваем зажимы остекления панели, которое потом само снимется.
После этого отщелкиваем зажимы окантовки датчиков и также снимем эту окантовку.
Получается вот так.
Теперь нужно снять шкалы приборов (спидометр, указатели бензина и давления масла, тахометр).
Для этого сначала с обратной стороны панели выкрутил удерживающие шурупы, какие, указл на фото желтыми кружочками.
(4 на спидометр, 4 на тахометр и по 3 на масло и бенз).
Теперь один момент. После того как выкрутил шурупы, чтобы приборы легко снимались нужно отогнуть скобы-контакты, которые находятся в том же месте, где выкручиваются шурупы.
Теперь все легко снимается. Поддеваем аккуратно все приборы с другой стороны. Вытаскиваем и убераем, чтоб не мешали.
За стрелки не дергать!
Все, панель разобрали.
3. Паяем, Джонии, мать его.
Теперь самое сложное, но все же на самом деле простое.
Очищаем салфетками полость панели от пыли, не более. Чистить там все, как у кота шарики, думаю, нет смысла.
Можно еще сразу вытащить лампочку, которая идет на подсветку одометра. Там тоже скапливается пыль. Если с этой лампочки снять колпачок, то одометр будет видно очень хорошо. У него будет обычная желтая подсветка.
Сразу встал вопрос. Как же запитать провода к электрике?
Тут, опять таки, помогла находчивость и стремление к экономии.
Я вытащил старый светодиод из цоколя.
Из цоколя светодиода, предварительно выпрямив его проводки, вытащил сам светодиод.
Зачистил свои медные 0,5 провода, запихал их в цоколь светодиода, загнул и вставил в цоколь подсветки. Изи.
Далее по месту проклейки ленты внутри панели наклеил изоленту в 2 слоя. Чтоб все контакты соприкасались именно с изолентой, а не с пластиком. Оставшиеся свободными 2 отверстия от цоколей ламп подсветки плотно заклеил изолентой.
На первую половину приборки отрезал ленту в 3 квадратика и еще в 6 квадратиков. На вторую так же.
Примерил, чтоб все подходило и начал паять.
Припял + и — проводов к + и — на светодиодной ленте на 3 квадратика.
С другой стороны опять припаял провода и припаял снова к куску ленты в 6 квадратиков.
Весь процесс пайки не сложный.
Нужно зачистить провода, растопить канифоль, окунуть их туда, потом паяльником растопить припой и нанести его на провод, чтоб получилась капля.
На контактах ленты нужно намазать флюс гелем, аккуратно сделать там каплю припоя. Потом получившиеся 2 капли (на проводе и контакте) прикокнуть и дотронуться паяльником, они растят и провод утопится в припое.
Вот и все. Как правильно паять хорошо расписано в ссылке на статью, которую я прикрепил в начале.
В общем, спаял одну сторону, получилось так:
Спаял вторую, получилось так:
Вот и все. В обратной последовательности все собрал (одел приборы, загнул контакты, прикрутил саморезы, одел оправу приборов, одел защитное стекло).
Стекло неплохо было бы полирнуть, т.к. оно все в царапинах, но до этого руки не дошли.
Всю панель так же слева из под низу запихиваем и одновременно поворачиваем руль вправо. Все заходит без проблем.
Далее подключил разъемы.
Момент истины. Включаю габариты и тут бац! Левая сторона отлично горит, правая не горит вообще, от слова «совсем».
Да еп твою … «пошто так то» думаю. Ладно, посидел и тут осенило, что походу перепутал + и — в цоколе лампы с правой стороны. Тут же вытащил цоколь, просто повернул его на 90% в руке и опят воткнул.
Приборная панель. Пересветка (замена светодиодов и резисторов)
Ранее по теме пересветки приборной панели уже писал Саня (Alex-Calisto), поэтому я частично продублирую, расширю и дополню информацию по этой теме.
Вводная часть
Ранее я уже писал о замене табло. Теперь хочу осветить вторую часть работ по переделке приборной панели — электрическую, а точнее замену светодиодов и подбор соответствующего сопротивления.
В наших приборных панелях (независима от типа — простая или SuperVision) используются светодиоды SMD 3528 и резисторы SMD 1206 (0,25Вт; 1%) разных номиналов.
Именно они отвечают за подсветку шкал, пиктограмм индикации и дисплея бортового компьютера. Исключением является лишь индикация ЭКО-режима, идентифицировать светодиоды которой я не смог, но об этом ниже.
Как уже писал Саня, все светодиоды управляются контроллером. Контроллер неактивен без нагрузки, поэтому каждая цепь со светодиодом состоит из двух параллельно впаянных входных резисторов (их мы и будем менять), диода и впаянных параллельно диоду полевого конденсатора и выходного резистора (он и есть неотъемлемая нагрузка).
Расчет сопротивления для новых светодиодов
Как известно, одни и те же типы светодиодов, но разного цвета свечения отличаются по яркости свечения при одном и том же сопротивлении в цепи, т.е. проще говоря красный светодиод SMD 3528 в цепи с резистором номиналом 1,5 кОм будет светить более тускло, чем такой же зеленый светодиод SMD 3528 с резистором такого же номинала.
Как и в случае с панелью SuperVision, в обычных приборных панелях для определенных цветов свечения светодиодов подобран определенный номинал парных или одинарных резисторов.
SMD 3528:
Зеленые светодиоды — сопротивление 1,5 кОм + 1,5 кОм (суммарно (1,5+1,5)/2/2 = 750 Ом);
Синий светодиод (дальний свет) — сопротивление 1,1 кОм + 1,0 кОм (суммарно 525 Ом);
Красный светодиод (ручник) — сопротивление 1,3 кОм + 1,3 кОм (суммарно 650 Ом);
Красные светодиоды — сопротивление 1,5 кОм + 1,3 кОм (суммарно 700 Ом);
Желтые светодиоды (правая секция) — сопротивление 1,2 кОм + 1,3 кОм (суммарно 625 Ом);
Желтые светодиоды (ABS, центральная секция) — сопротивление 1,5 кОм + 1,3 кОм (суммарно 700 Ом).
Светодиоды Эко-режима:
Белый светодиод — сопротивление 1,8 кОм + 1,8 кОм (суммарно (1,8+1,8)/2/2 = 900 Ом);
Зеленый светодиод — сопротивление 1,5 кОм (суммарно 1,5 кОм);
Красный светодиод — сопротивление 1,5 кОм + 1,5 кОм (суммарно 750 Ом).
В моём случае все светодиоды зеленого света были заменены на синие, кроме этого были изменены по цвету некоторые другие индикаторы. Синие светодиоды SMD 3528 я выпаял из автомобильной лампочки, которую нашёл по смешной цене на авторынке.
Таким образом с одной лампочки я получил 10 синих светодиодов, которых вполне хватит на все мои нужны.
Забегая вперед скажу, что в случае с китайскими синими светодиодами достаточно оставить сопротивление 1,5 кОм, т.е. один резистор номиналом 1,5 кОм.
Окончательная разборка приборной панели
В посту о замене табло я уже описывал процесс разбора приборки и остановился там на снятии табло.
Чтобы получить доступ к самой плате со светодиодами нам нужно аккуратно с обратной стороны отщелкнуть черный пластиковый кожух, далее освободить шлейф бортового компьютера и снять белую маску с платы.
В моём случае панель простая, не SuperVision. Комплектация автомобиля — Active 2013 г.в. (средняя), АКПП.
На фотографии выше специально размечены цвета свечения светодиодов:
Б — белый;
Ж — желтый;
З — зеленый;
К — красный;
C — синий.
В овалы обведены те светодиоды, которые в моей комплектации не задействованы. Обратите внимание, что индикаторы ошибки двигателя и низкого уровня масла реализованы с помощью обычных ламп накаливания, а индикатор ЭКО-режима релизованной группой из трёх светодиодов разных цветов.
Топология светодиод-резисторы
Теперь подробнее о связках светодиод-резисторы. Специально отфотографировал по отдельности каждую группу:
Улучшаем приборную панель автомобиля
Панель приборов один из важных элементов салона, на который обращает внимание водитель, во время езды. Её тюнинг всегда бросается в глаза. Расскажем о принципах и базовых способах улучшения панели. Панель приборов один из важных элементов салона, на который обращает внимание водитель, во время езды. Её тюнинг всегда бросается в глаза. Расскажем о принципах и базовых способах улучшения панели.
Говорят, что панель приборов автомобиля, это его внутреннее лицо. На протяжении всего пути водитель посматривает на панель, а в ночное время это то, что подсказывает всю ситуацию на дороге.
В современных иномарках там находится целый комплекс приборов и датчиков, включая небольшие дисплеи.
Как можно оттюнинговать панель приборов
Сразу хочется сказать, что границы тюнинга панели приборов ограничены только вашей фантазией, на вкус и цвет выбирать только вам. Но все же в большей части можно выделить замену штатного освещения, добавление освещения датчиков, стрелок и других компонентов.
Кроме освещения можно сменить и внешний вид панели, добавив специальные наклейки на приборы. Таким образом, сменится внешний вид панели приборов. Некоторые автолюбители умудряются самостоятельно делать подобные наклейки, распечатав на лазерном принтере, на самоклеющейся бумаге.
Третий способ и самый дорогой, это полная замена панели приборов на тюнингованную. Чаще всего это может быть полностью другое расположение приборов, разноцветная подсветка, наличие дополнительных приборов. Самым современным считается установка большого дисплея вместо аналоговых приборов, но такое удовольствие будет стоить немалых денег.
Подсветка приборов на основе светодиодов
Не редко бывает, что тусклая заводская подсветка панели приборов смешивает показатели приборов или вовсе их не видно. Так же из-за такой подсветки устают глаза водителя, что может привести к несчастному случаю.
Самым современным способом считается светодиодная подсветка на основе лент. Во-первых, их легко купить в любом автомагазине, а во-вторых, быстро и легко установить. Первое, что нам понадобится это снять панель приборов, в зависимости от марки и модели автомобиля, панель снимается по-разному, поэтому процесс откручивания и снятия панели описывать не будем.
Далее стоит хорошо дружить с паяльником, потребуется снять штатные лампочки и на их место припаять светодиодную ленту. В качестве крепеже пайки можно использовать два небольших проводка, но не сильно тонких, из-за нагрузки могут перегореть.
Желательно расположить светодиодную ленту равномерно по всей поверхности. Как показывает практика, лучше припаять несколько недлинных лент, чем одну длинную, и вероятность сгорания меньше, и нагрузки на одно питание не будет.
Если же не дружите с паяльником, то лучше обратится к опытным, так как здесь нужно быть аккуратным и тонным, малейшее замыкание может спалить всю панель приборов.
После того, как только припаяли все ленты, стоит проверить, навесным монтажом подключить панель приборов и включить подсветку, если все сделано правильно, все ленты будут светиться. Сами ленты можно прикрепить с помощью двухстороннего скотча, таким образом, подсветка будет распределяться равномерно на все приборы. Остается только собрать все в обратном порядке, закрутить панель приборов и наслаждаться.
Пленка вместо светодиодов
Более простым способом можно считать использование пленки вместо светодиодов или светодиодной ленты. Плюсом этого способа считается простота и меньшие затраты. Начало работы аналогичное, как и в предыдущем случае. Стоит открутить и снять панель приборов, далее разобрать её до основания, где находится подсветка. Теперь же процедура начинается отличаться. Обычно заводская подсветка белого цвета (в отечественных автомобилях), а цвет меняется благодаря пленке на приборах с обратной стороны.Чем прозрачней пленка, тем ярче будет подсветка приборов, в зависимости от цвета пленки будет и подсветка приборов. Принцип построен таким образом, что свет от стандартной подсветки проходит через пленку, тем самым меняя цвет и подсвечивая приборы.
Здесь как говорят, расцветка будет ограничена вашей фантазией, можно сделать цифры одного цвета, стрелки другого, а линии третьего. Некоторые любители, подчищают наждачной бумагой, нулёвкой, основание приборов с обратной стороны (со стороны подсветки), чтоб ярче казались цифры и показатели. Пленку можно использовать как специальную, так же продается в автомагазинах, так и найти самостоятельно с подручных материалов. Большим плюсом можно считать то, что никаких изменений в электронику не будет внесено, а значит и никакого замыкания не может быть.
Клеим наклейку на приборную панель
Кроме выше наведенных способов относительно изменения цвета подсветки, можно сменить и внешний вид, то есть изображение приборов, как их будет видеть водитель.
Для этого чаще всего используют специальные наклейки. Для этого стоит разобрать панель приборов и добраться до подложки приборов, на которую нанесены значения и цифры.
Стоит помнить, что наклейки продаются под каждую модель, марку и год выпуска автомобиля отдельно. С примера случаев, может быть один и тот же автомобиль, марка и модель, даже год выпуска, а панель приборов разная. В одном будет тахометр, в другом его нет. Поэтому наклейки стоит подбирать очень внимательно.
Прежде чем клеить, примерьте поверхностно на заводскую панель, подходит ли по крепежам, нечего ли не мешает для ровной наклейки. Если же старое покрытие можно снять, то лучше это сделать, новая наклейка будет выглядеть намного симпатичней. Теперь же, когда все подошло поверхность, на которую будете клеить стоит протереть обезжиривателем. Приклейте одну сторону, и прижимая наклейку медленно оттягивайте защитный слой. Разгладить стоит так, чтоб не было воздуха под наклейкой, иначе от температуры через несколько месяцев она отстанет от поверхности.
После пройденных процедур можете собрать все обратно и навесным монтажом посмотреть насколько качественно улучшилась панель приборов. Далее собираем все в обратном порядке, установив панель на положенное место.
Меняем панель приборов на новую
Как ранее мы вспоминали, помимо наведенных способов есть еще самый дорогой, но и самый качественный вариант, это полная замена панели приборов. Сейчас в моде панели приборов, в основе которых лежит большой дисплей вместо аналоговых приборов.
Даже на отечественные автомобили можно установить такое чудо и панель приобретет современный вид. При выборе стоит помнить все параметры вашего автомобиля, так как даже разные двигателя могут играть роль в выборе. Такая панель позволить полностью подстроить приборы по вашему вкусу, их расположение, подсветку и другие параметры. Одним словом, сделать все по вкусу водителя. Ниже мы навели видео пример работы такой панели приборов на автомобиле ВАЗ 2114.
В основе такой технологии лежит большой дисплей на всю панель приборов, миникомпьютер на базе Android и набор устройств, Wi-Fi, Bluetooth.
Такая замена обычно недолгая, но дорогостоящая, поэтому прежде стоит подумать, нужно ли вам такое или просто для красоты.
Цена тюнинга панели приборов
Видео интерактивный дисплей на ВАЗ 2114: